Как крещеный принимает веру протестантскую. Православие - протестантизм. Крещение. Крещаемый читает Никео-Цареградский Символ веры

По православному вероучению о совершении Таинства Крещения, это Таинство происходит при троекратном погружении человека в воду и произнесении слов молитвы: «Крещается раб Божий во имя Отца, аминь, и Сына, аминь, и Святаго Духа, аминь». Обычно Таинство крещения проводит священник или архиерей, перед самим погружением читаются молитвы. Обязательно присутствие в церкви крёстных родителей, которые держат малыша на руках. После троекратного окунания в купель, ребёночка отирают специальным полотенчиком - крыжмой для крещения - которое имеет давнюю историю, и надевают в специальную крестильную одежду.

Крестильные наборы на девочек и мальчугановсуществуют очень давно, крестильная одежда символична и имеет белоснежный цвет, символизирующий полное очищение души новокрещаемого и рождение его в Жизнь Вечную.

В русской православной традиции крестить может в чрезвычайных ситуациях (угроза смерти человека, военное время) и мирянин, достаточно прочитать лишь некоторые необходимые молитвы и омыть человека водой.

Крестить человека можно в любом возрасте, вне зависимости от его статуса. Крестят и представителей других религий, если они пожелали стать христианами и сделали для этого все шаги в нужном направлении.

В начале чина Крещения, человек сам или если это ребёночек, то его крёстные родители, читают «Символ веры» и троекратно отрекаются от сатаны. После священник произносит великую ектению, освещается вода, крещаемый помазуется елеем, и происходит обряд крещения. Затем крещаемого одевают в крестильный наряд, и священник вместе с ним и крёстным три раза обходит вокруг купели.

Католический же обряд крещения имеетнекоторые существенные отличия, хотя есть и сходства.

Так в католичестве по достижении ими 7-12-летнего возраста, так как они должны полностью осознавать и быть готовыми к принятию этого Таинства. После того, как родители решали окрестить ребёнка, они заранее за несколько недель приходят в костёл. Там с ними католический священник проводит беседу о том, из чего будет состоять Таинство крещения и когда оно будет совершено. Также много говорится и о роли родителей, а особенно крёстных родителей, в Таинстве Крещения. Крёстные родители вообще играют огромную роль в деле воспитания детей в католичестве. Они записывают и водят их в воскресные школы, готовят к совершению и принятию католических Таинств - комунии и конфирмации. Поэтому, католический священник смотрит, готовы ли крёстные родители к столь важной для себя роли. Не допускается, чтобы крёстные родители жили в гражданском нецерковном браке. Кстати, одним из крёстных может быть христианин или лютеранин, это возможно в католицизме. В Русской православной традиции, крёстными могут быть только христиане.

Во время совершения самого Таинства Крещения, священник читает специальные молитвы на латинском языке, затем окунает трижды в воду специальную свечу - пасхал, тем самым освящая воду. Затем также трижды окунается в воду голова крещаемого со словами: «Крещу тебя во имя Отца, Сына и Духа Святого».

После этого все присутствующие проходят обряд святой комунии, и затем гости переходят праздновать в дом к крещеному только что человеку.

В качестве подарка, по традиции, крёстный отец преподносит ребёнку свечу, с которой тот пойдёт к первой исповеди и которая будет с ним во время его венчания в церкви. Крёстная мать же готовит одежду для крещения младенца , которая будет на него надета после совершения Таинства Крещения.

Так как в протестантскую верувходит множество различный течений (баптисты, методисты, лютеране), то у них и внутри есть некоторые различия во взглядах на Таинство Крещения.

Главное - протестанты верят, что крещение должно идти только после покаяния. Это значит, что младенцев крестить не следует, так как они не могут покаяться и осознать свои грехи. Крещения возможно только в случае глубокой личной веры человека и осознании им принадлежности к своей вере, крестить по вере родителей или крёстных - нельзя.

В качестве доказательств истинности этого утверждения протестанты говорят о том, что в Библии нет ни одного примера крещения младенца, да и сам Иисус Христос крестился в возрасте 30 лет.

Но сам обряд крещения у них также осуществляется водой, и после этого человек становится членом христианской протестантской общины.

В исламе и иудаизме нет никакого обряда, подобного тому, что есть в православии. Там человек с рождения есть мусульманин, если у него родители-мусульмане.

Однако, если он хочет официально подтвердить свою веру, достаточно лишь публично, в присутствии священника, произнести шахаду - свидетельство веры.

В иудаизме над мальчиками проводят обряд обрезания на восьмой день после рождения, что свидетельствует о принадлежности их к этой религии. Когда мальчик достигает 13 лет, происходит его религиозное совершеннолетие, и он допускается в храм к чтению Торы. Девочки становят религиозно совершеннолетними в 12 лет.

Вопрос: А правда ли, что если православный или католик захочет перейти в протестантизм, то ему нужно будет креститься повторно? (Семен Моргунов, Санкт-Петербург)

Отвечает епископ Российского объединенного союза христиан веры евангельской Константин Бендас:

Если ответить совсем коротко, то нет. Протестанты мыслят себя частью единой Церкви Христовой, а потому признают крещение, совершенное в церкви другой деноминации, в том числе - католической или православной. Такова принципиальная позиция.

При этом большинство протестантов в нашей стране практикуют крещение во взрослом (сознательном) возрасте. Это связано с пониманием крещения как сознательного выбора посвятить свою жизнь Христу и следовать Его учению в своей жизни. Потому крещению предшествует определенный период катехизации, который позволяет человеку и познакомиться с основами христианской веры, и привести в порядок свою жизнь, и еще раз взвесить свое решение.

При этом в практике служения нередко встречаются люди, которые были крещены в детстве, но их никто не воспитывал в христианской вере, их ценности и образ жизни далеки от требований Священного Писания. Можно ли считать крещением то, что произошло с ними в детстве? Понятно, что они сами не могли принять решения следовать за Христом. Но отсутствие в их жизни христианского воспитания свидетельствует, что и их родители тоже не понимали, зачем они крестят своего ребенка, какие обязательства это событие накладывает на них - как в отношении собственной жизни, так и воспитания сына или дочери. И вот человек вырастает, ничего не зная ни о Христе, ни о смысле Его воплощения и жертвы, ни о заповедях. И однажды он слышит Евангелие и обращается к Богу. Перед ним вполне естественно встает вопрос: нужно ли мне принимать крещение или можно считать крещением то, что было со мной в детстве?

В большинстве протестантских церквей принят следующий подход. Согласно Священного Писания «крещение есть обещание Богу доброй совести» (1 Петра 3:21). Из этого и других мест Писания следует, что вопрос принятия крещения - это вопрос совести самого человека перед Богом. Сам человек должен принять решение, может ли он считать свое детское крещение, за которым не следовало никакого наставления в вере и воспитания в заповедях подлинным крещением. Задача служителя - разъяснить для человека смысл крещения и указать ему на его ответственность за принятие решения. После чего сам человек в течение некоторого времени принимает сознательное и ответственное решение. Из практики служения примерно половина заново открывают для себя смысл того, что произошло с ними в детстве, и в этом случае никто не принуждает их креститься повторно. Но примерно столько же настаивают на том, чтобы принять крещение по вере, сознательно, поскольку не могут признать свое детское крещение.

Если же в протестантскую общину переходит человек, который был крещен в сознательном возрасте, либо был крещен в детстве, но был также и воспитан в христианской вере, таких людей никто не принуждает к «перекрещиванию». Но надо также отметить, что люди, которые были воспитаны в вере, крайне редко стремятся поменять свою традицию.

И. В. Музычко

Когда христианин вступает в завет с Господом посредством водного крещения по вере, он переходит в духовный отроческий возраст. Однако христианин в период духовного отрочества главное свое усилие должен направлять на осуществление значения водного крещения по вере. Из 6-й главы послания к Римлянам следует, что главное значение водного крещения по вере состоит в том, что это есть крещение, то есть погружение в смерть Христову. Крещаемый своим погружением в воду как бы заявляет о своей смерти для греха, о погребении своего ветхого человека со Христом, о своем сораспятии с Ним. Как же осуществлять эту мертвость для греха, если, несмотря на то, что мы дети Божьи, в этой жизни «все мы много согрешаем» (Иак. 3:2)?

Прежде всего, необходимо понимать, что своей силой и одними своими стараниями мы осуществить этого не можем. Мертвость для греха — это дар благодати Божьей, это то, что наш Спаситель приобрел нам своей смертью на голгофском кресте. Наш Господь умер на кресте Голгофы не только за наши грехи для того, чтобы спасти нас от вечной гибели, но Он также своей смертью приобрел нам мертвость для греха (2Кор. 4:10; Рим. 6:10), освободил нас от власти греха, от «закона греха и смерти» (Рим. 8:1-2). Поэтому все члены Церкви Христовой должны «жить не по плоти, а по духу» (Рим. 8:4), и «всегда носить в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы жизнь Иисусова открывалась в их теле» (2Кор. 4:10).

Таким образом, на этапе духовного отрочества христианин должен познавать Иисуса Христа не только как своего личного Спасителя, но и как освободителя от плотской жизни, от власти греха, как Того, Кто приобрел нам мертвость для греха и дарует нам эту мертвость, как дар Его благодати. С чего же практически начинать «носить эту мертвость Господа Иисуса в нашем теле»?

Прежде всего, как всякий дар благодати Божьей, эту мертвость следует принять верою в специальной молитве. Такой молитве должно предшествовать «наставление в вере» (Гал. 3:2), а сама молитва должна совершаться перед самым крещением по вере или после него. Если же такая молитва не совершалась во время водного крещения, то ее можно совершить и в дальнейшем в порядке восполнения упущенного. Такая молитва веры очень важна, ибо если молитва веры может «исцелить болящего» (Иак. 5:15) физически, то тем более она может исцелить душу от власти греха через принятие мертвости для греха. Подобно тому, как молитва покаяния, в которой человек верою принял спасение во Христе Иисусе, дала возможность Духу Святому возродить человека к новой жизни, так точно и молитва, в которой христианин верою принимает мертвость для греха, дает возможность Духу Святому помочь христианину осуществить эту мертвость для греха в его практической жизни. Старание осуществлять эту мертвость для греха составляет суть освящения (Вт. 6:25; Евр. 12:14).

Отношение к водному крещению во время Реформации

Еще со времен Реформации в протестантском христианстве наметились две точки зрения на вопрос водного крещения по вере. Великие реформаторы Лютер, Кальвин и Цвингли не придавали водному крещению по вере того важного значения, которое оно имеет по Слову Божию. Поэтому они не призывали своих последователей принимать святое водное крещение по вере (то есть сознательно, взрослыми), а оставили в своих деноминациях неевангельскую, католическую традицию крещения детей.

Однако среди первых реформаторов были и такие, которые поняли, что водное крещение имеет такое же важное значение в домостроительстве Церкви Христовой, как и уверование (покаяние, возрождение). Ими были Конрад Гребель, Валтасар Губмайер и другие, которые в самом начале были друзьями и помощниками Цвингли. Они начали призывать людей (католиков, формально верующих) не только к возрождению, но и к крещению по вере. По этой причине они не только разошлись с Цвингли, но и подверглись жестоким преследованиям со стороны тех же Цвингли, Лютера, Кальвина и их последователей. Конрад Гребель, Валтасар Губмайер и другие возглавили так называемое движение крестителей или, как их называли в народе, анабаптистов (перекрещенцев).

Лютер, Цвингли и Кальвин ставили своей целью реформировать (видоизменить) Римско-католическую церковь, поэтому в лютеранстве и кальвинизме осталось от католицизма много такого, что не соответствует Писанию. В частности они не признавали святого водного крещения по вере, а, повторяем, оставили в своих деноминациях католическую традицию крещения детей. Руководители же анабаптистов и их последователи, в отличие от реформаторов, ставили своей целью воссоздать живую Церковь Христову по образцу первоапостольской Церкви. Поэтому в основании их проповеди были эти великие истины Великого повеления Христа: уверование (покаяние, возрождение) и крещение по вере (Мф. 28:19; Мр. 16:15,16), а также принцип независимости Церкви от государственной власти(Мф. 22:21).

Отношение к водному крещению в братстве ЕХБ

Это разное отношение к водному крещению нашло отражение и в славянском евангельско-баптистском братстве, которое, как известно, до Второй мировой войны (сначала в царской России, а потом в бывшем Советском Союзе) организационно состояло из двух союзов: Союза Евангельских Христиан и Союза Христиан Баптистов. Это разное понимание водного крещения отражено в вероучениях этих союзов. В «Исповедании веры христиан баптистов», изданном В. Г. Павловым в 1906 году и переизданном Н. В. Одинцовым в 192 8 году читаем: «Обращенные через Слово Божье действием Святого Духа присоединяются к Церкви Христовой через крещение»; «Крещение есть первый плод веры и любви ко Христу, вступление в послушание Господу и в Его Церковь». В «Вероучении Евангельских Христиан», изданном И. С. Прохановым в 1910 году, говорится: «Крещение водою есть внешний знак совершившегося в душе ранее крещения Духом Святым или смерти для греха и воскресения для праведности»; «Для вступления в члены вселенской Церкви Христа Бог установил одно только условие: веру, покаяние, обращение и рождение свыше», «Для вступления в члены поместной церкви Богом установлено то же условие: вера, покаяние, обращение и новое рождение, о факте которого человек должен дать свидетельство перед церковью и Богом через устное исповедание и через видимое крещение в воде».

Как видим, евангельские христиане не придавали водному крещению такого важного значения, как баптисты. Они не считают водное крещение таким же необходимым условием присоединения к Церкви Христовой, как и рождение свыше. Они верят, что водное крещение — это только внешний знак совершившегося в душе человека рождения свыше, что через водное крещение человек присоединяется к поместной общине, а к вселенской Церкви Христовой он был присоединен при покаянии, в момент рождения свыше. Исходя из такого понимания, в русском евангельском братстве на первых порах водное крещение считалось не обязательным и к участию в вечере Господней допускались и не крещенные.

Такое положение можно объяснить происхождением евангельских христиан в России. Как известно, они появились под влиянием проповеди английского проповедника Лорда Редстока. Он был членом Англиканской церкви, в которой, как известно, принято крещение детей, как в Католической церкви. Он пережил во время Крымской войны (1854-1856) рождение свыше и, после возвращения в Англию, примкнул к так называемым Плимутским братьям или, как их называли в народе, «дарбистам», которые, будучи тоже выходцами из Англиканской церкви, крещению по вере тоже не придавали особого значения, а призывали к возрождению и благочестивой жизни.

В семидесятых годах девятнадцатого столетия Редсток проповедовал благую весть спасения по благодати в православных кругах придворной знати в Петербурге. Под воздействием его проповеди многие из придворной знати покаялись и приняли в свое сердце Иисуса Христа как своего личного Спасителя. Среди них были такие известные лица, как гвардии полковник в отставке В. А. Пашков, граф М. М. Корф, граф А. П. Бобринский, княгиня Н. Ф. Ливен, княгиня В. Ф. Гагарина и другие. Несмотря на то, что Редсток был благословенным тружеником на ниве Божией, он по какой-то причине в своих беседах и проповедях не касался истины о святом водном крещении по вере и о истинной живой Церкви Христовой.

В каком то смысле его можно сравнить с красноречивым проповедником Аполлосом, который «горел духом и учил о Господе правильно, но был наставлен только в начатках пути Господня» (Деян. 18:24-25). По-видимому, Редстоку не встретились такие, как Аполлосу встретились Акила и Прискила, которые «точнее объяснили ему путь Господень» (Деян. 18:26). В проповеди Редстока содержался призыв к спасению через принятие в свое сердце Иисуса Христа как своего личного Спасителя, но ничего не говорилось о необходимости вступить в завет с Господом через святое водное крещение по вере. Он не доводил свое благовестие до принятия крещения по вере, как это делал Филипп (Деян. 8: 35-39), или как это делал апостол Петр (Деян. 10:48) или апостол Павел (Деян. 16:32-33). Он не организовывал поместные церкви из уверовавших в Господа, как делали апостолы, и его труд оставался «недоконченным» (Тит. 1:5).

С.Н. Савинский в своем фундаментальном труде «История евангельских христиан-баптистов Украины, России, Белоруссии» пишет: «В вопросе о водном крещении по вере не было единого понимания: большая часть верующих, в том числе и В. А. Пашков, еще признавали действительным крещение, совершенное над ними в младенчестве, и оставались при нем, считая достаточным в деле спасения и принадлежности к Церкви Христовой покаяние и возрождение».

М. М. Корф в своих воспоминаниях пишет: «В первой любви мы без страха свидетельствовали о Христе, но в познании Слова мы были младенцами».

Поэтому и последователи Редстока, которые в дальнейшем стали называться евангельскими христианами, были истинно возрожденными детьми Божьими, но крещению по вере, как вспоминает участница петербургского пробуждения княжна С. П. Ливен в своей книге «Духовное пробуждение в России», не придавали особого значения и считали, что оно не обязательно.

Разница между баптистами и евангельскими христианами в вопросе крещения по вере кажется незначительной и второстепенной. Действительно, и те и другие одинаково понимают крещение Духом Святым, как погружение человека в Тело Христово (1Кор.12:13), то есть присоединение человека к Церкви Христовой. Они одинаково верят, что Дух Святой присоединяет спасенного человека к Церкви Христовой. Разница, однако, в том — какие условия человек должен выполнить, чтобы Дух Святой присоединил его к Церкви Христовой? Согласно Вероучению баптистов, такими условиями являются — уверование (покаяние, рождение свыше) и принятие святого водного крещения по вере, а согласно Вероучению евангельских христиан, такими условиями являются — уверование и покаяние. Первая точка зрения подтверждается местом Писания Деян. 2:41, а вторую точку зрения подтвердить Писанием невозможно.

Некоторые, правда, считают, что вторая точка зрения подтверждается событиями в доме Корнилия (Деян. 10:44-48), когда язычники впервые уверовали в Иисуса Христа. Но, во- первых, в этом месте Писания ничего не говорится о присоединении к Церкви Христовой, а во-вторых, там описано не крещение Духом Святым, а исполнение Духом. Там было такое же видимое проявление Духа Святого, как в день Пятидесятницы, и это было результатом не крещения Духом Святым, а исполнения Духом, ибо написано: «И исполнились Духа Святого и начали говорить на иных языках» (Деян. 2:4). То же и в доме Корнилия: «Дух Святой сошел на всех, слушающих слово. Ибо слышали их говорящих языками и величающих Бога» (Деян. 10:44,46).

Из этого места Писания можно сделать вывод, что в момент покаяния возможно первоначальное исполнение Духом Святым, а не крещение Духом Святым, которое есть погружение спасенного человека в тело Христово (1Кор. 12:13) или присоединение к Церкви Христовой (Деян. 2:41). В момент покаяния Дух Святой поселяется в сердце человека или другими словами наполняет его. И это исполнение Духом Святым выражается в первую очередь в проявлении глубокого сокрушения кающейся души, освобождении от гнета прошлых грехов и в обновлении всего внутреннего человека — его разума, чувств и воли, то есть в рождении свыше. Иногда это исполнение Духом сопровождается свидетельством и восхвалением Бога, как это было в день Пятидесятницы и в доме Корнилия.

Существует мнение, что место Писания Деян. 2:41 не может быть доказательством того, что Дух Святой присоединяет спасенных к Церкви Христовой после принятия ими святого водного крещения на том основании, что книга Деяний Апостолов является исторической книгой, описывающей переходный период от Ветхого Завета к Новому Завету, и потому на ней вообще нельзя строить никакого учения. Учение можно основывать только на вероучительных посланиях Апостолов.

Действительно, доктринальное учение нельзя основывать на описательном материале. И в данном случае учение о созидании Церкви Христовой не строится на описании событий в день Пятидесятницы. Учение о созидании Церкви в данном случае основано на ясном утверждении в вероучительном Послании апостола Павла к Коринфянам (1Кор. 12:13). В этом месте Писания сказано, что Церковь Христова созидается путем присоединения (крещения, погружения) спасенных людей к Телу Христа, Его Церкви, причем это присоединение совершает Дух Святой. И если мы зададимся вопросом — какие условия должен выполнить человек, чтобы быть присоединенным к Церкви, то об этом в этом месте Писания не говорится. Что касается места Писания Деян. 2:37-47, то это только иллюстрация к учению о созидании Церкви Христовой. Эта иллюстрация уточняет некоторые детали этого созидания, а именно, какие условия Бог предъявляет к человеку, чтобы присоединить его к Церкви Христовой. Эта иллюстрация только наглядно показывает, как во дни апостолов осуществлялась заповедь Христа «кто будет веровать и креститься, спасен будет» (Мар. 16:16).

Может показаться, что эта разница в отношении к святому водному крещению в настоящее время не существенна, так как в настоящее время наше славянское братство является единым евангельско-баптистским братством, в котором святое водное крещение является обязательным для вновь уверовавших. С этим можно было бы согласиться, если бы не одно очень важное обстоятельство. Речь идет о вероучении, которое официально принято в настоящее время братством ЕХБ в странах постсоветского пространства, и которое является основой домостроительства Церкви Христовой в этом братстве.

Конкретно хотелось бы обратить внимание на «Вероучение евангельских христиан-баптистов», в котором читаем: «Систематизированное вероучение евангельских христиан- баптистов было разработано на основании Библии. Союз церквей христиан-баптистов, развиваясь на территории Евразии, время от времени переиздавал свое вероучение, основой которого был текст, разработанный в прошлом веке баптистским проповедником И. Г. Онкеном. Так в 1906 г. было издано вероучение христиан — баптистов под редакцией председателя Всероссийского Союза баптистов Д. И. Мазаева и в 1928 г. — под редакцией председателя Всесоюзного Союза баптистов Н.В. Одинцова. Аналогичное вероучение было принято в 1985 г. на 43 съезде ВСЕХБ. Содержание данного вероучения евангельских христиан-баптистов отражает текст вышеуказанных изданий».

Подчеркнутые слова, мягко говоря, не соответствуют истине. Прочитав это вероучение можно убедиться, что в отношении учения о Церкви Христовой и о святом водном крещении по вере, редакция данного вероучения совершенно не отражает текст вышеуказанных изданий, а скорее отражает более позднюю либеральную точку зрения по этим вопросам. Выше подробно говорилось, что такое учение о достаточности одного уверования, чтобы быть членом Церкви Христовой не вполне согласуется с Писанием и является отступлением от баптистских принципов в отношении учения о созидании Церкви Христовой и о святом водном крещении по вере. Естественно такое положение не может не сказываться отрицательно на практике домостроительства поместных церквей в евангельско- баптистском братстве.

И вообще необходимо сказать, что в отношении святого водного крещения по вере в славянском братстве ЕХБ на территории постсоветского пространства сложилась странная и противоречивая ситуация. Теоретически, согласно принятому вероучению, наше братство находится на позиции вероучения евангельских христиан, а практически — на позиции вероучения баптистов. Имеется в виду то, что каждый месяц устами пресвитеров поместных церквей во время хлебопреломления провозглашается, что в хлебопреломлении имеют право участвовать только члены Церкви Христовой, которые уверовали во Христа как личного Спасителя и вступили в завет с Ним через святое водное крещение. Другими словами, в практической жизни наше братство исповедует, что членом Церкви Христовой является тот, кто уверовал во Христа, пережил рождение свыше и вступил с Ним в завет через святое водное крещение по вере. А теоретически в вероучении нашего братства говорится, что для того, чтобы стать членом Церкви Христовой достаточно уверовать во Христа как своего личного Спасителя и пережить рождение свыше (то есть крещение не обязательно). Такое двусмысленное положение является результатом отступления от первоначальных баптистских принципов нашего братства.

Что касается славянского евангельско-баптистского братства в рассеянии, в частности в Америке и Канаде, то оно осталось верным традиционным баптистским принципам и его официальным вероучением является Вероучение, изданное Одинцовым в 192 8 году. Это Вероучение было переиздано Русско-Украинским Союзом Евангельских Христиан Баптистов в США в 1961 г. В предисловии к этому изданию говорится:

«Оригинал этого «Исповедания» вырабатывался в течение десяти лет И. Онкеном, Ю. Кебнером и Г. Леманном, и был принят баптистскими церквами в Германии в 184 7 году».

К великому сожалению, в западном евангельско- баптистском братстве, в частности в англоязычном, святому водному крещению не везде придается серьезное значение. Можно даже сказать, что в большинстве, так называемых, фундаментальных евангельских и баптистских церквах к водному крещению относятся, как к простому необязательному обряду. Отсюда следует, что в таких церквах подавляющее большинство членов общины не принимали святого водного крещения по вере, а значит, они не являются членами Церкви, Тела Христова, как не выполнившие заповеди Христа о водном крещении. Возможно они искренно покаялись, стали детьми Божьими, являются спасенными людьми и могут даже вести примерную христианскую жизнь, но их членство в Церкви Христовой является сомнительным. Те из них, кто принял водное крещение, совершил его, как необязательный обряд, а не как вступление в завет с Господом со всеми вытекающими из этого последствиями. Такое водное крещение, как простой необязательный обряд, в очах Божьих не имеет значения и мало чем отличается от крещения детей, практикуемого в исторических церквах.

Что касается таких евангельских деноминаций, как Методисты и Моравские Братья, то в их среде святое водное крещение по вере вообще отсутствует. Они практикуют, подобно католикам и православным, водное крещение детей. В то же время в их вероучениях содержатся положения об оправдании по вере, и они принимают в свои общины только тех, кто принял Иисуса Христа как своего личного Спасителя и пережил рождение свыше. Об этом можно прочитать в книге П. Д. Савченко «Сравнительное богословие». То, что члены этих деноминаций, если они исполняют свое вероучение, являются людьми спасенными, детьми Божьими, в этом нет сомнения. А что касается их членства в Церкви Христовой, то здесь стоит большой вопрос, ибо они не выполняют заповеди Христа относительно святого крещения по вере. Даже такая евангельская деноминация, как Назарянская Церковь Америки,которая делает ударение на возрождении и святости, в вопросе водного крещения занимает компромиссную позицию — допускает к водному крещению не только взрослых, но и детей.

И. В. Музычко Живое христианство и тайна беззакония

В некоторых храмах практикуют крещение путем опрыскивания святой водой. Но, в большинстве приходов, склоняются к в купели. Предпочтительно полное погружение, с головой. Оно символизирует смерть. После нее верующий воскрешается вместе с Иисусом уже не для плотской, а для духовной жизни.

Водное крещение заповедано Христом. Он сам троекратно погружался в воды Иордана и велел своим ученикам проводить таинство с другими людьми по всей земле. Узнаем же, как сейчас проходит обряд, какой требует подготовки и на какие типы делится.

Водное крещение – видимый знак веры

Обряд образно сравнивают с браком. Если люди любят друг друга и решают идти по жизни вместе, им требуется закрепление данного соглашения. Им становится брак, обвенчаться. При этом, молодые начинают жить по неким правилам, иначе, союз считается греховным.

Так и водное крещение – видео , подтверждающее серьезность намерения служить Богу и другим людям, жить согласно законам Христа, без греха. Как и в браке, это не значит, что не будет оплошностей. лишь значит, что верующий будет стараться не допускать их и каяться, в случае послабления.

Водное крещение в разных конфессиях

Проходят водное крещение протестанты , православные, католики. Но, все они смотрят на обряд по-разному. Приведем в пример пятидесятников. Так называют протестантов, учение которых основывается на датии благодати Святым Духом.

Если истинно поверить в Бога, считают приверженцы христианского «течения», начнешь говорить на неведомых языках. В этот момент и снисходит благодать. Поэтому, водное крещение пятидесятники считают лишь дополнительной формальностью.



Разговоры на неизвестных языках психологи считают последствием расшатанной психики. Верующих во время проповедей доводят до религиозного экстаза. В таких условиях начинаешь выкрикивать, что попало. Из-за этих соображений многие считают пятидесятников сектой.

Но, у них, как и у других протестантов, а так же католиков – подтверждающее наличие внутри Бога. В православии же таинство – путь к Христу. Обретаешь его только после омовений, поклявшись в верности и вкусив плоть и кровь Иисуса в виде хлеба и красного вина.

Подготовка к водному крещению

Подготовка к крещению в купели , или в открытом водоеме едина. От желающего «войти» в храм Божий требуют хотя бы минимального знания религиозных книг. Нужно прочесть одно Евангелие. Без этого, батюшка не даст добро на обряд.

Священник испросит понимания Писания и заповедей, проверит готовность участвовать в жизни общины. Согласно указу патриарха всея Руси Кирилла, требуется минимум две беседы с церковнослужителем и одно посещения храмовой службы.

Проповедь о водном крещении выслушивает решивший пройти обряд, если достиг 14-ти лет. До этого срока, за ребенка ручаются кумовья. Они и проходят оглашение. Так называется процесс духовной подготовки к таинству.

Однако, помимо духовного настроя, из вида не выпускают и материальный аспект. Заранее приобретают крестик, светлые сорочки, или рубашки. Для младенцев берут специальные крестильные наборы. С собой захватывают сланцы и полотенце, чтобы вытереться, выйдя из вод.

Не только в памяти можно запечатлеть водное крещение. Фото и видеосъемка на обряде не запрещены. Поэтому, в подготовку, порой, входит поиск оператора, или складывание в сумку собственной камеры.



Есть в вопросе крещения и физиологический аспект. Не рекомендуется проходить таинство во время месячных. Поэтому, женщины высчитывают дату крещения особенно тщательно. Грязными дамы считаются и после родов. Если готовятся ребенка в первый месяц жизни, понимают, что не смогут присутствовать в храме. В этом случае дитя приобщается к вере и церкви отцом и прочими родственниками.

Но, главное, в подготовке к обряду, все же, вера. Священнослужители выступают против прохождения таинства ради традиции. Путь к Богу – не общественная норма, а осознанное решение и духовная потребность. Иначе, не имеет смысла, где бы и как оно не проводилось. Вода смоет грехи и позволит войти Господу в человека лишь в случае истинной веры. Так что, первый этап подготовки к таинству – обрести ее.

Первый обряд крещения , описанный в Библии, провел Иоанн Креститель по повелению Господа. Он явился мужчине, предрекая приход на землю Иисуса. Сын Божий спустился и, вместе с другими иудеями, прошел троекратное окунание в воды реки.

В Евангелие описано, что Иордан тогда потек вспять, указывая на чудесную суть крещения. Это подтвердила и Святая Троица, явившаяся над водами во время обряда. За века сформировалось несколько форм его проведения у разных конфессий. Рассмотрим, как крестятся православные, католики, протестанты.

Обряд православного крещения

Обряд крещения в православии разрешается проводить не только церковнослужителям, но и простым людям. Главное условия – человек должен быть верующим, не преступником, лжецов, в общем, достойным рабом Божиим.

Совершающий обязан правильно произнести речи, молитвы, в нужные моменты повелеть окунуться. Погружению в воду предшествуют фразы запрещения злых духов. Крестящегося поворачивают лицом на запад. Троекратно задается вопрос, на который человек должен три раза ответить, что отрекается от Сатаны. Потом, идет разворот на восток. Здесь троекратно клянутся в верности Христу.

После клятв, священник читает великую ектению. Она состоит из молитв. Это краткие, отрывочные прошения, обращенные к Господу. Во время произношения фраз, освящают воду и елей – масло для помазания. Затем следуют окунания. При этом, обряд крещения в церкви , или в открытом источнике, сопровождается молитвой во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.



Выходя из купели, человек облачается в белые одежды. Они символизируют восстановление первозданной чистоты духа. Так же, надевается нательный – знак жертвы Христа и приобщения раба его к церкви, православной общине.

Вслед за окунаниями, происходит миропомазание. Так человеку передается Божья благодать. Обряд крещения взрослого человека на этом не заканчивается. «Вошедшему» в церковь предлагается причаститься. Верующему дают хлеб, как символ тела Христа и красное вино – кровь Иисуса.

Обряд крещения младенца обходится без причащения, хотя бы потому, что малыши еще не способны принять предлагаемую пищу. Не способны дети и покаяться в грехах, коих у них еще нет. Не могут крохи и совершить осознанный выбор конфессии.

Поэтому, в православии обряд крещения ребенка совершается по вере родителей. Ответственность за духовное воспитание отпрыска берут так же крестные отец и мать. Они должны соблюдать посты, молится, и учить тому же дитя.

Мнение отпрысков не учитывается до достижения ими 7 лет. До 14-ти решение принимают родители, но священник имеет право учесть и высказывания подростка. После 14-летия, обряд крещения ребенка в православии совершается только с согласия юноши, или девушки.

Обряд протестантского крещения

Большинство протестантов признают только осознанный обряд крещения. Правила конфессии, с точки зрения теологов, не совсем четкие. Поэтому, в протестантизме много ответвлений, общин. Некоторые за «вход» в церковь в любом возрасте, но таковых меньшинство.

Протестанты придерживаются истин Библии. В Святом Писании не указаны случаи . Иисус говорил апостолам, что подобные младенцам находятся в Царстве Небесном. То есть, новорожденные – безгрешны. Значит, и причащаться, каяться, им не в чем.

Так что, протестанты лишь в подростковом возрасте проводят обряд крещения ребенка. Правила говорят, что человек должен иметь четкое представление, для чего совершает таинство. Дети на это так же не способны, как не способны прочесть, или понять писание.


В итоге, в той же баптистской церкви, обряды проведенные над гражданами, не достигшими 16-летия, считаются недействительными. Для всех протестантов обязательно троекратное окунание крестящегося в воду. Однако, одни общины обязывают погружаться полностью, другие – признают и простое окропление.

Обряд католического крещения

Как пройти обряд крещения в католической церкви? Первое правило – не обойтись без оглашения. Это обряд времен раннего христианства. В полной мере он сохранен только у католиков. Оглашением называют духовную подготовку к таинству. Суть обряда – изучение догматов веры, Святого Писания, основ праведной жизни. Своеобразные курсы длятся от пары месяцев до нескольких лет. «Экзамен» принимает батюшка.

Если ученик признается оглашенным, священник рисует на лбу верующего невидимый и читает молитву. Она должна избавить человека от первородного греха. В католицизме уверены, что люди рождаются с «пятном» от проступка Адама в Райском саду.



Поэтому, не только над взрослыми, но и над младенцами совершается обряд крещения. Как проходит таинство можно найти в древних источниках 200-ых годов нашей эры. Именно тогда появилась традиция троекратного окунания детей. Историки считают, что причиной стали эпидемии, низкий уровень медицины.

Отпрыски часто заболевали. Матери обращались с мольбами в церковь. Проповедники находили единственное объяснение – Господь за что-то гневается на дитя. Позже, это вылилось в убеждение о первородном грехе. Чтобы спасти младенцев от кары, начали проводить обряды сразу после родов.

Католический обряд крещения на видео отличается способом освящения купели. В нее троекратно опускают пасхальные свечи. Свечу дают в руки верующего и после выхода из вод. В отличие от того же православия, миропомазание и причастие не всегда следует за первым обрядом.

Дети проходят вторую и третью стадия лишь по достижении 7-ми лет. Проводить таинство может лишь епископ, что так же рознится с православной и протестантской традициями.