Какие факторы влияют на сознание. Духовная жизнь общества. Общественное сознание - Контрольная работа. Скрытый смысл учения Маркса

Внешние факторы, влияющие на формирование правосознания можно определить в зависимости от количества субъектов.

К официальным источникам формирования правосознания относят:

1) органы власти и должностные лица, влияющие на формирование правосознания, путем вырабатываемой государственной политикой, а как ее результат - правотворческая и правоприменительная деятельность;

2) образовательные учреждения (не зависимо от форм собственности), формируют правосознание путем правового обучения в различных учебных заведениях, например, школе, колледже, Вузе, которое должно быть направлено на приобретение ребенком позитивных, духовных ориентиров, усвоение им нравственных норм, воспитание уважения к праву, развитие его воли;

3) средства массовой информации являются одним из основных источников формирования правосознания, а также средством правовой пропаганды, которая заключается в распространении правовых идей и правовых требований в обществе. И от того, насколько грамотной, объективной будет данная информация, зависит уровень правосознания и потребность совершать правомерные и противоправные действия .

К неофициальным источникам, влияющим на формирование правосознания, относят: религия, ближайшее окружение человека.

Религия, а именно ее исповедание, является фактором, влияющим на формирование правосознания. Именно этого мнения придерживаются многие авторы. Религия является источником, не только религиозных норм, но и нравственных, придавая им божественную силу, и ставит перед собой задачу воспитания законопослушной личности. Это не относится к деструктивным сектам, например, к сектам, которые способствуют формированию деформированного правосознания .

Огромное влияние на формирование правосознания человека оказывает его ближайшее окружение.

Рассмотрим наиболее значимые объекты:

· мнение большинства, усредненное мнение социально-демографической группы, к которой причисляет себя индивид - один из факторов, оказывающих существенное влияние на формирование правосознания. Оно может быть позитивным и негативным, способствующее или препятствующее осуществлению определенных общественных процессов, применению норм права;

· в ближайшем окружении, особое место занимает семья, в которой начинается процесс социализации, т.е. формирование основы социально адаптированного поведения, путем прививания ребенку социальных ценностей связей .

Анализируя основные факторы, детерминирующие процесс формирования правосознания, можно отметить: все они - социальные, экономические, политические, психологические, образуют сложную систему взаимодействия общества и личности. Подобное несогласованное воздействий влечет за собой негативное отношение к праву.

Для того чтобы изменить направление регрессивного развития правосознания, необходимо так организовать систему правового воспитания, чтобы к одной из его первостепенных задач относилась коррекция и гармонизация влияния всех факторов, формирующих правосознание и как следствие, правомерного поведения.

Осуществление правового поведения проходит в несколько стадий:

потребности - интерес как осознанная потребность - борьба мотивов при выборе вариантов поведения - определение цели и средств ее достижения - оценка реальной ситуации - принятие решения - действия по реализации принятого решения

Сбой и деформация желаемого для общества поведения, возможны на каждой из перечисленных стадий.

Так, на стадии формирования интереса искаженно могут восприниматься потребности, вызывающие, например, преступления против собственности.

В то же время нормальные потребности и интересы могут вступать в противоречие с имеющимися возможностями их удовлетворения, что негативно сказывается на выборе средств достижения поставленной цели.

Иногда искаженно воспринимается конкретная жизненная ситуация, нарушается сложившаяся система ценностных ориентиров, что ведет к противоправному поведению.

Кроме того, правосознание является специфическим регулятором правового поведения, так как:

Ш включает процесс отражения и осмысления различных явлений общественной жизни и практической деятельностью людей в области функционирования права;

Ш правосознание всегда отражается в поведении людей, в их деятельности в правовой сфере;

Ш оказывает воздействие на мотивы, которые используются людьми при принятии определенных решений. Оно включает в сознание индивида, а также социальной группы, избираемой установочной оценки для выработки определенных отношений к разнообразным правовым явлениям. В том числе к праву в целом, его идеям и принципам, к императивности провозглашенных норм права;

Ш затрагивает интересы и потребности человека, вызывает у него определенные переживания, определенные эмоционально-волевое отношение к фактам, явлениям и процессам социально-правовой действительности.

Одно и тоже по содержанию правосознание, но различное по характеру настроение и эмоциональной направленности, оказывает далеко не одинаковое воздействие на поведение и поступки индивида, его деятельность .

Отклонения от норм сознания и поведения личности зависят от целого ряда причин, среди которых большое значение имеет влияние отрицательных факторов на формирование сознания личности.

Исследования лиц, совершивших преступления, в целом подтвердили изложенный выше вывод и позволили выявить следующие закономерности:

правосознание лица, совершившего преступление, как правило, по ряду аспектов не совпадает с существующим общественным правосознанием, противоречит правовым нормам;

преступник отрицает конкретную правовую норму или группу норм, защищающих те общественные отношения, на которые он посягнул;

преступник принимает как правильную и справедливую действующую правовую норму, в соответствии с которой он был осужден, в ее абстрактном понимании, однако считает приговор несправедливым (обычно излишне суровым) в отношении себя.

Следовательно, при перевоспитании осужденных необходимо работать над восстановлением не правосознания вообще, а именно тех его аспектов, которые утрачены или отрицаются данной личностью.

Правосознание является функцией возраста. Оно формируется в течение всей жизни индивида. Новорожденный ребенок правосознанием не обладает, оно формируется в личности по мере ее социализации. Развитие индивидуального правосознания тесно связано с правоспособностью и дееспособностью личности .

В нормативно-оценочной стороне правосознания могут содержаться консервативные элементы, развитие которых отстает от задач, стоящих перед общественной группой, общественным субъектом. Такими консервативными элементами являются социальные привычки и традиции правового характера. Высокий уровень индивидуального правосознания является фактором, обеспечивающим права и интересы личности в условиях, когда большинство граждан смирились с этими нарушениями.

Причины и условия деформации правового сознания - это социальные явления и процессы объективного и субъективного характера, которые детерминируют искаженное правосознание как свое следствие. Данные факторы по своей природе всегда противоречат интересам общества и причиняют вред отношениям в обществе.

Все вместе они формируют определенную систему. Для того чтобы изучить сущность этих явлений необходимо классифицировать их в зависимости от содержания, последствий и уровня функционирования .

Главными причинами правового инфантилизма в настоящее время являются:

· не продуманный курс преобразований, которые проводятся в стране;

· частичная ликвидация бесплатного высшего образования;

· нет хорошо организованной системы юридической подготовки;

· низкий образовательный уровень отдельной части населения;

· низкие моральные качества значительной части членов общества .

Причинами правового нигилизма российских граждан выступают:

· социально-экономический кризис;

· политическая напряженность;

· кризис правовой системы и отсутствие правовой стабильности .

Инфантилизм, нигилизм, негативизм, идеализм, эгоцентризм как формы деформации правового сознания располагаются в органической взаимосвязи и единстве:

1. они взаимосвязаны структурно и функционально;

2. каждая из них обладает качественным своеобразием и несводимостью к другим формам.

Структурная их взаимосвязь проявляется в том, что каждая предыдущая по степени регрессивности форма в определенной степени включается в последующую более регрессивную, но не исчерпывает ее содержание.

Различные формы деформации правосознания имеет свои специфические детерминанты, они имеют и общие для всех причины. Инфантилизм, нигилизм, негативизм, идеализм, эгоцентризм отличаются степенью деформированности правового сознания, что определяются неодинаковым объемом и интенсивностью детерминирующих факторов и что самое важное специфическим их сочетанием . К ним относятся:

1) экономические факторы (спад производства, снижение объема промышленной и сельскохозяйственной продукции, снижение реальной заработной платы и т.д.);

2) социальные процессы (резкое расслоение российского общества и т.д.);

3) политические явления (борьба за власть в центре и в регионах, нестабильность политических институтов и т.д.);

4) правовые, факторы (эволюция российской правовой системы);

5) факторы общественной и духовной жизни (отсталое мировоззрение, мнимые ценности и т.д.).

На искажение индивидуального правосознания, которое получило широкое распространение, наравне с факторами социальной среды, влияют также личностные качества и условия микросреды окружения .

Организация работы по преодолению деформации правового сознания должна быть максимальный эффект. В связи с этим нужно учитывать ряд особенностей по преодолению деформации, а именно:

1) учет действительно существующих процессов и противоречий социальной жизни, которые вызывают как свое следствие данное явление;

2) определение главных направлений по преодолению различных видов деформации правового сознания;

3) формулировка целей, способов и средств данной деятельности.

Итак, основная работа по преодолению деформации правового сознания должна учитывать причины и условия возникновения данного явления. И на основе этого и должна строиться политика преодоления деформации правового сознания.

Так как деформация правового сознания возникает и из-за недостатков учебно-воспитательной работы, а также вследствие воздействия отрицательных факторов внешней можно выделить два основных направления в разрешении имеющейся проблемы :

1. Организация воспитательной работы по выработке положительного правосознания и недопущение его деформации.

2. Активное воздействие, как на пораженное правосознание, так и на породившие его причины и условия.

Данные направления деятельности по преодолению деформации правового сознания требуют применения специальных методов воспитательного, предупредительного и принудительного характера.

Главное место в механизме выработки позитивного правосознания и преодоления деформации правового сознания занимает социально-нормативное воспитание, основой которого выступает правовое обучение.

Правовое воспитание - это процесс целеустремленного и систематического воздействия на сознание и культуру поведения членов общества, осуществляемый для достижения необходимого уровня правовых знаний, выработки глубокого уважения к закону и привычки точного соблюдения его требований на основе личного убеждения. Оно способствует укреплению законности и правопорядка в обществе.

Правовое воспитание граждан осуществляется путем широко организованного преподавания правовых знаний, пропаганды права в средствах массовой информации. Большое значение для правового воспитания масс имеет практическая работа правоохранительных органов, деятельность которых широко освещается также в средствах массовой информации и становится достоянием общественности .

Таким образом, принимать участие в правовом воспитании должны все граждане на протяжении всей жизни, они могут быть как в качестве воспитателей, так и в качестве воспитуемых, все зависит от того какие социальные роли они выполняют. Только в этом случае оно способно формировать у граждан позитивное правосознание.

В первобытном обществе умственный труд, сознание людей, как отмечал Маркс, было «непосредственно вплетено в материальную деятельность и в материальное общение людей, в язык реальной жизни» . Такое состояние называется синкретизмом. С разделением труда появился слой людей, для которых духовная деятельность становится основной формой деятельности. Развитие и усложнение общественной жизни привело к развитию общественного сознания, его дифференциации, выделения в нем самостоятельных форм и уровней.

На формирование и развитие общественного сознания влияет ряд факторов, среди которых можно выделить следующие:

Географическая среда, в которой живет социальная общность;

Уровень материальной жизни и характер потребления;

Формы общественной жизни;

Историческое прошлое и т. д.

На определенном этапе развития общественного сознания оно более или менее соответствует характеру общественного строя, общественной жизни. Объективным основанием этого соответствия является соответствие производительных сил и производственных отношений. Когда же это соответствие нарушается, создается возможность для возникновения нового общественного сознания, которое побеждает в конкуренции со старым общественным сознанием. Новое общественное сознание будет соответствовать новому соответствию производительных сил и производственных отношений.

Но переход к новому общественному сознанию не является полным отрицанием старого. С изменением общества, с возникновением нового общественного сознания сохраняются элементы старого. Так, не уходят в небытие произведения искусства, нравственные нормы и т. д. Они продолжают существовать, хотя и претерпевают определенное переосмысление. И хотя давно нет ни античного общества, ни общества эпохи Возрождения, но и сегодня сохраняют художественную ценность произведения искусства этих эпох.

Общественное сознание каждой эпохи опирается на обычаи, традиции, взгляды и теории предшествующих эпох. При этом общественное сознание может в определенном смысле отставать от нового уровня общественной жизни, когда в нем сильны пережитки прошлого. Но с другой стороны, новые идеи и теории могут опережать уровень развития общественного строя.

Нужно отметить известную неравномерность развития общественного сознания. В различные исторические эпохи преимущественное развитие получают те или иные формы общественного сознания.

Общественное сознание оказывает активное воздействие на все сферы общественной жизни. На основе своих взглядов и теорий люди осуществляют практическую деятельность в экономике, политике и т. д. Общественное сознание оказывается духовным стимулом, направляющим людей на преобразование природы и общества, создание разнообразных ценностей. Рассмотрим это детальнее.

1. Экономическое сознание становится стимулом практической деятельности по созданию продуктов и услуг, необходимых для жизни людей.

2. Нравственное сознание ориентирует на поступки, поведение, способствующие достижению общественного порядка, сочетанию личных и общественных интересов.

3. Экологическое сознание способствует сохранению природы.

4. Демографическое сознание влияет на динамику народонаселения.

5. Эстетическое сознание стимулирует деятельность по созданию художественных ценностей, обогащению духовного мира людей.

6. Религиозное сознание способствует преодолению страха, страданий из-за зависимости людей от стихийных сил природы и неизвестных им общественных влияний.

7. Политическое сознание социальной группы направляет ее политику на завоевание или сохранение власти с целью осуществления ее интересов.

8. Правовое сознание ведет к практической деятельности по созданию и сохранению порядка, законов государства в интересах господствующих групп.

9. Историческое сознание способствует сохранению социального наследия.

Если иметь в виду уровни общественного сознания в целом, то обыденное сознание выступает духовным стимулом практической деятельности людей, направленной на удовлетворение их повседневных, ближайших потребностей – труда, деятельности по производству и потреблению материальных и духовных благ, поступков, исполнения религиозных обрядов и т. д. А идеология является духовным стимулом практической деятельности социальных групп, направленной на осуществление их коренных экономических, социальных, политических и духовных интересов.

Общественное сознание формируется как отражение социальной действительности, но оно и обратно влияет на всю общественную жизнь, стимулируя возникновение и совершенствование различных видов деятельности.

В предыдущих главах речь шла уже о некоторых формах общественного сознания. Но пока еще не было более-менее детального разговора о морали, религии и эстетическом сознании. Обратимся к их характеристике.

Многие философы сходятся на том, что переход человечества на новый, более высокий уровень восприятия действительности является единственным ключом к решению многих актуальных проблем современности. Вопрос только в том, как осуществить этот переход и от чего он зависит. Сегодня многие люди введены в заблуждение относительно того, «что такое хорошо и что такое плохо», поэтому в определении того, что же все-таки полезно и вредно для человека, было бы неплохо изучить науку о качествах материальной природы, которая подробно описана в Ведах.

Ведущие ученые современности небезосновательно считают, что нам не стоит сбрасывать со счетов мудрость древних цивилизаций и отказываться от знаний, накопленных ими в течение многих тысячелетий.

Академик Анатолий Евгеньевич Акимов, директор Международного института теоретической и прикладной физики Академии Естественных Наук России пишет: «Обращение к мудрости древних культур Востока является прогрессивным шагом в развитии современного общества. Все, к чему сейчас подошла физика, практически без формул, но в более содержательном плане, изложено в древних санскритских текстах. Существовали и существуют два направления познания Природы. Одно представлено западной наукой, опирающейся на теорию, эксперимент, доказательство и т.п. Другое - восточной, то есть знаниями, полученными извне эзотерическим путем, например, в состоянии медитации. Эзотерические знания не добывают, их человеку дают (когда человек становится достоин получить их благодаря развитию высоких стремлений, возвышенных качеств – прим.автора). Получилось так, что на каком-то этапе этот эзотерический путь был утерян и сформировался другой путь, чрезвычайно сложный и медленный. За последнюю тысячу лет, следуя этим путем, мы только приближаемся к тем знаниям, которые были известны на Востоке более 3000 лет назад».

Согласно восточным учениям, любой элемент этого мира находится под влиянием одного из трех качеств материальной природы: благости, страсти и невежества, которые можно сравнить с восходящими и нисходящими потоками воздуха в атмосфере. Соприкосновение с качеством благости возвышает сознание человека, соприкосновение с элементом невежества - опускает его на все более низкий уровень. Страсть может до определенного уровня возвысить человека из состояния невежества, но в целом для духовного прогресса она неблагоприятна. Изучение воздействия качеств природы позволит человеку самостоятельно разбираться в том, что для него на данном этапе есть добро, и что - зло, поскольку на разных уровнях эти понятия могут отличаться.

Энергии невежества покрывают живое существо пеленой иллюзии и забвения. Энергии страсти вводят в заблуждение относительно истинной цели жизни и заставляют искать иллюзорного материального счастья. Энергия благости или чистоты пробуждает чистую природу души и освобождает ее от влияния низших энергий. Практически все пророки, святые и мистики говорят о том, что каждый человек должен стремиться к достижению этого со­стояния духовного просветления, в котором он обретает беспричинное знание на уровне откровений и постигает глубинную суть природы вещей.

Весь материальный мир состоит только из этих трех качеств, из которых образуются различные стихии - грубые и тонкие элементы. В материальном мире всё - объекты, деятельность, пространство, звуки, устремления и даже мысли состоят только из благости, страсти и невежества, а также их различных комбинаций. Например, мелодичная духовная музыка находится в благости, песни о неразделенной любви - в страсти, а тяжелый рок - в невежестве. Пространство большого загородного дома находится в благости, квартира в густонаселенном городе - в страсти, а притон наркоманов - в невежестве. Порядок и чистота, относящиеся к категории благости, возвышают сознание, а беспорядок и грязь, относящиеся к невежеству, увеличивают влияние низших энергий на человека. Льстивые слова находятся в страсти, грубые - в невежестве, а приятные и правдивые - в благости.

Добро и зло - понятия относительные, поскольку то, что для одного - зло, для другого - благо. Страсть может вывести человека из состояния глубокого невежества, но она же может спустить человека с более высокого духовного уровня. Например, для людоеда переход на поедание мяса животных будет большим прогрессом, для вегетарианца же эта диета будет шагом назад.

Энергии благости несут с собой просветление, счастье и здоровье; страсти - болезни и разочарование; невежества - безумие и страдания. Нахождение в страсти приводит к возникновению все новых и новых, постоянно увеличивающихся материальных желаний, удовлетворить которые так же невозможно, как невозможно потушить костер, подбрасывая в него дрова. Поэтому страсть приводит только лишь к сожалениям об упущенных возможностях и к разочарованию в напрасно потраченной жизни.

Действуя в благости, человек живет долго и счастливо, а, полностью освободившись от остатков страсти и невежества, вновь обретает восприятие вечности, сопровождаемое безграничным знанием и ощущением постоянно увеличивающегося счастья. Поэтому в древности под обучением подразумевали развитие у человека возвышенных черт характера, которые будут вести его к обретению мудрости и станут залогом его долголетия и успешной жизни.

Современное образование делает людей эрудитами, но без правильного воспитания приобретаемые знания опасны и приносят больше вреда, чем пользы. Поэтому мудрецы древности отмечают, что истинным развитием знания являются действия в благости, а накопление пустой информации без развития хороших качеств - эрудиция, лишь взращивает в человеке гордыню и через элемент страсти погружает его в невежество. Для того чтобы стать счастливым, следует хорошо знать, как проявляются три качества материальной природы: благость, страсть и невежество. Именно их воздействие на человека определяет его поведение, здоровье и судьбу. Древнее мистическое искусство достижения духовного просветления заключается в том, чтобы как можно меньше соприкасаться с проявлениями нисходящей энергией невежества и находиться только в восходящих потоках более высокого порядка - энергии чистоты или благости, возвышающей сознание на все более и более высокий уровень восприятия.

Вставить таблицу 3 качества природы

БЛАГОСТЬ

НЕВЕЖЕСТВО

Основные характеристики

Духовное понимание жизни;

Чистота (внутренняя и внешняя);

Умиротворение;

Следование духовным законам;

Сохранение духовных традиций;

Честность;

Бережливость;

Способность контро­лировать себя;

Чувство долга и ответ­ственность;

Удовлетворенность;

Бескорыстие;

Способность жить на­стоящим.

Динамичность;

Созидательный

Недовольство насто­ящим;

Устремленность в бу­дущее;

Сильные контрастные эмоции;

Повышенная жажда внешних удоволь­ствий;

Хитрость;

Стремление уйти от ответственности;

Психологи утверждают, что любое действие, повторенное в течение 21 дня, становится привычкой. Зная это, человек может целенаправленно изменять свою жизнь к лучшему, пытаясь мыслить и действовать, исходя из более высоких нравственных принципов. Под влиянием действий, относящихся к категории благости, сознание человека постепенно будет переходить на более высокий уровень восприятия действительности и взаимоотношений с окружающими.

Изменение судьбы.

«Нельзя решить проблему с тем же сознанием, которое породило эту проблему».

Альберт Эйнштейн

Духовный мир – мир возвышенных отношений. Духовный прогресс – это прогресс отношений. Материальный мир – это пространство, в котором мы учимся возвышенным взаимоотношениям друг с другом. И именно возвышенным отношениям друг с другом, возвышенному бескорыстному отношению к миру нас учат здесь все законы Природы.

Поэтому восточная психология утверждает, что источником успеха во всех сферах жизни являются правильно выстроенные взаимоотношения.

Причиной хороших отношений является ваша культура.

Культура - это внешнее проявление вашего характера.

Характер формируется из привычек.

Ваши привычки - это следствие ваших поступков.

Поступки рождаются из мысли.

Мысли рождаются из желаний.

Желания тесно связаны с качествами.

Желания человека произрастают из системы его внутренних ценностей.

Очевидно, что завистливый, жадный, эгоистичный человек желает одного, а добрый - совсем другого. Поэтому очень важно осознать те ценности, которыми мы живем. Наши ценности и качества во многом зависят от круга нашего общения и от качества тех энергий, которые воздействуют на наше сознание. Контакт с качеством благости и общение со святыми людьми возвращают нам чистые и высокие ценности. Поместив себя в восходящие потоки качества благости и избегая нисходящих потоков страсти и невежества, человек будет постепенно мыслить, говорить и действовать на все более высоком духовном уровне, и вся его жизнь будет переходить на все новый, более качественный уровень.

Наши мысли рождаются из наших желаний, желания же зависят от нашего мировоззрения и устремлений. На самом глубинном уровне наше мировоззрение и устремления на 90% зависят от нашего соприкосновения с теми или иными качествами материальной природы: от того, когда мы ложимся спать и когда мы встаем; от того, какую пищу мы едим; от того, с кем и как мы общаемся; от того, с какой информацией мы соприкасаемся и т.д.

В действительности, наш духовный прогресс на 90% зависит не от нас самих, а от качества нашего общения, от того, с какими энергиями мы соприкасаемся. И только на 10% наш духовный прогресс зависит от наших собственных усилий или от нашего выбора.

У нас есть выбор – с кем нам общаться, в какое течение нырнуть, и сила течения сама принесет нас в определенное место. Не стоит недооценивать силу течений или качеств природы и переоценивать собственные силы. Например, если свежий хрустящий огурец поместить в банку с рассолом, то, как бы он ни пыжился, через несколько дней он станет соленым огурцом. Или если металлический прут поместить в огонь, то через некоторое время он сам приобретет свойства огня: будет светиться, обжигать и воспламенять предметы. Вопрос не в пруте и не в огурце, а в том, в какой среде они находились. Находясь в том или ином окружении, мы приобретаем соответствующие свойства и качества характера, в соответствии с которыми выстраивается последующая наша образовательная программа – судьба. Через дурное общение человек развивает в себе низкие типы стремлений, которые дают ему очень тяжелый характер. Тяжёлый характер - тяжелая судьба.

Подводя итог, можно сказать, что от нашего общения зависит наше мировоззрение, которое направляет в то или иное русло всю нашу судьбу. Три качества природы равномерно влияют на все живое в окружающем нас мире, но человеку дано право выбора: прогрессировать или деградировать, то есть, он может выбирать, под влиянием каких качеств ему находиться. Если вы не сделаете этот выбор сами, то его сделают за вас другие.

Три типа психики

Всегда интересно наблюдать подтверждение древних эзотерических знаний современной наукой. Это только лишний раз подтверждает их истинность и убеждает нас в том, что истинная религия и истинная наука не противоречат друг другу: Истину можно познать как с помощью нисходящего (откровение), так и с помощью восходящего (исследование) методов познания.

Давайте же посмотрим, как ученые обнаружили проявление трех качеств природы и к каким выводам они пришли в результате этого. В середине 80-х годов XX в. сотрудниками Института теплофизики СО АН был проделан «шуточный» эксперимент с муравьями, проторившими путь к чайному столику, где хранились печенье и сахар. На муравьиной тропе поставили «мины замедленного действия» - капли сладкого чая с добавлением этилового спирта. Эффект был потрясающим: муравьи «напивались» до такой степени, что уже не держались на своих шести ногах и теряли всякую ориентацию в пространстве. Но не это зрелище поразило экспериментаторов (такое они видели среди своих сограждан неоднократно). Их поразило то, что примерно 1/4 или 1/3 муравьев никакими усилиями нельзя было заставить попробовать хмельное пойло: они всячески упирались, когда их подталкивали к хмельной и сладкой капле, и тут же удирали, когда препятствие убиралось. Более того, они пытались спасать своих обезумевших собратьев, раздувшихся от «злоупотребления» коварным угощением. Обхватив передними лапами пьяного сородича, они пытались оттащить несчастного. «Ну, совсем как у людей!» - удивлялись экспериментаторы. Действительно, совсем как у людей!

Министр здравоохранения России Ю.Л. Шевченко на «правительственном часе» озвучил следующую информацию: «…. По имеющимся данным научных исследований, выполненных за рубежом и в России, 30% населения в силу биологических особенностей организма не имеют патологического влечения к употреблению наркотиков. Около 45% людей имеют слабое влечение к употреблению наркотических средств и при наличии условий их получения могут начать употреблять наркотики. А вот 25–30% людей биологически просто предрасположены к наркотической зависимости и, если они попадут в социально негативную среду, то, как правило, становятся наркоманами…».

Специалисты выделяют, избегая частностей, три основных типа психики:

1) Животный тип психики - когда индивид в своем поведении руководствуется врожденными инстинктами и условными рефлексами, приобретенными под давлением окружающей социальной среды. Для такого типа психики характерны страх смерти, страх голода и необузданная сексуальность;

2) Демонический тип психики - тип воинствующего эгоиста, «супермэна», стремящегося любыми путями, в том числе и через прямое насилие, подчинить себе окружение;

3) Человечный тип психики - «праведник», ощущающий себя неотъемлемой частью природы, готовый жертвовать своими временем и благополучием ради жизни и благополучия других людей. Это альтруист - антипод воинствующего эгоиста.

Три качества материальной природы - благость, страсть и невежество являются тонкими всепроникающими энергиями и всегда в том или ином соотношении присутствуют в сознании человека, но при определенном воздействии это соотношение может измениться, трансформируя поведение и психику человека.

Эта метафизическая наука хорошо известна руководителям тайного мирового правительства («получившим посвящение в ложах деструктивной направленности»), и они успешно используют это знание в своих целях, накачивая СМИ информационными потоками страсти и невежества с целью трансформации психики человека до управляемого животного уровня. Все это приводит и к пониманию природы наркозависимости: продажа и распространение алкоголя и других наркотических средств неизбежно приводит к их употреблению. Все, что я хочу сказать, это то, что человечество «опускают» на строго научной основе. Другое дело, что эта наука пока далеко не всем известна, поэтому моя цель - дать читателям правильное понимание происходящих процессов, а также необходимое знание, с помощью которого вы можете противостоять негативному информационному воздействию.

В современном мире именно СМИ направляют развитие нашей цивилизации в то или иное русло. Качество окружающего нас информационного поля незаметно, но верно изменяет и наше сознание, и всю нашу психику в целом. И за примерами ходить далеко не нужно: народы России ценила и поддерживали советскую власть потому, что она всячески пропагандировала альтруистический, человеческий тип психики, вдохновляя людей на бескорыстную помощь друг другу.

Яркими воспоминаниями моего детства являются наши пионерские мероприятия, уроки общественно-полезного труда в школе, шефство над детским садом и забота о природе. Когда мы жили на Урале, во время морозов мама часто просила меня посыпать песком обледеневшие дороги и вырубать топориком ступеньки в спуске к магазину, чтобы люди не падали. Больше всего я благодарен своим родителям именно за то, что они, как искренние советские граждане, привили мне вкус к бескорыстной помощи окружающим, а также за то, что они практически не употребляли спиртного.

Сила внутренней чистоты

«Меч всегда будет побежден духом».

Наполеон

Если посмотреть на ход развития Второй мировой войны, Франция капитулировала уже через неделю, Дания - через полтора дня после начала военных действий на их территории и т.д. И дело не в том, что немцев было больше, чем французов. Фактически, Гитлер с ходу захватил всю Европу только потому, что она была уже развращена потребительским отношением к жизни.

Когда человека интересуют только собственные удовольствия, то его не особо волнует, кто там захватил власть, лишь бы у него не отнимали его пиво, секс и телевизор (а тираны совсем и не собираются отнимать у людей их животные удовольствия – наоборот: они культивируют их). Под влиянием потребительского отношения к жизни человек предсказуем и воюет только тогда, когда ему выгодно, то есть за деньги. Саму суть наемных армий хорошо продемонстрировал один интересный репортаж во время недавних военных событий в Ираке: в один из дней американские солдаты отказались идти в атаку, потому что утром на завтрак не получили положенный по контракту апельсиновый сок и, к тому же, уже две недели им не выдавали туалетной бумаги! Если наемникам не создать хороших удобств и не заплатить, то они просто не будут сражаться. Гитлер хорошо стимулировал свою армию, поэтому он рассчитывал, что и Россию пройдет с танками до самого Урала максимум за два месяца. Но он просчитался.

В отличие от слабой и развращенной Европы, практически вся наша огромная страна встала на войну с фашизмом. Гитлер был в шоке, когда в донесениях с линии фронта слышал, что в России даже дети и старики бросаются под танки с гранатами с криком: «За Родину!». В других странах он с этим не сталкивался: там больше боялись не за Родину, а за свою шкуру. Русские же стояли не на жизнь, а на смерть. Защитники Брестской крепости, находясь уже в глубоком тылу противника, в полной изоляции и без каких-либо шансов на победу почти два месяца держали круговую оборону, пока не был убит последний солдат.

В Новороссийске не было ни одного квадратного сантиметра, не нашпигованного свинцом, и все же его защитники в нечеловеческих условиях сдерживали натиск противника.

Фашизм был остановлен именно высокой силой духа советского народа. Наши деды и прадеды, не задумываясь, отдавали жизнь ради блага будущих поколений. Ими двигала ВЫСОКАЯ ИДЕЯ.

Чем выше устремления человека, тем большей внутренней силой он обладает. Поэтому и говорится, что «чистота - это сила!». Или: «Наше дело - правое, (поэтому) мы победим!» Именно чистота помыслов и высокие нравственные устремления (человеческий психотип личности) являются главной отличительной чертой и источником силы российского народа, на уничтожение которых и направлен весь «План Даллеса» и массированная информационная пропаганда потребительского образа жизни.

Скрытый смысл учения Маркса

«Конечно, битва Света и Тьмы многим кажется какой-то устаревшей сказкой, но следует сказать, что обычно так думают те, кто сами бессознательно, и тем послушнее, выполняют директивы темных шептунов».

Е.И. Рерих

Идеология формирует не только поведение человека, но и судьбу целой нации. Этот факт начинают понимать многие ученые. В этой связи интересно отметить сообщение информационного агентства «Новости Украины»: «В школах Украины должны изучать не теорию Дарвина, а креационизм - концепцию, согласно которой мир был создан Высшим разумом. Невозможно воспитать совесть без веры. Наивно полагать, что это можно сделать посредством культуры и искусства. Если человека воспитывать как наследника животного - то он таким и останется», - об этом заявили украинские ученые на пресс-конференции в Киеве.

По словам ученых, теория Дарвина остается лишь одной из версий, но, тем не менее, в украинских школах отдают предпочтение именно ей. Что подтолкнуло широкие массы людей отвернуться от Бога и пропагандировать атеистическую теорию, внушающую, что человек является представителем царства животных, не имеющего никакого высшего предназначения в жизни, и что жизнь не является проявлением духа в материальном мире, а лишь комбинацией химических элементов? Учение Маркса и теория Дарвина являются основой «научного атеизма», поэтому очень важно понять их тесную связь друг с другом и то, как они воздействуют на сознание и судьбы людей.

Карл Маркс считается основоположником идей научного коммунизма, в котором религия рассматривается лишь как метод эксплуатации человека человеком. Маркс был против религии, так как религия мешает полному воплощению коммунистических идеалов, в чем он видел единственный ответ на все мировые проблемы. Так объясняют свою позицию марксисты. Но является ли это правдой? Георгий Марченко - один из аналитиков биографии Маркса считает, что тот еще в семнадцатилетнем возрасте получил посвящение в тайной секте сатанистов, и вся его жизнь была направлена на то, чтобы заставить людей забыть о своем высшем предназначении. Стихи молодого Маркса многое говорят о его внутреннем мире:

«Я уже утратил небо и прекрасно знаю это.

Моя душа, некогда преданная Богу,

Предопределена теперь для ада».

«Слова, которые я учу, смешались в дьявольскую смесь.

Так что каждый может думать, что ему угодно!»

«С презреньем я швырну мою перчатку прямо в лицо миру.

И увижу его падение, которое охладит мою ненависть.

И вливая в мои слова могучую силу,

Я почувствую себя равным Творцу!»

«Я высоко воздвигну мой престол,

Холодной и ужасной будет его вершина.

Основание его - суеверная дрожь,

Церемониймейстер - сама черная агония».

«И тебя, олицетворенное человечество, силою моих могучих рук

Я могу схватить и раздавить с яростной силой

В то время как бездна сияет предо мной и тобой в темноте,

Ты провалишься в нее, и я последую за тобой, смеясь

И шепча на ухо: «Спускайся со мною, мой друг!»

Совсем неверно, будто Маркс преследовал идеалы помощи человечеству, а религия лишь помогала капиталистам эксплуатировать рабочий класс - отчего он и занял антирелигиозную позицию, как это объясняют современные марксисты. Напротив, в предисловии к своей диссертации, Маркс утверждает, что он ненавидит всех богов на небе и на земле, не признающих человеческое сознание как высшее божество. Маркс хотел послать все человечество в ад, а социализм и демократия были лишь приманкой, чтобы привлечь пролетариат и интеллигенцию к воплощению этого замысла. Когда советская власть провозгласила: «Прогоним капиталистов с земли, а Бога с неба», она просто выполняла заветы Маркса.

Следует особо подчеркнуть, что Маркс и его соратники, будучи против воли Бога, не были атеистами в том смысле, как себя называют их современные последователи. Они верили в Бога и в жизнь после смерти. Марксизм скрывает тайну, о которой знают лишь немногие марксисты. Ленин писал, что, спустя полстолетия, ни один марксист не постиг Маркса. То есть, отрекаясь от Бога открыто, они ненавидели того, в существовании которого не сомневались. Они бросали вызов не существованию Бога, а именно Его верховной власти .

Когда в 1871 году в Париже вспыхнула революция, коммунар Флоренс заявил: «Наш враг - это Бог!» Маркс высоко оценивал коммунаров, которые открыто преследовали эту цель. Всю свою жизнь Маркс любил повторять слова Мефистофеля из «Фауста» Гёте: «все существующее достойно уничтожения!». Участник революции 1848 года лейтенант Чехов заметил, что самолюбование Маркса поглотило все то хорошее, что в нем когда–то было. Маццини, который хорошо знал Маркса, писал, что «в нем был дух разрушения. Его сердце разрывалось скорее от ненависти, чем от любви к людям». Маркс ненавидел человечество так же, как и Бога вместе со всем его творением. И эту мысль подтверждают все современники Маркса. Немаловажным является и тот факт, что обе дочери Маркса и его зять, не выдержав общения с ним, покончили с собой. Любящий людей Маркс - это миф, созданный уже после его смерти.

После того как Маркс прочитал «Происхождение видов» Дарвина, он написал восторженное письмо Лассалю, в котором ликовал по поводу того, что Бог - по крайней мере, в естественных науках - получил, по его мнению, смертельный удар, и эту теорию Дарвина следует взять на вооружение и пропагандировать самым что ни на есть широким образом. Что мы сейчас и наблюдаем. Марксизм - это первая систематическая и детально проработанная система, которая резко принижает представление человека о себе самом.

Согласно Марксу, человек - это, главным образом, чрево, которое надо постоянно наполнять. Преобладающие интересы человека лежат в экономической сфере; он производит предметы лишь для своих нужд, вступая с этой целью во взаимоотношения с другими людьми. Супружество, любовь, искусство, наука, религия, философия - все, что не имеет отношения к потребностям желудка, является лишь надстройкой и, в конечном счете, определяется состоянием самого желудка.

Маркс был избранным орудием демонических сил для того, чтобы человек потерял свое человеческое достоинство и уверенность в том, что он происходит свыше и предназначен вернуться туда, где его начало. В своей балладе «Скрипач» Маркс прославляет искусство, которое «исходит из бездны ада, действует демонически на умы и околдовывает сердце».

Американский революционер Джерри Рубин сформулировал суть этого «искусства» более конкретно: «Мы смешали молодость, музыку, секс, наркотики и дух бунтарства с предательством, и такое сочетание трудно преодолеть!»

Выпущенная марксистами из глубины ада демоническая культура уже победно шествует по планете, и среди поклонников рок-групп уже становится модным открыто использовать атрибуты и элементы культа сатаны. Большая часть людей, исповедующих атеизм и идущих у этой моды на поводу, даже и не подозревают, какими трагическими последствиями это может отразиться в их судьбах.

Маркс открыто провозглашал свои демонические идеи, которые непосвященными воспринимаются образно и поверхностно. Сейчас мало кто понимает, что многие проблемы современного общества были задуманы задолго до их появления, а так же какую роль в них играет взятая на вооружение теория Чарльза Дарвина. Она до сих пор преподается с профессорских кафедр и учительских столов по всему миру, поскольку выгодна тем, кто завидует Богу и считает Его своим личным врагом. Как щитом, прикрываясь демократией, руководители закулисной политики распространяют атеизм, сея в обществе хаос и зарабатывая хорошие деньги в мутной воде продажности и беспринципности. Стремясь лишь к самовозвеличиванию и безграничному господству, они хотели бы убить Бога, но, так как это невозможно, они стараются разорвать связь людей со своим высшим началом, широко распространяя атеистические и материалистические системы ценностей в обществе.

Темнота - это всего лишь следствие отсутствия света. Все силы тьмы сами исчезнут, когда люди обратят свою жизнь к Богу и наполнят ее возвышенным содержанием. Если люди будут думать, что произошли от животных, то они и будут вести себя, как животные. Но если они поймут, что они - дети Бога, то смогут вести себя так, как это достойно божественных существ - сыновей и дочерей Бога. У человеческой жизни есть высшее предназначение. Именно это и следует преподавать в школах и во всех учебных заведениях мира.

Три типа цивилизаций

«Каждая душа - поприще их (Святых сил) борьбы с демони­ческим началом, и вся жизнь души - цепь выборов, встающих перед «Я», усиливающих или парализующих помощь ему со стороны Святых начал».

Даниил Андреев («Роза мира»)

На протяжении тысячелетий человечество стремилось к развитию праведного типа сознания и всячески пресекало появление демонических и животных наклонностей. Древние тексты, записанные на санскрите, отмечают, что во Вселенной существует три типа цивилизаций, чья деятельность основана на разных типах восприятия мира.

Деятельность, совершаемая под воздействием энергии невежества, приводит к развитию черной магии и подчинения себе психики других живых существ. Страсть формирует необузданные желания и демонический тип личности, что приводит к упору на развитие технического прогресса, возникновению цивилизаций категории «янтра» («янтра» в переводе с санскрита означает «механизм»). Классифицируя 14 типов планетных систем, существующих в нашей Вселенной, Веды руководствуются уровнем духовного развития их обитателей. Поэтому, несмотря на то, что некоторые демонические цивилизации превосходят планеты земного типа в своем техническом развитии, люди находятся на более высоком уровне духовного развития и обладают гораздо большей силой воли и целеустремленностью.

В древнеиндийском эпосе «Махабхарата» рассказывается о мире данавов - одной из технократических цивилизаций. Уже 5000 лет назад на этой планете в качестве прислуги использовались янтрапуруши - «механические люди». В писаниях говорится, что отличить роботов от обитателей этой планеты можно было только «по отсутствию блеска жизни в глазах». Тем не менее, земляне всегда выходили победителями из схваток с данавами именно благодаря своему более высокому мировосприятию, решительности и силе воли.

На санскрите ман означает «ум», а термин траяте имеет два значения: «защита» и «очищение». Цивилизации, основанные на возвышении, очищении и защите сознания от низших воздействий, относятся к категории «мантра». Представители этих цивилизаций находятся в гармонии с окружающим миром и, развиваясь духовно, раскрывают в себе дремлющие сверхъестественные способности и умение управлять силами природы. Низшие демонические цивилизации стремятся к порабощению психики других существ; технократические - к эксплуатации их материальных ресурсов, а представители высших цивилизаций стремятся способствовать духовному развитию всех обитателей этого мира.

Описываемые в различных культурах битвы сил добра и зла являются борьбой высших и низших цивилизаций за распространение различных типов психики во Вселенной. Теологи отмечают, что все войны в истории человечества - это войны за души людей, ставящие своей целью распространение того или иного мировоззрения. То, что многие богатейшие люди планеты и влиятельные персоны совершают кровавые жертвоприношения с целью обретения абсолютного господства над человечеством, указывает на их связь с «темными» силами. Такие же ритуалы совершали Гитлер, Берия и другие тираны, уничтожавшие целые народы как подношение своим покровителям.

Упоминавшееся ранее тайное мировое правительство фактически является проводником интересов низших цивилизаций и всячески способствует распространению демонического образа мыслей. Страны Ислама, вследствие своей закрытости и консерватив­ности, активно сопротивляются безнравственной «культуре», исходящей из Америки. Поэтому закулисное правительство создало и поддерживает миф о мировом терроризме, исходящем от мусульман, чтобы заручиться поддержкой общественного мнения в открытых военных действиях против них. О многом говорит тот факт, что после военных действий в Афганистане американцы первым делом установили там спутниковое телевидение - для приобщения отсталой страны к «прогрессивной культуре Запада».

Существует много гипотез о том, что огромный скачок в техническом развитии человечества стал возможным благодаря использованию инопланетных технологий. Некоторые исследователи считают, что технологический взрыв стал возможен благодаря исследованию обломков летающих тарелок, другие же утверждают, что в засекреченных лабораториях инопланетяне передают землянам свои электронные и биологические технологии.

26 апреля 1989 г. бывший военный эксперт правительства США Милтон Вильям Купер отправил 536 копий «Петиции Обвинения» каждому члену американского Сената и Палаты представителей. Петиция, хотя и не получила большого распространения, потрясла всех, кто с ней ознакомился. Она представляла публике не только списки членов тайного международного правительства (Збигнев Бжежинский, Генри Киссенджер, Джордж Буш, Нельсон Рокфеллер и т.д.), но и поведала, что президент США Эйзенхауэр вступил в договорные отношения с цивилизацией большеносых серых пришельцев с планеты звезды Бетельгейзе (созвездие Орион) еще в 1954 г. Прибыв к нам на больших летательных аппаратах, которые астрономы первоначально приняли за астероиды, они высадились на военновоздушной базе Холломан, а позже - на базе Эдварда, где и произошла заранее оговоренная встреча президента Эйзенхауэра с «братьями по разуму».

Согласно договору, правительство получило некоторые «передовые» технологии взамен на разрешение похищать людей для «исследований». По свидетельству Купера, ему самому пришлось принимать участие в разборе одного инцидента, когда инопланетяне захватили в заложники группу американских ученых и уничтожили посланную для их освобождения группу элитных спецназовцев «Альфа». Как сообщает Купер, только на территории США на деньги от наркобизнеса уже построен ряд глубоких подземных объектов в рамках «совместного сотрудничества».

Приводя многочисленные доказательства, Бернд фон Виттенбург в своей книге «Шах планете Земля» утверждает, что ЦРУ привлекает огромные финансовые ресурсы через торговлю наркотиками для работы четырех подземных баз, где осуществляются совместные с представителями технически более развитых планетных систем исследовательские программы. Согласно приводимым источникам, американское правительство снабжает представителей «серых» цивилизаций необходимыми им полезными ископаемыми и разрешает проводить эксперименты со своими гражданами при условии сохранения им жизни и стирания памяти. Инопланетяне, в свою очередь, делятся своими технологиями, которые позволят тайному правительству, управляющему Америкой и рядом других стран, превратить людей в послушных биороботов с помощью вживляемых микрочипов.

В своих книгах Джон Фейворс отмечает, что представители низших цивилизаций утратили способность испытывать счастье, поскольку в ходе технократической эволюции у них атрофировалось эмоциональное восприятие мира, и окружающую действительность они воспринимают, главным образом, только логически. Пытаясь вернуть себе утраченные способности, они исследуют людей, желая понять, благодаря каким органам чувств человек обретает способность испытывать любовь, творческий подъем, возвышенные эмоции и радость жизни. Даже в земных условиях мы видим, что под воздействием сильных энергий низшего порядка человек может в значительной степени утратить способность к восприятию высших материй.

Согласно ведической космологии, планеты земного типа относятся к первому уровню планет высшего типа. Это означает, что здесь рождаются искренние люди, находящиеся в начале своего духовного развития. Для человека естественно стремление к духовности, и именно поэтому психологи называют «человеческим психотипом» сознание в состоянии благости. Тех же, кто проявляет демонические или животные наклонности характера, еще наши предки называли «нелюдями».

Необходимо отметить, что не вся получаемая информация об окружающей дей­ствительности и собственном состоянии осознается человеком. Значительная часть информации оказывается вне нашего сознания. Это происходит вследствие ее низкой значимости для человека или «автоматического» реагирования орга­низма в ответ на привычный раздражитель. Сейчас же мы должны ответить на вопрос, что обусловливает возникновение и развитие сознания у человека. В отечественной психологии этот вопрос, как правило, рассматривают, осно­вываясь на сформулированной А. Н. Леонтьевым гипотезе о происхождении со­знания человека. Для того чтобы ответить на вопрос о происхождении сознания, необходимо остановиться на принципиальных отличиях человека от других пред­ставителей животного мира. Одно из главных отличий человека от животного заключается в его отношени­ях с природой . Если животное является элементом живой природы и строит свои отношения с ней с позиции приспособления к условиям окружающего мира, то человек не просто приспосабливается к природной среде, а стремится в опреде­ленной степени подчинить ее себе, создавая для этого орудия труда. Сознание - высший уровень развития психики, присущий исключительно человеку. Его развитие обусловлено социальными условиями. Сознание человека носит всегда целенаправленный и активный характер. Основной предпосылкой и условием возникновения сознания человека явилось развитие человеческого мозга. Становление человеческого сознания было длительным процессом, органически связанным с общественно трудовой деятельностью. Возникновение трудовой деятельности коренным образом изменило отношение человека к окружающей среде. Сказанное позволяет говорить о том, что ведущим фактором, влияющим на развитие сознания, была трудовая деятельность, основанная на совместном употреблении орудий труда. Труд - это процесс, связывающий человека с природой, процесс воздействия человека на природу. Для труда характерно: употребление и изготовление орудий; осуществление в условиях совместной коллективной деятельности. Основой перехода к сознанию человека явился труд людей, представляющий собой их совместную деятельность, направленную на общую цель и существенно отличающуюся от любых действий животных. В процессе трудовой деятельности развивались и закреплялись функции руки, которая приобретала большую подвижность, совершенствовалось ее анатомическое строение. Однако рука развивалась не только как хватательное орудие, но и как орган познания. Трудовая деятельность привела к тому, что активно действующая рука постепенно превращалась в специализированный орган активного осязания. Сознание является высшим уровнем психического отражения. Однако, область психического шире области осознанного. Это те явления, приемы, свойства и состояния, которые возникают, но человеком не осознаны.


Сознание развивается у человека только в социальных контактах. В филогенезе сознание человека развивалось, и становится возможным лишь в условиях активного воздействия на природу, в условиях трудовой деятельности. Сознание возможно лишь в условиях существования языка, речи, возникающей одновременно с сознанием в процессе труда. В онтогенезе сознание ребенка развивается сложным, опосредствованным путем. Психику ребенка, младенца, вообще говоря, нельзя рассматривать как изолированную, самостоятельную психику. С самого начала существует устойчивая связь психики ребенка и психики матери. В пренатальный период и в постнатальный эту связь можно назвать психической (чувственной) связью . Но ребенок является вначале только пассивным элементом этой связи, воспринимающей субстанцией, а мать, являясь носителем психики, оформленной сознанием, уже в состоянии такой связи, по-видимому, передает в психику ребенка не просто психофизическую, но иоформленную сознанием человеческую информацию. Второй момент - это собственно деятельность матери. Первичные органические потребности ребенка в тепле, психологическом комфорте и пр. организуются и удовлетворяются извне любовным отношением матери к своему ребенку. Мать любящим взглядом «вылавливает» и оценивает все ценное, с ее точки зрения, в первоначально беспорядочной реактивности организма ребенка и плавно, постепенно, любящим действием отсекает все отклоняющееся от социальной нормы. Здесь важно и то, что нормы развития уже всегда есть в каком-то определенном виде в человеческом обществе, в том числе и нормы материнства. Так, любовью к ребенку мать как бы вытягивает ребенка из органической реактивности, бессознательности и выводит, втягивает в человеческую культуру, в человеческое сознание. Фрейд отмечал, что «мать учит любить ребенка», она действительно вкладывает свою любовь (отношение) в психику ребенка, поскольку мать (ее образ) является для чувств и восприятия ребенка действительным центром всех актов, всех благ и неприятностей. Затем наступает следующий акт развития, который можно назвать первичным актом сознания - это идентификация ребенка с матерью , т. е. ребенок пытается поставить себя на место матери, подражать ей, уподобить себя ей. Эта идентификация ребенка с матерью является, по-видимому, первичным человеческим отношением. В этом смысле первичное - не предметное отношение, а отношение сознания, первичная идентификация с культурным символом. Мать здесь дает прежде всего культурный образец социального поведения, а мы, конкретные люди, только следуем этим образцам. Важны выполнение, активная деятельность ребенка по воспроизведению образцов человеческого поведения, речи, мышления, сознания, активная деятельность ребенка по отражению окружающего мира и регуляции своего поведения. Но выполнение смысла культурного символа, образца влечет за собой рационализированный им слой сознания, который может относительно самостоятельно развиваться посредством механизма рефлексии, анализа (мыследеятельность). В некотором смысле, осознание противоположно рефлексии. Если осознание есть постижение целостности ситуации, дает картину целого, то рефлексия, напротив, членит это целое, например, ищет причину затруднений, осуществляет анализ ситуации в свете цели деятельности. Таким образом, осознание является условием рефлексии, но в свою очередь рефлексия является условием для более высокого, глубокого и верного осознания, понимания ситуации в целом. Наше сознание в своем развитии испытывает многие идентификации, но выполняются, реализуются отнюдь не все. Эти нереализованные потенции нашего сознания и составляют то, что мы обычно обозначаем термином «душа», которая есть большей частью несознаваемая часть нашего сознания. Хотя, если быть точным, то нужно сказать, что символ как бесконечное содержание сознания в принципе нереализуемо до конца, и это является условием периодического возвращения сознания к себе. Отсюда следует третий фундаментальный акт сознания («развитие сознания») - осознавание своего невыполненного желания . Так круг развития замыкается и все возвращается к своему началу.

4.2 Понятие о сознании. Характеристики сознания.

Мы уже не раз употребляли такое понятие, как «сознание», и вы знаете, сознание - это высший уровень психического отражения объективной реально­сти, а также высший уровень саморегуляции, присущий только человеку как со­циальному существу. Давайте более подробно рассмотрим данное определение. С практической точки зрения сознание выступает как непрерывно меняющая­ся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстаю­щих перед субъектом в его внутреннем мире . Однако, как мы уже отмечали ранее, можно предположить, что похожая или близкая к ней психическая деятельность по формированию психических образов происходит и у более развитых живот­ных, таких как собаки, лошади, дельфины, обезьяны и др. Чем же психическое от­ражение объективного мира человеком отличается от аналогичных процессов у животных? Человека отличает от животных, прежде всего не наличие процесса формирования психических образов на основе предметного восприятия объектов окружающей действительности, а специфические механизмы его протекания. Именно механизмы формирования психических образов и особенности опериро­вания ими обусловливают наличие у человека такого феномена, каким является сознание. Чем характеризуется сознание?

Во-первых, сознание всегда активно. Активность сама по себе является свойством всех живых существ. Активность сознания проявляется в том, что психическое отражение объективного мира человеком носит не пассивный характер, в результате которо­го все отражаемые психикой предметы имеют одинаковую значимость, а, наобо­рот, происходит дифференциация по степени значимости для субъекта психиче­ских образов.

Во-вто­рых, интенционально. Вследствие этого сознание человека всегда направлено па какой-то объект, предмет или образ, т. е. оно обладает свойством интенции (направленно­сти).

Наличие данных свойств обусловливает наличие ряда других характеристик сознания, позволяющих рассматривать его в качестве высшего уровня саморегу­ляции. К группе данных свойств сознания следует отнести способность к само­наблюдению (рефлексии ), Способность к рефлексии определяет возможность человека наблюдать за са­мим собой, за своим ощущением, за своим состоянием. Причем наблюдать крити­чески, т. е. человек в состоянии оценить себя и свое состояние, поместив получен­ную информацию в определенную систему координат, а также мотивационно-ценностный характер сознания. Такой системой координат для человека являются его ценности и идеалы.

Общественное сознание - главный элемент духовной сферы

Введение

Самые первые представления о сознании возникли в древности. Тогда же возникли и представления о душе и были поставлены вопросы: что представляет собой душа? Как она соотносится с предметным миром? С тех пор продолжаются споры о сущности сознания и возможности его познания. Первоначальные философские взгляды не содержали строгого различения между сознанием и неосознанным, идеальным и материальным.

Впервые сознание как особая реальность, отличная от материальных явлений была выявлена Парменидом. Продолжая эту традицию, софисты, Сократ, Платон рассматривали различные грани и стороны мыслительной деятельности и утверждали противоположность духовного и материального. В античной философии активно развивались идеи сопричастности индивидуального сознания человека мировому разуму, которому придавалась функция объективной универсальной закономерности.

В средневековой философии сознательная человеческая деятельность рассматривается как “отблеск” всемогущего божественного разума, что являлось убедительным доказательством сотворенности человека. Наибольшее влияние на разработку проблем сознания в Новое время оказал Декарт, который главное внимание акцентировал на высшей форме сознательной деятельности - самосознании.

Французские материалисты XVIII века (Ламетри, Кабанис) обосновывали положение о том, что сознание является особой функцией мозга, благодаря которой он способен приобретать знания о природе и себе самом. Немецкий классический идеализм составил особый этап в развитии представлений о сознательной деятельности. Основополагающим принципом развития сознания являлся по Гегелю исторический процесс становления Мирового духа. Развивая идеи своих предшественников Канта, Фихте, Шеллинга, Гегель рассматривал такие проблемы, как различные формы и уровни сознания, историзм, учение о диалектике, деятельностная природа сознания и другие.

В XIX веке возникают различные теории, ограничивающие сознательную деятельность, настаивающие на врожденном бессилии разума, проповедующие иррационалистические подходы к оценке человеческой духовной деятельности (Шопенгауэр, Ницше, фрейдизм, бихевиоризм и другие).

К.Маркс и Ф.Энгельс продолжили материалистические традиции в философии, сформулировали идею вторичности сознания, его обусловленностью внешними факторами и прежде всего экономическими. Марксизм активно использовал различные взгляды и особенно диалектические идеи немецкой классической философии.

1. Духовная реальность как составная часть и отражение общественного бытия

Духовная сфера общества - это система отношений между людьми, отражающая духовно-нравственную жизнь общества, представленную такими подсистемами, как культура, наука, религия, мораль, идеология, искусство. Изучение духовно-нравственной жизни общества с необходимостью предполагает выделение ее структурных элементов. Такие элементы называют формами общественного сознания. К ним относят моральное, религиозное, политическое, научное, эстетическое сознание. Эти формы определяют соответствующие подсистемы духовной сферы общества, отличаясь друг от друга, не только содержанием и способом познания своего объекта, но также временем возникновения в процессе развития общества.

Общественное сознание – совокупный продукт духовной деятельности общества, отражающий общественное бытие в форме духовно-практического освоения социальной действительности и в форме духовного освоения окружающего мира.

Общественное и индивидуальное сознание находятся в тесном единстве. Общественное сознание носит межиндивидуальный характер и не зависит от отдельной личности.

Для конкретных людей оно носит объективный характер. Общественное сознание можно определить как общественный разум, который развивается и функционирует по своим законам.

Индивидуальное сознание - это сознание отдельного индивида, отражающее его индивидуальное бытие и через посредство его в той или иной степени общественное бытие. Общественное сознание является совокупностью индивидуальных сознании.

Наряду с особенностями сознании отдельных индивидов оно несет в себе общее содержание, присущее всей массе индивидуальных сознании. Как совокупное сознание индивидов, выработанное ими в процессе их совместной деятельности, общения, общественное сознание может быть определяющим только по отношению к сознанию данного индивида. Это не исключает возможности выхода индивидуального сознания за пределы наличного общественного сознания.

Каждое индивидуальное сознание формируется под влиянием индивидуального бытия, образа жизни и общественного сознания. При этом важнейшую роль играет индивидуальный образ жизни человека, посредством которого преломляется содержание общественной жизни.

Другим фактором формирования индивидуального сознания является процесс усвоения индивидом общественного сознания.

Индивидуальное сознание определяется индивидуальным бытием, возникает под воздействием сознания всего человечества. Основные уровни индивидуального сознания:

1. Начальный (первичный) - «пассивный», «зеркальный». Формируется под воздействием на человека внешней среды, внешнего сознания. Главные формы: понятия и знания, в целом.

Главные факторы формирования индивидуального сознания: воспитателная деятельность окружающей среды, образовательная деятельность общества, познавательная деятельность самого человека.

2. Вторичный - «активный», «творческий». Человек преобразует и организовывает мир. С этим уровнем связано понятие инителлекта. Конечным продуктом этого уровня и сознания в целом являются идеальные объекты, возникающие в человеческих головах. Основные формы: цели, идеалы, вера. Главные факторы: воля, мышление - ядро и системообразующий элемент.

Общественное бытие и общественное сознание – это две стороны, материальной и духовной жизни общества, находящиеся между собой в определенной взаимосвязи и взаимодействии. Вопрос о взаимоотношении общественного бытия и общественного сознания является конкретизацией основного вопроса философии в применении к обществу. До марксизма господствующим в философии воззрением было представление об определяющей роли сознания в жизни общества.

В действительности же общественное сознание есть не что иное, как «осознанное бытие», т. е. отражение в духовной жизни людей их общественное бытие.

Первую формулировку этого положения дали Маркс и Энгельс в «немецкой идеологии»: «… люди, развивающие свое материальное производство и свое материальное общение, изменяют вместе с этой деятельностью также свое мышление и продукты своего мышления.

Не сознание определяет жизнь, а жизнь определяет сознание». Марксизм показал, что взаимоотношения общественное бытие и общественное сознание сложны, подвижны и развиваются вместе с развитием и усложнением общественной жизни.

Если на первых ступенях истории общественное сознание формируется как непосредственное порождение материальных отношений людей и как бы «вплетено» в материальную деятельность, то в дальнейшем, с расчленением общества на классы, возникновением политики, права, политической борьбы, общественное бытие воздействует определяющим образом на сознание людей через множество промежуточных звеньев, каковыми являются государство и гос. строй, правовые и политические отношения и т. п.

В то же время необходимо видеть и учитывать большую роль общественного сознания и его воздействия на развитие самого общественного бытия.

Методологическая роль общественного бытия в том чтобы научить человека жить здесь и сейчас.

Методологическая роль общественного сознания в том чтобы рассказать человеку о том как жить завтра.

Поэтому общественное бытие – это базис для общественного сознания. Они так же взаимосвязаны как прошлое и будущее.