Вениамин милов божественная любовь. Епископ Саратовский и Балашовский Вениамин (Милов). «Эти письма сохранились чудом»

Епископ Вениамин (Милов) Саратовский и Балашовский.

День памяти:
20.07/2.08 – день кончины (1955 г.)

Епископ Вениамин (Милов Виктор Дмитриевич) родился 8 июля 1887 года в городе Оренбурге в семье священника Димитрия Петровича Милова и его супруги Анны Павловны Миловой.

В 1890 году отца Димитрия перевели служить в уездный город Орлов Вятской губернии, а еще через несколько лет – в город Яранск Вятской губернии, где будущий Владыка начал учиться в духовном училище.

Сам Владыка в "Дневнике инока" писал: "Будучи учеником Духовного училища, я пономарил в Яранском Успенском соборе. Отец при этом был настолько строг, что не разрешал входить с кадилом в средний алтарь из бокового, где я раздувал кадило. Обычно приходилось ждать, когда диакон сам придет и возьмет его. К этому периоду относятся мои первые посещения вместе с матерью Яранского мужского монастыря (св. Анны Пророчицы)".
В монастыре серьезное влияние на мальчика оказал иеромонах Матфей (Швецов), причисленный позднее к лику святых.

В 1905 году отца Димитрия перевели служить в город Вятку, где он был назначен священником кафедрального собора.

В 1916-м Виктор окончил Вятскую Духовную семинарию.
Во время учебы в Вятской семинарии пел в хоре Александро-Невского собора, был книгодержцем у епископа Вятского Никандра (Феноменова).
Семинарию окончил вторым по успеваемости и был послан на казенный счет в Казанскую Духовную академию.

В Казанской Духовной академии Виктор Милов ревностно занялся учено-Богословскими трудами. Первой его работой, получившей оценку "пять с плюсом", было сочинение о Филоне Александрийском. Однако "сердце льнуло больше к монахам и церкви". По счастью, в Казанской академии ему, наконец, удалось встретить преподавателей, в которых глубокая ученость сочеталась с личным монашеским подвигом и миссионерским горением.
Многие из них, особенно преподаватели-монахи, окормлялись у преподобного Гавриила (Зырянова), постриженика Оптиной пустыни, а в описываемый период – наместника Седмиезерной пустыни под Казанью. Отец Гавриил воспитал целую плеяду церковных деятелей, сыгравших значительную роль в судьбах Русской Церкви в 1920-30-х годах: архиепископа Феодора (Поздеевского), архиепископа Гурия (Степанова), епископа Иону (Покровского), епископа Варнаву (Беляева), архимандрита Симеона (Холмогорова) и многих других. Известно также, что у отца Гавриила окормлялась святая преподобномученица Великая княгиня Елисавета Феодоровна и некоторые из сестер ее обители.
Почти все указанные отцы и архиереи (и целый ряд других) составляли цвет казанского ученого монашества. Но душой казанского академического иночества был инспектор архимандрит Гурий (Степанов), будущий архипастырь. Выдающийся Богослов, востоковед, знаток буддизма, переводчик Богослужебных книг на языки народов Центральной Азии, он сыграл огромную роль в монашеском становлении будущего владыки Вениамина. В своей квартире архимандрит Гурий устраивал монашеские собрания, на которых преподаватели и студенты могли свободно обмениваться мыслями.
В академической церкви практиковалось строгое уставное пение, в котором Виктор неизменно принимал участие. К казанскому же периоду относятся первые проповеднические опыты тогда еще студента Виктора Милова – и это также по настоянию отца инспектора.

За неделю до Рождества 1917-18 года, по совету отца Гурия, Виктор съездил в город Свияжск, где в монастыре на покое жил слепой игумен. Старец благословил юношу принять монашеский постриг, сказав, что необходимо раздувать искру Божию в душе, пока она горит.

Однако на пороге был 1918 год. И тихая дотоле Казань стала ареной столкновения белых и красных отрядов. В академии провели ускоренные экзамены, и студенты разъехались кто куда.

Вопреки старческому благословению провести лето в Оптиной пустыни, Виктор уехал в Вятку к родителям и полтора года скитался без определенных занятий, пока не оказался в Саратове.

Там ради хлебного пайка устроился на работу в красноармейскую канцелярию. Эта работа была засчитана ему в срок воинской службы. После шести месяцев работы Виктор Милов испросил благословения на монашество у затворника скита Саратовской Преображенской обители. Прозорливый старец иеромонах Николай (Парфенов) отправил его с рекомендательным письмом в Московский Свято-Даниилов монастырь и присовокупил: "Я бы у себя оставил тебя, раб Божий, да ты очень высок пожалуй, меня укусишь..."
На прощанье отец Николай заповедал Виктору иноческое правило: "Будешь монахом – прилежи к Иисусовой молитве. Читай ежедневно 600 молитв пополам: 300 – Иисусовых и 300 – Богородичных".

В Свято-Данииловом монастыре среди насельников оказался бывший инспектор Казанской Духовной академии Гурий (Степанов), уже епископ и настоятель Покровского монастыря, которому нужен был помощник.

7 апреля, на Благовещенье 1920 года в Данииловом монастыре епископ Гурий постриг Виктора в монашество с именем Вениамин в честь священномученика Вениамина Персидского, диакона.
12 апреля в Данииловом монастыре епископ Феодор (Поздеевский) рукоположил отца Вениамина во иеродиакона.
8 октября 1920 года в Данииловом монастыре епископ Петр (Полянский) рукоположил отца Вениамина во иеромонаха. В тот день сам владыка Петр был хиротонисан во епископа архиереями во главе со Святейшим Патриархом Тихоном.

С 8 октября 1920 года иеромонах Вениамин – наместник Московского Покровского монастыря (настоятелем монастыря был епископ Гурий).
Продолжал обучение в Духовной академии.

В том же году Святейшим Патриархом Тихоном награжден набедренником и епископом Верейским Иларионом (Троицким) – наперсным крестом.

И в 1920 же году завершил свое образование в Духовной академии, ютившейся тогда в разных местах Москвы. Кандидат Богословия – за сочинение "Преподобный Григорий Синаит. Его жизнь и учение", при подготовке которого были переведены с древнегреческого пять книг творений преподобного.

С 1923 года – архимандрит.
"В сан архимандрита возвел епископ Гурий в день Благовещения в Великую Субботу при своем служении в Покровском монастыре", – писал позже владыка Вениамин.

Будучи наместником Покровской обители, отец Вениамин не прерывал связи с Данииловым монастырем, который, став после революции средоточием духовной жизни, имел огромное значение для судеб Русской Церкви в период 1917-30 годов.
Богоборческая власть поставила своей задачей полную ликвидацию Православной Церкви и прежде всего – духовенства и священноначалия. В результате действий ГПУ к 1925 году более шестидесяти архиереев были лишены своих кафедр и высланы за пределы своих епархий. Многие из них съехались в Москву, и большая часть их нашла приют в Данииловом монастыре, настоятелем которого с мая 1917 года был архиепископ Феодор (Поздеевский).
В 1920-е годы архиепископ Феодор привлек в Свято-Даниилов монастырь единомысленную ему ученую братию, и жизнь монастыря пришла в состояние расцвета. Этот расцвет оказался важным для Церкви, для ее противостояния обновленчеству и расколу.
По словам прихожан, "службы в Даниловом в те годы были небесные... Часто служили сразу несколько архиереев. Даже канон читали и канонаршили нередко архиереи. Проповедовали".
"...И эти Божественного вида архиереи, поющие ангелоподобно, и фимиам от каждения, освещаемый солнцем, – все произвело на меня поразительное впечатление святости – и люди, и службы", – вспоминал позднее владыка Вениамин, повторяя и подтверждая впечатление протоиерея Василия Серебренникова.
Вскоре после возведения во архимандрита он был назначен Патриархом Тихоном на Сергиевскую кафедру, но от архиерейства отказался.
После кончины Святейшего Заместителем Патриаршего Местоблюстителя митрополитом Нижегородским Сергием (Страгородским) был назначен епископом в город Нолинск Вятской епархии, но хиротония из-за отказа кандидата не состоялась.

В 1927 году, когда Церковь уже два года бедствовала без Патриарха и были арестованы непосредственный преемник Святейшего митрополит Петр (Полянский) и множество архиереев (в одном только Данииловом монастыре арестовали пятнадцать архиереев, а также часть братии), Церковь оказалась перед новым искушением. Таковым явилась Декларация митрополита Сергия (Страгородского) об отношении Церкви к советской власти.
Многие церковные люди не смогли принять ее безоговорочной лояльности к кровавому богоборческому режиму. Расширение же митрополитом своей власти до уровня патриаршей в отсутствии возможностей проведения Поместного Собора рассматривалось многими как узурпация власти Патриарха.

Ночью 28 октября 1929 года архимандрит Вениамин одновременно получил две повестки: одну – о закрытии последнего монастырского храма (монастырь к тому времени официально был закрыт уже около двух лет), и вторую – об аресте.
Он был заключен в Лубянскую тюрьму. Вскоре переведен в Бутырскую, а затем – в Таганскую тюрьму.
Обвинен в нелегальном преподавании детям Закона Божия.
24 ноября 1929 года осужден коллегией при ОГПУ.
Приговор: 3 года концлагерей.

О кошмаре пути и лагерной жизни вспоминал сдержанно и скупо. Собственно, пыткой был уже сам способ доставки арестованных к месту ссылки: восемь суток без движения на трехэтажных нарах, головой к конвою, в мучениях от голода и жажды.
В пункте, куда была доставлена партия арестованных – эпидемия тифа, холод, скученность, невозможность отдыха хотя бы на короткое время. Тогда взмолился Владыка: "Господи, если сегодня, в эту же ночь, Ты не выведешь меня отсюда, я умру. Спаси меня, Господи!.. Силы угасли. Я изнемог". В ту же ночь он был отправлен по этапу в другое место.

С конца 1929-го по 1932 год он содержался в Соловецком лагере особого назначения.
Описав в своем "Дневнике инока" ужасы тюрем, этапов и лагерей, отец Вениамин сделал неожиданное заключение: "Я благодарю Бога: все испытания... были мне посильны. Господь научил меня – сибарита и любителя спокойной жизни – претерпевать тесноту, неудобства, бессонные ночи, холод, одиночество, показал степени человеческого страдания".

В 1932-1937 годах – на поселении во Владимирском районе Ивановской области.
Будучи на поселении, служил в Никитском храме города Владимира сверхштатным священником с обязанностями псаломщика.
Этот период оказался для отца Вениамина относительно благополучным: несмотря на неусыпный надзор, ему удавалось ускользать в Москву, к своим духовным чадам, где он проводил время в молитве и Богословских исследованиях. Результатом этой работы, в частности, явилась магистерская диссертация, защищенная впоследствии в Московской Духовной академии.

Однако настал 1937 год – год "решительного удара" по Церкви. Священники арестовывались, ссылались и расстреливались сотнями и тысячами. Чаша сия не миновала и отца Вениамина.

15 июня 1938 года он был арестован, обвинен в антисоветской агитации и в членстве в контрреволюционной организации. Подвергался пыткам.
31 июля 1939 года приговорен к восьми годам лишения свободы.

Находился в заключении в Устьвымлаге (Коми АССР).
Затем жил в ссылке в городе Котласе Архангельской области.
Проживал в городе Кимры Тверской области.
Об этом времени свидетельств почти не осталось. Только с 1943 года духовные чада начали получать от него письма.

Святейшему Патриарху Алексию I удалось вызволить отца Вениамина из ссылки.
В июне 1946 года он поступил в число братии Свято-Троицкой Сергиевой лавры.
С осени начал преподавать патрологию в Московской Духовной академии в звании доцента.
С 21 января 1947 года стал заведующим кафедрами патрологии и пастырского Богословия.
В числе его духовных чад в лавре была Татьяна Борисовна Пелих (урожденная Мельникова), которая со времени открытия лавры пела в хоре под управлением протодиакона Сергия Боскина. Ее дочь, Е.Т. Кречетова вспоминала со слов матери: "В лавре появился высокий, худой, еще обритый, как ссыльный, монах. Поселился он на частной квартире. Обнаружив, что у него множество болезней на почве долгого крайнего истощения, Татьяна Борисовна стала доставать ему лекарства, а главное – готовить для него овощные соки, чтобы хоть как-то помочь организму окрепнуть. Пришлось также помочь обзавестись ему вещами, ибо у него не было совсем ничего".
В праздники, субботние и воскресные дни отец Вениамин служил раннюю литургию в храме Всех Святых, в Земле Российской просиявших. При этом он всегда проповедовал.
С 1947 года начались службы в Трапезном храме. Здесь пел уже монашеский хор.
Отец Вениамин сам регентовал за всенощными, а в Великий пост всегда пел басом в трио с отцом Антонием (тенор) и протодиаконом Даниилом (баритон): "Да исправится молитва моя..."
С 1947 года отец Вениамин стал исповедовать.

В июле 1948 года архимандрит Вениамин защитил диссертацию "Божественная любовь по учению Библии и Православной Церкви", получив степень магистра Богословия.
15 октября 1948 года был утвержден в звании профессора кафедры патрологии и в должности инспектора Московской Духовной академии и Московской Духовной семинарии.

В июне 1949 его попросили зайти по какому-то маловажному делу в отделение милиции лавры. Назад он уже не вернулся: без суда и следствия был отправлен в Казахстан на положении ссыльного.

В 1949-54 годах проживал в ссылке в городе Джамбуле в Казахстане.
В ссылке работал писарем, сторожем, истопником.
Об этом периоде его жизни свидетельствуют письма Татьяне Борисовне и Тихону Тихоновичу Пелих. Усталость, болезни, голод, нищета, зачастую отсутствие крова над головой стали его уделом на целые пять лет. А ведь ему было уже 62 года и за плечами – двенадцать лет лагерей и ссылок. Но при малейшей возможности отец Вениамин занимался интеллектуальным трудом.
Пять лет прошли в муках, в попытках выяснить причину ссылки и изменить "меру пресечения".

В октябре 1954 года Патриарх Алексий I неожиданно вызвал архимандрита Вениамина в Одессу, затем они прилетели в Москву.

С октября 1954 года Батюшка – настоятель храма святого пророка Илии в Серпухове.

4 февраля 1955 года в Богоявленском Патриаршем соборе Святейший Патриарх Алексий I, Католикос-Патриарх всея Грузии Мелхиседек, митрополит Крутицкий и Коломенский Николай (Ярушевич) и еще семеро архиереев хиротонисали архимандрита Вениамина во епископа Саратовского и Балашовского.

Владыка прибыл на кафедру в праздник Сретения Господня. С этого времени он служил постоянно – не только в праздничные дни, но и по будням, неизменно проповедовал за каждой литургией.
Храмы, где служил Владыка, всегда были переполнены молящимися. Вдохновенный проповедник, автор известных Богословских трудов по литургическому Богословию, догматике и аскетике, организатор церковного народного пения, прекрасный регент. Аскет в пище и всем остальном. Был требователен к подчиненным, но особенно строг и требователен к себе. Был очень уважаем и любим.

2 августа 1955 года, в день празднования памяти святого пророка Божия Илии, владыка Вениамин скоропостижно скончался.
Место захоронения: Саратов, Воскресенское кладбище.

Вечером 3 августа в Троицком соборе служился парастас. Отпевали епископа Вениамина архиепископ Астраханский и Сталинградский Сергий (Ларин), архиепископ Казанский и Чистопольский Иов (Кресович). Скорбную телеграмму прислал Патриарх Алексий I.

Литература:
1. Епископ Вениамин (Милов). Дневник инока. Письма из ссылки. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1999.
2. Епископ Вениамин (Милов). Три истины// ЖМП. 1995.
3. Мануил (Лемешевский В.В.), митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. (включительно). Erlangen, 1979-1989. Т.2. С. 146-147.
4. Сергия, инокиня Свято-Успенского Александровского женского монастыря. За Христа пострадавшие в земле Владимирской. Краткий биографический справочник. Машинопись. С. 39.
5. За Христа пострадавшие в земле Владимирской: Синодик и биографический справочник. Свято-Успенский епархиальный женский монастырь. Александров, 2000. С. 29.
6. Протоиерей Алексий Cухих. "Вспомним поименно". Кн. 3. Киров (Вятка), 2004 г. С. 17-20.
7. Православная энциклопедия/ Под. ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Т. 7: Варшавская епархия-Веротерпимость. М.: "Православная энциклопедия", 2004. С. 637-638.
8. http://www.eparhia-saratov.ru
9. http://pstbi.ru
10. http://www.vladkan.ru

Владыка Вениамин родился в городе Оренбурге 8 июля 1887 года, в день празднования Казанской иконы Божией Матери. Он был вторым сыном в семье священника Димитрия Петровича Милова и его супруги Анны Павловны. При крещении младенец получил имя Виктор. Через три года отца перевели служить в уездный город Орлов Вятской губернии, а еще через несколько лет — в город Яранск, после чего уже в саму Вятку. Таким образом детские и юношеские годы будущего архиерея связаны с вятской землей.

В семье будущий архиерей получил лишь самые начатки религиозного воспитания. Сильные духовные переживания у него начались только в отрочестве, когда родители стали возить его на богомолье в Яранский мужской монастырь во имя св. Анны Пророчицы. Мечтательность, природная чуткость ко всему доброму, прекрасному расположили душу мальчика к монашескому житию, однако отец потребовал продолжения учебы, и планы иноческого устроения жизни пришлось отложить надолго. В детские годы Виктор много болел (и на всю жизнь остался слабого здоровья), отчего в учебе иногда следовали значительные перерывы. В частности, начальную школу он смог закончить только в тринадцать лет, на три года позже обычных детей, семинарское образование затянулось дольше обычного на целое пятилетие. Несмотря на весьма скромную оценку своих способностей к ученью («от природы я был довольно туповат, учился средне»), будущий владыка Вениамин, окончив Яранское духовное училище, а затем, в 1916 году, — Вятскую духовную семинарию (вторым учеником), был послан на казенный счет в Казанскую духовную академию. В годы учебы в семинарии епископ Вятский Никандр (Феноменов; † 1933) посвятил Виктора Милова во чтеца.

В академии Виктор Милов ревностно занялся учено-богословскими трудами. Первой его работой, получившей оценку «пять с плюсом», было сочинение о Филоне Александрийском. Однако «сердце льнуло больше к монахам и церкви». По счастью, в Казанской академии ему наконец удалось встретить преподавателей, в которых глубокая ученость сочеталась с личным монашеским подвигом и миссионерским горением. Многие из них, особенно преподаватели-монахи, окормлялись у преподобного Гавриила (Зырянова; †1915), постриженника Оптиной пустыни, а в описываемый период — наместника Седмиезерной пустыни под Казанью. Отец Гавриил воспитал целую плеяду церковных деятелей, сыгравших значительную роль в судьбах Русской Церкви в 1920-х-1930-х годах: архиепископа Феодора (Поздеевского), архиепископа Гурия (Степанова), епископа Иону (Покровского), епископа Варнаву (Беляева), архимандрита Симеона (Холмогорова) и многих других. Известно также, что у отца Гавриила окормлялась святая преподобномученица Великая княгиня Елисавета Феодоровна и некоторые из сестер ее обители.

Почти все указанные отцы и архиереи (и целый ряд других) составляли цвет казанского ученого монашества. Но душой казанского академического иночества был инспектор архимандрит Гурий (Степанов), будущий архипастырь. Выдающийся богослов, востоковед, знаток буддизма, переводчик богослужебных книг на языки народов Центральной Азии, он сыграл огромную роль в монашеском становлении владыки Вениамина. В своей квартире архимандрит Гурий устраивал монашеские собрания, на которых присутствующие — преподаватели и студенты — могли свободно обмениваться мыслями. В академической церкви практиковалось строгое уставное пение, в котором Виктор неизменно принимал участие. К казанскому же периоду относятся первые проповеднические опыты тогда еще студента Виктора Милова — и это также по настоянию отца инспектора.

За неделю до Рождества 1917/1918 года, по совету отца Гурия Виктор съездил в г. Свияжск, где в монастыре на покое жил слепой игумен. Старец благословил юношу принять монашеский постриг, сказав, что необходимо раздувать искру Божию в душе, пока она горит. Однако на пороге был 1918 год. И тихая дотоле Казань стала ареной столкновения белых и красных отрядов. В академии провели ускоренные экзамены, и студенты разъехались кто куда.

Вопреки старческому благословению провести лето в Оптиной пустыни, Виктор уехал в Вятку к родителям и был за это наказан: полтора года он скитался без определенных занятий, пока, наконец, не оказался в Саратове, где ради хлебного пайка устроился на работу в красноармейскую канцелярию. Эта работа была засчитана ему в срок воинской службы.

В Саратове Виктор впервые ощутил над собой особое покровительство святого пророка Илии — того угодника Божия, на мольбу которого в страшные годы разгула богоотступничества в израильском народе Господь ответил: «Я оставил между израильтянами семь тысяч мужей. И всех сих колени не преклонились перед Ваалом» (3 Цар. 19,18). В 1919 - 1920 годах Виктор Милов — прихожанин Ильинской церкви в Саратове, в 1946 - 1949 годах бывал в Ильинской церкви в Сергиевом Посаде (тогда — Загорске), в 1954 году стал настоятелем Ильинского храма в городе Серпухове. Свои земные дни он окончил в праздник святого пророка Илии. Но все это будет после, а тогда, проведя несколько месяцев за перепиской бумаг, Виктор Милов испросил благословения на монашество у затворника скита Саратовской Преображенской обители. Прозорливый старец иеромонах Николай (Парфёнов; †1939) отправил Виктора с рекомендательным письмом в Московский Данилов монастырь.

В Даниловом монастыре среди насельников оказался бывший инспектор Казанской духовной академии Гурий, уже епископ, которому нужен был помощник для Покровского монастыря. На Благовещение 1920 года Виктора постригли в монашество с именем Вениамин в честь священномученика Вениамина Персидского, диакона († ок. 418 - 424; память 31 марта/13 апреля).

На второй день Пасхи, 30 марта/12 апреля 1920 года, преосвященный Гурий рукоположил монаха Вениамина во иеродиакона, а через полгода, в день преставления Преподобного Сергия (25 сентября/8 октября), епископ Петр (Полянский; †1937), сам возведенный в тот же день в архиерейское достоинство, рукоположил иеродиакона Вениамина во иеромонаха. Набедренник надел на него Святейший Патриарх Тихон, наперсный крест — епископ Верейский Иларион (Троицкий; †1929). И уже в 1923 году, также в день Благовещения, епископ Гурий возвел отца Вениамина в сан архимандрита. С того времени отец Вениамин становится наместником Покровского монастыря.

Состояние братии Покровского монастыря к моменту прихода нового наместника было плачевным: духовная жизнь в полном упадке, а дисциплина разболтана. Одной из причин такого положения дел были церковные нестроения. Тем не менее, новому наместнику пришлось вести упорную борьбу за то, чтобы обитель все же походила на монастырь, а не на общежитие. Отголоски этой борьбы глухо доносятся со страниц его «Дневника инока». Наместнику постоянно приходилось терпеть нападки и «справа», и «слева». Он много служил и часто проповедовал. К сожалению, сохранились лишь немногие его проповеди этого периода, да и они записаны прихожанками Покровского монастыря, в то время молодыми девушками.

Будучи наместником Покровской обители, отец Вениамин не прерывал связи с Даниловым монастырем, который, став после революции средоточием духовной жизни, имел огромное значение для судеб Русской Церкви в период 1917-1930 годов. Богоборческая власть в лице ЧК - ГПУ - НКВД с самого начала поставила своей задачей полную ликвидацию Православной Церкви и прежде всего — духовенства и священноначалия. Эта задача решалась тремя способами: физическим уничтожением, моральной компрометацией и поощрением ересей и расколов. В результате действий ГПУ к 1925 году, по некоторым данным, более шестидесяти архиереев были лишены своих кафедр и высланы за пределы своих епархий. Многие из них съехались в Москву, и часть их нашла приют в Даниловом монастыре, настоятелем которого в мае 1917 года стал архиепископ Феодор (Поздеевский), из-за интриг членов Временного правительства смещенный с поста ректора Московской духовной академии. Архиепископ Феодор привлек в Данилов монастырь единомысленную ученую братию.

В то время для большинства архипастырей, воспитанных в эпоху естественного для монархической России единомыслия, церковно-каноническая неразбериха из-за антицерковной деятельности обновленцев, многочисленных арестов и расстрелов была чрезвычайно болезненной. Даниловская братия, во главе с архиепископом Феодором, выработала православную позицию по вопросу церковных нестроений — никакого диалога с обновленцами. Виновных в расколе принимали в Церковь через покаяние. Святейший Патриарх Тихон, часто советовавшийся с владыкой Феодором по вопросам церковной политики, называл его и близких к нему иерархов «даниловским синодом». Однако в 1927 году, когда Церковь уже два года бедствовала без Патриарха и были арестованы митрополит Петр (Полянский), непосредственный преемник Святейшего, и множество архиереев (в одном только Даниловом монастыре арестовали 15 архиереев, а также часть братии), Церковь оказалась перед новым искушением. Таковым явилась Декларация митрополита Сергия (Страгородского) об отношении Церкви к советской власти. Несмотря на безупречность канонических формулировок Декларации, многие церковные люди не смогли принять ее безоговорочной лояльности к кровавому богоборческому режиму (именно так это тогда зачастую прочитывалось). Расширение же митрополитом своей власти до пределов патриаршей в отсутствие возможностей проведения Поместного Собора рассматривалось многими как узурпация власти Патриарха.

Декларация митрополита Сергия нарушила духовное единство Данилова монастыря. Братия (и владыки, и старцы) разделились: одни согласились поминать за литургией владыку Сергия как Предстоятеля Церкви, а другие — нет. «…Мы приходили в храм Воскресения Словущего, когда монастырь был уже закрыт и монахи служили в этом приходском храме… Слева… молились… сторонники архиепископа Феодора. Справа — «сергиане». Храм был как бы разделен на две части. Разделение было, но скандалов не было».

Все эти трагические события — расколы, аресты, ссылки, расстрелы — отец Вениамин обходит молчанием в своем «Дневнике». Поэтому некоторые брошенные вскользь замечания по поводу осложнившихся отношений с теми или иными людьми вызывают порой недоумения у читателей. Однако такое умалчивание животрепещущих проблем вызвано тем, что наместник Покровского монастыря, подчинившись митрополиту Сергию, никого не хотел осуждать, не говоря уже о том, что опасался, как бы «Дневник» не попал в «чужие» руки и не послужил косвенным доносом на кого-либо из «непоминающих». И сам «Дневник» — это не записи, сделанные «по свежим следам» в последовательности текущих событий, а скорее — «исповедь», стремление подытожить свой духовный путь от младенчества до зрелости. Поэтому и о событиях собственной жизни автора упоминается выборочно, с рассмотрением, главным образом, их духовной сущности.

Он смог уделить «Дневнику» менее двух лет — со 2 января 1928 года по 1/14 октября 1929 года. В конце октября он был извещен о закрытии уже разорявшегося монастыря, а также об аресте. Дальше все происходило, как и у десятков тысяч священников того страшного времени: Лубянка, Бутырка, Соловки, Кемь. До отца Вениамина и после него этой дорогой прошли тысячи священников и архиереев, выжили и вернулись единицы. Кратко описав ужасы тюрем, этапов и лагерей, отец Вениамин делает в «Дневнике» неожиданное заключение: «Я благодарю Бога: все испытания… были мне посильны… Господь научил меня — сибарита и любителя спокойной жизни — претерпевать тесноту, неудобства, бессонные ночи, холод, одиночество, показал степени человеческого страдания». И, однако, «…совершенно разбита была моя душа… по возвращении из ссылки…»

После трехлетних испытаний, лишь слегка упомянутых в «Дневнике», отец Вениамин неожиданно получил назначение в Никитский храм города Владимира, где и прослужил до осени 1937 года. Этот период оказался для него относительно благополучным: несмотря на неусыпный надзор, отцу Вениамину удавалось ускользать в Москву, к своим духовным чадам, где он проводил время в молитве и богословских исследованиях. Результатом этой работы, в частности, явилась магистерская диссертация, защищенная впоследствии в Московской духовной академии. Заметим, что еще в начале двадцатых годов отец Вениамин в течение трех лет обучался на богословском факультете в Москве и защитил кандидатскую работу по кафедре патрологии на тему «Преподобный Григорий Синаит. Его жизнь и учение», приложив к этой работе новый перевод с греческого всего корпуса творений преподобного. Однако настал 1937 год — год «решительного удара» по Церкви. Священники арестовывались, ссылались и расстреливались сотнями и тысячами. Чаша сия не миновала и отца Вениамина: он был сослан на Север, где провел почти десять лет. Об этом времени свидетельств почти не осталось. Только с 1943 года духовные чада начали получать от него письма с просьбами о помощи.

Между тем под влиянием событий второй мировой войны И. В. Сталин начал менять политику в отношении Церкви. В частности, было принято решение об открытии духовных учебных заведений, а также нескольких монастырей, в том числе Троице-Сергиевой Лавры. Лавру открыли для богослужений на Пасху 8/21 апреля 1946 года. Постепенно стала собираться братия, которая первоначально (с 1945 г.) была вынуждена ютиться по частным квартирам. Неизвестно, каким образом удалось Святейшему Патриарху Алексию I вызволить отца Вениамина из ссылки, но уже в июне он поступил в число братии Лавры, а с осени начал преподавать патрологию в Московской духовной академии в звании доцента.

В праздники, субботние и воскресные дни отец Вениамин служил раннюю литургию в храме Всех святых, в земле Российской просиявших. При этом он всегда проповедовал. Евхаристический канон отец Вениамин служил с особой проникновенностью и трепетом, всегда со слезами. Трепет охватывал и окружающих. С 1947 года начались службы в Трапезном храме.

С 1947 года отец Вениамин стал исповедовать. Популярность его была столь велика, что это послужило поводом для многих искушений». В июле 1948 года архимандрит Вениамин защитил диссертацию «Божественная любовь по учению Библии и Православной Церкви», получив степень магистра богословия, и был утвержден в звании профессора кафедры патрологии и в должности инспектора академии.

За недолгие годы преподавания он написал несколько работ: «Чтения по литургическому богословию», «Грехопадение человеческой природы в Адаме и восстание во Христе» (по учению преподобного Макария Великого), «Опыт приспособления «Догматики» митрополита Московского Макария (Булгакова) к потребностям современной духовной школы», собрание лекций по пастырскому богословию за 1947—1948 годы, «Троицкие цветки с луга духовного» (по воспоминаниям преподобномученика архимандрита Кронида (Любимова; †1937), бывшего наместника Лавры).

В июне 1949 года отец Вениамин был сослан в Казахстан. Усталость, болезни, голод, нищета, зачастую отсутствие крова над головой стали его уделом на целых пять лет. А ведь отцу Вениамину было уже шестьдесят два года и за плечами — двенадцать лет лагерей и ссылок. Удивительно, однако, другое: как только обстоятельства становились минимально терпимыми, отец Вениамин начинал заниматься интеллектуальным трудом — если не богословием, то хотя бы филологией. Поэтому в письмах он постоянно просит присылать ему книги. Уже через два-три года ссылки у него собралась такая библиотека, что он не смог перевезти ее на новое место.

Пять лет прошли в муках, попытках выяснить причину ссылки и каким-то образом изменить «меру пресечения». В октябре 1954 года Патриарх Алексий I неожиданно вызвал архимандрита Вениамина в Одессу, затем они прилетели в Москву, где отец Вениамин получил должность настоятеля храма святого пророка Илии в Серпухове. А уже 4 февраля 1955 года в Богоявленском кафедральном соборе архимандрит Вениамин был рукоположен во епископа Саратовского и Балашовского. Хиротонию совершали Патриарх Московский Алексий I, Католикос-Патриарх всея Грузии Мелхиседек, митрополит Крутицкий и Коломенский Николай (Ярушевич) и еще семеро архиереев.

Между тем, радостное событие уже не смогло существенно повлиять на внутреннюю жизнь владыки. Он как бы предчувствовал, что жить на этой земле ему осталось всего полгода, и в своей речи при наречении во епископа сказал, что переживает уже «одиннадцатый час своей жизни».

Владыка прибыл на кафедру в праздник Сретения Господня. С этого времени он служил постоянно — не только в праздничные дни, но и по будням. Неизменно проповедовал за каждой литургией. Благоговейное, сосредоточенное служение архиерея быстро привлекло к нему саратовскую паству: храмы, где служил владыка, всегда были переполнены молящимися.

Владыка Вениамин скоропостижно скончался 2 августа 1955 года — в день празднования памяти святого пророка Божия Илии. Вечером 3 августа в Троицком соборе служился Парастас. Отпевали епископа Вениамина архиепископ Казанский и Чистопольский Иов (Кресович) и епископ Астраханский и Сталинградский Сергий (Ларин). Скорбную телеграмму прислал Патриарх Алексий I. Во время канона настоятель Духосошественского собора архимандрит Иоанн (Вендланд) произнес слово, посвященное жизни Владыки. В течение ночи собор не закрывался: непрерывным потоком верующие подходили к телу своего архипастыря. После отпевания гроб с телом Преосвященного Вениамина был обнесен по галерее вокруг собора. Погребен владыка Вениамин на саратовском Воскресенском кладбище, где его могила пользуется особым почитанием.

Епископ Саратовский и Балашовский Вениамин (Милов)

Автор "Чтений по литургическому богословию" родился в Оренбурге 8 июля 1887 г. в семье священника. Окончил Вятскую семинарию и в 1918 г. Московскую Духовную Академию. В том же году принял монашеский постриг и управлял московским Покровским монастырем в сане архимандрита до его закрытия.

В 1946 г. он вступает в монашеское братство Троице-Сергиевой Лавры и назначается доцентом Московской Духовной Академии, где возглавляет кафедры патрологии и пастырского богословия. Защитив магистерскую диссертацию на тему "Божественная любовь по учению Библии и Православной Церкви", архимандрит Вениамин становится профессором и одновременно назначается инспектором Московской Духовной Академии. В 1954-55 гг. он - настоятель Ильинской церкви в городе Серпухове Московской области.

4 февраля 1955 г. архимандрит Вениамин был хиротонисан во епископы и назначен на Саратовскую кафедру. При вручении новопоставленному епископу архипастырского жезла патриарх Алексий сказал:

"Неисповедимые пути Промысла Божия вели тебя до сего времени узкой и трудной стезей многоразличных испытаний и скорбей. Но все трудности и страхи победила твоя непоколебимая вера, подкрепленная любовью ко Христу, явившему нам Своим беспримерным подвигом страданий ради нашего спасения образ терпения и покорности воле Отца нашего Небесного".

Всего лишь полгода прослужил преосвященный Вениамин на Саратовской кафедре, но много сделал на своем посту. Паства всей душой полюбила его. Епископ служил не только в праздничные дни, но и среди недели, и храмы, где он совершал богослужение, были всегда переполнены. 2 августа того же года скончался этот ревностный служитель Божий, смиренный монах, видный богослов и пламенный проповедник. Мы верим, что не останутся бесплодными семена, которые он сеял своим благодатным словом и своими вдохновенными трудами.

Из книги Священная Библейская история Нового Завета автора Пушкарь Борис (Еп Вениамин) Николаевич

Преосвященнейший Вениамин, епископ Владивостокский и Приморский, профессор, кандидат богословия Священная Библейская История Нового Завета Содержание:Предисловие. Введение.Краткие Сведения о Евангелии. Евангелие от Матфея. Евангелие от Марка. Евангелие от Луки.

Из книги София-Логос. Словарь автора Аверинцев Сергей Сергеевич

Из книги У Троицы окрыленные автора Тихон (Агриков)

Ученый владыка Архимандрит Вениамин (Милов) (1887–1954) Монахов множества наставника тя почитаем, отче наш Сергие: твоею бо стезею воистину право ходити познахом… (Стихира Преподобному Сергию) Тихой утренней звездой явился Сергий Преподобный на благодатном церковном

Из книги Граждане неба. Мое путешествие к пустынникам кавказских гор автора Свенцицкий Валентин Павлович

IX. О. ВЕНИАМИН На следующий день к о. Никифору пришли два пустынника - о. Вениамин и схимонах Трифиллий. Они принесли ему сухари в двух мешках, весом приблизительно по пуду.О. Трифиллию было по пути. Он живет на этой же горе, с версту от о. Никифора. О. Вениамин издалека, с

Из книги Русь уходящая: Рассказы митрополита автора Александрова Т Л

Митрополит Вениамин (Федченков) На Соборе 1945 г. я впервые встретил митрополита Вениамина (Федченкова), приехавшего тогда из Америки. Это был замечательный человек. Некогда отступив с Белой армией из Севастополя, он впоследствии основал русский приход на рю Петель, в 15–м

Из книги Библиологический словарь автора Мень Александр

ВЕНИАМИН (Василий Галактионович Смирнов), архим. (1781–1848), рус. правосл. миссионер, переводчик Свящ. Писания на ненецкий язык. Род. в Архангельске. По окончании местной ДС В. остался в ней учителем, а затем был назначен ее префектом; в 1811 принял монашество. В 1825 в сане

Из книги Русские святые. Июнь–Август автора Автор неизвестен

Феодор, епископ Ростовский и Иоанн, епископ Суздальский - переложение мощей Святитель Иоанн, епископ Суздальский, по всей вероятности, родился в пределах Суздальско-Нижегородского княжества в начале XIV века. Он принял монашеский постриг в молодые годы. В 1350 году

Из книги Русские святые автора (Карцова), монахиня Таисия

Святитель Симеон, епископ Полоцкий, епископ Тверской (+ 1289) Память его празднуется 3 февр. в день преставления и в 1-ю Неделю после праздника свв. апостолов Петра и Павла (29 июня) вместе с Собором Тверских святыхСвятитель Симеонбыл епископом в Полоцке,но был вынужден

Из книги Новые мученики российские автора Польский протопресвитер Михаил

2. Вениамин, митрополит Петроградский I Полоса «изъятия церковных ценностей» до Петрограда дошла довольно поздно - в середине марта 1922 г.Главой Петроградской епархии в то время был митрополит Вениамин. Избрание его из викарных епископов в митрополиты состоялось летом

Из книги Патерик Печерский, или Отечник автора

Преподобный Вениамин Преподобный Вениамин в мирской своей жизни был купцом и имел много богатств. Однажды, слушая внимательно церковное богослужение, услышал он псаломское слово: погубиши вся глаголющия лжу, - и в тот час, относя эти слова к себе, сказал: если Господь

Из книги Святитель Тихон. Патриарх Московский и всея России автора Маркова Анна А.

Из книги Рождественские рассказы автора Черный Саша

Митрополит ВЕНИАМИН (Федченков) МАЛИНКА ЧУДЕСА ПРЕПОДОБНОГО СЕРАФИМА Это было давно. Приехал в Саровский монастырь новый архиерей. Много наслышан был он об угоднике Божием Серафиме, но сам не верил рассказам о чудесах батюшки. А может, и люди зря чего наговорили

Из книги Жития Святых Славных и Всехвальных Апостолов автора Филимонова Л. В.

Святые священномученики Маркелл, епископ Сикелийский, и Филагрий, епископ Кипрский Святые Маркелл и Филагрий были рукоположены во епископов. Они были современниками святого священномученика Панкратия Тавроменийского. Мощи святого Филагрия находятся на острове

Из книги Жития Святых. Ветхозаветные Праотцы автора Ростовский Димитрий

ВЕНИАМИН Младший сын Иакова от Рахили. Его мать умерла тотчас же по его рождении, что случилось близ Вифлеема, на пути Иакова из Месопотамии в землю Ханаанскую. В предсмертных родильных муках она назвала его Бенони, что значит «сын скорби моей», но отец дал ему другое имя

Из книги Софиология автора Коллектив авторов

Игумен Вениамин (Новик)

Из книги Ответственность религии и науки в современном мире автора Коллектив авторов

Епископ Саратовский и Балашовский Вениамин (Милов)

Автор "Чтений по литургическому богословию" родился в Оренбурге 8 июля 1887 г. в семье священника. Окончил Вятскую семинарию и в 1918 г. Московскую Духовную Академию. В том же году принял монашеский постриг и управлял московским Покровским монастырем в сане архимандрита до его закрытия.

В 1946 г. он вступает в монашеское братство Троице-Сергиевой Лавры и назначается доцентом Московской Духовной Академии, где возглавляет кафедры патрологии и пастырского богословия. Защитив магистерскую диссертацию на тему "Божественная любовь по учению Библии и Православной Церкви", архимандрит Вениамин становится профессором и одновременно назначается инспектором Московской Духовной Академии. В 1954-55 гг. он - настоятель Ильинской церкви в городе Серпухове Московской области.

4 февраля 1955 г. архимандрит Вениамин был хиротонисан во епископы и назначен на Саратовскую кафедру. При вручении новопоставленному епископу архипастырского жезла патриарх Алексий сказал:

"Неисповедимые пути Промысла Божия вели тебя до сего времени узкой и трудной стезей многоразличных испытаний и скорбей. Но все трудности и страхи победила твоя непоколебимая вера, подкрепленная любовью ко Христу, явившему нам Своим беспримерным подвигом страданий ради нашего спасения образ терпения и покорности воле Отца нашего Небесного".

Всего лишь полгода прослужил преосвященный Вениамин на Саратовской кафедре, но много сделал на своем посту. Паства всей душой полюбила его. Епископ служил не только в праздничные дни, но и среди недели, и храмы, где он совершал богослужение, были всегда переполнены. 2 августа того же года скончался этот ревностный служитель Божий, смиренный монах, видный богослов и пламенный проповедник. Мы верим, что не останутся бесплодными семена, которые он сеял своим благодатным словом и своими вдохновенными трудами.


1. Учение о Боге Троичном в Лицах (По данным литургического богословия)

Литургическое Богословие раскрывает догмат Св. Троицы на основе библейских изречений и вероопределений Вселенских Соборов.

Составители церковно-богослужебных канонов, молитв и песнопений во славу Триединого Бога были преимущественно греки. В связи с этим их громоздкая тринитарная терминология целиком перешла в наш славянский перевод греческих богослужебных книг. При всей своей тяжеловесности язык греческих литургистов излагает сущность догмата Св. Троицы возвышенно, жизненно и благоговейно. В этом изложении характерно оттенена идея невещественной светоносности Божественного существа.

Нравственно-христианская жизнь верующих по мысли церковных песнопевцев, развивается, возвышается и вдохновляется именно при условии невещественного светоозарения Бога Троицы. Благодатное просвещение и освящение есть достояние не только пламенно верующих людей, но и вообще всех принявших благодать крещения и миропомазания по дару Св. Троицы.

В своей обычной жизни христиане незримо облагодатствуются при молитвенном излиянии хвалы и благодарения Богу Троице, при исповедании Ему покаянных чувств и прошений о личных разнообразных потребностях и нуждах. Ко всякому молитвеннику Св. Троица ближе его дыхания и мысли, когда тот смиренно и от глубины души призывает имя Отца и Сына и Св. Духа.

Преломляясь и отражаясь в лично-христианской жизни, действие Триединого Бога делает верующих общниками Троичной Божественной силы.

В виду сказанного истина о Троичности Божества кровно дорога для всех членов Православной Церкви. Литургическое изображение взаимоотношений верующих людей с Пресвятой Троицей не односторонне рассудочно, но улавливает лично-жизненное значение догмата Троицы.

Богословы-литургисты своими церковно-богослужебными творениями, поставляют каждого христианина в живое чувство соприсутствия премирного Триединого Духа во всем Его страшном величии и вместе неизъяснимой любви к человеческому роду.

В порядке системного изложения учения о Св. Троице по литургическим творениям скажем прежде:

1. об единстве и троичности Божества и

2. затем об отражениях догмата Св. Троицы в лично-христианском благодатном опыте.


Единство и Троичность Божества

Богооткровенная истина Единства Существа Божиего и Троичности Божественных Лиц в Его недрах дает основание к литургическому раздельному богословствованию "о Божием Существе" и "Божественном Триединстве".

В богослужебных чинопоследованиях вместо умозрений о "Существе" в Боге, мы встречаем определения Его свойств. Божие Существо или Божество, по словам богословов литургистов, несозданно, безначально, единоначально, присносущно, просто, всегда творчески деятельно, всемогуще и непостижимо. О Нем можно определенно сказать лишь то, что Оно - чистейший Личный Дух, неописуемый и недоступный тварному зрению. Или можно еще сказать, что Бог есть Светодержец и Солнце славы, Он - невещественный свет единоначальный, нераздельный, вседержительный, так как живет в неприступном, невещественном свете, исходящем из Его пречистого Существа и просвещающем твари.

Хотя Божие существо несоставно, но образ Его бытия возвещается богооткровенно в 3-х Лицах и 3-х раздельных свойствах Божественных Лиц - Отца и Сына и Св. Духа или Бога рождшего. Бога рожденного и Бога Духа, от Отца исходящего. Отец безначален и нерожден. От Него, как от корня, безначального рождеством и происхождением, прорасла двойная Отрасль пресущественного Богоначалия: Сын и Дух. Они собезначальные Отцу светы, чтобы быть Трем светам Божества. Предвечно от Божественного света Отца, как свет от света, воссиявает рождением Собезначальный Свет Сын, собственное Отчее сияние, и невыразимо исходит соответственный и срасленный свет - Дух .

Мы славим Сына как рожденный от Солнца Свет; и Духа как происходящий от Солнца луч. Отсюда - Свет Отец, Свет Сын, Свет Дух Святой. - Три и вместе один свет, так как Троичный в Лицах Бог пребывает в одном естестве и начале, несекомо и неслиянно.

Богословы, говоря о бесстрастном рождении Отцом Сына и изведении Духа, иногда именуют Лица Св. Троицы: "Умом, Словом и Духом". Нерожденный Отец есть премирный, безначальный Ум. Он предвечно, невыразимо рождает собезначальное, сообразное и соприсносущное Личное Слово и испускает просиянием Божественного Духа, - собезначального, благого, правого и равномощного. Рождение Бога Слова и исхождение Бога Духа неизреченно, нетленно и боголепно. Бог Слово - иное Солнце, предвечно родившееся от Солнца Отца, равномощное со срасленным и Божественным Духом.

Равно почитая в одной державе Три Лица, мы неразделимо разделяем Существо Бога Отца и Сына и Пресв. Духа. Лица Божества одинаково святы. Свят предвечный Бог Отец, Свят Сын, рожденный из Отца;

Свят и Животворящий Дух, исходящий от Отца, являемый же Сыном. Потому пророк Исаия в своем пророческом восхищении слышал, как огненные Серафимы прославляли Бога Вседержителя в Трех Его свойствах восклицаниями любви: "Свят, Свят, Свят!"

Трисолнечное Богоначало - Св. Троица или Бог в Трех образах недомыслим, неописан. При раздельности личных свойств Лица Св. Троицы нераздельны и сообразны в Божестве, свете, славе, господстве, беспредельности и тождестве хотения. Они равнославны, равнодейственны, сопрестольны и соприсносущны. В силу соприсносущного бытия Три жизненачальных Лица Отец, Сын и Св. Дух неслитно сраслены в одном несозданном существе и воссиявают один нераздельный, невечерний свет в трех начертаниях. Светолучные блистания Троичного Солнечного Богоначала разделяются нераздельно и имеют непременное содействие Друг Другу. Во внутренней жизни Лица Божества непревратны и неизменны в личных свойствах.

О Боге - Троице вообще необходимо сказать, что Он всесильное Первоначало, Безначальное Господство, Преблагой Вседетель, всегда Сущий Творец и Вседержитель, Блаженная, преблагая Любовь, Всезритель и Спаситель, вышевременная Живоначальная Святыня. Три Божественных Лица пребывают в едином Божестве подобно тому, как трисияющие молнии видимы в одном блистающем сорастворении света. Божество, Царство, Сила и власть Отца и Сына и Св. Духа - едины. Для человеческого ума непостижимо, но вечно истинно то, что Три Божественных Лица, по нераздельности Их существа, покланяемы, как единый Бог.

Единственная заря Троичного Божества сорастворяет свет 3-х Солнц и есть Свет и Светы, Жизнь и Жизни.

Живоначальная и всежизненная Бог-Троица есть изначальная Любовь и Саможизнь, пучина любви, благосердия, щедрот и человеколюбия, неисчетная и несказанная глубина благости, неисчерпаемая бездна милости. Как из беспредельного некоего источника, от естества Св. Троицы изливается тварям огненное питье любви, потоки щедрот и бездны милостей. Св. Троица - милостива, преблага и Волительница милости. Как всесильная, всещедрая и сострадательная Она милует все твари и, озаряя сердца верующих трисиянным светом, сосредоточивает их на любви к Богу и ближним.

Вениамин (Милов Виктор Дмитриевич) - епископ

Вениамин, епископ Саратовский и Балашовский, исповедник

В ладыка Вениамин родился в городе Оренбурге 8/21 июля 1887 года, в день празднования Казанской иконы Божией Матери. Он был вторым сыном в семье священника Димитрия Петровича Милова и его супруги Анны Павловны. При крещении младенец получил имя Виктор. Через три года отца перевели служить в уездный город Орлов Вятской губернии, а еще через несколько лет - в город Яранск, после чего уже в саму Вятку. Таким образом детские и юношеские годы будущего архиерея связаны с вятской землей.

По его собственным воспоминаниям, он рос впечатлительным, пугливым, самолюбивым ребенком, сильно привязанным к матери: «Без матери я просто жить не мог». Но любовь к Богу оказалась сильнее. Один из его духовных сыновей свидетельствует о том, что после монашеского пострига владыка отказался от встреч с матерью вплоть до ее кончины. «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф. 10, 37), - говорит Господь в Евангелии, которое читается в чине монашеского пострижения. Владыка Вениамин исполнил этот завет буквально.

Как ни странно, в семье будущий архиерей получил лишь самые начатки религиозного воспитания. Сильные духовные переживания у него начались только в отрочестве, когда родители стали возить его на богомолье в Яранский мужской монастырь во имя св. Анны Пророчицы. Мечтательность, природная чуткость ко всему доброму, прекрасному расположили душу мальчика к монашескому житию, однако отец потребовал продолжения учебы, и планы иноческого устроения жизни пришлось отложить надолго. В детские годы Виктор много болел (и на всю жизнь остался слабого здоровья), отчего в учебе иногда следовали значительные перерывы. В частности, начальную школу он смог закончить только в тринадцать лет, на три года позже обычных детей, семинарское образование затянулось дольше обычного на целое пятилетие. Несмотря на весьма скромную оценку своих способностей к ученью («от природы я был довольно туповат, учился средне»), будущий владыка Вениамин, окончив Яранское духовное училище, а затем, в 1916 году, - Вятскую духовную семинарию (вторым учеником), был послан на казенный счет в Казанскую духовную академию. В годы учебы в семинарии епископ Вятский Никандр (Феноменов; † 1933) посвятил Виктора Милова во чтеца.

В академии Виктор Милов ревностно занялся учено-богословскими трудами. Первой его работой, получившей оценку «пять с плюсом», было сочинение о Филоне Александрийском. Однако «сердце льнуло больше к монахам и церкви». По счастью, в Казанской академии ему наконец удалось встретить преподавателей, в которых глубокая ученость сочеталась с личным монашеским подвигом и миссионерским горением. Многие из них, особенно преподаватели-монахи, окормлялись у преподобного Гавриила (Зырянова; † 1915), постриженника Оптиной пустыни, а в описываемый период - наместника Седмиезерной пустыни под Казанью. Отец Гавриил воспитал целую плеяду церковных деятелей, сыгравших значительную роль в судьбах Русской Церкви в 1920-х–1930-х годах: архиепископа Феодора (Поздеевского), архиепископа Гурия (Степанова), епископа Иону (Покровского), епископа Варнаву (Беляева), архимандрита Симеона (Холмогорова) и многих других. Известно также, что у отца Гавриила окормлялась святая преподобномученица Великая княгиня Елисавета Феодоровна и некоторые из сестер ее обители.

Почти все указанные отцы и архиереи (и целый ряд других) составляли цвет казанского ученого монашества. Но душой казанского академического иночества был инспектор архимандрит Гурий (Степанов), будущий архипастырь. Выдающийся богослов, востоковед, знаток буддизма, переводчик богослужебных книг на языки народов Центральной Азии, он сыграл огромную роль в монашеском становлении владыки Вениамина. В своей квартире архимандрит Гурий устраивал монашеские собрания, на которых присутствующие - преподаватели и студенты - могли свободно обмениваться мыслями. В академической церкви практиковалось строгое уставное пение, в котором Виктор неизменно принимал участие. К казанскому же периоду относятся первые проповеднические опыты тогда еще студента Виктора Милова - и это также по настоянию отца инспектора.

За неделю до Рождества 1917/1918 года, по совету отца Гурия Виктор съездил в г. Свияжск, где в монастыре на покое жил слепой игумен. Старец благословил юношу принять монашеский постриг, сказав, что необходимо раздувать искру Божию в душе, пока она горит. Однако на пороге был 1918 год. И тихая дотоле Казань стала ареной столкновения белых и красных отрядов. В академии провели ускоренные экзамены, и студенты разъехались кто куда.

Вопреки старческому благословению провести лето в Оптиной пустыни, Виктор уехал в Вятку к родителям и был за это наказан: полтора года он скитался без определенных занятий, пока, наконец, не оказался в Саратове, где ради хлебного пайка устроился на работу в красноармейскую канцелярию. Эта работа была засчитана ему в срок воинской службы.

В Саратове Виктор впервые ощутил над собой особое покровительство святого пророка Илии - того угодника Божия, на мольбу которого в страшные годы разгула богоотступничества в израильском народе Господь ответил: «Я оставил между израильтянами семь тысяч мужей. И всех сих колени не преклонились перед Ваалом» (3 Цар. 19,18). В 1919 – 1920 годах Виктор Милов - прихожанин Ильинской церкви в Саратове, в 1946 – 1949 годах бывал в Ильинской церкви в Сергиевом Посаде (тогда - Загорске), в 1954 году стал настоятелем Ильинского храма в городе Серпухове. Свои земные дни он окончил в праздник святого пророка Илии. Но все это будет после, а тогда, проведя несколько месяцев за перепиской бумаг, Виктор Милов испросил благословения на монашество у затворника скита Саратовской Преображенской обители. Прозорливый старец иеромонах Николай (Парфёнов; † 1939) отправил Виктора с рекомендательным письмом в Московский Данилов монастырь, дал ему при этом духовные наставления и присовокупил: «Я бы у себя оставил тебя, раб Божий, да ты очень высок…», - возможно, предрекая этим будущее архиерейство. На прощание о. Николай заповедал чтецу Виктору иноческое правило: «Вот что ты сделай: поезжай в Москву. Я тебе дам письмо в Данилов. В Москве тебя постригут и назовут Вениамином. Это совершится недели через две по приезде твоем в Москву. Пасху ты будешь в Даниловом монастыре, последующее же направление твоей жизни определит тебе Сам Господь. Будешь монахом - прилежи к Иисусовой молитве. Читай ежедневно 600 молитв пополам: 300 - Иисусовых и 300 - Богородичных».

В Даниловом монастыре среди насельников оказался бывший инспектор Казанской духовной академии Гурий, уже епископ, которому нужен был помощник для Покровского монастыря. На Благовещение 1920 года Виктора постригли в монашество с именем Вениамин в честь священномученика Вениамина Персидского, диакона († ок. 418 – 424; память 31 марта/13 апреля).

На второй день Пасхи, 30 марта/12 апреля 1920 года, преосвященный Гурий рукоположил монаха Вениамина во иеродиакона, а через полгода, в день преставления Преподобного Сергия (25 сентября/8 октября), епископ Петр (Полянский; † 1937), сам возведенный в тот же день в архиерейское достоинство, рукоположил иеродиакона Вениамина во иеромонаха. Набедренник надел на него Святейший Патриарх Тихон, наперсный крест - епископ Верейский Иларион (Троицкий; †1929). И уже в 1923 году, также в день Благовещения, епископ Гурий возвел отца Вениамина в сан архимандрита. С того времени отец Вениамин становится наместником Покровского монастыря.

Состояние братии Покровского монастыря к моменту прихода нового наместника было плачевным: духовная жизнь в полном упадке, а дисциплина разболтана. Одной из причин такого положения дел были церковные нестроения. Тем не менее, новому наместнику пришлось вести упорную борьбу за то, чтобы обитель все же походила на монастырь, а не на общежитие. Отголоски этой борьбы глухо доносятся со страниц его «Дневника инока». Наместнику постоянно приходилось терпеть нападки и «справа», и «слева». Он много служил и часто проповедовал. К сожалению, сохранились лишь немногие его проповеди этого периода, да и они записаны прихожанками Покровского монастыря, в то время молодыми девушками.

Будучи наместником Покровской обители, отец Вениамин не прерывал связи с Даниловым монастырем, который, став после революции средоточием духовной жизни, имел огромное значение для судеб Русской Церкви в период 1917–1930 годов. Богоборческая власть в лице ЧК – ГПУ – НКВД с самого начала поставила своей задачей полную ликвидацию Православной Церкви и прежде всего - духовенства и священноначалия. Эта задача решалась тремя способами: физическим уничтожением, моральной компрометацией и поощрением ересей и расколов. В результате действий ГПУ к 1925 году, по некоторым данным, более шестидесяти архиереев были лишены своих кафедр и высланы за пределы своих епархий. Многие из них съехались в Москву, и часть их нашла приют в Даниловом монастыре, настоятелем которого в мае 1917 года стал архиепископ Феодор (Поздеевский), из-за интриг членов Временного правительства смещенный с поста ректора Московской духовной академии. Архиепископ Феодор привлек в Данилов монастырь единомысленную ученую братию. У него «…была мысль создать иноческое братство монахов-подвижников… подлинных защитников Православия и хранителей церковного Предания. В двадцатые годы духовная жизнь монастыря пришла в состояние расцвета, и этот расцвет оказался важным для Церкви, для ее противостояния обновленчеству и расколу». По словам прихожан, «службы в Даниловом монастыре в те годы были небесные… Часто служили сразу несколько архиереев. Даже канон читали и канонаршили нередко архиереи. Проповедовали. После службы к ним выстраивались длиннейшие очереди за благословением». «…И эти божественного вида архиереи, поющие ангелоподобно, и фимиам от каждения, освещаемый солнцем, - все произвело на меня поразительное впечатление святости - и люди, и службы», - вспоминал позднее владыка Вениамин.

В то время для большинства архипастырей, воспитанных в эпоху естественного для монархической России единомыслия, церковно-каноническая неразбериха из-за антицерковной деятельности обновленцев, многочисленных арестов и расстрелов была чрезвычайно болезненной. Даниловская братия, во главе с архиепископом Феодором, выработала православную позицию по вопросу церковных нестроений - никакого диалога с обновленцами. Виновных в расколе принимали в Церковь через покаяние. Святейший Патриарх Тихон, часто советовавшийся с владыкой Феодором по вопросам церковной политики, называл его и близких к нему иерархов «даниловским синодом». Однако в 1927 году, когда Церковь уже два года бедствовала без Патриарха и были арестованы митрополит Петр (Полянский), непосредственный преемник Святейшего, и множество архиереев (в одном только Даниловом монастыре арестовали 15 архиереев, а также часть братии), Церковь оказалась перед новым искушением. Таковым явилась Декларация митрополита Сергия (Страгородского) об отношении Церкви к советской власти. Несмотря на безупречность канонических формулировок Декларации, многие церковные люди не смогли принять ее безоговорочной лояльности к кровавому богоборческому режиму (именно так это тогда зачастую прочитывалось). Расширение же митрополитом своей власти до пределов патриаршей в отсутствие возможностей проведения Поместного Собора рассматривалось многими как узурпация власти Патриарха.

Декларация митрополита Сергия нарушила духовное единство Данилова монастыря. Братия (и владыки, и старцы) разделились: одни согласились поминать за литургией владыку Сергия как Предстоятеля Церкви, а другие - нет. «…Мы приходили в храм Воскресения Словущего, когда монастырь был уже закрыт и монахи служили в этом приходском храме… Слева… молились… сторонники архиепископа Феодора. Справа - «сергиане». Храм был как бы разделен на две части. Разделение было, но скандалов не было».

Все эти трагические события - расколы, аресты, ссылки, расстрелы - отец Вениамин обходит молчанием в своем «Дневнике». Поэтому некоторые брошенные вскользь замечания по поводу осложнившихся отношений с теми или иными людьми вызывают порой недоумения у читателей. Однако такое умалчивание животрепещущих проблем вызвано тем, что наместник Покровского монастыря, подчинившись митрополиту Сергию, никого не хотел осуждать, не говоря уже о том, что опасался, как бы «Дневник» не попал в «чужие» руки и не послужил косвенным доносом на кого-либо из «непоминающих». И сам «Дневник» - это не записи, сделанные «по свежим следам» в последовательности текущих событий, а скорее - «исповедь», стремление подытожить свой духовный путь от младенчества до зрелости. Поэтому и о событиях собственной жизни автора упоминается выборочно, с рассмотрением, главным образом, их духовной сущности.

Он смог уделить «Дневнику» менее двух лет - со 2 января 1928 года по 1/14 октября 1929 года. В конце октября он был извещен о закрытии уже разорявшегося монастыря, а также об аресте. Дальше все происходило, как и у десятков тысяч священников того страшного времени: Лубянка, Бутырка, Соловки, Кемь. До отца Вениамина и после него этой дорогой прошли тысячи священников и архиереев, выжили и вернулись единицы. Кратко описав ужасы тюрем, этапов и лагерей, отец Вениамин делает в «Дневнике» неожиданное заключение: «Я благодарю Бога: все испытания… были мне посильны… Господь научил меня - сибарита и любителя спокойной жизни - претерпевать тесноту, неудобства, бессонные ночи, холод, одиночество, показал степени человеческого страдания». И, однако, «…совершенно разбита была моя душа… по возвращении из ссылки…»

После трехлетних испытаний, лишь слегка упомянутых в «Дневнике», отец Вениамин неожиданно получил назначение в Никитский храм города Владимира, где и прослужил до осени 1937 года. Этот период оказался для него относительно благополучным: несмотря на неусыпный надзор, отцу Вениамину удавалось ускользать в Москву, к своим духовным чадам, где он проводил время в молитве и богословских исследованиях. Результатом этой работы, в частности, явилась магистерская диссертация, защищенная впоследствии в Московской духовной академии. Заметим, что еще в начале двадцатых годов отец Вениамин в течение трех лет обучался на богословском факультете в Москве и защитил кандидатскую работу по кафедре патрологии на тему «Преподобный Григорий Синаит. Его жизнь и учение», приложив к этой работе новый перевод с греческого всего корпуса творений преподобного. Однако настал 1937 год - год «решительного удара» по Церкви. Священники арестовывались, ссылались и расстреливались сотнями и тысячами. Чаша сия не миновала и отца Вениамина: он был сослан на Север, где провел почти десять лет. Об этом времени свидетельств почти не осталось. Только с 1943 года духовные чада начали получать от него письма с просьбами о помощи.

Между тем под влиянием событий второй мировой войны И. В. Сталин начал менять политику в отношении Церкви. В частности, было принято решение об открытии духовных учебных заведений, а также нескольких монастырей, в том числе Троице-Сергиевой Лавры. Лавру открыли для богослужений на Пасху 8/21 апреля 1946 года. Постепенно стала собираться братия, которая первоначально (с 1945 г.) была вынуждена ютиться по частным квартирам. Неизвестно, каким образом удалось Святейшему Патриарху Алексию I вызволить отца Вениамина из ссылки, но уже в июне он поступил в число братии Лавры, а с осени начал преподавать патрологию в Московской духовной академии в звании доцента.

Сохранились устные свидетельства об отце Вениамине в тот недолгий лаврский период. В числе его духовных чад в Лавре была Татьяна Борисовна Пелих (урожденная Мельникова), которая со времени открытия Лавры пела в хоре под управлением протодиакона Сергия Боскина.

Со слов покойной матери вспоминает Е. Т. Кречетова (урожденная Пелих): «В Лавре появился высокий, худой, еще обритый, как ссыльный, монах. Поселился он вначале, как и другие, на частной квартире. Обнаружив, что у него множество болезней на почве долгого крайнего истощения, Татьяна Борисовна стала доставать ему лекарства, а главное - готовить для него овощные соки, чтобы хоть как-то помочь его организму окрепнуть. Пришлось также помочь обзавестись ему вещами, ибо у него не было совсем ничего.

В праздники, субботние и воскресные дни отец Вениамин служил раннюю литургию в храме Всех святых, в земле Российской просиявших. При этом он всегда проповедовал. Евхаристический канон отец Вениамин служил с особой проникновенностью и трепетом, всегда со слезами. Трепет охватывал и окружающих. С 1947 года начались службы в Трапезном храме. Здесь пел уже монашеский хор. Отец Вениамин сам регентовал за всенощными, а в Великий пост всегда пел басом в трио с отцом Антонием (тенор) и протодиаконом Даниилом (баритон): “Да исправится молитва моя…”

С 1947 года отец Вениамин стал исповедовать. Популярность его была столь велика, что это послужило поводом для многих искушений». В июле 1948 года архимандрит Вениамин защитил диссертацию «Божественная любовь по учению Библии и Православной Церкви», получив степень магистра богословия, и был утвержден в звании профессора кафедры патрологии и в должности инспектора академии.

За недолгие годы преподавания он написал несколько работ: «Чтения по литургическому богословию», «Грехопадение человеческой природы в Адаме и восстание во Христе» (по учению преподобного Макария Великого), «Опыт приспособления «Догматики» митрополита Московского Макария (Булгакова) к потребностям современной духовной школы», собрание лекций по пастырскому богословию за 1947-1948 годы, «Троицкие цветки с луга духовного» (по воспоминаниям преподобномученика архимандрита Кронида (Любимова; † 1937), бывшего наместника Лавры).

Вот что вспоминает об этом периоде жизни отца Вениамина митрополит Санкт-Петербургский Владимир (Котляров), учившийся в это время в Московской Духовной Семинарии: «Инспектор (Московской семинарии) был архимандрит Вениамин (Милов), он сам из Вятки… Когда его рукоположили во диакона, он служил иеродиаконом три года каждый день раннюю Литургию с приготовлением: ни одного дня не пропустил. Это был удивительный человек. Ему нельзя было ехать в Загорск, у него был “101 километр”, и, когда он просился в Лавру, покойный Святейший Патриарх Алексий говорил ему: “Вам же нельзя”, а он ответил: “Я хочу умереть в Лавре”, – он уже готовился к кончине. Когда наступил Рождественский пост, он служил каждый день раннюю Литургию, потреблял большую просфору и три стакана воды, и больше ничего не ел. Мы пришли в семинарию разными: сброд студентов - из армии, из консерватории, кто-то с высшим образованием, после потрясений войны, кто-то искал, кто-то готовился в монастырь. Среди этого сброда были ребята, которые выпивали: выпьют, бутылку в унитаз бросят, сантехник стал чистить - руку порезал. В таких случаях инспектор приходил в трапезную. Стоит. Там же в трапезной была вечерняя молитва, вечернюю молитву прочитали, он обращался, много не говоря: “Во-первых, не принято, чтобы в Семинарии пили студенты и бросали бутылку; во-вторых, вы не подумали о человеке, который за вами ухаживает. Вы же бросили бутылку, разбили её. Он стал её вынимать - руки поранил. Неужели нельзя было эту бутылку просто поставить в стороне, если вы боитесь, зачем же вы человеку, который вам служит, вместо благодарности испортили руку, а вдруг получится заражение, и он может остаться калекой? Это же бесчеловечно и жестоко”. Мы все стояли и не знали, куда деваться.

Кормили тогда хорошо. Заслуга епископа Ермогена (Кожина) и отца Вениамина (Милова) - кормили великолепно - были мандарины, конфеты, печенье, булочки, яйца, масло, колбаса, сыр. Если подавали макароны, то на дне тарелки оставалось масло. Некоторые люди в то время этого не видели. Я сам до 1947 года голодал, и только в 1947 году наелся хлеба досыта, а это был 1948 год.

С другой стороны, был студент Владимир, родители его были неверующие. Он сам пришел в Церковь и был немного своеобразным. Тогда ещё он не воцерковился и, когда подходил на помазание, не поцеловал руки служащего, а служил инспектор - архимандрит Вениамин.

Архимандрита Вениамина сослали. Пришли к нему ребятки в полушубках и пригласили его в горисполком (налево от Лавры красное здание). Там, представившись ему, они сказали: “Что же Вы нарушаете закон, Вам же нельзя здесь жить, вы же знали?” Он: “Знал, но мне хотелось в Лавре, я мечтал вернуться в монастырь и прямо говорил Святейшему, что хочу умереть в Лавре”. Они: “Извините, у нас к Вам никаких претензий нет, но Вы нарушили закон, мы должны Вас отсюда забрать”. Он в летних туфлях, легкая ряса. Они говорят: “У Вас деньги в келье есть, нельзя же Вас так везти, мы Вам купим что-нибудь” (дело было под Новый год). У него под матрасом было где-то 500 рублей (тогда это были хорошие деньги). Он дал ключ, один из них сходил домой, взял деньги и всё, что попросил архимандрит Вениамин ему взять, его посадили, довезли до Пушкина, один в магазине купил фуфайку, шапку-ушанку, валенки.

Со мной учился Андрей Ермаков, сейчас он в Курске, он был келейником архимандрита Вениамина. Мы спрашиваем его, он говорит: “Пришли, увели, и ничего не знаю”. Летом я приехал на каникулы в Джамбул, а церковный сторож, у которого зять работал в колхозе комбайнером, говорит: “Появился у нас один священник с бородой из Московской Духовной Семинарии”. Они ему не поверили. Когда я приехал, они у меня спросили, и я сказал: “Действительно, это отец Вениамин”. Он начал составлять русско-казахский словарь, попросил словари. Он написал запрос в Академию наук, такого словаря не было. У меня сестра работала преподавателем в казахской школе, и всё, что нашли, собрали. Он начал составлять словарь - чем-то надо было заниматься. Приехал к нему господин, спросил:

Чем Вы занимаетесь? Он говорит:
- Составляю словарь.
- Какой?
- Вот такой.
- Принесите мне.
Он принес почти целый мешок бумаг, вывалил ему на стол, он посмотрел и сказал: “Ну что же, хорошее дело, у нас, действительно, нет такого словаря, продолжайте, занимайтесь”. Когда он подготовил этот словарь и написал письмо, куда его послать, ему сказали: “Спасибо, словарь уже выходит из печати”. Он отнес его председателю сельсовета.

Тогда мы начали просить нашего святителя, и его секретарь пошел к уполномоченному, стал просить разрешения перевести отца Вениамина в город, устроить его при храме, чтобы он мог молиться. Ему разрешили приехать в Джамбул. Летом я приехал, и он жил у нас с месяц, пока ему искали помещение. Ему разрешили быть псаломщиком, какое-то время он был псаломщиком. Потом папе предложили переехать в Караганду, чтобы ему освободить место священника, папа всё оставил и уехал. А когда отца Вениамина рукоположили и назначили епископом в Саратов, он написал папе письмо и пригласил его в Саратовскую область: “У меня есть свободный хороший приход, но надо будет работать”.

Он знал, когда умрет, он выбрал место на кладбище, и в неделю пару раз приезжал на кладбище, становился на колени и долго молился - такой был инспектор. У меня есть его книга типа магистерской диссертации, издана в Брюсселе».

Так в июне 1949 года отец Вениамин оказался в Казахстане на положении ссыльного. Об этом периоде его жизни свидетельствуют письма Татьяне Борисовне и Тихону Тихоновичу Пелих. Усталость, болезни, голод, нищета, зачастую отсутствие крова над головой стали его уделом на целых пять лет. А ведь отцу Вениамину было уже шестьдесят два года и за плечами - двенадцать лет лагерей и ссылок. Удивительно, однако, другое: как только обстоятельства становились минимально терпимыми, отец Вениамин начинал заниматься интеллектуальным трудом - если не богословием, то хотя бы филологией. Поэтому в письмах он постоянно просит присылать ему книги. Уже через два-три года ссылки у него собралась такая библиотека, что он не смог перевезти ее на новое место.

Пять лет прошли в муках, попытках выяснить причину ссылки и каким-то образом изменить «меру пресечения». В октябре 1954 года Патриарх Алексий I неожиданно вызвал архимандрита Вениамина в Одессу, затем они прилетели в Москву, где отец Вениамин получил должность настоятеля храма святого пророка Илии в Серпухове. А уже 4 февраля 1955 года в Богоявленском кафедральном соборе архимандрит Вениамин был рукоположен во епископа Саратовского и Балашовского. Хиротонию совершали Патриарх Московский Алексий I, Католикос-Патриарх всея Грузии Мелхиседек, митрополит Крутицкий и Коломенский Николай (Ярушевич) и еще семеро архиереев.

Между тем, радостное событие уже не смогло существенно повлиять на внутреннюю жизнь владыки. Он как бы предчувствовал, что жить на этой земле ему осталось всего полгода, и в своей речи при наречении во епископа сказал, что переживает уже «одиннадцатый час своей жизни».

Владыка прибыл на кафедру в праздник Сретения Господня. С этого времени он служил постоянно - не только в праздничные дни, но и по будням. Неизменно проповедовал за каждой литургией. Благоговейное, сосредоточенное служение архиерея быстро привлекло к нему саратовскую паству: храмы, где служил владыка, всегда были переполнены молящимися.

Владыка Вениамин скоропостижно скончался 2 августа 1955 года - в день празднования памяти святого пророка Божия Илии. Вечером 3 августа в Троицком соборе служился Парастас. Отпевали епископа Вениамина архиепископ Казанский и Чистопольский Иов (Кресович) и епископ Астраханский и Сталинградский Сергий (Ларин). Скорбную телеграмму прислал Патриарх Алексий I. Во время канона настоятель Духосошественского собора архимандрит Иоанн (Вендланд) произнес слово, посвященное жизни Владыки. В течение ночи собор не закрывался: непрерывным потоком верующие подходили к телу своего архипастыря. После отпевания гроб с телом Преосвященного Вениамина был обнесен по галерее вокруг собора. Погребен владыка Вениамин на саратовском Воскресенском кладбище, где его могила пользуется особым почитанием.

В настоящее время в Саратовской епархии осуществляется подготовка материалов к прославлению епископа Вениамина в лике святых.

Подготовлено в Саратовской епархиальной комиссии по канонизации подвижников благочестия.