Церковная служба по усопшему. Панихида - что это? Панихида по усопшему. Панихида на кладбище

На протяжении всей жизни верующий человек соблюдает все обряды и ритуалы, которые готовят его ко встрече с Господом. И однажды наступает такой момент, когда душа покидает тело . На плечи родных ложатся заботы о душе покойника. Мы не можем вернуть умершего человека в наш бренный мир, но помочь его душе обрести покой и умиротворение - по силам любому верующему человеку.

Суть обряда

Для тех, кто только недавно начал путь к Богу, стоит пояснить, что панихида - это церковное богослужение, особая молитва, которая произносится в церкви на третий, девятый и сороковой день после смерти христианина. Эта служба начинается с вечера и идет всю ночь, плавно переходя в заутреннюю. Такой обряд совершается только в православии. В протестантских и других верованиях таких служб не совершается, но каждый желающий может помолиться об усопшем у себя дома.

Для верующего, который всегда соблюдал все религиозные правила, будет являться большой трагедией, если его похоронят без отпевания. Тогда душа предстанет на небесах без очищения.

Разновидности и правила

Запреты на панихиду

Все остальные люди после своей смерти могут рассчитывать на то, что за них будут молиться.

В году есть определенные периоды, когда панихиды проводить нельзя. Это последняя неделя перед пасхой и первое воскресенье после пасхальной недели. Отпевать покойников допускается в любой день, кроме самого праздника пасхи.

Также не проводится панихида в Рождество и другие двунадесятые праздники. Возможно проведение на усмотрение священника.

Церковные службы

Все службы можно разделить на такие виды:

Обязательной является панихида на 9 день. Именно с этого момента душа идет по мытарствам и осмысливает свои грехи. Чтобы облегчить ее терзания, необходимо здесь, в земной жизни, произносить молитвы и просить о прощении грехов.

Одной из главных дат считается 40 день после смерти. Его называют сорокоустом. Именно в этот день по поверьям душа посещает привычные места и приходит прощаться с родными. Если в этот день не поминать покойного, душа его будет мучиться и страдать. Поэтому в этот день обязательно заказывают панихиду, чтобы покойник мог легко и спокойно покинуть этот мир навсегда.

Дома собирают поминки, раздают милостыню и посещают могилку. В течение всего дня близкие должны вспоминать усопшего, говорить о нем хорошие слова. Запрещается проводить и посещать развлекательные мероприятия.

Годовщина смерти

Как и сорокоуст, дата смерти считается важной датой. Принято заказывать церковную службу, устраивать поминальный обед и подавать милостыню. Родственники, совершая добрые дела, помогают душе покойного получить прощение Господа. В этот день подается записка с именем того, кого следует поминать. Существуют определенные правила подачи таких записок:

Во время проведения службы родные и близкие должны стоять с зажженными свечами. После завершения службы свечи тушат. Это символизирует нашу жизнь, которая также горит, но обязательно когда-нибудь потухнет.

Молитва - это незримая нить, которая связывает живого человека и душу усопшего. Покойный уже не может творить добрых дел и просить Господа о заступничестве. Но это могут делать родные и близкие. Смерть - это не забвение, а совсем иная, вечная жизнь. Поэтому души усопших нуждаются в поминовении.

Реклама

В жизни каждого наступает день, когда он теряет близкого человека. Тогда время останавливается – и всё вокруг “умирает” вместе с ним. Человек уходит навсегда. Мы не в силах его вернуть, но здесь, в земной жизни, вспоминая о нём, тем самым помогаем ему там, на небесах, обрести долгожданный мир и покой. Именно поэтому в основные даты ухода в мир иной проводится церковная панихида, которая имеет огромное значение для верующего человека.

Панихида по усопшим служится до похорон, для этого батюшку можно позвать домой. Обычно требуется машина, чтобы забрать его из храма и привезти обратно, о сумме пожертвования надо договариваться индивидуально (певчие обычно приходят только за оплату, а вот священник может денег не взять, если умерший часто ходил в храм). Все присутствующие должны молиться, по традиции в руках держатся зажженные свечи. По времени обряд занимает около получаса.

Панихида за упокой когда заказывают: что такое панихида

Панихида – это богослужение, которое по своему составу представляет сокращенный чин погребения а так же схожа с утреней. На ней читается 90-й псалом, после которого возносится великая ектения об упокоении поминаемого, потом поются тропари с припевом: "Благословен еси, Господи…" и читается псалом 50-й. Поется канон, который разделяется малыми ектениями. После канона читается трисвятое, Отче наш, тропари и ектения, после которой бывает отпуст.


Эта служба может проводиться до и после отпевания в третий, так как Христос воскрес на третий день после своей смерти, девятый — ждя того, чтобы душа усопшего была приближена к девяти ангельским чинам, сороковой день — потому что Спаситель в сороковой день вознесся своей пречистой плотью на небо, после кончины или в другое время по просьбе родных и близких. Душа каждого усопшего после смерти проходит мытарства, поэтому в это время его душе необходима молитва. Панихида помогает душе облегчить переход в загробную жизнь. В это время суток так же прощались с телами усопших и мучеников. Останки мучеников полагались в пещеры или отдаленные дома, в которых затем пелись псалмы и к началу утра совершалось захоронение. Это богослужебное последование над умершим именовалось панихидой, или по-другому — всенощным бдением. Поэтому служба об усопшем стала называться панихидой.

ПОМИНОВЕНИЕ УСОПШИХ – ДНИ ОСОБОГО ПОМИНОВЕНИЯ УСОПШЕГО

Третий день. Поминовение усопшего в третий день после смерти совершается в честь тридневного воскресения Иисуса Христа и во образ Пресвятой Троицы.

Девятый день. Поминовение умершего в этот день бывает в честь девяти чинов ангельских, которые, как слуги Царя Небесного и предстатели к Нему за нас, ходатайствуют о помиловании преставившегося.

Сороковой день. Сорокадневный период весьма знаменателен в истории и предании Церкви как время, необходимое для приуготовления, для принятия особого Божественного дара благодатной помощи Отца Небесного.

Годовщина. Церковь совершает поминовение усопших в годовщину их смерти. Основание этого установления очевидно. Известно, что самым большим литургическим циклом является годовой круг, по прошествии которого вновь повторяются все неподвижные праздники. Годовщина смерти близкого человека всегда отмечается хотя бы сердечным поминовением его любящими родными и друзьями. Для православного верующего - это день рождения для новой, вечной жизни.

Панихида за упокой когда заказывают: Как правило панихида совершается в храмах после совершения Божественной Литургии

Существо молитв панихиды состоит в обращении к Господу с просьбой простить согрешения умершего и даровать его душе упокоение и Царство Небесное. В текстах панихиды, Церковь обращает внимание на то, как душа умершего восходит на суд Божий, как она со страхом предстоит на суде, открывая свои согрешения перед Господом. Церковь говорит об основном законе божественного суда - это милосердие. Панихида завершается словами: «Во блаженном успении вечный покой подаждь, Господи, усопшему рабу Твоему (имя) и сотвори ему вечную память!» «Эти слова, - говорит святой Симеон Солунский, - дар и завершение всего, они отсылают усопшего к наслаждению Богом и передают душу и тело умершего Богу». Молитвословия панихиды приносят облегчение душе умершего, а также и для самих молящихся.

Как правило панихида совершается в храмах после совершения Божественной Литургии, однако, по мнению некоторых богословов такая практика не имеет оснований в Уставе Православной Церкви. После Литургии вообще не должны совершаться какие-либо богослужения. Поэтому предлагается служить панихиду до Литургии или после вечернего богослужения.

Вселенские панихиды — родительские субботы

Кроме поминовения каждого умершего в отдельности, Церковь совершает в определенное установленное время поминание всех усопших православных христиан, тех, кто был настигнут внезапной смертью и не был напутствован в будущую вечную жизнь молитвой Церкви. Такие панихиды называются вселенскими, дни, когда они совершается - вселенскими родительскими субботами. К этим дням относятся:

Суббота мясопустная. Следующее за ней мясопустное воскресенье посвящается духовному размышлению о Страшном суде. Молитва об умерших в эти дни приносит им большую пользу. Спасение души может осуществиться только в Церкви, членами которой являются живущие, а так же и все усопшие. Единение с ними через молитву является выражением нашей любви.
Суббота Троицкая. Поминовение всех усопших христиан определено и в субботу перед праздником Пятидесятницы, потому что сошествием Святого Духа завершилось домостроительство спасения человека, в котором принимают участие и умершие. Молясь в день Пятидесятницы, Церковь просит, чтобы для умерших благодать Господня стала источником радости и блаженства, так как Духом Божиим «всяка душа живится». Поэтому суббота накануне праздника посвящается молитве об усопших. Святой Василий Великий, который составил молитвы вечерни Пятидесятницы, говорит, что Господь более в этот день благоволит принимать моления об усопших христианах и даже о «иже во аде держимых».

Дмитриевская родительская суббота названа так в честь святого Дмитрия Солунского. Установление поминания усопших в этот день принадлежит Дмитрию Донскому, который совершив после куликовской битвы поминовение павших воинов, установил совершать это поминовение ежегодно 26 октября. Впоследствии вместе с воинами стали поминать всех усопших.

Родительские субботы 2-й, 3-й и 4-й недель Великого поста. В период Великого поста Церковь призывает всех верующих быть в единстве с живыми и умершими, совершать в определенные дни молитвы о них. Субботы этих недель определены для поминовения умерших так как в седмичные дни Великого поста заупокойные богослужения не совершаются (к ним относятся: сорокоусты, заупокойные ектении, панихиды, поминовения 3-го, 9-го и 40-го дня после смерти), потому что полная Литургия не проводится ежедневно, а с совершением этого богослужения связывается поминовение умерших. Чтобы не лишить усопших христиан молитвы Церкви в дни Великого поста и были выделены эти субботы.

Заметили опечатку или ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам о ней.

Для людей верующих церковные службы и обряды важны на протяжении всей жизни. При рождении ребёнка крестят, как бы вверяя его судьбу в руки Господа. Затем следует первое причастие. Дальше, когда человек становится взрослым и создаёт семью, – венчание. Чтобы очиститься от грехов, он исповедуется. Чтобы поддержать здоровье, заказывает соответствующие молебны. И в последний путь уходят воцерквлённые люди тоже с напутствием священника, соборовавшего их и служащего по ним панихиду.

Значение слова

Для тех, кто не знает, панихида – что это такое, поясним. Это всенощная по умершему человеку. То есть служба, которая длится в течение ночи и переходит в заутреню, или заупокойную утреннюю службу. Следует отметить, объясняя, что представляет собой панихида, что это обряд, характерный именно для православия. В католичестве и протестантских конфессиях его не совершают. Правда, как поясняют священники, дома, в частном (келейном) порядке можно помолиться об иноверце, почитать псалмы. В храме же для таких представившихся не проводится панихида. Что это означает для умершего? Если его не проводят в последний путь согласно его религии, то он предстанет перед своим Создателем без отпевания. Для людей верующих такая смерть является большой трагедией, ибо молитвы за душу грешную крайне важны. Помимо церковной, существует и гражданская панихида. Что это – изложим ниже.

Виды церковных панихид

Первая из заупокойных служб совершается над только что умершим телом – до того, как его погребут в земле. Следующая проводится на третий день после отхода его в мир иной. Затем на 9-ый, 40-ой. Дальше отмечается первая и последующие годовщины смерти, дни рождения и именины – на них тоже заказывается в церкви панихида. Что это имеется в виду: по каждому умершему в день его святого обязательно правится служба. Кроме отдельных, существуют и общие панихиды – их называют Вселенскими. Это традиционные дни, когда поминают всех умерших. Например, Родительская Суббота. Панихида по усопшему имеет ещё одно, историческое церковное наименование: заупокойное чинопоследование. Совершается оно и дома, когда специально по вызову приходит священник, и в храме, и на кладбище.

Гражданская панихида

Это официальная торжественная церемония, не связанная с духовными сферами. Такая панихида по усопшему обычно делается для высокопоставленных лиц, глав государств или известных, прославленных личностей. На похоронах знаменитых актёров, писателей, музыкантов и других представителей культурной элиты, видных политиков, военачальников говорятся прощальные речи, за гробом следуют длинные процессии. Гражданская панихида может включать почётный караул, траурные митинги, обязательное возложение венков и букетов, торжественный салют. Иногда подобные действа перерастают в манифестации, политические акции, если умерший был членом какой-либо неформальной или диссидентской организации. В этом плане гражданская панихида коренным образом отличается от церковной. Правда, в отдельных случаях оба ритуала могут совмещаться.

Структура древнерусской заупокойной службы

Служба за упокой за время своего существования претерпела ряд структурных изменений.

  1. Первоначально, в эпоху Древней Руси, образцом для богослужения были византийские каноны и правила. В то время начиналось оно примерно в первой половине ночи и включало в себя:
  • Ектении (слова, призывающие к молитве, содержащие ряд прошений и прославление Господа).
  • 3 антифона (песнопения хора, символизирующие голоса ангелов, также славящих Всевышнего).
  • 5 особых молитв. Такое чинопоследование существовало в русском христианстве примерно с 8-го века. Песенная служба за упокой часто проводилась в именины святых мучеников, особенно в местах их упокоения. Это определяло, каким святым молиться следует в конкретный день. Впоследствии произошло перенесение обряда по времени на вторую половину ночи. Отдельные панихиды сводились к общему поминовению усопших, другие – к параклисисам.

Панихида в православии

Позднее, уже в русском православии, сложился свой регламент отправления панихиды. Вначале Устав предписывал проводить её на Троицкую субботу (перед святым праздником) и ещё в одну субботу, называемую «мясопустной». Затем такие панихиды были наречены «Вселенскими». К ним относятся сейчас, помимо уже перечисленных дат, службы Дмитриевской субботы, панихиды на субботы второй, третьей и четвёртой Великопостных недель, на Радоницу (Фомин понедельник и вторник) и в субботу перед Покровом.

В это время было принято поминать родных и близких, всех братьев и сестёр по вере и тех христиан, кого настигла скоропостижная смерть, кто не был отпет вовремя. Тогда же было принято решение проводить панихиды над умершим до его предания земле и затем по определённым дням и годовщинам.

Порядок проведения службы был записан в специально для этого предназначенных Требнике, Псалтыре, Октоихе и «Последовании за усопших». Там же содержатся предписания о том, каким святым молиться, какие духовные тексты читать.

Обычная панихида состоит из заупокойной утрени (основная часть) и литии (заключения). На столик с распятием и свечами, перед которым производится ритуал, ставится кутья (её ещё называют коливом). Это кушанье после обряда едят за помин все собравшиеся. Литию читают, когда покойника выносят из дома или другого помещения, где он находился, а также при вносе его в притвор храма, после возвращения похоронной процессии с кладбища и т. д. Последнее песнопение панихиды – «Вечная память». Песню поют все, кто присутствует на службе. Если человек умер в Великий пост, по нему служится только лития.

Стоимость обряда

Предположим, вам по умершим близким нужна панихида. "Сколько стоит обряд?" – вопрос достаточно актуальный и совсем не праздный. Естественно, что единого тарифа нет, а в каждом приходе свои цены. О них следует заранее справиться у духовных лиц, к которым собираетесь обратиться с требой. Например, просто поминальная записка, то есть проскомидия, может стоить от 10 рублей и выше; стоимость сорокоустов начинается от ста рублей, только панихиды стоят столько же, а отпевание – примерно 500. В разных храмах эти цифры могут колебаться в пределах 50-100 рублей.

Для чего нужна панихида

Какую роль играют песнопения панихиды, молитвы во время неё и вообще, для чего умершему человеку весь этот обряд? Во-первых, он облегчает душе переход из одного состояния в другое, от нахождения в теле до бестелесности. Когда за усопшего молятся, раздают милостыни и пожертвования, это является своего рода ходатайством за его душу перед Всевышним. И чем больше милосердных дел будет совершено и молитв прочитано, тем больше оснований для того, чтобы многие грехи покойного были ему прощены.

Об этом повествуют жития святых и говорится в Писании. Как учит Церковь, в первый и второй дни после смерти душу сопровождает посланный за нею ангел, вместе с которым она путешествует по местам, которые были дороги умершему. Она вспоминает потерянную жизнь и одним событиям умиляется, за другие раскаивается. На третий день душа должна предстать перед Богом, чтобы поклониться Ему. Это очень важный и ответственный момент, потому на него обязательно проводится панихида. Она является первым ходатайством за грешников, коими все мы являемся. С третьего по девятый дни душа находится в созерцании райской обители, наслаждаясь её красотою и благами, которые сулит пребывание в ней. А на 9-ый она снова идёт к Богу на поклонение. Поэтому именно к этой дате приурочена следующая панихида, на которой усиленно молятся о прощении души и о том, чтобы она была оставлена в раю с другими святыми душами.

Следующее местопребывания души умершего – в преддвериях ада, где она с содроганием лицезреет муки грешников. На сороковой день она в третий раз появляется пред престолом Господним. И особую силу имеет проведённая панихида на 40 дней, ведь решается участь преставившейся души в зависимости от её прижизненных дел. И молитвы, поминание за умершего смягчают Божий приговор и могут даже полностью оправдать отошедшего в мир иной человека.

Символика цифр

Как заказать панихиду? Об этом можно узнать у священника в храме. Вам подробно объяснят, что нужно делать, к кому обращаться и т. д. Мы же вновь вернёмся к символике цифр. Трёхдневная панихида совершается также в честь Воскресенья Христа и Святой Троицы. Девятидневная – для прославления 9-ти ангельских чинов, которые перед Царём Небесным просят о помиловании грешника. Панихида на 40-й день служится в память о сорокадневном плаче евреев по Моисею; о посте такой же длительности, после которого Моисей удостоился говорить с Богом и получил скрижали от Него; о 40-летнем хождении евреев по пустыне; о вознесении Иисуса Христа на небо после того, как тот умер, воскрес и ещё 40 дней был со своими учениками на земле. Именно поэтому Христианская Православная Церковь и советует совершать поминовение усопших на 40-ые сутки, чтобы их души могли взойти на Небесный Синай, лицезреть Отца нашего, достигнуть обещанного Всевышним блаженства и остаться в райских кущах среди праведников. Поэтому столь важно, чтобы в каждый из указанных дней родными умершего заказывалась служба, подавалась поминальная записка. Панихида и литургия очень полезны душам.

Регламент действа 1-й части

Рассмотрим теперь подробно содержательную сторону обряда. Обычный регламент его таков. С возгласа «Благословен всегда наш Бог, и ныне, и присно, и во веки веков» начинается панихида. Текст ее неизменен на протяжении многих столетий. Потом священник и все присутствующие трижды читают главную молитву верующих – «Отче наш». Следом двенадцатикратное повторение возгласа «Господи, помилуй!», православные молитвы «Слава и ныне», «Придите и поклонимся». Далее читается важнейший для всех христиан псалом №90, известный более по первой строке своей: «Живый в помощи…». Он является утешительным для всех, кто живёт с Богом в сердце, так как рисует картину счастливого перехода души от земных мытарств к вечной радостной и беззаботной жизни на небе, рядом с Творцом.

Через изображение фантастических чудовищ, аспидов и драконов в псалме аллегорически отражаются преграды, стоящие на пути усопшего для его сближения с Отцом Небесным. Однако Господь не оставляет Своих детей в одиночестве, поддерживая их во всех испытаниях, в том числе и в этих. Данный псалом как бы составляет основу службы. Панихиды не обходятся без него, ведь суть ритуала глубоко отражена в этом произведении.

Затем в последование звучит ектения «Миром Господу помолимся». Батюшка читает прошения – обычные и об умерших. Первое из прошений – об оставлении (прощении) грехов. Ведь именно они могут не пустить душу в рай, а уготовить ей вечные муки. Заканчивается прошение возгласом: «Господу помолимся!» Второе прошение – о больных, немощных, скорбящих, жаждущих утешения. Завершается оно традиционным воззванием помолиться Богу, чтобы Он избавил от всяких напастей и болей, послал свет надежды и ободрения. Третье прошение – о душе умершего, дабы отправил её Господь в «места злачные», где пребывают все праведники. Завершается оно всё тем же «Господу помолимся» и славословием Святой Троице. Заканчивается ектения исполнением «Аллилуйи». Завершают эту часть такие песнопения панихиды, как тропарь «Голубиная мудрость».

Регламент действа 2-й части

Следом поют ещё тропарь «О непорочных», в припеве которого есть такие слова: «Благословен, Господи еси…». Потом произносят новую ектению – заупокойную – и поют «Покой, Спасе…». После этого священник читает 50-ый псалом и со своими служками поёт канон. Между его частями (после песен 3, 6, 9) читают малые ектении заупокойные. Должны звучать кондак «Со святыми упокой» и икосы «Сам Един…». Лития – заключительная часть панихиды. Она начинается с чтения «Трисвятого», продолжается тропарём 4 гласа «Со духи праведных», ектенией «Помилуй нас» и песнопением «Вечной памяти».

Парастас

Так называется великая панихида. Во время богослужения хор поёт «Непорочны» и весь канон целиком. Слово «парастас» переводится с древнегреческого как «ходатайство». А великое оно потому, что молебны проводятся за всех умерших христиан. Начинается служба в пятницу вечером и продолжается ночью (всенощная) на родительские субботы. Состоит такая панихида из традиционного начала, великой ектении, тропарей, кафизсы 17, 50-го псалма, канона и малого служения.

Кладбищенская панихида

Каким образом проходит панихида на кладбище? В проведении ритуала есть свои особенности. В первую очередь отличие состоит в том, что у могилы совершается лития, то есть часть панихиды. Причина этого кроется в характере самой службы. Заупокойная утреня должна проводиться в церкви, так как там находится святой престол, стол с распятием и другие необходимые предметы культа. Начинается она с «Благословен Бог», по окончанию которого все присутствующие и певчие произносят: «Аминь». Потом трижды читается «Отче наш» и поются тропари (заупокойные) «Со духи праведных».

После этого следует собственно заупокойная ектения, возглас «Слава Тебе, Христе…» и отпуст, когда присутствующие духовные лица трижды восклицают «Вечная память…». В самом конце обряда тихо проговаривается «Бог да ублажит…». Это очень важная молитва, которая объединяет всех верующих, живых и усопших, в одно целое в лоне Святой Церкви перед лицом Господа. Кутья для такой литии обычно не приносится. Исключение могут составлять пятничные панихиды, более торжественные и потому выделяемые особо.

Записки о поминании

В церквях принято подавать записки для поминовения, но касается это только тех умерших, которые были крещены, то есть относятся к православию. Написана она должна быть чисто и аккуратно, разборчиво, чтобы священник прочёл всё правильно. Как конкретно должна выглядеть записка? Панихида служится по тем усопшим, которые представлены следующим образом:

  • Имя обязательно записывается в родительном падеже (кого? – Анны).
  • Форма имени должна быть полной, не сокращённой или уменьшительно-ласкательной. Касается это не только взрослых, но и умерших детей. Потому указывают: не Дима, а Димитрий.
  • Обязательно нужно узнать церковный вариант светских, мирских имён. Например, у Егора духовный аналог Георгий, у Полины – Апполинария.
  • Если в записке речь идёт о ребёнке, то до 7-ми годов он записывается как «младенец», далее, до 15, – отрок (отроковица).
  • Фамилии и отчества, гражданство, чин, национальность или степени родства в поминальных записках не указываются.
  • Можно отметить, как давно человек покинул этот мир. Писать «новопреставленный» следует, если ещё не прошло 40 дней, «покойный» - при более позднем сроке. Употребляется термин «приснопамятный», если у усопшего в данный день памятная дата.
  • В записках не поминаются те, кто Церковью признан святым. В записках «о упокоении» любой может написать не только имена кровных родных, но и своих покойных друзей, учителей, вообще дорогих людей.

Годовщина смерти

Как уже указывалось, поминать усопшего нужно не только на 3-й, 9-й, 40-й дни после смерти, но и на годовщину, другие важные даты. Все они – отличный повод для заупокойной молитвы, столь необходимой душе человека. Это та неоценимая помощь, которую «отсюда» могут оказать живущие ушедшему в мир иной человеку.

Каким образом совершается панихида на годовщину смерти? К началу службы утром следует прийти в церковь. Заранее напишите поминальную записку, а в храме передайте её свечнице. Обычно такие записки принимаются на проскомидиях, обеднях, ектениях. Во время панихиды они зачитываются во всеуслышанье. Сами усопшие считаются «приснопамятными».

Отстояв службу, нужно пойти на кладбище, побыть там, положить цветы, помолиться. Обязательно следует подать милостыни, дать еду или одежду бездомным. Ведь добрые дела, совершаемые во имя какого-либо человека, являются, как учит церковь, хорошим подспорьем душе. Затем помяните умершего за трапезой. Перед едой нужно прочесть «Отче наш» или псалом 90-й.

Сороковины

Очень важной считается панихида на 40 дней. Её обязательно нужно заказать (или сорокоуст) и заплатить деньги. По одним поверьям, душа покидает в этот день землю, отправляется навсегда в иной мир для ожидания судного дня. По другим, наоборот, она на краткое время возвращается к людям, чтобы попрощаться и расстаться навсегда с теми, кто был некогда дорог. Молитвы, панихида и сорокоуст крайне важны именно теперь, так как могут определить место, где пребывать душе вечность. Церковь считает крайне полезным до этого срока заказать Неусыпаемую Псалтирь. Обряды в церкви проводятся по заведённому порядку.

После службы основной попросите провести панихиду. Можно заказать на кладбище литию. Подаются поминальные записки, посещаются могилы, организуются угощения. Или же поступают христиане так: накануне важного дня заказывают в храме поминание во время Литургии, на сами сороковины совершают панихиду, днём читают псалтырь, вечером делают поминки. День должен быть проведён степенно, в разговорах и воспоминаниях о том, ради кого всё совершается. Без соблюдения этих ритуалов душе очень сложно в своей новой обители. Поэтому нельзя, чтобы живые отказывали мёртвым в поддержке через Господа.

ПОСЛЕДОВАНИЕ ПАНИХИДЫ

Священники, облачившись в епитрахили и фелони, а диаконы - в стихари, выходят из алтаря в притвор, предшествуемые свещеносцем. Став же по обычаю вокруг столика, на котором стоит блюдо с коливом, диакон возглашает:

Диакон: Благослови, владыка!

Священник же, взяв кадило с фимиамом, возглашает: Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков. Чтец: Аминь.

И кадит священник вместе с диаконом над коливом крестообразно.

Чтец: Трисвятое. (3) Слава, и ныне: Отче наш: Священник: Ибо Твое есть Царство: Чтец: Аминь. Господи, помилуй. (12) Слава, и ныне: Придите, поклонимся: (3)

Псалом 90

Живущий помощью Всевышнего под кровом Бога небесного водворится. Скажет Господу: «Заступник мой Ты и прибежище моё, Бог мой и уповаю на Него». Ибо Он избавит тебя от сети ловцов и от вести тревожной. За плечами Своими сокроет тебя, и под крыльями Его будешь надеяться, - как оружие окружит тебя истина Его. Не убоишься от страха ночного, от стрелы, летящей днём; от опасности, во тьме блуждающей, от несчастья и демона полуденного. Падёт рядом с тобою тысяча, и десять тысяч справа от тебя, но к тебе не приблизятся. Только очами твоими посмотришь и воздаяние грешников увидишь. Ибо Ты, Господи, надежда моя! Всевышнего сделал ты прибежищем твоим. Не подступится к тебе зло, и бич не приблизится к шатру твоему, ибо Он Ангелам Своим заповедает о тебе сохранить тебя на всех путях твоих, - на руках понесут тебя, чтобы ты не споткнулся о камень ногою твоею. На аспида и василиска наступишь и попирать будешь льва и дракона. «Ибо на Меня он уповал, и избавлю его, прикрою его, ибо он познал имя Моё. Призовёт Меня, и услышу его, с ним Я в скорби, избавлю его и прославлю его, долгоденствием исполню его и явлю ему спасение Моё».

Слава, и ныне: (3)

Затем диакон, приняв кадило от предстоятеля, кадит перед столиком, произнося ектению великую. Кадит он также и на прочих ектеньях.

Великая ектения

Диакон: В мире Господу помолимся.

Хор на каждое прошение: Господи, помилуй.

О мире свыше и о спасении душ наших Господу помолимся.

О отпущении согрешений во блаженной памяти преставившихся Господу помолимся.

О приснопамятных рабах Божиих (имена) , покое, тишине, блаженной памяти их Господу помолимся.

О прощении им всякого согрешения вольного и невольного Господу помолимся.

Дабы неосужденными предстать им у страшного престола Господа славы Господу помолимся.

О плачущих и скорбящих, ожидающих Христова утешения, Господу помолимся.

О избавлении их от всякой муки, скорби и стенания, и вселении туда, где сияет свет лица Божия, Господу помолимся.

Дабы Господь Бог наш водворил души их в месте светлом, в месте отрадном, в месте покойном, где все праведные пребывают Господу помолимся.

О причислении их к тем, кто в недрах Авраама, и Исаака, и Иакова, Господу помолимся.

О избавлении нас от всякой скорби, гнева, [ беды] и нужды Господу помолимся.

Защити, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.

Милости Божия, Царства Небесного и оставлении грехов испросив им и самим себе, друг друга и всю жизнь нашу Христу Богу предадим.

Хор: Тебе, Господи.

Возглас: Ибо Ты - воскресение и жизнь и покой усопших рабов Твоих (имена)

Хор: Аминь.

Затем трижды поем Аллилуия на глас 8:

Стих: Блажен, кого избрал и приблизил Ты, Господи

Стих: Память их в род и род.

Стих: Души их среди благ водворятся. Ср. Пс 64:5; 44:18а; 24:13а

Тропарь, глас 8

Глубочайшей мудростью человеколюбиво всем управляющий / и полезное всем подающий, / Единый Создатель, упокой, Господи, души рабов Твоих, / ибо на Тебя они надежду возложили, / Творца, и Промыслителя, и Бога нашего. (2)

Слава, и ныне, Богородичен: В Тебе имеем мы и стену, и прибежище, / и заступницу, благоугодную Богу, / Которого родила Ты, Богородица, брака не познавшая, / верных спасение.

И тотчас же поем на глас 5

Припев: Пс 118:12

Хор святых обрел источник жизни и дверь рая; / да обрету и я путь покаяния. / Я - пропавшая овца; / призови меня, Спаситель, и спаси меня!

Благословен Ты, Господи, / научи меня повелениям Твоим.

Об Агнце Божием провозгласившие / и заколотые как агнцы, / и к жизни нестареющей, святые, / и вечной переселившиеся, / Его усердно, мученики, просите, / долгов прощение нам даровать.

Благословен Ты, Господи, / научи меня повелениям Твоим.

Путем узким ходившие, прискорбным, / все в жизни крест как ярмо поднявшие, / и за Мною последовавшие с верою, / придите, наслаждайтесь тем, / что Я приготовил вам: / наградами и венцами небесными!

Благословен Ты, Господи, / научи меня повелениям Твоим.

Образ я неизреченной Твоей славы, / хотя ношу и язвы согрешений: / пожалей Твое создание, Владыка, / и очисти по Своему милосердию, / и вожделенное отечество подай мне, / снова делая меня / гражданином рая.

Благословен Ты, Господи, / научи меня повелениям Твоим.

В древности из небытия создавший меня / и образом Твоим Божественным почтивший, / но за нарушение заповеди / снова меня возвративший в землю, / из которой я был взят! / К тому, что по подобию Твоему , возведи, / чтобы в прежней красоте / мне восстановиться.

Благословен Ты, Господи, / научи меня повелениям Твоим.

Упокой, Боже, рабов Твоих, / и посели их в раю, / где хоры святых, Господи, / и праведники сияют как светила, / усопших рабов Твоих упокой, / не смотря на все их согрешения.

Слава: Светом Тройственным сияющее / единое Божество / благоговейно воспоем, взывая: / «Свят Ты, Отче Безначальный, / Столь же Безначальный Сын и Божественный Дух: / просвети нас, верою Тебе служащих, / и исторгни из вечного огня.

И ныне: Радуйся, Досточтимая, / Бога по плоти родившая для спасения всех, / благодаря Тебе род человеческий обрел спасение; / да обретем через Тебя рай, / Богородица Чистая, благословенная.

Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже. (3).

И произносится ектения об усопших:

Ектения малая

Диакон:

Хор на каждое прошение: Господи, помилуй.

(имена)

там

Хор: Подай, Господи.

Диакон: Господу помолимся!

Хор: Господи, помилуй.

Священник же произносит тайно следующую молитву: (имена) в месте светлом, в месте блаженном, в месте отрадном, откуда отошли мука, скорбь и стенание. Всякое согрешение, соделанное ими словом, или делом, или помышлением, как благой и человеколюбивый Бог, прости. Ибо нет человека, который жил бы и не согрешил, ибо только

Возглас: (имена) , Христе Боже наш, и Тебе славу воссылаем, со безначальным Твоим Отцом, и всесвятым и благим и животворящим Твоим Духом ныне, и всегда, и во веки веков.

Хор: Аминь.

И после возгласа поем:

Седален, глас 5

Упокой, Спаситель наш, / с праведными рабов Твоих / и посели их во дворах Твоих, как написано, / не взирая, как Благой, на согрешения их / вольные и невольные, / и на все, в ведении и в неведении содеянное , Человеколюбец.

Слава, и ныне, Богородичен: От Девы воссиявший мiру, Христе Боже, / и через Нее сынами Света нас явивший, / помилуй нас.

Псалом 50

Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей и по множеству щедрот Твоих изгладь беззаконие моё; совершенно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня. Ибо беззаконие моё я знаю, и грех мой всегда предо мною. Тебе, Единому, я согрешил и злое пред Тобою сотворил, - да будешь оправдан в словах Твоих и победишь, если вступят с Тобою в суд. Ибо вот, я в беззакониях зачат, и во грехах родила меня мать моя. Ибо вот, Ты истину возлюбил, сокрытое и тайное премудрости Твоей мне открыл. Ты окропишь меня иссопом - и буду очищен; омоешь меня - и сделаюсь белее снега, дашь мне услышать радость и веселие - возрадуются кости униженные. Отврати лицо Твоё от грехов моих и все беззакония мои изгладь. Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и Дух Правый обнови внутри меня. Не отринь меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня. Возврати мне радость спасения Твоего и Духом Владычественным утверди меня. Научу беззаконных путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся. Избавь меня от кровей, Боже, Боже спасения моего, возрадуется язык мой правде Твоей. Господи, Ты откроешь уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою. Ибо если бы жертвы Ты восхотел, я дал бы её, - к всесожжениям не будешь благоволить. Жертва Богу - дух сокрушённый, сердца сокрушённого и смиренного Бог не презрит. Облагодетельствуй, Господи, во благоволении Твоём Сион, и да будут воздвигнуты стены Иерусалима, - тогда примешь благосклонно жертву правды, возношение и всесожжения, тогда возложат на алтарь Твой тельцов.

(Если панихида служится по уставу в пятницу после вечерни, то поем канон о усопших текущего гласа, помещаемый в Октоихе в чине субботней утрени).

Канон, глас 6.

Песнь 1

Ирмос: Как по суше прошел Израиль / по бездне стопами, / и взывал, гонителя фараона видя утопавшим: / «Богу победную песнь воспоем!»

Припевы:

Песнь 3

Ирмос: Нет святого, / как Ты, Господи Боже мой, / возвысивший достоинство верных Тебе, Благой, / и утвердивший нас на камне / исповедания Твоего.

Припевы:

Упокой, Господи, / душу усопших рабов Твоих.

Слава Отцу, и Сыну, / и Святому Духу.

И ныне, и всегда, / и во веки веков. Аминь.

И катавасия: Нет святого:

Ектения малая

Диакон: Снова и снова в мире Господу помолимся!

Хор на каждое прошение: Господи, помилуй.

Еще молимся о упокоении душ усопших рабов Божиих (имена) , и о прощении им всякого согрешения, как вольного, так и невольного.

Дабы Господь Бог водворил души их там , где праведные обретают покой.

Милости Божией, Царства Небесного и отпущения грехов их у Христа, бессмертного Царя и Бога нашего, просим.

Хор: Подай, Господи.

Священник: Ибо Ты - воскресение и жизнь и покой усопших рабов Своих (имена) , Христе Боже наш, и Тебе славу воссылаем, со безначальным Твоим Отцом, и всесвятым и благим и животворящим Твоим Духом ныне, и всегда, и во веки веков.

Хор: Аминь.

И после возгласа поем:

Седален, глас 6

Поистине все - тщета, / а жизнь земная - тень и сновидение; / и, подлинно, попусту волнуется / всякий, на земле рожденный, / как гласит Писание: / когда мiр приобретем, / тогда во гроб вселимся, / где вместе цари и нищие. / Потому, Христе Боже, / преставившихся упокой, / как Человеколюбец.

Слава, и ныне, Богородичен: Всесвятая Богородица, / во все время жизни моей не оставь меня, / человеческому покровительству не вверяй меня, / но Сама защити и помилуй меня!

Песнь 4

Ирмос: «Христос - моя сила, / Бог и Господь», / - святая Церковь благоговейно поет, / возглашая от чистого разума, / в Господе торжествуя.

Припевы:

Упокой, Господи, / душу усопших рабов Твоих.

Слава Отцу, и Сыну, / и Святому Духу.

И ныне, и всегда, / и во веки веков. Аминь.

Песнь 5

Ирмос: Божественным светом Своим, Благой, / души с рассвета к Тебе стремящихся / любовью озари, - молюсь я, - / чтобы знать Тебя, Слово Божие, истинного Бога, / от мрака грехов / к Себе призывающего.

Припевы:

Упокой, Господи, / душу усопших рабов Твоих.

Слава Отцу, и Сыну, / и Святому Духу.

И ныне, и всегда, / и во веки веков. Аминь.

Песнь 6

Ирмос: Житейское море видя / поднимающееся волнами искушений, / я, к тихой пристани Твоей прибегнув, взываю Тебе: / «Возведи от гибели жизнь мою, / Многомилостивый!»

Припевы:

Упокой, Господи, / душу усопших рабов Твоих.

Слава Отцу, и Сыну, / и Святому Духу.

И ныне, и всегда, / и во веки веков. Аминь.

И катавасия: Житейское море:

Ектения малая

Диакон: Снова и снова в мире Господу помолимся!

Хор на каждое прошение: Господи, помилуй.

Еще молимся о упокоении душ усопших рабов Божиих (имена) , и о прощении им всякого согрешения, как вольного, так и невольного.

Дабы Господь Бог водворил души их там , где праведные обретают покой.

Милости Божией, Царства Небесного и отпущения грехов их у Христа, бессмертного Царя и Бога нашего, просим.

Хор: Подай, Господи.

Священник: Ибо Ты - воскресение и жизнь и покой усопших рабов Своих (имена) , Христе Боже наш, и Тебе славу воссылаем, со безначальным Твоим Отцом, и всесвятым и благим и животворящим Твоим Духом ныне, и всегда, и во веки веков.

Хор: Аминь.

И после возгласа поем:

Кондак, глас 8

Со святыми упокой, Христе, / души рабов Твоих, / там, где нет ни боли, ни скорби, ни стенания, / но жизнь бесконечная.

Икос: Ты Сам - один бессмертный, / сотворивший и создавший человека: / мы же, смертные, из земли были созданы, / и в ту же землю пойдем, / как повелел Ты, создав меня и сказав мне: / «Ты земля, и в землю отойдешь», / куда все мы, смертные, пойдем, / надгробное рыдание претворяя в песнь «Аллилуия!»

Песнь 7

Ирмос: Росоносною соделал печь / Ангел для благочестивых отроков, / а Божие веление, халдеев опалявшее, / мучителя убедило взывать: / «Благословен Ты, Боже отцов наших!»

Припевы:

Упокой, Господи, / душу усопших рабов Твоих.

Слава Отцу, и Сыну, / и Святому Духу.

И ныне, и всегда, / и во веки веков. Аминь.

Песнь 8

Ирмос: Из пламени Ты для благочестивых росу источил, / и жертву праведника водою попалил: / ибо все Ты совершаешь, Христе, одним Своим хотением. / Тебя мы превозносим во все века.

Припевы:

Упокой, Господи, / душу усопших рабов Твоих.

Благословим Отца и Сына и Святого Духа, Господа.

И ныне, и всегда, / и во веки веков. Аминь.

Песнь 9

Ирмос: Невозможно людям увидеть Бога, / на Которого не смеют полки Ангелов взглянуть; / но чрез Тебя, Всечистая, / стало видимым для смертных Слово воплощенное. / Его величая, / мы вместе с небесными воинствами Тебя восхваляем.

Припевы:

Упокой, Господи, / душу усопших рабов Твоих.

Слава Отцу, и Сыну, / и Святому Духу.

И ныне, и всегда, / и во веки веков. Аминь.

Затем священник возглашает: Богородицу и Матерь Света в песнях возвеличим.

Хор: Духи и души праведных восхвалят Тебя, Господи.

И катавасия: Невозможно людям увидеть Бога:

Чтец: Трисвятое. Слава, и ныне: Пресвятая Троица: Господи, помилуй. (3) Слава, и ныне: Отче наш: Священник: Ибо Твое есть Царство: Чтец: Аминь.

И поем тропари, глас 4

Со духами праведных скончавшихся / души рабов Твоих, Спаситель, упокой, / сохраняя их во блаженной жизни, / той, что у Тебя, Человеколюбец.

В месте упокоения Твоем, Господи, / где все святые Твои обретают покой, / упокой и души рабов Твоих, / ибо Ты Один - Человеколюбец.

Слава: Ты - Бог наш, сошедший во ад / и муки узников прекративший, / Сам и души рабов Твоих упокой.

И ныне: Единая чистая и непорочная Дева, / Бога во чреве носившая неизреченно, / ходатайствуй о спасении душ рабов Твоих.

Ектения сугубая

Диакон: Помилуй нас, Боже, по великой милости Твоей, молимся Тебе, услышь и помилуй.

Хор: Господи, помилуй. (трижды - здесь и далее)

Еще молимся о упокоении душ усопших рабов Божиих (имена) , и о прощении им всякого согрешения, как вольного, так и невольного.

Дабы Господь Бог водворил души их там , где праведные обретают покой.

Милости Божией, Царства Небесного и отпущения грехов их у Христа, бессмертного Царя и Бога нашего, просим.

Хор: Подай, Господи.

Диакон: Господу помолимся!

Хор: Господи, помилуй.

Священник произносит следующую молитву: Боже духов и всякой плоти, смерть поправший и диавола упразднивший, и жизнь мiру Твоему даровавший! Сам, Господи, упокой души усопших рабов Своих (имена) в месте светлом, в месте блаженном, в месте отрадном, откуда отошли мука, скорбь и стенание. Всякое согрешение, соделанное им словом, или делом, или помышлением, как благой и человеколюбивый Бог, прости. Ибо нет человека, который жил бы и не согрешил, ибо только Ты один без греха, правда Твоя - правда навек и слово Твое - истина.

Ибо Ты - воскресение и жизнь и покой усопших рабов Своих (имена) , Христе Боже наш, и Тебе славу воссылаем, со безначальным Твоим Отцом, и всесвятым и благим и животворящим Твоим Духом ныне, и всегда, и во веки веков.

Хор: Аминь.

Диакон: Премудрость!

[Священник: Пресвятая Богородица, спаси нас!]

Хор: Честью высшую Херувимов / и несравненно славнейшую Серафимов, / девственно Бога–Слово родившую, / истинную Богородицу - Тебя величаем.

Священник: Слава Тебе, Христе Боже, надежда наша, слава Тебе.

Хор: Слава, и ныне, Господи, помилуй. (3) Благослови.

Отпуст

(Над живыми и мертвыми владычествующий), воскресший из мёртвых Христос, истинный Бог наш, по молитвам Пречистой Своей Матери, святых славных и всехвальных Апостолов, преподобных и богоносных отцов наших, и всех святых Своих, душу от нас преставившихся рабов Своих (имена) , в селениях праведных водворит, в недрах Авраама упокоит и к праведным сопричтет, а нас помилует, как Благой и Человеколюбец.

Хор: Аминь.

И после отпуста

Возглашает диакон или священник: Во блаженном успении вечный покой подай, Господи, усопшим рабам Твоим (имена) , и сотвори им вечную память!

Певцы же поют трижды: Вечная память.

(А где нет диакона, певцы поют трижды: Рабам Божиим (имена) усопшим вечная память!)

Из книги Долгие проводы автора Никеева Людмила

39. Некоторые отправляют панихиды и через три, шесть и девять месяцев по смерти. Есть ли в этом какой-то духовный смысл? Поминовение усопшего в эти сроки (кратные трем), говорят некоторые святые отцы, символизирует Святую Троицу и совершается за преставившегося во славу

Из книги Справочник православного человека. Часть 2. Таинства Православной Церкви автора Пономарев Вячеслав

46. Почему усопших обязательно надо поминать на Божественной литургии? Разве недостаточно панихиды? Первые панихиды свидетельствуются в Священном Писании. Из Ветхого Завета мы узнаем, что израильтяне просили Бога отпустить грехи их прежде усопшим отцам (Неем. 9, 2). Когда у

Из книги Справочник православного человека. Часть 3. Обряды Православной Церкви автора Пономарев Вячеслав

49. Что такое Вселенские панихиды? Чем они отличаются от прочих родительских суббот? Среди нарочитых, дней, назначенных Церковью для поминовения усопших, наиболее значимы родительские субботы, но важнее всех две так называемые Вселенские родительские субботы, или

Из книги Текст Требника на церковнославянском языке автора Автор неизвестен

Из книги Текст Требника на русском языке автора Автор неизвестен

Из книги Молитвослов автора Автор неизвестен

Из книги О поминовении усопших по уставу православной церкви автора Епископ Афанасий (Сахаров)

Последование Панихиды Диакон: Благослови?, влады?ко.Священник: Благослове?н Бог наш всегда?, ны?не и при?сно, и во ве?ки веко?в.Чтец: Ами?нь. Трисвятое. Пресвята?я Тро?ице: О?тче наш: Я?ко Твое? есть Ца?рство: Чтец: Ами?нь. Го?споди, поми?луй, 12. Прииди?те, поклони?мся: трижды.Таже

Из книги Таинство смерти автора Василиадис Николаос

ПОСЛЕДОВАНИЕ ОБРУЧЕНИЯ После Божественной Литургии священник становится в храме, а желающие соединиться [узами брака] стоят пред святыми дверями, [ведущими из притвора в храм]: муж с правой стороны, а жена с левой. На правой же стороне святой трапезы лежат рядом два их

Из книги Венчание автора Мельников Илья

ПОСЛЕДОВАНИЕ ВЕНЧАНИЯ Если же сразу совершается и Венчание, все входят в храм: впереди священник с кадилом, за ним жених и невеста с зажженными свечами. При этом поется псалом 127 с припевом: «Слава Тебе Боже наш, слава Тебе» после каждого стиха.Блаженны все, боящиеся

Из книги автора

ПОСЛЕДОВАНИЕ ПАНИХИДЫ Священники, облачившись в епитрахили и фелони, а диаконы - в стихари, выходят из алтаря в притвор, предшествуемые свещеносцем. Став же по обычаю вокруг столика, на котором стоит блюдо с коливом, диакон возглашает:Диакон: Благослови,

Из книги автора

Последование панихиды После обычного начала и 90-го псалма: "Живый в помощи Вышняго…" Великая ектения "Миром Господу помолимся" с заупокойными прошениями, затем "Аллилуиа" со стихами, потом:Тропарь, глас 8-й:Глубиною мудрости человеколюбно вся строяй, и полезное всем

Из книги автора

ПРИПЕВЫ НА КАНОНЕ ПАНИХИДЫ К тропарям канона на панихиде у нас обычно употребляется всегда один и тот же припев: Покой, Господи, души Усопших раб Твоих или душу усопшего раба Твоего, который и поется всегда на один мотив по дважды на каждой песни канона. Между тем, как это и

Из книги автора

ПОСЛЕДОВАНИЕ ПАНИХИДЫ В СУББОТУ МЯСОПУСТНУЮ И ПЯТИДЕСЯТНИЦЫ Впрочем, два раза в году Церковный Устав назначает совершать панихиду в несколько сокращенном и измененном виде. Это в те два исключительных поминальных дня, в те две вселенские родительские субботы пред

Из книги автора

ПОСЛЕДОВАНИЕ ПОГРЕБЕНИЯ Самое скорбное последование нашей Церкви Безгранично Божие милосердие, беспредельна и непостижима Божия благость к человеку - на этом стоит наша Святая Церковь, в это верит и надеется, что человеколюбивый Господь может явить милость и к

Из книги автора

Последование обручения Жених и невеста становятся в притворе храма лицом к алтарю: жених справа, невеста слева. Священник выходит из алтаря через Царские врата с крестом и Евангелием в руках, которые полагаются на аналое, стоящем среди храма. За священником выходит

Из книги автора

Последование венчания Жених и невеста, держа в руках зажженные свечи, торжественно выходят на середину храма. Им предшествует священник с кадилом. Хор поет 127-й псалом, прославляющий благословенное Богом супружество.Жених и невеста становятся на разостланный на полу

Панихида - это церковная служба по умершему.

Слово «панихида» в переводе с греческого означает «всенощная». Панихида представляет собой сокращенную утреню. Ее последование очень похоже на «Последование мертвенное мирских тел», то есть чин погребения мирянина. Однако некоторые элементы отпевания в ней отсутствуют, что делает панихиду более краткой.
Панихиды совершаются до погребения усопшего и после – на третий, девятый и сороковой день, а также в дни рождения, тезоименитства, в годовщину смерти.
Панихида служится перед кануном - особым столиком с изображением распятия и рядами подсвечников. Здесь же можно оставить приношение на нужды храма в память об усопших близких.

Поминать усопшего в Церкви нужно как можно чаще, не только в означенные особые дни поминовения, но и в любой другой день. Главное моление о упокоении усопших православных христиан Церковь совершает на Божественной литургии, принося за них бескровную жертву Богу. Для этого следует перед началом литургии (или накануне вечером) подать в церкви записки с их именами (вписывать можно только крещеных православных). На проскомидии из просфор будут вынуты частицы за их упокоение, которые в конце литургии будут опущены в святую чашу и омыты Кровью Сына Божия. Будем помнить, что это наибольшее благо, которое мы можем оказать тем, кто нам дорог.

Весьма важно после кончины заказать в храме сорокоуст - непрестанное поминовение за литургией в течение сорока дней. По его окончании сорокоуст можно заказать вновь. Существуют и длительные сроки поминовения - полгода, год. Некоторые монастыри принимают записки на поминовение во время чтения Псалтири (таков древний православный обычай). Чем в большем количестве храмов будет возноситься молитва, тем лучше для нашего ближнего!

Весьма полезно в памятные дни усопшего жертвовать на церковь, подавать милостыню нищим с просьбой молиться о нем. На канун можно приносить жертвуемую снедь. Нельзя лишь приносить на канун мясную пищу и спиртное (кроме церковного вина). Самый простой вид жертвы за усопшего - свеча, которая ставится о его упокоении.

Понимая, что самое большее, что мы можем сделать для наших усопших близких - это подать записку о поминовении на литургии, не стоит забывать молиться о них дома и совершать дела милосердия.

Молитва за усопших - это наша главная и неоценимая помощь отшедшим в мир иной. Покойник не нуждается, по большому счету, ни в гробе, ни в могильном памятнике, ни тем более в поминальном столе - все это есть лишь дань традициям, пусть и весьма благочестивым. Но вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в постоянной молитве, ибо не может сама творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Господа. Домашняя молитва за близких, в том числе и умерших, - долг всякого православного.
Домашнее молитвенное поминовение усопшего христианина весьма многообразно. Особенно усердно следует молиться об умершем в первые сорок дней после его кончины.

ПОМИНОВЕНИЕ УСОПШИХ - ДНИ ОСОБОГО ПОМИНОВЕНИЯ УСОПШЕГО

Настает час, когда останки почившего предаются земле, где будут покоиться до конца времен и всеобщего воскресения. Но любовь матери Церкви к своему чаду, ушедшему из этой жизни, не иссякает. В известные дни она совершает моления об умершем и приносит бескровную жертву о упокоении его. Особые дни поминовений - третий, девятый и сороковой (при этом день кончины считается первым). Поминовение в эти дни освящено древним церковным обычаем. Оно согласуется с учением Церкви о состоянии души за гробом.

Третий день . Поминовение усопшего в третий день после смерти совершается в честь тридневного воскресения Иисуса Христа и во образ Пресвятой Троицы.
Первые два дня душа преставившегося еще находится на земле, проходя вместе с сопровождающим ее Ангелом по тем местам, которые притягивают ее воспоминаниями земных радостей и горестей, злых и добрых дел. Душа, любящая тело, скитается иногда около дома, в котором положено тело, и таким образом проводит два дня как птица, ищущая себе гнезда. Добродетельная же душа ходит по тем местам, в которых имела обыкновение творить правду. В третий же день Господь повелевает душе вознестись на небеса для поклонения Ему - Богу всяческих. Весьма своевременно поэтому церковное поминовение души, представшей пред лицом Правосудного.

Девятый день. Поминовение умершего в этот день бывает в честь девяти чинов ангельских, которые, как слуги Царя Небесного и предстатели к Нему за нас, ходатайствуют о помиловании преставившегося.
После третьего дня душа в сопровождении Ангела заходит в райские обители и созерцает их несказанную красоту. В таком состоянии она пребывает шесть дней. На это время душа забывает скорбь, которую чувствовала, находясь в теле и после выхода из него. Но если она виновна в грехах, то при виде наслаждения святых она начинает скорбеть и укорять себя: «Увы мне! Сколько я осуетилась в этом мире! Я провела большую часть жизни в беспечности и не послужила Богу, как должно, дабы и мне удостоиться сей благодати и славы. Увы мне, бедной!» В девятый день Господь повелевает Ангелам опять представить душу к Нему на поклонение. Со страхом и трепетом предстоит душа пред престолом Всевышнего. Но и в это время святая Церковь опять молится за усопшего, прося милосердного Судию о водворении со святыми души своего чада.

Сороковой день. Сорокадневный период весьма знаменателен в истории и предании Церкви как время, необходимое для приуготовления, для принятия особого Божественного дара благодатной помощи Отца Небесного. Пророк Моисей удостоился беседовать с Богом на горе Синай и получить от Него скрижали закона лишь после сорокадневного поста. Израильтяне достигли земли обетованной после сорокалетнего странствия. Сам Господь наш Иисус Христос вознесся на небо на сороковой день по воскресении Своем. Принимая все это за основание, Церковь установила совершать поминовение в сороковой день после смерти, чтобы душа преставившегося взошла на святую гору Небесного Синая, удостоилась лицезрения Божия, достигла обетованного ей блаженства и водворилась в небесных селениях с праведными.
После вторичного поклонения Господу Ангелы отводят душу в ад, и она созерцает жестокие муки нераскаявшихся грешников. В сороковой же день душа в третий раз возносится на поклонение Богу, и тогда решается ее участь - по земным делам ей назначается место пребывания до Страшного суда. Потому так благовременны церковные молитвы и поминовения в этот день. Ими заглаживаются грехи умершего и испрашивается душе его водворение в раю со святыми.

Годовщина. Церковь совершает поминовение усопших в годовщину их смерти. Основание этого установления очевидно. Известно, что самым большим литургическим циклом является годовой круг, по прошествии которого вновь повторяются все неподвижные праздники. Годовщина смерти близкого человека всегда отмечается хотя бы сердечным поминовением его любящими родными и друзьями. Для православного верующего - это день рождения для новой, вечной жизни.

ВСЕЛЕНСКИЕ ПАНИХИДЫ (РОДИТЕЛЬСКИЕ СУББОТЫ)

Кроме этих дней Церковь установила особенные дни для торжественного, всеобщего, вселенского поминовения всех от века преставившихся отцов и братий по вере, сподобившихся христианской кончины, равно и тех, которые, быв застигнутыми внезапной смертью, не были напутствованы в загробную жизнь молитвами Церкви. Совершаемые при этом панихиды, указанные уставом Вселенской Церкви, называются вселенскими, а дни, в которые совершается поминовение, - вселенскими родительскими субботами. В кругу богослужебного года такими днями общего поминовения являются:

Суббота мясопустная . Посвящая Неделю мясопустную преднапоминанию последнего Страшного суда Христова, Церковь, ввиду этого суда, установила ходатайствовать не только за живых членов своих, но и за всех, от века умерших, во благочестии поживших, всех родов, званий и состояний, особенно же за скончавшихся внезапной смертью, и молит Господа о помиловании их. Торжественное всецерковное поминовение усопших в эту субботу (а также в Троицкую субботу) приносит великую пользу и помощь умершим отцам и братиям нашим и вместе с тем служит выражением полноты церковной жизни, которой мы живем. Ибо спасение возможно только в Церкви - сообществе верующих, членами которого являются не только живущие, но и все умершие в вере. И общение с ними чрез молитву, молитвенное их поминовение и есть выражение нашего общего единства в Церкви Христовой.

Суббота Троицкая . Поминовение всех умерших благочестивых христиан установлено в субботу перед Пятидесятницей ввиду того, что событием сошествия Святого Духа завершилось домостроительство спасения человека, а в этом спасении участвуют и усопшие. Поэтому Церковь, воссылая в Пятидесятницу молитвы об оживотворении Духом Святым всех живущих, просит в самый день праздника, чтобы и для усопших благодать всесвятого и всеосвящающего Духа Утешителя, которой они сподобились еще при жизни, была источником блаженства, так как Святым Духом «всяка душа живится». Поэтому канун праздника, субботу, Церковь посвящает поминовению усопших, молитве о них. Святой Василий Великий, составивший умилительные молитвы вечерни Пятидесятницы, говорит в них, что Господь наипаче в этот день благоволит принимать молитвы об умерших и даже о «иже во аде держимых».

Родительские субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц святой Четыредесятницы . Во святую Четыредесятницу - дни Великого поста, подвига духовного, подвига покаяния и благотворения ближним - Церковь призывает верующих быть в теснейшем союзе христианской любви и мира не только с живыми, но и с умершими, совершать в назначенные дни молитвенные поминовения отшедших от настоящей жизни. Кроме того, субботы этих седмиц назначены Церковью для поминовения усопших еще и по той причине, что в седмичные дни Великого поста заупокойных поминовений не совершается (сюда относятся заупокойные ектении, литии, панихиды, поминовения 3-го, 9-го и 40-го дня по смерти, сорокоусты), так как ежедневно не бывает полной литургии, с совершением которой связано поминовение усопших. Чтобы не лишить умерших спасительного предстательства Церкви в дни святой Четыредесят-ницы, и выделены указанные субботы.

Радоница . Основанием общего поминовения умерших, которое совершается во вторник после Фоминой недели (воскресенья), служит, с одной стороны, воспоминание о сошествии Иисуса Христа во ад и победе Его над смертью, соединяемое с Фоминым воскресеньем, с другой - разрешение церковным уставом совершать обычное поминовение усопших после Страстной и Светлой седмиц, начиная с Фомина понедельника. В этот день верующие приходят на могилы своих родных и близких с радостной вестью о Воскресении Христовом. Отсюда и самый день поминовения называется Радоницей (или Радуницей).