Боги древней греции арес. Смотреть что такое "Арес" в других словарях. Взаимоотношения с женщинами

Из школьной программы многие помнят героев древнегреческой мифологии, один из которых - бог войны Арес. Он жил на Олимпе наряду со всеми богами и с верховным божеством - Зевсом. Его жизнь полна различных событий, в большинстве случаев связанных с военными действиями и оружием, но при этом его образ полезен для сопоставления с мирными образами, несущими в себе справедливость, честность и доброту.

Кто такой Арес?

Один из богов древнегреческой мифологии, олицетворяющий оружие, войну, хитрые и коварные деяния - таков Арес, сын Зевса. Согласно мифам, его часто можно было встретить в окружении богини Энио, которая обладала свойством вызывать ярость у противников и вносить смятение в ходе битвы и богини Эриды, олицетворяющей раздор.

Греческий бог Арес обитал на Олимпе. По некоторым данным он рожден не в Греции, а имеет фракийское происхождение. Государство Фракия располагалось на территории современной Греции, Болгарии и Турции. Сведения о происхождении этого бога разнятся. По одним мифам - он сын Геры, которая родила его после прикосновения к волшебному цветку, по другим - сын Зевса (верховного бога Олимпа). Второй вариант встречается в литературе гораздо чаще. Основные атрибуты Ареса, с которыми можно увидеть божество на иллюстрациях и изображениях:

  • копье;
  • зажженный факел;
  • собаки;
  • коршун.

Чему покровительствовал Арес?

Согласно мифам древней Греции, Арес - бог хитрой войны, сопровождающейся нечестными, несправедливыми действиями, использованием смертельного оружия и кровопролитиями. Арес покровительствовал коварным военным маневрам и отличался вероломством. Зачастую его изображают с копьем, что тоже свидетельствует об участии в военных действиях.

Арес - силы и способности

Арес - бог древней Греции и покровитель военных действий. Отличался он неистовой силой, свирепостью, суровостью, вызывал страх у греческого населения. Есть сведения, что он имел хитрый и жестокий характер, за что не был в почете у обитателей Олимпа. По некоторым данным, независимо от своей силы, свирепости и сурового взгляда, он боялся того, кто сильнее его и от кого Арес мог получить суровый отпор.

Мифы об Аресе

Немалое значение в сказаниях о древнегреческих богах имеют мифы про Ареса. Его образ злого, воинственного, хитрого бога выступает примером неприемлемого поведения, которое может стать причиной бед, раздоров или гибели. Кровожадный Арес не был в почете не только у всех греков и жителей Олимпа, но и по некоторым преданиям у своего отца Зевса. Помимо военных действий, Арес участвовал в мирной жизни олимпийского холма, что тоже отражено в мифологии.

Арес и Афродита

Невзирая на страсть к военным действиям, древнегреческий бог Арес не забывал о земных наслаждениях и был тайным поклонником прекрасной Афродиты, состоящей в браке с Гефестом. Узнав о тайной связи своей жены с Аресом, Гефест устроил для влюбленных западню. Он изготовил тончайшую сеть из бронзы, закрепил ее над кроватью жены и под выдуманным предлогом отлучился из дома. Воспользовавшись моментом, Афродита пригласила друга Ареса к себе. Проснувшись утром, нагие влюбленные оказались запутанными в паутине из сети Гефеста.

Обесчещенный муж позвал богов посмотреть на предательницу жену и заявил, что не распутает сеть до того момента, как Зевс не возвратит свадебные дары Гефеста. Выставление напоказ неверности Афродиты показалось глупым и он отказался отдавать подарки. На помощь пришел Посейдон, обещавший помочь взыскать Аресу с Зевса часть свадебных даров. В противном случае он сам мог оказаться на месте бога войны, но в итоге Гефест, освободив пленников, остался без подарков, потому что безумно любил свою жену и не желал ее потерять.


Арес и Афина

Афина, в противоположность Аресу, была богиней честной войны. Она выступала за справедливость, мудрость, организованность и стратегию военных действий. Война Ареса и Афины была непримиримой. Напряженно доказывая свою правоту, оба героя всеми силами пытались отстоять свое право нахождения на Олимпе и верность свом принципам.

Обитатели Олимпа и простые смертные граждане больше покровительствовали Афине, ее мудрые мысли и отсутствие злого умысла в военных событиях были ее преимуществом. В данном споре победа была на стороне Афины Паллады. Во время троянской войны Арес был на стороне троянцев, против Афины - сторонницы греков, когда и был ранен по ее указанию Диомедом.

Артемида и Арес

Артемида - юная богиня семейного счастья, плодородия, целомудрия, она помогает женщинам в родах. Ее часто называют символом охоты. Арес - это бог жестокой, кровавой войны, олицетворение оружия. Что может их связывать? По некоторым данным Артемида кровожадна, в качестве орудия для наказаний использовала стрелы, да и изображалась часто с ними.

В гневе богиня могла быть опасной, насылала беды, безветрие на землю, карала людей. По преданиям ее жертвами стали более 20 человек. Арес тоже часто изображался с оружием, с копьем. Возможно, по этим признакам и можно определить сходство этих богов, но по сравнению с неутолимой жестокостью Ареса, Артемида могла проявлять ее только в гневе.

Кто убил Ареса?

Часто в битвах Ареса сопровождала смерть. Участвуя в кровавых военных сражениях, он зачастую находился на грани жизни и смерти. Арес был ранен в троянской войне Диомедом, которому помогала всемогущая богиня Афина Паллада. Дважды его ранил Геракл - во время битв за Пилос и в момент убийства сына Ареса - Кикна. Отец хотел отомстить за сына, но не было равного оружию Геракла. Возможно, что на поле боя Арес нашел свою смерть, но это могло произойти и в мирной жизни. Доподлинно об этом ничего не известно.

Хотя бог войны Арес не является положительным персонажем древнегреческих мифов, его образ является неотъемлемой частью сказаний. Он, как противоположность добрым, честным, преданным героям, выступающим за мир и справедливость, не является почетным обитателем Олимпа. Его иногда боятся, сторонятся, что дает читателю понять, какие принципы не стоит поддерживать.

В древнегреческой мифологии Арес – один из богов Олимпа, бог войны ради войны, вероломный, коварный и вечно пьяный, получавший удовольствие только от кровавой битвы.

Арес был законным сыном Зевса и Геры, рожденным ими в браке.

Одно имя Ареса вызывало у греков ужас, хотя в облике бога, его носившего, не было ничего внушающего отвращение. Отвратительным было то, что Арес ненавидел Эйрене, богиню мира, и был неразлучен с Эридой, злостной богиней раздора, в ярости отвергая ту другую Эриду, чтимую людьми, которая заставляла их состязаться не в битвах, а в мирном труде. Боги и люди презирали этого жестокого и неистового бога брани. И он был так не похож на других небожителей, мудрых и рассудительных, что его происхождение вызывало споры, а местом рождения считалась Фракия, страна с суровым климатом и не менее суровыми людьми.

Богам нравилось тешить взгляд, наблюдая за сражениями смертных. Иногда они спускались на землю, чтобы помочь своим любимцам. Для Ареса же война была смыслом существования, и он никогда не задумывался над тем, справедлива она или нет. Обезумев при виде крови, Арес убивал всех без разбора, правых и виноватых. Постоянной спутницей бога войны была богиня Энио, вносящая суматоху на поле боя.

Иногда Арес, смешавшись на поле боя со сражающимися, издавал вопль, подобный крику, который вырвался из груди десяти тысяч мужей. Слыша это, воины приходили в неистовство и убивали всех, кто попадался им на пути: стариков, женщин, детей. Они даже забывали о том, что жизнь врагов, их жен и детей имеет цену, что их можно продать в рабство или сделать своими рабами. Попадался боевой конь или домашнее животное - осел или собака, не давали пощады и им. Услышавшие вопль Ареса сражающиеся переставали быть воинами, становились убийцами.

Неудивительно, что смертные считали Ареса виновником всех своих бед, и им пришла в голову мысль, что от них не избавиться, пока не будет усмирен Арес. Но как справиться с могущественным да к тому же еще невидимым богом? Людям это было не под силу, и они обратились к двум великанам. Те не без труда схватили Ареса, скрутили его и бросили в темницу. Тринадцать месяцев пробыл Арес в плену,- и это число оказалось самым счастливым, ибо за эти месяцы люди постигли в своих мирных трудах больше, чем за семь самых счастливых лет. Виной новых несчастий людей опять оказалась женщина, на этот раз не вылепленная богами кукла, а мачеха великанов. Она выдала место заточения Ареса, и Гермес вызволил бога войны.

На Олимпе Арес стал тайным соперником трудолюбивого Гефеста, возлюбленным его законной жены Афродиты. Безумие войны соединилось с безумием любви, и от этого нельзя было ждать ничего хорошего. Родились Деймос (Ужас) и Фобос (Страх), вечные спутники войн. К порождениям Ареса относили одну из эриний, богинь кровавой мести, и дракона, с которым сражался фиванский герой Кадм. От связи со смертными женщинами у Ареса родились герои, в характере которых проявились черты дикости и необузданности отца.

Более всех ненавидела Ареса Афина, богиня честной и справедливой войны. Однажды она искусно направила против него копье героя Диомеда, которое отыскало незащищенное броней место и пробило Аресу живот. С диким воем покинул Арес поле боя и прилетел на Олимп с жалобой на Афину. Зевс же даже не захотел выслушать объяснения Ареса, заявив, что он наказан по справедливости и заслуживает того, чтобы находиться не на Олимпе, а в тартаре.

У каждого народа есть свои верования, языческие и религиозные течения. Древнегреческая мифология не является исключением. В этой статье мы разберем одного из двенадцати богов Олимпа – божественной горы в Греции, где и обитали боги, по поверьям древних греков. Арес – бог войны и всего, что с ней связано – конфликты, драки.

Изначально считался покровителем бури, шторма, ветра, непогоды, грозы, но потом его значение переписали. Стоит отметить то, что греки – народ миролюбивый и неконфликтный, поэтому его не особо почитали, даже недолюбливали.

А вот римляне, будучи воинственным народом с завоевательными целями, очень уважали Ареса (на их лад – Марс). Марс был едва ли не одним из самых главных богов в их верованиях, главнее только могущественный Юпитер. Легенды гласят о том, что Арес – ребенок Зевса и Геры .

Но в других мифологиях встречаются упоминания о том, что Гера забеременела без какого-либо участия Зевса – просто она дотронулась до какого-то магического, волшебного цветка, который наделяет плодородием. В определенных источниках сказано, что именно таким же способом был зачат Гефест.

Появление на свет

Тем или иным образом, точно не известно, на свет появился Арес. С самого младенчества ему приходилось противостоять двум безумно сильным великанам Алоадам. Они, в свою очередь, имели очень агрессивные и великие планы – хотели с горы Олимп достать до небес. Так получилось, что из-за конфликта с Аресом они заточили последнего в металлический сосуд, где тому пришлось провести без еды и воды больше года. Ходили слухи, что Алоады планировали и свержение самого Зевса.

Мачеха великанов-близнецов слишком много рассказывала о всем происходящем – так о пленении Ареса узнал Гермес, который и стал впоследствии освободителем ребенка. Сразу же после освобождение мать отдала его на обучение, где он сперва научился танцевать, а уже потом начал осваивать военное дело. Именно это и стало его главным увлечением, которое вошло в его жизнь.

На людях юнец, уже повзрослевший, появлялся в свите с коршуном и диким псом. Его любимыми атрибутами были острое, длинное и тяжелое копье и незатухающий факел. О характере этого грозного воителя можно сказать многое, но практически все качества отрицательные.

Он был скандальным, конфликтным, коварным, из-за чего его мало кто уважал. В бою же, в военном деле он проявлял себя как кровожадный, суровый, беспощадный, подлый боец, который любил применять различные хитрости во имя победы.

В целом, все принципы этого божества не одобрялись правильными, мирными обитателями Олимпа. Из-за своей воинственности и жажды боя очень часто лез на рожон, рисковал собственным здоровьем (о жизни речи не идет, так как все жители горы Олимп обладали таким качеством, как бессмертие). Во многих боях, которые также воспевались в мифах, боец получал тяжелые ранения от своих врагов.

Несмотря на свою жестокость, воинственность, этот воин был умелым любовником. Его внешность, красота лица и тела сводили с ума многих представительниц женского пола. Не желая жениться, он жил свободной и вольной жизнью, благодаря чему оставил после себя больше пятидесяти детей!

Единственный роман, который продлился достаточно долго – с Афродитой, супругой Гефеста. Их роман повлек за собой появление на свет целых семерых отпрысков. Гефест вскоре узнал о изменах своей жены и решил наказать любовников.

Он сотворил металлическую сеть, которую натянул над кроватью. В следующий раз, когда любовник пришёл к Афродите, на него упала сеть, в которой он и запутался. За всем происходящим наблюдали небожители Олимпа, которых Гефест позвал для “суда”. Происходящее стало шоком для всех, рогоносец призвал громовержца развести их.

Зевс же покачал головой, подумал и решил не разрушать брак Афродиты и Гефеста, чем последний был очень недоволен. Незаконнорождённые дети стали полноценными участниками древнегреческих мифов.

После всех этих перипетий влюблённые поженились. В совместном браке родилось немало детишек. Многие из них в дальнейшем прославились.

Факты

Довольно интересный факт: Афина, будучи полной противоположностью брата, постоянно вступала с ним в споры, конфликты и разбирательства. Арес был не противником подлости, хитрости – многие сражения и битвы он выигрывал именно так. Афина же была сторонницей мудрой, справедливой борьбы, дипломатии и мирного решения вопросов.

Из-за этого у этих двух родственников были постоянные ссоры, свидетелями которых становились все жители Олимпа. Нетрудно догадаться, кому они отдавали предпочтение. Будучи миролюбивым народом, они, конечно же, вставали на сторону богини Афины.

Арес (Аре́й), в мифах древней Греции бог военного дела, бог войны ради самой по себе драки, в отличие от богини Афины , которая является богиней честной битвы, богини стратегии и тактики. Арес бог кровопролития, схватки. Он - один из двенадцати правящих богов Олимпа.

Семья и окружение

Вначале само рождение Ареса представлялось исключительно хтоническим - Гера родила Ареса сама от прикосновения к цветку (по Овидию). Позднее Арес в представлении древних авторов представлялся как сын Зевса и Геры . Причем Отец-Зевс недолюбливал Ареса, он называл своего сына самым ненавистным, и если бы Арес не был его сыном, то он наверняка заключил бы его в Тартар , ещё глубже той темницы, где находятся потомки Урана .

С эринией Тильфосой Арес породил фиванского дракона, убитого позже Кадмом, в этом мифе также отражаются древние хтонические черты этого бога. Дети Ареса чаще всего дикие, жестокие и необузданные - Мелеагр от Алфеи, Флегий от Хрисы (или Дотиды), Эномай от Астерии (Стеропы), фракиец Диомед от Кирены и амазонки от Афродиты .

Спутницами Ареса были также богиня раздора Эрида и жестокая Энио (то ли сестра, то ли дочь, то ли кормилица Ареса по разным версиям). Кони Ареса - его неизменные спутники Пламя, Ужас, Блеск и Шум, их отец Борей, а мать одна из эриний.

Арес влюбился в прекрасную и самую нежную богиню Олимпа - Афродиту . В мифах часто упоминается эта странная любовь, их дети: Эрот ("любовь") и Антэрот ("страсть, ненависть"), Деймос ("ужас"), Фобос ("страх"), Гармония, Пофос (бог любовной тоски) и Гимерос.

Арес имел связи и со смертными женщинами, например, от афинской царевны Агравлы у него дочь Алкиппа, от Астиохи - Аскалаф и Иалмен, от Демоники (или Демодики) - Мол, Евен, Пилос и Фестий.

Возлюбленной Ареса была и богиня утренней зари Эос, Афродита в отместку своей сопернице внушила ей неразборчивую страсть к молодым смертным. Этим объясняется пунцовый цвет утренней зари, стеснявшейся проведённой ночи.

В Троянской войне Арес выступал на стороне Трои, но его участие в битве закончилось, благодаря Афине .

Несмотря на свою воинскую удаль Арес постоянно проигрывает в схватках с Афиной , которая побеждает его за счет своей гениальности, ума и холодной расчетливости. Афина побеждала Ареса как в прямых схватках, так и с помощью смертного героя Диомеда, который сумел ранить Ареса медным копьём на поле битвы под стенами Трои. Рассказывают, что сама Афина направила руку Диомеда и над полем битвы далеко разнёсся крик раненого бога, слово десять тысяч солдатских глоток закричали сразу (по Гомеру), вступая в яростную битву, раненый Арес распластался по земле аж на семь десятин. Воины с обоих сторон вздрогнули от ужаса, услышав этот вопль, а израненный Арес, окутанный мрачным облаком, понёсся к своему отцу Зевсу с жалобами на Афину . Но Зевс не стал слушать своего сына, которого он недолюбливал потому, что Аресу были приятны лишь распри, убийства и битвы. На помощь Аресу пришла лишь его жена Афродита , но Афина одним ударом повергла прекрасную богиню, далёкую от битв. Афродите пришлось отступить, а вслед ей раздались торжествующий смех и насмешки любимой дочери Зевса Афины .

Арес умудрился проиграть и смертному полубогу Гераклу в битве за Пилос. Когда Геракл ранил его в бедро, Аресу пришлось отступить на Олимп, чтобы залечить свою рану.

Несмотря на кровожадность и жестокость Аресу не чужды отцовские чувства, он мстил за своих детей их обидчикам. Когда Галиррофий (сын Посейдона и нимфы Эвриты) пытался овладеть Алкиппой (дочерью Агравлы от Ареса) Арес убил его на месте преступления. Миф рассказывает, что Посейдон обратился в суд к 12-ти олимпийским богам, чтобы наказать убийцу своего сына, но суд оправдал Ареса. Считается, что это был первый в истории суд, в котором судили убийцу, и именно поэтому суд стали называть "ареопагом" (буквально "Холм Ареса"). В другом мифе (в одном из вариантов) рассказывается, что Арес пытался отомстить за смерть своего сына Кикна Гераклу , убившему его. Но Геракл и в этот раз сумел ранить Ареса.

Еще один миф рассказывает о том, как Арес превратил Кадма и его жену Гармонию (свою дочь) в змей. Однажды Кадм убил страшного змея, сожравшего его друзей, и услышал голос предвещающий, что сам он тоже станет змеем. Только позже он узнал, что это был Змей Ареса. Много лет спустя, после того как Кадм женился на прекрасной Гармонии, его дом постигли страшные несчастья, богиня Артемида всячески вредила Кадму и его родне только потому, что имела давние счеты с матерью Гармонии Афродитой . Когда Кадм потерял всякую надежду он взмолился к богам, что лучше бы боги и в правду превратили его в змея и тут же начал превращаться. Гармония увидев, что происходит с её мужем, возопила в небеса, что боги и её должны сделать змеёй, и Арес откликнулся на этот зов. Так Кадм и Гармония окончили свою жизнь в облике змей.

Имя, эпитеты и характер

Этимология имени Ареса по традиции связывается с греческим словом в переводе "бич, разруха, проклятие". Вальтер Буркерт считает, что само слово "Арес" скорее всего является древним абстрактным словом, означающим сражение или войну. Например, в Илиаде, это слово используется как нарицательное имя для обозначения "битвы" во избежание повторов.

Имена Арей и Арейон варианты имени Ареса, менее распространённые. Они встречаются в микенскую эпоху как Ареймен (a-re-me-ne), Аритсевехи (a-re-i-ze-we-i), Панарей (pa-na-re-jo). Существуют свидетельства о том, что культ Ареса имел не греческое происхождение, а фракийское. Софокл считает, что Арес рождён во Фракии.

Изначально Арес отождествлялся с войной и оружием. Его эпитеты: "губитель людей", "сильный", "огромный", "беснующийся", "быстрый", "вероломный", "вредоносный", "разрушитель городов", "запятнанный кровью".

Буйный и аморальный, он едва может уживаться с другими олимпийскими богами. Сердце Ареса радостно бьётся только в жестоких битвах. Свирепый, он неистово носится среди грохота, стонов и криков, которые сопровождают битву, в сверкающих доспехах и с огромным щитом. За ним следуют Фобос и Деймос (страх и ужас) его сыновья, а рядом с ним богиня раздора Эрида и смертоносная богиня Энио. Арес несет гибель и разрушения, он свиреп, неистов и грозен, только смерть людей и текущая рекой кровь радуют этого бога.

Софокл называет Ареса "презренным" и взывает к Зевсу , Артемиде , Аполлону и Вакху с мольбой поразить молниями и стрелами Ареса и уничтожить его огнём.

Ареса отождествляют с Марсом - богов войны римлян.

Культ и символика

Арес - древнегреческий идеал храброго воина. Сравнительно с другими богами греческого пантеона он пользовался меньшим почётом. Атрибутами воинственного Бога считают копьё, факел, коршун и собаки. Священное дерево Ареса - дуб.

Племена Фракии обладали воинственным характером, это привело к утверждению, что Бог Войны жил в здесь, и именно поэтому во Фракии и в Скифии были основные места почитания Ареса.

Скифский культ меча был хорошо описан древним историком Геродотом, он делал свои записи по рассказам очевидцев. Этот культ предназначался в первую очередь богу войны Аресу, и назывался еще культом бога Ареса. Вот, что пишет Д.С. Раевский:

"Геродот отождествил с Аресом скифское божество, подлинное имя которого в источниках не сохранилось. Скифский Арес входивший, наряду с Артимпасой, Ойтосиром и Таргитаем ("скифским Гераклом "), в третий разряд богов семибожного скифского пантеона, почитался в облике древнего железного меча, водружённого на вершине четырёхугольного хворостяного алтаря, и ему приносили в жертву домашних животных и каждого сотого пленника. Отождествление этого скифского бога с греческим Аресом и формы его культа указывают, что он был богом войны и в то же время связан со средней зоной космоса: вертикально воздвигнутый в центре четырёхугольной платформы меч - одно из воплощений мировой оси. С этим божеством можно связать сообщение Лукиана ("Токсарис"), что скифы в качестве богов почитают ветер и меч как двуединство начал, подающих и отнимающих жизнь. Сходное со скифским поклонение вертикально воткнутому в землю мечу как божеству, идентичному римскому Марсу, отмечено у сарматов."

По мнению болгарской исследовательницы З. Гочевой Арес занимал особое место в скифском пантеоне и даже являлся верховным божеством скифов, так как скифы жили в основном войной. Аресу был посвящен особый, весьма пышный ритуал жертвоприношения лошадей, ослов и даже людей. Изучению культа Ареса также значительное место отводится в монографии Ф. Артога.

В Колхиде также поклонялись Аресу, именно здесь на дубе висело Золотое руно. В самой Греции был также распространен культ Ареса. В Афинах стояла статуя Ареса в посвященном ему храме. Лаконийский храм Ареса находился в роще, там греки ежегодно проводили фестиваль. Ни одна женщина не имела право подходить к храму в это время.

В Спарте Аресу приносились человеческие жертвы, здесь он изображался в виде статуи с цепями. Ему поклонялись жители Тилоса на Аравийском полуострове. Храмы в честь Ареса возводились на подступах к городам, вероятно для того, чтобы воинственный Бог защищал их от нападающих.

Арес в искусстве и культуре

LXV орфический гимн и VIII гимн Гомера посвящены Аресу.

Самые примечательные из сохранившихся античных статуй: "Арес Боргезе" и "Арес Лудовизи" в римских копиях. Арес изображался в сюжетах о гигантомахии (рельеф на восточном фризе Парфенона и рельеф сокровищницы сифнийцев в Дельфах, а также в вазописи). Сюжет "Арес и Афродита" был найден на нескольких фресках из Помпеи.

В средневековых книгах Арес предстаёт на иллюстрациях как бог войны и как символ планеты Марс.

В искусстве Возрождения и особенно барокко - главным образом благодаря влиянию Овидия - в живописи получили распространение сюжеты, связанные с любовью Ареса и Афродиты (картины С. Боттичелли, Пьеро ди Козимо, Джулио Романо, Я. Тинторетто, П. Веронезе, Б. Спрангера, М. Караваджо, П.П. Рубенса, Н. Пуссена, Ш. Лебрена). Иногда Арес изображался в оковах, надетых на него Афродитой (фреска Ф. Коссы) или Эросом, что символизировало победу любви над воинственностью и дикостью.

Другой сюжет "Арес и Афродита, застигнутые Гефестом" (в произведениях Я. Тинторетто, Х. Голциуса, Рембрандта, Л. Джордано, Ф. Буше и других) не утратил популярности в новое время (Л. Коринт "Марс в сетях Вулкана").

Создавались произведения, символика которых опиралась на античную мифологическую традицию: в них Афина противостояла Аресу ("Минерва и Марс" Я. Тинторетто, П. Веронезе и др.), а иногда вступала с ним в единоборство ("Поединок Минервы и Марса" Ж.Л. Давида).

Первые статуи Ареса созданы во 2-й половине 16 в. (Джамболонья, Я. Сансовино). В качестве памятника А.В. Суворову статуя бога войны работы М.И. Козловского была воздвигнута в 1801 г. в Петербурге на Марсовом поле.

В музыкально-драматическом искусстве 17-18 вв. мифы об Аресе послужили сюжетом для либретто ряда опер ("Обманутый Марс" М.А. Циани; "Любовь Марса и Венеры" Г. Фингера, одноимённая опера А. Кампра; "Умиротворённый Марс" А. Ариости).


АРЕС, Аре й (Ἄρης ),

в греческой мифологии бог войны, коварной, вероломной, войны ради войны,
в отличие от Афины Паллады богини войны честной и справедливой. Первоначально Арес просто отождествлялся с войной и смертоносным оружием (следы этого отождествления у Гомера, Hom. Il. XIII 444, у Эсхила, Agam. 78). Древнейший миф об Аресе свидетельствует о его негреческом, фракийском происхождении (Hom. Od. VIII 361; Ovid. Fast. V 257). Софокл (O. R. 190—215) называет Ареса «презренным» богом и призывает Зевса, Аполлона, Артемиду и Вакха поразить его молниями, стрелами и огнём. Древние хтонические черты Ареса отразились в мифе о порождении им вместе с одной из эриний фиванского дракона (Schol. Soph. Ant. 128), убитого Кадмом. Даже в детях Ареса — героях проявляются черты необузданности, дикости и жестокости (Мелеагр, Аскалаф и Иалмен, Флегий, Эномай, фракиец Диомед). Спутницами Ареса были богиня раздора Эрида и кровожадная Энио. Его кони (дети Борея и одной из эриний) носили имена: Блеск, Пламя, Шум, Ужас; его атрибуты — копьё, горящий факел, собаки, коршун. Само его рождение мыслилось вначале чисто хтонически: Гера породила Ареса без участия Зевса от прикосновения к волшебному цветку (Ovid. Fast. V 229—260). В олимпийской мифологии Арес с большим трудом уживается с её пластическими и художественными образами и законами, хотя теперь он считается сыном самого Зевса (Hom. Il. V 896) и поселяется на Олимпе. У Гомера Арес — буйное божество, обладающее в то же время несвойственными ему ранее чертами романической влюблённости. Он вопит, как девять или десять тысяч воинов (V 859—861); раненный Афиной, он простирается по земле на семь десятин (XXI 403—407). Его эпитеты: «сильный», «огромный», «быстрый», «беснующийся», «вредоносный», «вероломный», «губитель людей», «разрушитель городов», «запятнанный кровью». Зевс называет его самым ненавистным из богов, и не будь Арес его сыном, он отправил бы его в тартар, даже глубже всех потомков Урана (V 889—898). Но вместе с тем Арес уже настолько слаб, что его ранит не только Афина, но и смертный герой Диомед. Он влюбляется в самую красивую и нежную богиню Афродиту (Hom. Od. VIII 264—366). О любви Ареса и нарушении Афродитой супружеской верности упоминается в античной литературе часто и даже называются дети от этой связи: Эрос и Антерос (Schol. Apoll. Rhod. III 26), Деймос («ужас»), Фобос («страх») и Гармония (Hes. Theog. 934 след.). Орфический гимн (88-й) воспевает Ареса как олимпийское высокое божество (хотя 65-й гимн ещё рисует его в свете полного аморализма). Буйный и аморальный Арес с большим трудом ассимилировался с олимпийскими богами, и в его образе сохранились многочисленные напластования разных эпох. В Риме Арес отождествляется с италийским богом Марсом, и в искусстве и литературе позднего времени он известен преимущественно под именем Марс.

Лит .: Лосев А.Ф., Олимпийская мифология в ее социально-историческом развитии, «Ученые записки Московского государственного педагогического института им. В.И. Ленина», 1953, т. 72, в. 3; Schwenn F., Der Krieg in der griechischen Religion, “Archiv für Religionswissenschaft”, 1920—22, № 20—21; его же, Ares, там же, 1923—24, № 22.

Самые значительные из дошедших до нас античных статуй: «Арес Боргезе» и «Арес Лудовизи» (римские копии). Арес изображался в сценах гигантомахии (рельефы восточного фриза Парфенона и сокровищницы сифнийцев в Дельфах, произведения вазописи). Сюжет «Арес и Афродита» нашёл воплощение в нескольких помпейских фресках. В средневековых книжных иллюстрациях Арес изображается как бог войны и как символ планеты Марс. В искусстве Возрождения и особенно барокко — главным образом благодаря влиянию Овидия — в живописи получили распространение сюжеты, связанные с любовью Ареса и Афродиты (картины С. Боттичелли, Пьеро ди Козимо, Джулио Романо, Я. Тинторетто, П. Веронезе, Б. Спрангера, М. Караваджо, П.П. Рубенса, Н. Пуссена, Ш. Лебрена); иногда Арес изображался в оковах, надетых на него Афродитой (фреска Ф. Коссы) или Эросом, что символизировало победу любви над воинственностью и дикостью. Другой сюжет — «Арес и Афродита, застигнутые Гефестом» (произведения Я. Тинторетто, Х. Голциуса, Рембрандта, Л. Джордано, Ф. Буше и др.) не утратил популярности и в новое время (Л. Коринт «Марс в сетях Вулкана»). Создавались произведения, символика которых опиралась на античную мифологическую традицию: в них Афина противостояла Аресу («Минерва и Марс» Я. Тинторетто, П. Веронезе и др.), а иногда вступала с ним в единоборство («Поединок Минервы и Марса» Ж.Л. Давида). Первые статуи Ареса созданы во 2-й половине 16 в. (Джамболонья, Я. Сансовино). В качестве памятника А.В. Суворову статуя бога войны работы М.И. Козловского была воздвигнута в 1801 в Петербурге на Марсовом поле.

МАРС

(Mars),Маворс, Марспитер («отец Марс»), один из древнейших богов Италии и Рима, входил в триаду богов, первоначально возглавлявших римский пантеон (Юпитер, Марс и Квирин). Ему был посвящён март — первый месяц древнего календаря, когда совершался обряд изгнания зимы («старого Марса») (Ovid. Fast. III 389 след.). Существуют различные мнения о первоначальной природе Марса: его считают и хтоническим божеством плодородия и растительности, и богом дикой природы, всего неизвестного и опасного, находящегося за пределами поселения, и богом войны. Марсу были посвящены животные: дятел, конь, бык, волк (иногда хтонический трёхглавый); эти животные, по преданиям, вели родившихся весной юношей, по обычаю «священной весны», посвящённых Марсу, указывая им места для поселений. Марс сопровождал идущих на войну воинов. По некоторым преданиям, он был наделён тремя жизнями, что роднило его с сыном хтонической богини Феронии Эрилом, получившим от матери три жизни. К Марсу, совершая ритуальный очистительный обход (люстрацию) своего имения, обращались землевладельцы с просьбой дать плодородие полям, здоровье семьям, рабам, скоту. К нему же взывали при обряде очищения собравшиеся на Марсовом поле вооружённые граждане (Dion. Halic. IV 22); к Марсу, как и к ларам, обращались арвальские братья, когда совершали обряд люстрации территории Рима. Как и богу лесов Сильвану, Марсу приносилась в лесу жертва — бык. От Марса весталка Рея Сильвия родила близнецов Ромула и Рема, а потому, как отец Ромула, Марс считался родоначальником и хранителем Рима. Вместе с тем храм Марса как бога войны был сооружён на Марсовом поле вне городских стен (померия), т.к. вооруженное войско не должно было входить на территорию города. Символом Марса было копьё, хранившееся в жилище царя — регии (Aul. Gell. IV 6, 2), где помещалось также двенадцать щитов, один из которых, по преданию, упал с неба как залог непобедимости римлян, а одиннадцать его копий по приказу царя Нумы были сделаны искусным кузнецом Мамуррием, чтобы враги не могли распознать и украсть подлинник (Plut. Numa, 13). Полководец, отправляясь на войну, приводил в движение копьё и щиты, взывая к Марсу (Serv. Verg. Aen. VII 603; VIII 3). Предзнаменованием страшных бед считалось самопроизвольное их движение. Хранителем этих святынь была жреческая коллегия салиев, выносивших на праздники Марса его щиты и исполнявших в его честь воинские пляски. Ему были посвящены начинавшие и завершавшие сезон военных походов церемонии очищения коней, оружия, музыкальных инструментов. Когда кончались военные действия, Марсу приносился в жертву конь из победившей на бегах квадриги. За голову коня боролись два квартала, и в зависимости от исхода борьбы она, украшенная хлебами, водружалась либо в регии, либо на башне Мамилия в Субурре. Кровь коня, имевшая очистительную силу, хранилась в регии и храме Весты. Видимо, попытки точно фиксировать древнейшие функции Марса остаются мало обоснованными, так как на соответственных стадиях развития религии бог — хранитель общины, каким был Марс, имел различные аспекты, помогая и в войне, и в мирное время, давая и победу, и изобилие, и благополучие. Однако позднее Марс становится исключительно богом войны и как таковой был отождествлён с греческим Аресом (хотя это отождествление играло роль скорее в литературе, чем в религии).
Женой Марса считалась отождествлявшаяся с Венерой и Минервой Нерио или Нериене, первоначально «Доблесть Марса» (Aul. Gell. XIII 23).

В 366 до н.э. Марсу был посвящён храм у Капенских ворот, откуда войско выступало на войну, а всадники на ежегодный парад (Liv. VII 23, 8; Dion. Halic. VI 13). В центре форума Август посвятил роскошный храм Марсу-мстителю в благодарность за победу над убийцами Цезаря. В эпоху империи Марс часто изображался на монетах, пользовался широкой популярностью в армии, часто вместе с Гонор и Виртус наделялся эпитетами «победитель», «сражающийся», «расширяющий империю», «спутник Августа», «хранитель», «умиротворитель». В западных провинциях с Марсом часто отождествлялись главные боги племенных и территориальных общин и он наделялся эпитетами, производными от названий племён и поселений (напр., Марс Латобий — от племени латобиков в Норике), а также «царь света», «мудрый» в Галлии, «царь общины» в Британии, Марс Тингс (т.е. бог тинга — народного собрания) на Рейне и т.д. Это позволяет полагать, что ранние римские представления о Марсе как верховном боге общины продолжали существовать в народных верованиях.

Лит .: Dumézil G., Juppiter, Mars, Quirinus. ; Hermansen G., Studien über den italishen und den römischen Mars, Kbh., 1940 (Diss.); Thevenot E., Sur les traces des Mars céltique, Brugge, 1955. Штаерман

Неожиданные выводы

Народы в эпоху племенной организации поклонялись разным силам природы — земле, огню, воде и т. п. В те времена (для римской истории это VIII — VI вв. до н. э.) люди верили, что весь мир вокруг, все природные явления, все виды хозяйственной деятельности, все чувства и состояния самих людей имеют духов -покровителей или особые божества. Постепенно эти духи наделялись именами, объединялись в пары или ставились во главе племени.
Если говорить мудрёными словами, то Боги - это проявление архетипа народа.
По мере объединения племени на Апеннинском полуострове происходит духовное взаимообогащение народов, в том числе как база - «обмен» божествами (или восприятие чужого архетипа).
Арей и Марс в «учебной» литературе преподносятся как один и тот же бог.
Однако даже при самом поверхностном сравнении бросается в глаза, что Арей не воспринимался греками как родной бог, они даже не признавали его сыном Зевса (отца богов), но потом всё же приняли как «нелюбимого» сына.
Вероятно, что Арей, безусловно, обладающий данными бога, напористо пришёл в Грецию извне (как результат вливания в греческую общность народа (или народов) почитающих Арея).
Арей силен, ловок, но не вызывает почтения у греков, его воинскому искусству они противопоставляют воинское искусство Афины, и похоже даже радуются его поражению под Троей.
Вероятно, что греки как войны имели свои навыки ведения войны, а сила Арея их пугает, они ищут от неё защиту у «своих» богов.
Совсем другое отношение к этому богу у римлян. Здесь Марс в троице великих богов. Один из самых почитаемых богов и отец основателя Рима (помним, что Рим (Мir) был основана протославянами - арийцами). Это их родной бог - Бог Арийцев. Их не пугают его грозные проявления, для них он родитель.
Получается, что римляне были арийцами. Также арийцами были племена галлов, британцев, жителей берегов Рейна! А греки нет. Поэтому и не любили они бога Арея.
PS: Интересное подтверждение своим выводам нашла .

А как же славяне? У славян один из верховых богов - Описание характеристик один в один Марс (Арей). Кстати жертва усечённого руского языка, так как должен был бы писаться через йотировнную А т.е. ЙАрило.