Может ли грех быть мелким? Епископ Покровский и Николаевский Пахомий (Брусков). Прихожане: с благословения епископа в Саратове сожгли иконы Епископ покровский пахомий православный инженер лонгин

Дата рождения: 5 июля 1976 г. Страна: Россия Биография:

В 1983 г. поступил в среднюю школу № 671 г. Москвы, в 1989 г. поступил в Московский технический лицей № 1 и в 1993 г. его окончил.

В 1993 г. поступил в Московский государственный технологический университет «Станкин» (Станко-инструментальный институт) на факультет информационных технологий и в 1997 г. закончил обучение по специальности «Системы автоматизированного проектирования». Присуждена степень бакалавра техники и технологий по направлению «Автоматизация и управление».

В 1997 г. поступил послушником на . В 1998 г. принят в число братии Троице-Сергиевой лавры.

В 1998-2002 гг. обучался на заочном секторе .

1 апреля 1999 г. на московском подворье Троице-Сергиевой лавры пострижен в монашество с именем Пахомий в честь преподобного Пахомия Великого.

28 августа 2003 г. в соборе Сошествия Святого Духа г. Саратова епископом Саратовским и Вольским Лонгином рукоположен в сан иеромонаха.

С 29 августа 2003 г. служил в Архиерейском храме в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали».

3 декабря 2003 г. назначен экономом, 23 января 2004 г. — настоятелем Свято-Троицкого собора г. Саратова.

11 января 2006 г. назначен председателем архитектурно-реставрационного отдела Саратовской епархии.

С 2005 г. — духовник Саратовского регионального общества трезвости и здоровья. С 2007 г. — преподаватель в Саратовской духовной семинарии. С 2007 г. — член Президиума регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. В 2008-2010 гг. — членом Общественной палаты Саратовской области.

Решением Священного Синода от 5-6 октября 2011 г. () избран епископом Покровским и Николаевским.

Во епископа 3 декабря 2011 г. в Патриарших покоях Храма Христа Спасителя в Москве. 19 декабря за Божественной литургией в . Богослужения возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Решением Священного Синода от 4 октября 2012 г. () утвержден в должности настоятеля (священноархимандрита) Иргизского Воскресенского мужского монастыря с. Криволучье Саратовской обл.

В 2013 году окончил Санкт-Петербургскую православную духовную академию.

Образование:

1997 г. — Московский государственный технологический университет «Станкин».

2002 г. — Московская духовная семинария (заочно).

2013 г. — Санкт-Петербургская духовная академия.

Епархия: Покровская епархия (Правящий архиерей) Научные труды, публикации:

Архимандрита Пахомия (Брускова) при наречении во епископа Покровского и Николаевского.

Награды:

Церковные:

  • 2015 г. — медаль «1000-летие преставления святого равноапостольного князя Владимира»;
  • 2014 г. — Патриарший знак «700-летие преподобного Сергия Радонежского».

— Владыка, скажите, пожалуйста, а можно ли вообще грехи делить на большие и маленькие, страшные и нестрашные?

— С одной стороны, действительно существует разделение грехов на смертные и не смертные. Под смертными грехами понимают тяжелые поступки, такие как воровство, убийство, прелюбодеяние, которые затрагивают не только самого человека, но и его ближних. А есть грехи повседневные, мелкие, которые на первый взгляд не оказывают такого сильного влияния на человека.

Но с другой стороны, грех остается грехом — это нарушение заповеди Божией. Когда человек постоянно совершает один и тот же грех, перестает чувствовать его, это становится причиной последующих греховных состояний, а порой и тяжелых падений. А затем грех перерастает в страсть. Знаете, как говорят: «Хочу все в жизни попробовать. Могу курить, а могу и не курить». А на самом деле может он только курить, бросить уже не в силах — им владеет страсть, которая стала следствием множества греховных поступков.

Святые отцы часто сравнивают крупные грехи с большим камнем, который угнетает человека, отделяя его от Бога. А мелкий грех сравнивается с песком, который мы сыпем в мешок за своей спиной. И по своему весу этот мешок может быть не меньше того камня.

— Чтобы помочь человеку увидеть в своей жизни самые разнообразные виды мелкого греха, сегодня издаются специальные сборники в помощь кающимся с перечислением греховных поступков. Как Вы к ним относитесь?

— Действительно, сегодня человек, чтобы узнать. грешен он или нет, открывает подобный справочник и начинает выписывать оттуда свои грехи. Мне кажется, что подобные книги могут помочь человеку лишь на первом этапе церковной жизни, когда он только-только открывает для себя путь покаяния. А для постоянного пользования я бы такую литературу не порекомендовал. Потому что задача христианина — научиться самому различать: грех ты совершаешь или не грех. Чтобы совесть стала повседневным помощником и подсказчиком, человек должен руководствоваться не буквой закона, а духом Евангелия. Отношение к Богу должно быть, как к Отцу — ведь сын боится обидеть своего отца, потому что любит, а не из-за страха наказания.

— Одна моя знакомая часто повторяла такую фразу: «Мы не осуждаем, мы обмениваемся информацией о человеке». И действительно, часто мы ведь не хотим вынести человеку какой-то окончательный приговор, а так — надо же о чем-то говорить.

— А надо ли просто так говорить? В Евангелии сказано, что мы от своих слов либо оправдаемся, либо осудимся. Слово — это способ выражения сути человека. Когда мы говорим о человеке, очень часто это переходит в настоящее осуждение, которое разрушает нашу душу. Преподобный авва Дорофей говорит, что когда мы хотим помочь человеку исправиться, говоря о его грехе, мы должны найти возможность протянуть руку помощи этому человеку, должны болеть за него всем сердцем. Поэтому стоит предложить своему собеседнику, констатирующему грех, встать и помолиться за согрешающего. Или проявить о нем деятельную заботу.

— Также очень распространено осуждение начальства. Ведь не каждому руководителю скажешь все, что думаешь, в лицо. Так хоть за глаза не согласиться. А то ведь можно в коллективе сойти за безвольного человека, у которого отсутствует собственное мнение.

— К сожалению, в России принято осуждать начальство. Причем за глаза мы его ненавидим, а при личном общении угодничаем. Это настоящее холопство. С другой стороны, недаром есть пословица: «Я начальник, ты дурак». Так вот и проявляется взаимная «любовь». Зная об этом, и начальник, и подчиненный должны стараться исправлять эту ситуацию. Подчиненный должен относиться к своему начальнику с почтением, с уважением, стараться выполнять его требования. Но при этом он должен обязательно иметь собственное мнение и стараться с сердцем выполнять свою работу, высказывать собственные идеи. А начальник должен поощрять инициативу подчиненных.

Подобные отношения должны строиться на уважении, на определенных правилах. Святые отцы часто советуют бороться с дерзостью, панибратством и начальника к подчиненному, и подчиненного к начальнику. Дерзость разрушает отношения, потому человек должен внимательно к себе относиться, не допускать вольного отношения, хранить разумную дистанцию. Это важно.

— За годы коллективизации, государственного управления экономикой в нашей стране сложилось мнение: «Мы у государства не воруем, а берем свое, что нам недоплачивают добровольно». Как к этому относиться?

— Когда человек берет на себя такую ответственность судить о чьей-то собственности или о поступках, совершенных в отношении его или другого, это уже говорит о том, что он находится в поврежденном духовном состоянии. Мы должны руководствоваться учением Христа, Священным Писанием, словами святых отцов. Очень важно, чтобы христианин искал там ответы на свои вопросы. Причем не просто: «Да» или «Нет». Верующий человек должен посредством молитвы, чтения Священного Писания образовать свою душу так, чтобы она стала чувствительной к тому, что человек совершает. И если совесть обличает тебя в том, что в конкретной ситуации ты совершаешь грех, послушай своей совести и не делай этого.

— Очень распространенными являются грехи чревоугодие и пьянство. Но неужели христианин не может порой вкусно и с удовольствием поесть или немного выпить? Где грань греха?

— Тот устав, которым мы руководствуемся в своей религиозной жизни, — это некая путеводная ниточка, которая помогает двигаться в правильном направлении. Но ведь у каждого своя мера, и жизнь бывает сложной. Поэтому все зависит от конкретной ситуации, от самого человека.

Христианство — очень возвышенная и глубокая религия. Она призывает человека к совершенству, которого в принципе невозможно достичь, но стремиться к нему обязательно нужно, иначе не достигнешь вообще ничего. Поэтому когда мы следуем тому или иному правилу, не надо превращать его в абсурд. Нужно руководствоваться идеей стремления к совершенству и заповедью о любви.

Все мы любим приводить историю о том, как к старцу постом пришли гости, и он ради них отложил пост и молитвенное правило. Но это не значит, что, когда братия ушли, преподобный бросил молитвенное правило и продолжил кушать. К сожалению, часто приходится слышать вопросы типа: «Я съела шоколадку постом, это грех?». И очень редко услышишь: «Я лишний день попостился, дольше помолился». То есть человек все время хочет выполнить некий минимум. Это законнический подход, в нем отсутствует любовь, жажда Бога.

— А что плохого во фривольных шутках, анекдотах с намеком — ведь их отпускают порой вполне приличные люди? Мы же люди взрослые и понимаем, что за этим стоит лишь желание немного посмеяться.

— Отношения в жизни общества, в семье строятся по определенным правилам, по определенной традиции. Для христианской традиции свойственны целомудрие, любовь, уважение, милосердие. Эта традиция предполагает самоограничение. Как выразился один мой знакомый: «Настоящая культура — это то, что выше пояса, а современная „культура” — все, что ниже пояса».

Почему это вредно? Потому что человек, позволяющий себе подобные шутки, перестает иметь чувствительность души. Что такое стыд? Это чувство, которое вложено Богом в человека помимо его воли для самосохранения личности. В Евангелии сказано, что дерево познается по плодам. И мы видим, каковы плода общества, в котором нормой становится вольное поведение. На протяжении тысячелетий было принято вести себя благопристойно, не затрагивать интимных отношений в разговорах. И мы видим, что плодом такого воспитания были нравственно здоровые, адекватные люди. Сегодня мы видим совершенно иные плоды, когда институт семьи близок к абсолютному уничтожению, когда порой ощущаешь себя словно в сумасшедшем доме — настолько перепутаны норма и патология.

— Может ли христианин позволить себе иногда, выражаясь современным языком, немного «расслабиться»?

— Знаете, мы часто расслабляемся, абсолютно не собираясь перед этим. Конечно, человеку надо порой «расслабляться» — только не расслабляться, а отдыхать. Тетиву лука надо натягивать так, чтобы она не оборвалась. Так и в жизни любого христианина: мы должны молиться, поститься, но иногда человеку нужно выспаться, поговорить, посмеяться. Только не переходить границы, чтобы расслабление не уничтожило все то, что ты собрал до этого. Все плоды труда нельзя сжигать коротким промежутком своего отдыха.

— Наступил Великий пост — время особого покаяния. Но ведь большинство церковных людей стараются и в остальные дни года не предаваться тяжелым порокам, бороться со страстями. Как научиться искренне каяться в мелких грехах?

— Я бы дал совет хотя и очень банальный, но верный и действенный. Посоветовал бы молиться, причем искренне, от сердца. Мой духовник всегда говорил: «Ты должен научиться молиться, а не просто читать молитвенное правило». А у нас очень распространено мнение, что молиться — значит читать тексты молитв. Настоящая молитва — когда человек имеет благоговение перед Богом, когда он своей мыслью, всеми чувствами переносится ко Христу, когда он любит Его и боится обидеть, в том числе и мелкими грехами. А когда человек начинает молиться и жить внимательной жизнью, он видит, что эта мелочь, повторяемая изо дня в день, отделяет человека от Бога.

— Что бы Вы пожелали читателям на время Великого поста?

— Самое главное пожелание: не относиться к Великому посту как к кратковременному промежутку, который заставляет нас немного потрудиться, а потом можно будет снова забыть о духовных трудах. Чтобы жажда внимательной жизни, желание трудиться Христа ради, быть Ему верным всегда присутствовали в нашей жизни. А время Великого поста использовать, чтобы в себе это чувство развить.

Церковь, зная немощь человеческую, определяет десятую часть года, чтобы мы внимательнее отнеслись к своей духовной жизни. Предлагает нам для этого особые богослужения, в которых подчеркиваются необходимые для покаяния качества. А нам нужно перестать воспринимать пост как тяжелую, но необходимую обязанность, полюбить эту дорогу.

Что рождается и что умирает в споре?

Интерес к священнику - тоска по Богу

Планку надо подымать выше

Епископ Пахомий о подготовке ко Святому Причащению и духовном расслаблении

Может ли грех быть мелким?

«Русскому человеку без жертвенности – просто смерть», – епископ Пахомий

Всегда ли свята любовь?

Практические вопросы применения церковнославянского языка в современном богослужении

Доклад на пленарном заседании межрегионального форума «Славянский мир: общность и многообразие»

О паломничестве

Господь милует кающегося…
Беседа об исповеди

А если бы эта Литургия была последней?

Иногда приходится слышать: «Я хотел бы чувствовать себя частицей целого, принадлежать к церковной общине. Должны же быть какие-то мероприятия по объединению, сплочению людей! Почему их нет в том храме, в который я хожу, почему священник их не организует?». Но в Церкви людей должно объединять богослужение, в котором выражается любовь ко Христу. Поэтому только вокруг богослужения может состояться приход.

Родился 5 июля 1976 г. в Москве. Крещен в младенчестве.

В 1993 г. окончил Московский технический лицей № 1.

В 1993-1997 гг. обучался в Московском государственном технологическом университете «Станкин» на факультете информационных технологий по специальности «Системы автоматизированного проектирования». Присуждена степень бакалавра техники и технологий по направлению «Автоматизация и управление».

В 1997 г. поступил послушником на московское подворье Троице-Сергиевой лавры. В 1998 г. принят в число братии Троице-Сергиевой лавры.
В 1998-2002 гг. обучался на заочном секторе Московской духовной семинарии.

1 апреля 1999 г. на московском подворье Троице-Сергиевой лавры игуменом Лонгином (Корчагиным) пострижен в монашество с именем Пахомий в честь преподобного Пахомия Великого.

23 июля 2000 г. в храме Всех святых на Соколе г. Москвы архиепископом Бронницким Тихоном рукоположен в сан иеродиакона.
В 2003 г. переведен в Саратовскую епархию.

28 августа 2003 г. в соборе Сошествия Святого Духа г. Саратова епископом Саратовским и Вольским Лонгином рукоположен в сан иеромонаха.

С 29 августа 2003 г. служил в Архиерейском храме в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали».

3 декабря 2003 г. назначен экономом, 23 января 2004 г. — настоятелем Свято-Троицкого собора г. Саратова.

11 января 2006 г. назначен председателем архитектурно-реставрационного отдела Саратовской епархии.

В 2005-2011 гг. являлся духовником Саратовского регионального общества трезвости и здоровья. С 2007 г. — преподаватель в Саратовской духовной семинарии. С 2007 г. — член Президиума регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. В 2008-2010 гг. — член Общественной палаты Саратовской области.
Решением Священного Синода от 5-6 октября 2011 г. (журнал № 136) избран епископом Покровским и Николаевским.

3 декабря 2011 г. в Патриарших покоях кафедрального соборного Храма Христа Спасителя состоялось наречение архимандрита Пахомия во епископа Покровского.

19 декабря 2011 г. за Божественной литургией в Николо-Угрешском монастыре Святейший Патриарх Кирилл возглавил архиерейскую хиротонию архимандрита Пахомия.

09/12/2013 10:20

В редакцию «Общественного мнения» вновь обратились прихожане храма Покрова Пресвятой Богородицы города Энгельса. на нового настоятеля Сергея Сивоплясова и епископа Пахомия, которые, по словам авторов обращения, подписанного тремя сотнями прихожан, не только отправляют неизвестно куда старые иконы, но и тратили на неизвестные цели пожертвования.
Как сообщил нам представитель инициативной группы прихожан Иван Скотенко, шесть предшествующих обращений в церковные инстанции были проигнорированы.
«Положение дел не изменилось, но отношение стало меняться в лучшую сторону после приезда митрополита Саратовского и Вольского Лонгина. Надолго ли? Наш голос услышан. Не все вопросы решаются. Оставим это на совесть и страх Божий тех, кто допускает такие нелепости при попустительстве епископа Пахомия. Но сдвиги есть »,– пишет Скотенко.
По поручению группы прихожан храма Покрова, Иван Скотенко предоставил для публикации совместное заявление о происходящем в саратовской митрополии:
«Церковь опорочить нельзя. Это и не возможно. Она простояла более двух тысяч лет и будет совершать своё служение до окончания мира. Но люди, которые сегодня приходят в храмы, молодёжь, которая потеряла связь с поколением старших, а значит и традиции, вот они являются первыми порочащими то, что являлось святостью и примером для общества многих поколений. Только одних действий некоторых современных «батюшек» хватает, чтобы дать оценку всем и вся, хотя на всех это распространить нельзя. По пришествии в Троицкий храм нового настоятели священника Мартянова жгли иконы. Не богоборцы, не противники веры, а сами «верующие». Прихожане просили отдать им эту святость. Но настоятель заявил, что это делается с благословения епископа Пахомия и ничего отдавать нельзя. А его высказывания на вопрос, что прихожане перестанут давать пожертвования за его безобразия, он ответил просто, по-честному, что если вы не будете давать, найдутся другие дураки. Это человек, который был поставлен правящим архиереем и совершал свои действия только по его благословению. Близкие подчинённые епископа вторят одно и то же. Например, нынешний ближайший помощник епископа Пахомия священник Тихонов, на вопрос прихожан о тех безобразиях, которые происходят в Покровском храме и наших возмущениях по этому поводу заявил, что если вам не нравиться в этом храме, то идите в другой. Исчерпывающий ответ. Как в анекдоте – не хочешь, не ешь. Но в какой другой? Если такие «новшества» будут внедряться во всех храмах, то куда деваться нам, тем, которые по 20-50 лет ходили в эти храмы и приносили сюда всё сокровенное. Мир всегда менялся. То в худшую сторону, то в лучшую. Это зависело от тех людей, которые жили в этом мире. Но Церковь всегда была стабильна, потому что создана не людьми, а Богом. Сегодня всё больше в Церковь проникают лживые понятия мира. И такие понятия несут в себе современная молодёжь с попустительства правящих архиереев. Заметьте, там, где архиерей в возрасте, там, где настоятель имеет опыт работы с людьми – тихо и спокойно, размеренная церковная жизнь. Там, где молодёжь – раздор, хамство, стяжательство и лицемерие. Мы против такой экспансии чуждых для нашей Церкви действий. Мы не хотим быть в числе тех, кто порочит Церковь. Но наш голос не услышан, ответы не даны. Поэтому мы обратились к Вам, как единственной возможностью быть услышанными нашим «руководством». Может до них дойдёт, что в их «работе» нужно что-то менять, чтобы их обязанность и призвание были служением, а не работой, Богу и людям »,– завершают послание прихожане энгельсского храма.