Храм царицы хатшепсут кратко. Храм царицы хатшепсут. Храм царицы Хатшепсут: история и описание

Как уже говорилось, заупокойный храм царицы был выстроен у скального основания по соседству с храмом основателя фиванской династии Ментухотепа I. Однако связывало эти два бесспорно выдающиеся сооружения не только общее место расположения: храм Хатшепсут по своему архитектурному решению весьма походил на более раннюю постройку. Создавший храм архитектор Сенмут достаточно похоже повторил облик храма Ментухотепа, однако его детище выделялось значительно большими размерами, множеством колоннад и полным отсутствием пирамиды. Кроме того, заупокойный храм царицы очень обильно декорирован.

К храму вела защищенная стенами от нильской долины дорога, вдоль которой через каждые десять метров стояли напротив друг друга по два раскрашенных сфинкса с головой царицы. Дорога проходила через обширный наружный двор и переходила (как и в храме Ментухотепа) в крутой подъем на террасу. Правда, в данном случае подъем был оформлен в виде широкой лестницы, стороны которой украшались рельефными изображениями львов. Широкая терраса ограничивалась со стороны восхода солнца длинным портиком, состоящим из двух рядов строгих колонн. Посередине портик разделялся лестницей, а по краям замыкался двумя исполинскими изваяниями Хатшепсут в облике бога Озириса. Сама терраса с одной стороны была ограничена недостроенной колоннадой, а с другой — еще одним портиком, над которым простиралась вторая терраса и стоял храм ренним двором.

На стенах нижнего храма, прикрытые от солнечных лучей карнизом и колоннами, были помещены раскрашенные рельефы, изображавшие ведущего пленников бога Нубии, перевозку обелисков, военный парад, царицу Хатшепсут в образе сфинкса и другие сцены. Стены верхнего портика также украшены рельефами очень высокого художественного качества. Здесь можно увидеть коронацию Хатшепсут, а также историю чудесного рождения царицы от бога Амона и царицы Яхмес. Кроме того, именно в южной части верхнего портика этого храма помещены знаменитые рельефы, изображающие экспедицию египтян в таинственную страну Пунт.

Лестница, ведущая на верхнюю террасу, былаукрашена вдоль перил изображениями огромных кобр, хвосты которых извивались вверх по перилам. Кроме того, на спине каждой кобры сидел сокол, что вместе являлось объеди-ненной царской эмблемой Верхнего и Нижнего Египта. Сама верхняя терраса задумывалась, по существу, как часть храма, предназначенная для проведения различных ритуалов. Здесь помещались огромные (5,5 м) статуи Хатшепсут и колоннада с внутренним двором, за которой уже прямо в скале, в специальных нишах располагалось еще несколько изваяний царицы. Среди них в главной молельне — чудесная мраморная статуя Хатшепсут, впоследствии найденная в обломках. Заупокойный храм Хатшепсут отличался разнообразием и пышностью оформления. Кроме обилия колонн в глаза бросалось большое количество парадной скульптуры. И не удивительно: подсчитано, что Сенмут поместил в наиболее важном из созданных комнат.

Однако на этом не заканчивались чудеса заупокойного храма. При его исследовании был обнаружен секрет, так и оставшийся нераскрытым при жизни царского советника и архитектора Сен-мута и женщины-фараона Хатшепсут. Дело в том, что под нижней террасой храма, у подножия его главных колоннад и огромных статуй Сенмут разместил тайную усыпальницу для самого себя. Великий архитектор и фаворит всесильной царицы желал и после смерти находиться подле своей госпожи в пределах самого грандиозного и прекрасного из своих творений. И его можно понять — он заслужил обе эти милости!

Однако покоиться в своей тайной гробнице архитектору было не суждено: в ней не нашли никаких признаков захоронения. Пустой оказалась и другая, официальная гробница Сенмута, обустроенная в другом месте в соответствии с обычным придворным каноном. Да и сами обстоятельства его смерти остались тайной: в какой-то момент его имя просто перестало упоминаться в официальных надписях. Не исключено, что Сенмут был казнен, и на это указывает не только отсутствие мумии, но и другое, куда более драматическое обстоятельство. Дело в том, что, воздвигнув храм и сосредоточив (о чем уже говорилось) в своих руках огромную власть, Сенмут настолько возгордился, что возомнил себя равным фараону!

Нетрудно догадаться, как за подобную гордыню карали в Древнем Египте... Но если о гибели мастера мы можем только строить предположения, то вот о его представлении о себелсак о бого-человеке можно сказать вполне определенно. Дело в том, что тайная гробница, которую он выстроил себе под храмом Хатшепсут, имела внутреннее устройство более сложное, чем это полагалось для обычных вельмож, и практически такое же, как у фараонов той эпохи. Нарушение канона в любом случае не могло быть случайным (уже поэтому Сенмут очень рисковал и, понимая это, сделал гробницу тайной), но это еще не все. Главная сенсация помещалась на потолке гробницы. Это было изображение Сенмута и царицы, на котором они представлены как равные друг другу. Последние сомнения исключал соответствующий иероглиф: архитектор уподоблял себя царю!

Храм царицы Хатшепсут: история и описание

После смерти фараона Тутмоса II власть приняла на себя его жена Хатшепсут, забрав это право у истинного преемника Тутмоса III . С началом правления она сразу же взялась за грандиозные строительные работы.

Постройка заупокойного храма царицы Хатшепсут началась еще при ее жизни. Строительством этого величественного сооружения руководил архитектор Сенмут. В настоящее время местность, где расположен храм Хатшепсут в Египте, называется Дейр эль-Бахри. Место было выбрано недалеко от храма Ментухотепа I , являющегося родоначальников XVIII династии фараонов. Возможно, этим Хатшепсут хотела почеркнуть свое право на захваченный трон. После окончания работ скальный храм Хатшепсут в Луксоре превзошел все существующие подобные древнеегипетские сооружения - его размеры, архитектура и украшения поражали современников.

К святилищу храма царицы Хатшепсут в Дейр эль-Бахри, вырубленному в скале, ведут три ступени, соединенные пологими пандусами. Ступени представляют собой террасы, на которых в прошлом располагались растения, деревья и пруды. По дороге к храму путника сопровождали ярко раскрашенные сфинксы, с головами Хатшепсут в образе Осириса.

Самая нижняя ступень обнесена стеной, украшенной соколами. В конце этой террасы расположен портик с 22 колоннами и разделяющим их пандусом. В былые времена здесь размещались львиные фигуры и огромные статуи царицы Хатшепсут. На этом же ярусе есть изображения, повествующие о позабытых военных парадах и строительных работах.

Второй ярус храма царицы Хатшепсут в Луксоре в чем-то повторяет нижнюю ступень - здесь так же присутствует портик и пандус, ведущий на ступень выше. Раньше здесь был размещен пруд с деревьями. Рельефы этого уровня рассказывают про жизнь самой царицы Хатшепсут, про организованную ей экспедицию в страну Пунт (восточные африканские поселения). Лестница содержит фигуры кобр с соколами на спине. Кобры - символ Верхнего Египта, Сокол - Нижнего, вся композиция символизирует единство большого государства. Здесь же снова попадается несколько сфинксов.

Хатшепсут в образе Сфинкса

Самый верхний ярус предназначен непосредственно для проведения ритуалов. Вход в вырубленное в скале святилище Хатшепсут некогда украшал портик с огромными статуями царицы, которые были заметны даже для проплывающих на Ниле кораблей.

Вход в Святилище

За входом располагалась сложная система скальных подземных залов, обильно украшенных лучшими материалами древности. Так, например, главная дверь была выполнена из черной меди с вставками из золота и серебра. Здесь же снова размещались статуи Хатшепсут-Осириса.

Осирическая Хатшепсут

Всего в храме царицы Хатшепсут в Фивах раньше находилось около 200 статуй, из которых 140 были сфинксами. Скульптуры храма представляют царицу в трех образах - фараон, Осирис и сфинкс. Особое внимание при их создании уделялось воспроизведению детального образа царицы, поэтому в наше время можно точно представить, как она выглядела.

Но всей этой красоте суждено было жить недолго. После прихода к власти истинного наследника Тутмоса III , было приказано уничтожить все, что напоминало об узурпаторе. Такой репрессии подвергся и скальный храм Хатшепсут, в котором все скульптуры были разрушены и закопаны недалеко от храма. И лишь много столетий спустя археологам удалось восстановить картину былого величия храма и представить его на суд туристам и прочим любителям древности.

Ущелье Дейр эль-Бахри на западном берегу Нила - своего рода монументальная сцена для перехода царицы Хатшепсут в загробный мир. Его известняковая, почти 100-метровая крутая стена - словно роскошный складчатый занавес, на фоне которого в XV в. до н.э. был выстроен - точнее, встроен в природную стену - поминальный храм Хатшепсут. Этот храм считается прообразом Парфенона и других зданий классической античной архитектуры.

СТУПЕНИ СОВЕРШЕНСТВА

Сама Хатшепсут назвала возводимый ею храм «Джесер джесеру» - «Священнейший из священных», что исчерпывающе объясняет его основную сакральную концепцию.

Хатшепсут (1490/1489-1468 гг. до н.э., 1479-1458 или 1504-1482 гг. до н.э.), женщина-фараон XVIII династии Нового царства, посвятила свой поминальный (заупокойный) храм верховному богу Древнего Египта Амону-Ра. Сохранился папирус, в котором она при начале строительства называет бога своим отцом. Когда храм был построен, она стала его верховной жрицей с титулом «супруга Амона». Главным архитектором храма, непосредственно руководившим и всеми работами на месте, был Сененмут (Сенмуг) - доверенное лицо и, по некоторым сведениям, близкий личный друг вдовствующей царицы.

Храм был задуман им как величайшее строение, этот план был осуществлен в полной мере и блестяще. Сегодня он предстает перед нами уже не полностью в своем первозданном виде: сыграли свою роль катастрофические катаклизмы минувших эпох, конечно. Но началось все гораздо раньше, с одной сугубо семейной драматической истории. Хатшепсут стала фараоном после смерти своего супруга и брата Тутмоса II в 1490 г. до н.э. Двенадцатилетний Тутмос III (сын фараона от наложницы Исиды) был провозглашен «единоличным» фараоном, а Хатшепсут - регентом при нем. Через полтора года жрецы провозгласили Хатшепсут полноправным фараоном. Когда Тутмос подрос и после смерти Хатшепсут вернулся на трон, он стал жестоко мстить мачехе - узурпатору власти, как он полагал. Уничтожались все ее изображения или стирались лица на них и все упоминания о царице на картушах, ее имя заменялось именами Тутмоса I, Тутмоса II и Тутмоса III.

Это самая распространенная версия поведения Тугмоса III. Есть и альтернативное мнение историков на этот счет: юноша Тутмос мстил не по собственной инициативе, а был марионеткой в руках интриганов- чиновников, считавших легитимной только власть мужчины, хотя и до Хатшепсут в истории Египта были женщины-фараоны. Но столь влиятельной и блестящей правительницы, совершенно точно, не было: Египет при ней процветал. Храм царицы - лучшее воплощение этого факта. Чтобы представить, каким он был, мало видеть его, надо и включить воображение. Это позволяют сделать исследования археологов, продолжающиеся и по сей день.

Начинался храм от пилона, за которым шла дорога процессий, по бокам которой стояли раскрашенные статуи сфинксов. У стен храма зеленел и цвел сад из деревьев и кустарников, привезенных царицей в кадках из страны Пунт. Среди деревьев были вырыты два бассейна Т-образной конфигурации. Сам храм был вырублен в скалистой стене, словно вырастая из нее. Основа его конструкции - три огромные террасы, ступенями расположенные одна над другой. На каждой из террас находились открытый двор, крытые гипостильные помещения - портики, за ними находились уходящие в толщу скалы святилища. Ярусы храма соединяли пологие площадки-пандусы для въезда колесниц. Всего в храме было установлено около 200 статуй, 140 из них - в образе сфинксов. Царица представала и сфинксом, и в «осирическом» облике, и как фараон - в белом мужском одеянии, со скрещенными на груди руками, в которых держала царские скипетры, на подбородке у нее была узкая полоска накладной бородки, какую носили фараоны-мужчины.

Рельефные композиции первого яруса представляют многофигурные красочные сцены из истории объединения египетских земель. Второй ярус посвящен личности действующего правителя, Хатшепсут, ее высокому происхождению и взаимоотношениям с богами, разумеется, относящимися к ней с покровительственной благосклонностью, что сулило дальнейшее развитие государства и благоденствие всех его подданных. Там присутствовал кардинально важный для царицы мифический сюжет: Амон входит в покои Яхмес, матери Хатшепсут, в облике ее земного мужа, следовательно, она, Хатшепсут, - действительно дочь самого Амона.

МЕСТО ДЛЯ ДРУГОЙ ЖИЗНИ

Во всех поминальных храмах, что строили египетские фараоны, сразу за духовной составляющей следовали рациональный смысл и строгие инженерные расчеты вкупе с чисто эстетическими соображениями. Таков и храм Хатшепсут.

Место для храма Сененмут выбирал придирчиво, советуясь с математиками и землемерами. Результатом был выбор точки на условной оси, идущей от Большого храма Амона-Ра в Карнаке, что находится приблизительно в 2,5 км от Дейр эль-Бахри, и заканчивающейся в Долине Царей, где уже были заготовлена гробница Хатшепсут, а это совсем близко от храма.


При всей уникальности храма Хатшепсут его архитектурная концепция не была полностью оригинальной. Отчасти она дублирует конструкцию заупокойного храма Ментухотепа I, основателя XI династии, в правление которого в середине XXI в. до н.э. в стране был восстановлен порядок после 200 лет междоусобиц. От храма-предшественника мало что сохранилось, но по рисункам-реконструкциям археологов начала XX в. можно видеть, что оба храма имеют между собой нечто общее: например, те же ступенчатые террасы, крытые колоннады, и пандусы, да и общие пропорции сходны. Правда, над храмом Ментухотепа было еще и пирамидальное навершие. Некоторые исследователи находят в храме Хатшепсут аллюзии на террасный заупокойный храм царицы Яхмес-Нефертари в Абидосе. Эти факты лишний раз доказывают: даже заимствованная идея, оплодотворенная вдохновением творца (а Сененмут был творцом большого масштаба), может превзойти взятый для подражания образец.

Основная ось храма была установлена по азимуту 116°. В дни зимнего солнцестояния ось выравнивается с точкой восхода. Солнечный свет проникает через отверстие на крыше святилища Амона к задней стене часовни, после чего движется вправо, падая на одну из статуй Осириса, стоящих с двух сторон у дверей. Потом он перебегает на изображение Амона, а после него - на стоящую на коленях фигуру Тутмоса III, заканчивает сноп света свой путь на фигуре бога Нила Хапи. И еще: в течение 41 дня до и 41 дня после солнцестояния солнечный свет достигает внутренней камеры святилища.

Пандусы храма, выглядящие на первый взгляд как декоративные элементы, делили террасы на северную и южную части, создавая тем самым и дополнительный жесткий элемент каркаса здания: землетрясения в ущелье отнюдь не невозможны.


Строгая иерархия соблюдалась и в том списке богов и людей, которым был посвящен храм. Амон-Ра, его «дочь» и «жена» Хатшепсут, обожествленный реальный отец Хатшепсут фараон Тут- мос I, проводник в загробный мир Анубис, божество с головой шакала и телом человека, и Хатхор-Иментет - имя которой (Хатхор) означает «обитель Хора». Хор - «солнечный» сокол и бог порядка. Хатхор считалась женой Хора, была богиней неба, любви, женственности, веселья и еще защитницей некрополя Фив. Иментет - это Запад, так у древних египтян символически именовался вход в царство мертвых. Хатхор-Иментет встречала умершего у дверей иного мира на Западе, заботилась о нем и не давала в обиду. Изображалась в образе «небесной коровы» - женщины с коровьими рогами на голове. Словом, загробная, другая жизнь Хатшепсут при столь могущественных покровителях обещала быть безмятежной. На террасах храма хоронили верховных жрецов Амона и Монту - покровителя Фив. В греко-римское время в храме рядом с образами Амона были вырезаны изображения двух обожествленных персон - архитектора и целителя Имхотепа и архитектора Аменхотепа, сына Хапу. И к стенам храма за надеждами на исцеление и защитой стали тянуться люди. На стенах храма сохранились надписи с мольбами об избавлении от страданий хотя бы в загробной жизни.

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

  • Вход-пилон.
  • Пандусы.
  • Террасы.
  • Крытые первый и второй дворы.
  • Колоннада верхнего уровня
  • Часовни Хатхор.
  • Нижняя и верхняя часовни Анубиса.
  • Часовни Хатшепсут и Тутмоса I.
  • Святилище Амона.
  • Гробница Сененмута.
  • «Осирические» скульптуры, сфинксы и другие артефакты из храма - в Луксорском музее древностей, Египетском музее в Каире, Египетском музее в Берлине и Метрополитен-музее в Нью-Йорке.

ЛЮБОПЫТНЫЕ ФАКТЫ

  • Современное арабское название ущелья Дейр эль-Бахри, в котором расположен храм, по-арабски означает «Северный монастырь»: в период раннего христианства здесь стоял коптский монастырь, от которого не осталось следов.
  • До сих пор неизвестно, где находилась «страна Пунт» - «Земля Богов», куда совершали военные и мирные походы многие египетские фараоны, в том числе и Хатшепсут, которая привезла оттуда саженцы деревьев и кустарников для украшения своего храма. Основные гипотезы называют такие страны - Эфиопия, север Сомали, Зимбабве, Кения. Более отдаленная от Египта Индия тоже фигурирует в подобных предположениях. Российские египтологи допускают, что страна Пунт могла находиться и в Причерноморье, а именно: в долине Колхиды. Гипотезы строятся на таких ключевых интересах египтян, которые заставляли их совершать походы в Пунт: растительность, благодаря которой можно получать ладан и мирру, благовония, пряности и морской берег. Но ни одна из гипотез не была убедительно доказана. И все же, учитывая не слишком великие навигационные навыки египтян и длительность морского путешествия, наиболее вероятное местонахождение загадочного Пунта - побережье между современными Эфиопией, Эритреей, Джибути и Сомали.
  • Долгое время было неизвестно, где похоронена Хатшепсут: две ее официальные гробницы оказались пусты. В 1903 г. археолог Г. Картер в Долине Царей вскрыл гробницу KV 60 с двумя мумиями женщин. Одна из них, это было написано на саркофаге, носила имя Сатра Инн. Это была знатная дама, близкая к царице, возможно, ее няня в детстве. Вторую мумию опознать не удалось, на саркофаге надписей не было. Предположений, что это Хатшепсут, даже не возникло: мумия при жизни была полнотелой женщиной, а все изображения царицы представляли ее стройной. Потом первую мумию отправили в музей, запечатав гробницу. Мумия осталась лежать на полу, ее саркофаг забрали. Вернулись к ней только в 1989 г., вдруг вспомнив, что правая рука мумии лежала на груди, прикасаясь к сердцу. В такой позе хоронили только монархов. В 2007 г. были проведены генетические исследования. Сравнивались ДНК эпителия мумии и праха бабушки Хатшепсут Яхмос Нефертари. Выводы экспертизы подтвердило томографическое сканирование, доказавшее, что зуб, найденный в шкатулке с картушем Хатшепсут в 1880 г., тот самый, который отсутствовал у «полной» мумии. И было объявлено: эта мумия - останки Хатшепсут. Что касается изящества статуй, то тут все объяснимо: облик сильных мира сего художники приукрашивали и в древние времена.
  • Неизвестно точно и то, почему Анубису в храме Хатшепсут посвящено две часовни - на нижнем и верхнем уровне. Можно лишь догадываться, что так подчеркивалось: Анубис - на страже от начала до конца перехода царицы в загробный мир.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Исторический и архитектурный памятник Древнего Египта на западном берегу Нила.

Историческое название региона: Верхний Египет.

Административная принадлежность: современный египетский город Луксор.

Время строительства: приблизительно 1482-1473 гг. до н.э.

Язык: арабский.

Денежная единица современного Египта:египетский фунт.

Ближайший аэропорт: Луксор (международный).

ЦИФРЫ

Высота храма: ок. 30 м.

Длина: 240 м.

Ширина: до 100 м.

Ширина дороги процессий: 37 м.

Изначальное количество скульптур в храме: ок. 200.

Высота над у. м.: 107 м.

КЛИМАТ

Тропический пустынный.

Средняя температура января: +14,4°С.

Средняя температура июля: +33,2°С.

Среднегодовое количество осадков: 2,65 мм (утренняя роса).

Гиды в Египте бывают разные и если, когда мы ездили на экскурсию в Каир и Александрию, с нами был замечательный молодой человек, который рассказывал об истории и культуре страны с такой любовью и упоением, то поехав в Луксор — в город, считающимся единственным городом в мире, где в одном месте собрано столько исторических и древних ценностей, с гидом нам не повезло.

Большей частью мы были предоставлены сами себе и осматривали достопримечательности самостоятельно. Среди нас была женщина, пенсионного возраста, в руках у неё была книжечка, по которой она сверяла то, что видела вокруг. Я поняла, что прежде чем поехать в страну, она изучила, интересующую её информацию и согруппники толпились вокруг неё, чтобы что-то спросить.

Спустя какое-то время я поняла, что наверное все же интереснее сначала узнать о стране, храме, историческом месте, а потом увидеть. Да, когда читаешь, не представляя себе конкретное место, возможно это не совсем интересно. Но когда в дальнейшем буквы и картинки накладываются друг на друга получаются занимательные вещи.

И тогда не страшно, что ваш гид больше заинтересован тем, чтобы отвести вас на алебастровую фабрику или в магазин папируса. Вот поэтому я хочу кратенько рассказать о том, что представляют собой храмы в Луксоре и люди в честь которых они построены.

Царица Хатшепсут (правила ок. 1489—1468 до н. э.) известна как первая женщина- фараон Нового царства Египта.

Хатшепсут была дочерью фараона Тутмаса I и царицы Яхмес. Еще при жизни отца она стала верховной жрицей и «супругой бога Амона», что в значительной мере помогло ей впоследствии взять власть в свои руки и стать фараоном.

После смерти отца Тутмаса I, Хатшепсут вышла замуж за единокровного сводного брата Тутмаса II (отцом был фараон Тутмас I, а матерью второстепенная царица Мутнофрет). В этой чете Хатшепсут считалась выше по происхождению, так как была чистокровной царицей. Считается, что и при жизни Тутмаса II, она держала празды правления в своих руках.

Правил Тутмас II неполных 4 года и умер молодым от какой-то болезни. В браке у Хатшепсут родилось две дочери — Нефрура и Меритра, поэтому на престол после смерти Тутмаса II взошёл его сын (матерью была наложница Тутмаса I — Исида) - 12 летний Тутмас III. В одних источниках Хатшепсут, представляют как тетку, отстранившую от власти племянника, в других как мачеху, правившую вместо своего пасынка. Но то, что Тутмас III был сыном её мужа Тутмаса II остаётся фактом.

Правила царица Хатшепсут 20-22 года. При жизни обладала титулами «Великая жена царя», т.е главная жена царя и «жена бога Амона» . Правление Хатшепсут отличалось от правления . Её деятельность была направлена больше на строительство, чем на военные действия, что негативно стало сказываться в конце её правления, так как ранее покорённые народы почувствовав волю, начали избавляться от египетского господства, что начал быстро исправлять после смерти царицы Хатшепсут следующий фараон, отстраненный от правления на 20 лет — Тутмас III, признанный самым воинственным фараоном Египта. Что тоже говорит о незаурядных способностях царицы Хатшепсут, если она могла удерживать власть в своих руках несмотря на такого сильного "противника".

Есть разные мнения о взаимоотношениях Хатшепсут со своим пасынком (кузеном, племянником).

Отступление : учитывая, что в египетских царских династиях присутствовало сильное кровосмешение, то отчасти все указанные виды родства присутствовали между этими двумя фигурами.

Одни источники говорят, что Тутмас III был полностью отстранён от правления страной, другие свидетельствуют о том, что в период правления царицы Хатшепсут, Тутмас так же допускался к управлению страной.

Несмотря на то, что деятельность царицы Хатшепсут было направлено на мирное строительства страны, тем не менее существуют свидетельства, говорящие о том, что по крайней мере два военных похода в её царствования предпринимались, один из которых она возглавляла лично.

Приняв титул фараона, Хатшепсут стала носить мужские одежды и накладную бороду. Все атрибуты присущие фараону присутствовали в её образе. Несмотря на мужской образ, который должна была принять Хатшепсут, царица продолжала себя называть самой прекрасной женщиной и об этом свидетельствуют записи на стенах её храма. Так же царица отказалась от такого царского титула как «могучий бык».

В период правления царицы Хатшепсут Египет был процветающей страной; были восстановлены многие, ранее разрушенные завоевателями, памятники, построен Карнакский храм, особой гордостью являлся храм в Дейр-эль-Бахри, который был построен в течение 9 лет. Страна процветала и в экономическом плане, велась активная торговля, устанавливались классические рабовладельческие отношения.

Царицей Хатшепсут была снаряжена большая экспедиция в страну Пунт (на сегодняшний день точно не известно её место нахождение). С Пунтом Египет и ранее торговал, но затем отношения были прерваны. Царица Хатшепсут восстановила эти отношения и закупала в Пунте большое количество миррового дерева, древесину чёрного дерева, шкуры экзотических животных, ручных обезьян, благовония, золото, рабов и другие вещи.

Умерла Хатшепсут (как на сегодняшний день установили учёные) от болезни (опухоль кости, рак печени, осложненный диабетом), было великой царице более 50 лет, предполагают, что возможно причиной послужило и то, что она пользовалась лекарствами и косметическим средствами в состав, которых входили канцерогенные вещества, которые и отравили организм.

Похоронена Хатшепсут была в долине цариц, но при раскопке гробницы саркофаги, которые могли принадлежать царице были пусты. И только в 2007 году одна из мумий, находящаяся в Каирском музее была идентифицирована как тело царицы Хатшепсут.

Туристы, приехавшие в обязательно посещают Поминальный храм Царицы Хатшепсут, расположенный в Дейр-эль-Бахри. Храм этот в древности назывался Джесер Джесеру и означал «священнейший из священных». Храм состоял из трех крупных террас, в котором была аллея сфинксов и колоссальные статуи царицы. В древности вокруг храма был разбит зелёный сад и Т-образные бассейны.

Мощь и красота храма поражает и сегодня, удивительно смотрится храм, высеченный из скалы. На сегодняшний день не всё восстановлено, но даже имеющееся позволяет представить всю грандиозность и масштабы храма Хатшепсут. Храм был построен не только в честь царицы, но и был посвящен Амону-Ра, а так же Анубису, являющемуся проводником в загробный мир и великой защитнице умерших — Хатхор Иментет.

В горах, недалеко от строительства храма располагалось жильё мастеров, ведущих строительство и рабов.

Храм Хатшепсут в Дейр эль-бахри

Воды Нила разделили Древний Египет на две части: восточную и западную, на царство живых и царство мертвых. На восточном берегу Нила возводились дворцы фараонов и громадные храмы, в честь разных богов; на западном берегу строились пирамиды, гробницы и заупокойные храмы, где совершалась служба в честь умерших и обожесталенных фараонов…
К таким заупокойным храмам, вырубленным в скалах западного берега Нила, относятся два колосса Древнего Египта: храм царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри и храм Рамсеса II Великого, более известный под названием Абу-Симбел.
Царица Хатшепсут (правила в 1525- 1503 гг. до н.э.) была женой фараона Тутмоса II. После смерти мужа она узурпировала трон, лишив престола законного наследника - своего пасынкаТутмоса III, который, как считается, был рожден от женщины нецарского происхождения. В годы правления Хатшепсут в долине Нила велись значительные строительные работы, в том числе перестраивался и расширялся храм Амона в Карнаке. Вероятно, Хатшепсут стремилась тем самым обессмертить свое имя. Забегая вперед, скажем, что этой ей не удалось - судьба, увы, жестоко отомстила царице…

Строительство заупокойного храма началось еще при жизни Хатшепсут. Его строил придворный архитектор Сенмут. Возводя храм, Сенмут заготовил в нем тайную гробницу и для себя, и оставил в одном из потаенных уголков свой портрет.
Храм Хатшепсут был построен рядом с храмом фараона Ментухотепа I, который почитался как родоначальник фараонов XVIII династии. Вероятно, тем самым царица хотела подчеркнуть свое право на захваченный ею в обход законного наследника престол. Сегодня местность, где находится храм Хатшепсут, носит арабское название Дейр-эль- Бахри. По своим громалным размерам и обилию декоративных украшений этот храм превосходит все прочие подобные сооружения Древнего Египта и резко выделяется из всех храмов Древнего Египта.

Храм Хатшепсут относится к типу полускальных - наземные помещения сочетаются в нем со святилищем, вырубленным в скалах. Храм состоит из трех террас-ступеней, возвышающихся друг над другом и соединенных пологими лестницами-пандусами. В древности на этих террасах были устроены пруды с зарослями папируса и посажены деревья. Дорогу к храму украшали сфинксы с портретными головами царицы Хатшепсут в облике бога Осириса. Сфинксы были ярко раскрашены - тело и лицо желтые, борода синяя, головная повязка полосатая, красно-зеленая. Пьедесталы украшали рельефы, изображающие связанных пленников.

Нижняя терраса, служащая центральным двором, обнесена стеной, украшенной каменными изображениями соколов со знаками царской власти. С запада двор замыкает 22-колонный портик, разделенный посередине лестницей-пандусом. Некогда ее обрамляли монументальные фигуры львов, а по сторонам портика возвышались колоссальные, 8-метровой высоты, фигуры царицы Хатшепсут в образе бога Осириса. Портик украшают раскрашенные рельефы, изображающие царицу Хатшепсут, попирающую врагов и приносящую жертву богу Амону. Здесь же можно видеть сцены военных парадов, вереницы невольников, эпизоды строительных работ.

Лестница, рассекающая портик, выводит на вторую террасу. Когда-то в ее центре находился искусственный пруд, окруженный деревьями. Западную часть террасы также украшает портик с четырехгранными монолитными колоннами, рассеченный лестницей и служащий основанием для третьей, верхней террасы. На стенах портика сохранились рельефные композиции, посвященные жизни царицы Хатшепсут. На противоположном конце террасы изображены рельефы, повествующие об экспедиции, посланной царицей в легендарную страну Пунт и привезшую оттуда множество драгоценностей и редких растений. Как считает большинство исследователей, под страной Пунт следует понимать восточное побережье Африки. Вероятно, эта же страна была в древности известна жителям Ближнего Востока под именем Офир. Рельефы изображают обезьян, пантер, жирафов, хижины на сваях - типично африканские сюжеты.

Лестница, ведущая на верхнюю террасу, украшена скульптурами гигантских кобр, на спине каждой из которых сидит сокол. Это - геральдические фигуры, символизирующие Верхний (кобра) и Нижний (сокол) Египет, а вся композиция призвана олицетворять единство Египта. Лестницу обрамляет пара сфинксов, высеченных из красного асуанского гранита.
Верхняя терраса предназначалась для главных храмовых ритуалов. Здесь находится вход в вырубленное в скалах святилище Хатшепсут. Фасадом святилища является портик с четырехгранными колоннами, перед каждой из которых некогда стояла монументальная статуя царицы. Эти громадные статуи были видны далеко с проплывающих по Нилу судов. Всю террасу окружали колонны. Здесь же находились несколько маленьких храмов-молелен. В южном крыле портика располагалось святилище богини Хатор - покровительницы царицы Хатшепсут.

В глубине за колоннадой портика открывается таинственный лабиринт вырубленных в скалах подземных залов. Их полы были выложены золотыми и серебряными плитами, кедровые двери инкрустированы бронзой, стены украшали граненые колонны, а своды покрывали ярко раскрашенные рельефы. Вход в главный зал обрамляли трехметровые статуи царицы Хатшепсут в образе бога Осириса, а его двери были изготовлены из «черной меди» с инкрустациями из электра (сплав золота с серебром).

В главном зале подземного святилища находилось огромное мраморное изваяние царицы. К сожалению, от него сохранились только обломки. Всего же в храме стояло более двухсот статуй, из них 140 сфинксов. Скульптуры из храма Хатшепсут являются наиболее выдающимися образцами древнеегипетского искусства эпохи XVIИ династии. Они изображают царицу Хатшепсут в трех видах: в виде фараона, в виде бога Осириса и в облике сфинкса. Эти портреты донесли до наших дней облик древней правительницы: сужающийся к подбородку овал лица, маленький рот, миндалевидные глаза под широкими дугами бровей, линии век с помощью фима продлены к вискам… На всех статуях ваятели постарались точно передать портретное сходство, но если у сфинксов и у статуй больших размеров (высотой 8 и 5 м), являвшихся частью внешнего оформления храма, намечено только общее сходство и воспроизведены лишь наиболее характерные черты, то статуи из главного святилища, имевшие культовый характер, сделаны первоклассными мастерами и в очень тонкой и мягкой манере воссоздают портретный облик царицы.

Роскошное убранство храма Хатшепсут просуществовало недолго. После смерти царицы взошедший на престол законный наследник Тутмос III первым делом приказал истребить по всей стране все изображения своей предшественницы и стереть все надписи, где упоминалось ее имя. Все скульптуры храма были разбиты и зарыты неподалеку, где много столетий спустя их обнаружили археологи.

Не услышав пения от поющих колоссов Мемнона, замолчавших почти две тысячи лет назад, я получил неудовольствие от «пения» иного рода. Ко мне, навострившему глаза и уши в направлении древних изваяний, начал приставать торговец-бедуин, на товар которого я по неосторожности бросил косвенный взгляд, проходя мимо к поющим достопримечательностям.


Чуть замолкнув, пока мною запечатлевались колоссы, он вновь активизировался, когда я направился назад к своему автобусу.

Язык бедуинов я знал значительно хуже древнеегипетского, но из жестов и сбивчивых обращений египтянина я понял, что он искренне желает продать мне какой-нибудь недорогой египетский сувенир, необходимый мне для обретения полноты счастья.

Предложение его выглядело для меня не очень заманчивым, поскольку местными сувенирами я намедни уже успел закупиться, да и цена в 20$ за троицу изготовленных явно не из натурального камня пирамидок была, мягко говоря, высоковатой.

Торговец, очевидно, был возмущён несговорчивостью скуповатого русского туриста, но, тем не менее, предложил скидку на товар, снизив цену вдвое, до 10$.

Я к тому времени, пообщавшись с другими бедуинами и небедуинами в ходе стремительных перемещений по египетским городам и весям, уже научился стилю общения с этими малоуважаемыми представителями египетского прилавка. Не торговаться с ними – себя не уважать! Меня даже взял азарт: а насколько удастся на сей раз снизить первоначальную цену за товар к завершению торгов?

В общем, измотанный от бесконечных препирательств египтянин сдался, предложив, как последнюю, цену в 5$.

Я же и не думал сдаваться, поскольку знал, что нормальная цена этим «древностям» - не больше 3$.

Из своих широченных штанин дубликатом бесценного груза вытащил я помятый бумажный доллар и предложил египтянину ненатуральный обмен на его ненатуральные камни, цинично покрутив старой купюрой возле носа оторопевшего от неожиданности бедуина.

Наконец, уже встав на первую ступеньку автобуса, я лихо выхватил пирамидки, которые всё же решил приобрести для не самых дорогих своих знакомых, и сунул торговцу американскую деньгу. Тот махнул рукой и пошёл восвояси, явно не довольный результатами сделки.

Собравшиеся в передней части салона автобуса туристы, которые наблюдали эту сценку, дружно зааплодировали, а гид признал, что редко можно встретить приезжего, который, торгуясь с местными, смог бы снизить цену на товар в 20 раз.

В общем, я испытал в этот момент Минуту славы. Думаю, гид будет и в дальнейшем рассказывать об этом случае всё новым поколениям туристов. Вполне возможно, что моё имя станет даже легендарным, поскольку история обрастёт, как водится в таких случаях, некоторыми преувеличениями.

Скажем, согласно легенде, некий «руссо туристо», по имени Искандер, смог сторговаться здесь, неподалёку от колоссов Мемнона, с местным чёрным копателем, и приобрёл у него мумию какого-нибудь Рамсеса или Аминхотепа за 1 биткоин, который на поверку оказался обычным российским рублём.

Его-то и принял доверчивый абориген за дорогую криптовалюту. С тех пор, по слухам, ловкий русский прохиндей скрывается где-то в компании с мумией. В Египте его больше никто не видел. А бедный бедуин вскоре от расстройства умер и превратился в камень, напоминающий сгорбленную фигуру человека, скорбящую неподалёку от Колосса Мемнона. Иногда, когда задует северо-западный ветер из далёкой России, камень издаёт заунывный звук. Кое-кто принимает его за пение Колосса Мемнона, но это душа обманутого бедуина негромко напоминает о неблаговидном поступке россиянина.

Так что, если, бороздя бескрайние просторы Аравийской пустыни, вы услышите историю обмана бедного и наивного торговца-бедуина, то знайте, кто прототип главного героя, где он поживает, чем добра наживает и пр. и пр. В общем, чувствую, грядёт уже не Минута славы, а что-то более долгоиграющее!

Но пора, пожалуй, из времён нынешних перенестись к временам древним, тем более что переноситься от Колоссов Мемнона в Долину царей - дело вовсе нетрудное. Расстояние здесь небольшое – 10-15 минут езды на автобусе.


Город Фивы (современный Луксор), откуда веду я репортаж, и где, собственно, находится Долина Царей, длительное время играл роль столицы Верхнего Египта, а в период Нового царства (15-10 вв. до н.э.) и вовсе стал столицей всего Египта. Здесь проживали обеспеченные царственные особы, которых после завершения их земного пути следовало снабдить достойным местом упокоения.

Идея организации некрополя для царей принадлежала, как полагают, Тутмосу I, который правил Египетским царством в 15 в. до н. э.
Правитель не без оснований боялся, что его усыпальницу разграбят, а потому выбрал себе не привычную и весьма приметную пирамиду, а особое место упокоения – склеп, выбитый в скале, далеко от основных захоронений. Примеру Тутмоса I последовало большинство фараонов в течение последующих 500 лет, что и привело к созданию этого некрополя, получившего название «Долина царей».

Расчёт Тутмоса и его последователей оказался, впрочем, наивным. Почти все гробницы фараонов разграбили ещё в древности некультурные древние мародёры.

«Повезло», как известно, лишь одному, возможно, самому невыдающемуся из всех фараонов – Тутанхамону, который взошёл на престол ещё ребенком – в возрасте 8-10 лет, а погиб в 19. Однако благодаря сенсационной находке команды Г.Картера и лорда Карнарвона в 1922 г. этот юноша получил всемирную известность.


Говорят, Картер потратил немало времени, чтобы обнаружить гробницу, и уже готов был сдаться. Но в итоге, его труды не пропали даром. Вместе с гробницей он обнаружил множество сокровищ наряду с мумией фараона в нескольких гробах и трёх саркофагах, которые сейчас хранятся в Каирском египетском музее.

Я, когда приближался к первой гробнице Долины царей, невольно вспомнил о легендарном «проклятии фараонов». Суть легенды состоит в том, что проклятие фараонов постигает всякого, кто прикасается к могилам царских особ и мумиям Древнего Египта. Проклятие преимущественно связывается со случаями смерти участников экспедиции Картера, которые имели место в течение нескольких следующих лет после вскрытия могилы Тутанхамона.

Учитывая мою склонность к мистическим переживаниям, вы можете представить характер ощущений вашего покорного слуги перед посещением царских склепов. Приободрил, впрочем, меня тот факт, что за три дня до описываемых событий я уже побывал в погребальной камере одной из пирамид в Гизе и ничего, остался жив и относительно здоров. Может быть, только потому, что на тот момент я ещё не знал о реальной опасности проклятия фараонов. Как говорится, меньше знаешь – крепче спишь!

Скажу откровенно, что последние приюты правителей в Долине царей выглядят более удобными и эстетичными, нежели чем гробницы фараонов и фараонш Древнего царства. Гробница в Гизе мне показалась тесной и дискомфортной. Представляю, как там лежалось в течение веков покойному фараону!

Здесь, в Долине царей, хоть и жарит солнце почти целый год, да так, что мама не горюй, но зато в самих гробницах прохладно, относительно просторно, довольно уютно, стены эстетично украшены росписями. В общем, налицо очевидный прогресс.


Видимо, не случайна поэтому такая «густонаселённость» усопшими фараонами всей этой местности. Кто откажется навечно приютиться в столь привлекательных условиях?!

Кстати, если не были бы склонны фараоны к излишествам в ином мире, которые в виде набора утвари, магических фигурок, украшений, драгоценных саркофагов и пр. помещали в гробницы, то лежали бы они по сей день в комфортабельных гробницах и в ус себе не дули, и не дули б в бороду. Скромность, как говорится, украшает человека и, оказывается, ещё и спасает от алчных «любителей древности». Ведь именно сокровища гробниц стали причиной разграбления основной части захоронений.

На сегодняшний день в Долине царей обнаружено 65 гробниц. Каждой из них присвоен порядковый номер, начинающийся с букв KV (Kings Valley). Нумерация идёт в порядке их обнаружения, начиная с гробницы Рамзеса VII - KV1.


Большинство из них является местом захоронения фараонов, но в каких-то были похоронены вельможи или члены семьи фараонов. Некоторые из гробниц до сих пор не опознаны. Я, к сожалению, не смог сдвинуть с мёртвой точки этот вопрос из-за ограниченности времени пребывания в этом месте.

Всего я посетил пару гробниц. Они оказались однотипными. Фрески в них сохранились очень хорошо. Мне даже показалось, что они были подвергнуты реставрации. Правда, гид на мой вопрос по этому поводу ответил тем, что фрески подлинные, никто их не восстанавливал. Однако интуиция прожжённого египтолога подсказывает мне, что руки реставраторов всё же касались этих древних изображений.


Одно плохо, что фотографировать помещения гробниц строго запрещено. Гид запугал меня и спутников тюрьмой, огромным штрафом, а при рецидивной попытке запечатлеть увиденное - замуровыванием в одной из наиболее плохо сохранившихся погребальных камер.

Я, в тот момент ещё не успевший донести суровую правду о своих впечатлениях по поводу египетских странствий читателям «Турбины», естественно, не готов был не только сидеть в дискомфортных условиях египетской тюрьмы, но и даже увековечиваться в царских условиях гробниц.

И всё же не гробницы фараонов в Долине царей запомнились в наибольшей степени в этот день, а Храм царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри.

Для того, чтобы убедиться в этом, очередной раз придётся переместиться, теперь уже из Долины царей в соседнюю долину – Долину цариц.

Здесь находятся захоронения членов семей фараонов. Их гробницы не были, скорее всего, такими же богатыми, как гробницы фараонов, но они также становились целью для мародеров.
Считают, что самая красивая гробница принадлежит царице Нефертари.


Она богато украшена статуями и барельефами. Однако сейчас эта гробница закрыта для туристов, потому что ученые опасаются за её сохранность. Я тоже опасаюсь, поэтому посмотрел на гробницу Нефертари лишь издали. Тем более что главной целью на тот день был, напоминаю, Храм царицы Хатшепсут.

Подъезжая к всемирно известному храму, стоит обратить внимание на совсем неприметные, плохо сохранившиеся постройки. Это остатки более древнего храма фараона Ментухотепа I, правившего Египтом около 2133-2117 до н. э.


По некоторым данным, этот храм послужил отправной точкой при проектировании архитектором Сенмутом храма для царицы Хатшепсут.

Но главной доминантой в пустынной долине Дейр Эль-Бахри является погребальный храм царицы Хатшепсут. Имя её переводится как «первая среди знатных дам». И на самом деле, хотя Хатшепсут – одна из пяти полновластных повелительниц Древнего Египта, но она - единственная из всех – вошла в историю как выдающийся правитель, а время её правления – это по-настоящему золотой век Египта.

Она покровительствовала искусству, восстанавливала разрушенные святыни и достопримечательности и даже лично возглавила военный поход против врагов царства.


Хатшепсут принадлежала к XVIII династии фараонов и царствовала в начале XV в. до н. э. Она была дочерью Тутмоса I, а после его смерти стала женой фараона Тутмоса II. Он, к слову, приходился ей родным братом. Но не будем строго судить женщину, ведь и в последующие эпохи близкое родство не являлось препятствием для брака многих царственных особ.
Хатшепсут пользовалась большим влиянием при дворе, будучи верховной жрицей Амона и фактически соправительницей мужа. Впрочем, пофараонить Тутмосу II с женой было суждено недолго, менее 4 лет. После его смерти на трон взошёл его сын от наложницы, 12-летний Тутмос III, а Хатшепсут стала регентшей.

Однако уже успев вкусить сладость власти, она через 18 месяцев своего регентства при поддержке жречества отстранила юного фараона от власти и стала править самостоятельно. Тутмоса III отправили в храм для получения образования. «Не тут тебе место, Тутмос!» - очевидно, сказала мачеха пасынку. Действительно, как без высшего царского образования руководить страной?!

Как и все фараоны, Хатшепсут подумывала о жизни после смерти. С этой целью она решила построить заупокойный храм, который возводился 9 лет под руководством Сенмута, которого учёные считают самым выдающимся архитектором Египта со времён Имхотепа, строителя первой пирамиды. Сенмут руководил всеми царскими работами, был главным советником Хатшепсут и воспитателем её дочери Нефрура.


Не могу точно охарактеризовать Сенмута как советника царицы и воспитателя её дочери, поскольку не застал его при жизни, но архитектором он, действительно, был отменным.

Частично высеченный в скале, имеющий ширину фасада около 40 метров, храмовый ансамбль Дейр-эль-Бахри даже сейчас в полуразрушенном состоянии производит впечатление завершённости и гармоничности, что дало основание многим исследователям считать его одним из красивейших зданий древнего мира.


Это сейчас окрестности храма – безводная пустыня. В древние времена от Нила к нижней террасе тянулась аллея сфинксов.

Сохранились пни высаженных вдоль неё деревьев. Вот эта табличка ручается, что это остатки тех самых драгоценных мирровых деревьев, что были когда-то привезены царицей из страны Пунт.

После смерти Хатшепсут египетский престол вновь вернулся к Тутмосу III. Сказать, что он не любил свою мачеху – ничего не сказать! Он её люто ненавидел. Представьте себя на месте царевича, если у вас на 15 лет увели из-под носа престол.

Нетрудно догадаться, что придя к власти, Тутмос приказал переписать все официальные хроники, имя царицы было заменено на имена этого правителя и его предшественников; все её деяния и памятники стали отныне приписываться преемнику Хатшепсут.

Но нас-то с вами, проницательных людей, этим откровенным плагиатом так просто не проведёшь!

Несмотря на «старания» Тутмоса III, храм Хатшепсут оставался и позднее важнейшим культовым центром. Террасы храма стали местом захоронения знатных фамилий жрецов Амона и Монту. В греко-римское время в святилище Дейр эль-Бахри, рядом с образами Амона были вырезаны изображения великих мудрецов и целителей Имхотепа и Аменхотепа, сына Хапу.


Надежда исцелиться от болезней и вера в святость этого места приводила сюда множество людей; стены этого храма и по сей день хранят древние надписи с просьбами об излечении болезней и избавления от страданий.

В период раннего христианства храм Хатшепсут был превращен в коптскую церковь, а позже пришел в упадок, и превратился в руины.

Первым, кто начал планомерные исследования этого района в конце 19 в., был Эдуард Навилль. То, в каком состоянии застал он храм Хатшепсут, наверное, не давало ему возможности даже предположить, что храм Хатшепсут когда-нибудь удастся восстановить. Ведь многие фрагменты скульптур и рельефов были вывезены за пределы Египта. Тем не менее, в 1961 году польские реставраторы взялись за восстановление этого комплекса. Их работа продолжается и по сей день. Год за годом они собирают по крупицам и воссоздают рельефы, статуи, архитектурные элементы.

Благодаря их стараниям, храм вновь обрел третью террасу, откуда сверху вниз глядят на современных туристов осирические пилястры Хатшепсут.

Что касается захоронения Хатшепсут, то она сама совершила ошибку, отказавшись от тайной гробницы царицы, высеченной в труднодоступном ущелье фиванского некрополя. Тем самым она отдала своё погребение на растерзание грабителям.

Однако останки царицы спасли жрецы, спустя пять веков после её смерти перепрятав тело в крохотной гробнице царской кормилицы Сатра-Ин. Плохо сохранившаяся мумия женщины, умершей на шестом десятке лет, страдавшей от тяжелого онкологического заболевания, оказалось, принадлежала именно Хатшепсут. Это в 2007 году подтвердил и генетический анализ, проведенный в Египетском музее в Каире.


И тут я вновь не удержусь, чтобы очередной раз не блеснуть знаниями древних языков. На сей раз - древнеегипетского. Царица обращается к нам в надписи на подножии одного из своих обелисков:

«Вот мечется сердце моё туда и обратно, думая, что же скажут люди, те, что увидят памятники мной сотворенные, спустя годы и будут говорить о том, что я совершила. Не говорите: «Мы не знаем, как воздвигли это? Как гору золота сотворили, словно было то делом обычным?» Не говори, что это похвальба, но скажи: «Как похоже это на неё, как достойно отца её, бога Амона!»

Что ж, я, пожалуй, скажу за людей, чтобы сердце Хатшепсут, наконец, прекратило метаться. Твой Джесер Джесеру, («священнейший из священных»), царица, – творение уникальное! Совершенство его таково, что можно ставить твой храм в один ряд с афинским Парфеноном.

И хотя кому-то, возможно, воссоздаваемый ныне храм покажется не вполне аутентичным, мне же интереснее воспринимать этот архитектурный шедевр древности в его максимально приближённом к оригиналу виде, чем в виде благородных развалин.

👁 Отель как всегда бронируем на букинге? На свете не только Букинг существует (🙈 за конский процент с отелей - платим мы!) я давно практикую Румгуру , реально выгодней 💰💰 Букинга.

👁 Знаешь ? 🐒 это эволюция городских экскурсий. Вип-гид - горожанин, покажет самые необычные места и расскажет городские легенды, пробовал, это огонь 🚀! Цены от 600 р. - точно порадуют 🤑

👁 Луший поисковик Рунета - Яндекс ❤ начал продавать авиа авиа-билеты! 🤷