Откуда произошли игральные карты. Игральные карты - европейская история игральных карт. Так что же означают масти и значения карт

September 23rd, 2010

Бывает часто с игроком:
Сел богачом - встал бедняком.
Кто карты взял, прельстясь наживой,
Тому не знать игры счастливой.
Игра азартная грешна:
Она не Богом нам дана,-
Ее придумал сатана!

Себастиан БРАНТ. 1494 г.

Вы когда-нибудь задавали себе вопрос: А что означают масти игральных карт? Откуда взялись названия - валет, туз, трефи, пики, червы и др. Если - да! То это статья для вас. Особо впечатлительных просьба не читать)

Несколько слов об истории вопроса:

Существует 3 версии происхождения карт:

1. Первая - китайская , хотя многие до сих пор не хотят в нее верить. Уж слишком непривычны для нас китайские и японские карты и по внешнему виду, и по характеру игры, которая больше похожа на домино. Однако несомненно, что уже в VIII веке в Китае для игр использовались вначале палочки, а потом и полоски бумаги с обозначениями различных символов. Эти далекие предки карт использовались также вместо денег, поэтому у них было три масти: монета, две монеты и много монет. А в Индии на игральных картах изображалась фигура четырехрукого Шивы, который держал кубок, меч, монету и жезл. Некоторые считают, что эти символы четырех индийских сословий и дали начало современным карточным мастям.

2. Египетская версия происхождения карт, растиражированная новейшими оккультистами. Они утверждали, что в глубокой древности египетские жрецы записали всю мудрость мира на 78 золотых табличках, которые изображались также в символическом виде карт. 56 из них - "Младшие Арканы" - стали обычными игральными картами, а оставшиеся 22 "Старших Аркана" вошли в состав загадочной колоды Таро, используемой для гаданий. Эту версию впервые обнародовал в 1785 году французский оккультист Эттейла, а его продолжатели французы Элифас Леви и доктор Папюс и англичане Мэзерс и Кроули создали собственные системы интерпретации карт Таро. Название это якобы происходит от египетского "та рош" ("путь царей"), а сами карты были занесены в Европу то ли арабами, то ли цыганами, которых часто считали выходцами из Египта. Правда, никаких доказательств столь раннего существования колоды Таро ученым найти не удалось.

3. Европейская версия . (На ней остановимся подробнее - она считается основной). Обычные карты появились на европейском континенте не позднее XIV века. Еще в 1367 году в городе Берне карточная игра была запрещена, а десять лет спустя шокированный папский посланник с ужасом наблюдал, как монахи увлеченно режутся в карты у стен своей обители. В 1392 году Жакмен Грингоннер, шут душевнобольного французского короля Карла VI, нарисовал карточную колоду для развлечения своего господина. Тогдашняя колода отличалась от нынешней одной деталью: в ней было всего 32 карты. Не хватало четырех дам, присутствие которых казалось тогда излишним. Только в следующем столетии итальянские художники начали изображать мадонн не только на картинах, но и на картах.

4. Оккультная . По версии писателя С.С. Наровчатова, при Иване Грозном появился в Москве некто Черчелли. Черчелли, в Италии назывался французом, во Франции - германцем, в Германии - поляком, а в Польше - сделался русским. Привёз он в Москву сундучок, завёрнутый в шаль, чёрную с красными разводами, что как бы соответствовало мастям - чёрным и красным. Карты стали пользоваться спросом. Вначале к занятиям с картами власти относились терпимо, но затем за них стали преследовать, поскольку усмотрели тут вмешательство нечистой силы. Из законодательных памятников о картах впервые упоминает Уложение 1649г., которое предписывает с игроками в карты поступать "как писано о татях" (ворах), т.е. бить немилосердно, отсекать пальцы и руки. Указом 1696г. введено было обыскивать всех заподозренных в желании играть в карты "и у кого карты вынут, бить кнутом". В 1717г. воспрещается игра в карты под угрозой денежного штрафа. В 1733г. для рецидивистов определены тюрьма, или батоги.

Так что же означают масти и значения карт?

Структура карточной колоды всем известна: туз, король, дама, валет ещё ниже по достоинству десятки, девятки, и так до шестёрок или до двоек в полной колоде - типичная иерархическая лестница от высших до низших:

Джокер - легкомысленная фигура в трико, шутовской колпак, бубенчики… А в руках - скипетр с нанизанной на него головой человека, который сейчас гуманными художниками заменен на музыкальные "тарелки". В дореволюционных сценических действах похожий персонаж назывался Фрадьяволо. "Джокер" выше всех, она не имеет масти и в игре считается самой сильной. Таким образом, на вершине пирамиды находится отнюдь не Король, а Daus…

Туз - слово польского происхождения от немецкого Daus. Немецко-русский словарь указывает значение слова: Daus - дьявол. Вполне возможно, что Daus - вариант искажения греческого "диаболос" - рассеиватель клеветы.

Король. Интересно, что у всех карточных изображений были реальные или легендарные прототипы. Например, четыре короля - это величайшие монархи древности: Карл Великий (черви), библейский царь Давид (пики), Юлий Цезарь (бубны) и Александр Македонский (трефы).

В отношении дам такого единодушия не было - например, дама червей была то Юдифью, то Еленой Троянской, то Дидоной. Дама пик традиционно изображалась как богиня войны - Афина, Минерва и даже Жанна д’Арк. В роли дамы пик после долгих споров стали изображать библейскую Рахиль: она идеально подходила на роль "царицы денег", поскольку обокрала собственного отца. Наконец, дама треф, на ранних итальянских картах выступавшая как добродетельная Лукреция, превратилась в Аргину - аллегорию суеты и тщеславия.

Вале́т (фр. valet, «слуга», «лакей», этимологически уменьшительное от «вассал»; старое русское название «холоп», «хлап») — игральная карта с изображением молодого человека. Все реальные прототипы валетов (по европейской версии) - французский рыцарь Ла Гир по прозвищу Сатана (черви), а также герои эпоса Ожье Датчанин (пики), Роланд (бубны) и Ланселот Озерный (трефы).

"Козырные" карты, само их название, имеют своё особое назначение. "Кошерными" т.е. "чистыми" называют талмудисты ритуальные жертвоприношения…что, как вы понимаете, связанно с каббалой.

Теперь масти:


Во французском варианте мечи превратились в "пики", кубки - в "черви", денарии - в "бубны", а "жезлы" - в "кресты", или "трефы" (последнее слово по-французски означает "лист клевера"). На разных языках эти названия и сейчас звучат по-разному; например, в Англии и Германии это "лопаты", "сердца", "бриллианты" и "дубинки", а в Италии - "копья", "сердца", "квадраты" и "цветы". На немецких картах еще можно встретить старинные имена мастей: "желуди", "сердца", "колокола" и "листья".

February 6th, 2015

Казалось бы, что может быть проще и привычнее игральных карт? Подошел в любой киоск союзпечати и купил колоду. Обычно это будет колода не очень хорошего качества, зато с рисунками Шарлеманя (выполненными еще в XIX веке!) - атласные карты (на рисунке ниже).

Конечно, еще есть люди, предпочитающие пользоваться более дорогими колодами мировых брендов, предназначенными для покера или бриджа. Но в любом случае - колода карт - это предмет довольно обычный в современном обиходе.

В то же время с игральными картами связан целый ряд мифов и просто откровенных глупостей. Например, миф о том, что карты являются «библией дьявола», или что они произошли от загадочных карт таро, или что их придумали цыгане, чтобы обманывать простой люд, или евреи, чтобы вводить христиан в искушение азартными играми.

А еще тут можно вспомнить и попытки разнообразных оккультистов поставить в соответствие четырем мастям четыре стихии или увязать . Но чуть подробнее я бы хотел остановиться на мифе, в соответствии с которым масти объявляются символами орудий крестной смерти Христа:


  • трефы - это, конечно, сам крест. Тут, кстати, снова возводят поклеп на евреев, на языке которых «трефа» означает «нечистота», т.е. что-то типа: «клятые евреи наш Крест нечистым называют!».

  • пики - естественно, копье, которым сотник Лонгин пронзил сердце Спасителя.

  • бубны - гвозди, которыми Иисус был прибит к кресту.

  • червы - губка, пропитанная уксусом, которую дали Христу.

При этом еще и слово «козырный» выводят из слова «кошерный». В общем, как обычно, евреи во всем виноваты, они пособники дьявола, а играть в карты - значит, не ведая того, богохульствовать.

И вот, настоящая небольшая статья призвана развеять эти мифы и показать читателю основные вехи истории игральных карт.

Итак, кто же придумал игральные карты?

Китайцы. Как множество других вещей.

Китайцы первыми изобрели бумагу, соответственно и возможность делать приспособления для азартных игр из бумаги появилась именно в Китае.

Исторически в Китае имеется несколько типов игральных карт. На одних китайских игральных картах изображены фигуры китайских шахмат сянцы (точнее, иероглифы), на других - костяшки домино, на третьих - монеты. Последний тип так и называется «монетные карты».

А теперь внимание! Именно от «монетных карт» и произошли европейские игральные карты.

Так что давайте рассмотрим китайские монетные карты детально.

Колода китайских монетных карт выглядит непривычно для нас с вами. В такой колоде три (или четыре) масти, в каждой из которых девять (как вариант - десять) карт:

1. Монеты. Девять карт: от одной монеты до девяти монет.

2. Связки монет. Причем в каждой связке - сто монет. Девять карт: от одной связки (100 монет) до девяти связок (900 монет).

А что за связки монет?

Дело в том, что в Китае монеты были дырявыми (см. рисунок ниже):

А переносились монеты путем их нанизывания на веревки. По нашим временам - неудобно, а тогда - вполне себе ничего. Выглядело это примерно так:

3. Десятки тысяч монет. Изображаются такие количества монет уже не рисунками, а иероглифами. И снова девять карт: от 10000 монет до 90000 монет.

Итак, в китайских монетных картах масти находятся в иерархическом отношении, а каждая следующая масть получается умножением предыдущей масти на 100:


  • 1 -> 100 -> 10000

  • 2 -> 200 -> 20000


  • 9 -> 900 -> 90000

Или в табличном виде:
Монеты Связки монет Десятки тысяч (символы)
1 100 10000
2 200 20000
3 300 30000
4 400 40000
5 500 50000
6 600 60000
7 700 70000
8 800 80000
9 900 90000

А теперь давайте посмотрим, как китайские монетные карты выглядят. На рисунке ниже представлена часть колоды китайских монетных карт одного из типов (этих типов очень много, и в них даже я не разбираюсь).

Сверху вниз: монеты, связки монет, десятки тысяч монет.

Как видим, связки монет тут больше похожи на каких-то червяков, а на картах масти «десять тысяч» изображены забавные человечки (достоинство карты обозначают не они, а иероглифы сверху).

Обычно обозначения достоинства и масти китайских монетных карт еще более стилизованны, и понять, что изображено на карте, может только игрок или специалист.

Вот еще не самый сложный рисунок:

Подскажу: монеты - в середине, сверху - десятки тысяч, снизу - связки монет.

Помимо приведенного рисунка вы можете увидеть масти китайских монетных карт в такой игре, как маджонг. В этой игре, внешне больше похожей на домино, а по сути - на карточную игру румми, тоже есть три масти:


  • точки (это монеты);

  • бамбуки (связки монет по сто);

  • символы (десятки тысяч монет).

Выглядит это так:

Сверху вниз: точки, бамбуки, символы.

Кстати, особенностью монетных карт является то, что каждая масть в колоде не одна, как в привычных нам игральных картах, а несколько.

Причем, в маджонге такая же ситуация: там костяшек каждой масти четыре набора. Вот для иллюстрации полный набор маджонговых «точек»:

Вообще, в случае маджонга мы видим некое обратной движение маятника: раньше на картах изображали домино, а теперь на домино - карты...

Также интересно отметить, что в Европе тоже могут играть не одной, а несколькими колодами сразу, например, при игре в те же румми или при раскладывании пасьянсов.

Теперь о символизме мастей и об их происхождении. В древней европейской колоде было четыре масти: монеты, палки, кубки и мечи. Замечу, что эти масти сохранились сегодня в Италии и Испании. Вот эти масти (на примере троек):


И, как, возможно, заметил внимательный читатель, масть «монеты» явно происходит из Китая. И это, действительно, так.

Масть «палки» («дубинки») - тоже из Китая - это, так сказать европейское переложение китайской масти «связки монет».

Но откуда же взялись «мечи» и «чаши»?

Дело в том, что в Европу игральные карты попали не непосредственно из Китая.

Европейцы переняли карты не у китайцев, а у арабов. Скорее всего, в Европу попали так называемые мамлюкские игральные карты , распространенные тогда в Египте (именно мамлюки там в то время и правили). Произошло это в XIV веке. В Европе игральные карты даже назывались изначально арабскими словами - наиби, нейп.

В мамлюкских игральных картах уже было четыре масти: монеты, палки для поло, чаши и ятаганы.

Возможно, чаши - это просто арабская трактовка китайской масти «десятки тысяч». Но, может, и нет. «Мечи» же (ятаганы), по всей видимости, придуманы арабами.

Именно арабы ввели в колоду и так называемые придворные карты - всем знакомые Король, Дама и Валет. У арабов это были, соответственно: Султан, Первый визирь, Второй визирь. В ряде колод была еще четвертая придворная карта - некий «помощник».

Конечно, можно строить множество всяких гипотез о том, почему арабам понадобились новые масти и придворные карты, о том, по какой причине они решили переделать китайские монетные карты. Можно даже приплести сюда всякую мистику типа суфийских орденов или каких-нибудь каббалистов, которые тайно проживали среди арабов. Но, на мой взгляд, тут речь просто о том, что потребность именно в такой колоде была обусловлена правилами карточной игры, которые сложились в арабской культуре.

Как же выглядели мамлюкские игральные карты? Вот схематичные изображения придворных карт мамлюкской колоды:

Сверху вниз: монеты, палки для поло, чаши, ятаганы. Слева направо: султан, визирь, второй визирь.

Реально мамлюкские карты выглядели вот так:

На рисунке выше представлены три придворные карты масти «палки для поло». Слева направо: султан, визирь, второй визирь.

Итак, в XIV веке в Европу попали мамлюкские карты, которые были изменены в соответствии с европейской культурой. Как арабы переделали когда-то под себя китайские игральные карты, так и европейцы приспособили карты арабские к собственным потребностям.

Масти при этом практически не изменились (разве что ятаганы стали мечами, а палки для поло - просто палками), а вот рисовать карты стали по-европейски (в Европе не было запрета на изображение живых существ в отличие от мусульманского Востока). Придворные карты соответственно изменились на Короля, Рыцаря и Пажа (Оруженосца), плюс/минус Дама.

А в XV веке в Европе (а именно, в Италии) появились карты таро. Они произошли от обычных игральных карт путем добавления козырей (обычно козырей 21 штука) и особой карты под названием «Дурак».

Так что не игральные карты произошли от карт таро путем упрощения, а карты таро произошли от обычных игральных карт путем усложнения.

Причем созданы карты таро были именно для игры, а вовсе не для гаданий или передачи некоей оккультной мудрости. Играли с помощью карт таро в игру под названием «Триумфы». Триумфами изначально назывались и сами эти карты (слово «таро» возникло много позже).

Кстати, вот интересный момент, показывающий, что сходные элементы в разных культурах могут развиваться похожим образом: помимо очковых карт в таро есть еще и козыри. На этих козырях мы видим разные аллегорические изображении и в том числе добродетели.

Вот три добродетели из так называемого «марсельского» таро (в других типах колод таро могут быть иные наборы добродетелей):

А в маджонге тоже помимо «очковых костяшек» (точек, бамбуков и символов) имеются костяшки с аллегориями добродетелей:


  • красный дракон - умеренность;

  • зеленый дракон - процветание;

  • белый дракон - доброжелательность, искренность и сыновняя почтительность.

Вот эти драконы:

А вот более традиционное их изображение (иероглифическое):

Как же появились знакомые нам символы мастей - бубны, трефы, черви и пики? Такие масти, кстати, принято называть французскими.

В общем-то, не трудно догадаться, что французские масти являются ни чем иным как упрощением и стилизацией исходных мастей (итало-испанских, в Италии и Испании, напомню, они используются до сих пор). Таким образом:


  • монеты превратились в бубны;

  • палки - в трефы;

  • чаши - в червы;

  • мечи - в пики.

Причем, по-видимому, французские масти произошли от итало-испанских не прямо, а через немецкую систему мастей (бубенцы, желуди, сердца, листья):

  • монеты - бубенцы - бубны;

  • палки - желуди - трефы;

  • чаши - сердца - червы;

  • мечи - листья - пики.

Или в виде рисунка:

Очевидно, что вывод о происхождении французских мастей от немецких вполне логичен, учитывая, что немецкие масти проще итало-испанских, но все еще являются полноценными рисунками, а не упрощенными знаками.

Итак, давайте подытожим:


  1. Игральные карты были изобретены в Китае.

  2. У китайцев их переняли арабы. У арабов - европейцы.

  3. Символы мастей (итало-испанские, немецкие, французские) не имеют никакого отношения ни к оккультизму, ни ко всякой дьявольщине.

  4. Карты таро - это особая форма игральных карт, которая создана на основе обычных игральных карт.

Надеюсь, было интересно.

В странах Западной Европы первые игральные карты появились еще в XIII веке. В нашей стране они появились значительно позже – согласно самой распространенной версии в карты на Руси стали играть на рубеже XVI и XVII веков. Полного единодушия по поводу того, из какой страны в Россию попали первые карты, среди историков нет. Самая популярная версия – карты пришли в Россию из Чехии – ведь в этой стране карты появились тогда же, когда и в Западной Европе. Но есть и «польская» и «немецкая» версии.

Первое достоверное письменное упоминание о игральных картах в России относится к 1649 году. В «Уложении» царя Алексея Михайловича – суровом и строгом своде законов, игра в карты попала в главу «О разбойных и татиных делах». В этом «уголовном кодексе» картежники приравнены к «татям» - ворам и грабителям. А наказания для воров в те времена были суровыми. Попавшихся на игре в карты в первый раз предписывалось сечь кнутом, отрезать левое ухо и сажать в острог на два года. Если игрок оказывался рецидивистом и ни кнут, ни нож палача не могли отучить его от пагубной страсти, его заковывали в кандалы и отправляли на каторгу. Если и это не помогло, «Уложение» предписывало совсем уж крайнее средство – «казнить смертью». Впрочем, столь суровые меры касались только простого («черного») люда. Бояр не пороли кнутом, не отрезали им уши, не заковывали в кандалы. В карты, вполне возможно, играл и сам Алексей Михайлович. Во всяком случае, карты есть в описи имущества в одном из принадлежащих этому монарху дворцов.

Петр Великий картами не увлекался. Но среди его сподвижников было немало картежников. Например, «забавляться игрой в карты», любил сам Александр Меншиков – друг и сподвижник Петра. Иностранцы в своих воспоминаниях подробно описали некую «русскую игру в короли», которую они называли «несравненной и умной». Как и в Европе, в нашей стране в карты играла в первую очередь знать и купечество. И уже тогда играли не только «забавы ради». Игра шла и на крупные денежные суммы. В карты проигрывали поместья и целые деревни с крепостными. В итоге, в 1717 году Петр I издал указ, строго настрого запрещающий игру в карты на деньги. Императрица Анна Иоанновна издала в 1733 году издала еще более строгий указ – игроки должны были заплатить штраф в размере тройной суммы денег, на которые шла игра. За повторную игру на деньги дворяне на месяц отправлялись в тюрьму, а «подлый люд» надлежало «нещадно бить батогами».

Императрица Елизавета Петровна, незадолго до своей смерти, издала в 1761 году указ, деливший карточные игры на разрешенные и запрещенные. Запрещенные игры – это игры на деньги, разумеется. Правда, в указе была честная оговорка – на дворцы Ее Императорского Величества данный запрет не распространяется.

Екатерина Великая была к картам неравнодушна – играла и с фаворитами, и с придворными, и с европейскими монархами. В годы ее царствования издаются многочисленные руководства по карточным играм.

Впрочем, запреты на игру на деньги, изданные ее предшественниками, императрица не отменяла. Что, впрочем, никак не мешало ее приближенным проигрывать огромные по тем временам суммы.

Как мы уже говорили, карты появились в нашей стране на рубеже XVI и XVII веков. Но вплоть до XVIII века игральные карты завозились в Россию из Европы. Карт российского производства долгое время не было. А европейские карты делились в те времена на три типа – французские, итальянские и немецкие. Они различались названиями мастей – например, у итальянских карт это были кубки, монеты, мечи и жезлы. Но наибольшей популярностью в нашей стране пользовались карты французские. Масти у них носили хорошо знакомые нам названия – черви, бубны, пики, трефы. Во Франции, кстати, еще в XV веке придумали «прототипов» для карточных королей – Карл Великий стал королем червей, царь Давид королем пик, Юлий Цезарь – бубновый король, а Александр Македонский – король трефовый. А вот с карточными дамами такого единодушия не было – роль дамы червей отводили то библейской Юдифи, то Елене Троянской, дамой пик была и богиня Афина и … Жанна Д"Арк, дамой треф – добродетельная Лукреция.

Производство отечественных карт началось в 1760-ые годы, после указа Елизаветы Петровны, официально разрешающего «степенные» игры (игры не на деньги). Первая реклама карт российского производства появилась в газете «Санкт-Петербургские Ведомости» в 1769 году. А еще раньше – в 1766 году таможенная пошлина на иностранные карты была поднята с 87 копеек за дюжину карт до двух рублей. А годом раньше был введен налог на клеймление карт – 10 копеек для карт, привезенных из Европы и 5 копеек для карт, напечатанных в России (игра в карты, не имеющие клейма, каралась крупными штрафами). Такими простыми и действенными мерами правительство проявляло заботу об отечественном производителе. Карты производились в Петербурге, Москве, Архангельске и других городах России. Налог на клеймление карт, кстати, шел на содержание Воспитательных Домов (прообраз детских домов), организованных известным просветителем И. И. Бецким. В 1798 году, в царствование Павла I, Воспитательным домам было даровано монопольное право печатать и клеймить карты. В том же году в России появилась первая механическая бумагопрядильная фабрика. Предприятие было выкуплено казной и подарено Воспитательному дому в Петербурге. Уже при Александре I был издан указ, окончательно закрепляющий монополию Воспитательных Домов на производство игральных карт.

А высший свет тем временем сотрясали скандалы, связанные с игрой в карты не деньги, усадьбы, крепостных. Строгий указ, запрещающий игру на деньги, изданный Александром I в 1801 году, «не работал». Приведем самый яркий пример карточного скандала – в 1802 году в Москве князь Александр Голицын проиграл графу Льву Разумовскому … свою супругу княгиню Марию Григорьевну (урожденную Вяземскую). По согласию всех трех сторон, брак был расторгнут и княгиня вышла замуж за победителя. И счастливо прожила с ним долгих шестнадцать лет.

Все российские любители карточных игр привыкли к так называемым «атласным картам». Сложно даже представить, что когда-то карты в нашей стране выглядели иначе. Но об истории игральных карт в нашей стране мы только что рассказали. Давайте поговорим об истории тех игральных карт, которыми мы пользуемся сегодня.

Производство карт в нашей стране неразрывно связано с Императорской Карточной Фабрикой, бывшей Александровской мануфактурой. Выпуск карт на этом предприятии наладили еще в 1819 году. На протяжении почти сорока лет фабрикой руководил А. Я. Вильсон и буквально с первых лет своей работы он пытался улучшить внешний вид игральных карт. Разрабатывались новые рисунки, но утвердить их требовалось на самом высоком уровне. К сожалению, российские самодержцы не видели причин вносить изменения в устоявшийся дизайн карт.

Все изменилось после отмены крепостного права в 1861 году. До сих пор на карточной фабрике работали крепостные, теперь их сменили вольнонаемные рабочие. Были закуплены шестьдесят новых машин, производство возглавил опытный мастер Винкельман. Наконец-то встал вопрос и о новых рисунках на игральных картах. Проблема опять решалась на самом высоком уровне. Разработку нового дизайна доверили академикам живописи Адольфу Иосифовичу Шарлеманю и Александру Егоровичу Бейдеману. И тот и другой были известными художниками. Им удалось создать настоящие шедевры карточной графики. Но эскизы Бейдемана были признаны слишком сложными и вычурными, в производство были запущены карты на основе более простых и лаконичных работ Шарлеманя.

Адольф Иосифович Шарлемань (1826 – 1901), создатель современных российских карт, родился в семье обрусевших французов. Его дед был скульптором-декоратором, отец – известным петербургским зодчим. Адольф Шарлемань решил стать живописцем и поступил в Императорскую Академию Художеств, которую закончил по классу батальной и исторической живописи. За картину «Суворов на Сен-Готарде» был удостоен золотой академической медали и права на шестилетнюю заграничную стажировку. За полотно «Последний ночлег Суворова в Швейцарии», написанное во время заграничной поездки, был удостоен почетного звания академика живописи.

Вернувшись на родину, Шарлемань рисовал не только батальные полотна. Он работал и в Государственной Экспедиции по заготовлению ценных бумаг, делал иллюстрации для популярных журналов и даже работал над эскизами костюмов для балов. Но из всех работ этого талантливого художника в народной памяти остались … да, вы правы, именно те, что он выполнил по заказу Императорской Карточной Фабрики. Давайте поговорим о них поподробнее.

Делая свои эскизы, Шарлемань не стремился придумать что-то принципиально новое. Он творчески переработал те рисунки, что существовали до него. В первую очередь, французскую колоду 1816 года. В годы Великой Французской Революции монархия во Франции была свергнута и в картах – контрреволюционных королей, дам и валетов сменили античные боги и великие философы. Но в 1816 году монархия во французских картах была восстановлена. Эти французские карты и послужили русским художникам образцами для подражания. Впрочем, короли на русских картах тех лет, напоминали бородатых мужиков из сельской глубинки. Да и дамам не хватало изящества.

На рисунках Шарлеманя царственные особы выглядят именно так, как им и подобает. Вместе с тем, рисунки просты и лаконичны – никаких лишних деталей. А, кроме того, эти рисунки были еще и технологичны – они делались под печать в четыре краски.


"Атласные" карты Адольфа Иосифовича Шарлеманя.

Само слово «атласные» появилось от названия сорта бумаги, которую сравнивали с блестящей и гладкой шелковой тканью – атласом. Листы этой бумаги натирались тальком на специальных машинах. Атласная бумага выгодно отличалась от обычной бумаги тех лет – плохо проклеенной, шероховатой, легко размокающей. А карты, напечатанные на атласной бумаге, не боялись влаги и легко скользили. Правда, и стоили они недешево – в 1855 году дюжина атласных карт стоила 5 рублей 40 копеек (годовой доход крестьянина в те годы составлял 10-20 рублей). Примерно столько же стоили и карты ручной работы, изготовляемые для императорского двора. Впрочем, с элитных карт для богачей и аристократов «атласные» рисунки перешли и на карты первого и второго сорта, более доступные для простой публики.

В производство были запущены и дорожные карты (отличавшиеся меньшим размером) с рисунками Шарлеманя:






















Карты Шарлеманя благополучно пережили Октябрьскую революцию и Гражданскую войну. В Советском Союзе производство игральных карт было сосредоточено на Государственной Карточной Монополии. Первоначально, сохранялось деление на карты атласные, экстра, первого и второго сортов по типу бумаги на которой их печатали. Но уже к началу тридцатых годов карты печатались только на атласной бумаге, благо технология ее изготовления была уже не такой сложной и дорогостоящей. Правда, стоимость карт оставалась довольно высокой – в «прейскуранте товаров народного потребления» за 1935 год стоимость колоды в 52-53 карты составляет 6 рублей.

Впоследствии рисунки Шарлеманя были переделаны под офсетную печать.

А подлинники знаменитых рисунков Шарлеманя дожили до наших дней – сначала они хранились в архиве Государственной Карточной Монополии (бывшей Императорской Карточной Фабрики). После закрытия этого предприятия эскизы приобрел известный коллекционер Александр Перельман, передавший их Музею карт в Петергофе.

Откуда взялись игральные карты.

Все мы видели карточную колоду, не раз играли в подкидного или обычного дурака.
Но, наверное, мало кто задумывался над тем, откуда, собственно, взялись игральные карты. А между тем у них очень давняя и интересная история! А валеты, дамы, короли имеют прототипы.

Мистика Таро

Колода карт в том виде, к которому мы привыкли, появилась сравнительно недавно. Однако история игральных карт начинается в глубокой древности.

Согласно оккультной версии, карты придумали жрецы в Древнем Египте, и в них зашифрованы все знания человечества. Жрецы создали 78 золотых табличек, на которых нанесли магические знаки. 56 таких табличек зовутся Младшими Арканами, и именно они стали обычными картами. А 22 Старших Аркана - это мистические карты Таро, которые по сей день используют гадалки и прорицатели.

Так выглядят современные карты Таро

Впрочем, научного подтверждения этой версии нет. Однако данные археологических исследований показывают, что карты действительно появились очень давно.
На древних фресках можно увидеть, что в Древнем Египте имелось некое подобие карт - черенки с нанесенными на них цифрами, и существовала игра, очень похожая на карточную. Такие же игры забавляли жителей Индии, только сделанные там первые карты были из слоновой кости и ракушек.

Интересно, что арабские карты подтверждают оккультную версию их появления. Они тоже имеют 56 Младших и 22 Старших Аркана. При этом мусульманам Кораном запрещено изображать людей на картах, поэтому на них имеются только орнаменты-арабески.

Аналоги карт появились в Китае и Японии, но были они по-восточному мудрёными и замысловатыми и мало походили на современные. Карты на Востоке рисовали на бумаге - это были полоски, на которых изображались различные символы.
В X-XII веках путешественники из Европы добрались до Поднебесной. Европейцам понравились хитроумные китайские игры, которые они и привезли домой.

Китайская карта, династия Мин,
примерно 1400 год

Четыре главных короля

Карты начали распространяться по Европе. Существует история о том, как появилась привычная для нас колода с королями и дамами. Говорят, что изобрел её в 1392 году Жакмен Грингоннер - шут французского короля Карла VI Безумного, который, как можно догадаться по прозвищу, страдал душевным расстройством. Для развлечения своего господина шут начал придумывать различные карточные игры и заодно модифицировал колоду.

Грингоннер, чтобы польстить господину, нарисовал четырёх королей и объявил, что каждый из них имеет свой прототип. Король червей - это Карл Великий, пиковый - царь Давид, бубновый - Юлий Цезарь, а трефовый - Александр Македонский.
Самого себя шут объявил джокером.

Это очень интересный карточный персонаж - вроде бы дурак, но на самом деле он в колоде сильнее всех. И в жизни ведь именно шут мог под своей маской говорить правду королям.

Позже в колоде появились валеты, которые тоже имели исторические или мифические прототипы. Валет червей - это французский рыцарь Этьен де Виньоль по прозвищу Ла Гир, верный соратник Жанны д’Арк; пиковый - герой французского эпоса Ожье Датчанин; бубновый - Роланд из «Песни о Роланде»; трефовый - Ланселот Озёрный из легенд о короле Артуре.

Интересно, что долгое время дам в колоде не имелось. Лишь в XVI веке на игральных картах появились женские персонажи. И каждая из прекрасных дам опять же имела прототип! Дама червей - это героиня библейской легенды Юдифь. Дама бубен - Рахиль, жена Иакова. Интересно, что бубновая масть означает деньги, а Рахиль, по легендам, была скупой. Пиковой дамой стала греческая богиня мудрости и войны Афина Паллада. Дамой треф поначалу считалась Дидона из «Энеиды» Вергилия. Но затем дама треф превратилась в коварную соблазнительницу Аргину - это анаграмма слова regina, то есть «королева». Придворные художники, создававшие карты для монархов, придавали Аргине сходство с королевской фавориткой. Интересно, что в случае появления новой любовницы живописцам приходилось рисовать другую колоду.
В годы Великой французской революции карты потеряли свою популярность.

Игральная карта французской революции,
символизирующая свободу и братство

Короли и дамы, пусть и рисованные, были свергнуты со своего престола. А на картах появились известные оппозиционеры и борцы с режимами: Брут, Вольтер, Гораций, Лафонтен, Мольер, Руссо, Сен-Симон…

Лопаты и дубинки

Карточные масти тоже возникли не на пустом месте. В первых колодах они носили названия «мечи», «кубки», «денарии» (денежная единица) и «жезлы». Позже мечи превратились в пики, кубки - в черви (от прилагательного червонный - красный), денарии - в бубны, а жезлы - в кресты, или трефы (последнее слово от французского «клевер»).

В других странах масти называются по-своему: например, в Англии и Германии - лопаты, сердца, бриллианты и дубинки, в Италии - копья, сердца, квадраты и цветы.

Черт Черчелли

Существует легенда о том, как карты появились в России. Говорят, что при Иване Грозном в Москве появился некий авантюрист - итальянец Черчелли, которого горожане тут же прозвали Чертелло. Впрочем, его итальянское происхождение под вопросом, ибо Чертелло в Италии назывался французом, во Франции - германцем, в Германии - поляком, а в Польше был русским.

Поль Сезанн. «Игроки в карты». 1895 год

Он привёз в Москву сундучок с картами, завёрнутый в чёрно-красную шаль, что соответствовало цветам мастей. Но москвичи говорили, что это цвета адского пламени.

И тут в Москве началась настоящая эпидемия: карты стали пользоваться бешеным спросом, и Черчелли решил наладить их печать. Однако вскоре он был изгнан из Москвы за свои бесовские игрушки, а карты надолго оказались под запретом.
Однако, несмотря на все препоны, карты прижились на Руси и тесно вошли в её историю и даже культуру - вспомните хотя бы «Пиковую даму» Пушкина или знаменитый карточный проигрыш Николая Ростова из «Войны и мира».

После Октябрьской революции в 1917 году в России даже появились советские карты, на которых вместо королей и валетов фигурировали рабочие и крестьяне. Более того, масти тоже поменялись: вместо бубен и пик на картах красовались серпы, молоты и звезды. Затем карты были вообще запрещены.

Сейчас играть в карты можно, и более того, выпускаются колоды на любой вкус: сувенирные, гадальные, с различными историческими персонажами. Даже можно заказать карты с изображением вас самих и ваших друзей, с которыми позволительно потом поиграть в дурака. Только не прогадайте - а вдруг кто-нибудь обидится, что он не король, а какая-нибудь там девятка…

Очень долгое время изобретение игральных карт приписывалось французскому живописцу XIV столетия Жаклину Грэнгоннеру, который якобы первым выдумал эти маленькие разрисованные картонные листки. И сделал он это с целью позабавить ими Карла VI в минуты просветления помраченного ума его величества.

Версию эту первыми опровергли в XVIII столетии два ученых литератора, аббаты де Лонгрю и Рив, которые в своих диссертациях убедительно доказали, что карты и карточные игры появились задолго до царствования этого бедного государя.

Первым же бесспорным доказательством этому служит подлинный акт Кельнского собора, воспрещавший карточную игру духовным лицам.

Этот акт появился гораздо раньше того времени, когда Грэнгоннер вручил нарисованные им карты страдавшему умопомешательством монарху. Полученный им за эти карты приличный гонорар побудил художника к творчеству, и он стал активно работать над усовершенствованием оформления карт. Он заменил некоторые фигуры на картах, а в царствование Карла VII внес дальнейшие изменения в изображения на картах и придумал фигурам те названия, которые они носят и теперь.

Так, по прихоти художника Давид, пиковый король , был эмблемой Карла VII, а король червовый был наименован Карлом Великим. Королева Регина в трефовой даме изображала Марию, супругу Карла VII.

Паллада, пиковая дама, олицетворяла Деву Орлеанскую, Жанну д`Арк. Рахиль, бубновая дама - нежную Агнесу Сорель, а червовая дама Юдифь - легкую "по нравственности" Изабеллу Баварскую. Четыре валета (оруженосцы) обозначали собою четырех храбрых рыцарей: Ожье и Лансело при Карле Великом, Гектора де Галлара и Ла-Гира при Карле VII. И другие названия карт были выдержаны художником во вкусе того времени - воинственной аллегории. Черви были эмблемой храбрости, пики и бубны представляли оружие, трефы - съестные припасы, фураж и амуницию. И наконец, туз (ас) в латинском своем значении представлял собой то, что всегда признавалось главным богатством войны - деньги.

Живописец Грэнгоннер, таким образом, хоть и не является изобретателем карт , но оставил своим соотечественникам и всем на наследство, которое во многом способствовало и способствует сейчас развлечению людей, и не только праздных, но и деловых, и привело к разнообразию занятий во всех слоях общества.

Феномен быстрого распространения карт по всему миру беспримерен. В карты играют во всех уголках земного шара. Темой исследования карты могут стать для философа и психолога, статистика и экономиста, для моралиста и служителя культа...

Надо признать, что происхождение карт до сих пор покрыто непроницаемым мраком. Слишком поздно спохватились ученые, время успело разрушить памятники, которые могли бы пролить свет на историю возникновения карт. Однако многие ученые люди посвятили большую часть своей жизни исследованию истории игральных карт.

Но, несмотря на все их усилия, история эта до сих пор изобилует многими белыми пятнами, запутана, и можно с уверенностью сказать, что едва ли кому-то удастся когда-нибудь выяснить, когда же на самом деле появились карты и когда в первый раз за игральный стол уселись первые игроки.

Из чего делали игральные карты

Вообще-то для карточной игры не обязательно иметь те игральные карты, которые мы знаем в настоящее время: прямоугольные, овальные, круглые или какой-нибудь другой формы, изготовленные из плотного картона. Они могут быть изготовлены из дерева, кожи, слоновой кости или даже из металла. Такие карты можно увидеть во многих музеях мира. В некоторых странах и до сих пор карты изготавливают из дерева, кое-где из пластиковых материалов в форме домино, особенно для таких карточных игр, как Рамс и Канаста . Таким образом, материал, из которого делают карты, может быть различным. Наиболее подходящим, однако, оказались карты, изготовленные из специальной бумаги. Причем такая бумага появилась почти одновременно во многих странах.

Если бумага действительно была изобретена в Китае еще в 105 году нашей эры, то видимо не намного позже появились и бумажные карты.

В отношении изобретения карт существует множество легенд. По одной из них, в доисторические времена одним разбойником была похищена прекрасная принцесса. Находясь в заточении, она изготовила из кожи карты и научила играть в них своего поработителя. Разбойник якобы бы так очарован игрой в карты, что в знак благодарности выпустил принцессу на свободу.

Одно греческое предание приписывает изобретение карт Паламеду, сыну эвбейского царя Навплия, очень умного и хитрого, которому удалось, например, разоблачить самого Одиссея. Одиссей хотел остаться в стороне от войны греков против Трои. Когда его в связи с этим отыскал Паламед. Одиссей прикинулся сумасшедшим. А сделал он это так: он впряг в плуг к своим быкам еще и осла, и стал засевать поле не зернами, а рассыпать в борозды соль. Однако Паламед сразу же разгадал обман. Он вернулся во дворец, взял из люльки сына Одиссея - Телемаха, принес его в поле и положил в борозду перед упряжкой волов и осла. Одиссей, конечно, свернул в сторону, выдав этим себя. Эта хитрость Паламеда явилась основанием для того, чтобы ему стали приписывать различные изобретения. Он якобы изобрел весы, буквы, игральные кости, некоторые меры, а во время многолетней осады Трои - игральные карты. И это случилось за 1000 лет до нашей эры!

Есть исследователи, которые называют другую личность, якобы изобретшую карты. Им якобы является один из семи мудрецов античной Греции, а именно философ Килон, который хотел помочь бедным забыть о еде. Для этого он изобрел карты, в которые стали играть бедняки и во время игры начисто забывали о голоде.

Перечень легенд и сказок об изобретении карт можно продолжить, но ясно, что они не являются изобретением одного единственного человека.

Каким же образом вырабатывались правила старых карточных игр

Можно предположить, что это были, прежде всего, комбинационные игры типа нынешних игр Рамс и Канаста, т. е. таких игр, в которых считалось необходимым как можно быстрее объединить карты по картинкам, цветам и т. д. Об этом свидетельствует тот факт, что были игры, в которых использовались карты не только с 3 и 4 изображениями, но и с 5, 6 и большим количеством. В Корее играют в карты с изображением 8 фигур: мужчины, лошади, антилопы, кролика, фазана, ворона, рыбы и звезды. И на каждую из этих фигур имеется по 10 различных кар, т. е. колода состоит из 80 карт.

Китайцы в старину играли даже на обесцененных денежных знаках. Так как монет было мало, а дальнее путешествие с большим количеством денег было опасным, уже в 7 столетии государство разрешило так называемые "летающие деньги". Для расточительной жизни своих дворов повелители нуждались все в большем количестве денег и велели печатать их целыми кучами. Деньги обесценивались с катастрофической быстротой, и дело дошло до того, что в 9 столетии они потеряли всякую ценность. Старые банкноты обменивались на новые в соотношении 1:100, 1:500, 1:1000, 1:2000... Именно в это время старыми деньгами начали играть в карты. И эти карты из денег просуществовали в Китае почти до конца 9 столетия. В Китае еще и сейчас играют в карты, на которых изображены генерал, два советника, слоны, лошади, боевые колесницы, орудия, а также 5 солдат. Эти 16 фигур раскрашены в красный, белый, желтый и зеленый цвета. Каждая масть повторяется дважды, и таким образом, общее число карт в колоде составляет 128 штук. Характерной для китайских карт всегда была их форма: они длинные и узкие.

Совершенно иная форма у индийских карт, они квадратные, а иногда и круглые. Индийские карты обычно имели 4 масти, но были карты и 12 цветные, и каждый цвет насчитывал 12 карт, т. е. количество карт в колоде составляло 144.

Когда игральные карты появились в России

Предположительно в России карты появились вскоре после их появления в Европе, в частности в Германии и во Франции. Они довольно быстро проникли прежде всего в правящие круги. Во всяком случае, уже при Анне Иоанновне и Елизавете Петровне карточные игры, особенно в придворных кругах, процветали, а наивысшего своего расцвета карточные игры достигли в царствование Екатерины II. Достоверно известно, что екатерининские вельможи играли почти все поголовно. Многие из них ставили на карту колоссальные состояния, при этом проигрывались земли в десятки тысяч десятин и крепостной народ. Крестьяне сплошь и рядом, просыпаясь утром, узнавали, что они по прихоти хозяина проиграны другому лицу и переходят в его собственность. Дворовые девки, особенно красивые, шли на карту иногда за колоссальную сумму, и наряду с ними на карту шли охотничьи собаки и породистые лошади.

О том, когда карты появились в России, точных сведений нет. Некоторые исследователи полагают, что это случилось довольно поздно, приблизительно во второй четверти 9 столетия. Однако это противоречит другим очевидным фактам. Исследователь Ю. Дмитриев сообщает, что еще в 1759 году механик Петр Дюмолин, приехавший в Москву, в одном из домов в Немецкой слободе демонстрировал "движущиеся карты". А другой российский исследователь А. Вяткин относит появления карт в России к еще более раннему сроку, к 7 столетию, и обосновывает это известным царским Уложением от 1649 года, в котором предписывалось с игроками поступать, "как с татями", т. е. с ворами. По мнению того же Вяткина, карты пришли в Россию через Украину, из Германии ("тамошние казаки коротали время за карточной игрой").

О том, что карты появились в России одновременно с их приходом в Европу, свидетельствует и то, что россияне "шли в ногу" с европейцами в освоении секретов многих карточных игр.

Видео: История игральных карт