Что такое теизм, деизм, пантеизм и атеизм? Деисты - приверженцы религиозно-философского течения деизм (еврейский аспект) Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова

Термин «деизм» был впервые применен кальвинистами в XVII в. Деизм (от лат. deus - Бог) распространился в XVIII в. в эпоху Просвещения, поначалу в Англии, Франции и Америке. К концу XVIII в. его влияние на широкую публику заметно снижается. Появление деизма было вызвано ростом доверия к человеческому разуму (на фоне научно-технического прогресса) и усилением тенденции рационализма в западной теологии. В отличие от христианской ортодоксии, деизм отвергал любое религиозное утверждение, если его нельзя обосновать рациональным способом. Сегодня такая вера деистов в мощь человеческого разума - в способность методами логики выявить универсальную религию природы - многим представляется весьма наивной.

Согласно родоначальнику деизма лорду Герберту из Чербери (1583-1648), Бог, сотворив мир, более нс принимает в нем участия, не вмешивается в механизм физических законов; главная цель мироздания - быть местом обитания человека. Английский химик, физик и теолог Р. Бойль (1627-1791) придумал аналогию «космического механизма» с вечно идущими часами, не требующими ремонта. Более века спустя эту аналогию актуализировал его соотечественник У. Пейли (1743-1805). Просветители XVIII в. воображали себе мир как машину, сотворенную Богом и действующую по законам механики, человека - как «духовный автомат» (Лейбниц), а Бога - как совершенного механика.

Р. Докинз, американский этолог-атеист, с иронией пишет: «Деистский бог - присный и во веки веков физик, альфа и омега математики, апофеоз творческого гения; Верховный Инженер,

установивший и отладивший с филигранной точностью законы и константы Вселенной, устроивший то, что мы называем ныне “Горячим Большим Взрывом”, а затем удалившийся на покой и больше никогда о себе не заявлявший» .

Самыми заметными деистами в Англии были Дж. Толанд (1670-1722), Э. Коллинз (1676-1729), Т. Вулстон (1660-1724) и М. Тиндал (1657-1730). Во время своего пребывания в Лондоне в 1726-1729 гг. Вольтер (1694-1778) ознакомился с идеями английских деистов и по возвращении домой, во Францию, начал активно пропагандировать их. Став самым крупным французским деистом, Вольтер яростно критиковал теизм католиков и атеизм материалистов, отстаивал веру в Бога, абсолютные моральные ценности и личное бессмертие. Мировоззрение другого французского писателя и философа - Ж.-Ж. Руссо (1712-1778) - эволюционировало от кальвинизма к деизму. Руссо соглашался с деизмом Вольтера, но особо подчеркивал роль совести в установлении личной связи с Богом. Позаимствовали деизм из Европы американские просветители Б. Франклин (1706-1790), Т. Джефферсон (1743-1826), Дж. Вашингтон (1789-1797), а самым известным американским деистом стал журналист и эссеист Т. Пейн (1737-1809). В книге «Век разума» (1794) Пейн предпринял попытку опровергнуть Божественность Иисуса Христа, а также доказать, будто Моисей не был автором Пятикнижия, а Евангелия не были написаны апостолами.

С позиций рационализма деисты воюют против истолкования Библии в духе мистицизма и иррационализма. Признавая Бога первопричиной космоса, большинство из них отрицают, что Создатель проявляет интерес к своему творению, к ходу мировой истории и судьбам людей. Не надеясь на чудеса, деизм опирается на человеческую волю к улучшению жизни, рационализирует и тех- нологизирует моральные ценности. Деисты утверждают, что человеческий разум сам способен проектировать правильную мораль и решать все проблемы религиозной жизни. (Правда, как можно логически доказать, что Бог никак не контролирует мир и человеческие поступки?)

Английский философ С. Кларк (1675-1729), известный прежде всего как защитник учения Ньютона о гравитации и абсолютном пространстве, различил в 1704-1705 гг. в своих лекциях о Р. Бойле четыре типа деизма. По Кларку, существуют деисты, которые:

  • 1) признают Бога высшим существом, творящим мир и человека, обладающим всемогуществом, всезнанием, безусловной добротой, провиденциально контролирующим ход истории, определяющим после Страшного суда над людьми характер их посмертной будущей жизни; но вместе с тем они отрицают идею Откровения, доверяя исключительно суждениям естественного разума;
  • 2) совпадают с деистами первого типа, но не признают человеческого бессмертия и идею Страшного суда;
  • 3) совпадают с деистами второго типа; но не верят в Божественный контроль над природными процессами, не считают Бога добрым или злым, а потому считают Бога безразличным к благополучию человека;
  • 4) не только отрицают наличие у высшего существа моральных атрибутов и не верят в предопределение, но также отвергают идею Божественного контроля над миром и даже идею установления Богом законов природы.

«До тех пор, пока в европейской культуре в основе представлений о природе лежала ортодоксальная тринитарная концепция, - пишет Л. М. Косарева, - ничто не могло разрушить антропоцен- тричность средневекового образа вселенной. И лишь после того, как из фундамента христианского мироздания было удалено представление о Сыне-богочеловеке как ипостаси, единосущной Отцу, Троица Афанасия была заменена единым Богом антитринитариев- деистов, “распались концы” старой вселенной. Ее заменил бесконечный однородный изотропный универсум, предельно чуждый антропоцентризму и антропоморфизму. Самый серьезный, решительный удар старой вселенной был нанесен антитринитарием

Ньютоном: будучи связан еще с теологией, его образ мира уже не является христианским» .

Напомним, что, в отличие от деизма, ограничивающего Творение одноразовым актом, теизм учит, что Бог продолжает созидать мир по Своему плану и провидит конечные цели и Последний суд. Божественная Провиденция предполагает план спасения человека и установление Царства Божия, земного либо небесного. Понимание теистами взаимосвязи сущности и явления назовем «моделью чуда». Чудо зримо в своем проявлении, но рационально не может быть выведено из известных человеку законов сотворенной природы. Согласно «модели чуда» истинное творчество заключается в неустанном созидании подлинно нового не путем опредмечивания своего собственного содержания (т. е. не путем эманации) и не путем комбинирования старых реалий (т. е. не путем изобретательства), а из «ничего» и исключительно благодаря силе духа.

ДЕИЗМ (от латинского Deus - Бог), философско-религиозное течение в Европе и Северной Америке 16-18 века. Согласно деизму, Бог, сотворив мир, не принимает в нём какого-либо участия и не вмешивается в закономерное течение его событий; это отличает деизм от теизма. Деизм трактовал Бога как внеприродную, внемировую первопричину природы и человека (в отличие от пантеизма). Первые проявления деизма выражались в отождествлении - с различной степенью последовательности - религии с моралью.

Термин «деист» впервые зафиксирован у последователя Ж. Кальвина П. Вире в «Наставлении христианам» («Instruction chrétienne», 1564); он применялся кальвинистами по отношению к рационалистической секте социниан, возможно, он употреблялся до того самими социнианами для подчёркивания их отличия от атеистов. В 17 веке термин «деизм» распространился во французской и английской философской и богословской литературе; около 1670 года в Англии стал употребляться грекоязычный термин «теист», этимологически тождественный термину «деист»; некоторые деисты (в том числе Вольтер) именовали себя теистами. Различие содержания понятий, представленных данными терминами, было зафиксировано к концу 18 века: согласно деизму Дидро, если теизм принимает веру в Откровение, то деизм её отрицает. Согласно И. Канту, деизм утверждает существование только разумного трансцендентного Бога, не получающего дальнейшего определения, теизм же допускает естественную теологию и аналогии между природой и Богом; соответственно первый признаёт Бога лишь причиной мира, а второй - его творцом (Соч. М., 1964. Т. 3. С. 544). В дальнейшем термин «теизм» преимущественно стал означать веру в личного Бога-Творца.

Деизм формировался с конца 16 века прежде всего в связи с концепцией естественной религии, противопоставлявшей себя всем господствовавшим тогда «богооткровенным» религиям (сравни учение о «всеобщей религии» у Дж. Пико делла Мирандолы, М. Фичино и других флорентийских неоплатоников 15 века). Ж. Боден в «Беседе семерых о сокровенных тайнах возвышенных вещей» («Colloquium Heptaplomeres de rerum sublimium arcanis abditis», 1593; была известна в 17 - начале 18 века во многих рукописных копиях, опубликованных в середине 19 века) чётко сформулировал концепцию естественной религии, противопоставляя её, с одной стороны, позициям католика, лютеранина, кальвиниста, иудаиста и мусульманина (каждый из них настаивает на исключительной истинности своего вероисповедания), но, с другой стороны, и атеиста. Естественная религия трактуется как старейшая из религий и сводится к вере в единого Бога, бессмертие души и посмертное воздаяние, без которой невозможна мораль.

Эти же идеи в более рационалистической форме изложены Э. Чербери в его «Трактате об истине...» («Tractatus de Veritate... », 1624), который обычно рассматривается как первый документ деизма, хотя в нём, как и в сочинении Бодена, не упоминается термин «деизм». Не ища сверхразумных истин в Библии (в отличие от социниан) и порывая с христианскими догматами Боговоплощения, искупления, воскрешения и др., автор под влиянием платонической традиции считает веру в Бога результатом врождённых человеку «общих понятий» (notitiae communes) о бытии наивысшего существа. Почитание его - необходимое условие человеческой морали, немыслимой также без предположения бессмертия человеческой души. Естественная религия предшествует христианству и всем другим религиям, содержащим истину лишь в меру их соответствия этой древнейшей «истинно католической» религии.

В последующие десятилетия деизм стал в Англии влиятельным философско-религиозным направлением. Ч. Блант (1654-93), последователь Чербери, развил его воззрения в антихристианском и антиклерикальном духе, отрицая чудеса, пророчества, Откровение («Краткое изложение религии деистов» - «Summary, account of the Deist’s religion», 1693). Наивысшее выражение деизм нашёл в сочинениях Дж. Толанда, А. Коллинза (1676-1729; автора термина «свободомыслие» - «Freethinking»), М. Тиндаля (1657-1733), Г. С. Дж. Болингброка, опубликованных в 1-й половине 18 века. Отвергая различие «противоразумного» и «сверхразумного», восходившее к Фоме Аквинскому, эти философы подходили с рационалистическими критериями не только к Ветхому, но и к Новому Завету, трактуя их содержание с позиций естественной религии, конкретные же положительные религии они обычно изображали как клерикальное (и зачастую сознательно-корыстное) искажение её простых и ясных принципов. Хотя все деисты отвергали атеизм, деятели Англиканской церкви критиковали их как фактических атеистов. После епископа Э. Стиллингфлита, выступившего в 1677 с «Письмом к деисту», с аналогичной критикой выступали епископ Дж. Батлер (1692-1752) и философы Дж. Беркли и С. Кларк.

Морально-эстетическая разновидность деизма представлена в творчестве А. Шефтсбери. Некоторые философы пытались сочетать принципы деизма с отдельными положениями христианского вероучения - «христианские деисты» Т. Чабб (1679-1747), Т. Морган (умер 1743) и др.

Деизм во Франции 17 века тесно переплетался со скептицизмом (свободомыслящие, или либертены). Понятие «деизм» получило широкое распространение благодаря «Историческому и критическому словарю» П. Бейля. Влияние английских деистов в 18 веке сказалось особенно у Вольтера. С критикой деизма выступили французские материалисты и атеисты 18 века Д. Дидро, П. А. Гольбах и др. Ж. Ж. Руссо сформулировал в «Исповедании веры савойского викария» иной по сравнению с вольтеровским вариант деизма: верховное Божественное существо - источник справедливости и добра, вера в него - требование не столько ума, сколько сердца. Последователь Руссо - М. Робеспьер, отвергавший как традиционное христианство, так и атеизм, который он считал аристократическим мировоззрением, в разгар Французской революции 18 века настоял на введении Конвентом культа Верховного существа в качестве гражданской религии Франции.

Деизм в Германии интенсивно развивался после вступления в 1740 году на престол Фридриха II Великого, когда были изданы в немецком переводе произведения английских деистов и их противников. Наиболее значительный из немецких свободомыслящих (Freidenker) Г. С. Реймарус, богослов и философ-просветитель, с позиций естественной религии выступал против как церковной ортодоксии, так и французского материализма. Для дальнейших судеб деизма большую роль сыграло произведение Г. Э. Лессинга «Воспитание человеческого рода» (1780). Ценя, прежде всего моральное содержание религии, Лессинг рассматривал богооткровенные истины Ветхого и Нового Завета как выражение нравственного развития человечества, которое в будущем достигнет предельно совершенного морального состояния - эпохи «Вечного Евангелия».

Значительная страница истории деизма связана с деятельностью Б. Франклина, Т. Джефферсона, Т. Пейна и др. североамериканских философов 2-й половины 18 века. Под их влиянием в Конституции США (1787) был зафиксирован принцип полного разделения Церкви и государства, а в стране установилась религиозная веротерпимость.

Из доказательств бытия Бога, использовавшихся деистами, нетипичным следует признать онтологическое доказательство, более свойственным - космологическое доказательство (элементы его имеются у Т. Гоббса), характерным - физико-теологическое доказательство, крепнувшее по мере успехов в создании механизмов (начиная с часов) в 14-15 веках (многие аргументы для него доставила ньютоновская механика).

К концу 18 века влиятельность деизма резко упала, прежде всего, в странах Западной Европы. Определенная связь с традицией деизма сохранило европейское свободомыслие 19-20 века.

Лит.: Орбинский Р. В. Английские деисты 17 и 18 столетий // Записки Новороссийского университета. 1868. Т. 3. Вып. 1; Роговин С. М. Деизм и Давид Юм. Анализ «Диалогов о естественной религии». М., 1908; Orr J. English deism. Its roots and fruits. Grand Rapids, 1934; Stephen L. History of English thought in the eighteenth century. L., 1962. Vol. 1-2; Lechler G. V. Geschichte des englischen Deismus. Stuttg., 1965; Weischedel W. Der Gott der Philosophen. Darmstadt, 1971- 1972. Bd 1-2.

Деисты не верят в чудеса, священные писания и посланников свыше. Нет ангелов или демонов. Нет лидеров и нет церквей. Итак, деизм - это что такое? Как он возник? Каково его влияние на современные религии? Подробнее в материале.

Деизм эпохи Просвещения: исторические сведения

Идея мысли восходит к XVII веку, когда некоторые представители английской церкви выразили недоверие к ряду принципов христианской веры, которые, казалось, противоречили здравому смыслу и законам природы. Деизм возник и достиг пика развития в эпоху Просвещения.

В то время в Европе наблюдалась атмосфера религиозной свободы, что способствовало распространению научных знаний. Именно тогда был заложен основной принцип этого верования: классический деизм в философии - это вера в то, что Бог создал Вселенную и с тех пор не вмешивался в ее развитие.

Развитие верования

Деизм пользовался популярностью среди лидеров американской революции. Так, поклонником деизма был Бенджамин Франклин. Он писал: «Мне было около 15, когда в мои руки попали книги против деизма. Случилось так, что они повлияли на меня в противоположном от предполагаемого смысле. Аргументы деистов казались мне намного сильнее, чем опровержения (аргументы анти-деистов)».


Философский деизм повлиял на континентальную Европу во время Французской революции. В то время собор Нотр-Дам был переименован в «Храм Разума».

Со временем были созданы другие школы мышления, сформировавшиеся под эгидой деизма, включая христианский деизм, веру в деистические принципы в сочетании с нравственными учениями Иисуса из Назарета и пандеизм - веру в то, что Бог стал всей Вселенной и больше не существует как отдельное существо.

Влияние этого течения уменьшилось в XIX и XX веке. Вероятно, это было связано с развитием науки и гуманистической мысли, которая ставила под сомнение веру в бога.


В последнее время увеличивается влияние деизма. Одной из причин является растущий интерес к науке и свободный доступ к сети Интернет.

Влияние деизма

Со второй половины XVIII века деизм использовал науку для оправдания своей позиции. Например, Исаак Ньютон смог объяснить, как Вселенная и все вокруг нас работает, без опоры на веру. Многим явлениям, которым ранее человек приписывал божественное происхождение, было дано простое механическое объяснение. Развитие науки способствовало снижению религиозной веры среди интеллектуальной элиты. Будучи философом и математиком, Декарт сводил бога к «математической абстракции». Разум оттолкнул веру в мифологию и суеверия, и деизм как следствие быстро перерос в атеизм. Наука, казалось, участвовала в вековой битве с религией.

Работы деистов

Классическим текстом для деизма является, вероятно, работа Томаса Пейна «Век разума», где он утверждает: «Я верю в одного Бога, и не больше; и я надеюсь на счастье за ​пределами этой жизни. Я верю в равенство человека; и я верю, что религиозные обязанности состоят в том, чтобы добиваться справедливости, быть милосердными и пытаться сделать наших соотечественников счастливыми».


«Я не верю в вероучение, исповедуемое еврейской церковью, римской церковью, греческой церковью, турецкой церковью, протестантской церковью и какой-либо другой церковью, о существовании которой я знаю. Мой собственный разум - это моя собственная церковь».

Верят ли деисты в бога

Деизм - это, как было указано выше, вера, которая определяет бога через природу и разум, а не через откровения. Деисты, которые верят в бога, или, по крайней мере, божественный промысел, могут следовать некоторым принципам и практикам христианства, иудаизма или любой другой религии.

Итак, почему некоторые деисты верят в бога вообще? Отчасти потому, что их воспитывали в христианской среде, а отчасти потому, что они думали о боге как о естественном творце и владыке, который смог упорядочить Вселенную.


Религиозные взгляды некоторых деистов специфичны. Многие из них считают, что большой взрыв был инициирован богом, а все произошедшее с тех пор является следствием того, что в этот же момент были созданы и научные законы, по которым работает современный мир. Иногда деисты верят, что бог не только положил начало всем событиям, делающим жизнь на Земле неизбежной, но и по-прежнему несет ответственность за них. Они имеют право верить и не верить в загробную жизнь. Деистические убеждения, как правило, отличаются от обычной религии тем, что бог - создатель либо не достоин поклонения, либо поклонение совершенно не нужно. В этом свободомыслии деизм по сравнению с другими религиями больше походит на атеизм.

Основополагающие принципы

Деизм - это вера в высшее существо, которое остается непознаваемым и неприкосновенным. Бога рассматривают как первопричину и основополагающий принцип рациональности во Вселенной. Деисты верят в бога природы - создателя, который завещал Вселенной действовать по естественным законам. Подобно «часовому богу», инициирующему космический процесс, Вселенная движется вперед, не нуждаясь в наблюдении. Вот несколько примеров рассуждений деистов:

  • Некоторые деисты верят в Иисуса Христа, а другие - нет. Большинство уделяет внимание нравственным учениям Иисуса.
  • Библия не воспринимается как непогрешимое Слово Божье. Деисты опровергают доказательства воплощения Иисуса Христа на земле. Они отрицают писания от Апостолов и любые другие «вдохновленные духом» писания.
  • Таким образом, в деизме отсутствуют предметы веры или священные книги. Они не верят в сатану, ад или символы зла.
  • Деизм в философии - это вера в то, что человек имеет право решать, какой путь разумный. Деисты называют себя «вольнодумцами».
  • Они отвергают откровения и видения. В жизни просвещенного деиста нет места для бессмыслицы, чудес и пророчеств.

Основной принцип деизма Просвещения: все, что требуется индивидууму - это собственный здравый смысл и способность созерцать их человеческое состояние. Деизм полагает, что точные и неизменные законы определяют Вселенную как самостоятельную и самоочевидную. Эти законы раскрываются через «свет разума и природы». Опора на силу рассуждений обменивает веру на человеческую логику.

Деизм, пантеизм, атеизм, христианство: различия

Бог деистов совершенно отличается от того бога, какого рассматривают традиционные авраамические религии: бог не имеет личности и не общается с людьми. Деисты склонны воспринимать его как абстрактный логический принцип, а не антропоморфное существо с потребностями и горячим желанием контролировать человечество.


В отличие от религий Авраама, атеизм имеет общую почву с деизмом. Это проявляется хотя бы в том, что и деисты и атеисты считают, что Библия и другие религиозные произведения являются скорее работами политического характера, чем святым словом бога. Оба верования утверждают, что почти для каждого явления вокруг нас есть натуралистическое объяснение. Фактически единственное реальное различие между атеизмом и деизмом - это объяснение истоков времени и пространства. Деисты утверждают, что бог создал Вселенную и ее правила, но не сделал и не будет делать ничего другого. Атеизм же отрицает существование какого-либо бога и, следовательно, его вовлечение в создание Вселенной. Таким образом, атеизм можно рассматривать как деизм нового времени.

Пантеизм по своей духовной сущности тоже близок к деизму. Его история развития внушительна. В пантеизме бога не представляют отдельно от мира, самого по себе, так как он имманентен, то есть присущ чему-либо. Наиболее точно в этом плане выразился Спиноза: «Бог – это природа». Пантеизм наиболее характерен для индийских философских систем.

Деистические убеждения

Аналогией, часто используемой для объяснения философского деизма, является часовой мастер: часовщик создает часы и разрабатывает механизм, но в итоге устройство работает самостоятельно.

Вместо того чтобы верить Библии, деисты обычно рассматривают Ветхий Завет в лучшем случае как исторический роман с добавленными сверхъестественными атрибутами, а Новый Завет - как настоящий способ промывания мозгов. Они рассматривают Иисуса и Павла как философов, не имеющих ничего от Всемогущего.


В отличие от представителей известных религий, многие деисты не поклоняются богу, поскольку не видят никаких доказательств того, что он хочет того, чтобы ему поклонялись. Тем не менее деисты, которые все еще желают пользоваться атрибутами церковных служб, могут посещать унитарные универсалистские общины, где недостаток веры в Библию обычно не подвергается стигматизации.

Деизм это старая религия, которую я для себя открываю заново.
К ней принадлежали такие имена, как Вольтер, Радищев, Ломоносов, Ньютон и даже Наполеон.
Чем больше читаю тезисы религии деизма, тем больше узнаю самого себя.

"Деизм отрицает божественность Библии, Корана, Торы и других книг, претендующих считаться божественными откровениями. Основная критика традиционных религий со стороны деизма заключается именно в обвинении в необоснованном догматизме"

Вот это наше. Это верно. Основной фундамент мировых религий строиться на вере в божественное откровение этих книг. Как только они узнают авторов, вся их догматика рассыпется, как бусы для аборигенов, из которых вытащили нить.

"Большинство деистов полагают, что Бог после сотворения мира не вмешивается в течение событий (как некий великий часовщик, который сделал часы и больше не вмешивается в их ход)"

Действительно, если мы говорим о Боге, как о великом и разумном Творце, то зачем же он станет вмешиваться - делать и переделывать, то что создал?
Он заложил в процесс естественный ход развития - эволюцию и те, кто вмешивается, нарушает это естественный ход.

"Приведенное Юмом* мощное и потрясающее доказательство того, что единобожие исторически известных народов возникло не из света разума, а из тьмы многобожия, из мутных волн страха, беспокойства, ужаса и мстительности, свойственных первобытным людям"

Воистину верно, если наблюдать поведение, так называемых, верующих людей.
Все последние откровения приводят как раз к многобожию - как мирозданию устроенному в виде ступенек развития человека, как творца, на одной из которых стоим и мы.

"Другая грань критики религий от последователей деизма заключается в том, что традиционные религии чрезмерно спекулируют на обещаниях посмертных блаженств и угрозах адскими муками, чем и удерживают свою паству, лишая её свободы мысли и свободы совести"

Это же как раз то что наблюдал, о чем думал и говорил!

Идеи деизма связаны с концепцией естественной религии, сформулированной Жаном Боденом в произведении «Беседа семерых о сокровенных тайнах возвышенных вещей» (1593). Первым документом деизма считается сочинение «Трактат об истине…» Э. Герберта Чербери (1624). В XVII-XVIII веках деизм стал значимым философско-религиозным направлением, характерным для европейского Просвещения.

Исторически деизм был связан прежде всего с идей естественной религии, противопоставлявшей себя всем господствовавшим тогда официальным религиозным вероисповеданиям как религиям богооткровенным, основывающимся на том или ином Священном Писании.
Термин «теист», этимологически тождественный термину «деист» -признающего идеи высшего разума, творца.

Ссылки
* Дэвид (Давид) Юм (англ. David Hume; 7 мая (26 апреля по старому стилю), 1711 года Эдинбург - 25 августа 1776 года, там же) - шотландский философ, представитель эмпиризма, психологического атомизма, номинализма и скептицизма; по мнению ряда исследователей, агностик, предшественник второго позитивизма (эмпириокритицизма, махизма), экономист и историк, публицист, один из крупнейших деятелей шотландского Просвещения.

Рецензии

"Большинство деистов полагают, что Бог после сотворения мира не вмешивается в течение событий (как некий великий часовщик, который сделал часы и больше не вмешивается в их ход)"

И Вами написанное:

"Действительно, если мы говорим о Боге, как о великом и разумном Творце, то зачем же он станет вмешиваться - делать и переделывать, то что создал?
Он заложил в процесс естественный ход развития - эволюцию и те, кто вмешивается, нарушает это естественный ход."

Единственное слово "вмешивается",если исправить на "вмешались",то получится, вот что:
ВЗ
"1 В начале сотворил Бог небо и землю."
читать до момента
"24 если за Каина отмстится всемеро, то за Ламеха в семьдесят раз всемеро."
на этом стихе прерывается Творение или кто-то "ВМЕШАЛСЯ ":)
далее начитается новый отсчёт времени,зарождается ДРУГОЕ СЕМЯ- СИФ.
"25 И познал Адам еще [Еву,] жену свою, и она родила сына, и нарекла ему имя: Сиф, потому что, [говорила она,] Бог положил мне ДРУГОЕ СЕМЯ, вместо Авеля, которого убил Каин."
От кого это СЕМЯ,кто этот ДРУГОЙ непонятно,но в потопе гибнут ВСЕ и Каин и его потомки,кроме НОЯ и его семьи.Только Ной остаётся в живых - ПОТОМОК СИФА,ветка от которой рождается Авраам и религия евреев.
Далее разворачивается вся библейская история,которую мы знаем.

Но такой великий человек,как Ломоносов М.В.,был всё-таки верующим человеком.Он знал на память псалтирь.(то что в наше время требуется от будущих священников,монахов,монахинь,но даже они далеко не все знают на память псалтирь).Но понимал ли он библию,как нас учили и учат понимать?Думаю нет.Иначе он добровольно посадил бы себя в этот ящик догматов и никакого продвижения.Его борьба за сохранение культуры,языка,традиций и т.д.берёт свою основу именно из библии.
Он видел и понимал мудрость вложенную в ВЗ и НЗ завет,несмотря ни на какие изменения и в тоже время понимал опасность всей этой истории.

И ещё один важный момент в НЗ.Распятие Христа.
Заметьте,что еврейское слово Голгофа,означает "череп".
По древнейшему еврейскому преданию на лобном месте был погребён Адам.
Но,Адам не может быть ПЕРВЫМ смертным,ибо первым смертным стал Авель,невинную кровь поглотили уста земли.И на этом же месте распяли Сына Божьего.нь
А это говорит об очень многом и страшном.

И вот странно, я не деистка:)).

Спасибо за ответ.

Здравствуйте,Николай.

1.Вы пишите: "Первая - они написаны (продиктованы) Богом и повествуют о его делах, как это и написано."
Возможно- пророки были всегда.
2.Отвечаю: Со словом Бог,согласна.Разные языки народов и разное звучание.Но во внимание надо брать Действие.
3.Вы пишите:
"И Деизм, как раз строиться на том, что ЭТИ книги не были откровением Бога".

Отвечаю: Вот здесь простите непонятно.Что понимать под "ЭТИМИ книгами"

Если ДО сотворения мира,то тогда выше написанное вами имеет смысл с деистами.
"Большинство деистов полагают, что Бог ПОСЛЕ СОТВОРЕНИЯ МИРА не вмешивается в течение событий (как некий великий часовщик, который сделал часы и больше не вмешивается в их ход)"

Если же "ЭТИ КНИГИ" ,то есть после сотворения мира здесь и откровения Бога, непонятно кем написаны,тогда Вы противоречите сами себе о деистах.

Отвечаю: ВЗ гл. 6 -вся история повествования идёт ПОСЛЕ ПОТОПА.
ИСПОЛИНЫ появились ПОСЛЕ потопа и всё остальное.НОЙ-прямой наследник СИФА,то есть получается, что никого не осталось,кроме НОЯ,прародителя всех живущих.Если следовать и верить написанному.

5 Вы пишите:"Ветхий завет это история ОДНОГО народа и основателя этого рода - они называли его Богом, а на древнем еврейском языке "элохимы" , а по арабски "Аллах" и это ещё не вселенский Бог-Абсюлют, а прародители (сотворцы) одного племени людей."

Отвечаю: Но ведь "основателя этого народа",тоже кто-то сделал.И кто его мог сделать? Может быть всё-таки Бог-Абсолют? Ведь основателем стал НОЙ со своей семьёй,после потопа остались только они.

Р.S.Поэтому НОЙ единственный, кто говорил с ТВОРЦОМ,НОЙ-тот кто всё делал по указанию ТВОРЦА,НО...Ной не может быть ТВОРЕЦ-АБСОЛЮТ,а может быть только под руководством Творца,СО-творцом.

О Исполинах
:"И распускали худую молву о земле, которую они осматривали, между сынами Израилевыми, говоря: земля, которую проходили мы для осмотра, есть земля, поедающая живущих на ней, и весь народ, который видели мы среди ее, люди великорослые;
там видели мы и ИСПОЛИНОВ, сынов Енаковых, от исполинского рода; и мы были в глазах наших пред ними, как саранча, такими же были мы и в глазах их.

Отвечаю:
" Вот здесь простите непонятно.Что понимать под "ЭТИМИ книгами"
София, Я же написал в ответе "Книг Библии Ветхого и Нового заветов."
"ВЗ гл. 6 -вся история повествования идёт ПОСЛЕ ПОТОПА."
Нет. Читайте внимательно. Потоп это глава 7. ВЗ.

"Поэтому НОЙ единственный, кто говорил с ТВОРЦОМ,НОЙ-тот кто всё делал по указанию ТВОРЦА"
Позвольте усомниться в этом. На основании: Гл. 8 стих 20 . Книга Бытия.
Ной приносит в жертву спасенных животных: скот и птиц.

Вопрос. Зачем Богу уничтожать, что что он сотворил, а потом Ной спас от потопа?

И из чего потом появились птицы и скот, если Ной взял каждой твари по паре мужского рода и женского, а потом умертвил их?

Уважаемый Николай,
вот такие самые малые мои размышления-ответ.

"Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я ЧЕЛОВЕКА от ГОСПОДА.
......................если за Каина отмстится всемеро, то за Ламеха в семьдесят раз всемеро."
(после этого стиха о Каине ничего не написано)
На этом жизнь Каина и его семейства обрывается.
Далее будет потоп и они все погибают.
Человек данный Господом погибнет в потопе.
О Каине и его потомстве больше ничего нет.

(если это всё понимать в прямом смысле написанного)

И далее опять всё меняется,как бы начинается всё сначала,
"Вот родословие Адама: когда Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его,мужчину и женщину сотворил их, и благословил их, и нарек им имя: ЧЕЛОВЕК, в день сотворения их."
начало берёт
с рождением Сифа -Другого семени,
с будущими ПОТОП,войнами.,захватами земель,и т.д.

"И познал Адам еще [Еву,] жену свою, и она родила сына, и нарекла ему имя: Сиф, потому что, [говорила она,] БОГ положил мне ДРУГОЕ семя, вместо Авеля, которого убил Каин.

И вот уже не Господь,а Бог даёт Другое семя.
Рождается уже второй после Каина,особенный Человек,но от Бога,
пра..прародитель всех живущих на земле.

Если брать во внимание то о чем ВЫ пишите
".. слово "Бог" появилось при переводе.",
тогда напрашивается вопрос" Кем или кто был этот Бог,который положил СВОЁ семя?"
Господь, потом Бог,ведь два слова имеют разное значение(иерархия что ли?)

Сиф -это ДРУГОЕ семя ветки, от которой рождается Ной и все христианские беды.
Получается что Ной и есть Бог после потопленных народов и основатель народностей,
тогда находит место то о чём вы пишите:
"..Ветхий завет это история одного народа и основателя этого рода - они называли его Богом, а на древнем еврейском языке "элохимы" , а по арабски "Аллах" и это ещё не вселенский Бог-Абсюлют, а прародители (сотворцы) одного племени людей."
Тогда,Вселенский Бог - Абсолютом не может быть,если брать во внимание слово Бог.
Абсолют,Вселенский-Абсолют, или Творец-Абсолют и т.д.
Говорили ранее,что Бог-имеет другое этимологическое значение.и тогда прародители не могут быть СО - творцами,они эти прародители ничего НЕ творили, а только ВЫТВОРЯЛИ.
Они пользователи уже сотворённого, и сегодня мы все являемся пользователями.

Последним и первым был Ной,кто говорил с Господом.
Поэтому только Ной мог передать из уст в уста или написать всё продиктованное Свыше
для потомков.

Вы правы в ВЗ 6 гл.были Исполины и сыны божьи,Но они все погибли.
В потопе гибнут все и Исполины и сыны Божьи
"Истребилось всякое существо, которое было на поверхности [всей] земли; от человека до скота, и гадов, и птиц небесных, – все истребилось с земли, остался только Ной и что было с ним в ковчеге.
"
Вот зачем надо было уничтожать ИСПОЛИНОВ,если о них написано,что "это сильные, ИЗДРЕВЛЕ славные люди."?

Но после потопа Исполины опять упоминаются в числахЧис 13:33- 34
Второзаконие, 1: 28 , 2:10:,9:2, книга Иисуса Навина, 11: 21,

И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им:
плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю [и ОБЛАДАЙТЕ ЕЮ)];
и начался план ОБЛАДАНИЯ землёй.

Ваш Вопрос. Зачем Богу уничтожать, что что он сотворил, а потом Ной спас от потопа?
Зачем спасать, у потом уничтожать?

Ответ: Наверное,потому что он Бог,а не АБСОЛЮТ спас для размножения уже созданного АБСОЛЮТОМ,сам ведь не мог Творить. Душа Живая создавалась Абсолютом только Един раз,только Его дыханием оживлена Душа.
Которую впоследствии и пришёл спасти Христос.
Земля ведь проклята,и Адам с Евой изгнаны.
Как можно создать НЕ осквернённую Душу на проклятой земле?
Ведь Вселенскому Абсолюту никакого больше дела нет к Земле.
Наверное поэтому:""Большинство деистов полагают, что Бог после сотворения мира не вмешивается в течение событий (как некий великий часовщик, который сделал часы и больше не вмешивается в их ход)"

Да к тому же и память иногда сбивается:
"И ВСПОМНИЛ Бог о Ное,"!
Как можно забыть о своём создании,да ещё и погубив всё живое?
Или как может Бог НЕНАВИДЕТЬ, Николаитов например?

Ваш Вопрос"И из чего потом появились птицы и скот, если Ной взял каждой твари по паре мужского рода и женского, а потом умертвил их?"

Ответ: В ковчеге были и чистые и нечистые животные"
"И [из птиц чистых и из птиц нечистых, и] из скотов чистых и из скотов нечистых, [и из зверей] и из всех пресмыкающихся по земле"
ВСЁ НЕЧИСТОЕ РАССЕЯЛОСЬ ПО ЗЕМЛЕ.
Когда Ной приносил жертвоприношение то брал только Чистых
"И устроил Ной жертвенник Господу; и взял из всякого скота ЧИСТОГО и из всех птиц ЧИСТЫХ
и принес во всесожжение на жертвеннике."
И Бог смаковал "И обонял Господь приятное благоухание, и сказал Господь [Бог] в сердце Своем: не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого – зло от юности его; и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал:"

ВОТ МОЙ ВОПРОС:"ЗАЧЕМ БОГУ ЖЕРТВУ ИМЕННО ЖИВОТНЫХ И ПТИЦ ЕСЛИ И ТАК ВСЁ ЕГО "?
И далее на протяжение всей библии только и приносятся жертвы.
Ведь в 49 псалме Он говорит,что Ему ничего не надо,только молитва.

Вообще-то если читать и разбирать, библию в таких тонкостях то, теряется самое важное.
Моменты перехода времени развития человека до потопа и после потопа.
Живёт себе семья и вдруг один ребёнок становиться убийцей.
Психологический уровень воспитания,культура,только зарождается.
1.Каин- убийство и более ничего нет.
2,Исполины,сыны Божии- красота женщин, пошёл человеческий разврат,
3 Сиф- борьба за земли и власть,рождение новой религии,развитие национализма,догматизм...
4Сим - пожелавшие сделать себе Имя,(обладать землёй)-борьба за власть, началось строительство башни,
а до строительства:
"На всей земле был один язык и одно наречие."
4 Чем дальше в лес,тем больше дров:).
5 С приходом Христа --- не послушание со стороны апостолов.
5 Сказать,что человеческое зло хуже зверского, то таким сравнением обижаем зверей.
6 .Творец создал небо,небесные тела,об этОм надо больше знать.
Небо престол Его,земля подножие ног Его.Ни для того Он создавал небеса,чтобы смотрели только под ноги.
7 Слова Бог,Господь. "Со словом бог в ·разг. речи сохранилось много ходячих выражений, в которых это слово уже потеряло свой смысл и которые употр. в качестве вводных слов, наречий, присловий, частиц и т.п.). Бог знает (иногда ·произн. бознать, в том же ·знач. употр. чорт знает, см. "(Д.Н.Ушаков)

8 О потопе и после потопа,написано в легендах и других народов, например у Китайского народа "носу",у ацтеков,древних греков.

Произошла большая катастрофа?
Всё возможно,данные о следующей катастрофе можно найти в ВЗ и НЗ(это самые доступные книги для всех)
Мудрецы не зря писали эти книги."Здесь ум и мудрость"(откр.Иоанна Богослова)

Современная медицина работает полным ходом по созданию нового человека.
Астронавты в поисках планеты,куда можно сбежать.
Земным техническим мусором можно затопить не одну планету(по подсчёту учёных)

Библию продолжают переводить на современные языки.Зачем это делать?
Если так дОрого слово Божие,то оно должно быть не тронутым ибо свято.

Буду благодарна любому диалогу.
С ув.София.

1. "ВОТ МОЙ ВОПРОС:"ЗАЧЕМ БОГУ ЖЕРТВУ ИМЕННО ЖИВОТНЫХ И ПТИЦ ЕСЛИ И ТАК ВСЁ ЕГО "?"
и
"Библию продолжают переводить на современные языки.Зачем это делать?
Если так дОрого слово Божие,то оно должно быть не тронутым ибо свято."

Вы по прежнему полагаете, что Библия это слово Бога?
На первый вопрос у меня такой ответ. Богу - жертвы не нужны.
Жертвоприношения (убийство) побуждает человека делать тот, кого мы называем противником Бога и человека.
И обратите внимание, Он сам - это не делает, а понуждает делать это человека.
Потом, когда у него спросят зачем убивал, он скажет "а это не я, а человек!"

Если на Земле был Бог и он писал эти книги, то кто искушал Иисуса? И про кого он скажет: Иоанн 8. 44 "Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи."
И еще он сказал там же далее:
"Знаю, что вы семя Авраамово; однако ищете убить Меня, потому что слово Мое не вмещается в вас" 37.

Эти книги ВЗ и их источники - для людей из семени авраамова.
И нам не стоит повторять их ложь.

Отец,Сын и Святой Дух-они впереди меня и вера моя в Святой Троице.

"Вы по прежнему полагаете, что Библия это слово Бога?"

Размышляю так:

Бог не написал книги,писали апостолы,пророки и т.д. и Ной был посредником,разница
кто и каким духом был ведомый. записано всё в ВЗ и НЗ.
Библия это и "Царство Небесное"(только от Матф. употребляется) и
"Царство Божие"(только этИ слова употребляют Марк,Лука,Иоанн и никогда "Небесное")
Об этом первая сказала Ева:
В Адаме и Еве Дух Творца живёт (Истинное зерно духовное начало-Душа),Царство Небесное-Отец
но затем,после убийства Авеля,рождается и "ДРУГОЕ СЕМЯ"
от Бога-зерно- Царство Божие.
И как подтверждение об этом говорит и пророк Исаиия сын Амосов:
"В день НАСАЖДЕНИЯ твоего ты заботился,
чтобы оно росло и чтобы посеянное тобою рано расцвело;
но в день собирания не куча жатвы будет, но скорбь жестокая.:"
о СЕМЕНИ -зерне,когда и как его посеяли, сказал и Христос в притче
(значении слова"бок о бок) о СЕЯТЕЛЕ.
Но Авраама Он защищал,:"Сказали Ему в ответ: отец наш есть Авраам. Иисус сказал им:
если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы."

Следую по словам Христа:
"Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить” (Матф.5:17)."

Святителя Игнатия Брянчанинов:

"Человек нуждается во многом рассуждении (т.е. в духовном разуме), чтоб стяжать различение ДОБРА от ЗЛА. Не вдавайся скоро и легкомысленно явлениям, но, пребывая тяжек, удерживай доброе по многом испытании, а лукавое отвергай: ибо ты обязан испытывать и разсуждать, и тогда уже веровать (тому, что окажется достойным веры).
Знай, что действия благодати явственны."
Различать Добро и Зло - это есть в ВЗ -законы и пророки,
и НЗ-Учение Христа и как всё исказили.
И Ломоносова М.В.
«Неверно рассуждает математик, если захочет циркулем измерить Божью волю, но не прав и богослов, если он думает, что на Псалтирье можно научиться астрономии или химии».
М.В.ЛОМОНОСОВ
От моих Крёстных родителей в наследство остался только крестик и посеянное зерно Отцом Небесным.
Несмышленых детей окрестили и всё.
Думаю я не одна такая,когда Крёстные родители после "веселого" праздника "исчезают".
Хорошо это и плохо,не знаю.Люблю читать труды Луки Войно-Ясенецкого.
Но меня больше интересуют Небеса.Мир планет.Солнечная система.
ВЗ и НЗ имеют много информации.
Интересуюсь историей других религий.

Уважаемый Николай,благодарю Вас за терпеливое:) общение со мной.
Мира,добра, счастья Вам.
С благодарностью и уважением София.

Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

ДЕИЗМ [дэ], -а; м. [от лат. deus - бог] Религиозно-философское воззрение (17 - 18 вв.), допускающее существование бога в качестве первопричины мира, но отрицающее его вмешательство в развитие природы, в закономерное течение событий. ◁ Деистический (см.). Толковый словарь Кузнецова

  • деизм - Де/и́зм/. Морфемно-орфографический словарь
  • ДЕИЗМ - (от лат. deus - бог) - религ.-филос. течение, сочетающее материалистич. тенденции с уступками религии и идеализму; возникло в 17-18 вв. в Англии и др. странах Зап. Европы. Предшественником англ. деистов был Жан Боден. Родоначальником... Советская историческая энциклопедия
  • деизм - деизм м. Религиозно-философское учение (XVII - XVIII вв.), признающее существование Бога как творца мира, но отрицающее его участие в жизни природы, общества и человека. Толковый словарь Ефремовой
  • деизм - сущ., кол-во синонимов: 1 учение 42 Словарь синонимов русского языка
  • деизм - ДЕ’ИЗМ, деизма, мн. нет, ·муж. (от ·лат. deus - бог) (филос.). Религиозно-философское учение, признающее бога, как разумное существо, создавшее реальный мир, но отрицающее вмешательство личного бога в естественный ход вещей. Толковый словарь Ушакова
  • ДЕИЗМ - ДЕИЗМ (лат. deus - бог) - философская парадигма синтеза сциентистски ориентированного рационализма и идеи Бога. Согласно Д., Бог, выступая в качестве трансцендентного Абсолюта по отношению к миру... Новейший философский словарь
  • деизм - ДЕИЗМ а, м. déisme m. <, англ. deism. филос. Мнение признавающих только единаго Бога, или отвержение всех церковных учреждений. Жд. 123. Деизм.. Словарь галлицизмов русского языка
  • Деизм - (от лат. deus - бог) религиозно-философское воззрение, получившее распространение в эпоху Просвещения, согласно которому бог, сотворив мир, не принимает в нём какого-либо участия и не вмешивается в закономерное течение его событий. Т. о. Большая советская энциклопедия
  • деизм - -а, м. Религиозно-философское воззрение (17-18 вв.), допускающее существование бога в качестве первопричины мира, но отрицающее его вмешательство в развитие природы, в закономерное течение событий. [От лат. deus - бог] Малый академический словарь
  • Деизм - (лат. dеus – бог) – учение, которое признает существование бога в качестве безличной первопричины мира, развивающегося затем по своим собственным законам. Словарь по культурологии
  • Деизм - Доктрина, признающая бога как мировой разум, сконструировавший целесообразную природу, давший ей законы и движения, но отрицающая дальнейшее вмешательство бога в деятельность природы и человека. Деизм не допускает других путей к познвнию бога, кроме разума Краткий религиозный словарь
  • Деизм - Термин весьма неопределенный. Обыкновенно противополагается теизму и обозначает, по определению Канта, убеждение в существовании первопричины, имманентной миру и определяющей собой мировой порядок (moralische Weltordnung Фихте-старшего). Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  • деизм - орф. деизм, -а Орфографический словарь Лопатина
  • деизм - Деизм, деизмы, деизма, деизмов, деизму, деизмам, деизм, деизмы, деизмом, деизмами, деизме, деизмах Грамматический словарь Зализняка
  • деизм - Деизма, мн. нет, м. [от латин. deus – бог] (филос.). Религиозно-философское учение, признающее бога, как разумное существо, создавшее реальный мир, но отрицающее вмешательство личного бога в естественный ход вещей. Большой словарь иностранных слов
  • - Учение, признающее единого Бога Создателя, отвергая откровение и вообще богословское, догматическое учение Деист - последователь этого учения См. индифферентный. Фразеологический словарь Михельсона