Обретение иконы казанской божьей матери. В чем она помогает казанская икона божией матери и каково ее значение. О чем просят и в чем помогает

4 ноября отмечается день Казанской иконы Божьей Матери. На протяжении 300 лет она была защитницей и заступницей русского народа. Историки до сих пор гадают о судьбе явленного образа, похищенного в 1904 году.

1. Икона была обретена в Казани в 1579 году после пожара, который уничтожил половину города. Легенда гласит, что Богородица явилась во сне девятилетней Матроне и указала место, где спрятана икона. Икону обнаружили на глубине метра, завернутую в рукав мужской рубахи, по свидетельствам очевидцев, «икона сияла, как только что написанная».

2. Икона Казанской Божьей Матери относится к типу одигитрия, что означает «указующая путь». По преданию, первообраз этой иконы был написан апостолом Лукой. Основной догматический смысл этой иконы – явление в мир «небесного Царя и Судии».

3. На явленной иконе младенец Христос благословляет двумя перстами. Но в некоторых поздних списках встречается именословное перстосложение. Пальцы в нем складываются особым образом, каждый из них символизирует букву греческого алфавита. Вместе они составляют монограмму имени Иисуса Христа - I҃C X҃C.


4. Икону почти сразу признали чудотворной. Когда ее переносили с места обретения в храм, исцелились два слепца.

5. Явленная икона, судя по описи Казанского девичьего монастыря 1853 года, была сравнительно небольшого размера – 6×5 вершков или 26.7×22.3 см.

6. У явленной иконы было две ризы – праздничная и повседневная. Первая была выполнена из золота, поверх нее надевалась еще один оклад, украшенный драгоценными камнями. В украшении повседневной ризы преобладал жемчуг.


7. В честь иконы Иван Грозный приказал основать в Казани женский монастырь Пресвятой Богородицы. Первыми его постриженицами стали Матрона, благодаря которой была обретена икона, и ее мать.

8. Чаще всего у Казанской иконы просят избавления от болезни глаз, нашествия иноплеменников и помощи в тяжелые времена.

9. В честь иконы Казанской Божьей Матери установлены два праздника: 8 июля (21июля по новому стилю) – в честь обретения, и 22 октября(4 ноября) – в честь избавления Москвы от поляков.


10. 4 ноября в России отмечается День Народного Единства. Этот праздник установлен в честь освобождения Москвы от польских захватчиков в 1612 году и одновременно приурочен ко дню Казанской иконы Божией Матери.

11. Один из списков иконы Казанской Божьей Матери сопровождал ополчение Дмитрия Пожарского. По легенде, духовное заступничество иконы привело к добровольной сдаче Кремля поляками в 1611 году.

12. В честь иконы был построен Казанский собор на Красной площади. Храм был возведен на средства князя Пожарского.

13. К 1636 году икона Казанской Божьей Матери стала "палладиумом царского дома Романовых, защитницей столицы царства и охранительницей трона", т.е. святыней государственного масштаба.


14. В «Повести о Савве Грудцыне» главный герой заключает контракт с бесом, и только заступничество Богородицы спасает его. Согласно тексту, Савва избавился от проклятья только после того, как помолился перед Казанским собором, а потом – и перед самой иконой.

15. В 1649 году царь Алексей Михайлович повелел отмечать 22 октября ежегодный праздник в честь Казанской иконы Божьей Матери, так как в этот день за год до этого родился первенец царя Димитрий.

16. В 1709 году Петр I со своим войском молился перед иконой Казанской Божией Матери из села Каплуновки. Многие современники приписывали победу в Полтавском сражении именно заступничеству иконы Казанской Божьей Матери.

17. Петр I счел, что новой столице России нужна своя святыня. По приказу императора один из старинных списков иконы Казанской Божьей Матери в 1721 году перевезли в Санкт-Петербург.


18. Первый драгоценный оклад для петербургского списка приказала сделать императрица Анна Иоанновна. Она же в 1736 году повелела выстроить на пересечении Невского проспекта и Мещанской улицы каменную церковь и перенести туда святыню.

19. В 1767 году императрица Екатерина II пожертвовала свою бриллиантовую корону для украшения оклада явленной иконы.

20. В честь Казанской иконы в 1811 году в Санкт-Петербурге был возведен кафедральный собор, который стал одним из главных символов Санкт-Петербурга.

21. В 1812 году Кутузов молился иконе Казанской Божьей Матери, сразу после назначения его главнокомандующим. А 22 октября, в день празднования дня Казанской иконы Божьей Матери, русские войска одержали первую победу над французами.


22. Один из списков иконы Казанской Божьей Матери находился в 1880 году в Зимнем дворце во время теракта, устроенного народовольцами. Взрыв мощностью в 30 кг динамита разрушил перекрытие между цокольным и первым этажами и полы дворцовой гауптвахты обрушились. Несмотря на то, что комната, где находился список, была полностью уничтожена, сама икона осталась нетронутой.

23. Иконе Казанской Божьей Матери приписывают помощь в победе в Великой Отечественной Войне. По преданию, маршал Жуков возил Казанскую икону по фронтам. Этот факт подтверждает его дочь, М. Г. Жукова, в книге «Маршал Жуков: Сокровенная жизнь души».

24. Самые известные иконы Казанской Божьей Матери – это явленная икона, московский и петербургский списки. К сожалению, явленная икона и московский список были утрачены в начале XX века.


25. 29 июня 1904 года явленная икона Казанской Божьей Матери была похищена из Казанского Богородицкого монастыря шайкой Варфоломея Стояна. Во время расследования в печи квартиры Стояна были обнаружены останки сожжённых икон. В ходе суда было высказано предположение, что явленная икона была уничтожена.

26. Существует легенда, что на самом деле явленная икона не была похищена. Рассказывают, что игуменья Казанского Богородицкого монастыря имела привычку подменять икону на ночь, чтобы обезопасить ее от воров. Поэтому вор похитил не саму икону, а лишь ее точный список.

27. Московский список Казанской иконы Божьей Матери в драгоценном окладе был похищен из Казанского собора в 1918 году. В настоящее время местоположение иконы неизвестно.

28. Петербургский список чудом уцелел в 1922 году, когда большевики конфисковали иконостас и ризу иконы. Настоятель Казанского собора протоирей Николай Чуков спас икону, заявив, что оригинал был украден, а этот список такой ценности не имеет. На сегодняшний день петербургский список хранится в Казанском соборе в Санкт-Петербурге.


29. Один из списков XVIII века был вывезен из России во время революции. В 1970 году икону выкупили русские католики, а с 1993 года список хранился в личных покоях Папы Римского. В 2004 году «Ватиканский» список был возвращен Русской Православной церкви. Сейчас икона находится в Казанском Богородицком монастыре (г. Казань).

30. Икона Казанской Божьей Матери – самая популярная в России венчальная икона.

31. Казанской иконе посвящены 14 монастырей и 50 церквей и храмов, которые находятся, в том числе в Белоруссии, Украине, Финляндии и Кубе.

32. В 2011 году список иконы Казанской Божьей Матери отправился в космос на Международную Космическую Станцию.

Казанская икона Божьей Матери – почитаемая православными христианами чудотворная икона Богородицы. Обо всех подробностях её появления читайте в статье.

Казанская икона Божьей Матери: история, чудеса, молитвы

21 июля – день Казанской иконы Божией Матери

1579 год. Белое немилосердно палящее солнце, пыль столбом по дорогам Казани. Пыль и пепел от недавнего пожара – неделю назад здесь полыхал страшный пожар. Начался он около церкви Николы, перекинулся на Кремль Казанский. Долгие часы полыхало зарево, причитали женщины, плакали дети – а ну как на дома перекинется, что будет?! А многие злорадно посмеивались – где же ваш Бог был, что церковь-то сгорела? Видно врут все попы ваши – вон полыхало-то как. И что скажешь на это? И ведь правда, многие в те дни в вере своей усомнились – может быть неугодно Богу, что обращаются ко Христу из ислама? “Вера Христова, – говорит летописец, – сделалась притчею и поруганием”….

В том огне остались без крова многие семьи, но – делать нечего, никто сгоревшего не вернет, а строить надо скоро – к зиме успеть. Спешил с постройкой в числе прочих погорельцев и стрелец Даниил Онучин. У Даниила была дочка Матрона. Ей родительские скорби были меньше понятны – для детей и пожар – вполне забавно – столько всего остается после – где стеклышко красивое, где камешек невиданный. Только к вечеру, когда спать ложиться, вспоминается, что после пожара все не так, непривычно.

Одной ночью Матреша проснулась от невиданного – явилась ей во сне Сама Матерь Божия – Пресвятая Богородица. И не просто явилась, а повелела Свою икону из-под земли достать. Осияла светом ярким – и проснулась девочка. Все-то у вас сны, да видения, все-то вам мерещится, все чудеса у вас нескончаемые – скажет скептик, читающий эти строки. И предвосхитит наш рассказ, ведь именно так девятилетней Матреше и ответили домашние. «Сны бывают иногда от Бога, но видения только святым бывают, так что лучше снам значения не придавать» -, сказали родители. И были правы. Только все же сон тот был видением, ведь повторился он во второй раз и на третью ночь. Тогда родители решили проверить слова девочки.

Матреша с матерью отправились на то место, где, как помнила девочка из сна, должна была находиться икона. Начали копать. Еще глубже, еще – неужели она! И точно – икона Пресвятой Богородицы. Очистили ее от пыли, земли.. Но как же она там оказалась? Видимо, еще давно тайные исповедники христианства в иноверческом стане так спрятали икону Царицы Небесной. Весть о чудесном обретении иконы пронеслась быстрее, чем самая быстрая птица, и вот уже к этому дивному месту спешат священники окрестных храмов, архиепископ Иеремия благоговейно принимая икону торжественно переносит ее в храм свт. Николая, откуда, после молебна, перенесли его с Крестным ходом в Благовещенский собор – первый православный храм города Казани, воздвигнутый Иоанном Грозным. Сразу стало ясно, что икона чудотворная – уже во время крестного хода обрели зрение два казанских слепца. Мы даже знаем их имена: Иосиф и Никита.

И те, кто еще несколько дней назад насмехались над православной верой, смущенно спешили к иконе – с просьбами – Царица Небесная, помоги, вразуми, исцели!

Эти чудеса стали первыми в длинном списке чудес и исцелений. История обретения иконы так поразила царя Ивана Грозного, что он повелел воздвигнуть Казанский собор и основать женский монастырь. Там спустя некоторое время приняли монашеский постриг Матрона и ее мама.

Образ Казанской Пресвятой Богородицы по типу относится к иконам Одигитрия –Путеводительница, и действительно, многим нашим соотечественникам она не раз указывала верный путь. Так, с Казанской иконой двинулось на Москву ополчение, освободившее город от самозванцев Смутного времени. В осажденном Кремле находился в то время в плену прибывший из Греции, тяжело больной от потрясений и переживаний, архиепископ Элассонский Арсений (впоследствии архиепископ Суздальский; † 1626; 13 апреля). Ночью келья святителя Арсения вдруг озарилась Божественным светом, он увидел Преподобного Сергия Радонежского (память 5 июля и 25 сентября), который сказал: “Арсений, наши молитвы услышаны; предстательством Богородицы суд Божий об Отечестве преложен на милость; заутра Москва будет в руках осаждающих и Россия спасена”. На следующий день был освобожден Китай-город, через 2 дня Кремль.


Казанский собор на Красной площади в Москве –один из самых известных московских храмов был возведен в 1636 году. Туда и была перенесена икона-освободительница, а теперь образ хранится в Богоявленском соборе.

Перед Полтавской битвой Петр Великий со своим воинством молился перед иконой Казанской Божией Матери (из села Каплуновки). В 1812 году Казанский образ Божией Матери осенял русских солдат, отразивших французское нашествие. В праздник Казанской иконы 22 октября 1812 года русские отряды под предводительством Милорадовича и Платова разбили арьергард Даву. Это было первое крупное поражение французов после ухода из Москвы, враг потерял 7 тысяч человек. В тот день выпал снег, начались сильные морозы, а армия покорителя Европы начала таять.

Не только государственным мужам и дружинам указывала путь икона – по доброй традиции именно этой иконой благословляют на брак молодых родители, длинным списком чудес сопровождается этот образ Богоматери – один из самых любимых на Руси.

Тропарь Казанской иконе Богоматери, глас 4

Заступнице усердная, / Мати Господа Вышняго, / за всех молиши Сына Твоего Христа Бога нашего, / и всем твориши спастися, в державный Твой покров прибегающим. / Всех нас заступи, о Госпоже Царице и Владычице, / иже в напастех и в скорбех, и в болезнех, обремененных грехи многими, / предстоящих и молящихся Тебе умиленною душею и сокрушенным сердцем, / пред пречистым Твоим образом со слезами / и невозвратно надежду имущих на Тя, / избавления всех зол, / всем полезная даруй / и вся спаси, Богородице Дево: // Ты бо еси Божественный Покров рабом Твоим.

Кондак Казанской иконе Богоматери, глас 8

Притецем, людие, к тихому сему и доброму пристанищу, / скорой Помощнице, готовому и теплому спасению, покрову Девы. / Ускорим на молитву, и потщимся на покаяние: / источает бо нам неоскудныя милости Пречистая Богородица, / предваряет на помощь, и избавляет от великих бед и зол, // благонравныя и богобоящияся рабы Своя.

Молитва перед Казанской иконой Богоматери

О Пресвятая Госпоже Владычице Богородице! Со страхом, верою и любовию припадающе пред честною иконою Твоею, молим Тя: не отврати лица Твоего от прибегающих к Тебе, умоли, Милосердная Мати, Сына Твоего и Бога нашего, Господа Иисуса Христа, да сохранит мирну страну нашу, да утвердит церковь Свою святую да незыблему соблюдет ю от неверия, ересей и раскола. Не имамы бо иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Пречистая Дево: Ты еси Всесильная христиан Помощница и Заступница. Избави всех с верою Тебе молящихся от падений греховных, от навета злых человек, от всяких искушений, скорбей, бед и от напрасныя смерти; даруй нам дух сокрушения, смирение сердца, чистоту помышлений, исправление греховныя жизни и оставление прегрешений, да вси благодарне воспевающе величия Твоя, сподобимся Небеснаго Царствия и тамо со всеми святыми прославим Пречестное и Великолепое Имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

21 июля. Казанская икона Божьей Матери

Эта икона явилась в 1579 году в вскоре после взятия Казанского царства у татар Иоанном Грозным. Пресвятая Богородица явила здесь свою чудотворную икону для того, чтобы более утвердить в ней вновь обращенных из тамошних жителей; не веровавших же более расположить к христианской вере. Она Сама явилась во сне одной благочестивой девице, по имени Матрона, дочери погоревшего во время страшного пожара в Казани стрельца, повелела возвестить архиепископу и градоначальнику, чтобы они взяли икону Ее из земли, и при этом указала самое место. Девица рассказала о своем сне матери, но та объяснила его обыкновенною детскою грезою. Сон повторился еще дважды.

В третий раз чудесною силою Матрона была выброшена из окна на двор, где увидела и икону, на которой от лица Божией Матери исходили столь грозные лучи, что она боялась быть сожженною ими, и от иконы исходил голос: «Если ты не исполнишь моего повеления, то Я явлюсь в другом месте, а ты погибнешь». После сего мать и дочь отправились к архиепископу Иеремии и градоначальнику, но те не поверили им. Тогда 8-го июля, в глубоком огорчении, обе они, в присутствии народа, пошли на указанное место. Мать и народ начали копать землю, иконы не находили.

Но лишь стала копать сама Матрона, икона была найдена. Она была завернута в кусок сукна и сияла чудным светом, как будто была совершенно новая, только что написанная. Полагают, что икона была зарыта еще до покорения Казани, кем-нибудь из христиан, скрывавших свою веру от ненавистников веры, магометан. Слух о явлении иконы разнесся по всему городу, стеклось множество народа, и архиепископ, в присутствии градоначальников, с крестным ходом перенес икону в ближайшую церковь св. Николая, а оттуда в Благовещенский собор- При следовании иконы в храм многие больные, особенно слепцы, получили исцеление.

Можно думать, что эта преимущественная цельба слепоты служила знамением того, что святая икона явилась для просвещения духовным светом омраченных слепотою магометанского лжеучения. Список с иконы был отправлен в Москву, и царь Иоанн Васильевич повелел построить церковь и женский монастырь на месте явления иконы. Первою инокинею и затем настоятельницею в монастыре была девица Матрона. В 1768 г. императрица Екатерина II, слушав литургию в монастыре, украсила венец чудотворной иконы Богородицы бриллиантовою короною.

4 ноября. Казанская икона Божией Матери

Источник: http://www.icon-art.ru/373/Alfavit.html

В 1611 году, зимою, св. чудотворная Казанская икона Божией Матери была отправлена обратно в Казань, но на пути туда, в Ярославле, ее встретило ополчение из Нижнего Новгорода, собранное Мининым, над которым принял начальство князь Пожарский и которое, узнав о чудесах, совершенных от иконы в Москве, взяло ее с собою и постоянно молилось перед нею, прося усердную Небесную Заступницу рода христианского о ниспослании им помощи. Пресвятая Богородица явила Свою милость взяла под Свой Покров верных сынов отечества, и с Ее помощию Россия была спасена от своих врагов. Прибывшее к Москве с князем Пожарским ополчение встретило много непреодолимых для человеческих сил препятствий, а именно: нужно было взять хорошо укрепленный и упорно защищаемый поляками город, отбить подошедшее к Москве свежее, многочисленное польское войско, усмирить своеволие и буйство русских отрядов, встретивших прибывшее ополчение почти с ненавистью и выказывавших им лишь вражду и измену. Кроме того, отсутствие продовольствия в разоренной местности и недостаток оружия производили сильный упадок мужества в прибывшем войске. И многие из верных сынов отечества, теряя последнюю искру надежды, в глубокой горести восклицали: «Прости, свобода отечества! Прости, Кремль священный! Мы все сделали для твоего освобождения; но видно, Богу неугодно благословить наше оружие победой!»

Решившись на последнюю попытку освободить дорогое отечество от врагов, но не надеясь на собственные силы, все войско и народ обратились с молитвою к Господу и Пречистой Его Матери, установив для сего особое торжественное молебствие и строго соблюдая трехдневный пост. Бог услышал молитвенный вопль пекущихся об отечестве и неприкосновенности Православной Церкви и явил им Свою милость. Находившемуся в тяжком плену у поляков, в занятом ими Московском Кремле, приехавшему в Россию с греческим митрополитом Иеремиею, больному архиепископу Елассонскому Арсению явился во сне преподобный Сергий и объявил, что, по молитвам Божией Матери и великих чудотворцев Московских Петра, Алексия, Ионы и Филиппа, Господь в следующий же день низложит врагов и возвратит спасенную Россию сынам ее, и для уверения в исполнении своих слов даровал Арсению исцеление. Ободренные радостною вестью, русские воины призвали на помощь Царицу Небесную и мужественно приступили к Москве и – 22-го октября 1612 года освободили Китай-город, а через два дня взяли и самый Кремль. Поляки бежали. На другой же день, в воскресенье, Русское воинство и все жители Москвы, в благодарность за избавление свое от врагов, совершили торжественный крестный ход на Лобное место, неся чудотворную икону Божией Матери, священные хоругви и другие московские святыни. Духовная процессия эта была встречена из Кремля архиепископом Арсением с чудотворной Владимирской иконой Богоматери, сохраненной им в плену. Увидев сию икону, воины и народ преклонили колена и со слезами радости целовали святое изображение своей Заступницы.

В память столь чудесного избавления Москвы от поляков, по соизволению царя Михаила Феодоровича и благословению отца его, митрополита, впоследствии патриарха Филарета, установлено Церковию ежегодно 22-го октября совершать в Москве празднование Казанской иконе Божией Матери с крестным ходом. Сначала крестный ход совершался в церковь Введения Божией Матери, на Лубянке, где находился дом князя Пожарского, а по устроении нового храма, в честь Казанской иконы Божией Матери, построенного на средства князя Пожарского (что ныне Казанский собор, на Воскресенской площади), крестный ход уже совершается в соборе. Туда же Перенесена была самим князем Пожарским и чудотворная икона, бывшая с ним в рядах войска.

Тобольская икона Божией Матери

Чудотворная икона сия находится в Тобольске в кафедральном соборе. Она явилась в 1661 году. В этом году 8-го июля в Тобольске, в Знаменском монастыре, в день празднования Казанской иконе, на утрене, когда иеродиакон Иоанникий читал сказание о явлении иконы Пресвятой Богородицы в Казани и дошел до того места, где сказано, что архиепископ казанский прежде не веровал явлению иконы, потом пред всем народом молил Пречистую Владычицу о прощении своего греха, он вдруг в беспамятстве упал на пол вместе с аналоем.

Когда же опомнился, тотчас потребовал духовника и открыл ему следующее: «Июня 21-го, после Утрени, я пришел в свою келью и заснул. Вдруг вижу - приходит ко мне святитель в полном облачении, подобный Иоанну Златоусту; я почел его за митрополита Филиппа. Святитель сказал мне: «Встань и скажи архимандриту, воеводе и всему народу, чтобы недалеко от Трехсвятительской церкви в городе построили церковь во имя Казанской Божией Матери, построили бы ее в три дня, а в четвертый освятили и внесли в нее образ Богородицы Казанской – тот самый, который теперь стоит в паперти этой Трехсвятительской церкви в чулане, лицом к стене. Скажи, чтобы сему образу праздновали в городе. Вот за грехи ваши прогневался на вас, вы сквернословите и своим сквернословием, как смрадом, наполняете воздух: это – зловоние и Богу и людям; но Владычица наша, со всеми святыми молила Сына Своего Христа Бога нашего о граде вашем и о всем народе, дабы Он отвратил праведный гнев Свой». Но я, встав от сна, изумился, а никому ничего не сказал. Немного спустя, когда я был в своей келье и стал писать ирмосы: Преукрашенная божественною славою, – вдруг ко мне вошел тот же святитель и милостиво сказал мне: «Почему же ты не поведал того, что сказано было тебе от Пресвятой Богородицы чрез меня, Ее служителя? » – и сам исчез. Я от страха упал на землю, прославил Бога, но сказать о видении побоялся» чтобы не вышло смятения в народе, и из опасения, что мне не поверят. Чрез несколько дней, во время моего сна святитель опять явился мне и сказал уже со гневом: «Почему же ты не сказал повеленного тебе? Из-за твоего пренебрежения гнев Божий грядет на град ваш за грехи ваши. Хлеб ваш гниет, а вода топит, - встань скорее и поведай архимандриту, воеводе и всему народу; если не скажешь, то вскоре лишишься жизни. Если горожане послушаются, то милость Божия будет на граде вашем и его окрестностях; если же не послушают, то тяжко будет граду вашему: скот ваш изомрет, от дождей вода разнесет дома ваши, и все вы исчезнете, как черви, а образ Богоматери прославится в другом месте».

Но и об этом третьем явлении я не сказал никому, и вот июля 6-го, когда после вечернего пения я, пришел в келью, лег спать, заснул я легким сном и слышу - в монастыре чудный звон в два колокола и пение необычайных голосов: Возвеличим Тя, Пренепорочную Матерь Бога нашего. Один из поющих сказал мне: «За то, что ты не сказал повеленного тебе, завтра же будешь наказан пред всем народом». И вот когда на утрене я начал читать о явлении чудотворного образа Богоматери в Казани, увидел, что являвшийся мне прежде святитель идет с паперти и благословляет народ на обе стороны; пришед в трапезу, также благословляя людей, подошел ко мне и сказал: «Ты читаешь это и почему не веришь сам? Тот образ был в земле, а этот стоит в паперти лицом к стене; почему же ты не поведал о нем?» И он, погрозив мне рукою, сказал: «Будь отныне дряхл до тех пор, пока совершится божественное дело». Сказав сие, он стал невидим, а я от страха Пал на землю и вот уже теперь повествую вам». Народ, Узнав о чудных явлениях, со слезами прославлял милость Пресвятой Богородицы, и все с усердием с крестным Ходом отнесли икону на место, где указано было строить Церковь, и церковь была построена в три дня и на четвертый освящена. До построения церкви, замечает Повествователь, были дожди проливные и вода прибывала в речках, как бы в весеннее время, а когда начали строить церковь, стало вёдро; хлебы и овощи с того времени поправились.

Каплуновская-Казанская икона. Эта икона находится в сельце Каплуновке, Харьковской епархии. Явилась в 1689 году следующим образом. Священнику этого сельца, отличавшемуся особенно благочестивою жизнию Иоанну Уманову явился во сне некто, украшенный сединами старец, и сказал ему, что скоро придут к нему из Москвы иконописцы с иконами и чтобы он у старейшего из них по летам из связки икон приобрел для себя восьмую по счету, Казанскую икону Пресвятой Богородицы. «От нее ты получишь благодать и милость», – прибавил старец. Священник так и сделал, но предварительно пред этим он строго постился. Скоро последовало новое видение во сне священнику Уманову: явилась Сама Пресвятая Богородица и повелела икону поставить в церковь. Священник сообщил о своем видении народу и с торжеством перенес икону в церковь, и с этого времени от иконы стали совершаться чудеса. Икону назвали Каплуновскою. В 1709 году, когда император Петр Великий воевал с шведским королем Карлом XII, то вызвал к себе в Харьков к армии священника с Каплуновскою иконою и велел носить ее пред полками, а сам со слезами молился пред нею Царице Небесной о помощи. Между тем король Карл, остановившись с своим войском около Каплуновки, поместился с изменником гетманом Мазепою в доме священника Иоанна. Тогда некоторые из его буйных воинов хотели было сжечь церковь. Обложили ее соломою и дровами, но как ни старались поджечь, ни дрова, ни солома не загорались. Узнав о таком чуде и еще о том, что св. икона находится в русском лагере, Карл сказал Мазепе: «Если не могли зажечь церковь и без иконы, то там, где находится она, ненадежно нам будет». Так действительно и случилось. Полтавская битва доставила Великому Петру победу над Карлом. Есть чудотворная Каплуновская икона в слободе Козеевке, в 80-ти верстах от Харькова.

Нижнеломовская-Казанская икона. Эта икона явилась в 1643 году на источнике в двух верстах от города Нижнего Лома Пензенской губернии. На месте ее явления сначала поставлена была часовня, а затем церковь и монастырь.

Карповская-Казанская икона. Эта икона находится в Курском Зибиченском монастыре. Сюда она принесена в 1725 году из Карповской пустыни.

Каташинская-Казанская икона. Эта икона явилась в 1622 году в роще близ села Белого Колодезя Черниговской губернии тамошнему священнику и поставлена им в сельскую церковь. В 1692 году тут был устроен мужской монастырь, названный Каташинским.

Вознесенская-Казанская икона. Она находится в Вознесенском женском монастыре в Москве, в Кремле. В первый раз она прославилась в 1689 году. Два раза она была в опасности сгореть, но чудесно была сохранена. В этом году, после молебна пред сею иконою, забыли погасить свечу, свеча упала, и от нее обгорел аналой, на котором лежала икона, а сама икона, несмотря на то что написана на полотне, осталась совершенно невредимою. В другой раз, когда в 1701 году 19-го июня был пожар в Московском Кремле и сгорел царский дворец и Вознесенский монастырь, икона чудесно сохранилась. Когда выносили утварь и иконы из соборного монастырского храма, то ее не вынесли, а между тем она оказалась вместе с другими вынесенными иконами; когда же, по окончании пожара, стали вносить вещи в собор, то увидели, что икона уже стоит на своем месте, хотя никто не вносил ее. И много чудесных исцелений было от сей иконы.

Павловская-Казанская икона. Эта икона находится в селе Павловском Московской губернии Звенигородского уезда. Она явилась на дереве, близ села, где построена часовня в память явления; внутри часовни находится колодезь, названный в народе святым. Первое чудо от иконы было следующее. Один из крестьян села Павловского впал в жестокую болезнь от невоздержной жизни. В это время другому благочестивому крестьянину явилась во сне Пресвятая Богородица и повелела сказать больному, чтобы тот молился Ей об исцелении и сходил умыться на святой колодезь. Затем оставил бы невоздержанную жизнь, иначе он может погибнуть. Больной с большим усилием отправился к колодцу, умылся и - совершенно выздоровел.

Иркутская-Казанская икона. Она находится в Иркутске в Богоявленском соборе и прославилась многими чудотворениями. Каждогодно в апреле или мае месяце, после посева ярового хлеба носят ее с крестным ходом по соседним сельским крестьянским полям, для освященияпосевов. Этот крестный ход установлен издавна по случаю частых неурожаев хлеба по окрестным селам города Иркутска.

Каргопольская-Казанская икона. Эта чудотворная икона находится в г. Каргополе Олонецкой епархии, в Вознесенской церкви. Она прославилась в 1714 году Икона находилась в доме благочестивой вдовы Марфы Пономаревой, которая однажды во время молитвы пред иконою увидела, что из правого ока Пресвятой Богородицы истекает слеза, и в страхе сообщила об этом священнику. Икона перенесена была в церковь, и здесь два раза в непродолжительное время, в виду всех, из очей Богоматери показывались струи слез, о чем донесено было тогдашнему Новгородскому митрополиту Иову.

Ярославская-Казанская икона. Эта икона находится в Ярославле в женском Казанском монастыре. История прославления ее следующая. В 1588 году 2-го июля некоему благочестивому человеку, по имени Герасим, в бытность его в Казани, было чудесное видение Самой Богородицы, и после того, когда он пожелал приобрести для себя Ее икону, то во сне услышал голос, указавший, где и какую икону приобрести, и затем идти в город Романов и там сказать жителям, чтобы они устроили храм во имя иконы. Герасим нашел икону и лишь взял ее в руки, как правая рука его, болевшая с давнего времени, исцелилась. Храм в Романове был устроен, и икона стояла там до 1604 года, когда Романов был взят литовцами. В это время один из них взял из церкви чудотворную икону и увез с собою в Ярославль. Здесь Сама Богородица явилась некоему диакону Елеазару и повелела в честь Ее воздвигнуть храм. Храм был воздвигнут, а затем при нем и монастырь. Жителям Романова желалось возвратить к себе чудотворную икону, но граждане Ярославля просили царя Василия Иоанновича оставить ее в их городе, и царь, по совету с патриархом Гермогеном, грамотою от его лица утвердил желание последних, но с тем, чтобы они сделали точный список с чудотворной иконы для Романова. И саму чудотворную икону каждогодно носят из Ярославля в Романов.

Казанская, находящаяся в московском Симоновом Монастыре. Эта икона была пожертвована в монастырь получившими ее на благословение от епископа Воронежского Тихона. По сторонам ее изображены св. Тихон, ангел святителя, и Марфа, ангел сестры святителя – Марфы. Впервые прославилась она исцелением девицы – странницы Натальи, которой три раза являлась во сне икона, но она не знала, где ее найти. Наконец явился ей во сне иеросхимонах Симонова монастыря Алексий с самим образом и сказал, что икона стоит в монастыре в соборной церкви на правой стороне. Икона была найдена и больная после молитвы пред нею получила исцеление. Впоследствии в честь ее и для нее был устроен при соборном монастырском храме особый придел. От иконы было много чудес.

Казанская, находящаяся в Вышенской пустыни. Эта икона в 1812 году была привезена из Москвы в Тамбовский Вознесенский девичий монастырь монахинею Миропиею, которая, по случаю разорения столицы, переселилась туда. Благочестивая старица три раза наяву слышала от иконы голос, повелевавший перенести ее в Вышенскую пустынь, и после ее смерти, по завещанию, икона была перенесена. Кроме многих исцелений от иконы, вышенские иноки иногда ночью видели разливавшийся от нее по церкви яркий свет.

Казанская, находящаяся в Высочинском Казанском монастыре. Так названа обитель по иконе, а икона - по селу Высочино, где она прославилась чудесами. Икона явилась в начале XVIII столетия, в царствование императора Петра I. Села Высочино тогда еще не было, а стоял тут казенный сосновый бор. На берегу болотистой реки Мжи, протекавшей среди бора и окруженной болотами, в избе жил сторож с семьею. Этому сторожу и явилась икона стоящею на болотистой кочке. От иконы исходили светлые лучи. Сторож с благоговением и молитвою взял ее и поставил в своей избе с иконами на полке. Тут икона скоро ознаменовала себя исходившим от нее солнцеподобным сиянием и при этом исцелением слепого и хромого старика, отца сторожа. Тогда отнесли икону в ближайшую церковь села Артюховки, но икона три раза возвращалась обратно в избу сторожа. Народ, узнав о явленной иконе, стал во множестве приходить на поклонение ей, и многие получали исцеление и утешение. Тогда сотник Высочин, которому император за заслугу во время полтавской битвы подарил землю с лесом - бором, где в избе сторожа стояла чудотворная икона, выстроил тут селение, которое было названо, по его фамилии, Высочино, и из села Артюховки перенес сюда церковь, куда и была доставлена чудотворная икона. Впоследствии времени здесь устроен был монастырь. И в монастыре от иконы было много чудес.

Казанская, находящаяся в Тамбовском кафедральном соборе. Эта икона богато украшена. Первым ее чудом были в 1695 году 6-го декабря во время всенощного бдения слезы, смочившие пелену и аналой.

Казанская, находящаяся в темниковском Преображенском соборе. Она находилась в кладовой между негодною к употреблению утварью. Икона три раза являлась одной госпоже, страдавшей болью в ногах, и обещала исцеление, если она найдет ее. Больная потребовала, чтобы ее свезли в темниковский собор. Лишь увидела она икону в кладовой, как тотчас же почувствовала облегчение и, после молитвы, совершенно исцелилась.

Казанская, находящаяся в городе Вязниках. Стоит юна в соборном храме. Эта икона ознаменовала себя чудесами в начале XVII столетия.

Казанская, находящаяся в Суздале. Стоит она в приходской Воскресенской церкви. Эту икону вследствие явления Самой Богородицы написал один благочестивый инок Шартомского Николаевского монастыря Иоаким, живший в XVII столетии. Жил инок близ Казанской церкви в хижине, где и был погребен.

«Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы. История их и изображения», составил протоиерей И. Бухарев. Москва, «Каравелла», 1994 г. Печатается по изданию: Чудотворныя иконы Пресвятой Богородицы (Исторiя ихъ и изображенiя). Составилъ Протоiерей I. Бухаревъ. Москва, Типо-Литография Г.И. Простакова, Балчугъ, д. Симонова монастыря. 1901

Заступница хлопочет о нас перед Спасителем. Слышит всех молящихся. Видит горе и беду, каждую слезинку невинного человека. Помогает тем, кто просит ее о помощи. Ее образ надежный оберег для дома. Им дают напутствие молодоженам перед венчанием, ставят в детских комнатах.

  • Летом вспоминают о ее явлении после страшного пожара. Церковь, на честь обретения святого лика, правит праздничную литургию.
  • В последний месяц осени, вспоминают о защите земель русских от польских захватчиков. В победе над захватчиками участвовал русский народ, который объединили Минин и Пожарский. Помогла в победе икона. Для России это государственный праздник, 4 ноября выходной день.

Где икона Казанской Божьей Матери

Преклонить голову перед почитаемым списком, можно в соборе на Красной Площади.

Также молиться и просить благости можно в церквях и храмах столицы:

Святое изображение есть во всей храмах. Тяжелее найти где его нет.



Где находится оригинал иконы Казанской Божьей Матери

Применение такого слова «оригинал» утрировано. Об иконах так не говорят. Изображение и есть икона, перед которой возносят мольбы.

Подлинником считают образ Казанской Богородицы, явленный после пожара. К большому сожалению она была бесследно потеряна.

Летом 2005 года, образ хранившийся в Ватикане, вернули Казанскому храму. Тогда Россия вновь его обрела.

Всего есть три почитаемых Казанских образа , (явленный на пепелище, и два написанные по его подобию):

Икона, что явилась маленькой девочке , пребывала в возведенном на ее честь монастыре. Была украдена, а потом исчезла в дореволюционное время.

Первая написанная по подобию святого лика, позже переданная князю Пожарскому для укрепления веры в войске. Они три дня постились, молили Казанскую Богородицу о помощи и заступничестве. Благодаря ей, польские войска отступили, освободивши столицу. Сегодня ей можно помолиться в храме Елохова.

Вторая икона находилась у Петра Первого . Он особо чтил ее. Для него она была скорой заступницей и помощницей. Усердно молясь ей, одержал победу над шведским войском под Полтавой. Сам командующий Кутузов возносил ей мольбы склоняя голову, в последствии, разбил наступающее войско Наполеона. Погода стремительно менялась, резко похолодало, к такому снегопаду и морозам, французские вояки небыли готовы. Сегодня ей можно молиться в Казанском соборе Питера.

Описание иконы Казанской Божьей Матери

Изображение имеет обозначение «Указывающая дорогу». Она как путеводитель для православных в мире соблазна и искушения. Существует поверье, что девственный ее лик был написан праведным Лукой. Его работа со скрытым подтекстом. Лука хотел сказать миру, что скоро придет Спаситель. Маленький Иисус благословляет верующих двумя пальцами.

Есть обозначения, что каждый пальчик это буква, соединив их, получим IC XC.

Матерь Божья наклонилась к Иисусу. Ее изображение полно умиротворения, взгляд спокойный, проникновенный. Сын Божий смотрит на нас глазами взрослого человека, его взгляд совсем не детский, он осмысленный. Его поднятая правая ручка, говорит о «благословение миру».

История иконы Казанской Божьей Матери

История явленной иконы

Царь Иоанн Васильевич после завоевания Казани выстроил храм на честь Благовещения Богородицы. Утвердили епархию во главе которой стал владыка Гурий. Сильнейший пожар, уничтоживший часть города, дошел и до храма со всей церковной утварью. Противники православной веры говорили, что это Господь наказал верующих, нет им милости Божьей. Над верующими смеялись.

Господь смилостивился, пославши маленькой девочке девяти лет явление. Во сне к ней пришла Матерь Божья, и показала место на территории сгоревшего храма, где находилась ее икона. В видения никто не поверил, они с матерью долго оббивали пороги городских правителей, но безрезультатно. Они сами выкопали на указанном месте образ святой. Он был спрятан в старый рукав мужского одеяния. Сама икона была словно только что написанная, без единого повреждения.

Ее передали церкви, настоятелю Гермогену, который вскоре стал патриархом. Позже он был убит польскими вояками. После смерти ему молятся, как святому. Именно он описал подробно о видении маленькой Матроны и возвращении Заступницы.

За правления Ивана Грозного на месте явления ее народу возвели монастырь. Матрена с матерью первыми приняли постриг. На его территории заложили большой храм. Возлагали щедрые дары, в храме находилось много дорогой церковной утвари, образов, золота и дорогих камней.

Екатерина вторая преподнесла в дар Богородице ризу, которую украшала ее собственная корона с многочисленными бриллиантами. Так царица склонила свою голову перед образом.

Конец 18-го века запомнился масштабным увеличением храма Богородицы. Работы были закончены в начале 19-го века, тогда же его и освятили.

Подлинник лика похитили вместе с драгоценной ризой в начале 20-го века. Воры утверждали, что риза была разделена на части, впоследствии продана. Икону сожгли, хотели удостовериться в ее чудотворности. Разбирательство шло долго, сопоставляли все факты и показания, но так ничего и не выяснили.

После разрушения в 30-го годах 20- века, храм восстановили. Ему передали первую икону написанную по подобию святого лика, которая принимала участие в освобождении столицы от польских захватчиков. Через шесть лет его вновь разрушили, Икона Богородицы была перенесена в храм Богоявления. Который вскоре закрыли, а потом и вовсе снесли. Сама икона надолго затерялась в музейных хранилищах.

По окончанию войны, в 50-х годах храм Елохова восстановили, икону вернули, она и сегодня находится там.

Ходили слухи, что некий Шевлягин выкупил икону святой. Когда закончилась революция, вывез в Англию и продал. Спустя время, в 60-х годах, ее в ризе с драгоценными камнями заметили на Западе. Говорили, что икона была творением мастера 20-го века, а вот сама риза подлинная, такая как та, которую украли.

Ее пытались купить православные бостонского храма, но собрать быстро нужную сумму денег у них не вышло. В 70-е годы ее купили португальские верующие и передали на хранение в храм города Фатима. Позже она благополучно была перевезена в Ватикан.

У Папы она пребывала долгие годы. Ее подвергали разным экспертизам. И только в начале 21-го века передали родному Казанскому Богородичному собору.

История второй иконы написанной по подобию святого лика — Петербургская

Петербургское изображение ввезла в начале 18-го века Параскева Федоровна, жена покойного царя Иоанна Алексеевича. Она было в особом почете у наследника престола Петра Алексеевича. Описывали чудные исцеления верующих. Спустя годы ее передали храму Рождества Богородицы, а в начале 19-го века на месте ее пребывания возвели Казанский собор.

Позже на российские земли придут французские войска. Кутузов перед образом, молил о благости и помощи. Сражение было выиграно. Отвоеванное серебро у французских захватчиков, подарено Казанскому собору. Из него изготовили иконостас.

В 20-тые годы 20 века храмы закрывались властями, православных преследовали. Закрыт был и Казанский собор. Список успели спасти, его долго прятали. В 40-ых годах он был передан собору Князя Владимирского. Там образ находится и сегодня.

Известно еще одно чудесное явление. Лик Казанской Богородицы явился ливанскому митрополиту. Она просила донести до правителей столицы, что блокада Ленинграда закончится, как только обойдут осажденный город с ее образом в руках. По поверью правящая власть не перечила. Осаждение города закончилось, немцы отступили. После войны, митрополит посетил ленинградский собор и даровал Благодетельнице золотой венец.

Значение иконы Казанской Божьей Матери для России

Казанский образ – милосердие ее к нашей земле. Она первая помощница для России в тяжелые времена. Самая почитаемая для российского народа. Единственное изображение, которому молятся о защите от чужеземных захватчиков.

Сильные мужи преклоняли свои головы перед ней в просьбах и молитвах. С ее заступничеством было выиграно много сражений.

Она скорая помощница во всех государственных делах. Ее икона исцеляет.

В чем помогает икона Казанской Божьей Матери

Икона святой – мощный оберег. Защищает от любых невзгод. Она есть путь Божий.

  • Ей возносят мольбы о заступничестве от нападения, от всякого злодеяния, от зависти плохих людей.

В далеком 1579 году, при перенесении ее в монастырь, она явила первое чудо. Был исцелен бедный прихожанин, зрение которого пропало три года тому. Он сильно верил, и чудо на нем свершилось. С тех пор ее просят об исцелении от недугов, в особенности зрения.

  • Молодым даруют икону Богородицы и дают благословение на долгую семейную жизнь. Пребывая в доме, она защищает семью от беды, болезней, напастей.

  • Поставив в детской комнате, она будет оберегать малыша. Ее просят о даровании здоровья детям, также и о будущем их благополучии.
  • Она помогает семьям обрести счастье, иметь ребенка.
  • Помогает в дороге, оберегает путешествующих, водителей.

Где находится источник Казанской Божьей Матери

Старинное предание говорит о том, что возле села Мелекса, что в Волховском районе, у реки бьет источник Казанской богородицы. Появился там он несколько столетий тому, на месте церквушки ушедшей под землю. Маленькое озерцо обустроили несколько десятков лет тому. Из источника течет ручеек, который впадает в реку, неся свои воды по земле русской, благословляя ее.

У источника много десятков лет тому сооружена часовня. Сам источники облагородили срубом. Он довольно не маленьких размеров, 3 на 3 метра в диаметре. Искупаться в нем нет возможности, но окатить себя водичкой из ведерка можно. Что благополучно и делают приезжающие к нему люди.

В былые времена, борцы с религией пытались его уничтожить. Люди говорят о том, что те кто были причастны к надругательству над святыней, получили тяжелые болезни, кто-то умер скоропостижно.

Родник восстановился, исцеляет больных и сегодня.

В 1996 году возвели новую церквушку и обустроили озерцо. 8-го июля по старому стилю, в день ее явления, источник освятили.

В наше время известно много источников Казанской Богородицы, бьющих из под земли. Пробились они в разных регионах России. Это очередное доказательство благости Матушки к землям русским.

О Пресвята́я Госпоже́ Влады́чице Богоро́дице! Со стра́хом, ве́рою и любо́вию пред честно́ю (и чудотво́рною) ико́ною Твое́ю припа́дающе, мо́лим Тя: не отврати́ лица́ Твоего́ от прибега́ющих к Тебе́. Умоли́, милосе́рдая Ма́ти, Сы́на Твоего́ и Бо́га на́шего, Го́спода Иису́са Христа́, да сохрани́т ми́рну страну́ на́шу, Це́рковь же Свою́ Святу́ю непоколеби́му да соблюде́т и от неве́рия, ересе́й и раско́ла да изба́вит. Не и́мамы бо ины́я по́мощи, не и́мамы ины́я наде́жды, ра́зве Тебе́, Пречи́стая Де́во: Ты еси́ всеси́льная христиа́н Помо́щница и Засту́пница. Изба́ви же и всех, с ве́рою Тебе́ моля́щихся, от паде́ний грехо́вных, от наве́та злых челове́к, от вся́ких искуше́ний, скорбе́й, боле́зней, бед и от внеза́пныя сме́рти. Да́руй нам дух сокруше́ния, смире́ние се́рдца, чистоту́ помышле́ний, исправле́ние грехо́вныя жи́зни и оставле́ние прегреше́ний, да вси, благода́рне воспева́юще вели́чия и ми́лости Твоя́, явля́емыя над на́ми зде на земли́, сподо́бимся и Небе́снаго Ца́рствия, и та́мо со все́ми святы́ми просла́вим пречестно́е и великоле́пое и́мя Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Где сейчас находиться икона Казанской Божьей Матери?

Первая - это явленный в Казани первообраз, хранившийся в Богородицком женском монастыре. В 1595 году царь Феодор Иоаннович повелел на месте явления иконы, где прежде была деревянная церковь, построить каменную, а также женский Богородицкий монастырь, в котором юная Матрона Онучина приняла постриг и стала потом настоятельницей. Подлинник иконы находился в Казанском Богородицком монастыре до начала ХХ века. В 1904 году монастырь был разорен, а икона была украдена. И хотя грабители были найдены, икона пропала бесследно. По признанию грабителей в ходе следствия и суда, она была порублена и сожжена, а украшавший ее богатый оклад разорен и продан по частям.

Вторая икона Казанской Богоматери - это список, присланный в свое время Ивану Грозному. Эта икона находилась в Москве до 1721 года. Петр Первый перенес ее в 1721 году из Москвы в Санкт‑Петербург, где она первоначально была поставлена в небольшой каменной церкви на Васильевском острове, а затем передана в Александро‑Невскую лавру. При императрице Анне Иоанновне на Невском проспекте неподалеку от нынешнего Казанского собора был сооружен деревянный храм в честь Рождества Богородицы, и в 1737 году туда была перенесена чудотворная икона, богато украшенная драгоценными камнями. При Павле Первом эта церковь стала называться Казанским собором, нынешний же Казанский собор был сооружен в начале века при Александре Первом. В день его освящения 15 сентября 1811 года сюда была перенесена Казанская икона Божией Матери и поставлена в иконостасе по левую сторону царских врат в главном приделе.

Третья чудотворная икона Казанской Богоматери - это список, присланный патриархом Гермогеном в ополчение. Этот образ принадлежал князю Пожарскому. Согласно Никоновской летописи, после изгнания поляков из Москвы князь Дмитрий Пожарский поставил святую Казанскую икону в своей приходской церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы на Лубянке в Москве. Позже на Красной площади был воздвигнут Казанский собор, куда в 1636 году была перенесена икона. Ныне она хранится в Богоявленском Патриаршем соборе в Москве.

Кроме этих трех главных икон Казанской Божией Матери существовало и существует множество ее чудотворных списков, что свидетельствует об особом почитании этой святыни.

Один из списков Казанской иконы Божией Матери в начале 90-х годов прошлого века был обнаружен в Ватикане, где он хранился в покоях Папы Иоанна Павла. Согласно выводам экспертизы, проводившейся совместно представителями Ватикана, специалистами из Министерства культуры России и Церковно-научного центра "Православная энциклопедия", список, хранившийся в покоях Папы Римского, был исполнен в XVIII веке "под оклад" и, судя по богато украшенной ризе, являлся достоянием зажиточной семьи.

День народного единства. История и смысл праздника

В церковном календаре много праздников в честь богородичных икон : Казанской, Владимирской, Тихвинской и других. В честь иконы Казанской Божьей Матери установлены два праздника: 21 июля (8 июля по старому стилю) - в честь обретения , и 4 ноября (22 октября по старому стилю) - в честь избавления Москвы от поляков . 4 ноября Церковь и граждане России отмечают осеннюю (зимнюю) Казанскую - праздник в честь Казанской иконы Богородицы «избавления ради царствующаго града Москвы».

Министерство внутренних дел провело в начале XX века несколько расследований, связанных со «старообрядческим следом» в деле Казанской иконы. Несколько раз казалось, что образ вот-вот обнаружат. Находились свидетели, якобы видевшие икону в тайной подземной моленной и даже участвовавшие в её перемещении. Так, некий заключенный Торшилов поведал следователям: «…икона Казанской Божией Матери цела и находится у старообрядцев в моленной, но очень и очень строго охраняется, так что взять из моленной икону весьма затруднительно». Но тщательная проверка подобных показаний указывала на несостоятельность сведений.

Слухи эти, однако, дожили до наших дней. Сравнительно недавно журналисты задавали вопросы о судьбе Казанской иконы митрополитам РПСЦ (Гусеву) и (Четвергову). Возможно, это всего лишь легенда, но старообрядцы действительно очень почитали и почитают Казанскую. Почти в каждом доме имеется этот образ. А с чудотворной гуслицкой иконой крестным ходом продолжали ходить даже в 60-70-е годы.

Праздник Казанской иконы Богородицы. Богослужение

Считается, что именно Патриарх Ермоген написал службу праздника явления Казанской иконы Богородицы . «Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго, за всех молиши Сына Своего, Христа Бога нашего… » - говорится в тропаре празднику.

Тропарь, глас 4:

Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго, за всех молиши Сына Своего Христа Бога нашего, и всем твориши спастися, в державный Твой покров прибегающим. И всех нас заступи, о Госпоже Царице и Владычице, иже в напастех и скорбех, и в болезнех обремененных грехи многими, предстоящих и молящихтися умиленною душею, и сокрушенным сердцем, пречистому Твоему образу, чудотворныя иконы со слезами, и невозвратно надежду имущих на Тя, избавитися от всех зол. И всем полезная даруй, и вся спаси Богородице Дево. Ты бо еси Божественныи покров рабом Твоим.

Кондак, глас 8:

Притецем людие к тихому сему, и доброму пристанищу, скорой Помощнице, готовому и теплому спасению покрову Девы. Ускорим на молитву, и потщимся на покаяние. Источает бо нам неоскудныя милости, Пречистая Богородица, варяет на помощь, и избавляет от великих бед и зол, благонравныя и богобоящияся рабы Своя.

Народные традиции праздника Казанской иконы Богородицы

Праздник Казанской иконы Божией Матери всегда был важной датой в народном календаре. Этот день считался рубежом между осенью и зимой. В народе говорили: «Выезжай в Казанскую на колесах, а полозья в телегу клади», «Матушка Казанская необлыжную зиму ведет, морозцам дорожку кажет», «До Казанской - не зима, с Казанской - не осень».

В этот период у крестьян заканчивались сезонные строительные работы. Осенняя Казанская в старину всегда была сроком расчетов, договор «На Казанскую - расчет!» никто нарушить не смел, опасались и наступающих холодов.

Праздник иконы Казанской Богородицы считается одним из самых главных женских праздников. Казанская икона считалась издавна женской заступницей. К этому празднику приурочивались и запоздалые свадьбы, так как существовало древнее поверье: «Кто на Казанскую женится, тот счастлив будет».

Иконы Казанской Богородицы

Икона Казанской Богородицы - одна из наиболее почитаемых, относится к типу Одигитрия, что означает «указующая путь». По преданию, первообраз этой иконы был написан апостолом Лукой . Основной догматический смысл этой иконы - явление в мир «небесного Царя и Судии». Богородица изображается огрудно, в характерных одеждах, с небольшим наклоном головы к Младенцу. Младенец Христос представлен строго анфас, фигура ограничена по пояс. На явленной в Казани иконе Христос благословляет двумя перстами, но в некоторых поздних списках встречается именословное перстосложение. Чаще всего у Казанской иконы просят избавления от болезни глаз, нашествия иноплеменников и помощи в тяжелые времена.


Храмы в честь Казанской иконы Богородицы на Руси

В честь обретения в 1579 году святого образа Богородицы по указу Ивана Грозного на месте явления иконы был построен Казанский Богородицкий монастырь . Первой монахиней, а после игуменьей этого монастыря стала Матрона Онучина (принявшая имя Марфа) и ее мать. Вначале была заложена бревенчатая церковь ― предшественница большого каменного собора, который был возведён в 1595 году. В послереволюционный период собор разделил участь большинства храмовых зданий: вначале он был национализирован и использовался для хозяйственных нужд, а затем взорван. И вот сейчас, с 2016 года, начинаются работы по его воссозданию.

Вскоре после победы над поляками на Красной площади в Москве был построен храм в честь Казанской иконы Богородицы . В «Историческом путеводителе по Москве» (1796) указано, что храм этот, тогда ещё деревянный, был построен в 1625 году на средства князя Дмитрия Пожарского. Более ранним источникам про эту церковь, сгоревшую якобы в 1634 году, ничего неизвестно. Далее последовала очень сложная строительная история Казанского собора.


Собор Казанской иконы Божией Матери на Красной площади (Москва). Найденов Н. А. 1883 г.

Казанский собор - первый из полностью утраченных в советское время храмов Москвы, который был воссоздан в первоначальных формах. Стоит заметить, что Казанский собор сыграл немалую роль в истории старообрядчества: именно в нем служил настоятелем протопоп Иоанн Неронов , а позднее и приехавший к нему протопоп Авва́кум .

В 1649 году вышел указ государя Алексея Михайловича об установлении общецерковного почитания образа Богородицы, явленного в Казани. Следствием этого указа стало возведение кирпичного храма в ярославском женском монастыре, а также храма иконы Казанской Богородицы в Коломенском ― подмосковном селе, где находился деревянный царский дворец. Эта кирпичная пятиглавая церковь, украшенная шатровой колокольней, дошла до наших дней почти без изменений.

В честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы была освящена церковь в г. Муроме Владимирской области. Казанская церковь в старинных актах известна под именем «Николы Можайского». Первое упоминание об этой церкви датируется 1574 годом. В 1630 году церковь сгорела. Спустя некоторое время храм был построен заново. Церковь была закрыта постановлением ВЦИК от 20 января 1930 года, снесена в 1936 году.

Казанская церковь в Муроме

В честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы была освящена надвратная церковь Троицкого монастыря в г. Муроме Владимирской области. Церковь была выстроена в 1648 году. Размеры церкви миниатюрные. В плане она в два раза меньше, чем Троицкая церковь. Наружный размер, включая и алтарную часть, составляет всего 2,5 сажени. Однако благодаря тому, что церковь приподнята над «вратами», выполняющими роль парадного входа в монастырь, а также благодаря необычной для этого времени шатровой композиции, Казанская надвратная церковь не уступает Троицкой.

Казанская церковь Троицкого монастыря в Муроме

В честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы была освящена церковь в Москве, на Большой Дмитровке. В середине XVII века в Георгиевском монастыре появилась вторая, «теплая», церковь - в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы с приделами святого Алексия человека Божия и святой Екатерины. Храм датируется 1652 годом. Храм уничтожили в 1935 году и на его месте построили четырехэтажное типовое здание школы.

Казанская церковь в Москве, на Большой Дмитровке

В честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы была освящена церковь в д. Юрино Балахнинского района Нижегородской области. Церковь была построена в XVII веке. Церковь подверглась реконструкции в 1998 году.


Казанская церковь в д. Юрино Балахнинского района Нижегородской области

, Нижегородской области, деревне Костромской области, селе Одесской облоасти и других городах и селах России, Украины и Румынии. В двух монастырях белокриницкого согласия сегодня также престольный праздник: в селе (Молдавия) и селе Русская Слава (Румыния).