Что значит храм для человека. Значение храма в жизни православного христианина. II. Проверка домашнего задания

Открытая городская исследовательская конференция

"Краеведческие чтения"

Значение православных храмов в жизни города Курчатова

секция Культурное наследие

тип работы исследовательская работа

Обыденных Людмила Ивановна,

учитель начальных классов,

МБОУ "Гимназия № 2"

г. Курчатов, 2017 г

I. Введение..........................................................................................................1

II. Храм в жизни города......................................................................................4

III. Храм Успенья Пресвятой Богородицы.........................................................5

IV. Храм преподобного Серафима Саровского и собора всех святых в

земле Курской просиявших.................................................................................7

V. Храм святого Луки Крымского, исповедника..............................................8

VI. Заключение.....................................................................................................10

I . Введение.

В 2014 году в г. Курчатове в рамках фестиваля детского творчества "Сияние Рождества" проходила исследовательская конференция "Радость моя!", где я принимала участие со своей работой "Письмо батюшке Серафиму Саровскому" и стала ее лауреатом. Конференция проходила в храме преподобного Серафима Саровского и собора всех святых в земле Курской просиявших. В тот январский день я впервые осознанно познакомилась с храмом. (слайд 1, слайд 2)

Так началась моя дорога к Храму, идя по которой, я хотела узнать, что находят там люди, как их деятельность влияет на жизнь города? Я поняла, что храм это не только красивое здание, а нечто большее.

В беседах с одноклассниками, в ходе проведенного анкетирования школьников, я выяснила, что очень много людей, не знают, чем еще кроме молитвы занимаются прихожане в храме, не знают какую большую просветительскую и благотворительную работу они делают. Об этом, конечно, нельзя рассказать без понимания православия, основных понятий веры в Бога. Ведь нашу великую страну Россию создали своими трудами именно православные люди. И не знать этого, и не говорить об этом в наше время нельзя. Ведь нация, не знающая своих корней, теряющая свои духовные основы, обречена.

В начале своей работы, я видела проблему в отсутствии информации у людей и недостаточности ее в целом, о православных храмах нашего города. Люди имеют очень смутные представления о их значении и деятельности.

Целью моей работы было побольше узнать, из первых уст, о значении храмов в жизни города Курчатова, рассказать о замечательных, скромных людях- настоятелях храмов, учителях воскресных школ, членах групп милосердия, о той большой благотворительной и просветительской работе, которую они ведут.

Задачами своей работы я видела восполнение пробела информации об этих жителях нашего города, о храмах, изучение просветительской и благотворительной деятельности прихожан, их роли в жизни Курчатова.

О храмах города Курчатова, написано мало, в интернете на официальных сайтах есть только сухая информация, но за этими строками не видно живых людей, подвижников, живущих среди нас.

Храмы нашего города играют исключительно важную роль в воспитании: духовных и нравственных качеств людей, патриотизма, особенно подрастающего поколения.

Методами решения поставленных задач, у меня были интервьюирование настоятелей храмов, членов групп милосердия, преподавателей воскресной школы, жителей г. Курчатова, проведение анкетирования.

Свою работу я построила на живом общении с ними, изучением их деятельности, посещением храмов, изучением литературы, интернет ресурсов, исследования уровня знаний школьников о деятельности православных храмов.

Я посетила все три храма нашего города, взяла и записала интервью с батюшками, сделала фотографии храмов, их внутреннего убранства.

Но прежде, чем подойти к раскрытию темы своей работы, я хочу рассказать, что мне удалось узнать о значении храма в жизни города.

II. Храм в жизни города.

По духу, по образу мыслей - мы православные. Символ православия -храм. На Руси всякий город, всякое селение начиналось с Храма.

В 20 веке эта традиция была утеряна: церкви не строились, а наоборот разрушались. Но в 90-е годы прошлого столетия изменилось отношение людей к своим православным корням, во многих городах началось строительство храмов. (слайд 4)

"Не хлебом единым жив человек!" Не только им. С детства в каждом из нас теплится духовная искра. Не потерять ее, в течении жизни, помогает нам - вера и храм - Дом Божий, место соединения Бога и людей.

Наш город - совсем еще юный в историческом летоисчислении, ему 48 лет. Но в нашем маленьком городе действуют уже три храма, о которых, вот что мне удалось узнать.

III . Храм Успенья Пресвятой Богородицы.

(слайд 5)

История Успенского Храма уходит в глубь веков. С 17 века известно село Успенское Колпаковской волости Льговского уезда. Село и церковь располагались вдоль оживленного Киевского тракта, ныне проходящего как и встарь на том же месте. Вероятно, именно по этой дороге в Киев шли будущие великие святые и наши земляки- преподобные Феодосий и Серафим.(слайд6)
Судьба Успенского храма после 1917 года была печальна, как и многих церквей той эпохи. Его закрыли и разграбили.

В 1990 году в город приехал молодой священник отец Георгий. По просьбе прихожан власти передали ему небольшой деревянный домик. (слайд 7)

______________________________________________________________________

1.Святое Евангелие. Издательство Сретенского монастыря. Москва 2011.

2.Храмы России. Москва 2012, С.Минаков

В этом домике начали вести богослужения.
Одновременно с этим началось строительство храма.

В интервью, (слайд 8) взятом мною в ходе своей работы, настоятель храма протоиерей Роман отметил, что в первую очередь, активное участие в строительстве храма принимал настоятель протоирей Георгий (Нейфах), он был очень образованным и деятельным человеком. Финансовые расходы по строительству взяла на себя Курская Атомная Станция. Также активное участие в строительстве принимали жители нашего города.

Меня очень интересовал вопрос: "Почему люди идут молиться именно в храм, ведь молиться можно везде- на улице, дома, в дороге?"

Батюшка отец Роман рассказал мне, что в воскресные и праздничные дни, а также в будни, мы должны ходить в храм Божий, куда собираются подобные нам христиане. Там мы молимся сообща, все вместе. Именно храм является единственным местом для полноценного общения с Богом. Ведь Сам Господь нам сказал: "Где двое или трое собраны во имя Моё, там Я среди них". *

Батюшка пояснил мне, что сердце храма - это алтарь, и что храм наш украшен святыми изображениями (фресками, иконами).(слайд 9) В некоторых иконах, находящихся в Успенском Храме хранятся частицы мощей святых, они пользуются особым почитанием верующих.

Из одной из паломнических поездок, батюшка привез частичку мощей особо почитаемого святого - преподобного Серафима Саровского. (слайд 10)

Из бесед с прихожанами, я узнала, что храм это не только величественное здание, но и люди, которые не только молятся Богу, но и делают большое количество добрых дел. Так при храме действует группа милосердия. Члены данной группы помогают бедным, больным, немощным. Организуют сбор вещей, средств, с последующей передачей их нуждающимся. В данную группу входят простые люди, жители нашего города, которые нигде не афишируют свои благие дела, таких людей при храме Успения, больше двадцати человек. Ежегодно прихожане храма собирают пожертвований на сумму около полумиллиона рублей, вся сумма из которых идет на помощь больным, малоимущим семьям, покупку всего необходимого для школьников многодетных семей. Все эти добрые дела делаются абсолютно бескорыстно, и как правило, никто об этом никогда не рассказывает.

IV . Храм преподобного Серафима Саровского и собора всех святых в

земле Курской просиявших.

(слайд 11)

На берегу Курчатовского водохранилища возвышается красавец - храм преподобного Серафима Саровского и собора всех святых в земле Курской просиявших.

В храме Серафима Саровского я увидела икону с частичкою мощей святого Ильи Муромца. Для меня было открытием узнать, что любимый герой народных сказок и былин - богатырь Илья Муромец - реальное историческое лицо! Да еще и причисленное к лику святых православной церкви. Отец Николай в интервью рассказал мне, (слайд 12) что в 2006 году, их приходу были передана эта частица мощей и ещё 90 святых Киево-Печерской лавры.

Другой важной новостью для меня было то, что при храме действует православная воскресная школа.(слайд 14) И многие вещи, которые для меня были открытием, а именно жития святых - Преподобного Сергия Радонежского, Александра Невского, русских князей, адмирала Ушакова, хорошо известны воспитанникам этой школы. В настоящее время их более 100 человек. В беседе с преподавателем школы Батяевой Ириной Дмитриевной (слайд 15) я узнала о большой творческой работе, проводимой с детьми, многочисленных поездках, конкурсах, фестивалях, патриотических конференциях. В этот храм приходят воины - афганцы, сотрудники полиции, спортсмены, деятели культуры, которые рассказывают воспитанникам воскресной школы о патриотизме, любви к Родине.(слайд 16) С каждым годом воспитанников воскресной школы становится все больше. В помещении воскресной школы действуют секции настольного тенниса, шахмат. Ведут их взрослые, настоящие мастера своего дела, бескорыстно отдающие свое время и силы любимому делу.

V . Храм святого Луки Крымского (слайд 17)

Особое место в нашем городе занимает храм, расположенный во дворе медсанчасти. Этот храм, где в основном люди молятся об исцелении болезней своих и близких. Познакомившись с отцом Валерием, (слайд 18) настоятелем больничного храма, удивительно добрым и спокойным человеком, я узнала, что этот храм построен в честь святого Луки Крымского.(аудио запись интервью ) Меня очень заинтересовала судьба этого необычного святого, человека жившего среди нас совсем недавно, работавшего врачом в простых больницах, в том числе и в селе Верхний Любаж Курской области.

Главный врач нашей медсанчасти Щербаков Владимир Алексеевич, принимавший большое участие в строительстве храма, рассказал мне, что и до сих пор, и во всем двадцатом веке, нет хирурга равного святителю Луке. Он один, работая в маленькой больнице на 10 коек, делал операций больше, чем вся Курская областная больница в настоящее время!

_________________________________________________________________

Жития святых.интернет ресурс PRAVMIR.RU.

Отец Валерий пояснил, что больничный храм - это не обычный приходской храм. При храме создана служба Сестёр милосердия, состоящая из четырёх человек. Группу возглавляет Галина Алексеевна Колесникова. Галина Алексеевна рассказала, что они посещают людей, находящихся на стационарном лечении, особое внимание уделяют детям, бедным, скорбящим и требующим утешения.

Сам батюшка скромно рассказал о том, что практически ежедневно он и члены группы милосердия, находящейся при храме, посещают тяжело больных людей, находящихся на излечении, где молитвой, где добрым словом утешают пациентов. Доброе, мудрое слово отца Валерия порою лечит лучше всяких лекарств.

Рассматривая иконы храма (слайд 19), изучая жизнь святого Луки Крымского, меня не покидала мысль о том, как много общего между трудами святого и повседневной работой людей, служащих при храме! Все они бескорыстно помогают людям в болезнях, в скорбях и других неприятностях. И эти люди живут рядом с нами, в нашем городе, и о них, в силу их скромности, мало кто знает! В общении с этими людьми я поняла, что главное для них - просто помочь своим ближним, утешить их.

VI . Заключение

Путем проведения бесед-интервью с замечательными, скромными людьми, изучая жизнь храмов нашего города, я узнала много нового, я увидела тех, с которых во многом можно и нужно брать пример. В ходе своей работы, руководители воскресной школы храма Серафима Саровского пригласили весь мой класс посетить храм и воскресную школу, (слайд 20) чему я очень рада, так как все мои одноклассники побольше узнали о православной вере, о людях, делающих много доброго. Моя гипотеза об исключительно большом значении храмов в жизни нашего города, подтвердилась. В результате моей работы, мы приобщили весь мой класс к великой русской культуре, на живых примерах показали, какими должны быть настоящие граждане нашей страны. Я считаю, что проблему, поставленную перед собой, я раскрыла, цель моей работы достигнута, так как мне опытным путем, удалось выяснить, с одной стороны, явную недостаточность знаний у школьников о храмах, священнослужителях, православной культуре в целом. А с другой стороны, увидеть жажду этих знаний, стремление вернуться к своим духовным корням, и хоть в малой степени удовлетворить ее в результате своей работы.

Практическое значение работы:

Материалы моей работы могут быть использованы на уроках по основам православной культуры, нравственного воспитания, при проведении экскурсий по г. Курчатову. И самое главное, на живых примерах, показать школьникам моральные и духовные ориентиры.

Результаты моих исследований могут помочь, в формирования общественного мнения, выводов, о необходимости более глубокого преподавания основ православной культуры в школах.

Ведь все мы - граждане нашей великой страны России, которая была создана православными людьми, которые и тогда, и сейчас являются основой нашего общества. А храмы- это символы духовного возрождения нашей страны, источник силы и нравственных ценностей. (Слайд 21)

Литература.

1. Святое Евангелие. Издательство Сретенского монастыря. Москва 2011.

2."Толковая библия" Москва 2014, А.П. Лопухин

3."Жития святых" интернет ресурс PRAVMIR.RU

4. "Храмы России" Москва 2012, С.Минаков

5. "Православный храм" РООССА, 2009, Н. Будур.

6. "Тесный путь" Рязань 2014., О. Рожнева.

7. "Православные святыни" РООССА, Н.Ионина

Аннотация.

Олефиренко Мария. "Значение православных храмов в жизни г. Курчатова."

В исследовательской работе, была изучена роль храмов в жизни города, раскрыта тема благотворительной и просветительской работы священников, преподавателей воскресных школ, прихожан. Путем проведения интервью, изучения истории храмов, бесед с жителями города в доступной и интересной форме раскрыта тема духовного и нравственного труда, и его значения для подрастающего поколения.

Я считаю, что Олефиренко Мария справилась со своею задачей.

Руководитель проекта: __________ Обыденных Людмила Ивановна.

значение храма в жизни православного христианина

В 26-м псалме пророк Давид говорит: «Одного просил я у Гос­пода, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господ­нем во все дни жизни моей, со­зерцать красоту Господню и по­сещать храм Его» (Пс. 26: 4).

Если храм ветхозаветный вы­зывал в человеческом сердце та­кую благоговейную любовь к Богу, то что можно сказать о на­шем святом православном хра­ме? Здесь совершается вели­чайшее чудо – Таинство причащения Тела и Крови Христовых. Святой и праведный Иоанн Кронштадский говорил: «Поис­тине храм есть Божий, где страшные Тайны совершаются, где ангелы служат с человека­ми, где непрестанное славосло­вие Вседержителя, – там истин­но небо и небо небес» (Св. Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе. СПб., 1893. Т. II. С. 65).

«Горе имеем сердца!» – слы­шим мы призыв к нам священ­нослужителя, совершающего Бо­жественную Литургию. И мы, стоя в храме, как бы действи­тельно отрываемся на время от земли, и умом и сердцем пере­носимся туда «горе» т.е. в гор­ний небесный мир, где обитает Бог с бесчисленными сонмами Ангелов и Святых угодников Божиих.

Каждый молящийся в храме, если он горячо молится, ощуща­ет себя стоящим не на земле, а на небе, т.к. в храме «силы не­бесные с нами невидимо слу­жат». В житии святителя Васи­лия Великого повествуется, что однажды, когда свт. Василий Ве­ликий совершал в храме молит­ву, благочестивые миряне виде­ли небесный свет, который ос­вещал и озарял алтарь и святи­теля, и святых мужей в белых ри­зах, которые окружали великого Архиерея. (Свт. Димитрий Рос­товский. Жития святых. 1 янва­ря). Чтобы ощутить этот «горний» мир своей душой мы дол­жны оставить за стенами храма все свои житейские заботы и по­мышления. Храм с совершаемы­ми в нем богослужениями и та­инствами для нас, еще живущих в этом суетном мире, есть по­истине преддверие жизни буду­щего века, вечной Вечери Агнца Божия.

Веками на Руси вся жизнь православного человека освяща­лась в храме: с рождения до кон­чины. В храме младенец «рож­дался свыше» в Таинстве свято­го крещения. С малых лет при­общался к храмовому богослу­жению, молиться со всею Цер­ковью «о всех и за вся». Так рож­далось чувство духовного едине­ния, общности, которую имено­вали православным миром. Так­же «всем миром» строились и ук­рашались Божий храмы. Каждый вносил свою посильную лепту, потому что храм был средоточи­ем духовного бытия и самые зна­чительные события в земной жизни человека были связаны с храмом: крещение, венчание – освящение брака, а в конце пройденного пути – церковное погребение: молитвы Церкви об упокоении христианской души в Боге до дня воскресения в жизнь будущего века. Воскресный и праздничный благовест призы­вал верующих отложить всякое житейское попечение и поспе­шить в Храм Божий.

Люди нецерковные часто за­дают вопрос: «Разве нельзя по­молиться Богу дома, почему надо выстаивать длинные церковные службы»? Молиться келейно дома можно и должно. Господь ведает наши нужды и внемлет сердечной молитве. Но только в храме, по слову апостола Пав­ла, мы собираемся в Церковь, составляя единое духовное тело, глава которого Христос. Божественная литургия, совершаемая в храме - общее духовное дело, ког­да мы: «Сами себя, и друг друга, и весь живот наш» предаем Христу Богу. Во Христе становимся сопри­частниками жертвы и Вос­кресения Его. Таинствен­ным образом мы реально становимся участниками Вечери Господни, в Свя­тых Дарах принимая от Господа пречистое Тело Его и Кровь Его во остав­ление грехов и в жизнь вечную. Тайна благодати Господа и Причастия свя­того Духа повергает в тре­пет верующее сердце. По­этому отношение к храму, где совершается боже­ственная литургия, можно выразить словами Св. Писания: «...Как страшно сие место! Это не иное что, как дом Божий, это врата небесные (Бытие 18:17)». Божественная литургия – средоточие церковной жизни, однако и весь суточный и годич­ный богослужебный круг, совер­шаемый в храме, есть молитвен­ное стояние Церкви пред Богом, молитва за всех. Богомудрые отцы называли храм «училищем благочестия». Наши предки сре­ди трудов и житейских нужд глубоко чтили храм Божий, помня заповедь Спасителя: ищите Цар­ства небесного и правды его, и это все приложится вам (Мф. 6:33). Но таково ли отношение современных православных к храму и с такими благоговейны­ми чувствами и настроениями они входят в него? Так ли ведут себя в храме и действительно ли выходят из него обновленными, освященными благодатию Гос­пода нашего Иисуса Христа? Увы! Приходится признать, что у значительной части тех, кто счи­тает себя православным, утра­чено сознание святости храма Божия. Для многих обыденным делом становится зайти в храм во время богослужения, чтобы поставить свечку перед образом Пресвятой Богородицы, Николая Чудотворца, целителя Пантелиимона или какого-либо другого святого, рассчитывая получить помощь в разрешении своих житейских проблем. А затем – повернуться и уйти. Но угодна ли Богу такая жертва? Ведь свеча возжигается перед ликом Госпо­да, Богородицы, святых угодни­ков Божиих с молитвой, с верой, с покаянием и смирением. «Жертва Богу – дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс. 50:19). Люди «пекутся» о земном, забы­вая о главном – о спасении сво­ей души. Поневоле вспоминают­ся слова святителя Игнатия Брянчанинова: многие только по имени христиане, а по делам своим – чистые язычники.

Православный христианин чтит храм потому что «место это свято». Благодать Господа Иису­са Христа присутствует в Святых Дарах, на престоле – с части­цей благодатных мощей святых угодников, а лики святых отра­жают вечный свет Церкви Небес­ной. Православный христианин должен переступать порог хра­ма, со страхом Божиим, помня, что святой храм есть образ гор­него мира. Допустимы ли здесь пустые разговоры, хождение в то время, когда возносятся молит­вы и звучат славословия Госпо­ду. В храмах все должно быть не произвольно, не как попало, а по слову апо­стола: «...благообразно и по чину» (1 Кор. 14:40). Это относится и к настрою души, и к поведению, и к внешнему виду человека, пришедшего в святой храм. Научение церковному бла­гочестию требует смире­ния и душевного труда.

Если ты делаешь лишь первые шаги в церковной жизни и твоя молитва немощна, ты не в состоянии воспарить духом «горе», то не должен отчаиваться, по­тому что в храме с тобой молится вся церковь и при­зывает предать себя Хри­сту Богу. Главное, чтобы молитва была со смирени­ем и покаянием, как молитва евангельского мытаря. Несмот­ря на свои грехи и беззакония, он пришел в храм Божий и на­шел в себе силы помолиться от сердца, с пользой для души: «Боже, милостив буди ми греш­ному», смиренно взывал мытарь к Богу, и «... пошел оправданный в дом свой» (Лк. 18:14).

На нашей грешной земле, особенно в наше время, испол­ненное беззакониями и соблаз­нами, святой храм Божий есть единственное место, где мы можем укрыться от жизненных бурь и невзгод, от нравственной грязи и безумия «духа века сего» (Мф. 13:22), обрести мир душев­ный через «внутреннее делание» в молитвенном общении с Са­мим Богом.

Дорога к храму – это прямой путь к достижению высшей цели нашей христианской жизни – стяжанию Духа Святого, потому что Духом Святым нам даруется Царство Божие, которое, по сло­ву Спасителя, внутрь нас есть (Лк. 17:21).

И. о. ректора протоиерей Сергий Моз-дор,
преподаватель Семинарии Ушакова Юлия Вячеславовна.

Православного человека святыни окружают, практически, на каждом шагу. Храм, иконы в храме, хоругви на Крестном ходе — это все святыни. Людей неверующих (или верующих, но неправославных) подобные вещи просто шокируют. «Вот вы говорите, — убеждены они, — будто бы вы лишь одному Богу поклоняетесь. Но так ли это: вон у вас сколько «богов» — людей, которых вы на иконах рисуете и называете святыми. Да и вещей, которым вы поклоняетесь у вас немало: те же иконы, например. А храм: почему вы к зданию-то так благоговейно относитесь? Вы что, и камням покланяетесь? Не заслоняет ли вам Бога вся эта внешняя мишура?» Чему на самом деле поклоняются православные люди и мишура ли все это – давайте попробуем разобраться вместе.

Первая православная святыня, которую видят и которой восхищаются все, даже неправославные, — это храм. Храмы и монастыри России – наше бесценное историческое наследие, подлинное сокровище нашей и мировой культуры. Но почему для православного человека так важен храм? Почему наши предки тратили столько времени, сил, средств и труда для того, чтобы создавать эти архитектурные шедевры?

Храм для православного человека – это примерно то же самое, что оазис с источником воды для странника в пустыне. Для него вода – это не просто жидкость. Это великая ценность. Точно также и для верующего человека храм – не просто здание, но место, где каждый человек здесь и сейчас переживает общение (и встречу) с Богом. Конечно, молиться Богу можно практически везде (например, дома, на работе). Но дома человек общается с Богом как бы один на один. В храме же его личная молитва присоединяется к общей (православные называют ее соборной) молитве других таких же, как он, верующих людей. Таким образом, если храм подобен источнику воды, то домашняя молитва – это вода из фляги, которую человек набрал в этом источнике. Как бы много воды не было во фляге, когда-нибудь фляга все равно опустеет. И с пустой флягой человек идёт к источнику. Точно также и человек, чтобы его общение с Богом не прерывалось, имеет возможность, посещать храм.

У верующих особое отношение к храму еще и потому, что сама его архитектура и внутреннее устройство глубоко символичны, они подчеркивают, что человек оказался в месте, где его ожидает встреча с Царем, Царем Небесным. Храм даже называют маленьким кусочком неба на земле.

Любой храм имеет ступеньки. Они символизируют необходимость для каждого человека подняться (совершить восхождение) от земных сиюминутных забот к вечным духовным истинам и ценностям.

Войдя в храм, человек оказывается в так называемой трапезной части храма. В древние времена (времена первых христиан) здесь совершались общие трапезы (агапы). Потом эта традиция прервалась, но трапезные части во многих храмах сохранились. Их продолжали строить как напоминание, что православные должны не только молиться вместе, но и совершать вместе добрые и полезные для всего общества и каждого конкретного человека (богоугодные) дела. Ведь православные люди, это активные люди, стремящиеся к тому, чтобы воплощать заповеди Христовы в реальной жизни. Вера без богоугодных дел – не вера. Сегодня в трапезной части храма нередко совершается Таинство Крещения. Здесь обычно находятся иконы наиболее почитаемых местных святых.

Во многих храмах трапезной части нет, но есть притвор – своеобразная «прихожая», что отделяет мир повседневной суеты от кусочка неба на земле. Пройдя притвор или трапезную часть, мы оказываемся в основной части храма – месте, где, собственно, и проходят богослужения.

Первое, что бросается в глаза человеку, оказавшемуся здесь – иконостас. Это передняя стена с рядами православных икон.

Кто же такие святые и почему православные обращаются к ним в молитвах? Святые – это люди, которые научились никогда не прерывать своего общения с Богом. Это те, для кого Бог стал всем. И которые пред Ним живы, ведь наш Господь – Бог живых! И когда мы обращаемся к ним в молитвах, мы просим их помочь нам стать ближе к Нему, наладить наше общение с Ним, разделить с нами наш путь в Небесное наше отечество. Просим также, как мы бы просили помощи в наших земных нуждах наших родственников (старших братьев, сестер) или друзей. И они помогают, свидетельства о чем мы найдем в многочисленных эпизодах из житий святых.

Молясь перед иконами, мы молимся не доскам и краскам, но обращаемся с молитвой к тому, кто на сей иконе изображен. Каждая икона – это, говоря языком Интернета, своеобразная ссылка. Ссылка на житие святого, на его жизнь, которая всегда может послужить достойным примером для любого человека. Ссылка на историю нашей страны, ведь все российские святые были лучшими гражданами нашего Отечества, многие из которых оставили яркий след в истории (святые Александр Невский, Сергий Радонежский, Дмитрий Донской, Федор Ушаков). Не почитать их – это забыть лучшие страницы Отечественной истории, потерять бесценный опыт.

Иконостас отделяет от нас алтарь. Возвышения на полу перед иконостасом – солея и амвон. Они подчеркивают, что за иконостасом находится самая большая святыня в храме – престол. Престол – это действительно удивительное и непостижимое место в храме. Во время Евхаристического канона (когда хлеб и вино сошествием Св. Духа пресуществляются в Кровь и Тело Иисуса Христа) вокруг него разрывается время и пространство и буквально в прямом смысле мы переносимся в сионскую горницу, где Сам Иисус преподаёт своим апостолам, а теперь уже и нам, Св. Дары, источник бессмертия.
Более подробно о Таинствах Православной Церкви мы расскажем в следующих номерах.

Разве может не быть святыней место, где происходят такие чудесные события? Храм, иконы и помогают человеку понять суть православного вероучения, причем эта сфера познания не имеет конца. И это не «внешняя мишура». Это сжатое до символов, образов знание, которое дает возможность жить, постоянно находясь в общении с Богом.

Пишите на электронную почту миссионерского отдела епархии mission@сайт или на электронный адрес сайта епархии info@сайт, если статья у вас вызвала интерес или желание высказаться.

Руководитель миссионерского отдела Нижегородской епархии иерей Валентин Марков






































































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока: познакомиться с отражением основных догматов христианства в памятниках зодчества, раскрыть смысл внешнего и внутреннего устройства православного храма.

Ход урока

I. Организационный момент.

(Слайд 1)

Учитель объявляет тему урока, цели и задачи урока.

Работа в тетрадях: запись темы урока (слайды 2-5)

II. Проверка домашнего задания.

Фронтальный опрос (по вопросам с. 69., учебник Духовное краеведение Подмосковья, автор Л.Н. Антонова) (слайды 6-7)

Итоги и оценки.

III. Изучение нового материала.

Архитектурные памятники христианской православной культуры привлекают к себе внимание не только внешней красотой форм. Они позволяют узнать о красоте духовного мира мастеров, их создавших.

В прошлой теме мы начали разговор о символике христианского искусства. Если говорить о православном храме, то и в его архитектуре мы найдем много символичного, такого, что расскажет нам о христианстве. (Слайд 8)

Среди дубравы
Блестит крестами
Храм пятиглавый
С колоколами.
К себе он тянет
Неодолимо,
Зовет и манит
Он в край родимый.
И сердце радостно
Дрожит и тает,
Пока звон благостный
Не замирает.
(А.К. Толстой)

(Слайд 9)

Одна маленькая девочка на вопрос: «Что такое храм?» ответила: «Это такой большой дом, где живет бог».
Вот уж действительно, «устами младенца глаголет истина».
Сам Господь сказал о храме так: «Дом Мой домом молитвы наречется»…
«Когда мы входим в храм, кладем крест на себя, мы должны остановиться и сказать: «Господи, будь милостив ко мне, грешному! Я пришел туда, где Твоя сила меня может обновить, где Твоя любовь меня может обнять, где Тыможешь научить меня Своим словом, очистить Своим действием».
(Антоний Сурожский )

Храм – дом Бога на земле. (Слайд 10)

Христиане приходят в него для того, чтобы молиться (обращаться к Богу). В христианском понимании, храм соединяет в себе мир земной (людей) и Небесный. Как здание священное, храм отличается от обыкновенных зданий и внешним видом. Каждая деталь имеет глубокий смысл и значение. (Слайд 11)

Храм строится в виде:

  • креста – символ Бога
  • круга – символ вечности
  • восьмиугольника – символ путеводной звезды

Крест – связь небесного и земного пространства. Купол – символ неба, пламя горящей свечи.

Посмотрите на слайд, вы видите части православного храма (слайд 12).

  • Барабан – верхняя часть здания, которая увенчивается куполом.
  • Закомара – полукруглая часть верхней стены под куполом.
  • Кокошники – похожие на закомары декоративные украшения.

(слайд 13)

  • Апсида – полукруглая часть храма, где размещается алтарь.

(зарисовывают в тетрадях по шаблону и подписывают название частей храма).

Христианские зодчие строили храмы с основанием, похожим на базилику (корабль), (слайд 14) крест или ротонду (круг). Вместо обычной крыши храм венчают золотые купола, а над ними сияют на солнце кресты (слайд 15). Купола было принято строить в виде «луковицы» или «шлема», покрытые золотом, они горят как гигантские свечи, устремленные в небеса, а свеча – символизирует христианскую молитву.

Самостоятельная работа. А теперь посмотрим, как вы запомнили внешние части православного храма (у учащиеся на столе православный храм и название частей храма, необходимо разложить их в соответствии).

(слайд 16). Здания храмов завершаются куполом, который символизирует небо, куда должны обращаться все мысли и чаяния верующих.

Купол православного храма заканчивается главою, на которую ставится восьмиконечный православный крест.

Особенностью храмостроения на Руси является многоглавие. Количество куполов на храмах символично, от одного до семидесяти. Например, 1 – символизирует Единого Бога, 3 – Святую Троицу, 4 – хевангелистов, 5 – Спаситель и четыре евангелиста, 7 – семь таинств Церкви, 9 – по числу ангельских чинов, тринадцать – Христос и двенадцать апостолов. Число глав может доходить до тридцати трех – по числу лет земной жизни Спасителя.

(слайд 17) Крест играет важное значение в жизни христиан, вознесенный на куполах храмов, является христианским символом Божественного искупления, Крестной Жертвы, принесенной за человека, символизируя радостную весть, что через Крестную Жертву Иисуса Христа всем людям открыта дверь на Небо.

  1. Какого числа празднуется праздник Воздвижения Креста? (14 сентября)
  2. Что значит слово «Воздвижение»? (поднятие)
  3. Где есть храмы в Подмосковье, освещенные в честь события Воздвижения Христа (Домодедовском, Истринском районах).

А теперь мы совершим с вами путешествие в храм. Давайте посмотрим на схему внутреннего устройства храма (слайд 18). Храм состоит из трех частей:

  • притвор,
  • средняя часть,
  • алтарь.

(слайд 19) Поднявшись по ступеням храма, мы попадаем в притвор. Здесь в древние времена стояли некрещеные люди (не христиане), которые готовились еще к принятию Крещения. Часто над притвором расположена колокольня...

(слайд 20) Посмотрите какая необычайная красота и тишина встречает нас при входе в храм, всюду нас окружают изображения ангелов и святых, которые смотрят на нас с фресок – изображение на стенах. Теплым золотистым сиянием свечей и разноцветными огоньками лампад (масляных светильников) освещаются иконы с образами.

Проходим дальше и попадаем в среднюю часть храма (слайд 21) . Средняя часть – чувственный мир. В ней стоят верные, которые при восприятии божественной Благодати – изливаемой в Таинствах – становятся освященными, причастниками Царства Божия.

Солея – возвышение пола перед алтарной преградой или иконостасом в христианском храме. Кроме того сам алтарь находится на возвышении и таким образом солея является как бы продолжением алтаря наружу. Со стороны средней части храма солея обычно ограждена невысокой решёткой.

В Русской Православной Церкви выдающаяся часть солеи перед Царскими вратами называется амвоном. На концах солеи располагаются клиросы. Солея служит как бы просцениумом для богослужения.

Храм Божий – небесный островок на грешной земле (слайд 22). В алтаре помещается божественное начало. В средней части храма – начало человеческое, входящее в теснейшее общение с Богом. Алтарь получил значение верховного неба, "Неба Небесе", где пребывает только Бог с небесными чинами. Средняя часть храма означает частицу обновленного мира, новое небо и новую землю. Обе эти части друг с другом взаимодействуют: алтарь просвещает и руководит второй. При таком их соотношении восстанавливается нарушенный грехом порядок Вселенной.

Самое большое количество икон можно увидеть в иконостасе (слайд 23).

Иконостас – перегородка, которая отделяет алтарь от средней части храма.

Иконостас не просто стена (перегородка), на которой размещаются иконы, он символически (незримо) соединяет земной мир и Царство Небесное. Если мы приблизимся к иконостасу, то нам приоткроется мир Небесный. Иконы Иисуса Христа, Матери Божией, святых апостолов, пророков, христианских праздников расположены в иконостасе рядами.

(слайд 24) Иконостас показывает становление и жизнь Церкви во времени. Иконостас состоит из нескольких рядов икон, расположенных в определенном порядке.

Праотеческий ряд (слайд 25) Располагается под крестом, в самом верху. Это образ Церкви ветхозаветной, еще не получившей Закон. Здесь изображены праотцы от Адама до Моисея. В центре этого ряда икона «Троица Ветхозаветная» – символ предвечного совета

Святой Троицы о самопожертвовании Бога Слова во искупление грехопадения человеческого.

Пророческий ряд (слайд 26) В нем помещены иконы ветхозаветных пророков со свитками в руках, где написаны цитаты их пророчеств. Здесь изображаются не только авторы пророческих книг, но и цари Давид, Соломон, Илья пророк и другие люди, связанные с предвестием рождения Христа. Это Церковь, уже получившая Закон и через пророков возвещающая о Богородице, от которой воплотится Христос. Именно поэтому в центре этого ряда находится икона «Знамение», изображающая Божию Матерь с воздетыми в молении руками и с Богомладенцем в лоне.

Праздничный ряд (слайд 27) Третий ряд повествует о событиях времени новозаветного: от Рождества Богородицы до Крестовоздвижения.

Деисусный ряд (слайд 28) Четвертый, деисусный (или по-другому деисисный)

чин – это моление всей Церкви ко Христу; моление, которое происходит сейчас и которое завершится на Страшном суде. В центре – икона «Спас в силах», представляющая Христа, как грозного судию всего мироздания; слева и справа – изображения Пресвятой Богородицы, святого Иоанна Предтечи, архангелов, апостолов и святых.

Местный ряд (слайд 29) Нижний ярус или ряд называется местным, потому что в нем помещается местная икона, то есть икона праздника или святого, в честь которого освящен храм. В центре этого ряда Царские ворота, слева – икона Богородицы, справа – икона Спасителя.

За иконостасом расположен алтарь – главная часть храма (слайд 30) , являет собой образ Рая, духовного мира, божественную сторону во Вселенной.

В нем находится Горнее место и Святой Престол. Престол – стол, находящийся посередине алтаря, на котором совершается таинство Святого Причащения.

Для христиан – это места особого присутствия Божиего. За престолом – запрестольный крест и семисвечник.

Алтарь символизирует собой Царство Небесное. Также в алтаре стоит жертвенник. На нем находятся предметы, необходимые для совершения церковной службы.

(слайд 31) Самое главное богослужение Православной Церкви называется Литургия, во время которого совершается Таинство Причащения (на греческом языке оно называется «Евхаристия» – благодарение), установленное Иисусом Христом во время Тайной Вечери.

Службу совершают священнослужители. Священники входят в алтарь через специальные двери, устроенные в иконостасе (слайд 32). Иконостас имеет трое врат. Центральные, самые большие, называются Царскими Вратами. Они называются так потому, что через них невидимо выходит к нам Сам Царь Славы, Господь Иисус Христос, в чаше со Святыми Дарами. В Царские врата никому, кроме священнослужителей, входить не разрешается. Царские Врата обычно пышно украшаются резьбой росписью: иконами четырех Евангелистов и Благовещения Пресвятой Богородицы. Над ними помещаются изображения Тайной вечери.

(слайд 33) Завершается иконостас крестом или иконой Распятия (так же в форме креста).

Иконостас отделяет алтарь от четверика (слайд 34). Четверик – это место, где собираются молящиеся люди. Он знаменует собой земной мир.

Храмы украшаются росписями и расписываются по определенным правилам (канонам). В куполе храма – Христос вседержитель (слайд 35) , над алтарем – Богородица, (слайд 36) в верхней части храма – святые и пророки, в средней – сюжеты Евангелия, рассказывающие о земной жизни Спасителя, (слайд 37) внизу – мученики, святители, цари и святые Церкви. А над горним местом размещается икона Спасителя. (слайд 38)

В православном храме звучат молитвенные песнопения. При богослужении в православном храме используется колокольный звон как выражение молитв христиан, в которых они каются, радуются и прославляют Бога. Колокола размещаются на колокольне (или звоннице). Звонить на колокольне в колокола может только звонарь.

(слайд 39) Песня колокола России.

Значение храма в православии

Храм для православного христианина, в отличие от протестанта, имеет особое мистическое значение. Протестанту свойственно осмысливать церковное здание как место собрания христиан, а храмом считать самого человека, как вместилище Духа Божия (1Кор.3:16,17).

В православии же храмом является не просто культовое здание, а сосредоточие мистического единства Церкви земной, отдельного христианина и небесной, торжествующей Церкви, т.е. то, что в полном смысле называется в православии Телом Христовым. «Каждый верующих и все вместе – суть храм». (Иоанн Златоуст).

В православии нет противопоставления «места» и «человека» в понимании храма, наоборот, храм это место их мистического единения. Как говорил о. Сергий Булгаков: «православию присуще освящение быта».

Замечательно описал значение храма протопресвитер Александр Шмеман: «Как в начале, в первохристианскую эпоху, так и сейчас, в своих лучших, византийских и русских воплощениях, храм переживается и ощущается как собор, как собрание воедино – во Христе – неба и земли и всей твари, в чем и состоит сущность и назначение Церкви.… Об этом свидетельствует и форма храма и иконопись». (4, с.17)

Архитектурная форма храма

Значение формы.

Говоря о форме храма прот. Фома Хопко замечает: «В течение долгой истории Православной Церкви выработалась особая церковная архитектура, которая выражает основной опыт и убеждение христианской веры: С нами Бог». (5, с.75) Ему вторит прот. В. Федоров: «Уже в самой архитектуре закладывалась определенная идея. Храм понимался как начало, которое должно господствовать в мире. И храм олицетворяет собой иную действительность, то небесное будущее, которого человечество еще не достигло, но стремится к нему». (7, с.349)

Корабль.

Часто церковь строилась в форме корабля (продолговатого четырехугольника). Это является символом ветхозаветнего Ноева ковчега. В связи с эти до раскола епископа называли кормчим. «Храм – это малая область, посвященная Богу, - говорит митр. Антоний Сурожский, - которая действительно была как корабль. Это место, где они с Богом были спокойны, уверенны в своей судьбе. Вот почему так дорого это название корабля». (6, с.54)

Круг.

Храм в форме ротонды своей формой напоминает «вечность Церкви Христовой». (8, с.610)

Крест.

Встречается так же крестообразная форма храма. Храм в такой форме означает «что благодать спасения в Церкви приобретена нам крестными страданиями». (9, с.6) А так же то, что сам храм посвящен «распятому за нас на кресте Господу и что крестом Господь Иисус избавил нас от власти диавола». (8, с.610)

Восьмиугольник.

Иногда эту конструкцию называют восьмиугольной звездой. Подобная форма символизирует Вифлеемскую звезду, возвестившую о рождении Спасителя, а так же является образом Церкви, ведущей человечество ко спасению.

По свидетельству Евсевия, Константин Великий построил собор именно такой формы.

Внешнее устройство храма

Купола.

Обычно храм венчается куполом или куполами. («купол» от греч. sku/foj – чаша, и лат. cupula от cupa . ) Купол обычно венчается главою и крестом. Количество имеет символическое значение:


  • 1 купол – Иисус Христос наш Спаситель

  • 2 купола – Божественная и человеческая природа Христа

  • 3 купола – три Лица Святой Троицы

  • 5 куполов – Иисус Христос и четыре евангелиста

  • 7 куполов – семь таинств или семь вселенских соборов

  • 9 куполов – девять чинов ангельских 1

  • 13 куполов – Христос и двенадцать апостолов
Купол символически изображает «твердь небесную». (А. Мень, Прав. Богослуж., с.14).

Колокола.

Слово колокол происходит от выражения «кол о кол». Ибо раньше било выглядело как два кола, которые ударяли друг о друга.

Колокола помещаются в специальных башнях, колокольнях, которые размещаются рядом с храмом или пристроены к нему.

Впервые колокола появились в 8 веке в Риме. В конце 9 века они начали применяться в Константинополе, но закрепились на Востоке лишь в 12 веке. До этого колокол считался принадлежностью латинской Церкви.

Способ звона различен на Востоке и Западе. В Католической и Протестантских Церквях при звоне раскачивается колокол, а на Востоке язык колокола, что позволяет создавать колокола больших размеров.

Колокола обычно делаются из меди, с бронзовой, серебряной и золотой примесью, но в древней Руси они делались даже из глины.

Виды колокольных звонов.

Благовест – звон, при котором ритмично ударяют в один колокол, созывая верующих к богослужению.

Трезвон – звон, при котором ударяют в разные колокола одновременно, или во все колокола («во все тяжкие») в три приема (поэтому «трезвон») с паузами между ними. Часто бывает перед началом праздничного богослужения после благовеста.

Перезвон - звон, при котором ударяют в несколько колоколов, но не одновременно, а поочередно. Применяется, так же как и трезвон во времена торжественных молебнов, водосвятий, крестного хода.

Звон колокольный – когда одновременно ударяют в два или несколько колоколов.

Часовня.

Часовня – это маленькая церковь без алтаря. Она предназначена для общественных молений. В Греции их часто называли молитвенными домами.

Апсида.

Это самая важная часть храма. Апсида – это пристройка в виде сводчатого полукруга, в которой располагается алтарь. Как правило храм расположен апсидой на восток. «Еще в некоторых ветхозаветных общинах, - пишет А. Мень, (например у ессеев, живших в Египте) существовал обычай молиться лицом на восток. Обычай этот усвоен и христианами. С очень ранних времен стало принято совершать крещение стоя лицом к востоку. Когда же возвели первые церкви, их стали ориентировать алтарем к востоку». (11, с.16)

Хотя были случаи и иной практики. По свидетельству Сократа Схоластика, в Антиохии Сирийской церкви строились алтарем на запад, а не на восток. (с.230) Но это лишь является исключением из правил.

Внутреннее устройство храма

Традиционно «новозаветный православный храм устроен по образцу ветхозаветнего». (8, с.609) А. Мень писал, что «Внутренний план христианского храма имеет два источника в ВЗ. Подобно храму Иерусалимскому, который делился на святое Святых, святилище и притвор, все церковные здания делятся на алтарное пространство …и притвор. …по образцу синагог храм имеет амвон». (А. Мень, Прав. Богослуж., с.16). Т.е. параллельно храму ВЗ, православный храм устроен следующим образом:
Святилище Ветхого Завета Православный Храм

1. Двор 1. Притвор
2. Святое 2. Средняя часть храма
3. Святое Святых 3. Алтарь
Алтарь.

Это святое святых православного храма. Так его и называл Евсевий (кн.10, 4:22; 4:44).

1 Имеется в виду градация иерархии ангелов в труде Дионисия Ареопагита (5-6в.) «О небесной иерархии». Согласно ему существуют три иерархии ангелов, каждая из которых делится на три чина. Первая – серафимы, херувимы и престолы; вторая – господства, силы и власти; третья – начальства, архангелы и ангелы.