Буддийская ступа. Большая ступа в санчи Древние каменные ступы

ПРОИСХОЖДЕНИЕ И НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП СТРОИТЕЛЬСТВА

Буддийские ступы являются первыми культовыми памятниками буддизма. Ограды ступ, ворота, а, впоследствии, и основания украшались рельефами на буддийские сюжеты. Изучение истории возникновения и развития ступ в Древней Индии дает картину становления буддийской архитектуры и скульптуры 1.

Понятие ступа многозначно, среди его исторических значений – куча земли или кирпича, пучок волос, колонна, верхняя часть головы, ствол дерева, вершина дерева, корона, вершина, апекс, хохолок, гребень. В целом значение корня ступ – воздвигать, нагромождать, насыпать 2. .Установлена связь термина ступа с кучами зерна, возводимыми вокруг шеста, и обкладываемыми сверху глиной и навозом для длительного хранения 3 . Слово чайтья более широкое по смыслу, оно обозначает любой священный объект. Если понятие чайтья употребляется равнозначно слову ступа, то первое подчеркивает религиозный аспект, священный характер памятника, а второе – архитектурный аспект. Этимология слова выводится от слова citi, означающего ведийский огненный алтарь, причем не обязательно связанный с обрядом погребения 4.

Вопрос об историческом прототипе буддийской ступы не решен однозначно. Происхождение ступы чаще всего связывают с добуддийскими погребальными холмами шмашана 5 В строительной практике индоариев они были четырехгранными и возводились непосредственно на земле, а в архитектуре асуров – не ариев, – круглыми в плане и поднятыми на каменные основания. Термин шмашана сохранился в индуистской культуре по отношению к захоронениям, но в буддийской терминологии он отсутствует 6 . Тот факт, что ступа никогда так не обозначается, заставляет предположить, что буддийское сооружение выполняет иные функции, чем шмашаны.

Первоначально в научной литературе ступа трактовалась как погребальное сооружение 7 . Дальнейшие исследования привели к отказу от этой точки зрения 8 . Было выявлено, что не все ступы являются реликвариями, в которых хранятся телесные останки. К тому же, в ступу обычно вкладывается лишь частичка священных останков, что вряд ли возможно рассматривать как захоронение. В ступе могут храниться священные предметы или тексты. Реликвии вообще могут отсутствовать в ступе, она может лишь отмечать памятное место, возводиться в память о событиях священной буддийской истории, или просто по обету. Кроме того, монолитные ступы пещерных храмов не могли содержать в себе вложения.

В литературе выделяют четыре вида ступ: sariraca – содержащие телесные останки, paribhojika – содержащие предметы, которыми пользовался Будда, кто-либо из его учеников или последующих учителей, uddesika - отмечающие памятные места или события, и вотивные ступы, возводимые по обету, часто вокруг больших ступ 9 . Первые два типа ступ называются также dhatu, или dhatugarbha, что со временем превратилось в dagoba.

Строго разграничить виды ступ невозможно. Реликварная ступа может одновременно быть мемориальной, а если та или другая возведены по обету,тоих можно назвать и вотивными. То, что обычно называют видами ступ, скорее следует назвать функциями: ступа может служить реликварием, мемориалом, вотивом, объектом почитания и, одновременно, символом буддизма.

В буддийских текстах упоминаются ступы, построенные при жизни Будды. Это четыре реликварные ступы: две построенные купцами Бхаликой и Тапуссой над обрезками ногтей и волосами Будды, одна такая же ступа, возведенная Анатхапиндакой, и ступа построенная им же над останками Шарипутры. Также называются три мемориальные ступы, отмечавшие путь Сиддхартхи после его ухода из дворца 10 . Анализ текстов показывает, что сведения содержащиеся в них, не могут быть приняты как абсолютно достоверные.

Более надежными являются сообщения о возведении ступ после паринирваны Будды. С них и следует вести историю буддийского культового строительства. Основная информация о них содержится в Махапаринирвана сутре, из которой мы узнаем как следует чтить останки Просветленного, кто заслуживает строительства ступы, и какова цель этого строительства 11 . В сутре упоминаются восемь sariraca– и две paribhojika ступы, возведенные после кремации тела Будды. Археологами были предприняты попытки их выявления, в результате чего предположительно были отождествлены шесть из них. В Кушинагаре была раскопана ступа более позднего времени, построенная, очевидно, на месте паринирваны Будды 12.

Кроме понятия Восемь Великих ступ, существует понятие Восемь ступ Татхагаты. Первое включает в себя реликварные ступы sariraca, построенные после махапаринирваны Будды, второе – мемориальные ступы uddesika. Понятие Восемь ступ Татхагаты сформировалось на основе традиции посещать восемь мест, связанных с событиями жизни Будды. Четыре из них были названы самим Буддой в последней беседе с Анандой – это местности, где Совершенный родился, достиг просветления, прочитал первую проповедь, ушел в паринирвану. Традиция отождествляет их с Капилавасту и Лумбини, Бодх-Гаей, Сарнатхом, Кушинагарой. Впоследствии к ним добавились еще четыре – это Раджагриха, Шравасти, Вайсали, Санкасья, связанные с различными событиями жизни Будды.

Существуют различные списки Восьми ступ Татхагаты. П.Дорже приводит перечни этих ступ согласно тибетским и китайским источникам 13. Они полностью не совпадают ни по названию, ни по местности расположения. Это можно видеть на примере любых из этих списков, сравним два из них.

Согласно Kamsadesavyakarana:

Название ступы Местонахождение
1 Рождение Парк Лумбини в Капилавасту
2 Просветление На берегах реки Нараньджаны около Ваджрасаны в городе Раджагрихе государства Магадхи
3 Победа над восемнадцатью полчищами злых сил Раджагриха в государстве Магадха
4 ………………………………. На месте, где Брахма просил Будду повернуть Колесо Учения
5 Поворот Колеса Учения Мригдава в городе Каши
6 Великое чудо Шравасти в государстве Косала
7 Нисхождение с небес Самкасья
8 Нирвана Кушинагара в стране маллов

Согласно Нагарджуне:

Название ступы Местонахождение
1 Сугата Лумбини в Капилавасту
2 Просветление На берегах реки Наранджаны в Магадхе
3 Божественная мудрость Варанаси в царстве Каши
4 Победа над Тиртхиками Джетавана в Шравасти
5 Нисхождение с небес Трайастримса Санкасья
6 Майтрея Венувана в Раджагрихе
7 Благословение Вайсали
8 Нирвана Кушинагара

В перечнях одинаково обозначены лишь три ступы: Просветление, Нисхождение с небес и Нирвана , совпадает и место их расположения. Первая ступа имеет разные названия, но они подразумевают одно и то же событие – рождение Бодхисаттвы; место нахождения совпадает. Третья ступа в списке Нагарджуны, называемая Божественная мудрость, судя по названию и месту расположения, подразумевает Первую проповедь Будды. Это событие в списке Kamsadesavyakarana отмечено пятой ступой; ей предшествуют еще две, посвященные событиям, не упоминаемым Нагарджуной: победе над полчищами Мары и просьбе Брахмы о повороте Колеса Учения. Ступа Великого чуда в Шравасти из списка Kamsadesavyakarana не упоминается в списке Нагарджуны; зато в нем есть ступа в Шравасти, имеющая другое название – Победа над Тиртхиками. Два события связаны между собой: чудо воды и огня было продемонстрировано Буддой по просьбе царя Прасенаджита в знак победы над учителями иных религиозных школ. Однако, разные названия свидетельствуют о том, что акценты были расставлены по-разному: в одном случае было выделено чудо, в другом – победа над идейными противниками. Две ступы из списка Нагарджуны отсутствуют в Kamsadesavyakarana: это ступа Майтреи и ступа Благословения; очевидно, во втором случае имеется ввиду прощальный взгляд, который бросил Будда в последний раз на город Вайсали, зная уже о своем предстоящем Великом Уходе 14.

Не совпадают и другие списки Восьми ступ Татхагаты, из чего можно сделать вывод, что они в значительной степени основываются на устной традиции, и связаны с обычаем совершения паломничеств к памятным местам. Об этом свидетельствуют данные археологических раскопок. Они проводились в местах паломничеств буддистов, и основывались в значительной степени на сведениях, содержащихся в описаниях китайских путешественников V и VII вв. Фа-сяня 15 и Сюань-цзана 16.

Будда родился в роще Лумбини недалеко от города Капилавасту - столицы рода шакьев. Город был разрушен царем Косалы Видудабхой. Известно, что отец Видудабхи Прасенаджит претендовал на происхождение от овеянного ведической славой царя Икшваку, но его современники и сограждане не признавали за ним такого происхождения. Когда он потребовал в жены девушку из племени шакьев, его сочли недостойным такого брака и прислали ему дочь шакьи от рабыни. От этого брака родился Видудабха. Обман позже выяснился. Видудабха под предлогом мести за оскорбление, нанесенное его предкам, пошел войной на шакьев, на самом деле желая полностью подчинить себе их земли 17. Произошло это за два года до паринирваны Будды. Рассказывается, что направляясь с войском в Капилавасту, Видудабха по пути встретил Будду и хотел повернуть назад, но распростившись с Совершенным, продолжил свой путь.

Капилавасту не был восстановлен. В Лумбини – в настоящее время Румминдеи, сохранилась колонна, установленная императором Ашокой в честь рождения царевича Сиддхартхи. Сюань-цзан видел ее разбитой посередине и вверху, на нижней части сохранился эдикт; капитель с головой коня лежала на земле. Ашокой также была построена ступа на том месте, где два нага омывали новорожденного Сиддхартху теплой и холодной водой 18 . Фа-сян и Сюань-цзан рассказывают о множестве ступ в окрестностях города, которые отмечали каждое событие жизни Сиддхартхи: место встречи мудреца Аситы с новорожденным, места Четырех встреч – со стариком, больным, похоронной процессией и отшельником; места, где юный принц укротил слона и перекинул его через стену; где покинул родной город; где царь Шуддходана приветствовал Будду по его возвращении в Капилавасту, где погибло множество воинов шакьев в сражении с царем Косалы Видудабхой. В нескольких милях к юго-востоку от города Ашока построил две ступы: на месте, где принц Сиддхартха распрощался со своим колесничим Чандакой, и где он обрезал волосы, отрекаясь от мирской жизни. Сюань-цзан отметил также ступы предшествующих будд – Кракучханды и Канакамуни.

В настоящее время в окрестностях Лумбини сохранились основания монастырей и святилищ. Два места претендуют на отождествление с древним Капилавасту: Тилауракот в Непале и Пипрахва в Индии. В Тилауракоте были раскопаны останки двух ступ, в которых были найдены печати, указывающие на то, что во времена Гуптов они почитались как ступы Шуддходаны и Майи 19 . В Пипрахве чуть более 15 миль к югу от Тилауракота, раскопки выявили дагобу, которая могла быть одной из первых реликварных ступ. В 1970-е годы было обнаружено, что ступа имеет нижний слой, в котором хранилась шкатулка из мыльного камня в форме ступы, содержавшая кости. Диаметр этой ступы около 34,2 м 20.

Бодх-Гая знаменит тем, что здесь отшельник Гаутама достиг Просветления, стал Буддой. Вокруг Древа Бодхи, под которым созерцал Гаутама, Ашока построил чайтья-врикшу – святилище, окружавшее ствол дерева, но открытое сверху. Оно изображено на рельефе ступы Бхархута. В период Шунгов Дерево было обнесено каменной оградой, состоящей из столбов с тремя горизонтальными брусьями и балкой перекрытия. На ограде всюду расположены медальоны, иногда с головками людей в центре. У древа Бодхи лежит каменная плита времени царя Ашоки. На ней вырезана надпись, возвещающая, что на этом месте Сиддхартха Гаутама достиг просветления и стал Буддой 21 . К востоку от Древа Ашока построил маленькую чайтью. На этом месте теперь стоит храм Махабодхи – Великое Просветление. Его строительство археологи датируют V-VII вв., часть ограды вокруг него относится ко II в. до н.э., на ней до сих пор видны дарственные надписи 22 . Вокруг храма возведено множество ступ, все они относятся к традиции ваджраяны 23.

В Сарнатхе Будда прочитал свою первую проповедь,в которой он раскрыл Четыре благородные истины и Двенадцатичленную цепь взаимозависимого происхождения, составляющие основу Учения буддизма. По описанию Сюань-цзана в VII в. в Сарнатхе было тридцать действующих монастырей, три большие ступы, несколько сотен святилищ и меньших ступ. Город процветал до конца XII в. и лишь в XIX столетии, после веков запустения, Сарнатх вновь стал буддийским центром, когда археологи обнаружили статуи Будды в помещении, спрятанном глубоко в руинах одного монастыря 24.

Две ступы претендуют на то, что они построены на месте проповеди Будды – это Дхармараджика и Дхамвкх. Дхармараджика (санскрит: “царь дхармы”), приписываемая Ашоке, не сохранилась, от нее осталось только основание. Очевидно, она была обнесена оградой. Предпринимаются попытки датировать ее более ранним временем. В 1794 г. ступа была разобрана, и строительные материалы использовались при строительстве рынка Джагатганж. Внутри ступы была обнаружена каменная шкатулка, содержавшая реликвии, перламутр, рубины, серебряные и золотые серьги. Шкатулка, затерявшаяся вновь в руинах, была потом найдена, но мраморная коробочка и ее содержимое, видимо, были потеряны. От ступы Дхармараджика сейчас осталось только основание 25.

На месте проповеди до сих пор сохранилась нижняя часть колонны Ашоки, которая была выполнена из чунарского песчаника и достигала высоты 15 метров. На ней высечены три надписи, датируемые соответственно временем Ашоки, Канишки и Гуптов. Капитель находится в музее Сарнатха. По словам Сюань-цзана, колонна была отполирована и сияла как нефрит, на ней были различные надписи, содержавшие предсказания 26.

В настоящее время единственным неповрежденным памятником в окрестностях Сарнатха является ступа Дхамекх (от санскрит, “дхарма”, пали: “дхамма”) Это солидная круглая башня, она поднимается на высоту 38,4 м. Ее основание 27,9 м в диаметре уходит в землю на 3 метра. В течение многих лет основание ступы было покрыто травой и окружено кучей гальки, глубиной 5,4 м. Когда эта галька была убрана археологами, открылось восьмиугольное основание ступы, облицованное резным камнем. Ниши с каждой из восьми сторон когда-то обрамляли статуи высотой в рост живого человека. Хотя многое из каменной облицовки исчезло, некоторые подлинные образцы сохранились, и Дхамекх по-прежнему возвышается над местом первой проповеди Будды. Археологи обычно датируют эту ступу VI веком н.э. Согласно Сюань-цзану, примерно в пол-мили к юго-западу от основных вихар находилась великолепная ступа, расположенная на месте, где Будда встретил своих бывших пятерых спутников по аскетической практике. Путешественник отмечал, что основание широкое и сооружение высокое, украшено резьбой и драгоценностями. Археологи отнесли это описание к холму Чаукханди в Сарнатхе, увенчанному восьмиугольной башней 27.

Согласно Махапаринирваии сутре. Будда завещал кремировать его тело маллам Кушинары. Когда реликвии были собраны и поделены, маллы воздвигли ступу на месте ухода Благословенного. По всей вероятности, та дагоба разрушилась; Ашока воздвиг множество ступ и колонн в местности, где протекали последние часы жизни Учителя. Фа-сян видел памятники в великолепном состоянии, но Сюань-цзан уже застал их разрушенными, тем не менее он определил высоту главной ступы в 60 м. Кушинагара была подвергнута забвению вплоть до XIX в., когда в 1861 г. А.Каннингхэм раскопал большой кирпичный холм и обнаружил ступу, вихару и статую Будды в нирване длиной более 5,4 м. Китайские путешественники описали также парибходжика-ступу, построенную мориями над углями погребального костра. Это место отождествлено археологами с холмом Рамабхар Тила 28.

Таковы Четыре места паломничества, названные самим Буддой, они связаны с Четырьмя основными событиями его жизни – рождением, просветлением, проповедью и паринирваной. В них было построено множество памятных ступ, которые одновременно являлись и реликварными. В Капилавасту ступы отмечали подробнейшим образом события, связанные с юностью Сиддхартхи, с его уходом из родного города. Одна из них была шарирака-ступой, построенной над долей останков Будды, полученных шакьями. В Бодх-Гае упоминается гораздо меньшее количество ступ, здесь речь идет о чайтье-врикше вокруг Древа Бодхи и маленькой ступе рядом с ним, на месте которой позднее был возведен храм Махабодхи. В Сарнатхе было множество ступ, из них две претендуют на то, что построены на месте проповеди Будды. В Кушинагаре было множество ступ. Дагоба, построенная маллами над их долей останков Будды, не сохранилась. Здесь обнаружена ступа более позднего времени, построенная на месте паринирваны.

В число памятных мест буддийская традиция включила еще четыре города: Раджагриху и Шравасти – столицы государств Магадха и Косала, где в основном протекала деятельность Будды; Санкасью – местность, куда спустился Будда после проповеди на небесах Трайастримса; Вайсали – центр конфедерации свободных народов личчхавов, маллов и видехов, сохранявших традиции военной демократии и объединившихся с целью защиты от соседних могущественных государств. В этих местах в различное время было построено множество ступ.

Раджагриха в буддийской истории известна тем, что здесь Будда прочитал многие проповеди, здесь Девадатта покушался на жизнь Будды, пытался расколоть сангху и увести часть монахов из общины, здесь после паринирваны проходил Первый буддийский собор, на котором были зафиксированы тексты Сутр и Винаи. В Раджагрихе царь Аджаташатру построил ступу над своей долей реликвий Будды и через сорок лет – над долей реликвий Ананды. Ашокой была построена ступа в память об укрощении взбесившегося слона, посланного Девадаттой. После Аджаташатру столица Магадхи была перенесена в город Паталипутру (современную Патну), расцвет которого был предсказан Буддой в его последние дни 29.

Шравасти знаменит тем, что здесь Будде купцом Анатхапиндакой была подарена знаменитая роща Джетавана, здесь Будда одержал победу над шестью учителями, здесь он продемонстрировал двойное чудо: поднявшись в воздух, он испускал из себя одновременно струи воды и языки пламени, а затем, сидя на лотосе, явил множество будд в небе. Здесь в разное время было построено множество буддийских памятников. Сюань-цзан упоминает ступу высотой 18м, содержавшую статую сидящего Будды. Она была возведена на том месте, где Будда вел дискуссию с еретиками. Еще одна ступа стояла у колодца, где Будда брал воду. Путешественник также отметил две колонны Ашоки, стоявшие у восточного входа в сад Джетавана, увенчанные колесом и быком. Они были поставлены в память о том, как Будда продемонстрировал двойное чудо 30 . Фа-сян отметил множество ступ в окрестностях Шравасти, среди них построенную на месте дома Анатхапиндаки и первого женского монастыря, основанного Махапраджапати – приемной матерью и кормилицей Будды, решившей стать монахиней после смерти царя Шуддходаны. Ко времени Сюань-цзана Шравасти был опустошен и оставался в забвении вплоть до начала археологических раскопок в XIX веке, обнаруживших остатки рощи Джетавана и самого города. Множество холмов в окрестностях могут оказаться древними буддийскими ступами 31.

В Санкасье, согласно традиции, Будда спустился на землю после проповеди на небесах Трайастримса по лестнице, созданной Брахмой и Индрой. Фа-сян и Сюань-цзан сообщают, что Ашока, желая обнаружить лестницу, приказал копать землю, но открыты были только подземные воды. Он построил на легендарном месте вихару и воздвиг статую стоящего Будды высотой 1,8 м. Позади вихары он поставил каменную колонну, увенчанную львом или слоном. Капитель этой колонны до сих пор на месте, но колонна исчезла и была заменена кирпичной 32 . Санкасья была популярным местом паломничества. Фа-сян отметил, что в вихаре Ашоки жило около тысячи монахов, а в другом монастыре около семисот. Сегодня только большой холм, окруженный земляным валом около 3 миль в окружности говорит о бывших размерах этого древнего города и о его прежнем значении 33.

В Вайсали Будда остановил чуму, опустошавшую город, и завоевал уважение и любовь жителей города. В другой раз когда Благословенный посетил Вайсали, группа обезьян выкопала для него пруд и предложила ему мед. Здесь находилась манговая роща, подаренная Совершенному куртизанкой Амрапали, где он объявил своим ученикам о скором уходе из жизни. В V веке Фа-сян описал ряд памятников, посвященных Будде в этом городе, в том числе руины ступы, построенной Амрапали, а также ступу, которая отмечала место великого собора в Вайсали, состоявшегося через сто лет после паринирваны Будды. К югу находилась ступа, которую построили личчхавы над своей половиной реликвий Ананды. Через два века Сюань-цзан нашел Вайсали в руинах, но ряд памятников сохранился к тому времени. Среди них ступы, отмечавшие места, где Будда останавливался на пути в Кушинагару, откуда он посмотрел в последний раз на любимый город Вейсали, и где он объявил, что скоро уйдет в паринирвану.

В XIX веке раскопки обнаружили недалеко от современной деревни Безарх древний холм, который мог быть остатками ступы, построенной личчхавами над реликвиями Ананды, и основание ступы, которая могла быть одной из Великих реликварных ступ. Три кольца в основании указывают на два последовательных ее увеличения. В настоящее время примерно в двух милях к северо-западу, в Кохлуа, около современной деревни Бакхра, можно видеть крупную кирпичную ступу, которую Сюань-цзан приписывал Ашоке, и пруд, который, согласно традиции, выкопали для Будды обезьяны и преподнесли ему мед. Перед этой ступой стоит колонна Ашоки с львиной капителью и остались основания четырех монастырей 34.

Можно видеть, что в Раджагрихе, Шравасти, Санкасье и Вайсали, так же как и в Четырех местах паломничеств, указанных самим Буддой, не было каких-либо специальных памятников, посвященным конкретным событиям жизни основателя Учения. В Раджагрихе находилась одна из Восьми Великих реликварных ступ, построенная Аджаташатру, и ступа Ашоки, построенная в память об укрощении слона. В Шравасти – ступа, возведенная на месте спора с шестью учителями, ступы, построенные на месте дома купца Анатхапиндаки, известного донатора сангхи, и на месте первого женского монастыря. В Санкасье Ашокой была построена вихара, при этом ничего неизвестно о ступах. В Вайсали находились три из Восьми Великих ступ, построенные личчхавами, маллами и видехами над полученными ими частями реликвий Будды, ступа, возведенная Амрапали, а также ступы, построенные на месте Второго Буддийского собора и над останками Ананды.

Таким образом, понятие Восемь мемориальных ступ, или Восемь ступ Татхагаты обозначает не какую-то конкретную группу памятников, а традицию посещения Восьми мест паломничеств. Число восемь связано с представлением о восьми сторонах света – четырех основных и четырех промежуточных. Такое осмысление пространства в связи со ступами Татхагаты в большей степени выражает идею распространения Учения Будды по всему миру, чем число четыре, фигурирующее в его завещании о посещении мест, связанных с основными событиями его жизни. Тем не менее, в более поздней традиции представление о Восьми ступах Татхагаты находит свое выражение в формировании восьми различных форм ступы, отличающихся друг от друга основаниями. Но в индийском буддизме такой традиции не было.

Дальнейшее строительство буддийских ступ в Индии получило наиболее широкий размах в период правления императора Ашоки. Как было отмечено выше, им были возведены многие из ступ в Восьми местах паломничества. При нем были заложены наиболее известные индийские ступы Бхархута и Санчи в Центральной Индии, Амаравати в Южной Индии (Декан). Во времена Ашоки велось активное строительство ступ на северо-западе страны и в Гандхаре. В результате вся страна оказалась покрытой множеством памятников буддизма, ставших свидетельством поддержки буддизма царской властью и символом распространения Дхармы. Период правления Ашоки является особой страницей в истории культового зодчества буддизма и требует специального рассмотрения.

Ольга Семеновна Хижняк, старший научный сотрудник
Государственного музея истории религии, кандидат философских наук
* Данная публикация выполнена в рамках исследовательского проекта N 98-03-04114, поддержанного Российским гуманитарным научным фондом.

1 Данная статья является продолжением серии публикаций, посвященных истории буддийской ступы: “Происхождение буддийской ступы” – “Кунсткамера”, издательство “Петербургское Востоковедение”, в печати; “Ступы, построенные при жизни Будды” – Буддийская культура и мировая цивилизация на пороге III тысячелетия”. СПБ – Элиста 2000; “Первые буддийские ступы: мифология и история” – “Буддийская культура и мировая цивилизация на пороге III тысячелетия”. СПБ – Элиста, в печати.
2 B.N.Goswamy Introduction speech: the stupa – some uninformed questions about terminological equivalents. In: The Stupa. Its Religious, Historical and Architectural Significance. Wiesbaden 1980. C. 1-11.
3 L.Chandra Introduction. In: Tucci G. Stupa: Art, Architectonics and Symbolism. Indo-Tibetica I. New Delhi 1988. C. V-XXIX.
4 Там же.
5 G.Combaz L"evolution du Stupa en Asia: Melanges chinois bouddhiques Deuxieme volume: 1932-1933. Bruxelles, Juillet 1933. 163-305.
6 Р.Б.Пандей Древнеиндийские домашние обряды. М., 1982. С. 190-219.
7 Stupa. In: Ecyclopaedia of Religion and Ethics. Ed. by J.Hastings.V.XI.Edinburgh 1920. C. 901-904. Stupa. In: Ch.Humhreys A Popular Dictionary of Buddhism. London 1994. C. 187.
8 Tucci G. Stupa: Art, Architectonics and Symbolism. Indo-Tibetica I. New Delhi 1988. C.23-24.
9 Crystal Mirrow 12. The Stupa: Sacred Symbol ofEnlightment. Dharma Press. Berkeley 1977. C. 16.
10 Crystal Mirrow 12. C. 10, 90; P.Dorje Stupa and Its technology. Delhi 1996. C. 1-3.
11 Mahaparinibbana Suttanta: Y, 7-12. – Sacred Books of the Buddhists, ed. by T.W. Rhys Davids, vol.111. London 1910. CC. 153-157.
12 Crystal Mirrow. 12. C. 34.
13 P.Dorje Ibid. C. 11-17.: Tangy"nr – Kamsadesavyakarana, Taisho – Pata-ling-t"a-ming-hao-ching; Nagarjuna: Gnas chen po brgyad kyimchod rten la bstodpa; Jamyang Zhayapa Ngawang Dorjee: Mchod rten gyi thig rtsa mdor bdus; Desid Sangyas Gyatso: Vaidurya dkar po las "phro pa"i snyen sgron dang dri len gya "sel bzhugs so; Sahajavilasa.
14 Mahaparinibbana Suttanta: IV, 1.
15 Fa-hien A Record of Buddhist Kingdoms being an account by the Chinese Monk Fa-Hien of his travels in India and Ceylon (A.D. 399-414) in search of the Buddhist Books of Discipline. Translated, annotated and with Corean recensions of the Chinese text by James Legge. Paragon Book Reprint Corp., New York Dover Publications, Inc., New York 1965.
16 Hsuan-tsang Buddhists Records of the Western World, tr. by Samuel Beal. Delhi 1981 (1884).
17 Д.Косамби Культура и цивилизация Древней Индии. М., 1968. С. 135.
18 E.Lamotte History of Indian Buddhism from the Origins to the Saka Era. Translated from French. Louvain-la-Neuve. 1988. C. 315.
19 Crystal Mirrow. C. 23.
20 Ch.Humphreys A Popular Dictionary of Buddhism. London 1994. C. 149.
21 С.И.Тюляев Искусство Индии. М.,1988. С. 131.
22 E.Lamotte Op. cit. C. 316-317.
23 Crystal Mirrow. C. 27.
24 Crystal Mirrow. C. 30-31.
25 Crystal Mirrow. C. 32.
26 E.Lamotte Op. cit.C. 318.
27 Crystal! Mirrow. C. 31.
28 Crystal Mirrow. C. 34-35.
29 Crystal Mirrow.C. 35.
30 E.Lamotte Op. cit. C. 321.
31 Crystal Mirrow. C. 37.
32 E.Lamotte Op. cit. C. 340.
33 Crystal Mirrow, C. 39.
34 Crystal Mirrow. C. 39-41.

Обновлено 27.08.2019

Буддийская ступа – это потрясающее монументальное сооружение, культовый памятник какому-то событию буддизма. Причина его воздвижения кроется не только в эстетическом смысле. Его значение имеет глубокие корни . Ступа олицетворяет собой гармонию, процветание, мир. Существует даже мнение, что такие сооружения благоприятно влияют на силовое поле Вселенной.

Что такое буддийская ступа? Значение символа

Исторические корни буддийских ступ

Еще с незапамятных времен существовала традиция на местах захоронения человека возводить курган. Это делалось для того, чтобы потомки помнили своих предков. В Индии ступы появились еще в те времена, когда буддизм не был сформирован как философия и религия . Изначально такие могилы создавали вокруг деревьев, помещая в них останки кремированного тела. Со временем в ступы стали помещать останки людей, в некотором плане выдающихся. Более подробно про философию буддизма можно прочитать в .

Слово «ступа» с санскрита имеет несколько значений : «макушка», «узел из волос», «куча камней и земли». В таких сооружениях могут храниться священные останки, одежда просветленного учителя, тексты. В некоторых случаях буддийская ступа возведена в честь какого-то памятного события и в ней не хранятся реликвии.

Во времена жизни Будды тоже возводились ступы, в его честь в том числе. Существуют четыре реликварные и три мемориальные ступы, олицетворявшие путь Сиддхартхи после ухода с дворца.

Сам Будда желал, чтобы над его останками была возведена ступа (получила название Махапаринирвана-сутра), ставшая объектом подношения не лично ему, а его уму – олицетворению мудрости и просветления.


После смерти тело Будды было кремировано со всеми почестями. В буддизме утвердилось поверье, что после сожжения тела Будды останки были разделены на восемь частей. Для каждой из этих частей были построены соответствующие постройки в разных местах Индии . Они получили название «Великие реликварные ступы». Еще две ступы воздвигли для захоронения сосуда, в котором был Будда кремирован, а также для золы из его погребального костра.

Вместе с тем как буддизм стал распространяться за пределы Индии, начали появляться такие сооружения в Индонезии, на Шри-Ланке, во Вьетнаме, Камбодже, Таиланде, Лаосе, Бирме, Тибете, Китае, Калмыкии, Бурятии, Тыве, Монголии.

Символизм сооружений

Значение ступы в буддизме священно . Буддисты верят, что все посещающие это магическое строение привнесут мир и гармонию в свою жизнь. Оно помогает избавиться от пороков и, напротив, развить добродетели. Особое сакральное значение придается обходу строения в направлении восхождения и движения солнца как осуществлению особого ритуала . Таким образом можно благотворно повлиять на свою карму, позитивно воздействовать на свою жизнь.


Разновидности буддийских ступ

По мере того, как эти культовые сооружения буддистов стали распространяться по разным странам, постройки начали приобретать различные архитектурные особенности, необычные формы.

Так, в Тибете ступы строились по строгим архитектурным канонам с соблюдением всех пропорций. Тринадцать колец шпиля олицетворяют путь к Просветлению. Наиболее популярной тибетской ступой можно назвать Ступу Калачакры в Индии, относящейся к Тантре. Согласно ваджраянским источникам, здесь свершились поучения Будды и церемония Калачакры.

В Китае ступы имеют форму пагоды. Они прекрасно вписываются в пейзаж, так как их сооружали в горах и на берегах рек. Такое сочетание природы и архитектурного искусства стали объектами созерцания. По примеру китайских построек стали сооружать такие же пагоды в Японии, Вьетнаме, Корее.

В таких странах Юго-Восточной Азии, как Бирма и Таиланд , получили широкое распространение ступы в виде . Их формы – преимущественно конусообразные со скошенными углами. Часто их украшают таким образом, чтобы они выглядели сверкающими, поэтому выкрашивают золотым цветом или выкладывают блестящей плиткой.

На острове Ява в Индонезии в период между 750 и 850 годами была построена поразительно огромная ступа Боробудур в форме мандалы. Его считают самым большим памятником буддийской культуры. Квадратный фундамент и длина одной стороны в 118 метров – её особенности. Из восьми ярусов пять являются также квадратными, а три – круглыми. На верхнем ярусе находятся 72 малые ступы, расположенные вокруг большой Ступы, выполненные в форме колоколов. Постройка мандалы символизирует буддийские представления Абхидхармы о схеме мироздания.

В III веке до н.э., при императоре Ашоке, буддизм стал признанной религией в Индии. Ашока всячески способствовал его распространению. К этому времени относится строительство множества ступ - буддийских святилищ. В правление Ашоки их было построено более 8 тыс. Среди них выделялись восемь Великих Ступ, о которых сообщают буддийские рукописи, но из них не сохранилось не одной. Однако из построек времен Ашоки до наших дней дошло выдающееся сооружение, уникальная , известная как Большая Ступа в Санчи .

Она расположена в штате Мадхъя-Прадеш в нескольких километрах к северу от города Бхопал и является самой древней из сохранившихся буддийских построек в Индии. В II-I веках до н.э. она была перестроена из еще более древней и меньшей по размерам ступы. Из других исторических мест Индии, связанных с зарождением и становлением буддизма, следует отметить поселения , и . Четвертое священное место буддизма, расположено в Непале.

Большая Ступа в Санчи, архитектурные особенности

Ступа в Санчи, очень простая по своим округлым очертаниям, кажется скорее вылепленной, чем построенной. Но в ее органичной простоте ощущается скрытое внутреннее движение вверх.

Ступа стоит на круглом цоколе диаметром 31 м с террасой, служившей для проведения церемоний. С южной стороны на террасу ведут лестницы. Так же как и платформа, на которой она покоится, ступа сложена из крупного кирпича и камня. Внутреннего помещения нет, но в толще кирпичной кладки замурованы священные останки Будды и другие реликвии, связанные с его деятельностью.

Первоначально ступа была выкрашена в белый цвет, а терраса и ворота - в красный. Некогда весь комплекс святилища окружали деревянные монастырские строения, но до наших дней они не сохранились.

Форма ступы строго подчинена выработанным пропорциям и правилам, имевшим глубоко символическое значение. Полусфера символизирует небесный свод. На вершине купола находится хармика - надстройка с квадратным основанием в форме балкончика. Она символизирует священную гору Меру.

Над хармикой возвышается проходящий через весь купол до его основания стержень с надетыми на него круглыми зонтами, последовательно уменьшающимися в диаметре снизу вверх. Стержень символизирует мировую ось, зонты означают три священных неба.

Вокруг ступы тянется массивная каменная ограда, лишенная всяких украшений. По четырем сторонам, соответствующим четырем сторонам света, в ограде устроены ворота, богато украшенные скульптурой. Через ворота входили торжественные процессии для совершения священного обряда: он состоял в обходе вокруг ступы и восхождении процессии на верхнюю часть платформы.

Ворота «торана», шедевр древнеиндийской архитектуры

Ворота ограды Большой Ступы (они называются торана) - выдающееся произведение древнеиндийской архитектуры. Они получили всемирную известность и стали сегодня таким же символом Индии, как знаменитая «Львиная капитель» из - три льва, изображенные в гербе страны. Ворота в Санчи давно растиражированы в сотнях тысяч проспектов и буклетов, посвященных Индии, их можно видеть на индийских банкнотах.


Схема ворот проста: они представляют собой два столба с тремя горизонтальными перекладинами. Однако столбы и перекладины покрыты разнообразными рельефными и скульптурными изображениями и создают эффект зрительного контраста на фоне гладкой поверхности ступы, лишенной украшений.


Ворота святилища в Санчи - своеобразный сборник религиозно-символических, исторических и бытовых сцен и образов, народных преданий и легенд о Будде. Рельефы ворот - свидетельство большого шага вперед, сделанного индийскими мастерами каменной скульптуры в I веке до н.э. и наиболее зрелое произведение искусства Индии той эпохи.

Основные темы рельефов - жизнь Будды в разных воплощениях. Здесь присутствуют многочисленные символы буддизма - колесо, дерево, лотос. Ворота украшают скульптуры духов природы - якшинь, а также птиц и животных - слонов, львов. В сюжетах ворот Санчи тесно переплетаются буддийское вероучение и древнеиндийские народные мифологические сказания.

Среди рельефных изображений можно видеть фантастические образы, неизвестные до сих пор в индийском искусстве: например летающих львов. А фигуры якшинь - женских божеств природы - на воротах в Санчи определили идеал женского телосложения в каменной резьбе Индии на много столетий вперед, став эталоном индийской скульптуры.

Фрагменты скульптур святилища в Санчи, в частности торс якшини с южных ворот, сегодня можно видеть в Бостонском музее (США). А сам комплекс Большой Ступы в Санчи является одним из выдающихся историко-культурных памятников и , включенных в .

Сейчас Санчи - небольшая деревня, а в своё время это был процветающий центр торговли, он располагался на караванном пути, а благодаря денежным взносам богатейших людей Индии стал известным и примечательным местом в регионе. Богатство некогда процветающего города описано во многих летописных источниках. Во времена заката буддизма деревушка быстро пришла в запустение, а уже к XII веку полностью утонула в песках и кустарниках. Она была обнаружена совершенно случайна британским генералом Тейлором в 1818 году.

Деревня расположена в индийском штате Мадхья-Прадеш, в сорока шести километрах от Бхопала, и привлекает каждый год туристов благодаря отлично сохранившимся памятникам архитектуры раннего буддизма - храмы, монастыри и ступы.

История создания ступы в Санчи

Ступа - первая и древнейшая буддийская постройка, считавшаяся символом священной горы Меру. В III веке до нашей эры к власти пришёл царь Ашока, при его правлении буддизм стал главной религией. Именно отсюда его сын направился на Шри-Ланку, чтобы распространить учение Будды. Во время царствования Ашока было построено множество таких сооружений, более восьми тысяч. Первой из них считается Великая ступа, она является прообразом всех остальных святынь, на её фасаде изображены как индейцы, так и люди в греческих одеяниях. Задумана она была как иллюстрация к Колесу дхармы (индийскому учению об освобождении от перерождений).

Изначально главная ступа строилась в форме полусферы из кирпича и была окружена оградой из дерева. Во II веке до нашей эры её увеличили, к ней пристроили дарохранительнице со шпилем из камня и тремя небольшими хармиками - небесную ось и три священных неба. Хармики, или так называемые зонтики, символизируют восхождение человека к небесам.

Во время правления династии Сатаваханов деревянные ворота заменили каменными.


Как выглядит ступа в Санчи

Многочисленные изображения на ступе рассказывают о жизни основателя буддизма - Будде, его появление на земле, последующих перерождениях и прошлой жизни. Так же можно увидеть то, как выглядит мир людей, животных и растений. Будда изображён в облике человека лишь в джатаках, остальные рисунки представляют его символизирующие образы: лотос, следы, руки.

Форма постройки имеет символическое значение, круглый цоколь диаметром в тридцать один метр, не включая террасу. Платформа строилась из кирпича и камня. Внутренние помещения не предусмотрены, но в каменной кладки заложены останки Будды.

Вокруг сооружения установлена непримечательная ограда, сделанная из гладкого камня. А в направлении четырёх сторон света, установлены ворота. Они представляют собой две мощные и массивные квадратные колонны, перекрытием служат три балки, заканчивающиеся спиралями, что соответствует виду священных текстов. В основании колонн изображены фигуры слонов, а также львов и карликов-якш – это духи природы, защищающие Ступу, они как бы поддерживают нижнюю балку.

  • Самый удобный способ добраться до места - арендовать автомобиль или вызвать такси, данные услуги в Индии недорогие.
  • Поездом можно доехать из Бхопала, дорога займёт чуть меньше часа. Бронировать билет нет необходимости, нужно всего Санчилишь придти на станцию пораньше и приобрести общий билет, стоимость варьируется от 7 до 20 рупий. В день до едут шесть поездов, обратно четыре. Первый уходит от Бхопала в 8 часов, последний в 20:55. Если вы приехали на последнем поезде, обратно можно доехать только наавтобусе или такси, так как последний отходит в 19:10.
  • Ещё один местный поезд отправляется из Мумбаи. От станции ходят скорые поезда и экспрессы, но добраться до Санчи напрямую не получится, ближайшая остановка в небольшом городке Вишиша. Город находится всего в десяти километрах, поэтому до деревушки можно доехать на дневном автобусе или рикше.
  • Можно воспользоваться рейсовым автобусом, который ходит от Бхопала регулярно, цена билета составит 25 рупий, а дорога займёт примерно полтора часа.

Цена билета

Цена входного билета в комплекс для индейцев 10, иностранных граждан 250 рупий. Билет представляет собой открытку, на ней изображены самые интересные места, которые стоит обязательно посмотреть. Посещение музея обойдётся в 5 рупий, аренда автомобиля в Санчи - 10. Кассы находятся прямо у железнодорожной или автобусной станциях, поэтому купить билет не составит труда, если вы хотите приехать рано утром, заказать билет стоит накануне. К ступе ведёт тропинка и каменные ступеньки в конце улицы Моньюментс-роуд, улица начинается прямо у касс.

  • Комплекс открывается в 8 утра и работает до 17 вечера.
  • Отправляясь на экскурсии возьмите немного наличности, пункта обмена валют в Санчи нет, а ближайший банкомат находится в Видише.

Наилучшее время для посещения

  • Если вы выбираете лучше время для экскурсии в Санчи, то самый подходящий период с сентября по март. В данное время погода стоит достаточно приятная для данного региона, не слишком жарко, что идеально для туриста.
  • Летом, а это с апреля по июнь температура достигает 45 градусов, и людям не привыкшим к такой жаре будет очень трудно.

Ступа в Санчи - это великое достояние Индии, сооружение восхищающее своей архитектурой. Если вы приехали в эту страну и хотите познакомиться и прикоснуться к её истории, небольшая деревушка на северо-востоке гостеприимно откроет перед вами свои двери.

Слово "ступа" в переводе с санскрита означает вершина, верхушка. Так в древней Индии назывались могильные курганы.

Первоначально ступа (пали тхупа, тиб. чортен) представляла собой холм, содержавший останки святого человека или объекты, связанные с его жизнью. Через столетия ступа преобразовалась в высокие монументы со шпилями, напоминающими храмы Таиланда, Шри-Ланки, Кореи, Японии. В буддизме она стала символом мироздания, схематически выраженного ступенчатой структурой ступы. Ступа символизирует собой вселенскую гору Сумеру. Архитектура ступы может меняться от страны к стране, но всегда остаются пять составляющих ее частей: основание, лестница (ступени), купол (полушарие) шпиль и навершие. В буддизме этим частям ступы ставятся в соответствие различные значения. Например, соответствие с пятью первоэлементами: основание соотносится с элементом Земля; лестница - с Водой; купол - с Огнём; шпиль - с элементом Ветер (Воздух); навершие - с Пространством. Или другое соотношение: основание - омрачения ума; лестница и купол - начало пути к просветлённому состоянию ума; шпиль - состояние бодхисаттвы, навершие - состояние Будды.

Таким образом, ступа также является символом Просветлённого Ума Будды. В буддийских текстах упоминается, что после кремации тела Будды останки его были поделены на восемь частей, каждая из которых была помещена в специальную ступу. Эти реликвии стали объектом поклонения буддистов.

Реликвии, помещаемые в Ступах Просветления, представляют собой объекты веры: мощи буддийских святых, предметы, которыми они пользовались, священные тексты. Так, например, внутри Ступы Просветления, построенной недавно в Элисте, тибетскими ламами были заложены:
субстанция, выступившая на костях Будды Кашьяпы;
кусочек ткани, в которую были завернуты тексты Праджняпарамиты, принесенные Нагарджуной из страны нагов;
печать, которой Гуру Ринпоче запечатывал свои терма;
тексты учений-терма Падмасамбхавы;
бусина из четок 14-го Кармапы;
волосы 15-го Кармапы;
кусочек одежды 16-го Кармапы;
земля из Лумбини, места рождения Будды Шакьямуни;
частицы ступы Сваямбху и другие реликвии.

Кроме того, в Ступу было заложено множество символических предметов, мантр, молитв и драгоценных вещей.

Во времена распространения буддизма обладание подобными реликвиями, а также строительство ступ были очень важны; ступы с реликвиями были символом приверженности Дхарме, способствовали обретению благой мотивации и заслуг. Упоминается, что индийский царь Ашока после встречи с Гуру Ринпоче обрёл глубокую приверженность Учению Будды и при своей жизни возвёл миллион ступ.

Сейчас ступы можно найти везде, где распространён буддизм, появились они и в Европе. Строительство cтуп сопровождается особыми религиозными ритуалами.

Буддийская ступа в свете концепции благого деяния

1. Первыми культовыми объектами после паринирваны Будды стали Восемь реликварных шарирака-ступ, содержавших телесные останки Татхагаты, и две парибходжика-ступы: одна из них была построена над сосудом, в который собирались останки после кремации тела, другая над углями от священного костра. Будда не завещал совершать какие-либо ритуалы относительно этих объектов. Монахам он предписывал лишь стремиться к достижению просветления, поручив заботу об останках Татхагаты добродетельным мирянам. Он усматривал пользу этого в том, что при виде ступ сердца людей будут успокаиваться и в них снизойдет мир и покой. Будда назвал также четыре места поломничества, и для монахов, и для мирян, - это места, связанные с его рождением, просветлением, первой проповедью, паринирваной, - что должно было напоминать о Пути, пройденном Татхагатой (Махапаринирвана сутра, Y, 10-12).

2. Нет указаний на то, что рядом со ступами совершались какие-либо специальные культовые действия. Из сутр Vinaya-Uttaragrantha и Vinaya-ksudraka Vastu, где рассказывается о возведении ступ купцом Анатхапиндакой, известно, что ступу украшали гирляндами цветов, покрывали ее детали краской или золотили. Вокруг ступы как вокруг любого священного объекта совершали прадакшину, при этом могли распевать гимны, прославлявшие Будду. Ритуалы классического буддизма были предельно просты, включали в себя лишь почитание и подношение, и были основаны на концепции благого деяния и благой заслуги.

3. Концепция благого деяния в обобщенном виде представлена в четвертом томе “Абхидхармакоши” Васубандху (Y век н.э.), называемом “Учение о карме” (перевод с санскрита, исследование и комментарий В.И.Рудого и Е.П.Островской; публикации совместно с Т.В.Ермаковой, 1999). Здесь рассматриваются следующие нормы поведения относительно священных объектов:

Рекомендуется не совершать неблагих поступков по отношению к чайтье или ступе, а именно: ее разграбления или разрушения. Ограбление ступы приравнивается обворовыванию Будды, а ее разрушение - пролитию крови Татхагаты, что является одним из пяти смертных грехов. По отношению к ступе это означает в первую очередь не наносить ей вреда (ахимса) и совершать благие поступки - оказывать ей почтение, делать подношения. Известно, что ступы почитают обхождением посолонь со сложенными перед грудью ладонями, поклонами - поясными и полными; поднесением ей цветов, драгоценностей, денег, растительной или сладкой пищи, украшением ступы гирляндами цветов, флажками, возжиганием перед ней светильников и ароматических воскурений; строительство ступ, их пластическое убранство, регулярный ремонт, содержание их в чистоте, - все это считается благой заслугой и средством улучшения кармы, достижения лучших рождений, продвижения на пути к освобождению и нирване.

Благие и неблагие поступки по отношению к ступе или чайтье в соответствии с принятой классификацией можно отнести к телесным, вербальным (чтение восхвалений) и ментальным, поскольку всякое действие формируется непроявленным элементом, побуждением, мотивом, неблагой или благой характер которого определяется наличием или отсутствием соответствующих корней - неведенья, алчности, вражды. Неблагое поведение по отношению к ступе может быть вызвано неведением относительно закона кармы и может привести к отсечению корней благого.

Особая роль отводится даянию ступе или чайтье. Любое даяние улучшает состояние потока дхарм дающего. В случае со ступой или чайтьей имеет место превосходство поля благих свойств того, кому предназначен дар. Делая подношение ступе, донатор совершает подношение самому Будде. Эта ситуация предоставляет уникальную возможность почтить самого Татхагату или одного из его благородных последователей, уже покинувших этот мир. Превосходство донатора определяется его верой, добродетелью и знанием Дхармы. Превосходство дара определяется его совершенными качествами - формой, цветом, запахом, вкусом, осязаемыми свойствами, что впоследствии обеспечит дарящему также превосходные качества - красоту, славу и пр.

Дар благородного чайтье не приносит пользы ни дарящему, ни другим. Он лишь выражает глубокое уважение и благодарность. В этом случае религиозная заслуга связана не с пользой другим, а с отвержением. Материальные подношения и культовые действия по отношению к ступе или чайтье не бесцельны; они становятся возвышенными благодаря чувству безраздельной преданности, вызывающему эти действия.

Добродетельное поведение по отношению к ступе или чайтье - ненанесение ей вреда, отказ от воровства, оказание ей почтения, совершение подношений, - может быть вызвано следующими факторами: страхом осуждения или наказания; соответствием факторам просветления; чистой добродетелью, без притока аффектов. Даяние и добродетельное поведение по отношению к ступе или чайтье может способствовать обретению: религиозной заслуги и улучшению будущих рождений; небесной формы существования; достижению нирваны; проникновению (во время йогического созерцания). Из перечисленных благ высшим является нирвана. Учение о карме завершается словами: “Нет ничего выше освобождения. Нет ничего, что превосходило бы нирвану, но она превосходит все, будучи вечным благом”.
4. Социальным аспектом концепции достойного деяния относительно ступ и других священных объектов стало донаторство: ступы Древней Индии, в частности в Бхархуте, Санчи, Амаравати, Нагарджуниконде сохранили дарственные надписи, свидетельствующие о том, что их строительство и художественное оформление явилось результатом совместных усилий верующих. В качестве вотивных объектов выступали различные детали ступы, ее ограды, ворот. Анализ вотивных надписей позволяет установить социальный состав верующих, поддерживавших строительство.

По сведениям Э.Ламотта (1958) из ста двадцати шести донаторов, указанных в Бхархуте, семь - это принцы или принцессы, двадцать четыре - бхикшу, четырнадцать - бхикшуни, восемьдесят один человек - миряне, из них пятьдесят один - мужчины, тридцать - женщины. Данный анализ показывает, что среди донаторов преобладали миряне. Названо двадцать восемь местностей, откуда они происходили, среди них города Косамби, Насик, Паталипутра, Бходжаката, Видиша. В Санчи большинство донаторов из Малвы, но некоторые были выходцами из дальних районов, таких как: Патитхана, Гандхара, Камбоджа и др.

Относительно датировки вотивных надписей существуют разные точки зрения. Э.Ламотт считает, что надписи в Бхархуте и Санчи приходятся в основном на период Шунгов. М.Ньяммаш (1972), напротив, относит их к периоду Андхров. Он обращает внимание на то, что властитель и двор в рассматриваемых надписях почти не представлены; значительная часть пожертвований происходит от людей, принадлежавших к верхним и средним слоям городского населения - от купцов, торговцев и ремесленников; некоторые из ремесленников точно указывают свою профессию - плотник, ткач, резчик по слоновой кости и др. Совершались коллективные дарения, например, от сельских общин, от объединений купцов или ремесленников. Некоторые надписи свидетельствуют о поддержке буддизма “млечхами” (лицами, не принадлежавшими к структуре индийского общества) - саками и яванами.

Проведя сравнение вотивных надписей ступ и пещерных храмов Западных Гхат, где главным священным объектом являлась ступа, М.Ньяммаш приходит к выводу, что социальный состав жертвователей примерно одинаков. Исследователи отмечают роль купцов, ростовщиков и торговцев в строительстве священных сооружений, что выразилось в донаторстве пещерным храмам, располагавшимся вдоль торговых путей, соединявших север и юг Индии (Д.Косамби, 1968; Р.Шарма, 1987).

Роль купцов в строительстве ступ отражена и в буддийских письменных источниках. В текстах Mahavagga, 11-24 и Anguttara commentary 1.207f сообщается, что первые шарирака-ступы были построены при жизни Будды Шакьямуни. Рассказывается, что после достижения Благословенным просветления его почтили купцы Бхаллика и Тапусса, преподнесшие ему мед и печенье. Будда подарил им обрезки своих ногтей и волос, над которыми они вскоре построили ступы; традиция помещает эти ступы в район Гандхары. Указанные выше сутры об Анатхапиндаке утверждают, что инициатива строительства ступ над останками ближайших учеников Будды Шарипутры и Маудгальяяны принадлежала купцу Анатхапиндаке, известному своей щедростью по отношению к буддийской сангхе. Не останавливаясь на вопросе об исторической достоверности этих сведений, обратим внимание на то, что здесь обозначена роль купцов в развитии культового строительства буддизма.

В Декане, в отличие от Северной Индии, вклад царских семей и их приближенных в строительство культовых объектов буддизма был более весомым. В Амаравати значительная доля даров была преподнесена представителями царской династии Андхров, активно поддерживавших буддизм, а в Нагарджуниконде - женщинами династии Икшваку, в то время как мужская линия этой династии придерживалась брахманизма. Начиная со второй половины III века н.э. число вотивных надписей резко сокращается, что свидетельствует об упадке буддизма в этом регионе и о вытеснении его индуизмом.

Социальный состав жертвователей в Декане отличается большей долей представителей царских династий и близких к ним родов. Так, Большая ступа в Нагарджуниконде была построена по повелению царицы Махадэви Бапасириники. Сооружение ступы производилось под надзором преподобного Ананды, знавшего наизусть Дигха- и Маджима Никаю. Ступа была передана царицей школе апарамахавинаселиев. В надписях Нагарджуниконды, по сведениям М.Ньяммаша, упоминаются: великий царь, главная жена царя, царевич, наследник престола, верховный военачальник, верховный судья или начальник полиции, вассальный правитель, начальник округа, факельщица, придворная служительница царского гарема, мирские последователи и последовательницы, купец, торговец, ремесленник, казначей, скиф, называются несколько почетных титулов.

Надписи, к сожалению, не позволяют выявить социальное происхождение монахов или монахинь и тем самы приблизиться к решению вопроса о том, из каких социальных слоев формировалась сангха, однако, они пополняют исторические сведения о существовавших в то время в Декане школах будизма. В основном это были ответвления махасангхиков. Среди них упоминаются школы четиков, пуббаселия, апарамахавинаселия, махишасаки, бахушрутьи, а также цейлонские тхеравадины.

5. Анализ вотивных надписей дает материал для выявления того, какую роль играло донаторство в представлении верующих о достижении освобождения. По сведениям Э.Ламотта, из надписей в Бхархуте и Санчи следует, что донаторы не мечтали достичь нирваны посредством своего дара, но только получить благую заслугу. Следовательно, донаторство ступе рассматривалось как мирская добродетель. В последующую эпоху в Южном Декане эта оценка меняется.

Э.Роузен (1980), опираясь на археологические материалы и сравнивая их с литературным источником Львиный рев королевы Шрималы, показала, что в дарственных надписях появляется выражение надежды на достижение нирваны в результате акта даяния для самого донатора и блага для его родственников, а также буддийской сангхи. Таким образом, даяние начинает рассматрвиаться как средство достижения нирваны. Автор видит причину подобной эволюции в тенденции перехода от хинаяны к махаяне и считает, что просьба мирян о нирване в обмен на даяние - это подлинно махаянская практика.

В этом же процессе, вслед за А.Хиракавой (1963), она усматривает причину того, что ступа, бывшая в раннем буддизме объектом почитания и заботы только мирян, становится частью монастырской территории и предметом заботы монахов. Из приведенного Э.Роузен материала можно видеть, что в основе этого явления лежат причины весьма земные: приношения ступе начинают рассматривать не как собственность Будды, но как собственность сангхи, поскольку Будда является ее членом, а ему самому “по достижении нирваны эти подношения не нужны”.

Выводы. Согласно завещанию Будды, ступы первоначально строились “на перекрестке четырех дорог” - за пределами монастырей и были предметом заботы лишь мирян. В соответствии с концепцией благого деяния, миряне не должны были наносить ступе вреда: разрушение ступы или ее обворовывание рассматривалось как пролитие крови Татхагаты или воровство у него. Миряне совершали обход ступы, как священного объекта, и подношения. Строительство ступ осуществлялось, главным образом, благодаря донаторству мирян, что обеспечивало им благую заслугу и надежду на лучшее рождение. С развитием школ махасангхиков ступы начинают возводить на территории монастырей, а подношения ступе рассматриваться как собственность сангхи, что обеспечивало монашеской общине дополнительную материальную поддержку. Представление о благой заслуге замещается надеждой на достижение нирваны в обмен на материальное подношение. Почитание и донаторство ступам включается в концепцию махасангхиков о достижении освобождения.