Древнегреческий теоретик музыки - аристоксен. Древнегреческие философы Древнегреческие философы и кратко о них

История культуры Древней Греции оставила нам больше имён знаменитых творцов, философов, поэтов, чем правителей, как это было в других странах этого времени.

Платон и Аристотель.

Философия - это понятие греческого происхождения: в переводе «любовь к мудрости». Мудрость - это поиск истины, познание мира и его законов, желание человека дойти до начала всех начал, понять и объяснить его. Древнегреческие философы рассматривали человека в его гармоническом соединении с природой, не пытаясь их разделить. Философов интересовали взаимоотношения человека и общества, человека и человека и даже человека в самом человеке. Древние греки считали философию матерью всех наук.

Греческая философия не может быть понята без эстетики — теории красоты и гармонии.

Древнегреческая эстетика была частью нерасчлененного знания. Зачатки многих наук ещё не отпочковались в самостоятельные отрасли от единого древа человеческого познания.

В отличие от древних египтян, развивающих науки в практическом аспекте, древние греки отдавали предпочтение теории. Философия и философские подходы к решению любой научной проблемы лежат в основе древнегреческой науки. Поэтому выделить учёных, занимавшихся «чистыми» научными проблемами, нельзя. В Древней Греции все ученые были философами, мыслителями и обладали знанием основных философских категорий.

Идея красоты мира проходит через всю античную эстетику. В мировоззрении древнегреческих натурфилософов нет ни тени сомнения в объективном существовании мира и реальности его красоты. Для первых натурфилософов прекрасное — это всеобщая гармония и красота Вселенной.

В их учении эстетическое и космологическое выступают в единстве. Вселенная для древнегреческих натурфилософов — космос, заключающий в себе мир, гармонию, украшение, красоту, наряд, порядок.
Во всеобщую картину мира включается представление о его гармонии, красоте. Поэтому сначала все науки в Древней Греции были объединены в одну — космологию .

Сократ — один из родоначальников диалектики как метода поиска и познания истины.

Главный принцип — «Познай самого себя и ты познаешь весь мир», т. е. убеждение в том, что самопознание — путь к постижению истинного блага.

В этике добродетель равна знанию, следовательно, разум толкает человека на добрые поступки. Человек знающий не станет поступать дурно.

Сократ излагал свое учение устно, передавая знания в виде диалогов своим ученикам, из сочинений которых мы и узнали о Сократе.

Идеи (среди них высшая — идея блага) — вечные и неизменные прообразы вещей, всего преходящего и изменчивого бытия. Вещи — подобие и отражение идей.

Эти положения изложены в сочинениях Платона «Пир» , «Федр» , «Государство » и др. В диалогах Платона мы находим многогранную характеристику прекрасного.

При ответе на вопрос: «Что есть прекрасное?» он пытался охарактеризовать саму сущность красоты. В конечном счете, красота для Платона есть эстетически своеобразная идея. Познать её человек может, только находясь в состоянии особого вдохновения. Концепция красоты у Платона идеалистична.
Рациональна в его учении мысль о специфичности эстетического переживания.

Он является основоположником научной философии, лотки, учения об основных принципах бытия (возможности и осуществлении, форме и материи, причине и цели). Основные области его интересов — человек, этика, политика, искусство.

В отличие от Платона для Аристотеля прекрасное - не объективная идея, а объективное качество вещей. Величина, пропорции, порядок, симметрия — свойства прекрасного.

В математике выделяется фигура Пифагора , создавшего таблицу умножения и теорему, носящую его имя, изучавшего свойства целых чисел и пропорций. Пифагорейцы развивали учение о «гармонии сфер».

Для них мир — это стройный космос. Они связывают понятие прекрасного не только всеобщей картиной мира, но и в соответствии с морально-религиозной направленностью своей философии - с понятием блага.

Разрабатывая вопросы музыкальной акустики, пифагорейцы заинтересовались проблемой соотношения тонов и попытались дать его математическое выражение: отношение октавы к основному тону равно 1:2, квинты — 2:3, кварты — 3:4 и т.д. Отсюда следует вывод, что красота гармонична.

Демокрит , открывший существование атомов, тоже искал ответ на вопрос: «Что есть красота?». У него эстетика прекрасного сочеталась с его этическими взглядами и с принципом утилитаризма.

Он считал, что человек должен стремиться к блаженству и благодушию. По его мнению, «не следует стремиться ко всякому наслаждению, но только к такому, которое связано с прекрасным».

В определении красоты Демокрит подчёркивает такое свойство, как мера, соразмерность. Тому, кто их преступает, «самое приятное может стать неприятным».

Для него гармония не статичное равновесие, как для пифагорейцев, а движущееся, динамичное состояние.

Противоречие — созидатель гармонии и условие существования прекрасного: расходящееся сходится, и прекраснейшее согласие происходит из противоположности, и все происходит в силу раздора.

В этом единстве борющихся противоположностей Гераклит видит образец гармонии и сущность прекрасного.

Впервые Гераклит поставил вопрос о характере восприятия прекрасного: оно непостижимо с помощью вычисления или отвлеченного мышления, оно познается интуитивно, путем созерцания.

В них особое внимание Гиппократ обращал на высокий моральный облик врача, автор знаменитой профессиональной клятвы, которую дают все, получающие врачебный диплом. До наших дней дошло его бессмертное правило для врачей: не навреди пациенту.

С медициной Гиппократа завершился переход от религиозно-мистических представлений обо всех процессах, связанных со здоровьем и болезнями человека, к начатому ионийскими натурфилософами их рациональному объяснению. Медицина жрецов сменилась медициной врачей, основанной на точных наблюдениях. Врачи школы Гиппократа также были философами.

Философия Древней Греции - величайший расцвет человеческого гения. Древним грекам принадлежит первенство создания философии как науки о всеобщих законах развития природы, общества и мышления; как системы идей, исследующей познавательное, ценностное, этическое и эстетическое отношение человека к миру.

Такие философы как Сократ, Аристотель и Платон являются родоначальниками философии как таковой. Возникнув в Древней Греции, философия сформировала метод, который мог использоваться практически во всех сферах жизни.

К классическому периоду античной эстетики относится деятельность одного из крупнейших теоретиков музыки - Аристоксена из Тарента. Он жил в 1-й половине IV в. до н.э. По своим взглядам он примыкал к школе Аристотеля и, как свидетельствует предание, был одним из его учеников.

Писал о музыке и философии, истории, педагогике — упоминается как автор в общей сложности ок. 450 книг (почти все утеряны). Среди них «Элементы гармоники» (сохранилась во фрагментах), «О началах», «О мелопее» (не менее 4 кн.), «О ладах», «О восприятии музыки», «О музыке» (не менее 4 кн.), «Элементы ритмики» (сохранилась во фрагментах), «О первом времени», «Об инструментах», «Об авлосах и [других музыкальных] инструментах», «Об изготовлении авлосов», «Об авлетах», «О хороводах», «О трагиках», «О танце в трагедии», «Праксидамант», «О Пифагоре и его учениках», «О пифагорейской жизни», «Пифагорейские изречения», «Жизнь Пифагора», «Жизнь Архита», «Жизнь Сократа», «Жизнь Телеста», «Гражданские законы» (не менее 8 кн.), «Законы воспитания» (не менее 10 кн.), «Об арифметике», «Застольные беседы», «Исторические заметки», «Разнообразные воспоминания», «Разрозненные заметки», «Сравнения». До нас все эти произведения не дошли. Единственное, чем мы располагаем, это трактат "Элементы гармонии" и фрагмент музыкального трактата "Элементы ритмики". Кроме того, сведения о музыкальной теории Аристоксена содержатся в "Застольных беседах" Плутарха, где излагается содержание одноимённого трактата Аристоксена, и во "Введении в гармонику" Клеонида. Интерес к музыкальной теории Аристоксена совершенно не случаен. Дело в том, что в своих музыкальных трактатах он обосновал принципиально иной подход к музыке, чем тот, который был выработан в русле пифагорейской школы.

Древнегреческий музыкант (роспись на краснофигурной вазе, V в. до н. э.

Книга Аристоксена «Элементы гармоники» — первое дошедшее до нас научное исследование музыки. Здесь рассматриваются роды мелоса (диатоника, хроматика, энармоника), интервалы (слитные в речи и дискретные в пении), звуки, системы (интервальные структуры в пределах кварты, квинты, октавы, вплоть до двухоктавной Полной системы), лады, метаболы (перемены по роду, системе, ладу), мелопея (музыкальная композиция). Аристоксен (в противоположность пифагорейцам) сознательно отказался от математического истолкования интервалов, полагая их очевидными для музыканта и ни в каком дополнительном обосновании не нуждающимися. «Музыкальная» арифметика Аристоксена (напр., его деление целого тона на два равных полутона, что невозможно вследствие невозможности деления эпиморного числового отношения поровну на две части) впоследствии подверглась резкой критике последователей пифагорейской науки. Для учёного-музыканта (μουσικός), по мнению Аристоксена, непосредственное восприятие — первая и важнейшая предпосылка дальнейшего (рационального) исследования музыки:

Аристоксен называет музыку "практической" наукой, противопоставляя ей так называемые "апотелестические" искусства, к которым он относит архитектуру, живопись и скульптуру. Он обосновывает принципы практического подхода к музыке и её изучения. Ошибаются те, кто полагает, что "прослушав гармонику, они не только станут музыкантами, но и улучшат свой характер, - из словесного изложения они превратно понимают, будто мы пытаемся доказать как в отношении каждой отдельной мелодии, так и в отношении всей музыки в целом, что такая-то из них портит характер, а иная приносит пользу". Аристоксен считает, что одного теоретического знания законов гармонии ещё недостаточно для того, чтобы стать музыкантом. Для этого необходимы также практические занятия мусическими искусствами.

Аристоксен считает, что предметом изучения гармонии является всякая мелодия, причем главным критерием в этой области должны быть не законы, а реальное человеческое чувство. Очевидно, что Аристоксен выступает против сведения музыки к числовым закономерностям, когда остаётся совершенно в стороне природа слухового восприятия. Но именно слух является первым судьёй в музыке. Без него нельзя даже различать ни одного интервала. В этом смысле музыка является прямой противоположностью геометрии, которая базируется на абстрактных представлениях, на отвлечении от частных свойств предметов. Аристоксен говорит по этому поводу следующее: "Слухом мы различаем величины интервалов, а разумом устанавливаем составляющие их звуки. Значит нужно привыкнуть различать каждый интервал. Ведь это совсем не так, как обычно говорится при геометрических построениях: "Пусть это будет прямая линия". От того, кто так говорит об интервалах, следует отойти подальше. Ведь для геометра чувственное восприятие не имеет никагого значения. Он ведь нисколько не приучает зрение различать прямую, кривую или что-нибудь подобное, и судить о хорошем или плохом - это скорее занятие плотника, резчика, токаря или какого-нибудь другого ремесленника; а для музыканта точность чувственного восприятия есть почти что основное качество, потому что обладающий плохим восприятием не может хорошо излагать то, что он совершенно не воспринимает".

Здесь, таким образом, Аристоксен удивительно близко подходит к характеристике конкретно-чувственнной природы музыкального восприятия. Пожалуй, нигде больше в античной литературе мы не находим такого убеждённого настаивания на чувственной, слуховой природе музыкального искусства.

Рафаэль. Парнас

Это обращение к чувственному восприятию - главному элементу музыки не было для Аристоксена случайным. В другом месте своего трактата он вновь повторяет: "Очевидно, что понимание каждой исполняемой мелодии сводится к восприятию слухом и разумом всех различий, рождающихся в звуках - ведь мелодия состоит в постоянном возникновении, как и другие части музыки - так вот, понимание музыки составляется из этих двух частей, из восприятия и памяти. Воспринимать надо возникающее, а памятью удерживать возникшее, так как другим способом следить за музыкой невозможно".

В "Элементах гармонии" Аристоксен даёт определение гармонии как учения об элементах музыки, к которым он относит музыкальные роды, лады, модуляцию и композицию, то есть учение о практических способах построения мелодии. В его истолковании, "гармоника" включает не только элементы музыкальной теории, но и имеет дело с вопросами музыкальной практики, реального сочинения и исполнения музыки.

Музыка Древней Греции

В своём трактате Аристоксен много внимания уделяет вопросам изобретения и ведения мелодии. В этом отношении он опять-таки выступает с критикой своих предшественников, которые, по его мнению, не уделяли этому вопросу достаточно внимания. "Понятие мелодичности или немелодичности наши предшественники просто игнорировали; установить число различных систем они или вовсе не пытались, или, когда начинали этим заниматься, не доводили до конца, - так именно и получилось в школах Пифагора из Закинфа и Агенора из Митилены. С мелодичным и немелодичным началом дело обстоит так же, как и со связью звуков в речи; весь слог образуется не произвольным сочетанием самих звуков, а только в строго определённых случаях".

В своём трактате Аристоксен выступил также против формалистического подхода к музыке, против того, чтобы сводить музыкальную теорию к инструменталистике или истолкованию знаковых систем, с помощью которых записывается музыка. "Некоторые видят цель науки, называемой гармоникой, в изображении мелодий при помощи знаков, утверждая таким образом, что это и есть предел понимания каждой звучащей мелодии <...> Но подобные утверждения могут исходить лишь от полных невежд. Ведь знаковое изображение мелодии ни целью, ни частью гармоники не является, - так же как графическое изображение стихотворного размера не является таковым для метрики".

Музыкальная культура Древней Греции

Для эстетики Аристоксена была характерна просветительская тенденция. По свидетельству античных авторов, он уделял много внимания вопросам воспитания и образования музыканта. Не случайно Квинтилиан называет его "превосходным учителем музыки".

Аристоксен сыграл огромную роль в истории античной музыкальной эстетики. Цицерон сравнивает его заслуги с тем, что сделал для математики Архимед.

Аристоксен создал новое направление в музыкальной эстетике, которое было в состоянии противостоять пифагорейской линии. Поэтому начиная с Аристоксена можно говорить о существовании двух противоположных направлений в античной теории и эстетики музыки: пифагорейского и аристоксеновского. Противоположность этих двух направлений в подходе к музыке была осознана уже в античную эпоху. Не случайно последователей Аристоксена называли "гармониками" , а представителей пифагорейского направления - "канониками" . Борьба "каноников" и "гармоников" определила развитие музыкальной эстетики поздней античности.

Лит.: В. П. Шестаков. История музыкальной эстетики

Великие мыслители древней Греции.


Платон Афийский

Великий мыслитель, основатель Академии – философской школы, Платон Афийский родился в 427 г. до н. э. и дожил до 347г. до н. э. Основанная им философская школа просуществовала почти 1000 лет – до 529г. н. э. Платон занимался вопросами сотворения Мира. На вопрос, каким образом мог появиться гармонично устроенный мир, Платон отвечал, что он был сотворён согласно определённому плану. По убеждениям Платона, мир, задуманный и созданный Вечносущим Богом, одушевлён и божествен.

Платон в одном из своих диалогах писал: «Весь этот замысел Вечносущего Бога относительно Бога, которому только предстояло быть, требовал, чтобы тело космоса было сотворено гладким…одинаково распространённым во все стороны от центра… В его центре построивший дал место душе, откуда распространил её по всему протяжению и вдобавок облёк ею тело извне».

В сочинениях Платона впервые в европейской культуре встречается идея единого Бога – Творца. Его Платон называет Демиургом, что значит Мастер. По мнению Платона, Демиург для устройства Вселенной создал особое вещество в виде смеси двух сущностей – «неделимой идеальной» и «делимой материальной». Потом Демиург «рассёк состав по длине на две части», свернул их и из одной сделал небо неподвижных звёзд, а вторую - заготовку остальных небесных тел – «разделил на семь неравных кругов, сохраняя число двойных и тройных интервалов».

Это деление, определяющее расстояние между Землёй и орбитами светил, называют платоновской гармонией сфер.

Относительные расстояния от Земли до светил получились такими:

Луна – 1, Солнце – 2, Венера – 3, Меркурий - 4 , Марс - 8, Юпитер -9, Сатурн – 27.

На самом деле предложенные Платоном интервалы никак не связаны с действительностью, они имеют только историческое значение. Но в развитии астрономии принцип поиска закономерностей в размерах орбит сыграл достаточно важную роль.

В одном из наиболее поздних своих диалогов - «Тимее» Платон упомянул о подвижности Земли: «Земле же кормилице нашей, он (Демиург (авт).) определил вращаться вокруг оси, проходящей через Вселенную, и поставил её блюстительницей дня и ночи».

Это движение Земли противоречило вращению, которое философ приписывал небу и звёздам.

Возможно, Платон в своих выводах по движению небесных тел сомневался и не определился, какое вращение предпочесть.

В основанной Платоном Академии Философ читал лекции о создании мира, о нравственности. Что касается нравственности, то одним из примеров его убеждений является то, что он не одобрял дорогие наряды на молодых людях и даже осуждал эту, как он утверждал, женскую страсть к нарядам и украшениям. Он понимал, что молодым людям хотелось нравиться, что они чувствовали себя гораздо лучше в дорогих и красивых нарядах, чем в одноцветной хламиде, но многолетние привычки Платона не соглашаются с доводами его разума. Он был широкоплеч, красив, статен – он благороден. И простой наряд, считал философ, лишь подчёркивал его благородство.

Из школы философии Платона вышло много учеников, ставших впоследствии мыслителями, учёными, логиками. Некоторые из них следовали взглядам своего учителя, другие не во всём соглашались с великим философом и создавали свои, противоположные идеям Платона теории. Так зарождалась наука – в противоречиях и спорах, надо сказать, и не только в древние века. Так она развивается и по настоящее время.

Говоря о правильных и ошибочных точках зрения на многочисленные проблемы, с которыми пришлось столкнуться Платону, хочется отметить, что есть «вечные» вопросы, ответы на которые и сейчас являются неоднозначными. Вопрос о сотворении мира, т. е. о возникновении Вселенной – может ли когда-нибудь кто-то точно или с большой степенью вероятности ответить – как это произошло.

Или, к примеру, где искать Атлантиду? Что произошло на планете в то время, когда исчезла Атлантида? Поразительно, но в своё время Платон также писал о катастрофе, приведшей к гибели атлантов и их среды обитания. Платон в своих работах указывал, что Атлантида располагалась за проливом Гибралтар в Атлантике. Древнегреческий учёный привёл две весьма приблизительные даты гибели Атлантиды: одиннадцать и двенадцать тысяч лет назад, если вести счёт от нашего времени.

О прекрасном острове и могучем государстве атлантов поведал миру, увы, только он один, великий философ Древней Греции – Платон. Но Платон же, по его утверждению, опирался на рассказ об Атлантиде своего предка по материнской линии, «мудрейшего из семи мудрых», Солона. (Год рождения Солона не установлен, но известно, что в 594 г. до н. э. он был архонтом в Афинах. Дата его смерти также не известна. Дожил Солон до глубокой старости).

Полулегендарная – полуисторическая родословная Солона и Платона необычайно интересна. Родоначальником их был не кто иной, как сам бог Посейдон. Тот самый Посейдон, что «основал Атлантиду и населил её своими детьми».

Правнуком сына Посейдона Нелея был афинский царь Кодр. Солон был потомком Кодра, а Платон – праправнуком Кодра. Путешествуя по Египту, греческий мудрец Солон узнал от жрецов, а быть может прочёл в храме богини Нейт в Саисе, историю Атлантиды.

В сочинениях Плутарха сообщается о том, что Солон начал «обширный труд» об Атлантиде, но не закончил его. От этого труда, к сожалению, до наших дней ничего не дошло. Спустя 200 лет потомок Солона Платон поведал миру в своих диалогах «Тимей» и «Критий» сказание Солона об Атлантиде, услышанное им от внука Солона, Крития. Это сказание поражает воображение наших современников точностью совпадений многих процессов, происходящих на планете, приведших к гибели загадочного острова, с данными современных учёных. Платон рассказывает о великом и могучем народе атлантов, об их прекрасном острове и высокой цивилизации. Платон писал: «Власть союза царей простиралась на весь остров, на многие другие острова и на часть материка. А по эту сторону пролива атланты овладели Ливией до Египта и Европой вплоть до Тиррении (Этрурии), поскольку флот атлантов безраздельно господствовал на морях». Платон рассказывает о государственном устройстве атлантов. Он описывает храмы, дворец, кольцевые каналы, мосты, гавани. Рассказывает Платон и о трагической гибели прекрасного острова – в результате грандиозной катастрофы остров поглотило море. Ни один письменный источник древних, кроме диалогов Платона не сообщает ничего об Атлантиде.

Аристотель Стагирский

Ученик Платона Аристотель сказал «Платон мне друг, но истина дороже». Слова эти стали поговоркой, но мало кому известно, что одной из причин, которая побудила Аристотеля предпочесть «истину» своему учителю, была всё та же история с Атлантидой. Приговор, вынесенный Атлантиде Аристотелем, нашёл поддержку у христианских догматиков: ведь в средние века был хорошо известен год сотворения мира - 5508 г. до н. э. Оспаривать сей факт не разрешалось: с еретиками поступали круто.

Но не только Атлантида была причиной разных «истин» ученика и учителя.

Это были первые создатели философских учений, теоретических схем и моделей. Они жили за несколько столетий до н. э.

Один из величайших философов и учёных родился в 384 г. до н. э. в Стагире, греческой колонии во Фракии, вблизи Афона.

Его отец Никомах и мать Фестида были благородного происхождения.

Отец был придворным врачом македонского врача Аминты третьего, ту же должность он прочил своему мальчику.

Никомах первоначально сам обучал сына врачебному искусству и философии, в то время нераздельной с медициной. Но он рано умер и перед смертью очень горевал, что не успел до конца обучить сына искусству врачевания, и тем самым не обеспечил ему место при царе, по его слова – лучшее место при лучшем царе.

Перед смертным часом отец посоветовал сыну при достижении 17 лет идти в Афины, в то время – столицу всей эллинской мудрости, и найти там себе настоящих учителей жизни.

Отец настоятельно рекомендовал сыну запомнить имя Платона, который, по его словам, ведёт свой род от Солона, который был сыном Аполлона. Поскольку наш род знатен, ибо мы потомки Асклепия, - говорил отец сыну, а в ком соединится мудрость Асклепия и мудрость Аполлона, тот и станет самым мудрым из людей и приблизится к богам.

Аристотель поклялся, что так и сделает, и при достижении им 17 лет, уже на следующий день отправился в Афины, к Платону.

В 367 г. до н. э. он поступил в школу, основанную Платоном - учеником Сократа (469 -399 г. до н.э.) в местечке Академия, недалеко от Афин.

После 20 лет учёбы Аристотель основал в Афинах свою философскую школу, в некотором роде противоречивую Академии Платона.

После смерти Платона Аристотель вместе с любимым учеником последнего Ксенофонтом переехал к атарнейскому тирану Гермине. Женившись на его племяннице Пифнаде, Аристотель поселился с нею в Мистилене, откуда был призван македонским царём Филиппом на воспитание его сына. Благородный дух воспитанника, величие его подвигов говорят о животворном и благодетельном влиянии великого философа на мальчика, ставшим впоследствии знаменитым полководцем Александром.

Переехав в 334 г. до н. э. снова в Афины, Аристотель основал там свою школу, получившую название перипатетической.

При жизни Аристотель не был любим и не всегда признан, превратности судьбы сказались на том, что некоторые работы оказались неполными и отрывочными. Впрочем, многих учёных, которые жили значительно позже, постигла та же участь.

Наружность учёного не отличалась привлекательностью. Он был роста небольшого, сухощав, близорук, картав. С язвительной улыбкой на губах, он был холоден и насмешлив. Противники боялись его речи, всегда логичной и ловкой, остроумной и саркастической, что способствовало, конечно, появлению большого количества врагов.

Отрицательное расположение греков к Аристотелю преследовало и после смерти. При жизни его обвиняли в безбожии, в результате чего 62-летний, он покинул Афины и переселился в Халпис на Эвбе, где через несколько месяцев умер от болезни желудка.

Платон был выдающейся личностью – одним из могучих сынов античного времени.

О взглядах и учении Сократа мы знаем именно из сочинений Платона, так как сам Сократ не оставил никаких сочинений. Многие мысли Сократа и его изречения Платон добросовестно записал для потомков. И сам он внес большой вклад в развитие философии.

Свой талант Платон использовал в полной мере: до сих пор его в обязательном порядке изучают будущие историки, философы и политические деятели.

Платон основал в Афинах философскую школу – Академию, которая существовала ещё около 900 лет после его смерти, пока не была закрыта византийским императором Юстинианом. Из стен Академии вышло немало талантливых философов, знаменитых аттических ораторов и государственных деятелей.

Из биографии Платона:

Настоящее имя Платона - Аристокл. «Платоном» («широким») его прозвал учитель гимнастики за ширину плеч. Молодой человек был атлетически сложен и весьма широкоплеч.

Будущий философ родился в семье, имевшей аристократическое происхождение, род его отца Аристона возводили, согласно легендам, к последнему царю Аттики Кодру, а предком Периктионы, матери Платона, был афинский реформатор Солон. Так как предки его отца были царского рода, а предки по материнской линии занимались законотворчеством. Ничего удивительного, что в таком семействе появился новый светоч ума.

Точная дата рождения Платона неизвестна. Следуя античным источникам, большинство исследователей полагает, что Платон родился в 428-427 годах до н.э. в Афинах или Эгине, как раз в разгар Пелопонесской войны между Афинами и Спартой. По античной традиции днём его рождения считается 21 мая, в который по мифологическому преданию родился бог Аполлон.

Получив всестороннее воспитание, соответствующее статусу родителей, Платон занимался живописью, писал трагедии, эпиграммы, комедии, участвовал борцом в греческих играх, получив даже награду.

Первым учителем Платона был гераклитовец Кратил, потом Сократ. По легендам, в юности Платон сочинял стихи и готовил себя к занятиям политикой. Однажды он нёс в театр только что написанную трагедию, но встретил Сократа, и под впечатлением разговора с ним сжёг свою трагедию и занялся философией. Встреча эта произошла, когда самому Платону было около 20 лет. Это случилось около 408 г. до н. э. Побеседовав с философом, он становится в ряды учеников Сократа, впоследствии став и его другом.

Сократ и Платон

Восемь лет дружбы между Платоном и Сократом закончились достаточно грустно: Сократа приговорили к смерти, а Платон пустится в 12-тилетнее странствие.

Как известно, Сократ был осуждён афинским судом и приговорён к смерти. Платон вместе с другими учениками пытался повлиять на решение суда и спасти Сократа, когда же из этого ничего не вышло, он уехал из Афин и на долгие годы отправился в странствия. Он побывал в Персии, Ассирии, Финикии, Вавилоне, Египте и, возможно, в Индии.

Там Платон продолжил образование, слушая других философов Малой Азии и Египта, там же, в Египте, получил посвящение, остановившись на третьей ступени, дающей ясность разума и господство над сущностью человека. Вскоре Платон отправляется в Южную Италию, где знакомится с пифагорейцами. Изучая манускрипты Пифагора, он заимствует у него идеи и план системы.

Платон и Аристотель

Вернувшись в Афины в 387 году, Платон основал собственную философскую А школу – Академию. Название пошло не от академических знаний, которые получали учащиеся, а от наименования садов Академа, которые, в свою очередь, были названы в честь античного героя Академа.

Возле входа в академию была надпись: «Не знающим геометрии - вход воспрещен». Вообще, Платон считал, что следует обучать четырем дисциплинам - арифметике, геометрии, стереометрии и теоретической астрономии. Платон подчёркивал вовсе не практическую полезность этих наук, а их важность для упражнения ума перед переходом к более серьезной науке – философии. Из академии вышли много мудрых и талантливых людей, прославившиеся до наших дней. (Например, Аристотель – прямой ученик Платона).

Платон прожил долгую и довольно счастливую жизнь. Скончался он в возрасте более 80 лет на свадебном пиру, куда был приглашен в качестве гостя.

Умер он в 347 году, по преданию в день своего рождения. Погребение свершили в Академии, роднее для него не было места. По преданию, на его могиле была выбита надпись: «Двух Аполлон сыновей – Эскулапа родил и Платона, Тот исцеляет тела, этот целитель души».

Основные учения Платона:

Сочинения Платона пользовались популярностью долгое время, заложив возникновение и развитие многих ветвей философии. Ему приписывают 34 сочинения, известно, что большинство (24) из них были истинными сочинениями Платона, остальные же написаны в диалоговой форме с его учителем Сократом.

Первое собрание сочинений Платона собрал воедино филолог Аристофан Византийский в 3-м веке д. н.э. Оригинальные тексты Платона не сохранились до современности. Самыми древними копиями произведений считаются копии на египетских папирусах.

В научной жизни Европы труды Платона стали использоваться только в XV-веке, после перевода всех его трудов на латинский язык итальянским христианским философом Фичино Марсилио.

Диалоги раннего периода (399 - 387 гг.) посвящены выяснению нравственных вопросов (что такое добродетель, благо, мужество, почитание законов, любовь к родине и т.д.), как это любил делать Сократ.

Позднее Платон начинает излагать свои собственные идеи, выработанные в основанной им Академии. Наиболее известные работы этого периода: “Государство”, “Федон”, “Филеб”, “Пир”, “Тимей”. И, наконец, в 50-е годы IV века Платон пишет огромный труд “Законы”, в котором пытается представить государственное устройство, доступное реальному человеческому пониманию и реальным человеческим силам.

Платон является первым в Европе философом, заложившим основы объективного идеализма и разработавшим его в целостном виде. Мир Платона - это прекрасный, материальный космос, собравший множество единичностей в одно нераздельное целое, управляемый законами, находящимися вне его. Это самые общие закономерности, составляющие особый надкосмический мир называемый Платоном миром идей. Идеи определяют жизнь материального мира, это прекрасные вечные образцы, по которым строится множественность вещей, образованных из бесконечной материи

В течение всей жизни душу Платона волновали высокие нравственные цели, одной из которых был идеал возрождения Греции. Эта очищенная вдохновенной мыслью страсть заставляла философа неоднократно предпринимать попытки мудростью воздействовать на политику. Трижды (в 389-387, 368 и 363 гг.) он пытался осуществить свои идеи построения государства в Сиракузах, но всякий раз был отвергаем невежественными и властолюбивыми властителями.

В диалогах Платона проявился его незаурядный литературный талант, он совершает целый переворот в манере философского изложения. Никто до него так образно и живо не показывал движение человеческой мысли, идущей от заблуждения к истине, в виде драматического диалога борющихся идей, противоположных убеждений.

*Платон о человеке

Сущность человека Платон усматривал в его вечной и бессмертной душе, вселяющейся в тело при рождении. Поэтому он требует очищения души, очищения от мирских удовольствий, от преисполненной чувственных радостей светской жизни. Задача человека в том, чтобы возвыситься над беспорядком (несовершенным чувственным миром) и всеми силами души стремиться к уподоблению богу, который не соприкасается ни с чем злым. В том, чтобы освободить душу от всего телесного, сосредоточить её на себе, на внутреннем мире умозрения и иметь дело только с истинным и вечным. Философия Платона почти вся пронизана этическими проблемами: в его диалогах рассматриваются такие вопросы, как природа высшего блага, его осуществление в поведении людей, в жизни общества.

*Платон о душе

Платон считал, что душа человека тройственна. Первая её часть – это разумная, обращённая к идеям. Разумная часть души- основа добродетели, мудрости; Вторая – пылкая, аффектно-волевая часть души- основа мужества. Третья часть - чувственная, движимая страстями и вожделениями. Эта часть души должна быть ограничена в проявлениях разумом. Гармоничное сочетание всех частей души под регулятивным началом разума дает гарантию справедливости.

*Учение Платона о познании

Платон считал, что истинное знание не может быть передано в словах или в чувственном восприятии. Для правильного движения к истине следует очистить душу от неверных мнений, накопившихся в ней за время нефилософской жизни, а правильное мнение человек должен понять (вспомнить) сам. Всё, доступное познанию, Платон делит на два рода: постигаемое ощущением и познаваемое умом. Отношение между сферами ощущаемого и умопостигаемого определяет и отношение разных познавательных способностей: ощущения позволяют понимать (хоть и недостоверно) мир вещей, разум позволяют узреть истину.

*«Модель мира» Платона

Платон утверждал, что существует мир идей и параллельный ему материальный мир. В царстве идей обитают собственно идеи (эйдосы), полные божественного смысла. Идеи - это основа всего мира; это целевые причины, заряженные энергией устремления; это божественное регулирование всех процессов, происходящих во Вселенной. Между идеями существуют отношения координации и подчинения. Высшая идея - это идея абсолютного блага (Агатон; мировой Разум; Божество).

*Платон о государстве

Платон определяет государство как «единое целое, внутри которого неравные по своей природе индивиды исполняют свои различные функции». Помимо этого, Платон считал, что государство похоже на человека. В государстве есть те же три начала, что и в душе человека: разум, ярость и вожделение. Естественным (и идеальным) является то состояние, когда разум руководит. Идеальным государством Платон считал аттический город-полис. Идеальное государство размещено в конкретном политическом времени и пространстве. Уже во время Платона такое государство принадлежало прошлому. Идеальное государство противоположно индивидуалистскому греческому государству.

Интересные факты из жизни Платона:

*Одним из увлечений философа Платона был спорт. Он два раза выигрывал соревнования по панкратеону в Олимпийских играх (это тогда был род борьбы).

*Платон был первым, кто рассказал о существовании Атлантиды, погибшей высокоразвитой цивилизации. Рассказав в своих сочинениях об этом легендарном острове, затонувшем в результате катастрофы, Платон загадал загадку, над которой человечество бьётся до сих пор.

*Платоническая любовь впервые описана в диалогах Платона, и изначально означала любовь-дружбу учителя и ученика (например, Платона и Аристотеля).

*Знавшие Платона близко современники отмечали его скромность и застенчивость.

*Именно Платону принадлежит гипотеза о том, что каждый ищет свою «половинку».

*Платон одним из первых сказал о том, что всякий человек должен реализовывать в жизни отпущенные ему таланты.

*«Звонок на урок» - это тоже изобретение Платона. Учеников Академии созывал на занятия сигнал, подаваемый часами: когда из ёмкости истекала вся вода, через клапан проходил поток воздуха, заставлявший звучать флейту.

* Платон оставил потомству много рассуждений об устройстве мира, о правильной организации общества.

* Примечательно, что перед встречей с Платоном Сократ видел во сне, у себя на коленях, молодого лебедя, который, взмахнув крыльями, взлетел с дивным криком. Лебедь - птица посвященная Аполлону. Платон обрёл в лице Сократа учителя, которому оставался верен всю жизнь и которого прославил в своих сочинениях, став поэтическим летописцем его жизни.

*Сократ же дал Платону то, чего так ему не хватало: твердую веру в существование истины и высших ценностей жизни, которые познаются через приобщение к благу и красоте трудным путем внутреннего самосовершенствования.

Клеонид - древнегреческий теоретик музыки

О позднем эллинизме можно говорить как об эпохе, относящейся к первым векам нашей эры. В это время традиция развития музыкальной теории и эстетики не прерывается. От этой эпохи до нас дошли несколько довольно значительных трактатов по музыке. Среди них трактаты Клеонида, Гауденция, Элиния, Эвклида, Птолемея, Никомаха и других.

Собственно говоря, трактат Плутарха "О музыке", о котором говорилось ранее, относится к этому же времени. Но он стоит несколько особняком. Плутарх стремился реставрировать в нём всю греческую классику - и Платона, и Аристотеля, и Пифагора. В этом своём стремлении к синтезу, к объединению самых различных точек зрения, Плутарх уникален среди всех античных теоретиков музыки. Но в целом развитие музыкальной мысли в эпоху эллинизма пошло по другому пути: оно шло не к синтезу, а, напротив, к противопосталению различных направлений внутри музыкальной теории. Особенно сильно и ярко в эту эпоху обнаружилось противопоставление двух линий в развитии античной теории музыки: одной, идущей от Аристоксена, и другой, связанной с пифагорейской эстетикой.

Поляризация двух направлений внутри музыкальной эстетики - аристоксеновской и пифагорейской - происходит в таких острых формах, что это даёт основание полагать, что между этими направлениями существовала жестокая борьба. Соотношение сил в этой борьбе складывалось не в пользу линии Аристоксена, более значительной и по количеству трактатов, и по своему влиянию была пифагорейская традиция. К аристоксеновской традиции следует отнести Клеонида и Гауденция, к пифагорейской - Эвклида, Птолемея, Никомаха.

Клеонид (Κλεονείδης, не ранее II и не позже IV вв. н. э.) — древнегреческий теоретик музыки . Гипотетический автор «Введения в гармонику» (Εἰσαγωγὴ ἁρμονική). Гармоника (др.-греч. ἁρμονική, лат. harmonica) в античности, в Средние века и в эпоху Возрождения — наука и учение о звуковысотной структуре музыки, т.е. о гармонии. Также «гармониками» назывались учебники по гармонии. Античная гармоника — прообраз современной научной и учебной дисциплины гармонии (отрасли музыкознания).

Трактат Клеонида был переведён на латинский язык в 1497 году и долгое время служил одним из важнейших источников для знакомства гуманистов Возрождения с музыкальной эстетикой античной Греции. В нём совершенно отчетливо сказывается влияние аристоксеновской эстетики, ориентированной на практику музыкального восприятия и исполнения. Как и Аристоксен, Клеонид говорит о необходимости единства между теорией и практикой музыки. Поэтому гармонику он определяет как "теоретическую и практическую науку, занимающуюся исследованием природы гармонического". Аристоксен выделяет семь частей гармонии - звуки, интервалы, роды, системы, лады, модуляции и составление мелодий - и каждому из них посвящает специальную главу этого трактата. Он говорит о высоте, понижении и напряжении звуков, о трёх родах - диатонике, хроматике, энгармонике, о пяти видах интервалов. В главе о ладах Клеонид перечисляет тринадцать установленных Аристоксеном ладов, а затем останавливается на этосе отдельных ладов и модуляций. В целом Клеонид развивает традицию практического отношения к музыке, следуя в этом за Аристоксеном.

Лит.: Шестаков В.П. История музыкальной эстетики Цитата сообщения Barucaba

Гауденций

Ещё одним представителем "гармоников", последователем и сторонником Аристоксена был греческий писатель Гауденций. Гауденций (греч. Γαυδέντιος, лат. Gaudentius) — древнегреческий теоретик музыки, автор трактата «Введение в гармонику» (εἰσαγωγὴ ἁρμονική). О личности и времени жизни Гауденция не сохранилось никаких сведений. Обычно его относят к довольно длительному промежутку времени между II и V веком. Более точную дату установить трудно, хотя некоторые исследователи относят Гауденция к III - IV векам. Косвенным свидетельством поздней (эллинистической) датировки трактата может служить упоминание Гауденцием того факта, что в его дни музыканты пользуются только диатоникой, в то время как хроматика и энармоника оставлены в прошлом.

Трактат Гауденция "Введение в теорию гармонии" состоит из двадцати одной главы и небольшого введения. В этом введении Гауденций довольно чётко и определённо формулирует свои эстетические позиции. Прежде всего Гауденций говорит о необходимости изучения музыкальной теории. "Для посвященных пою - двери заприте профаны!" - поистине с этих слов следует начинать, принимаясь за такое дело".

Но вместе с тем, Гауденций считает, что одного знания теории далеко недостаточно. Необходимо также практическое упражнение, развитие слуха. Музыкант должен на слух различать как созвучные, так и несозвучные, диссонирующие звуки. Это главный критерий в оценке музыкального искусства. Без практического умения и природной одарённости все знания музыкальной теории остаются абстрактными и ненужными. "Тот же, кто лишен природного слуха, либо же не упражняет слух - пусть уйдёт, услышав одни лишь слова: для его слуха двери стались запертыми. Ибо он затыкает как бы уши и, присутствуя, не воспринимает своими чувствами то, о чем идёт речь. Итак, мы приступаем, обращаясь именно к тем, кто на практике старается развить и тренировать свой слух".

Эта аппеляция к слуху, к реальному и живому восприятию музыки чрезвычайно важна. Она убедительно показывает, что даже в эпоху позднего эллинизма, не смотря на математическую традицию в музыкальной теории всё ещё оставалась сильна традиция Аристоксена с её ориентацией на музыкальную практику, живое человеческое чувство.

Большой интерес представляет то, каким образом Гауденций определяет природу музыкальной гармонии. "Звучание, - говорит он, - может быть гармоничным (эммелес), либо негармоничным (экмелес). Тот вид звучания, который характеризуется рациональными интервалами и не отличается ни недостатком, ни избытком звучания, является гармоничным, а тот, в котором граничащие интервалы отличаются некоторым избытком или недостатком звучания, будет негармоничным. Таким образом гармоничный и негармоничный виды звучания противополагаются друг другу по своим свойствам".

Трактат Гауденция отличается четким и ясным определением главных понятий музыки. Прежде всего Гауденций начинает с теории звука. По его определению, звук это такой вид звучания, который характеризуется свойствами: тембром , местом (позицией) и длительностью . Каждый звук занимает определённое место в системе других звуков, отчего одни звуки произносятся более высокими, а другие более низкими. Длительность представляет собой время, необходимое для того, чтобы обнаружился имеющий место ритм. Но некоторые звуки могут иметь одинаковую длительность и занимать одинаковое место, и тем не менее отличаться характером звучания. Это отличие будет заключаться в тембре.

Гауденций вводит в музыкальную теорию деление звуков на четыре вида: омофонические, симфонические, диафонические и парафонические. Омофоническими он называет те звуки, которые занимают одинаковые позиции, то есть равны по высоте. Под симфоническими он подразумевает такие звуки, которые при их совместном исполнении сливаются и становятся созвучными (симфоничными). Диафонические же звуки, напротив, никогда не сливаются друг с другом и не составляют мелодии. Парафонические звуки, в классификации Гауденция, занимают промежуточное положение между симфоническими и диафоническими, то есть могут быть и теми, и другими.

Переходя к интервалам, гауденций подразделяет их на созвучные и несозвучные, большие и малые, первичные и простые. Различия между ними должны определяться не метематическим путём, как полагают "каноники", а посредством слуха. Именно слух должен быть гланым критерием в различении звуков и интервалов. "Являются ли созвучия гармоническими и симфоническими или нет, распознают на слух. Ибо разница между симфоничными и диафоничными звуками, а также между мелодическими или немелодическими определяется в основном характером эхо".

Ancient Greek Music



В этом признании роли слухового восприятия опять-таки проявляется влияние эстетики Аристоксена, и оно было прямым отрицанием пифагорейской эстетики. Правда, в своём трактате Гауденций довольно подробно излагает известные истории об открытии Пифагором определённых числовых отношений, лежащих в основе созвучий, и говорит о трёх способах определения величины этих созвучий (по весу молотков, по длине натянутых струн и по линейке).

Трактат Гауденция интересен прежде всего как отражение и развитие аристоксеновской теории музыки. Пифагорейская линия представлена в нём как определённый довесок, как необходимая дань общепринятому. Во всяком случае, во всём том, в чём Гауденций оригинален, самостоятелен, он идёт от эстетики Аристоксена, тогда как всё традиционное, каноническое оказывается связанным с идеями пифагорейской школы.

Лит.: Шестаков В. История музыкальной эстетики