Поучение чадам Владимира Мономаха — сочинение. Поучение владимира мономаха Владимир Мономах - великий князь

Поучение Владимира Мономаха своим чадам

Первое, страх имейте Божий в сердце своем и милостыню творя неоскудну, это начаток всякому добру.

Если вам Бог умягчит сердце, то слезы испустите о грехах своих, рекуще: "Яко же блудницу и разбойника, и мытаря помиловал еси, тако и нас, грешных, помилуй!". И в церкви так делайте, и ложась. Не грешите ни одну же ночь; если можете, поклонитеся до земли, не забывайте, не ленитеся; тем бо ночным поклоном и пением человек побежает дьявола, и что в день согрешит - тем человек избывает.

На коне едучи, если иных молитв не умеете молвити, то "Господи, помилуй" зовите беспрестанно, втайне; это будет лучше, нежели мыслить безлепицу ездя.

Всего же паче убогих не забывайте, но елико могуще, по силе кормите, и придайте сироте, и вдовицу оправдите сами, а не вдавайте сильным погубити человека. Ни права, ни крива не убивайте, ни повелевайте убити его.

С любовью взимайте благословение от епископов, и попов, и игуменов, и не устраняйтеся от них, и по силе любите, да приимете от них молитву.

Паче всего гордости не имейте в сердце и в уме, но рцем: "Смертны есмы, днесь живи, а заутра в гроб; се все, что нам еси дал - не наше, но Твое, поручил нам еси на мало дний".

Старых чти, яко отца; а молодых - яко братью. Лжи блюдися, и пьянства, и блуда - ибо в том душа погибает и тело. Куда же ходяще путем по своим землям, не дайте пакости делать отроком, ни своим, ни чужим, ни в селах, ни в житех, да не начнут вас клясти. Куда же пойдете, идеже станете, напойте, накормите просящего; и боле же чтите гостя, откуду же к вам придет; те мимоходящие прославят человека по всем землям, либо добрым, либо злым.

Больного присетите. И человека не минете, не привечавше, добро слово ему дадите. Жену свою любите, но не дайте ей над собою власти. Се же вы конец всему; страх Божий имейте выше всего.

Аще забудете сказанное - перечитайте: и мне не будет срама, и вам будет добро.

Леность всему мати: что умеет - то забудет, а что не умеет - тому не учится. Не ленитеся ни на что доброе, первое - к церкви. Да не застанет вас солнце на постели; тако бо отец мой делал блаженный и все добрые мужи совершенные. А узревшие солнце -прославите Бога, с радостью рече: "Просвети очи мои, Христе Боже, иже дал мне еси свет Твой красный!". И еще: "Господи, приложи ми лето к лету, да остаток грехов своих покаявся, оправдив живот, тако похвалю Бога!".

Что советую творити отроку моему, то и сам отворил - дела на войне и на охоте, ночь и день, на зною и на зиме, не давая себе упокоя. Тоже и худого смерда, и убогих вдовиц не дал сильным обидети, и церковного наряда, и службы сам никогда не презирал. Да не зазрите меня, дети мои, ни иной, кто прочтет, не хвалю бо ся ни дерзости своея, но хвалю Бога и прославляю милость Его, иже меня грешного и худого, на вся дела человеческая потребна. Да сию грамотицу прочитаючи, потеснитеся на вся дела добрая, славяще Бога со святыми Его.

Смерти, дети, не бойтеся - ни в бою, ни от звери, но мужское дело творите, как вам Бог подаст. А если от Бога будет смерть, то ни отец, ни мати, ни братья не могут отъяти, но то, что добро есть блюсти - Божие блюдение, лучше человеческого.

«Поучение» было внесено в Лаврентьевскую летопись под 1096 годом. Само поучение было написано Мономахом в 1117 году.

Владимир Мономах - выдающийся государственный деятель Киевской Руси (1053-1125).

Особенности жанра:

В отличие от традиционного жанра поучений, носящих обычно только религиозно-дидактический характер, «Поучение» содержит конкретно-исторические черты. Оно распространено автобиографической частью.

Оно построено по весьма чёткому плану:

1. Вступление, обращённое к детям.

2. Центральная дидактическая часть - общее философское рассуждение о человеколюбии и милостивости бога. Практические наставления.

3. Завершение - призыв воздать хвалу богу при любых делах.

Таким образом, в «Поучении» Мономах охватывает довольно широкий круг жизненных явлений. Владимир приводит примеры из своей личной жизни: он совершил 83 больших похода, заключил 20 мирных договоров.

Характерная особенность «Поучения» - тесное переплетение дидактики с автобиографическими элементами.

Стиль:

1. Книжные элементы, связанные с использованием Владимиром литературных источников. Любовь к природе выражается литературным языком.

2. Элементы живого разговорного языка (охота, походы).

3. Наличие отточенных, простых и ярких легко запоминающихся афористических выражений.

4. Язык простой.

Личность:

1. Нет молодецкой лихой удали, не красуется славой своих подвигов, потому что он не только витязь, а ещё и высокообразованный князь, философски осмысливший опыт своей долголетней жизни.

2. Черты воина и охотника, никогда не расстающегося с оружием, не знающего страха в схватках.

3. Образ князя-книголюба.

12. Киево-Печерский патерик. Общая характеристика + новеллы.

Наряду с первыми княжескими житиями создаются жития чисто церковные. В стенах Киево-Печерского монастыря собираются жития, предания и легенды святых.

Все эти описания жизни и деятельности монахов в 13 веке были объединены в сборник, который получил название в 15 веке - «Киево-Печерский патерик».

Основа патерика - переписка суздальского епископа Симона с монахом Поликарпом из Киево-Печерского монастыря. (Начало переписки - 20-е годы 13 века).

Они пишут о святости Киево-Печерского монастыря. Симон подчёркивает значение монастыря, называет знаменитые имена - выходцы из Киево-Печерского монастыря.

Состав:

1. Сказание о святых черноризцах Печерских (9житий святых, написанных Симоном)

2. 11 рассказов о жизни святых, написанных Поликарпом.

Эти 20 рассказов и составили основу Киево-Печерского патерика.

Патерик открывается сказанием о создании Печерской церкви (1073). Далее следуют рассказы о жизни святых. Они наполнены религиозной фантастикой, чудесами, борьбой с бесами, и т.д.

Большое место занимает отношение монахов с киевским князем. Обычно в столкновении с ним победа остаётся за монахами.

Жестокая кара постигает того, кто не почитает монастырь и его старцев. Такова мораль рассказа об иноке Григории, которого приказал утопить князь Ростислав.

Хорошо описываются князья Святослав, Всеволод, Владимир Мономах.

Не только подвигами прославляют монахи монастырь, но и искусством врачевания (Агапит), писательским мастерством (Нестор), умением творить каноны (Григорий), знанием текста писания (Никита), знанием языков (Лаврентий) и искусством живописи (иконописец Алимпий).

Возникновение патерика в условиях феодальной раздробленности, в период, когда Киев утратил былое значение политического центра, имело большое значение: патерик напоминал о былой славе, величии Киева, говорил об общерусском значении Киево-Печерского монастыря, символе единства русской земли.

Слово о полку Игореве». Историческая основа. История создания.

«Слово о полку Игореве» - величайший памятник мировой литературы. Переписывалось в течение 300 лет. Создан в 12 веке на Киевской Руси. «Слово» было найдено в списке 16 века. Оно входило в состав рукописного сборника, купленного Мусиным-Пушкиным.

Историческая основа:

В основе сюжета «Слова о полку Игореве» лежат подлинные исторические факты. С 1061 года юго-восточные границы Киевского государства начинают подвергаться опустошительным набегам степных кочевников-половцев. Русские князья проводят время в междоусобицах, иногда даже вступая в союз с кочевниками.

В начале 12 века Мономах прогоняет врагов далеко за Дон.

Со смертью Владимира Мономаха усиливается феодальная раздробленность, набеги становятся более частыми

1170 год - съезд южнорусских князей.

1184 год - коалиция разбивает половцев.

Но зато в 1185 году русские войска терпят сильнейшее поражение.

Итак, исторические события, связанные с походом и поражением северских князей - Игоря Святославича, его брата Всеволода, сына Владимира и племянника Святослава Олеговича и легли в основу «Слова о полку Игореве».

Описанию похода Игоря посвящены две дошедшие до нас исторические повести:

1. Лаврентьевская (северорусская). Лаконична и неконкретна, носит лишь религиозно-дидактическую окраску. Приводятся цитаты из «священного писания».

2. Ипатьеская (южнорусская). Подробное описание, трагедия. Человек, который описывал эти события, был сам вовлечён в них. Она не лишена художественности.

Перед нами две различные редакции исторической повести. Зато художественное своеобразие «Слова» особенно ярко раскрывается при его сопоставлении с летописными историческими повестями.

Написано было между 1185 и 1187 годами.

Идейный пафос и художественное своеобразие «Слова».

Основная идея - страстный «призыв русских князей к единению как раз перед нашествием собственно монгольских полчищ».

Надо сказать, что идейная и художественная сторона в «Слове» неотделимы друг от друга.

Художественное своеобразие:

«Слово о полку Игореве» представляет собой своеобразный мир образов, в котором живут, строят планы, борются, радуются и печалятся, делятся мыслями и чувствами разного положения люди феодального класса: князья и дружинники.

С художественной точки зрения «Слово о полку Игореве» поражает стройностью и внутренним единством, гармонией всех входящих в его состав компонентов - образов, картин, элементов словесного оформления.

Батальная живопись «Слова» отличается необычайной яркостью красок. Битва рисуется в этих картинах как богатырская потеха, как шумный пир.

Это произведение не словесно-изобразительного, а словесно-выразительного творчества, не эпически повествовательное полотно, а лирически песенный словесный поток. Песенный характер «Слова» выражается в отчётливо лирическом складе этого произведения.

Надо сказать о значении описания природы в «Слове». Каждый раз перед битвой она особенно ярко отражает предстоящие события.

Гражданская патриотическая идея прочно цементирует в единое художественное целое все части произведения. Чёткость политической мысли, лирическая взволнованность, публицистическая страстность, широта исторического мышления, высокая художественность - всё это делает «Слово» прекрасным произведением русской литературы.

Система образов в «Слове».

«Слово о полку Игореве» отличается большим количеством различных образов.

«Слово о полку Игореве» - произведение поразительно цельное. Художественная форма «Слова» очень точно соответствует его идейному замыслу. Все образы «Слова» способствуют выявлению его основной идеи - идеи единства Руси.

1) Свой призыв к единению, своё чувство единства родины автор «Слова о полку Игореве» воплотил в живом, конкретном образе Русской земли . «Слово» посвящено всей Русской земле в целом. К Русской земле обращены все лучшие чувства автора. Образ Русской земли - центральный в «Слове»; он очерчен автором широко и свободно.

В обширных пространствах Руси могущество героев «Слова» приобретает гиперболические размеры.

Ветер, солнце, грозовые тучи, в которых трепещут синие молнии, утренний туман, дождевые облака, щёкот соловьиный по ночам и галочий крик утром, вечерние зори и утренние восходы составляют огромный, необычайно широкий фон, на котором развёртывается действие «Слова», передают ощущение бескрайних просторов родины.

Широкий простор родной природы живо ощущается и в плаче Ярославны. Ярославна обращается к ветру, к Днепру, к солнцу.

Вместе с тем понятие родины включает для автора «Слова о полку Игореве» и её историю.

2) Отношение автора «Слова» к русским князьям двойственное: он видит в них представителей Руси, он им сочувствует, но осуждает их эгоистичную, узко местную политику и их раздоры, их нежелание совместно защищать Русскую землю.

3) Совсем особую группу составляют женские образы . Все они овеяны мыслью о мире, о семье, о доме, проникнуты нежностью и лаской, ярко народным началом.

4) Особняком в «Слове» стоит образ певца-поэта Бояна. С воспоминания о Бояне он начинает своё выступление, его он рисует великим поэтом прошлого. Боян - «вещий».

В идейном замысле образ Бояна имеет существенное значение.

Фольклорность «Слова».

«Слово...» - не только воинская повесть, но и песня. Именно с этим жанром связана русская фольклорная традиция. Все факты даны в эмоциональном, лирическом восприятии автора. Используя поэтическую образность фольклора, автор восхищается доблестью и мужеством князей, скорбит и плачет об их судьбе, укоряет их за неразумие, страстно призывает всех князей выступить в защиту интересов земли русской, радуется возвращению Игоря из плена.

Традиционна для русского фольклора следующая песенная символика: князья - это «солнце», «молодые месяцы», «соколы»; Ярославна плачет словно «одинокая кукушка» и т.д. В таких же традициях выдержано описание сна Святослава: покрывало - символ похорон, жемчуг - слез и проч. Все это взято из русского фольклора. Как, впрочем, и прием олицетворения (автор черпал из фольклорные метафоры, сравнения, эпитеты, которыми изобилует текст): «чистое поле», «красны девки», «борзые кони» - эпитеты, «Донец сказал князю Игорю...» - олицетворение, например. С русским песенным жанром связаны и многие рефрены (повторяющаяся часть или строка): «О русская земля!..» или «За землю русскую, за раны Игоревы!.. - эти строки часто повторяются. С фольклорной традицией связано и начало «Слова»: «Не подобало ли бы нам, братья, начать старинным складом печальную повесть..?

Поэтический стиль слова строится на словесных образах-символах, восходящих к народной поэзии. Автор, опираясь на традиции народной поэзии, построил героическую поэму, полную патриотизма. А без фольклорных традиций у него ничего бы не получилось.

Поэтический стиль «Слова».

Свойственный народной поэзии постоянный эпитет, неизменно связанный с названием определённого предмета, составляет характерную черту поэтики «Слова». Как и в народной поэзии, в «Слове» волк всегда «серый», орёл - «сизый», ворон обязательно «Чёрный», стрелы - «Калёные», девки - «Красные». Эпитет «вещий» неоднократно используется в «Слове» в словосочетании «вещий Боян». У Бояна и персты вещи.

Кроме постоянных эпитетов, носящих традиционный характер, в «Слове» иногда проскальзывают эпитеты, поражающие оригинальностью, заставляющие по-новому ощутить вещи. Например, эпитет «серебряный» в приложении к берегу реки.

Пленяя нас богатством и разнообразием поэтического словаря, «Слово» производит сильное впечатление и фигуральностью (гиперболы, восклицания, вопросы), интонационным богатством своего языка. Оборами аффективно-приподнятой речи наполнены и «золотое слово» Святослава, и «плач» Ярославны, и «слово» автора повести.

Поэтика воинской повести существенно отличается от поэтики житийной литературы. Поэтический язык «Слова» звенит всеми голосами земной жизни, говорит о красоте земных страстей полными страсти словами; это буйный и жизнерадостный язык княжеских дружин.

Тесная связь «Слова» с устной народной поэзией: отрицательные метафоры, некоторые типично народные эпитеты, плачи, прославления («Слово» заканчивается славой русским князьям.)

Характерна ритмичность поэтического языка «Слова». Тревожный ритм (волнение Игоря перед бегством), ритм большого, свободного дыхания (плач Ярославны)

«Слово о полку Игореве» - воинская повесть, поражающая своим необычайным художественным совершенством.

Композиция «Слова».

Так как в «Слове» преобладающую роль играет эмоционально-лирическое начало, в его композиции мало изображающих внешний мир картин и очень много места занимает изображение и выражение душевных движений.

Композиция «Слова» очень ритмична и логична, чётко выстроена.

«Слово» состоит из вступления, трёх основных частей и заключения.

Во вступлении мы видим певца Бояна. Он пел славу русским князьям. Автор размышляет, как начать повествование: правдиво или с полётом фантазии. Метод Бояна (фантазийный) ему не подходит.

1174 год - I поход Игоря.

1183 год - II поход Игоря.

I часть.

Завязка - выступление русских войск. В «Слове» в отличие от исторической летописи, инициатива похода принадлежит не Игорю, а Всеволоду.

II часть.

Центральная часть. Кульминация - поражение войска. Символ Руси - Киев, поэтому сюда и перенесены все действия. Сон Святослава (предвидит гибель Игоря). Чувство скорби Святослав выражает в «золотом слове», которое перерастает в публицистический призыв автора к князьям русским.

Публицистика сменяется лирическим плачем Ярославны над Путивлем.

III часть.

Плач Ярославны - олицетворённая природа, обращение к ветру, Днепру и солнцу. Этот плач - важное звено для развития сюжета; плач предваряет разлуку - бегство Игоря из плена. Затем - бегство Игоря со сказочными превращениями.

III часть самая эмоционально-поэтическая. В конце - слава князьям за мужество и храбрость.


ПОУЧЕНИЕ ВЛАДИМИРА МОНОМАХА

Я, смиренный, дедом своим Ярославом, благословенным, славным, нареченный в крещении Василием, русским именем Владимир, отцом возлюбленным и матерью своею из рода Мономахов… и христианских ради людей, ибо сколько их соблюл по милости своей и по отцовской молитве от всех бед! Сидя на санях, помыслил я в душе своей и воздал хвалу богу, который меня до этих дней, грешного, сохранил. Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь, но кому из детей моих она будет люба, пусть примет ее в сердце свое и не станет лениться, а будет трудиться.

Прежде всего, бога ради и души своей, страх имейте божий в сердце своем и милостыню подавайте нескудную, - это ведь начало всякого добра. Если же кому не люба грамотка эта, то пусть не посмеются, а так скажут: на дальнем пути, да на санях сидя, безлепицу молвил.

Ибо встретили меня послы от братьев моих на Волге и сказали: «Поспеши к нам, и выгоним Ростиславичей и волость их отнимем; если же не пойдешь с нами, то мы - сами по себе будем, а ты - сам по себе». И ответил я: «Хоть вы и гневаетесь, не могу я ни с вами пойти, ни крестоцелование преступить».

И, отпустив их, взял Псалтырь в печали разогнул ее, и вот что мне вынулось: «О чем печалишься, душа моя? Зачем смущаешь меня?» - и прочее. И потом собрал я эти полюбившиеся слова и расположил их по порядку и написал. Если вам последние не понравятся, начальные хоть возьмите.

«Зачем печалишься, душа моя? Зачем смущаешь меня? Уповай на бога, ибо верю в него». «Не соревнуйся с лукавыми, не завидуй творящим беззаконие, ибо лукавые будут истреблены, послушные же господу будут владеть землей». И еще немного: «И не будет грешника: посмотришь на место его и не найдешь его. Кроткие же унаследуют землю и многим насладятся миром. Злоумышляет грешный против праведного и скрежещет на него зубами своими; господь же посмеется над ним, ибо видит, что настанет день его. Оружие извлекли грешники, натягивают лук свой, чтобы пронзить нищего и убогого, заклать правых сердцем. Оружие их пронзит сердца их, и луки их сокрушатся. Лучше праведнику малое, нежели многое богатство грешным. Ибо сила грешных сокрушится, праведных же укрепляет господь. Ибо грешники погибнут, - праведных же милует и одаривает. Ибо благословляющие его наследуют землю, клянущие же его истребятся. Господом стопы человека направляются. Когда он упадет, то не разобьется, ибо господь поддерживает руку его. Молод был и состарился, и не видел праведника покинутым, ни потомков его просящими хлеба. Всякий день милостыню творит праведник и взаймы дает, и племя его благословенно будет. Уклонись от зла, сотвори добро, найди мир и отгони зло, и живи во веки веков».

«Когда восстали бы люди, то живыми пожрали бы нас; когда прогневалась бы на нас ярость его, то воды бы потопили нас».

«Помилуй меня, боже, ибо попрал меня человек; всякий день нападая, теснит меня. Попрали меня враги мои, ибо много восстающих на меня свыше». «Возвеселится праведник и, когда увидит отмщение, руки омоет свои в крови грешника. И скажет человек; «Если есть награда праведнику, значит есть бог, творящий суд на земле». «Освободи меня от врагов моих, боже, и от восстающих на меня защити меня. Избави меня от творящих беззаконие и от мужа крови спаси меня, ибо уже уловили душу мою». «Ибо гнев в мгновение ярости его, а вся жизнь в воле его: вечером водворится плач, а наутро радость». «Ибо милость твоя лучше, чем жизнь моя, и уста мои да восхвалят тебя. Так благословлю тебя при жизни моей и во имя твое воздену руки мои». «Укрой меня от сборища лукавых и от множества делающих неправду». «Веселитесь все праведные сердцем. Благословлю господа во всякое время, непрестанна хвала ему», и прочее.

Ибо как Василий учил, собрав юношей: иметь душу чистую и непорочную, тело худое, беседу кроткую и соблюдать слово господне: «Есть и пить без шума великого, при старых молчать, премудрых слушать, старшим покоряться, с равными и младшими любовь иметь, без лукавства беседуя, а побольше разуметь; не свиреповать словом, не хулить в беседе, не много смеяться, стыдиться старших, с непутевыми женщинами не беседовать и избегать их, глаза держа книзу, а душу ввысь, не уклоняться учить увлекающихся властью, ни во что ставить всеобщий почет. Если кто из вас может другим принести пользу, от бога на воздаяние пусть надеется и вечных благ насладится». «О владычица богородица! Отними от сердца моего бедного гордость и дерзость, чтобы не величался я суетою мира сего» в ничтожной этой жизни.

Научись, верующий человек, быть благочестию свершителем, научись, по евангельскому слову, «очам управлению, языка воздержанию, ума смирению, тела подчинению, гнева подавлению, иметь помыслы чистые, побуждая себя на добрые дела, господа ради; лишаемый - не мсти, ненавидимый - люби, гонимый - терпи, хулимый - молчи, умертви грех». «Избавляйте обижаемого, давайте суд сироте, оправдывайте вдовицу. Приходите да соединимся, говорит господь. Если будут грехи ваши как обагренные, - как снег обелю их», и прочее. «Воссияет весна поста и цветок покаяния; очистим себя, братья, от всякой крови телесной и душевной. Взывая к светодавцу, скажем: «Слава тебе, человеколюбец!»

Поистине, дети мои, разумейте, что человеколюбец бог милостив и премилостив. Мы, люди, грешны и смертны, и если кто нам сотворит зло, то мы хотим его поглотить, кровь его пролить вскоре. А господь наш, владея и жизнью и смертью, согрешения наши превыше голов наших терпит всю жизнь нашу. Как отец, чадо свое любя, бьет его и опять привлекает к себе, так же и господь наш показал нам победу над врагами, как тремя делами добрыми избавляться от них и побеждать их: покаянием, слезами и милостынею. И это вам, дети мои, не тяжкая заповедь божия, как теми делами тремя избавиться от грехов своих и царствия небесного не лишиться.

Бога ради, не ленитесь, молю вас, не забывайте трех дел тех, не тяжки ведь они; ни затворничеством, ни монашеством, ни голоданием, которые иные добродетельные претерпевают, но малым делом можно получить милость божию.

«Что такое человек, как подумаешь о нем?» «Велик ты, господи, и чудны дела твои; разум человеческий не может постигнуть чудеса твои», - и снова скажем: «Велик ты, господи, и чудны дела твои, и благословенно и славно имя твое вовеки по всей земле». Ибо кто не восхвалит и не прославит силу твою и твоих великих чудес и благ, устроенных на этом свете: как небо устроено, или как солнце, или как луна, или как звезды, и тьма, и свет? И земля на водах положена, господи, твоим промыслом! Звери различные и птицы и рыбы украшены твоим промыслом, господи! И этому чуду подивимся, как из праха создал человека, как разнообразны человеческие лица, - если и всех людей собрать, не у всех один облик, но каждый имеет свой облик лица, по божьей мудрости. И тому подивимся, как птицы небесные из рая идут, и прежде всего в наши руки, и не поселяются в одной стране, но и сильные и слабые идут по всем землям, по божьему повелению, чтобы наполнились леса и поля. Все же это дал бог на пользу людям, в пищу и на радость. Велика, господи, милость твоя к нам, так как блага эти сотворил ты ради человека грешного. И те же птицы небесные умудрены тобою, господи: когда повелишь, то запоют и людей веселят; а когда не повелишь им, то и имея язык онемеют. «И благословен, господи, и прославлен зело!» «Всякие чудеса и эти блага сотворил и совершил. «И кто не восхвалит тебя, господи, и не верует всем сердцем и всей душой во имя отца и сына и святого духа, да будет проклят!»

Прочитав эти божественные слова, дети мои, похвалите бога, подавшего нам милость свою; а то дальнейшее, - это моего собственного слабого ума наставление. Послушайте меня; если не все примете, то хоть половину.

Если вам бог смягчит сердце, пролейте слезы о грехах своих, говоря: «Как блудницу, разбойника и мытаря помиловал ты, так и нас, грешных, помилуй». И в церкви то делайте и ложась. Не пропускайте ни одной ночи, - если можете, поклонитесь до земли; если вам занеможется, то трижды. Не забывайте этого, не ленитесь, ибо тем ночным поклоном и молитвой человек побеждает дьявола, и что нагрешит за день, то этим человек избавляется. Если и на коне едучи не будет у вас никакого дела и если других молитв не умеете сказать, то «господи помилуй» взывайте беспрестанно втайне, ибо эта молитва всех лучше, - нежели думать безлепицу, ездя.

Владимир Мономах (1052-1125 гг.) своей политикой содействовал временному прекращению княжеских усобиц. Он прославился успешными походами против половцев, отбросив их далеко за Дон. Став в 1113 г. великим киевским князем, Мономах всячески содействовал упрочению единства Русской земли. "Поучение" было внесено в Лаврентевскую летопись под 1096 г. Оно рассматривалось летописцами как предсмертное завещание князя. Центральная идея "Поучения" состоит в призыве, обращенном к детям Мономаха и всем, кто услышит "сию граматицю", строго соблюдать требования феодального правопорядка, руководствоваться ими, а не личными, своекорыстными семейными интересами. "Поучение" выходит за рамки семейного завещания и приобретает большое общественное значение. Характерная особенность - тесное переплетение дидактики с автобиографическими элементами. Наставления подкрепляются не только "священным писанием", но и примерами из собственной жизни. На первом плане - задачи общегосударственного порядка. Священная обязанность князя - забота о благе гос-ва, его единстве, строгое и неукоснительное соблюдение клятв и договоров. Князь должен заботиться о благе церкви, тк она является верной помощницей князя. Однако он не рекомендует детям идти в монахи, но призывает соблюдать религиозную обрядность, считая, что тремя добрыми делами - покаянием, слезами и милостыней - можно искупить грехи. Он требует заботы о бедных и считает, что князь не должен дать "сильным погубить человека". Князь должен быть примером высокой нравственности. Основное положительное кач-во - трудолюбие. Труд в понимании Мономаха - это прежде всего воинский подвиг, а за ним - занятие охотой. Для подтверждения приводит себя в пример - совершил 83 похода, не считая малых, и заключил 20 мирных договоров. Основной порок - лень, которая может повлечь за собой внезапную гибель во время военных походов и нанести ущерб хоз-ву князя. Владимир предстает в "Поучении" человеком необычайно деятельным, ревностным поборником просвещения. Одним из его положительных качеств является щедрость. Он широко образован, хорошо знал литературу своего времени. Он использует Псалтырь, поучения Василия Великого, Ксенофонта и Феодора к детям, помещенные в"Изборнике 1076 г.", "Шестоднев". "Поучение" построено по определенному плану: вступление, обращенное к детям, центральная дидактическая часть, где он философски рассуждает о человеколюбии и милостивости Бога, о необходимости победы над злом и возможности этой победы, удивляется чуду человека. В последней части он снова обращается к детям, начиная с рассуждения о пользе молитвы, а затем перейдя к практическим наставлениям, касающимся социальной практики князя, его хозяйственным наставлениям, касающимся социальной практики князя, его хозяйственной деятельности и, наконец, поведения в быту. Завершается "Поучение" призывом воздать хвалу Богу при восходе солнца, при решении гос.дел, выезжая на охоту, отправляясь в походы или ложась спать. Наконец Мономах подкрепляет завершение описанием своих "трудов" - дает своего рода дневник военных походов, перечисляет заключенные мирные договора, и в конце-концов просит не осуждать его. Он хвалит не себя, а Бога, которого благодарит. К "Поучению" примыкает письмо Владимира, адресованное Олегу Святославичу Черниговскому, в котором он взывает к человеческим чувствам своего врага и просит освободить свою сноху, говорит о примирении с Олегом. С одной стороны в "Поучении" содержатся книжные элементы, связанные с использованием Владимиром литературных источников, а с другой - элементы живого разговорного языка, особенно ярко проявляющиеся в описании "путей" и тех опасностей, которым он подвергался во время охоты. Характерная особенность стиля - наличие отточенных, ярких, легко запоминающихся афористических выражений. "Поучение" и письмо раскрывают облик незаурядного деятеля русского средневековья, человека, в котором ярко воплотился идеал князя, заботящегося о славе родной земли.


Князь Владимир Всеволодович Мономах (1053-1125) получил прозвание Мономаха по матери - дочери византийского императора Константина Мономаха. Он был князем черниговским, затем переяславским (Переяславля Южного), а с 1113 г. - киевским. Всю жизнь провел в борьбе с половцами и их обычным союзником - князем Олегом Святославичем. Владимир Мономах совершил на своем веку 83 больших похода и поездки, а более мелких и припомнить не мог.

Поводом к переписке Мономаха и Олега послужило убийство младшего сына Мономаха - Изяслава в битве с Олегом. Вняв совету своего старшего сына Мстислава, которого крестил Олег Святославич, Мономах послал это письмо Олегу со словами примирения.





ПОУЧЕНИЕ

Я, худой, дедом своим Ярославом, благословенным, славным, нареченный в крещении Василием, русским именем Владимир, отцом возлюбленным и матерью своею из рода Мономахов... и христианских ради людей, ибо сколько их соблюл по милости своей и по отцовской молитве от всех бед! Сидя на санях, помыслил я в душе своей и воздал хвалу Богу, который меня до этих дней, грешного, сохранил. Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь, но кому из детей моих она будет люба, пусть примет ее в сердце свое и не станет лениться, а будет трудиться.

Прежде всего, Бога ради и души своей, страх имейте Божий в сердце своем и милостыню подавайте нескудную, это ведь начало всякого добра. Если же кому не люба грамотка эта, то пусть не посмеются, а так скажут: на дальнем пути, да на санях сидя, безлепицу молвил.

Ибо встретили меня послы от братьев моих на Волге и сказали: "Поспеши к нам, и выгоним Ростиславичей и волость их отнимем; если же не пойдешь с нами, то мы - сами по себе будем, а ты - сам по себе". И ответил я: "Хоть вы и гневаетесь, не могу я ни с вами пойти, ни крестоцелование преступить".

И, отпустив их, взял Псалтырь, в печали разогнул ее, и вот что мне вынулось: "О чем печалишься, душа моя? Зачем смущаешь меня?" и прочее. И потом собрал я эти полюбившиеся слова и расположил их по порядку и написал. Если вам последние не понравятся, начальные хоть возьмите.

"Зачем печалишься, душа моя? Зачем смущаешь меня? Уповай на Бога, ибо верю в него". "Не соревнуйся с лукавыми, не завидуй творящим беззаконие, ибо лукавые будут истреблены, послушные же Господу будут владеть землей". И еще немного: "И не будет грешника; посмотришь на место его и не найдешь его. Кроткие же унаследуют землю и насладятся миром. Злоумышляет грешный против праведного и скрежещет на него зубами своими; Господь же посмеется над ним, ибо видит, что настанет день его. Оружие извлекли грешники, натягивают лук свой, чтобы пронзить нищего и убогого, заклать правых сердцем. Оружие их пронзит сердца их, и луки их сокрушатся. Лучше праведнику малое, нежели многие богатства грешным. Ибо сила грешных сокрушится, праведных же укрепляет Господь. Как грешники погибнут, - праведных же милует и одаривает. Ибо благословляющие Его наследуют землю, клянущие же Его истребятся. Господом стопы человека направляются. Когда он упадет, то не разобьется, ибо Господь поддерживает руку его. Молод был и состарился, и не видел праведника покинутым, ни потомков его просящими хлеба. Всякий день милостыню творит праведник и взаймы дает, и племя его благословенно будет. Уклонись от зла, сотвори добро, найди мир и отгони зло, и живи во веки веков". (…)

Поистине, дети мои, разумейте, что человеколюбец Бог милостив и премилостив. Мы, люди, грешны и смертны, и если кто нам сотворит зло, то мы хотим его поглотить и поскорее пролить его кровь. А Господь наш, владея и жизнью и смертью, согрешения наши превыше голов наших терпит всю нашу жизнь. Как отец, чадо свое любя, бьет его и опять привлекает к себе, так же и Господь наш показал нам победу над врагами, как тремя делами добрыми избавляться от них и побеждать их: покаянием, слезами и милостынею. И это вам, дети мои, не тяжкая заповедь Божия, как теми делами тремя избавиться от грехов своих и царствия небесного не лишиться.

Бога ради, не ленитесь, молю вас, не забывайте трех дел тех, не тяжки ведь они. Ни затворничеством, ни монашеством, ни голоданием, которые иные добродетельные претерпевают, но малым делом можно получить милость Божию.

"Что такое человек, как подумаешь о нем?". "Велик Ты, Господи, и чудны дела Твои. Разум человеческий не может постигнуть чудеса Твои", - и снова скажем: "Велик Ты, Господи, и чудны дела Твои, и благословенно и славно имя Твое вовеки по всей земле". Ибо кто не восхвалит и не прославит силу Твою и Твоих великих чудес и благ, устроенных на этом свете: как небо устроено, или как солнце, или как луна, или как звезды, и тьма, и свет? И земля на водах положена, Господи, Твоим промыслом! Звери различные и птицы и рыбы украшены Твоим промыслом, Господи! И этому чуду подивимся, как из праха создал человека, как разнообразны человеческие лица; если и всех людей собрать, не у всех один облик, но каждый имеет свой облик лица, по Божьей мудрости. И тому подивимся, как птицы небесные из рая идут, и прежде всего в наши руки, и не поселяются в одной стране, но и сильные и слабые идут по всем землям, по Божьему повелению, чтобы наполнились леса и поля. Все же это дал Бог на пользу людям, в пищу и на радость. Велика, Господи, милость Твоя к нам, так как блага эти сотворил Ты ради человека грешного. И те же птицы небесные умудрены Тобою, Господи: когда повелишь, то запоют и людей веселят; а когда не повелишь им, то, и имея язык онемеют. "И благословен, Господи, и прославлен зело!". "Всякие чудеса и эти блага сотворил и совершил. И кто не восхвалит Тебя, Господи, и не верует всем сердцем и всей душой во имя Отца и Сына и Святого Духа, да будет проклят!".


РАССКАЗ МОНОМАХА О СВОЕЙ ЖИЗНИ

А теперь поведаю вам, дети мои, о труде своем, как трудился я в разъездах и на охотах с тринадцати лет. (…)

А из Чернигова в Киев около ста раз ездил к отцу, за один день проезжая, до вечерни. А всего походов было восемьдесят и три великих, а остальных и не упомню меньших. И миров заключил с половецкими князьями без одного двадцать, и при отце и без отца, а раздаривал много скота и много одежды своей. И отпустил из оков лучших князей половецких столько: Шаруканевых двух братьев, Багубарсовых трех, Осеневых братьев четырех, а всего других лучших князей сто. А самих князей Бог живыми в руки давал: Коксусь с сыном, Аклан Бурчевич, таревский князь Азгулуй и иных витязей молодых пятнадцать, этих я, приведя живых, иссек и бросил в ту речку Сальню. А врозь перебил их в то время около двухсот лучших мужей.

А вот как я трудился, охотясь, пока сидел в Чернигове; а из Чернигова выйдя и до этого года по сту уганивал и брал без трудов, не считая другой охоты, вне Турова, где с отцом охотился на всякого зверя.

А вот что я в Чернигове делал: коней диких своими руками связал я в пущах десять и двадцать, живых коней, помимо того, что, разъезжая по равнине, ловил своими руками тех же коней диких. Два тура метали меня рогами вместе с конем, олень меня один бодал, а из двух лосей один ногами топтал, другой рогами бодал. Вепрь у меня на бедре меч оторвал, медведь мне у колена потник укусил, лютый зверь вскочил ко мне на бедра и коня со мною опрокинул, и Бог сохранил меня невредимым. И с коня много падал, голову себе дважды разбивал и руки и ноги свои повреждал - в юности своей повреждал, не дорожа жизнью своею, не щадя головы своей.

Что надлежало делать отроку моему, то сам делал - на войне и на охотах, ночью и днем, в жару и стужу, не давая себе покоя. На посадников не полагаясь, ни на биричей, сам делал, что было надо; весь распорядок и в доме у себя также сам устанавливал. И у ловчих охотничий распорядок сам устанавливал, и у конюхов, и о соколах, и о ястребах заботился.

Также и бедного смерда и убогую вдовицу не давал в обиду сильным и за церковным порядком и за службой сам наблюдал.

Не осуждайте меня, дети мои или другой, кто прочтет: не хвалю ведь я ни себя, ни смелости своей, но хвалю Бога и прославляю милость Его за то, что Он меня, грешного и худого, столько лет оберегал от тех смертных опасностей, и не ленивым меня, дурного, создал, на всякие дела человеческие годным. Прочитав эту грамотку, постарайтесь на всякие добрые дела, славя Бога со святыми Его. Смерти ведь, дети, не боясь, ни войны, ни зверя, дело исполняйте мужское, как вам Бог пошлет. Ибо, если я от войны, и от зверя, и от воды, и от падения с коня уберегся, то никто из вас не может повредить себя или быть убитым, пока не будет от Бога поведено. А если случится от Бога смерть, то ни отец, ни мать, ни братья не могут вас отнять от нее, но если и хорошее дело - остерегаться самому, то Божие обережение лучше человеческого.


ПИСЬМО МОНОМАХА К ОЛЕГУ СВЯТОСЛАВИЧУ

О я, многострадальный и печальный! Много борешься, душа, с сердцем и одолеваешь сердце мое; все мы тленны, и потому помышляю, как бы не предстать перед страшным Судьею, не покаявшись и не помирившись между собою. (…)

Посмотри, брат, на отцов наших: что они скопили и на что им одежды? Только и есть у них, что сделали душе своей. С этими словами тебе первому, брат, надлежало послать ко мне и предупредить меня. Когда же убили дитя, мое и твое, перед тобою, следовало бы тебе, увидев кровь его и тело его, увянувшее подобно цветку, впервые распустившемуся, подобно агнцу заколотому, сказать, стоя над ним, вдумавшись в помыслы души своей: "Увы мне, что я сделал! И, воспользовавшись его неразумием, ради неправды света сего суетного нажил я грех себе, а отцу и матери его принес слезы!".

(…) Если тебе плохо, то вот сидит подле тебя сын твой крестный с малым братом своим и хлеб едят дедовский, а ты сидишь на своем хлебе, об этом и рядись. Если же хочешь их убить, то вот они у тебя оба. Ибо не хочу я зла, но добра хочу братии и Русской земле. А что ты хочешь добыть насильем, то мы, заботясь о тебе, давали тебе и в Стародубе отчину твою. Бог свидетель, что мы с братом твоим рядились, если он не сможет рядиться без тебя. И мы не сделали ничего дурного, не сказали: пересылайся с братом до тех пор, пока не уладимся. Если же кто из вас не хочет добра и мира христианам, пусть тому от Бога мира не видать душе своей на том свете!

Не от нужды говорю я это, ни от беды какой-нибудь, посланной Богом, сам поймешь, но душа своя мне дороже всего света сего.

На Страшном Суде без обвинителей сам себя обличаю. И прочее.