Как правильно пишется ом мани падме хум. Ом мани падме хум – мантра для достижения Просветления. Мантра «Ом мани падме хум» - значение

В буддизме, как и во многих других религиях, есть слова и фразы, которые считаются главными для верующих и адептов, потому что в них сосредоточен основной сакральный смысл. Такой, к примеру, является индийская мантра «Ом мани падме хум», значение которой мы рассмотрим ниже. Она является основополагающей в так называемом буддизме «Большой колесницы», или Махаяны. Преимущественно эта фраза, несмотря на свое индийское происхождение, используется в Тибете и Монголии.

Мантра «Ом мани падме хум»: значение и перевод

Если мы обратимся к этих ритуальных слов, то он довольно простой. «О жемчужина (или, в других вариантах, «драгоценность»), которая сияет в цветке лотоса!» Ее приписывают одной из самых знаменитых фигур в буддизме Махаяны - Бодхисатве сострадания. Он имеет несколько имен и ипостасей - Авалокитешвара и Гуань-Инь, мужскую и женскую. Бодхисатва этот - одно из воплощений Будды. Он отказывается достигать нирваны, пока все живые существа не будут спасены. Его рождение окутано легендами. В отличие от Будды Гаутамы, о котором говорят как о реальном человеке, достигшем просветления, Авалокитешвара явился своему отцу уже шестнадцатилетним в цветке огромного лотоса. Поэтому первоначальное значение мантра «Ом мани падме хум» имеет такое: она символизирует рождение Бодхисатвы. Казалось бы, все просто. Но при этом буддисты, как правило, очень редко трактуют эти слова в буквальном смысле.

Символика мантры

Очень многие авторитеты тибетского буддизма (ламаизма) раскрывали в своих трудах смысл и значение этих слов. Во-первых, слово «мани», то есть жемчужина, олицетворяет главные моральные категории этой религии - стремление к просветлению (пробуждению от иллюзий этого мира), а также любовь и сострадание к живым существам. «Падме», то есть лотос, традиционно символизирует мудрость и чистоту. А слово «хум», или сердце, означает буддийскую ортопраксию, то есть поведение, которое дает возможность прийти к спасению. В просторечии тибетцы и монголы называют эту фразу просто «мани». Таким образом они кратко резюмируют ее значение. Мантра «Ом мани падме хум» символизирует и собственно Авалокитешвару, совершенство его небесного тела, слов и ума.

Интерпретации мантры

Они связаны со скрытым фразы. Одна из них, наиболее популярная в народе, означает, что у того, кто принимает Будду всем сердцем, будут процветать, подобно лотосам в пруду, богатство и драгоценности. Но это, конечно, не единственное и не совсем богословское значение. Мантра «Ом мани падме хум» (само прочтение и звуки этих слов) помогает, как считают приверженцы Махаяны, пробудить спящую в каждом человеке природу Будды. Все драгоценности вселенной сияют в сердце, словно белоснежный лотос, но доступно это увидеть только просветленному. Кроме того, считается, что эту мантру следует произносить не для своего личного благосостояния, а для блага всех живых существ - только тогда она подействует.

Смысл ритуальной фразы для самосовершенствования

Многие буддийские учителя еще и потому считают полезным произнесение этой мантры, что, по их мнению, она может благотворно воздействовать на психику и сознание человека, который ее повторяет. Слово «ом» способно справиться с тщеславием и гордыней. «Мани» подавляет ревность, зависть, эгоизм. «Падме» произносят против невежества, глупости и жадности. А «хум» утихомиривает злобу и ненависть. Буддисты говорят, что слова способны менять человека именно из-за своего скрытого смысла. Поскольку мантра символизирует Бодхисатву, то, повторяя ее, человек тем самым хоть немного принимает в себя что-то из проявлений его природы. Ведь для буддистов звуки неотделимы от сущности, что имеет огромное значение. Мантра «Ом мани падме хум», с точки зрения верующих, очищает человека, удаляя своего рода завесы привычек и эмоций, мешающие раскрыться его телу и уму, а также дает знание истины.

Позитивный смысл

Эта «царица мантр» в буддизме служит не только орудием самосовершенствования и борьбы с пороками. Она еще и способна привлекать к человеку положительные качества, превращая то, что мешает просветлению, в то, что ему способствует. И тут огромную роль играют не только слова. Мантра «Ом мани падме хум», значение которой мы рассматриваем, носит еще название «Шестислоговая». И это неспроста. Каждый слог, составляющий эту фразу, тоже имеет сакральный смысл. Так, «ом» наделяет человека щедростью, «ма» - дает ему возможность вести правильную и достойную жизнь, «ни» - приносит терпение, «пад» - вызывает способность не только применять усилие, но и радоваться ему, «ме» - помогает медитации, а «хум» развивает мудрость. Кроме того, шесть слогов мантры символизируют количество рук Авалокитешвары, как его частенько изображают в буддийской иконографии.

Мантра «Ом мани падме хум»: значение и ее влияние в потустороннем мире

Сакральный смысл этой ритуальной фразы, разумеется, не ограничивается только символикой и помощью в самосовершенствовании. Она, по верованиям буддистов, дает непосредственную практическую пользу в получении спасения. В их религиозных текстах утверждается, что произнесение этой мантры избавляет от перерождений в так называемых низших мирах. То есть такая практика способна прервать «круг сансары» и увести человека из этой «юдоли скорбей».

  • Слог «ом» закрывает путь в так называемый мир богов. Это место, подобное земному раю, жители которого испытывают разнообразные наслаждения. Но они не являются бессмертными, и когда их благая карма заканчивается, они вновь могут оказаться в кругу перерождений. Но пока им хорошо, они не думают о спасении.
  • Слог «ма» закрывает двери в мир полубогов. Эти существа очень хотят попасть в рай, и из-за этого постоянно грызутся друг с другом. Но их карма от таких конфликтов только ухудшается.
  • Слог «ни» не дает снова переродиться в нашем мире, где живут люди.
  • «Пад» - избавляет от переселения в тела животных, где можно застрять очень надолго - на тысячи лет.
  • Слог «ме» не дает после смерти стать одним из голодных духов, которые всегда ищут, кого бы съесть и не имеют отдохновения.
  • А «хум» избавляет от ада. С точки зрения буддистов, это иллюзорный мир, но причиняющий реальные страдания. Людям, которые там находятся, представляется, что их мучают, и им кажется, что это происходит бесконечно.

Мантру ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ повторяют буддисты во всем мире. Одни верят, что ее произносил в своих проповедях Будда Гаутама.

Другие больше доверяют легенде, согласно которой эта появилась благодаря олицетворению милосердия в этом мире — бодхисаттве Авалокитешвара.

Перевод и значение

Несмотря на то, что мантра совсем короткая, но относительно ее перевода до сих пор нет единого мнения. При этом слова, из которой она состоит, действительно существуют в санскрите.

Так, слово «падма» обозначает лотос, «мани» — драгоценность или драгоценный . Самый популярный перевод этого буддийского напева звучит как «ОМ, ты сокровище на лотосе».

Однако удовлетвориться таким значением великой мантры могут только буддисты-неофиты. Образованные последователи Будды вкладывают в нее другой, сакральный, смысл.

По их мнению то, что священные слоги этой мантры образовали слова со столь красивым значением – это не более чем игра высших сил и языка.

С их точки зрения, чтобы раскрыть глубину этой мантры, необходимо осознать, что предназначена она именно бодхисаттве Авалокитешвара . В буддизме этот персонаж является олицетворением милосердия на земле.

Это звуки любви и сострадания каждому живому существу на планете.

Просвященные люди не делят эту мантру на слова. Для них она состоит из шести слогов, каждый из которых находится точно на своем месте и связывает с одним из шести миров, из которых, по верованиям буддистов, состоит Вселенная.

  1. ОМ – мир богов
  2. МА – мир воинов, живущих на небе
  3. НИ – мир людей
  4. ПАД – мир животных
  5. МЕ – мир демонов, мучающихся от вечного голода
  6. ХУМ – мир ада

Для чего нужна эта мантра?

Манатра ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ считается универсальной. Буддисты верят, что произнося эти шесть слогов, они воздействуют на свою ауру, улучшают карму. При этом поправляют здоровье физического тела и уравновешивают эмоциональное состояние.

Регулярная работа с этой мантрой придаст сил, поможет найти выход из любого, самого трудного положения . А также заставит внутренние органы работать слаженно, изгоняя их тела все болезни.

Последователи буддизма верят, что мантра ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ тесно связана с третьей , Манипурой, ответственной за желудочный огонь. Именно ее она более всего насыщает жизненной энергией, праной.

А, значит, с ней нужно проявить осторожность людям, имеющим проблемы с избыточным весом : под воздействием этой мантры может разыграться нешуточный аппетит. Тому же, кому надо поправить силы, это принесет большую пользу.

ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ – очень сильная мантра. Произносить и даже священны слоги не рекомендуется просто так . А тем, кто пребывает в гневе, лучше вовсе ее забыть. Произнесенная человеком, имеющим злой умысел, она может обернуться большими бедами для него самого.

Могущество и сила

ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ – эта мантра избавления и защиты от всего негативного. Причем не только во внешнем мире, но и внутри себя. Так, произнося эти шесть слогов, человек избавляется от отрицательных качеств, которые день ото дня подтачивали его изнутри.

  • ревность
  • злость
  • гордость
  • жадность
  • привязанность
  • необразованность

Начав работать с этой мантрой, человек будет отмечать перемены к лучшему, происходящие с ним . Это достигается благодаря тому, что слова ОМ МАНЕ ПАДМЕ ХУМ:

  • чистят
  • помогают раскрыть «спящие» таланты
  • открывает и усиливает чувство сострадания ко всякой жизни на земле
  • защищает от агрессии, исходящей от животных
  • защищает воина во время боевых действий
  • оберегает от злых мыслей и мантр, направленных во вред человеку

Техника исполнения

Как и любая другая мантра, ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ, требует особенного, медитативного настроя. Мысли человека во время работы со священными слогами должны быть спокойны, мысленный взор направлен внутрь себя.

Необходимо сосредоточиться на звуках и вибрациях, которые они вызывают в теле.

Работу с этой мантрой можно описать в следующей последовательности:

  1. Принять позу, подходящую для медитаций . Идеальна поза лотоса или любая другая сидячая со скрещенными ногами. Но если расслабиться так будет сложно, то не возбраняется замереть в любом удобном для тела положении.
  2. Необходимо расслабиться, успокоить дыхание и закрыть глаза.
  3. Трижды прочитать ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ , медленно, на одной ноте, сосредоточившись на каждом звуке. Делать это можно вслух или внутренним голосом, в зависимости от ситуации. Самое главное — каждому слогу соответствует свой цвет. Произнося его нужно представлять :
  • ОМ –белый
  • МА – синий
  • НИ – желтый
  • ПАД – зеленый
  • МЕ – красный
  • ХУМ — черный.
  • После этого можно немного отдохнуть, буквально 3 – 5 секунд и трижды прочесть священный слог ОМ.
  • Oм Мани Падме Хум — это самая важная мантра в буддизме. Считается, что все учение Будды содержится в этой молитве, и она не может быть переведена дословно на простую фразу или даже на несколько предложений. Тем не менее, многие ее переводят как «Хвала жемчужине, сияющей в лотосе».
    Люди, которые узнают о молитве естественно, хотят знать — что она означает. Думаю уместно рассказать немного о ней, так, чтобы у людей, которые хотят использовать эту мантру в своей практике медитации, было некоторое представление того, что они делают, и людям, которым только любопытно, поймут немного лучше эту молитву и почему она настолько важна для тибетских буддистов.

    Мантра Ом Мани Падме Хум.
    Мантра, в просторечии мантра « Mани», наиболее широко используемая из всех буддистских молитв, и открыта для любого, кто чувствует себя вдохновленным, чтобы практиковать ее — она не требует предварительного инициирования ламой (мастером медитации).
    Шесть слогов молитвы, часто произносимыми тибетцами — Ом Ма Ни Пад Ме Хум — написаны ниже на тибетском алфавите:

    Молитва возникла в Индии; поскольку она перемещалась из Индии в Тибет, произношение изменилось, потому что некоторые из звуков на индийском санскрите были тверды для тибетского произношения.

    Санскрит — Ом Мани Падме Хум — Мантра Авалокитешвары.
    Тибетский язык — Ом Мани Пем Хунг — Мантра Ченрезига.

    Как же правильно произносить?

    Есть притча о подобной проблеме.

    Искренне верующий человек, занимающийся медитацией, после многих лет сосредоточения на определенной мантре (молитве), достиг достаточного понимания, чтобы начать обучение. Смирение ученика было далеко от совершенства, но учителя в монастыре не беспокоились.

    После нескольких лет успешного обучения, ученик оставил все мысли обучения у кого-либо еще, но услышав о знаменитом отшельнике, живущем поблизости, не стал отказываться от такой возможности, она была слишком захватывающей.

    Отшельник жил один на острове в середине озера, таким образом, ученик нанял человека с лодкой, чтобы добраться до острова. Ученик был очень почтителен к старому отшельнику. Когда они попили чай, заваренный с травами, ученик спросил отшельника о его духовной практике. Старик сказал, что у него не было никакой духовной практики, за исключением мантры, которую он повторил все время про себя. Ученик был рад: отшельник использовал ту же самую молитву, которую он использовал самостоятельно — но когда отшельник стал произносить мантру вслух, ученик был в ужасе!

    «Что случилось?» спросил отшельник.
    «Я не знаю, что сказать. Я боюсь, что Вы потратили впустую всю свою жизнь! Вы произносите молитву неправильно!»
    «О, Дорогой! Это ужасно. Как я должен говорить ее?»

    Ученик дал правильное произношение, и старый отшельник был очень благодарен, прося оставить его одного, чтобы он мог начать сразу же молиться.

    На обратном пути через озеро ученик, теперь убежденный что он уже опытный учитель, обдумывал печальную судьбу отшельника.
    «Старику повезло, что я приходил. По крайней мере, у него будет немного времени, чтобы попрактиковать правильно, прежде чем он умрет». Именно тогда, ученик заметил, что лодочник выглядел совершенно потрясенным, и повернулся, чтобы увидеть, что отшельник стоит с почтением на воде, рядом с лодкой.

    «Извините меня, пожалуйста. Я очень не хочу беспокоить Вас, но я забыл правильное произношение. Не могли бы Вы повторить для меня снова?»
    «Вы, очевидно, не нуждаетесь в этом», произнес, заикаясь, ученик; но старик упорствовал в своем вежливом вопросе, пока ученик не пришел в себя и не сказал ему снова способ, которым он думал, что молитва должна произноситься.

    Старый отшельник повторял молитву очень тщательно, медленно, много раз, пока он шел по поверхности воды назад к острову.

    Смысл этой мантры.

    ОМ , состоит из трех букв, А, У, М; которые символизируют возвышенные чистые тела, речи и умы будд и бодхисаттв (существ с пробуждённым сознанием) .

    Мани , означает драгоценность, символизирует метод (способ), великое сострадание и любовь. Так же, как драгоценный камень способен выполнять внешние потребности живых существ, точно так же, любовь и сострадание способны выполнять внутренние потребности живых существ.

    Падме , означает лотос, символизирует мудрость.
    Подобно тому, как лотос вырастает из грязи, но не загрязняется ею, аналогично, мудрость «высших знаний» вырастает из обычного ума, но не загрязняется обычными мыслями.

    Хум , указывает союз. Объединение духовного метода и мудрости приводит к чистому возвышенному телу, речи и уму просветленных существ.

    Значение шести слогов велико и обширно.

    Шесть слогов, Ом Ма Ни Пад Ме Хум , означает, что через путь практики, который является союзом любви и сострадания с мудростью, вы можете преобразовать ваше нечистое тело, речь и ум в чистое возвышенное тело, речь и ум Будды. Польза от начитывания этой мантры безгранична и не может быть полностью описана даже Буддой. Он сказал, что песок Ганги и капли воды в океане можно пересчитать, но не пользу от повторения этой мантры. Эта мантра – проявление великой любви и сострадания всех Будд. Она помогает нам развивать любовь и сострадание, чтобы сделать нашу жизнь, наполненную смыслом. Также эта мантра приносит исцеление и может использоваться как молитва за другое разумное существо.

    Вера и повторение этой мантры каждый день столько раз, сколько вы можете, имеет энергию, чтобы растворить негативную карму. В буддийских школах Махаяны она практикуется как часть ежедневной практики. Монахи сидят часами, повторяя эту мантру в позе лотоса.

    Ее можно говорить или петь медленно или быстро, как песню. Независимо от того, как вы повторяете ее, эта мантра работает, помогая вам избавиться от созданной негативной кармы, накопленной от ваших плохих действий.

    Авалокитешвара — бодхисаттва абсолютного сострадания, и поющий ее мантру вызывает ее дух и поэтому, обычно вы будете чувствовать некоторое время теплое ощущение после пения.
    Некоторые практикующие говорят, что видели ее в откровении или чувствовали, как будто некоторое окутывание ее руками вокруг себя. Эмоции всегда будет пробуждаться во время пения ОМ Мани Падме Хум, некоторые плачут, это связано с очищением негативной кармы.

    Мантра Ом Мани Падме Хум – древнейшая из мистических формул буддизма. Это мантра саморазвития и просветления, олицетворяющая собой чистоту тела, речей и разума, и освобождающая человека от заблуждения, невежества и суеты.

    Что дает работа с мантрой ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ?

    С этой мантрой¹ ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ следует работать тем, кто хочет укрепить свое физическое здоровье, улучшить логическое мышление и работу внутренних органов. Использование этой мантры для медитаций насыщает праной третью чакру — .

    В Манипуре разгорается желудочный огонь, который согревает организм и вызывает аппетит. Поэтому мантру нужно применять с осторожностью. Для работы с высшими чакрами она не подходит.

    Мантра ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ очень распространена на Тибете среди местных жителей, потому что там очень холодно зимой. А эта мантра вызывает внутренний огонь и разогревает тело.

    ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ — одна из самых популярных и значимых в буддизме, практикуемая не только в Индии, но и в Тибете, и в других странах юго-восточной Азии.

    Также эту мантру для медитаций и саморазвития считают мантрой исполнения желаний, так как ее регулярное повторение способствует реализации желаний и привлечению различных материальных и духовных благ.

    История происхождения мантры

    В переводе с санскрита она означает: «О! Сокровище в лотосе!»

    Одна из легенд приписывает эту шестисложную мантру бодхисаттве² Авалокитешваре, называя ее «сутью всякого счастья, процветания и знания, великим средством, освобождения».

    Каждый слог мантры ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ относится к определенному миру, имеет свой цвет и значение.

    • слог «ОМ» закрывает врата рождения в мире богов,
    • «МА» - в мире ревнивых богов,
    • «НИ» - в человеческом мире,
    • «ПАД» - в мире животных,
    • «ME» - в мире голодных духов,
    • «ХУМ» - в аду.»

    Другая легенда связывает эту мантру с китайской богиней милосердия Кван Инь, покровительницей и целительницей детей. Богиня Кван Инь может нейтрализовать любое насилие, направленное на человека, ее энергия обладает защитными свойствами. Через мантру ОМ-МАНИ-ПАДМЕ-ХУМ вы выходите на контакт с богиней милосердия и обретаете неуязвимость и защиту.

    Как следует работать с мантрой?

    Следует сделать весьма серьезное предупреждение, что вышеназванную мантру нельзя произносить в гневе, с неправедной целью, со злым умыслом, так как результат для такого заклинателя может быть самым непредсказуемым. Шесть слогов этой мантры очищают и наполняют энергией ауру, приводят в равновесие эмоциональную сферу, исцеляют тело.

    Что означает мантра ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ?

    Рассмотрим силу и значение всех шести слогов.

    • ОМ - это синтез жизни и звука, сигнал личности, связывающий ваше энергетическое поле с полем Высшего Сознания.
    • МАНИ - это любовь, драгоценный камень, божественная энергия, устраняющая дисбаланс в ауре³.
    • ПАДМЕ - пробуждает к духовному раскрытию и позволяет более глубоко понять окружающий мир, установить с ним резонансную связь.
    • ХУМ - это возможность усилить энергетический потенциал поля за счет светлых потоков Творца и осознать себя как его творение.

    Тибетская Великая Мантра ОМ-МАНИ-ПАДМЕ-ХУМ также соотносится с определенными цветами, олицетворяющими различные нравственные составляющие, способствующие духовному росту (саморазвитию, просветлению), или йидамам⁴ (милосердные божественные сущности).

    • ОМ - белый,
    • МА - синий,
    • НИ - желтый,
    • ПАД - зеленый,
    • МЭ - красный,
    • ХУМ - черный.

    В этой мантре просматривается полная аналогия цвета с различными проявлениями ума, стихиями и силами природы и т.д. В Великой Мантре присутствуют и все звуки-ростки, соотносящиеся с пятью сторонами света, включая Центр.

    Как правильно использовать эту мантру для медитаций?

    Техника исполнения:

    1. Следует, приняв соответствующую позу, расслабиться и закрыть глаза.
    2. Установив соответствующее медитации спокойное дыхание, не торопясь, прочитать 3 раза мантру Ом (голосом или мысленно - в зависимости от условий).
    3. Успокоив мысли, медленно, нараспев прочитать голосом или мысленно шестисложную мантру ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ, четко по слогам, но без существенных задержек между слогами, на одной ноте.
    4. Одновременно с медленным прочтением каждого слога, перед закрытыми глазами представлять себе, как цвет экрана или круга меняется соответственно слогам: белый, синий, желтый, зеленый, красный, черный.
    5. Отдохнув в той же позе 2-3 секунды, повторить упражнение еще 2 раза по той же методике.
    6. Сделав небольшой перерыв в 3-5 секунд, три раза прочесть АУМ.
    7. И, не торопясь, открыть глаза. Мантра-медитация окончена.

    Для того чтобы обрести здоровье, эмоциональную стабильность и счастье, следует сделать над собой усилие, и результат поразит вас. При интенсивной практике этой мантры можно исцелить тело от любой болезни и воплотить все свои желания.

    О м мани падме хум (санскр.) - вероятно, одна из самых известных мантр в буддизме Махаяны (особенно характерная для ламаизма), шестислоговая мантра бодхисаттвы сострадания Авалокитешвары. Зачастую её буквально переводят как «О! Жемчужина в цветке лотоса!». Мантра в особенности ассоциируется с Шадакшари (Господином Шести слогов) - воплощением Авалокитешвары и имеет глубокий сакральный смысл.

    Существует много смыслов у этой мантры. Написана целая книга о ее смыслах, автор которой лама Говинда. Один из способов понимания этой мантры такой: ОМ означает Брахму, находящегося за пределами всего непроявленного. МАНИ - драгоценный камень или кристалл, ПАДМЕ - лотос, ХУМ - сердце. Таким образом, вот один из уровней понимания мантры: «Вся вселенная подобна драгоценному камню или кристаллу, расположенному в центре моего сердца или в сердцевине лотоса, который есть я; он проявлен, он светится в моем сердце». Это один из способов интерпретации мантры. Вы начинаете произносить ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ и думаете: «Бог в непроявленной форме подобен сокровищу в сердцевине лотоса, проявленного в моем сердце». Вы делаете это и чувствуете мантру в сердце, это один способ. Это самый нижний уровень понимания мантры и работы с ней. Это не что иное, как замена одних мыслей в голове на другие.

    МНОГОМЕРНОСТЬ ВЕЛИКОЙ МАНТРЫ ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ

    Значение и эффективность мантры состоят в ее многомерности, ее способности быть верной не только для одного, но и для всех уровней реальности, где она будет раскрывать новое значение, пока, пройдя неоднократно через различные стадии опыта, мы не будем в состоянии постичь всю полноту мантрического опыта.

    Поэтому говорится, что Авалокитешвара отказался обучать священным шести слогам Великой Мантры "ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ" без посвящения в символизм мандалы, связанной с ней ("Авалокитешвара-гуна-каранда-вьюха"). По этой же причине мы должны подробнее ознакомиться с природой мандалы и чакр.

    Причина, по которой Авалокитешвара не стал разъяснять сокровенный смысл слогов без описания мандалы в том, что сама мантра, как создание в сфере звука, будет являться незавершенной и бесполезной, если не будет соединена со своими сестрами в области внутреннего видения, внешней атрибутики и в области мудр и асан. Если эта формула мантры способна преобразовать существо и привести его к состоянию просветления, то это лишь потому, что природа этой мантры – чудесная и совершенная природа Авалокитешвары, которая должна занять все сферы реальности и активности посвященного: речь, воображение, физические позы и мудры. Мантра, как и мандала, не может функционировать сама по себе; чтобы действовать, она требует знания и практики тех разнообразных проявлений "внутреннего сердца", божественного существа, которые делают ее воспринимаемой даже в сфере видимого. Но и в области видимого она не остается только проявлением.

    Это "божественное существо" не что иное, как ум садхака (практикующего) в состоянии глубокой поглощенности и самозабвения. В акте освобождения себя от иллюзий и оков эго-сознания и от препятствий его ограниченной индивидуальности его тело становится носителем видимого проявления Авалокитешвары, чья природа выражается в мантре ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ.

    Значение этой мантры нельзя исчерпать отдельным смыслом ее частей, потому что у всего живого и во всех сферах творческой активности целое больше, чем сумма его частей. Смысл отдельной части может помочь нам в понимании целого при осознании нами их органического родства. Органические связи настолько важны, что совершенно невозможно и недостаточно, изучив досконально некие отдельные части, связать их затем воедино – мы должны видеть целостность сразу и во всех направлениях внутреннего опыта. Это достигается присущим символизмом мандалы и реализацией – воплощением мандалы в личности практикующего йогина на всех уровнях его сознания.

    В этом случае Амитабха представляется протослогом ОМ в Дхармакайе, потому что в этой позиции Амитабха занимает место Вайрочаны в центре мандалы, которая соответствует высшим психическим центрам.

    В МАНИ Амитабха появляется как Амитаюс в одеянии Дхармараджи, способности и совершенства которого символизированы царственными знаками отличия (подобно диадеме и другим традиционным украшениям), т.е. Самбхогакайи. И как таковой он представляет активную сторону своей природы, как Дарователь Бесконечной Жизни, в которой бесконечный свет Амитабхи становится источником истинной жизни, жизни безграничной, не стиснутой более узкими рамками эгоистичного отдельного существования. В этой Жизни множественность воспринимаемых отдельных жизней реализована в единстве всех живых существ.

    В ПАДМА Амитабха появляется в качестве Нирманакайи посредством раскрытия бесконечных форм активности, что символизируется тысячеруким Авалокитешварой. И, наконец, в ХУМ Авалокитешвара становится "Алмазным Телом" (Ваджракайей) йогина, в котором заключается целостность его существа. Таким образом, медитирующий становится воплощением Авалокитешвары и Нирманакайи Амитабхи. Это выражено объединением мантрической формулы в печать Амитабхи – священный слог ХРИ. Таким образом, полная формула принимает вид ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ.

    В развитой практике медитации различные формы, в которых предстает Амитабха, проявляются в соответствующих центрах йогина. Так, Дхармакайя как аспект Амитабхи представляется в верхнем центре (чакре), Амитаюс – в горловой чакре, Авалокитешвара (или форма Ваджры, соответствующая ему) – в сердечной, а его собственное воплощение занимает все тело йогина, символизируя полноту и целостность личности практикующего. С точки зрения трех таинств (Тела, Речи и Ума), формула мантры принимает следующее значение:

    • в ОМ мы переживаем Дхармакайю и таинство вселенского Тела;
    • в МАНИ – Самбхогакайю и таинство мантрического звука, как пробуждающегося истинного сознания, внутреннего видения и вдохновения;
    • в ПАДМА имеем опыт Нирманакайи и таинство всепреображающего ума;
    • в ХУМ – переживание Ваджракайи как синтеза трансцендентного тела трех таинств;
    • в ХРИ мы посвящаем целостность нашей преображенной личности (удостоенной стать Ваджракайей) служению Амитабхе. Это реализация идеала Бодхисаттвы, символически представленная образом Авалокитешвары.

    Протослог ХРИ является не только печатью Амитабхи (равно как и ХУМ – не только печать Ваджрасаттвы-Акшобхьи), но он имеет еще специальное значение для реализации пути Бодхисаттвы. ХРИ есть внутренний голос, этический закон внутри нас самих, голос нашей совести, внутреннего знания – не интеллектуального, а интуитивного, спонтанного знания, благодаря которому мы делаем все правильно, безошибочно, на благо, а не из-за выгоды. Это лейтмотив, ведущий принцип и особый дар Бодхисаттвы, взывающего к Пробуждению всех, подобно солнцу, светящему как для грешников, так и для святых (буквальное значение ХРИ на пали: ХИРИ – "краснеть", что соответствует цвету Амитабхи, "чувство стыда", которое мы можем испытывать в присутствия высшего Знания, нашей совести). Это тем более интересно, что мантрическое знание выходит далеко за пределы буквального смысла. Мантрический смысл может быть передан бессмертным переживанием, которое является основой всякой речи, источником, из которого выводятся все слова повседневного употребления. Аспиранта 8, называемая "висарга", которая воспринимается в Тибете только как письменный знак, без произношения, отличает протослог от обычного использования слова и подчеркивает его мантрический характер.

    Звуковой символ ХРИ означает намного больше, нежели его намек на соответствующую филологическую ассоциацию. Он обладает не только теплом солнца, т.е. эмоциональным принципом добра, сострадания и милосердия, но и силой лучезарности, освещенности, качеством, посредством которого все становится зримым, доступным непосредственному восприятию. ХРИ – это мантрический солнечный принцип, светоносный, возвышающий звук, влекущий вверх, составленный из пранической аспиранты X, пылающего Р (РАМ – протослог элемента Огня) и высокого И – звука, выражающего стремительное движение вверх и вглубь...

    В сфере универсального все эти световые и огненные ассоциации находятся в гармонии с Амитабхой, Буддой Бесконечного Света, чьи символы: элемент "огонь", красный цвет и направление опускающегося солнца, в то время как вероучительные и эмоциональные ассоциации указывают на Авалокитешвару и на человеческую сферу.

    Авалокитешвара, "Господь Взирающий", Господь Сострадания, воплощение просветленной любви ко всему живому и терпящему страдание, любви, свободной от чувства собственности и состоящей в неограниченной активности милосердия. Где такая позиция или настрой души раскрывается в действии, там Авалокитешвара проявляется в своих бесконечных и бесчисленных формах, что верно для любых сфер существования.

    Как праджня или интуиция превалирует в Ваджрасаттве, алмазной (несокрушимой) природе всего сознания, переживаемом как невозмутимое, бессмертное, вечное в человеке (в особенности у тех, кто стремится к Освобождению), так и эмоциональный принцип Бодхичитты или каруна (милосердие) доминирует в Авалокитешваре. Их объединение представляет совершенный путь просветления. Поэтому мантрическая формула Авалокитешвары находит свое завершение в конечной печати Ваджрасаттвы, протослоге ХУМ.

    Согласно хорошо известному преданию, Авалокитешвара, наблюдая своими всепроникающими глазами мудрости за этим страдающим и мятущимся миром, преисполнился такого глубокого сострадания, что от его огромного желания повести существа к Освобождению голова разлетелась на множество частей (иконографически представлено 11 голов), а из его тела вышли тысячи помогающих рук, подобно ауре ослепительных лучей. На ладони каждой руки появляется глаз, потому что милосердие Бодхисаттв – это не слепая эмоция или сентиментальность, а любовь, единая с мудростью. Это спонтанное стремление помочь другим, истекающее из знания внутреннего единства всех. Таким образом, Мудрость – предусловие этого милосердия и поэтому неотделима от него, потому что мудрость вытекает из сознания тождественности всех существ и способности воспринимать страдания других как свои собственные.

    Сострадание или милосердие основывается не на чувстве морального или ментального превосходства, а на сущностном равенстве с другими: "аттанам упамам катва", "делающий себя равным с другими", как это уже было сказано в Дхаммападе (на пали). Другими словами, осознание себя в других – ключ к взаимному пониманию, основе истинной этики.

    Из сострадания ставя себя на место другого, страдающего, он может понять его в глубочайшей природе и предложить ему помощь, наиболее сообразную и подходящую для тех условий и согласующуюся с характером страдающего. Поэтому помощь Бодхисаттвы – это не что-то идущее извне и ложащееся грузом на того, кому эта помощь оказывается, а пробужденные силы, доселе дремлющие во внутренней природе каждого существа, силы, которые, пробудившись от духовного влияния примера Бодхисаттвы, дают возможность встретить безбоязненно каждую ситуацию и превратить ее в положительную ценность, вклад, средство освобождения. И не будет преувеличением, если сравнить эту силу с бесстрашием.

    Это бесстрашие может сломить даже власть кармы или, как это сказано языком сутр: "Даже меч палача разлетится на части, если приговоренный будет взывать к имени Амитабхи из глубин своего сердца" (D.T.Suzuki, 1947, с. 54). Палач – это не что иное, как карма осужденного. И когда он осознает и искренне примет этот факт, с готовностью взяв на себя ответственность за свои действия в свете некоторой уверенности, вытекающей из слов и примера Просветленного, то пассивная жертва слепого (созданного неведением) рока превратится в активного творца своего достоинства. Чувствуя в себе присутствие благородной фигуры Авалокитешвары, он вызывает в сердце силу света и духовное единство со всеми, кто достиг Просветления. Это чудо внутренней трансформации ломает даже меч Судьи Мертвых (Ямы, тиб. Шин-рДже), и он открывается как Великий Сострадающий, Авалокитешвара.

    Поэтому среди 11 голов тысячерукого Авалокитешвары мы видим голову с ужасающими чертами Владыки Смерти прямо под милостивым ликом Амитабхи, представляющим аспект Дхармакайи у Авалокитешвары. Как проявление многомерности Великой Мантры, фигура Авалокитешвары не является исключительно формой проявления Нирманакайи, но одновременно заключает в себе и Дхармакайю и Самбхогакайю.

    А вот как описывает полезные свойства от повторения мантры Лама Сопа Ринпоче:

    Польза от повторения мантры Будды Сострадания бесконечна, как безграничное небо.

    Даже если у вас нет глубокого интеллектуального понимания Дхармы, даже если вы знаете только Ом Мани Падме Хум, но вы живете с отношением, свободным от восьми мирских забот, ваша жизнь будет наполнена счастьем до краев. Если вы живете с чистым отношением, свободным от привязанности и цепляния за эту жизнь, и просто проводите время, читая Ом Мани Падме Хум, эту шестислоговую мантру, которая есть сущность Дхармы, то это наиболее чистая Дхарма.

    Всё выглядит очень просто, повторять мантру легко». Но польза от этого отнюдь не так проста. Здесь я приведу только суть ее бесконечных благословений.

    Повторение мантры Будды Сострадания только один раз полностью очищает четыре поражения, проистекающие из нарушения четырех коренных обетов личного освобождения и негативную карму пяти поступков с немедленным воздаянием. В Падматрава-тантре сказано, что вся остальная негативная карма без исключения также очищается.

    Также в тантрах упоминается, что, повторяя эту мантру, вы достигаете 4-х качеств: перерождения в чистой земле Будды Амитабхи и других чистых землях; во время смерти вы увидите Будду и свет в небе; божества станут делать вам подношения; вы никогда не переродитесь в аду, мире голодных духов или животным. Вы переродитесь в чистой земле Будды или счастливым сансарическим существом».

    В тантрическом тексте "Падма Чопен гьи Гъюд" сказано:

    «Сыны и дочери благородных, кто бы ни повторил даже единожды мою мантру ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ или даже просто помнит или хранит (мантру) на своем теле, тот очистит негативную карму пяти поступков с немедленным воздаянием и пяти близких к ним поступков и все другие негативные поступки и покинет (возможность рождения в) восьми состояниях, где нет возможности практиковать Дхарму: в аду, голодным духом, животным и так далее.

    Он не будет испытывать страдания (связанные с) телом, речью или умом. Он будет свободен от страха перед злыми животными, каннибалами, нечеловеческими существами и болезнями. Он актуализирует смысл Дхармакаи; он увидит святой облик Великого Сострадания, Рупакаи.

    Когда человек, который начитывает 10 мала (мала – 108 бусин) в день, купается в речке, океане, любом другом водоеме, вода, касающаяся его тела приобретает благословение.

    Сказано, что семь поколений его потомков не переродятся в нижних мирах. Причина в том, что благодаря силе мантры, тело благословляется человеком, который начитывает мантру и представляет свое тело святым телом Ченрезига (Авалокитешвары). Таким образом, его тело становится таким могущественным, таким благословенным, так что это оказывает влияние на его потомков вплоть до 7-го поколения и имеет такой эффект, что даже если у человека во время смерти присутствует безнравственная мысль, он не перерождается в нижнем мире.

    Точно так же, когда человек, который начитывает 10 мала мантры Ом Мани Падме Хум в день, входит в речку или океан, вода, которая прикасается к телу этого человека, становится благословенной, и эта благословенная вода затем очищает все миллиарды и миллиарды чувствующих существ, находящихся в воде. Так что это невероятно полезно, этот человек спасает животных в воде от наиболее невероятных страданий нижних миров.

    Когда такой человек идет по дороге, и ветер касается его тела и затем касается насекомых, их негативная карма очищается и они обретают хорошее перерождение. Точно так же, когда такой человек делает массаж или иначе прикасается к другим людям, негативная карма этих людей также очищается.

    Держаться такого человека имеет смысл; одно то, что его видят и к нему прикасаются, является средством освобождения других чувствующих существ. Это значит, что даже дыхание этого человека, когда оно прикасается к телу других чувствующих существ, очищает их негативную карму (а значит, очищает их страдания, поскольку негативная карма является причиной страданий). Каждый, кто пьет воду, в которой такой человек плавал, достигает очищения».

    В сутре "Самато Гопе До" написано:

    «Если эта шестислоговая мантра написана чьей-то рукой на скалах или каменных стенах, и мужчины, женщины, дети или любое другое чувствующее существо прикасаются к ней рукой или просто смотрят на нее, посредством одного лишь взгляда на нее они становятся бодхисаттвами окончания сансары.

    Из-за великой силы мантры, когда человек находится под угрозой нападения со стороны злого животного или ядовитой змеи, ему не будет причинен вред, если он будет повторять эту мантру. Повторение мантры останавливает опасность нападения во время военных действий или со стороны врагов, а также опасность ограбления. Полагаясь на мантру Будды Сострадания, вы освобождаетесь от опасности применения наказания со стороны государственной власти или вследствие судебного разбирательства. Вам также не вредят яды. Беременная женщина, которая делает практику Будды Сострадания или просто повторяет мантру Будды Сострадания, сможет родить в удобстве, без сильной боли. Кроме того, человек (повторяющий эту мантру) будет защищен от вреда, причиняемого черной магией и злыми мантрами».

    МОТИВАЦИЯ ПРИ ПОВТОРЕНИИ МАНТРЫ ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ

    Прежде чем приступить к повторению мантры, я хотел бы обратить внимание на то, что очень важно снова сделать очень сильной вашу мотивацию бодхичитты. Есть много разных методов эффективной трансформации нашего мышления в мотивацию бодхичитты, и один из них – думать следующее:

    «Бесчисленные существа, находящиеся в аду, от которых я получил, получаю и получу все свое прошлое, настоящее и будущее счастье, все реализации и просветление, – это самые драгоценные и самые добрые существа в моей жизни, – я должен освободить их от всех их страданий и их причин, и привести их к просветлению Будды Сострадания только моими силами.

    Бесчисленные голодные духи, от которых я получил, получаю и получу все свое прошлое, настоящее и будущее счастье, все реализации и просветление, – это самые драгоценные и самые добрые существа в моей жизни, – я должен освободить их от всех их страданий и их причин и привести их к просветлению Будды Сострадания только моими силами.

    Бесчисленные животные, от которых я получил, получаю и получу все свое прошлое, настоящее и будущее счастье, все реализации и просветление, – это самые драгоценные и самые добрые существа в моей жизни, – я должен освободить их от всех их страданий и их причин и привести их к просветлению Будды Сострадания только моими силами.

    Бесчисленные люди, от которых я получил, получаю и получу все свое прошлое, настоящее и будущее счастье, все реализации и просветление, – это самые драгоценные и самые добрые существа в моей жизни, – я должен освободить их от всех их страданий и их причин и привести их к просветлению Будды Сострадания только моими силами.

    Бесчисленные асуры, от которых я получил, получаю и получу все свое прошлое, настоящее и будущее счастье, все реализации и просветление, – это самые драгоценные и самые добрые существа в моей жизни, – я должен освободить их от всех их страданий и их причин и привести их к просветлению Будды Сострадания только моими силами.

    Бесчисленные небожители, от которых я получил, получаю и получу все свое прошлое, настоящее и будущее счастье, все реализации и просветление, – это самые драгоценные и самые добрые существа в моей жизни, – я должен освободить их от всех их страданий и их причин и привести их к просветлению Будды Сострадания только моими силами.

    Бесчисленные существа бардо, от которых я получил, получаю и получу все свое прошлое, настоящее и будущее счастье, все реализации и просветление, – это самые драгоценные и самые добрые существа в моей жизни, – я должен освободить их от всех их страданий и их причин и привести их к просветлению Будды Сострадания только моими силами.

    Чтобы сделать это, мне необходимо достичь просветления (равного просветлению) Будды Сострадания; поэтому я буду выполнять медитацию-повторение (мантры) Будды Сострадания».

    Еще вы можете думать так:

    «Если среди ваших родственников или друзей есть те, кто умер от рака, СПИДа и т.п., помните о них и посвящайте им мантры с мыслью о том, чтобы они смогли достичь предельного счастья и полного просветления настолько быстро, насколько это возможно».

    ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ВО ВРЕМЯ ПОВТОРЕНИЯ МАНТРЫ ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ

    Повторяя мантру, вы можете делать различные визуализации. Например, можно визуализировать лучи нектара, исходящие от Будды Сострадания, воплощения вселенского сострадания, которого вы представляете перед собой. Сострадание всех Будд, которое обнимает и никогда не бросает вас и любое другое живое существо, проявляется в этой форме тысячерукого, тысячеглазого Будды Сострадания, чтобы вести вас ко всем различным уровням счастья вплоть до Просветления. Как лучи солнца, лучи нектара, или просто свет, исходят из Будды Сострадания и полностью освещают вас, точно так же как свет освещает темную комнату. Так же, как темнота рассеивается, когда вы включаете свет, все ваши проблемы и все причины ваших проблем, ваши негативные эмоциональные мысли и негативные отпечатки – полностью рассеиваются, полностью очищаются. Делая эту визуализацию, начитывайте ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ.

    Лучи исходят от Будды Сострадания чтобы очистить и освободить всех этих существ от всех болезней, голода, проблем в отношениях и многих других проблем, которые они испытывают. Есть столько разных проблем, о которых вы можете думать. Все эти чувствующие существа очищаются и освобождаются от всех этих проблем и причин этих проблем: негативные эмоциональные мысли (возникающие из) гнева, привязанности и себялюбия и негативные отпечатки, которые эти мысли оставили в уме. Все они полностью очищаются.

    Во время следующей части повторения мантры, визуализируйте, что вы получаете все качества Будды Сострадания, особенно безграничное сострадание, которое охватывает всех живых существ. Вы также обретаете всезнающий ум, который может прямо видеть умы всех чувствующих существ и все методы приведения их от счастья к счастью и к Просветлению, а также совершенную способность открывать все эти методы им. В вас входят все благословения бесконечных качеств святого тела, святой речи и святого ума Будды Сострадания. После этого начитайте еще какое-то количество кругов, визуализируя, что другие также получают благословения безграничных качеств Будды Сострадания.

    Когда вы начитываете мантру, проверяйте время от времени свою мотивацию, остается ли она на правильном пути. Если нет, если вы утратили нравственную мотивацию и начитываете мантры с мотивацией себялюбия, привязанности и так далее, трансформируйте ее в мысль о принесении пользы чувствующим существам. Напомните себе: «То, что я делаю, – это для чувствующих существ» и трансформируйте свою мотивацию в мотивацию бодхичитты.

    Есть старинная тибетская легенда об одном верующем человеке, который пытался склонить к исполнению религиозных обрядов свою неверующую мать, но смог только научить её произносить мантру «Ом Мани Падме Хум». Так как её плохая карма преобладала над её хорошей кармой, после смерти она оказалась в преисподней. Её сын, который владел йогой, отправился за ней, чтобы вывести её оттуда, и она, увидев его, смогла произнести эту мантру, потому что произносила её при жизни, и тотчас же она и все, кто слышал мантру «Ом Мани Падме Хум», смогли выйти из преисподней. Рассказ заканчивается назидательно: «Такова сила этой мантры».