Понятие и методы философии. Философские методы 4 методы философии и их характеристика

Метод философии – средства, с помощью которых осуществляются философские исследования.

1. Диалектика

2. Метафизика

3. Догматизм

4. Эклектика

5. Софистика

6. Герменевтика

Диалектика – метод философского исследования, при котором вещи, явления, рассматриваются критически, последовательно с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития причин и следствий, единства и борьбы противоположностей.

Метафизика – метод противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются обособленно (а не с точки зрения их взаимосвязи), статично (игнорируется факт постоянных изменений), однозначно (ведется поиск абсолютной истины, не уделяется внимание противоречиям, не осознается их единство).

Догматизм – восприятие окружающего мира через призму догм – раз и навсегда принятых убеждений, недоказуемых, «данных свыше», и носящих абсолютный характер. Данный метод присущ средневековой теологической философии.

Эклектика – метод, основанный на произвольном соединении разрозненных, не имеющих единого творческого начала фактов, понятий, концепций, в результате, которого достигаются поверхностные, но внешне правдоподобные, кажущиеся достоверными выводы. Часто эклектика использовалась для обоснования каких-либо взглядов, идей, привлекательных для массового сознания.

Софистика – метод, основанный на выведении из ложных, но искусно и некорректно поданных, как истинные, суждений. Часто использовалась в Древней Греции и имела целью не получение истины, а получение победы в споре, использовалась как прием в ораторском искусстве.

Герменевтика – метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов.

ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ.

Функции философии – основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначения.

1. Мировоззренческая

2. Методологическая

3. Мыслительно-теоретическая

4. Гносеологическая

5. Критическая

6. Аксеологическая

7. Социальная

8. Воспитательно- гуманитарная

9. Прогностическая

10. Общекультурная

11. Практическая

Мировоззренческая – способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципах взаимодействия с окружающим миром.

Методологическая – заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности.

Мыслительно-теоретическая – заключается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать.

Гносеологическая – познавательная.

Критическая – учит подвергать сомнению окружающий мир и существующие знания, искать их новые черты, качества, вскрывать их новые противоречия. Основная задача: разрушение догм, увеличение достоверности знания.

Аксеологическая – заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей.

Социальная – пытается объяснить обществу причины его возникновения, эволюцию, структуру, элементы, совершенствование общества.

Воспитательно-гуманитарная – состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, привить их человеку и обществу, способствовать укреплению морали.

Прогностическая – заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке спрогнозировать тенденции развития сознания, познавательных процессов человечества и общества.

Общекультурная – эту функцию философия выполняла с момента своего зарождения, философия согласовывает и синтезирует достижения всех видов человеческого опыта. В настоящее время философия является важнейшим духовным элементом культуры человечества.

Практическая – теоретические достижения подтверждаются на практике, тем самым, подтверждая правильность теоретических суждений.

В философии, под определением «метод» понимают способ развития отдельной отрасли философского суждения. Основные методы философии, используемые современными философами, появились в разные исторические периоды и по своей сути противоречат друг другу. Нельзя выделить один правильный метод, поскольку в философии нет единого направления. Она разделена на отдельные категории, и только их совокупность позволяет увидеть полную картину мировоззрения представителей каждой исторической эпохи и национальной культуры.

Диалектический метод

Диалектический метод в философии – это способ поиска истины путем сопоставления двух или более противоположных теорий. Буквально термин «диалектика» переводится с греческого как «искусство спорить». Его изобретатель – Зенон Элейский, изучавший противоречия единства и множества. На основании его выводов развивалось учение элеатов и софистов о несовместимости основных состояний человека:

  • движения;
  • покоя.

В Средние века диалектика вошла в состав семи свободных наук, и стала одним из основных методов доказательства и способов классификации.

Современная философия использует диалектику для изучения человеческой деятельности. Она позволяет разрешать противоречия в гуманитарных науках, в частности, в психологии и социологии. Диалектика не обладает четкой логической структурой, но позволяет всем участникам рассуждения прийти к одним и тем же выводам.

Метафизический подход

Метафизика для многих философов – синоним самого определения философии. Ей сложно дать точное определение. Общая метафизика исследует бытие, а отдельные направления исследуют бытие отдельных объектов. Основатель метафизического подхода – Аристотель.

Различают следующие виды метафизики:

  • античная;
  • классическая;
  • современная.

Метафизика занимается поиском ответов на вопросы, возникающие перед человеческим разумом в ходе эволюции самосознания: что есть причина, где источник начала, как возникают подобные вопросы.

Догматизм, как способ познания

Догматизмом называют вид мышления, оперирующий положениями, которые не подвергаются критике – догмами. Понятие «догма» появилось в античной философии. Догматиками называли всех философов, которые выдвигали какое-либо утверждение и отстаивали его. Критики отрицали догматизм, и любую теорию догматиков оспаривали, используя скептическую аргументацию.

Догматизм, как методика, противопоставляется эмпирическому подходу, и не позволяет основываться на личном опыте, а только на уже существующих убеждениях.

Эклектический метод

Эклектизм – метод построения философской системы, при котором несколько положений, взятых из других философских систем, объединяются в одно. Термин «эклектизм» в переводе с древнегреческого означает «избираю». В употребление его ввел философ Потамон.

Эклектическое направление знаменует собой упадок философской мысли. Его используют, когда общепризнанная идея становится неактуальной и требуется найти новое направление.

Софизм, как метод доказательства

Софизм появился в эпоху античности, как один из приемов подготовки будущих ораторов. Буквально этот термин переводится как «уловка», «хитрость». Аристотель называл софизм мнимым доказательством, вызванным недостатком логического анализа. Софистику используют в дебатах и во время публичных выступлений, для сознательной фальсификации.

Софизм допускает три вида ошибок:

  1. логические;
  2. терминологические;
  3. психологические.

Софизм нельзя назвать классическим методом философии. Это способ развития философского мышления. Задача философа – поиск ошибки в софизме. В современной науке с помощью такого подхода можно находить нестандартные решения сложной задачи.

Герменевтический метод

Под герменевтикой понимают метод, позволяющий толковать, т.е. понимать и интерпретировать различные тексты. Изначально герменевтика применялась для восстановления частично утраченных и искаженных библейских текстов и произведений древних авторов. Автор первой работы по герменевтике – А. Августин, христианский мыслитель.

Процесс понимания текста называют герменевтическим кругом. Для глубинного анализа, текст рассматривают в контексте эпохи, в которой он был создан, и личности его автора. Применение герменевтики в философии позволяет рассмотреть явление со всех позиций и прийти к его глубинному пониманию.

Эмпиризм, как теория познания

Эмпирический метод – направление познания, признающие источником знания личный опыт индивида. Идеалисты рассматривают опыт, как внутренние переживания субъекта, интуитивное достижение поставленной цели. Эмпирическое познание отображает действительность, основываясь на внешних проявлениях процессов. Создание концепции эмпиризма принадлежит .

Существует 2 вида эмпиризма: имманентный и трансцедентный. Первый объясняет состав познания, как комбинацию отдельных представлений и ощущений. Второй – выражен в форме материализма, он рассматривает индивида с точки зрения его взаимодействия с окружающей материальной средой.

Рационалистический подход

Согласно , человеческий разум является основным способом познания. Создатель рационализма и многих других направлений – . Он полагал, что душа состоит из двух частей: иррациональной и рациональной. Главная задача философа – объединить две части души в одну и возвыситься над физическим миром.

В эпоху просвещения рационализм использовали, преимущественно, для изучения математики. Декарт, Спиноза и Лейбниц развивали идею о существовании в мышлении основных принципов, которые подобны геометрическим аксиомам, и позволяют прийти к знанию дедуктивным методом. На основе их подхода развил собственную философию, объединившую основные принципы рационализма и эмпиризма.

На протяжении всей истории существования философии велись споры о том, как, каким путем постигать истину, т.е. решался вопрос о выборе метода познания мира и человека. В результате на разных этапах развития философии сформировались следующие методы:

Диалектика – метод философского исследования, при котором вещи, явления рассматриваются гибко, критически, последовательно с учётом их внутренних противоречий, изменений, развития, причин и следствий, единства и борьбы противоположностей.

Метафизика – метод, противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются обособленно, как сами по себе (а не с точки зрения их взаимосвязанности), статично, (игнорируется факт постоянных изменений, самодвижения, развития) и однозначно (ведётся поиск абсолютной истины, не уделяется внимание противоречиям, не осознаётся их единство).

Догматизм – восприятие окружающего мира через призму догм – раз и навсегда принятых убеждений, недоказуемых, «данных свыше» и носящих абсолютный характер. Данный метод был присущ средневековой теологической философии.

Эклектика – метод, основанный на произвольном соединении разрозненных, не имеющих единого творческого начала фактов, понятий, концепций, в результате которого достигаются поверхностные, но внешне правдоподобные, кажущиеся достоверными выводы. Часто эклектика применялась для обоснования каких-либо взглядов, идей, привлекательных для массового сознания, но не имеющих реальной ни онтологической, ни гносеологической ценности и достоверности (в средние века – в религии, в настоящее время – в рекламе).

Софистика – метод, основанный на выведении из ложных, но искусно и некорректно поданных как истинных посылок (суждений) новой посылки, логически истинной, но ложной по смыслу либо иной, выгодной для принимающего данный метод. Софистика была распространена в Древней Греции, имела целью не получение истины, а победы в споре, доказательства «чего угодно кому угодно» и использовалась как приём ораторского искусства.

Герменевтика – метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов. Широко распространён в западной философии.

Более подробно о методах познания речь пойдет в специальной лекции.

Функции философии

Функции философии – это основные направления применения философии, через которые реализуются её цели, задачи и назначение.

Философия характеризуется системой взаимосвязанных и дополняющих друг друга функций, которые предназначены для реализации всего сформировавшегося духовного потенциала в реальную действительность. Всё многообразие функций философии можно классифицировать по разным основаниям и в разные группы, каждая из которых предназначена для решения того или иного круга философских проблем и задач.

По своему назначению все функции философии можно свести в две большие группы – мировоззренческие функции и методологические функции , которые направлены как на созерцательную, так и на созидательную деятельность.

Мировоззренческие функции проявляются в процессе формирования всеобщего, системного взгляда на весь мир в целом, на его единство и многообразие, на определение места человека и всего человечества в этом бесконечном мире.

Мировоззренческая функция философии заключается в том, что она, вооружая людей знаниями о мире и о человеке, о его месте в мире и возможностях его познания и преобразования, оказывает влияние на формирование жизненных установок, на осознание социальными субъектами целей и смысла жизни.

Часто, когда речь идёт о мировоззрении, на первый план выдвигается его характеристика как обобщённой системы идей и взглядов на мир, человека, на его место в мире и т.д.

Среди мировоззренческой функции следует отметить такие ее подфункции, как гуманистическая, информационно-отражательная, идеологическая, социально-нравственная, воспитательная, художественно-эстетическая и др.

1. гуманистическая подфункция – одна из вечно живых в философии, но и она то возрастала, то убывала по своему значению, реализуя в разных направлениях жизнедеятельности исторически актуализирующуюся проблематику человечности и социальной гармонии.

2. информационно-отражательная подфункция предназначена для организации всеобщего субстанционального основания, в котором можно было бы выразить простым и ясным способом всю бесконечную сложность и многообразие мира. Одним из способов для этого служит особый мир символов, использование сигналов, знаков, моделей и пр.

3. идеологическая подфункция выражается в том, что она помогает всему обществу, а также социальным группам вырабатывать и использовать руководящие идеи и принципы, направленные на развитие политических, правовых, социально-экономических процессов в таком направлении, которое ведёт к достижению поставленных целей, к решению проблем.

4. социально-нравственная подфункция состоит в том, что утверждает в общественной жизни сознательно-нормативное отношение человека к себе и к другим людям.

5. художественно-эстетическая подфункция утверждает в сознании образы и понятия, связанные с формированием гармоничного единства и красоты.

6. аксиологическая (ценностная) подфункция (в переводе с греческого axios – ценный) заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей – морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др. Цель аксиологической функции – быть»ситом», через которое пропускать всё нужное, ценное и полезное и отбрасывать тормозящее и отжившее. Аксиологическая функция особенно усиливается в переломные периоды истории (начало Средних веков – поиск новых (теологических) ценностей после крушения Рима; эпоха Возрождения; Реформация; кризис капитализма конца XIX – XX вв. и др.).

7. практическая подфункция – связана с выработкой смысла, целей, правил, принципов и механизмов практической жизни человека.

8. социальная подфункция – объясняет общество, причины его возникновения, эволюцию, современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрывает противоречия, указывает пути их устранения или смягчения, совершенствования общества.

9. культурно -транслирующая функция – связана с обобщением и передачей от поколения к поколению важнейших достижений духовной культуры человечества.

10. воспитательно-гуманитарная функция философии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни.

Методологические функции проявляются в организации наиболее общих способов и методов человеческой деятельности. Сам по себе метод – это особая форма знания о способах организации средств деятельности по целенаправленному преобразованию вещей и объектов окружающего мира. Метод всегда проявляется тогда, когда надо организовать деятельность, чтобы достигнуть поставленные цели. Поэтому человеческая деятельность всегда опирается на какой-то метод.

Выделение методологической функции как исходной обусловлено тем, что философия занимает особое место в процессе осознания бытия в структуре общественного сознания.

Под методологией следует понимать систему исходных, основополагающих принципов, определяющих способ подхода к анализу и оценке явлений, характер отношения к ним, характер и направленность познавательной и практической деятельности. Эти принципы заключаю в себе выраженные в общей форме представления о сущности мира и человека, о предельных основаниях их бытия, об отношении человека к миру и к себе.

Какие же методологические основания философия открывает для деятельности человека. В широком плане методологическая функция философии продолжает и дополняет её мировоззренческую функцию, ибо взгляды человека на средства своей деятельности тоже имеют мировоззренческое значение. В свою очередь, и мировоззрение составляет неотъемлемую часть любой методологии.

Прежде всего здесь следует отметить, что в философии широко используются все наиболее общие методы познания, но особую роль играют так называемые всеобщие методы, применяемые только в философии. Сюда относятся диалектический метод (о законах движения и развития), метафизический метод (о вечных свойствах бытия), релятивистский метод (об изменчивых свойствах мира) и др. Каждому такому методу присуща своя методологическая специфика функционирования. Среди методологических функций следует отметить такие, как логическую, гносеологическую, эвристическую, селективную, интеграционную и др.

1. логическая подфункция состоит в использовании философских категорий, идей и принципов, в качестве методов, организующих процесс мышления в предустановленном целью направлении.

2. эвристическая подфункция организует поиск новых реальностей и содействует открытиям новых знаний о них в разных сферах бытия.

3. селективная подфункция связана с решением философских проблем выбора и сознательного отбора необходимых признаков, свойств, вещей и отношении в процессе деятельности.

4. интеграционная подфункция направлена на совмещение разных методов деятельности, на подчинение их одной проблемно обусловленной цели, на формирование единого и согласованного результата в многогранной деятельности. По данному поводу следует отметить, что классическая философия исходила из непосредственного соответствия между предметом и методом. Классическое требование гласит, что данный предмет должен познаваться только соответствующим ему методом, который для других предметов применяться не может. Постклассическая же философия разработала методологический механизм, в котором один предмет может разносторонне познаваться несколькими методами, а несколько разных предметов могут познаваться одним универсальным методом.

5. прогностическая подфункция – заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человек, природы и общества.

6. критическая подфункция , роль которой – подвергать сомнению окружающий мир и существующее знание, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции – расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости, его модернизация, увеличение достоверности знания.

Философия выполняет ряд познавательных функций , родственных функциям науки . Непосредственной целью науки является описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет её изучения, на основе открываемых ею законов. Философия всегда в той или иной степени выполняла по отношению к науке функции методологии познания и мировоззренческой интерпретации её результатов.

Философия объединяет с наукой также и стремление к теоретической форме построения знания, к логической доказательности своих выводов.

Подводя итог сказанному, следует отметить, что все функции философии раскрывают богатство и многообразие её возможностей в познании мира.

Контрольные вопросы

1. Как вы ответите на вопрос «Что такое философия?».

2. Как соотносятся между собой философия и мировоззрение?

3. Всякое ли мировоззрение является философией?

4. Назовите уровни отражения действительности.

5. Что является предметом философии?

6. С постановки каких вопросов начинается философия?

7. Объясните, в чём заключается философский метод.

8. Назовите функции философии и объясните, как они связаны.

9. В чём состоит методологическая функция философии?

10. Как соотносятся между собой философия и наука?

11. Каково соотношение знания и веры?

При решении своих проблем философия всегда использует определенные методы и средства. Однако осознание их специфики и назначения произошло довольно поздно. С особой остротой проблема метода встала в философии лишь с XVII в. в связи с необходимостью осмысления метода философствования и попыткой вооружить формирующуюся науку новыми познавательными средствами.

В самом общем виде метод может быть определен как система регулятивных принципов и правил преобразующей деятельности, выработанных субъектом на основе закономерностей изучаемого объекта. В отечественной философской литературе различие между методом философии и методом науки определяется прежде всего характером законов, на которых они основаны. Философский метод, с этой точки зрения, возникает как обобщение всех других методов. Он не равен ни одному из них, включая в себя их богатство подобно тому, как всеобщее впитывает особенное и единичное. Не будучи суммой специальных методов, философский метод самостоятельно возникает с учетом их результатов.

В отечественной философии проблема философского метода разрабатывалась в основном в плане исследования противопоставления диалектики метафизике. Диалектика рассматривалась как способ мышления, наиболее адекватный современной науке и общественному развитию.

Под диалектикой понимают метод, основными принципами которого являются 1) принцип всеобщей связи и 2)принцип развития.

Под метафизикой понимают метод, согласно которому 1) связи между явлениями и вещами признаются локальными, либо вообще отрицаются 2) утверждается неизменность предметов и явлений окружающего мира.

Характеризуя метафизический способ мышления, важно отметить, что он представляет собой особую историческую ступень в развитии логической культуры мышления, определенную содержательную логику, соответствующую преимущественно аналитической стадии развития науки. Свое теоретическое выражение метафизический метод мышления нашел в различных философских концепциях XVII – XVIII вв. Метафизическое мышление является правомерным и даже необходимым в известных областях, на его основе были достигнуты в науке определенные успехи. Вместе с тем, достигнув предела, границ своего применения, он становится односторонним, ограниченным.



Диалектика никогда не была единственным общепринятым методом. Наряду с нею в истории мировой философии существовали иные философские методы познания. К их числу, наряду с метафизикой, относятся софистика, эклектика, герменевтика и другие.

В современной западной философии активно используется герменевтика, являющаяся методом прочтения и истолкования смысла текста . Зародившись как способ философствования в средневековье, герменевтика была взята на вооружение современными позитивистами, которые сосредоточили свое внимание на проблемах лингвистического, логического и семантического анализа. Правда, в определенной мере этот метод использовался и в отечественной философии при изучении и истолковании текстов классиков марксизма-ленинизма. Герменевтический метод нацелен на раскрытие различных текстов, их внутреннего смысла. Через текст выявляются цели, замысел автора, его внутренний духовный мир, чувства, отношение к окружающему миру, мир его жизни, культурный и исторический фон его деятельности и т.д.

Эклектика (от греч. – выбираю) – соединение различных, иногда противоположных философских взглядов, теоретических посылок, ценностных суждений и т. п.

Сегодня можно говорить о наличии тенденции по-новому оценить эклектику как методологический прием. Она начинает рассматриваться как положительный научный феномен, обладающий своей спецификой. Потребность в этом методологическом средстве возникает в определенных условиях, и оно используется на начальном этапе познания.

К эклектике прибегали порой как к особому способу движения мысли, когда для других методов еще не появилось поле деятельности. Эклектика господствовала в александрийский и позднеримский периоды развития философии. В качестве особого метода она активно использовалась Цицероном. Эклектика механически соединяет все стороны изучаемого предмета, не умея еще выделить существенные связи и отношения. Эклектик рассуждает по принципу: «с одной стороны», «с другой стороны», «с третьей стороны» и т.д. Не проникая в сущность действительности и не раскрывая ее законы, этот метод заменяет познание законов эклектическим описанием явлений и фактов.

Если раньше вкладывали в этот термин преимущественно отрицательное значение, то теперь в эклектике усматривают первую грандиозную попытку создания своеобразной философии. К ее заслугам относят старательное собирание на ниве истории культуры россыпи зерен истины, первый этап объединения положений.

Собирая и сохраняя различное, эклектика тем самым создавала возможность разработать единый теоретический фундамент. Она сыграла положительную роль в сохранении оригинальных текстов различных философов древности, подлинники которых были уничтожены по разным мотивам. Так, тексты древнегреческих философов Секста Эмпирика и Диогена Лаэртского представляют собой богатство исторических сведений о древнегреческой философии.

Важным методом философского исследования является софистика . Софистика - совокупность многообразных видов аргументации, основанных на субъективистском использовании правил логического вывода ради сохранения и утверждения наличных положений и теорий. Софизмы, как отмечал Гегель, при ближайшем рассмотрении оказываются первичной формой теоретического освоения противоречий, представая обычно в виде апорий (неразрешимых противоречий) и парадоксов. Будучи разновидностью метафизического мышления, софистика коренится в абсолютизации относительности познания.

Представления о философском методе, получившие распространение в отечественной литературе, сформулированы на основе гегелевско-марксисткой традиции. Определенная их недостаточность или даже устарелость для решения современных философских проблем вовсе не означает, что они должны быть механически отброшены. Между тем такие попытки предпринимались как в прошлом, так и в настоящее время.

Философский метод не может привести к успеху в научном исследовании, если при решении частных задач он применяется в отрыве от общенаучных и специально-научных методов. Он не является некоей универсальной отмычкой, которая позволяет сама по себе делать открытия в частных науках. Философский метод, как и любой метод науки, имеет свои теоретико-познавательные и логические возможности, за пределами которых его эффективность снижается.

В современной западной философии существуют две крайние точки зрения на метод философии. С одной стороны, специфику философии объясняют использованием чисто философских методов мышления, а с другой - некоторые философы (К. Поппер) полагают, что философия не может пользоваться никакими другими методами исследования, кроме логики и частных наук. Метод познания в марксистской философии понимается двояко: наряду со специфически философским методом в познавательном процессе используются и методы других наук, включая общенаучные методы. Отсюда своеобразие осмысления философских проблем состоит в том, что при их решении, наряду с применением собственно философского метода, используются и другие методы.

Философия не является дисциплиной, которую можно было бы развивать, не думая о ее прошлом, о праве на существование и будущем. Много сложных проблем возникает, когда мы пытаемся рассмотреть перспективы философии. Некоторые считают, что философия уже завершила свой путь развития и находится в процессе вырождения. Такое представление в значительной мере связано с состоянием общества, у которого не видят будущего. Постоянно возрождаясь на новых витках истории в невиданных ранее формах и обличиях, философия связывает свое собственное будущее с будущим всего общества или отдельных социальных групп. Определяясь, в конечном счете, духовными потребностями своего времени, философия выполняет определенный социальный заказ в раскрытии смысла и целей человеческой жизни, в выработке новых ценностей и целей общества. Социальная ответственность философии за будущее человечества особенно возрастает в переходные периоды.

Исполняя свою уникальную культурную миссию, философия может способствовать поиску выхода из кризисной ситуации с помощью выработки новых ценностей и размышления над различными альтернативами развития человечества. Это становится возможным, поскольку она является единственной формой деятельности, призванной нащупать путь движения всеобщего на основе осмысления всей культуры. Именно выявление перспектив и создание моделей будущего отвечает сущностному и функциональному назначению философии. Вырабатываемые многообразные варианты философского видения мира помогают человеку лучше понимать свое предназначение в мире и адекватно, в соответствии со своей социальной сущностью, адаптироваться в нем.

Более полное и конкретное раскрытие предмета, специфики философии и ее роли в обществе становится возможным благодаря обращению к ее функциям. Раскрытие функций философии является, по существу, более конкретным ответом на вопрос о ее предназначении и будущности.

Исходя из специфики философии и в соответствии с двумя разными, относительно самостоятельными ее сторонами - теоретической и методологической - выделяют две главные функции философии: мировоззренческую и общеметодологическую.

Философия не дает ни политических рецептов, ни экономических рекомендаций. И, тем не менее, она оказывает сильнейшее воздействие на общественную жизнь. Ее воздействие проявляется в обосновании жизненной позиции человека, различных социальных групп и общества в целом, их социальной и мировоззренческой ориентации. Поэтому важнейшей функцией философии в системе культуры оказывается мировоззренческая. Отвечая на вопросы «Что такое мир?», «Что такое человек?», «Каков смысл человеческой жизни?» и многие другие, философия выступает как теоретическая основа мировоззрения.

Выяснение методологического значения философии является весьма важным для раскрытия ее специфики как определенной системы знания. В зависимости от методов той или иной философии и способов их использования осуществляется реализация ее методологической функции. Правда, имеются философские направления, в частности - «критический реализм» (К. Поппер), которые отрицают саму возможность существования философского метода исследования. Тем не менее, многие философские школы, в современной западной философии, выполняя свою методологическую функцию, разрабатывают свое понимание философских методов познания, достижения истины.

Наиболее интенсивно разработка методологической функции философии осуществлялась в тех философских направлениях, которые были ориентированы на науку и, в частности, в марксистской философии. Вместе с тем, здесь методологическая функция понимается шире, нежели ориентация только на науку, поскольку философия ориентируется на всю культуру.

Методологическая функция философии реализуется путем разработки на основе всеобщих форм бытия соответствующих принципов, требований к субъекту, ориентирующих его в познавательной и практической деятельности. Методологическая функция философии определяется ее философско-теоретическим содержанием. Взятая в методологическом отношении, философия выступает как система регулятивных принципов и методов.

Наряду с двумя базовыми или исходными функциями довольно часто выделяют также следующие функции: онтологическую, гносеологическую, гуманистическую, аксиологическую, культурно-воспитательную, отражательно-информационную, логическую, эвристическую, координирующую, интегрирующую, прогностическую и т.д. Исчерпывающий анализ функций вряд ли возможен и он не может ограничиться даже теми двумя десятками функций, которые выделяются некоторыми исследователями. Такое их многообразие обусловлено тем, что связи философии с жизнью весьма сложны и многообразны, а по мере развития самой философии их число значительно возрастает, увеличивая тем самым и ее функции.

Основные методы философского познания

Слово «метод» переводится с греческого языка как «путь», «способ». Под методом науки понимают средства, способы исследования.

Рефлексивный метод – метод самоанализа. В процессе рефлекторной деятельности мышления анализируется не объективная реальность как таковая, а то, как она отображается, какой вид принимает в собственном внутреннем мире субъекта, какие порождает противоречия и состояния в его сознании. Рефлексию отличает от обычного самоанализа то, что ее субъекты рассматривают себя и свои духовно-практические связи с действительностью в контексте всеобщих категорий мироосмысления – бытие и небытие, время и вечность, жизнь и смерть, добро и зло, должное и сущее…Рефлексия позволяет личности преодолевать непосредственные оценочные реакции и погружаться в сплетение сложнейших зависимостей, опосредованных многими практическими и духовными факторами. Чем развитее индивидуальное философское сознание, тем больше оно обнаруживает разнообразных смысловых, ценностных и нормативных звеньев в своих связях с миром. В результате его активных усилий непосредственные противоречия обретают знаково-символические формы образов, идей и концептов. И хотя эти вторичные культурные формы абстрактнее и беднее стоящего за ними жизненного содержания, они являются эффективными средствами по духовному освоению проблемных ареалов развивающегося культурного космоса. Значимость рефлексивных усилий возрастает в переходные эпохи смены социальных систем и переоценки ценностей.

Диалектический метод – метод философского исследования, прикотором вещи, явления рассматриваются гибко, критически, последовательно, с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития, причин и следствий, единства и борьбы противоположностей.

Слово «диалектика» – в Древней Греции означало искусство вести беседу, аргументировать свою точку зрения. Это учение о противоречивости всего существующего и о возможности разрешения противоречий в жизни и в мысли.

Зенон Элейский: диалектика – методическое опровержение доводов оппонента методом «от противного». Софисты: диалектика – опровержение доводов противника как самоцель. Сократ: диалектика – искусство диалога, направленное на достижение истины путем столкновения различных мнений. По Сократу, диалектика как метод состоит из иронии и майевтики. Ирония состоит в том, что обмен мнениями сначала дает негативный результат: «Я знаю, что я ничего не знаю». Но постепенно через перебор мнений рождаются новые мысли. Майевтика – прием, способствующий рождению мысли, понятия (искусство правильно задавать вопросы, подводить оппонента к истине, но не навязывать ему свою точку зрения).

Платон: диалектика – процесс разделения понятий на виды и связывание их в более общие понятия – роды.

Гегель расширил понятие диалектики, вывел ее за рамки движения человеческой мысли. Гегель видел мир в развитии. Развитие происходит через взаимодействие противоположностей. Марксизм создал учение о материалистической диалектике. Носитель диалектики – материя.

В современных условиях практически отсутствует понимание ее как учения о развитии. Доминирует представление о диалектике как форме осмысления полярностей, противоположностей, пронизывающих нашу жизнь, познание, историю.

Феноменологический метод – один из самых утонченных инструментов философских исследований. Он создан Э. Гуссерлем (1859-1938) и получил развитие в работах М. Хайдеггера, М. Шелера, Ж.-П. Сартра и у таких русских мыслителей, как Л. Карсавин, С. Франк, И. Ильин, Г. Шпет и др.

Гуссерль стремился выйти к безусловным, самоочевидным первоначалам всякого знания, к его чистым структурам. Феноменологический метод помогает перейти от дуализма физической и метафизической реальностей к монистическому взгляду на бытие.

Человеческое сознание имеет две ипостаси – опытную (эмпирическое «эго») и до-опытную (трансцендентальное «эго»). Эмпирическое «эго» восприимчиво к отдельным фактам, погружено в мир явлений, частностей.

Трансцендентальное «эго» пребывает вне времени. Его содержание – предсознание (чистые эйдосы), в которых сосредоточено то необходимое и всеобщее, что имеется во всех конкретных вещах и фактах. Через интуицию человек приникает в смыслы эйдосов.

Феноменология разработала сложную систему способов погружения в содержание индивидуального «Я» («Эго») и поиска в нем безусловных форм, которые предшествуют человеческим представлениям о должном и нравственности.

Феноменология перемещает доминанту нормативности из внешнего, трансцендентного мира во внутренний, трансцендентальный. В результате человек предстает не как марионетка высших сил, а как самозаконодательствующий субъект, несущий в самом себе необходимые предпосылки для цивилизованного существования.

Герменевтический метод – совокупность познавательных средств, которыми оперирует герменевтика, получившая свое название от древнегреческого бога Гермеса, истолковывающего людям глубинные смыслы поведения богов. Герменевтика исследует практику постижения и истолкования разнообразных смыслов, содержащихся в письменной и устной речи, в знаках и символах, в суждениях о должном и сущем. Ее основателем считается немецкий мыслитель Ф. Шлейермахер (1768-1834), видевший в герменевтике универсальный метод всех гуманитарных дисциплин. В данном методе главным является вопрос о том, как возможно понимание смыслов сущего и должного и каковы пределы свободы в толковании, интерпретации текстов и устной речи.