Непорочное зачатие девы марии у католиков. Площадь испании и торжество непорочного зачатия девы марии. Догмат Непорочного зачатия Девы Марии в католической вере

8 декабря римско-католическая церковь отмечает один из великих Богородичных праздников - Торжество непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии.

Непорочное зачатие Девы Марии - католический догмат, согласно которой Дева Мария была зачата от обычных родителей, но на Нее не перешел первородный грех .

Согласно католическому вероучению, Дева Мария единственная из всех людей с самого момента Ее зачатия была освобождена Богом от первородного греха и тем самым была защищена от самой возможности грешить .

Догмат о Непорочном зачатии Девы Марии (лат. Immaculate conception) был официально закреплен папой Пием IX в конституции Ineffabilis Deus 8 декабря 1854 г., который и установил в честь этого события ежегодный праздник, хотя еще 28 февраля 1476 г. папа Сикст IV своим декретом установил праздник Непорочного зачатия для всей латинской Церкви.

Кульминацией торжества становится всеобщее поклонение статуе Девы, во время которого к ее подножию возлагают букеты цветов и сам Папа освящает ее. В этот же день на площади Навона торжественно открывают главный рождественский базар в стране.

На севере Италии в этот день дарят детям подарки, в Неаполе украшают цветами статую Мадонны на площади Иисуса. Еще в Неаполе в этот день принято наряжать елку .

По традиции, в день Пречистой Девы начинается продажа красно-зеленых цветов, именуемых "Рождественская свеча", без которых в этот праздник не обходится ни одна семья. Сбор от продажи этих цветов идет в благотворительные фонды.

Во всех европейских костелах в этот день совершаются торжественные богослужения , во время которых исполняется гимн Ave, maris stella! ("Радуйся, звезда морская!"), прославляющий Богородицу.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Согласно представлениям христианства, непорочное зачатие позволило не перейти первородному греху на рожденного Христа. Безгрешность Девы Марии признается большинством христианских религий мира. Однако одним из догматов этот факт стал не сразу. Авторы первых христианских текстов внимания этому вопросу не уделяли. Более того, по некоторым косвенным признакам можно судить о том, что в безгрешное зачатие они не верили. Но давайте обо всем по порядку.

Догмат в католической вере

Католики полностью и безоговорочно верят в то, что Христос был зачат без участия мужчины. То есть первородный грех с Богородицы был снят самим Богом. Однако к принятию этого факта католическая церковь пришла не сразу. Как догмат непорочное зачатие Пресвятой Девы было принято 8 декабря 1854 г. папой Пием Девятым. И хотя другой догмат «о безошибочности папы» был принят несколько позднее, считается, что утверждение о непорочности Богородицы попадает под условия Ex_cathedra (официальное учение папы), и поэтому догматическая безошибочность распространяться на него может.

Обосновывает католическая церковь утверждение о безгрешности Девы Марии словами из протоевангелия, обращенными к змею о «положении» вражды между его семенем и семенем святой жены, которое будет «поражать дьявола в голову», а также высказываниями многих Отцов церкви.

Безгрешность Девы Марии в православии

В православии непорочное зачатие Девы Марии как догмат не принимается. Более того, приверженцы этого направления христианства считают свободу Богородицы от греха по большей мере следствием ее соприкосновения с Божественной благодатью. Тем не менее полностью возможность безгрешного зачатия православной церковью не отрицается. На самом деле фактически ее руководство никогда по этому поводу своего мнения не высказывало. Православные христиане вообще не считают нужным придавать слишком большое значение этому вопросу.

Однако существует мнение о том, что безгрешное зачатие в том виде, в котором оно сформулировано Римско-католической церковью, отрывает Деву Марию от остальных потомков Адама, совершившего первородный грех, и ставит ее в особое положение, что недопустимо. Но при этом подчеркивается, что в том случае, если какой-нибудь православный сочтет нужным уверовать в непорочное зачатие, еретиком он считаться не будет.

Мнение старообрядческих церквей

Интересно то, что православные старообрядцы в непорочность Пресвятой Девы верят безоговорочно. Дело в том, что изменение в официальное мнение церкви по этому поводу было внесено именно патриархом Никоном, после реформ которого православие и разделилось на старообрядческую веру и новую.

Старокатолицизм же, в отличие от официальной католической церкви, утверждение о безгрешном зачатии Девой Марией принимает, однако отвергает сам факт его догматичности. Подобное разногласие с современной религией этого направления вызвано тем, что догма о безошибочности папы была принята позже конституции 1854 года.

Протестантизм и непорочное зачатие

Протестантизм непорочного зачатия не признает совершенно. Объясняют его приверженцы это тем, что ни в одном Евангелии нет прямых указаний на факт безгрешности Богородицы в этом плане. Еще одной причиной неприятия протестантами непорочного зачатия является одна из основных догм этого учения. Протестанты считают, что первородный грех лежит абсолютно на всех людях, и никаких исключений попросту не может быть.

Таким образом, разные религии мира относятся к утверждению о непорочном зачатии Девы Марии по разному. Откуда же возникла эта легенда? Давайте разберемся с этим более подробно.

Откуда могло взяться утверждение о непорочном зачатии

На самом деле в исходном тексте пророчества Исайи есть еврейское слово «альма», которое означает «девушка» или «молодая женщина». При переводе на греческий оно ошибочно было истолковано в значении «девственница» (παρθενος). Это слово и было взято за основу христианской церковью для обоснования непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии. Однако споры в церкви по этому поводу не утихают до сих пор. Некоторые авторитетные христиане считают, что евреи сознательно исказили текст пророчества. Другие высказывают предположение о том, что в Евангелии от Матфея приведена неверно переведенная с библейского иврита версия стиха Исайи.

Мнение независимых исследователей

По мнению независимых ученых, у ранних христиан такого понятия, как непорочное зачатие, не существовало. А значит, вряд ли оно имело место быть. Появилось это утверждение примерно во втором веке нашей эры. Даный факт можно проследить по ранним христианским источникам: Евангелию от Матфея, Откровению Иоанна Богослова и Синайско-сирийской рукописи.

Храмы и соборы Непорочного Зачатия

В России построено несколько храмов, посвященных знаменательному событию безгрешного зачатия Христа. К примеру, имеется церковь Непорочного Зачатия в Москве. Это самый большой католический храм в России. Возглавляет его митрополит Паоло Пецци. В соборе проводятся мессы на русском, польском, английском, французском и других языках. При храме действует библиотека и церковная лавка. Также здесь часто проводятся концерты органной музыки.

Есть такой храм и в Смоленске. Построен он был еще во второй половине двенадцатого века. В настоящее время количество его прихожан составляет более 400 человек различных национальностей.

«Непорочное Зачатие». Икона

Существуют разные иконы с изображением Пресвятой Богородицы, называемые «Непорочным зачатием». На некоторых из них Дева Мария представлена созерцающей лик бога. Встречается и образ Девы, попирающей ногами змея. На некоторых иконах также можно видеть ангелов. Однако в каноническом догмате сюжет иконы «Непорочное зачатие» обязательно должен включать в себя изображения солнца и луны, а также венца из 12 звезд. Поскольку каноны некоторых направлений христианства предполагают безгрешное зачатие не только Иисуса, но и самой Девы Марии, на иконах с таким названием иногда можно видеть сцену поцелуя ее родителей Иоакима и Анны у Золотых врат. Еще одним распространенным вариантом «Непорочного зачатия» является изображение Анны, держащей на руках саму Богородицу в младенческом возрасте.

Религия и наука

Официальная наука возможности партеногенеза у млекопитающих не отрицает. Американские ученые даже разработали вещество, способствующее делению клетки, в результате которого начинает развиваться зародыш. Многие эксперименты с самками млекопитающих животных дали свои положительные результаты.

Случаи партеногенеза у животных

Итак, о самом знаменитом случае непорочного зачатия говорит нам религия. Христианство большинства направлений считает подобное вполне возможным. Однако научного подтверждения этому факту нет. Между тем у животных подобное встречается довольно-таки часто. В качестве примера можно привести случаи «непорочного зачатия» у варанов. В 2006 г. в зоопарке Лондона самка этой большой ящерицы принесла потомство. Участие самца в процессе зачатия было исключено, поскольку отсажена она от него была за два года до этого. Сначала ученые предположили, что самка просто сохранила каким-нибудь образом сперму в своем организме. Однако в ходе исследований выяснилось, что это совершенно не так.

Это не единственный случай самооплодотворения у варанов. Похожий был зафиксирован несколько раньше в английском зоопарке Chester. Самка по имени Флора также без участия самца принесла восемь яиц, которые, к сожалению, разбились после того, как были помещены в инкубатор.

Случаи «непорочного зачатия» у змей не так уж и редки. Но не у удавов. Однако недавно появилась информация о том, что одна из змей этой разновидности произвела на свет 22 детеныша самостоятельно путем "непорочного зачатия". Для того чтобы доказать этот факт, учеными был проведен генетический анализ их возможных отцов.

Партеногенез у рыб

Научно доказанными считаются также два случая партеногенеза у акул. Обе изученные самки несли всего по одному детенышу, хотя при участии самца эти рыбы производят на свет более многочисленное потомство. Тесты ДНК, проведенные с тканями одного из детенышей, показали отсутствие у него генетического материала отца.

К сожалению, исследования проводились уже с останками акуленка. Поскольку его появление на свет не планировалось, работниками океанариума не были приняты никакие меры по обеспечению его безопасности. Мать не была отсажена, и новорожденного просто растерзали другие акулы. Имеются свидетельства и еще одного такого случая. В чреве одной из умерших черноперых атлантических акул по кличке Тибет был найден почти доношенный детеныш.

Необычность набора хромосом у детенышей

Генетические анализы, проводимые в разное время с детенышами, рожденными без участия самцов, показали наличие у них необычного набора половых хромосом. К примеру, у самок удавов B. Constrictor содержатся одна Z-хромосома и одна W-хромосома. У самцов того же вида - две Z-хромосомы. У детенышей же, родившихся в результате партеногенеза, в геноме содержится две W-хромосомы. Такие змеи ранее рождались только в лабораторных условиях.

Возможно, непорочное зачатие Девы Марии - действительно результат божественного вмешательства. А может быть, это не более чем следствие ошибки переводчика. Верить или нет в полную безгрешность Богородицы - личное дело каждого.

сторонники католицизма отмечают торжество Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии. Явление Непорочного Зачатия Марии это заслуга особой благодати Бога. Эта тайна свидетельствует об отличительной роли Девы. Догмат не принимается православной и протестантской церквями, а в католических храмах в этот день проводят торжественные богослужения.

Что такое непорочное зачатие? Оно доказывает, что Мария была изначально спасена Богом от первородного греха, хотя её зачали обычные родители. Её освободили исключительным образом от греха, потому что она должна стать Матерью Сына Божьего.

Правду о непорочном зачатии Марии способен принять только разум, просвещенный верой. Церковь официально объявила это догмой веры в эпоху рационализма и сциентизма в середине девятнадцатого века.

Догма показывает уникальность и свободу действий Бога. Хотя спасение человечества было совершено через смерть и воскресение Христа, благодаря заслугам Спасителя, Мария уже была искуплена и сохранена от первородного греха. Таким способом, Бог подготовил ее к чрезвычайной задаче в истории спасения.

Согласно католическому вероисповеданию, каждый человек отмечен первородным грехом. Этот недостаток передается вместе с продолжением человеческого рода. Катехизис католической церкви объясняет, что первородный грех это состояние, с которого начинается человек. Освободить от него может только крещение.

Мария же была спасена от наследия греха, в Библии её называют «полной благодати». Костел учит, что она не только освобождена, но и имеет особую близость к Богу, полное доверие и внутреннюю гармонию.

Свобода от греха и совершенство не отдаляют Марию от людей. Напротив, её общение с каждым человеком ни с чем не сравнимо. Она не только любящая мать человечества, но и понимающая и сострадательная. Правда и непорочном зачатии является знаком для всех христиан, показывающим, как велики деяния Божьи.

Убеждение о безгреховном зачатии Девы Марии имеет многовековую традицию. Теологический спор по этому вопросу продолжается с первых веков. В пятнадцатом веке появились первые постановления по этой теме, но еще не было догмы.

В 1617 году Папа Павел IV запретил публичные заявления, противоречащие вере в Непорочное зачатие. В 1661 году по просьбе короля Испании Филиппа IV Папа Александр VII выпустил буллу, в котором он обобщил историю культа Непорочного зачатия, используя там слова, которые Пий IX повторил в своей догматической формуле. Папа Климент XI установил в 1708 году 8 декабря праздник, действующий для всей Вселенской Церкви. В конечном итоге, 8 декабря 1854 года Папа Римский Пий IX огласил догму о Непорочном Зачатии Пресвятой Девы Марии.

Учение о первородном грехе, сказавшемся в отнятии у прародителей и всего человечества "сверхъестественного дара благодати", привело к догмату о "непорочном зачатии Девы Марии". Этот догмат был провозглашен во второй половине XIX века.

Римо-католики учат: чтобы быть достойной стать Матерью Христа Спасителя, Пресвятая Дева Мария, в виде исключения – "привилегии" – была освобождена, при зачатии Своем, от первородного греха: получила сверхъестественный дар благодати, дар "первобытной праведности", и была тем уподоблена Еве до ее грехопадения. Официальное римо-католическое учение о догмате непорочного зачатия гласит так: "Учение, которое содержит, что Преблагословенная Дева Мария от первого момента Своего зачатия по особой благодати и преимуществу от Всемогущего Бога, ввиду заслуг Иисуса Христа, Искупителя человеческого рода, была сохранена от всякого пятна первородного греха, – есть учение, открытое Богом, и потому должно быть твердо и решительно исповедуемо всеми верными". "Пресвятая Дева, – пишет римо-католический священник С. Тышкевич в своем "Пространном катехизисе", – была предохранена от осквернения первородным грехом... в мгновение сотворения Ее души и соединения ее с зачатой плотью. Творец не допустил, чтобы Пренепорочная хотя бы только в период Ее утробной жизни пребыла лишенной благодати и как бы под властью греха" (с. 52). "Мария была сохранена от всякого пятна первородного греха с первого момента Ее одушевления, и освящающая благодать была дана Ей ранее, чем грех мог произвести какое-либо действие на Ее душу...сущность первородного греха была исключена, она никогда не была в ее душе. Одновременно с изъятием от греха состояние первородной святости, невинности и праведности... было возложено на нее, каковым даром каждое пятно и порок, все поврежденные душевные искривления, страсти и немощи, по существу принадлежащие первородному греху, были исключены", – говорит римо-католический богослов Улларторн.

"Творец не допустил, чтобы Пренепорочная хотя бы только в период Ее утробной жизни пребыла лишенной благодати"... Странно звучат слова этого нового учения. Разве лишил Господь ищущих Его и к Нему в Ветхозаветном периоде стремившихся благодати Своей? Да, первородный грех повредил, искривил человеческую природу, сделав ее неспособной к выполнению Божьего замысла о человеке, однако и после этой испорченности грехом в природе человеческой оставалось нечто доброе, что дало возможность покаяния Адаму и Еве, вследствие чего были возможны и в Ветхом завете примеры великой Святости и, наконец, явление Пресвятой Девы. Да и пророки и ветхозаветный царственный Псалмопевец свидетельствуют, что после грехопадения не лишил Господь человечество Своих даров благодатных. "Духа Твоего Святаго не отыми от мене", "Духом Владычним утверди мя", "от чрева матере моея Ты еси мой покровитель", – слышим мы из уст ветхозаветных мужей, и, наряду с зачатием Пресвятой Девы, чтит Церковь и зачатие Иоанна Предтечи.

Будучи всецело, душою и телом, дщерью Адама, оставаясь причастной первородному греху – ибо он неотделим от ветхозаветной природы человеческой – Дева Мария сделала первородный грех в Себе лично бесплодным, чем посрамила дьявола.

Возможность оснований для догмата непорочного зачатия отвергается и словами Апостола Павла: "Единым человеком грех в мир вниде и грехом смерть, тако смерть во вся человеки вниде, в нем бо вси согрешиша" (Рим. V, 12). Не имеет оснований этот догмат и в тех местах Священного Писания, на которые ссылаются римо-католики. Да и цитированный нами римо-католический богослов Улларторн "признает недостаточность ссылок на Священное Писание и в заключение своего толкования этого догмата откровенно заявляет, что из Священного Писания нельзя вывести этот догмат", и не этим ли объясняется, что в официальное определение этого догмата папа Пий IX не включил никаких ссылок на Священное Писание.

Для обоснования догмата непорочного зачатия приводят обычно следующие места Священного Писания: "Вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту". Это слова Творца, сказанные Им змию-искусителю. В слове "женою" римо-католики видят Пречистую Деву. Они говорят: "Нельзя допустить, чтобы Та, через Которую должна быть сокрушена глава змия, Сама подверглась тлетворному уязвлению его, будучи причастна первородному греху". Но это место Священного Писания с самых древнейших времен, начиная с учителей церковных первых веков, Церковь никак не относила к Пресвятой Деве Марии, разумея под "женой" Еву, ибо говорит здесь Творец "о вражде" не как об однократном действии, а как о длительном историческом процессе борьбы между потомством Евы и семенем Сатаны (змия).

***

  • Притязания римских епископов на главенство Церкви
  • Истоки римской теории главенства и непогрешимости Папы. Непогрешимость Пап в свете исторических фактов - протоиерей Митрофан Зноско-Боровский
  • Римское учение о папе и о Церкви - протоиерей Митрофан Зноско-Боровский
  • Догматические отступления Рима. В учении о Святом Духе - протоиерей Митрофан Зноско-Боровский
  • Догматические отступления Рима. О первородном грехе - протоиерей Митрофан Зноско-Боровский
  • Догматические отступления Рима. Непорочное зачатие Пресвятой Девы Марии - протоиерей Митрофан Зноско-Боровский
  • Отступления Рима в совершении Таинств - протоиерей Митрофан Зноско-Боровский

***

"Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, благословенна Ты в женах". Нельзя допустить, говорят римо-католики, что ангел приветствовал словом "Благодатная" ту, которая причастна первородному Греху. Римо-католики не замечают, как, стараясь возвысить Пречистую, они умаляют Ее достоинство и заслуги. Действительно, что выше, в смысле нравственном и религиозном: достижение непорочности Девы в результате Ее личного подвига жизни в Боге, в результате совместного действия Ее свободной воли и Божией благодати, – или же получение Пресвятой Девой непорочности в результате механического действия на Нее "сверхъестественных даров благодати"?

"Обрела еси благодать у Бога", – сказал Архангел Пречистой. Обрела подвигом чистой и непорочной жизни. "Обрела" – что значит это слово? Это значит: приобрела, достигла, заслужила. А наитие Святого Духа ("Дух Святый найде на Тя") совершенно освятило недра Девы Марии для воплощения Бога Слова.

  • Читать полностью книгу протоиерея Митрофана Зноско-Боровского "Православие, римо-католичество, протестантизм, сектантство" (1998)

За догматом о непорочном зачатии последовало провозглашение в 1950 году догмата о воскресении и вознесении Девы Марии, и этот новый догмат явился логическим выводом из догмата о непорочном зачатии, ибо, если Матерь Божия была изъята из общего закона первородного греха, то Ей, естественно, даны и дары сверхъестественные – праведность и бессмертие, и Она, подобно прародителям до грехопадения, не должна была подлежать закону телесной смерти.

Митрофан Зноско-Боровский, протоиерей

Цитировано по:

Православие, римо-католичество, протестантизм, сектантство.

Сравнительное богословие. - М.: Московское Подворья Троицкой

Католичество окончательно отделилось от православия в 1054 году, хотя процесс разделения длился на то время уже несколько столетий. Почти тысячу лет две так называемые «ветви христианства» сосуществуют в этом мире, не имея литургического общения. 8 декабря католики празднуют День непорочного зачатия Девы Марии - еще один камень преткновения между двумя Церквями, возникший сравнительно недавно.

Именно в этот день папой Пием IX был провозглашен догмат, согласно которому Богородица была зачата своими родителями, Иоакимом и Анной, как обычный человек, но, как гласит апостольская конституция «Ineffabilis Deus» 1854 года, «сохранена не запятнанной никаким пятном первородного греха». Праздник, установленный в этот день, в католицизме считается очень большим и торжественным, а в некоторых традиционно-католических странах является даже государственным.

Мысль о том, что Дева Мария была непорочно зачата, не встречается у христианских писателей первых веков, именуемых Святыми Отцами, нет ее и в Библии. Ни православие, ни протестантизм не поддерживают этот католический догмат, тем не менее, в «латинской вере» он занимает одно из ключевых мест.

Православная Церковь учит, что чистота и непорочность Богородицы - следствие ее веры и воли. Католицизм же утверждает, что эти качества были заложены в нее еще до рождения. Если глубоко окунуться в изучение этого непростого вопроса, можно обнаружить гораздо большие разногласия между двумя «ветвями христианства». Недаром многие представители православия четко обозначают догмат о непорочном зачатии, как ересь.

Папа Пий IX, утвердивший новое для Церкви учение, запомнился не только этим. Чуть позже он созвал I Ватиканский Собор, на котором был принят догмат о папской непогрешимости, что еще больше удалило православие и протестантизм от католицизма, и до сего дня является решением, которое не дает сесть за стол переговоров представителям различных христианских конфессий.

Михаил Боков

Комментарии

все-таки мне непонятна эта тенденция во всем искать разногласия, грызться по мелочам, устраивать крестовые походы, называть Гарри Поттера и йогов сатанистами... ну есть у тебя убеждения и вера, так верь себе, зачем врагов везде искать? и еще - как-то странно звучит "Католичество окончательно отделилось от православия..." во первых, это некорректно, во-вторых, к чему это высокомерие и нетерпимость?

Вера - это не мелочи....Если за то, во что ты веришь, ты не готов отдать жизнь, то такая вера какая-то мелкая, легкомысленная, что ли....Вера - это не просто отвлеченное знание какого-то религиозного предмета, это сама жизнь. Если, например, устраивается гей-парад, то любая конфессия имеет право и даже должна высказаться. С Гарри Поттером и йогой все нормально, человек (не Церковь) высказался на эту тему, и в чем-то он прав. Веру нужно защищать и это отнюдь не "поиск врагов". Так было во все времена. Если углубиться в историю Церкви, то католичество действительно отделилось от православия, это не нетерпимость, а факт.

Нет ни одного разумного основания для того, чтобы убивать кого-то за веру или отдавать свою жизнь. Вера - это любовь, а истинная любовь не приводит к агрессии, тем более по отношению ко всего лишь инакомыслящим. К агрессии может приводить только страх. Инакомыслие не является основанием для вражды, войн, убийства и насилия. Инакомыслие может быть скорее полезным, чем вредным в поиске и обосновании истины и оно указывает на то, что истина глубже, чем предмет спора.

Убивать кого-то за веру, действительно, бессмысленно и глупо, но об этом речи не шло. Но если человек не хочет отстоять свою веру, и, если понадобиться, отдать за нее жизнь, то это, повторюсь, не вера, а подделка. Инакомыслие - это дело каждого лично. Когда человек нашел уже истину, как инакомыслие может быть полезно??? Одно дело, когда лично мне говорят, что я "козел", но совсем иное - когда говорят, что моя вера "ложна". Если человек в таком случае не отстаивает свою веру, то он просто ее не имеет.

если бы было так, то чем бы больше человек верил, тем бы больше он был готов драться за веру, но такой зависимости нет... есть обратная психологическая зависимость между способностью верить и прощать, есть зависимость между способностью души любить и способностью бояться... истинная вера исключает потребность в отстаивании своих убеждений, такую потребность может давать только страх, неуверенность и недостаток любви в душе.

"Истинная вера исключает потребность в отстаивании своих убеждений" - что это??? А апостолы что тогда делали? Они не только отстаивали и защищали веру, но еще и проповедовали, несли свет народам....И вера их была настолько глубока, что именем Христовым они творили чудеса и закончили все мученически. Кстати, мученик по-гречески имеет и второе значение - "свидетель". Своей жизнью они засвидетельствовали, что их вера не просто какое-то отвлеченное знание, ни к чему не обязывающее и никуда не приводящее, а сама жизнь.....