Когда и где возникло манихейство. Манихейство. Сущность и особенности вероучения. Учение и суть манихейства в свете истории развития религиозных школ

Представляем вниманию читателей новые сведения из истории возникновения манихейства и основные положения версии Мани о происхождении мира, подробно изложенные в его книге «Кефалайа» ("Главы"), недавно изданной в серии "Памятники письменности Востока". Ее появление в книжных магазинах города показывает актуальность разоблачения лжепророка и в настоящее время. Манихейская ересь возникла гораздо раньше, чем родился ее пророк, она исказила и подменила основные понятия зороастрийской религии. В "Бундахишне", пехлевийском тексте, излагающем утраченный авестийский Дамдад-наск, одну из 21-й книги "Авесты", описывается творение мира (как видимого, так и невидимого) Богом-Творцом Ахура Маздой, в то время как злой дух Ангра Манью не участвовал в создании мира, а вторгся в него, разрушив благие творения и создав только дэвов и демонов. По представлениям Мани Ахура Мазда сотворил только мир идей, а Ангра Манью - весь видимый мир как полное воплощение зла, что противоречило основной идее зороастризма [З].

О происхождении Мани и его "миссии"

Манихейство как религиозное течение возникло в III в. н. э. и получило название по имени своего основателя Мани, который считал, что изначально существовала одна единственная религия, но потом она была искажена разными "еретическими толкованиями", так произошли зороастризм, буддизм, христианство, которые соответственно возглавили Заратуштра, Будда и Христос. После них возникла, якобы, необходимость в объединении всех имеющихся религий, в их синтезе, для чего и был послан на Землю с миссией он - Мани. Однако, претендуя на звание мировой религии, манихейское учение стало одной из самых живучих и коварных ересей, распространившихся по всему миру.
Большое влияние на формирование мировоззрения Мани оказало его воспитание в детстве, которое он провел в иудейско-христианской общине. Предполагают, что родился Мани 14 апреля 216 г. н. э. в Вавилонии, во времена падения Аршакидской династии и воцарения в 227 г. Арташира I, родоначальника династии Сасанидов. Мать Мани принадлежала к древнему армянскому роду Камсаридов. Отец был зороастрийцем, но незадолго до рождения сына сменил веру и вступил в иудейско-христианскую общину вблизи города Месена. Члены этой общины вели аскетический образ жизни, не пили вина, были вегетарианцами, очищали пищу водосвятием, придерживались ежедневных ритуальных омовений, за что их называли "омывающиеся" (в переводе с арабского). Другие названия - "элхасаиты" (по имени религиозного деятеля Элхасая) и "баптисты" (греч.). Имевшаяся в общине иудео-христианская литература сыграла значительную роль в становлении личности будущего "реформатора".
Считается, что когда Мани было 12 (или 13) лет, на него снизошло первое озарение. Ему явился "божественный двойник" и призвал его "нести в мир истинную, изначальную, вселенскую религию, возвещая ее всем странам и народам". А когда Мани исполнилось 24 года, он выступил перед общиной со своей первой проповедью, заявив, что "всякая плоть есть скверна, и, поэтому, омовения не очищают тело" . Руководство общины встретило речи будущего лжепророка враждебно. В дошедшем до нас "Кёльнском кодексе" сообщается, что разозленные нападками на уклад общины пресвитеры избили Мани и оттаскали за волосы. После этого он покинул общину со своим отцом и двумя юношами, которые впоследствии стали его учениками, и отправился вверх по течению Тигра и Евфрата, в страну Селевкии - Ктесифона. Оттуда он перебрался на север (в города Гунозак, Хенрикс и Кёнен), а потом в Армению и Иверию.
Так Мани начал свою миссионерскую деятельность. Он вел скитальческую жизнь бродячего проповедника и останавливался преимущественно в иудео-христианских общинах. Его проповеди не везде имели успех, и часто триумфы перемежались с полными провалами, но, тем не менее, у него появляются новые ученики, и он пишет свои книги. В это время он отправил первую миссию во главе со своим отцом Патиком в Римскую Империю, а сам отправился проповедывать в Индию. На обратном пути он посетил царства Туран и Мукран (современный Белуджи-стан) и обратил в манихейство правителя Турана.
К началу 243 г. Мани добился расположения шаханшаха Ирана Шапура I и в течение 10 лет, пользуясь его покровительством, активно проповедовал своё учение по всему Ирану.. В период с 242 по 253 гг. им была написана единственная книга на персидском языке "Шапуракан", где излагались основы манихейской религии и содержались некоторые биографические данные. Затем на Мани и его учение начались гонения как со стороны зороастрийцев, так и со стороны христиан. После разрыва с Шапуром Мани вынужден был бежать из Ирана. Долгое время он находился в опале, но это не остановило его. Он продолжает свою "миссию", несмотря на разоблачения и преследования его главой зороастрийской духовной власти, первосвященником Кирдером.
После смерти Шапура I его преемник Ормизд отнесся к Мани весьма благосклонно, поэтому Мани смог отправиться в свое новое путешествие - по Ассирии. Но и на этот раз фортуна недолго благоволила к "мессии". Через год царствования Ормизда, после его неожиданной смерти, на престол вступил Бахрам I, ревностный зороастриец, который жестко ограничил сферу влияния Мани. По приказу Бахрама I, конечно, не без участия Кирдера, лжепророк был заключен в темницу и, после 26-дневного заключения, там умер. Есть несколько версий относительно обстоятельств его смерти. По одной из них Мани умер после того, как его сковали по рукам и ногам и надели на шею колодки. Согласно другим источникам, Мани был казнен - ему отрубили голову и повесили на воротах Белабада, потом его тело было оплакано и обмыто его учениками, а его вещи - две книги и посох - отправили верующим. Некоторые исследователи утверждают, что перед смертью с Мани содрали кожу, другие - что он был распят. Только манихейские тексты говорят о смерти Мани в тюрьме, а греческие, сирийские и арабские сообщают о его казни по приказу царя. Можно предположить, что скорее всего верна первая версия, так как манихеям не было смысла умалчивать о мученической смерти их учителя. Тем не менее, смерть Мани в тюрьме позволила его ученикам и поклонникам сделать его героем, пострадавшим за свои убеждения, что дало толчок для распространения новой волны манихейства по всему свету.
Дата смерти Мани определяется в разных источниках по-разному: март 274 г. - февраль 277 г., т.е. он прожил около 60 лет. За это время его ере¬тическое учение пустило свои цепкие корни не только в Азии, но и в Европе и Африке.
Перед смертью Мани удалось отдать последние распоряжения, он поставил во главе своей церкви Сисинния, правившего после него 10 лет. Позже во главе манихейства оказался другой ученик Мани - Иннай. Сообщается, что он вылечил царя от неизлечимой болезни, чем заслужил к себе благосклонность, таким образом манихеи получили временную передышку.
Некоторые исследователи, ссылаясь на "Деяния Архелая", предполагают, что Мани был "вольноотпущенником вдовы" (в прошлом - блудницы) и стал проповедником, унаследовав книги еретического содержания от двух проповедников, которые хотели взлететь в небеса, но не смогли и разбились. Мани (иногда его называли Манес, а настоящее имя его было Курбик) переделал "Речения Христовы" и объявил себя "апостолом Христа", повсеместно распространяя свою ересь. Его общины в народе назывались "сектами вдовы". Однако убедительных доказательств этих фактов из деятельности Мани не сохранилось.
Пик распространения манихейства на Западе датируется IV в. В это время манихейские общины существовали в Северной Африке, по всей Малой Азии, в Греции, Иллирии, Италии, Галлии и Испании.
В Египте первыми манихеями были Паппос (ученик Мани) и Фома (автор ряда псалмов). С начала IV в. манихеи очень активизировались в городах Ликополь (современный Асьют) и Гипсела. Главой египетских общин был Аортоний. В V в. манихейство в Египте сошло на нет, и члены манихейских общин перешли в ортодоксальное христианство.
В V-VI вв. в манихейской церкви произошел раскол, но несмотря на это, она продолжала существовать на протяжении всего правления Сасанидов, с центром в Вавилонии. С VI в. манихейство в Европе начало приходить в упадок в связи с репрессиями.
К концу VIII в. манихейские общины оставались только в Северной Африке и на востоке Сасанидской империи. Дольше всего манихейство продержалось в Центральной Азии, где его возглавил Мар Аммо, хорошо знавший парфянский язык. В VП-VШ вв. с завоеванием Китаем Восточного Туркестана согдийские купцы принесли манихейство в Китай. В 763 г. был обращен в манихейство глава государства уйгуров Бегю-хан, и ханским указом манихейство было объявлено официальной религией степной империи уйгуров, где оно просуществовало до завоевания киргизами (до 840 г.). В Х в. центр манихейства переместился в Самарканд.
С середины IX в. начались антиманихейские преследования в Китае. Императорский указ 1120 г. гласит о разрушении манихейских храмов. В Восточном Туркестане манихейство продолжа¬ло существовать до XIII в., а в Китае - до XIV в., после чего манихейские общины в Китае адаптировались и стали буддийскими или даосскими. Две манихейские книги даже вошли в даосский канон.
Согласно свидетельствам, манихейская община состояла из 5 рангов: учителя, епископов, пресвитеров, избранников и слушателей (рядовых верующих). Избранниками могли быть и мужчины, и женщины, но они жили в раздельных монастырях, давали обет безбрачия, не имели собственности и не могли заниматься мирскими делами (земледелием, ремеслом, торговлей). Манихейство, таким образом, искажало жизнеутверждающую основу зороастризма, потому что согласно зороастрийским обычаям каждый здоровый человек должен был вступить в брак, иметь семью и потомство. Особо почитались священные профессии, такие как кузнец, землепашец, ремесленник.
Члены манихейской общины молились, соблюдали посты, переписывали книги. Как пресвитеры, так и избранники могли быть проповедниками. Существовали манихейские храмы или молитвенные дома, где собирались верующие слушать проповеди и молиться. Манихейский канон состоял из 7 книг, написанных на арамейском языке.
В начале XX в. во время археологических раскопок в Восточном Туркестане (ныне территория Китая) было обнаружено множество рукописей на среднеперсидском, парфянском, согдийском, уйгурском и китайском языках, которые включают в себя фрагменты из манихейских текстов. Эти рукописи относятся к VIII в., т.е. расцвету центрально-азиатского манихейства.
В 1928 г. немецкий ученый К. Шмидт случайно приобрел в Палестине рукописную книгу "Кефалайа" ("Главы"), написанную на коптском языке, что указывает на ее происхождение из Верхнего Египта. Шмидт установил, что жители селения близ города Асьют продали папирус торговцам. Позже книга была приобретена Берлинским музеем. Папирус датируется IV в., т.е. от времени жизни Мани его отделяет самое большее 100 лет.
Рукопись "Кефалайа" является одним из самых древних манихейских текстов. В нее входят 122 главы, в которых излагаются манихейские воззрения на создание мира и дальнейшее его развитие, а также приводятся основные заповеди для манихейских "праведников". Изложение ведется от лица Апостола, которому ученики задают вопросы. В роли Апостола выступает сам Мани - "единственный, самый истинный пророк".

Основные положения манихейского трактата "Кефалайа"
и их отличие от зороастрийского учения

Создание мира

Претендуя на роль пророка мировой религии, Мани искусно соединил в своем учении основные положения различных религий: так, из зороастризма он взял понятия о добре и зле и исказил их; из буддизма - закон перевоплощений; из христианства - необходимость покаяния и из вавилонской астрологии - устройство небесной сферы. Сплав различных религиозных веяний был отшлифован им с виртуозным мастерством. Характерные черты этого еретического учения можно отследить по дошедшей до нас книге "Кефалайа". От страницы к странице автор настойчиво проводит свою основную идею - о смешении Света и тьмы. Добра и зла как принципе устройства нашего мира.
По мнению Мани, изначально во Вселенной были две равные силы - Свет и тьма. Они располагались, не соприкасаясь, вертикально друг к другу: Свет - в высоте, а тьма - в бездне. Творения Света были духовны и нематериальны. К ним относились миры богов и ангелов. Основой же тьмы была Материя (иногда она называется грехом или помыслом смерти). Все творения ее были агрессивны, безобразны и смертны. Потом непреодолимая граница между Светом и тьмой была нарушена вследствие того, что тьма "позавидовала" Свету и решила его захватить:
"Мрак повел борьбу со Светом, желая царствовать над сущностью, которая ему не принадлежала; он разделил Свет. По такой великой необходимости от Отца Величия вышла сила, т.е. Первочеловек, он облекся во всеоружие Света, смирил всего неприятеля и распял его в пяти стихиях светлых, они же - всеоружие Света остались в бездне, смешавшись с пятью стихиями мрака" . Так Мани распял мрак в пяти стихиях светлых, а Свет смешал со стихиями мрака. В результате смешения возник наш мир, в котором Материя взрастила свои плоды. Не дозревшие из них и сброшенные на Землю, так называемые "выкидыши", стали прародителями Адама и Евы, от которых произошли другие люди. Человек при этом стал орудием смешения Добра и зла.
По зороастрийскому мифу, изложенному в "Бундахишне", Хормазд был высшим по своему всеведению и доброте, пребывал вечно в Бесконечном Свете. Ахриман же, медленный в понимании, чья воля была направлена на разрушение, был погружен в Бесконечную Тьму. Между ними была Пустота, называемая Вайю, но на этой границе Бесконечный Свет и Бесконечная Тьма были конечны. Ахриман, восстав из глубин тьмы, вышел к границе и увидел свет Хормазда, который в своем всеведении знал, что Ахриман нападет на его мир. и предложил ему договор на девять тысяч лет, назначив время битвы. Ограничив срок, Хормазд был уверен, что таким образом сделает Ахримана бессильным. Он произнес молитву «Ахунвар» и показал Духу Разрушения свою конечную победу, его бессилие, уничтожение демонов, воскрешение. Последнее Тело и освобождение мира от зла навечно и навсегда. Услышав молитву, Ахриман упал во тьму на три тысячи лет, и только после этого он проник в мир Хормазда. осквернив его благие творения, в том числе первочеловека Гайомарта, из семени которого возникли люди. Ахриман оказался пойманным в ловушку материального мира до конца времен [З]. Очевидно, что Мани в основе своей теории создания мира использовал зороастрийские мифы, исказив их глубокий смысл.
Душу Мани соотносит со Светом, а тело - с мраком, т.е. тело, якобы, захватило душу и влечет ее "к злым делам, ко всем грехам страсти, к идолослужению, к лжеучениям заблуждения, к унижению рабства, и она постоянно служит вещам преходящим, служит зверям, нечистым и грязным, которые уродливы видом и обличьем. Она облачилась в заблуждение и забвение, забыла свою сущность, род и корень, не ведая мрат молитвы и призывов к Нему, стала враждебна Отцу своему небесному, презрела и отвратилась сама от себя, она зла, возлюбила Мрак и не желает обратиться к собственному Свету" . Таким образом, душа у Мани осквернена и полностью подчинена телу, греху.
Зороастрийцы же считали, что душа и тело едины, а к телу относились, как к "храму духа". Человек по своей природе - духовная сущность, его душа и тело сотворены Хормаздом, душа - Фраваши - предсуществует телу. В начале творения Хормазд созвал совет с Фравашами всех людей, и он знал, что если они согласятся спуститься на Землю, чтобы вести борьбу со злом, то это обеспечило бы ему победу над Ахриманом [З].
Во главе материального мира Мани ставит "пятиликого", образ которого он описывает так:
"Пять подобий есть в его теле... голова облика львиного, что возникла из мира Огня. Его крылья и плечи - облика орлиного, по подобию сынов Ветра; его руки и плечи - демонические, по подобию сынов мира Дыма; его туловище - образа драконье, по подобию мира Мрака. Его хвост - образа рыбьего, принадлежащего к миру
сынов Воды... Он понимает язык своих сил, хотя его сердце скрыто от них... Он владеет заклинаньями и знаками своей волшбы; его тело так крепко, что никакие рога, зубы и когти его сил не могут проткнуть его, никакое тело железное или медное не может ничего сделать с ним, и невозможно его разрушить, ибо он сделан и сотворен из жестокосердного суждения Материи, матери демонов и дьяволов" .

На рисунке крылатый бог Айон - Зерван с львиной го¬ловой,
человеческим телом и змеей, стоящий на Мировом шаре.

Вероятно, этот зловещий образ Мани изобрел по аналогии с обликом, приписываемым зороастрийскому Зервану, изображавшимся как мифическое существо с головой льва, крыльями орла и телом человека, обвитым змеей. Он символизировал власть на Небе и на Земле, обладал мудростью змеи, силой льва, меткостью и стремительностью орла. Он был во всем и вне всего. Зерван - это изначальная точка Вселенной, и только ему дана возможность творить миры. Он включает в себя понятие Времени, Пространства и мировой эволюции. Он же, Зерван, согласно зороастрийским преданиям, произвел двух братьев, которые должны были творить два мира -видимый и невидимый, но один из них, Ангра Маныо, в результате своего сомнения не стал участвовать в творении, поэтому Ахура Мазда взял на себя задачу создания двух миров. В "Бундахишне" описывается, что Ахура Мазда создал материальный мир как орудие против Духа разрушения. Таким образом, оба мира - видимый и невидимый - принадлежат Богу-Творцу Ахура Мазде, а зло в материальном мире присутствует временно и будет побеждено. Человек же призван своим выбором Света и Добра помочь Ахура Мазде очистить мир от тьмы и зла [З].
У Мани силам Света принадлежит только мир идей, а всем материальным миром владеет тьма, т.е. Добро и зло противопоставлены, таким образом его взгляды не соответствуют зороастрийскому представлению о мире, как благом творении Хормазда, в которое внесено искажение Ахриманом. В зороастризме второе начало не противопоставляется первому, а рассматривается как его искажение, т.е. зороастризм - монотеистическая религия, а манихейство признает и Бога, и дьявола. В манихействе тело человека служит дьяволу, тогда как в зороастризме бессмертная душа человека соединяется с его телом в единое гармоничное целое, которое будет восстановлено в последнем Воскрешении.
В каждом умозаключении Мани понятия Света и тьмы смешаны, Свет почти всегда осквернен тьмой или находится в ее власти, а светлая душа находится во власти "темного" тела. Манихеская доктрина расценивается в зороастризме как ересь, она служит питательной почвой для возникновения различных форм аскетизма и мистицизма.

Устройство небесной сферы

Апостол, он же Мани, поведал своим ученикам, что 12 знаков Зодиака, слуг материи, и 5 звезд - "враги и противники друг другу, они грабят и убивают друг друга действием великого Мастера, создавшего все миры... Они произошли из пяти миров Мрака, связаны с сфере"... Они - "зло не в сфере, но сами по себе, ибо творят всякое зло и злодейство в мире - как в древе, так и в плоти" .
В зороастрийской астрологии 12 знаков Зодиака рассматриваются как число закона для Земли, они несут проявление Божьей благодати и любви, с которой может соприкоснуться каждый человек. Планеты же, как и все творения Хормазда, были осквернены Ахриманом, поэтому они двойственны по природе, их циклы искажены по сравнению с изначальными, и люди из-за них попадают в ловушки Ахримана, поддаваясь на искушения.
В главе "О теле - что оно устроено по подобию мира" , Мани соотносит различные части тела со стихиями и знаками Зодиака, печень у него подобна "Переправе Огня", а "плоть - переправа Тьмы", знак Льва - желудок, знак Девы - сердце. И здесь Мани искажает зороастрийскую астрологическую традицию, в которой знаки Зодиака проецируются на тело человека, начиная с головы, относящейся к знаку Овна, а знак Льва проецируется на область сердца, знак Девы связан с кишечником.
Болезни у человека, по мнению Мани, возникают в результате столкновений в его теле господствующих архонтов (темных сущностей):"Восемьсот и сорок мириад главенствуют в теле человека, когда они сталкиваются друг с другом, ... губят друг друга" .
Зороастрийская традиция рекомендует человеку воздерживаться от совершения грехов, тогда его тело будет здоровым. Зороастрийская мораль выражается в трех словах – humat, hukht и huvarst - добрые мысли, добрые слова и добрые дела, и величайшее из них - добрые дела [З].

Взгляды Мани на развитие мира и место человека в нем

По манихейским заповедям человек истинной веры не должен задерживать пребывание жизни на Земле, чтобы спасти свою Душу и после смерти взойти к Свету. Материя борется за душу че-ловека и стремится удержать ее в мраке. Для этого 12 духов заблуждения спускаются со знаков Зодиака и поселяются в душах людей. Если человек не преодолеет заблуждений, его душа не возносится после смерти, а снова возрождается, но в другом теле. А отъявленные грешники идут в геенну огненную, где будут пребывать до конца мира.
На протяжении всей истории Свет освобождается от смешения и возносится ввысь, а остающийся Свет в душах людей все время дробится, т.к. человеческий род плодится, и Света становится все меньше и меньше. Перед концом мира его останется так мало, что грешники одержат верх над праведниками. Тогда "Помысел жизни" соберет остающийся Свет воедино и сделает из него "Последнее изваяние", которое вознесется ввысь. Для уничтожения материального мира после этого будет послан Огонь. Божества будут судить людей. Души грешников - мужчин и женщин будут разделены и никогда не смогут больше воссоединится. Согласно утверждениям Мани, главная задача для истинного праведника состоит в том, чтобы поскорее покинуть этот мир. А значит, нельзя вступать в половые отношения и участвовать в деторождении. Также грешно заботиться и о материальном преуспевании. Мани считал, что основной рычаг развития и процветания материального мира - это зависть. Именно она движет людьми, толкает их на неблаговидные поступки, тормозит уход из этого мира.
Фактически, манихейская зависть подменяет собой творческую силу Создателя. С точки зрения зороастрийской этики, забота о материальном благополучии - одна из главных задач праведного человека. Отношение к жизни у зороастрийцев таково, что они считают ее Божественным даром и стараются прожить достойно. Аскетизм не поощряется в зороастризме. Согласно пехлевийским текстам, первый долг зороастрийца состоит в исповедании Религии, второй долг - в том, чтобы жениться и продолжить свой земной род. Живя в согласии с добрыми делами, не участвуя в грехе, праведный человек способствует очищению мира от скверны [З].
Манихейство видит в отношениях мужчины и женщины только грех. Один из принципов манихейской ереси - уничижение того, что хорошо с точки зрения разумного человека, и возвеличивание того, что дурно. Так. например, в главе "О человеке, безобразном телом и прекрасном своей душой", лжепророк сравнивает "плешивого, кривобокого, скрюченного в пояснице, но безупречного своей праведностью человека" с "мечом крепким, изъеденным временем", его душу он уподобляет жемчужине, а святую церковь - сбор¬щику этих жемчужин". "Плоть человеческая, -пишет он, - подобна пене и скорлупе" .
Восхваление ущербности противоречит зороастрийскому отношению к телу человека, которое является истинным зеркалом его внутренней сущности, а знаки и меты на теле (сигнатуры) позволяли зороастрийцу правильно понять свои собственные духовные недостатки, чтобы исправить их. Зороастрийцы не доверяли человеку со знаками антихварны на теле, т.к. он в большей степени подвержен искушению и может заблуждаться. Такого человека не могли бы поставить во главе религиозной общины, поскольку ошибаясь сам, он мог сбить с истинного пути многих людей.
По воспоминаниям современников, сам Мани имел весьма неприглядный вид. Он был рыжим, прихрамывал и косил на один глаз. Все эти отличия считаются знаками антихварны в зороастризме, рыжеволосость является признаком внутренней агрессии, хромота говорит о дурной наследственности, а косоглазие предупреждает о вседозволенности. Все эти качества проявлены у Мани, сквозят в его гладко закамуфлированных фразах,очень проникновенных, но и очень опасных.
Пытаясь создать универсальную религию, ловкий комбинатор Мани перетасовал многие понятия, как карты, и, используя красочный, эмоциональный слог, навешивал новые ярлыки на старые прописные истины.
Настораживает также рассуждение Мани о мудрости, которая важнее для него. когда она "на устах", а не только в сердце человека, ибо мудрость, по его мнению, "подобна младенцу во чреве матери" и, если она скрыта в сердце, то подобна срубленному дереву, в котором заключен внутренний свет. Чтобы увидеть огонь, нужно зажечь дерево .
Однако, мы прекрасно знаем, что можно говорить много "мудреных" слов, а внутри себя лелеять змеиные мысли. Если вдуматься в сравнение Мани, то становится понятным, к чему призывает "истинный пророк". В зороастризме дерево олицетворяет род, связь с Фравашами, предками. И получается, по словам Мани, чтобы проявить мудрость в сердце, нужно сжечь дерево, а значит, уничтожить род человеческий, а потом посмотреть, что из этого получится. Так, Мани вводит человека в заблуждение, навязывая ему порочные действия, дезориентируя.
Образ дерева, дающего плоды в зависимости от среды обитания, проходит через всю книгу. Мани приводит в пример финиковую пальму, которая произрастала в плохом месте и не давала плодов, а другая на плодородной почве принесла замечательные плоды. Вспомним теперь, на какой почве прошло детство самого Мани, как он выступил против своих воспитателей.
Не внушает доверия и его умозаключение о прошении грехов. Мани считал, что грешить можно, после покаяния грехи прощались на 4/5, и только за одну пятую нужно было расплачиваться. Он пишет: "Каждому человеку, если он принял надежду и веру, отделил свет от мрака, уразумел тайны Души живой,... и просит отпущения грехов у Разума света - знайте: все первые грехи, которые сотворил он с того дня, когда родился, до того дня, когда принял надежду Божью и отвратил сердце свое от всех лжеучителей и плодов заблуждения, полностью отпускаются ему, и не за них спрашивается с него отныне, и он не получает воздаяния за них" . Но если же он снова будет грешить, тогда зачтутся ему все его грехи, прежние и дальнейшие: он получит воздаяние за все это, ибо "Бог дает раскаяние и отпущение грехов за неразумение". А кто упорствует в грехе - тот будет сброшен в геенну и пойдет к гибели" .
Мани считал, что зло в мире необходимо для того, чтобы лучше проявилось добро, только через зло можно наиболее полно осознать добро. С зороастрийской точки зрения добро присуще этому миру, а зло лишь его искажение. В зороастризме считается, что незнание законов не освобождает от ответственности, и что за все содеянное человек должен будет расплатиться после смерти, когда на мосту Чинват беспристрастные судьи взвесят его добрые и злые дела. Если перевесят добрые дела, то душе позволяется пройти по мосту и попасть на Небеса. Если злые дела в его жизни перевешивают, то мост становится узким и душа падает в ад. Поэтому для зороастрийца важно не участвовать в злых делах, а не грешить и потом каяться. Это усиливает значимость проявления свободной воли, выбор человека в каждом его воплощении.
Одно из характерных качеств лжепророка - его стремление к самовозвеличиванию. Это качество налицо у Мани, возомнившего из себя "мирового мессию". В главе "О господе Мани, как он царствовал", он называет себя "наш господь и Светоч светлый". Однако, несмотря на это, он прекрасно понимает, что народ отторгает его, как чужеродную для себя частицу. Подводя плачевный итог своей деятельности, он пишет: "Я, Мани единственный, пришел в мир, чтобы проповедовать Слово Божье и исполнить здесь Его волю благую, данную мне. И вот - мне, Мани единственному, не позволили свободно говорить в мире, чтобы проповедовать, обрести освобождение и исполнить волю благую, данную мне, но я исполнил волю Таинства, которую проповедовал в истине живой. Ибо мир любит Мрак (и ненавидит) Свет, потому что дела его злы; а я пришел, чтобы исполнить волю Света и распространить истину повсюду, как заповедано мне. И вот - мир притесняет меня в своей ненависти, клевещет на меня в своих лжеучениях, мне не дают места в нем, чтобы говорить, хотя я - Мани единственный" .
Зороастрийцы относятся к Мани как к "одному из предтеч Антихриста" и используют манихейские постулаты в качестве универсального критерия для оценки того или иного учения путем сравнения их основных положений . Трактат Мани о создании мира - "Кефалайа" - наиболее яркий образец религиозных ересей уходящей эпохи Рыб.

Последователи Мани - кто они?

Лжеучение Мани оказалось очень живучим, оно существует уже около двух тысячелетий и находит своих последователей и сейчас. В их числе были маздаки (конец V - начало VI вв.) в Сасанидском государстве. Руководителем этого движения был Маздак - Бамбад. Многие его идеи были позаимствованы из манихейства, маздакам также свойственны пессимизм и аскетичность. Однако, они выступали за активную позицию в переустройстве существующего мира. Понятия добра и зла у них заменялись революционными терминами, такими как "социальная спра¬ведливость" и "неравенство людей". Маздак призывал к насильственному уничтожению социального и имущественного неравенства, требовал общности имущества (в том числе и женщин), уравнительного пользования им. Все это было названо "братской любовью". Маздака поддерживали не только крестьяне и ремесленники, но и более зажиточные слои населения. Подобно тому, как Мани добился благосклонности у Шапура, Маздак также попал под крыло власть имущих. С приходом к власти Хосрова "Аноширвана", решительно защищавшего зороастризм как государственную религию, маздакистское движение было подавлено, а сам Маздак казнен (по одной из версий - закопан в песок головой вниз, ногами вверх), но его влияние продолжало ощущаться в различных сектах, возникавших в период принятия ислама.
Манихеи глубоко повлияли на исламских мистиков, оставили след в христианстве. Во времена Средневековья манихейство потеряло свое название, но не утратило своей сущности, отдельные его положения встречаются и сейчас во многих учениях.
Считая материю порождением дьявола. Мани открыто призывал к разрушению материального мира, к умерщвлению своей плоти. Среди последователей манихейства известны случаи массовых самоубийств. К манихеям такого типа можно отнести нетрадиционные культы современности, например, печально знаменитое движение буддийского толка, представленное Аум Синрикё Учение Истины Аум, имеющее в России самое большое представительство. Его руководитель - слепой проповедник Сёко Асахара, японский предприниматель, находился под следствием по подозрению в подготовке массовых убийств с помощью специально изготовленного организацией отравляющего газа. Тоталитарный характер этой секты, идея убийства для выхода из этого мира, оказание тяжелого подавляющего воздействия на людей - все это отклики истории начала нашего тысячелетия.
Другой пример последователей Мани - мунитская организация "Церковь унификации", основателем которой является Сан Мюн Мун, дважды судимый. В 1954 г. в Южной Корее Мун провозгласил новую религию. Согласно его учению, Бог един для всех наций и религий, и настало время создать универсальную, объединенную церковь. Пророком и мессией нового века Мун объявил себя. Муниты называют своего руководителя "преподобным" и "божественным". Существует даже культ Муна. "Церковь объединенная" превратилась в мощнейшую и богатейшую финансовую империю. Укрепляя свое влияние, она занимается благотворительностью. Ее приверженцы утверждают, что их сообщество подобно большой семье. Они живут общинами, ведут пропаганду среди молодого поколения, у них очень распространены браки внутри общины. Муниты жертвуют общине деньги и имущество. Личность в мунитской общине полностью контролируется.
Однако не только эти организации в настоящее время поражены вирусом манихейства. Множество религиозных течений и оккультных направлений имеют аналогичную природу. Пользуясь весьма благовидными лозунгами, они пытаются сбить людей с истинного пути и навязать им ложную призму восприятия мира. Особую опасность они представляют для молодежи, которая не имеет достаточного опыта и знаний. Всегда следует помнить, что красивая приманка может скрывать за собой зловещую воронку, где слишком доверчивые легко могут потерять свою свободу.
Для любого современного человека, имеющего хотя бы общие понятия об астрологии и небесной механике, отчетливо виден манихейский камуфляж в воссозданной Мани картине устройства мира, он разоблачает сам себя. Только слепой может не видеть абсурдности его системы. Однако, несмотря на это, "слово Мани" не умерло. Издаются его книги. У Мани много последователей, но они не говорят прямо о своем духовном родстве с ним. Разные маски, разные лики, но сущность одна - не истина движет ими, а ложь и корыстные цели. Так как они являются проводниками темного мира, он питает их своей разрушительной энергией.
Подобно спруту, манихейство проникало вглубь истории, обволакивало умы доверчивых душ, видоизменяясь и пряча свою истинную сущность. Последователи Мани в современном мире приспосабливаются, оправдывая свои философские и социально-политические воззрения, но почти всем новоявленным реформаторам приходится пользоваться его приемами. Быть защищенными от них и противостоять им можно, только обладая обширными знаниями, стойкой нравственной силой и крепкой верой.

Литература
1. Ван-дер-Варден Б. Пробуждающаяся наука. Рождение астрономии. М.: Наука, 1991.
2. Глоба П.П. Живой огонь. М.-Л., 1996. 302 с.
3. Зенер Р.Ч. Учение магов. М., 1993. 96 с.
4. Кефалайа ("Главы"). М.: Восточная литература, 1998.512с.
5. Кулаков А.Е. Религии мира. М., 1996. 350 с.

Содержимое:

Считается, что основатель манихейства - вероучения, долгое время бывшего серьезным противником христианства - родился в 216 г. в Вавилонии, в местечке Мардину, близ Ктесифона. Подлинное его имя было Сураик, сын Фатака. Принятое же им позже священническое прозвание Мани значило «Дух» или «Ум».

Пишут, что он был сыном вавилонянина и знатной женщины из парфянского рода Камсаракан. Его отец, первоначально правоверный зороастриец, переменил свою религию, пристав к секте крестильников (члены этой секты считали подлинным Христом Иоанна Крестителя, а Иисуса отвергали как обманщика). В их учении первоначально воспитывался и Мани, но еще в отрочестве оставил его, как он писал потом, по прямому указанию явившегося к нему ангела.

С детства он живо интересовался религиозными вопросами и испытал влияние многих вероучений. Как видно из дальнейшего, он хорошо знал христианство, брахманизм, буддизм и учение гностиков. Однако основой его собственной религиозной системы оставался зороастризм (хотя и в значительной степени переработанный).

Свою публичную деятельность Мани начал в очень молодые годы - в 238 г. при основателе Саса-нидской державы шахиншахе Арташире I. Согласно преданию, он отправился сначала в Индию, где основал первые общины адептов манихейства. Затем он возвратился на родину и обратил в свою веру сасанидского принца Пероза - брата нового персидского царя Шапура I. В 241 г., в день коронации, он был благосклонно выслушан самим шахиншахом и получил разрешение проповедовать свою религию в Иране.

Религия манихейства

По учению Мани, изложенному, согласно традиции, им самим в семи сочинениях (написанных по-арамейски), искони существовала некая Высшая Истина. Однако в своей очевидности и насущности она являлась в мир лишь время от времени, когда приходили Посланники, открывающие ее людям.

До Мани эта Истина передавалась в разных формах и всегда была лишь частичной и, следовательно, ущербной. Среди предшествующих ему посланников Мани называл Адама, Еноха, Ноя, Авраама и некоторых других библейских пророков. В гораздо более полной форме она была преподана Заратуштрой, Буддой и Иисусом Христом. Но их роль проявлялась лишь на локально ограниченных пространствах:

  • Будда проповедовал на Востоке
  • Заратуштра - в Иране
  • Иисус Христос - на Западе

Их задачей было подготовить человечество к полному откровению, которое как раз и должно открыться через высшее и главное звено в цепи Небесных Посланников - через Мани - апостола всего поколения современных людей, посланного проповедать Истину всей ойкумене.

Свет Истины, несомый Манихейством

Свет Истины, несомый манихейством, в отличие от той, что была сообщена его предшественниками, целостен, абсолютен, ничем не затемнен и потому совершенен. Сам Мани называл свое учение печатью (то есть завершением) всех откровений, а себя объявлял тем утешителем, которого обещал прислать Христос согласно Евангелию от Иоанна.

В чем же заключалось открытая им Истина? В своем вероучении Мани исходил из того положения, что окружающий нас мир есть арена жестокой борьбы двух начал: добра и зла, или, что то же самое, света и тьмы. Мир света он связывал с духовным началом, а мир зла и тьмы - с материальным.

Однако, писал он, природа света «проста и истина», следовательно, она не имеет никакого отношения к противоположному свойству зла или тьмы. Поскольку же зло несомненно существует, не вытекая из добра или света, значит, оно должно иметь собственное начало. Поэтому следует признать два безусловно самостоятельных первоначала, неизменных в своем существе и образующих два отдельных мира.

Область света или благого бытия имеет своим первоначалом Отца Света. Его среда есть «светлый эфир», а его царство есть рай, или «земля света». Этот Отец Света может проявляться в четырех формах:

  1. В форме Божества
  2. В форме Света
  3. В форме Силы
  4. В форме Мудрости

Светлый эфир нематериален и является носителем пяти умственных свойств:

  1. Спокойствия
  2. Знания
  3. Рассуждения
  4. Тайны
  5. Понимания

Земля света имеет пять способов бытия:

  1. Воздух или благотворное веяние
  2. Ветер или прохлада
  3. Согревающий огонь

Созданием и носителем светлых и добрых сил является высшее деятельное существо - Христос, или Небесный Адам.

Напротив, в царстве смерти, тьмы, зла и материи правит Царь Тьмы. Он связан с темной землей, которая также имеет пять способов бытия, противоположных земле света:

  1. Яд или зараза
  2. Бурный вихрь
  3. Туман
  4. Пожирающее пламя

В услужении у Царя Тьмы находятся мириады демонов, причастных к хаосу, смешению, возмущению и вообще крайне агрессивных. В противовес Христу все элементы темного царства собрались воедино для создания Сатаны - своего рода Адама Тьмы.

Процесс миротворчества начался с того, что Сатана устремился за пределы своего царства в область света. Против него выступил Христос. Схватка между ними была драматичной и чрезвычайно ожесточенной. После долгой борьбы Христос оказался побежден темными силами и на какое-то время увлечен на самое дно ада.



Светлым силам, впрочем, удалось в конце концов освободить его, но светлые элементы, составлявшие его вооружение и одежду, оказались смешанными при этом с элементами темной области и образовали вместе нечто вроде первобытного хаоса. Эти частицы света, взятые в рабство материей, образуют Страждущего Христа. А та часть света, которая была освобождена, образовала Бесстрастного Христа. Своей силой он обитает на Солнце, а своей мудростью - на Луне.

Отец Света поручил Своим ангелам отделить светлые элементы от тьмы. Но из-за противоборства Царя Тьмы сделать это сразу не удалось. В результате сложной борьбы с враждебными демонами возник окружающий нас мир. Творениями светлых сил в нем являются Солнце и Луна, которых стали высасывать из этого мира частицы небесного света и отсылать их в высший Райский мир.

Сатана, заметив освобождение частиц света, решил собрать все имеющиеся в царстве тьмы частицы Страждущего Христа в одно место и заключить их в материю. Для этого он сотворил первого человека Адама. Частицы света были сосредоточенны в одном месте и составили его разумную душу.

Чтобы последняя не узнала о своем духовном происхождении, Сатана запретил человеку вкушать от древа познания. Но Бесстрастный Христос, явившись на землю в образе змея, научил Адама вкусить от древа познания, и человек узнал таким образом о своем происхождении. Чтобы затмить это создание, Сатана задумал раздробить разумную душу. Из материи и оставшейся еще небольшой части света он сотворил жену Адама Еву, в которой, по незначительности света, имела перевес материя.

Ева была создана для того, чтобы совратить Адама к чувственному наслаждению. Вопреки предупреждениям Христа, который заповедовал Адаму воздерживаться от желаний своей плоти, тот уступил обольщению Евы и пал. От брачного союза с нею родились дети, от последних народились новые поколения людей; при этом разумная душа, разделяясь по отдельным личностям, стала дробиться на все более мелкие частицы, которые Сатане удобно удерживать в материальных телах как в темницах.



На этом сложном мифологическом основании строилась этика манихейства. Мани учил, что человек есть арена борьбы темных и светлых сил. Целью его существования должно стать освобождение плененных плотью светлых элементов его души и воссоединение с Отцом Света. Эти элементы, однако, не могут быть просто «взяты» Отцом Света из этого мира, поскольку должны «искупить» свое падение.

Искупление должно совершиться человечеством на пути нравственного совершенствования и постепенного преодоления в себе греха. Процесс этот долгий и трудный. Оскверненная, грешная душа не может обрести освобождения после смерти и обречена на новые рождения в оковах плоти.

Поэтому ей суждено вновь и вновь возрождаться в этом мире страданиях и муках. И она будет пленницей этого мира до тех пор, пока ей не откроется Истина о самой себе. Для разъяснения этой Истины как раз и приходили все предшествующие Посланники, наиболее значительным из которых был Иисус.

Иисус с призрачной видимостью человека

Все манихеи должны были следовать строгим нравственным предписаниям. Истинный праведник не мог лгать, нарушать клятвы, свидетельствовать за злонравного человека, возводить гонения на невинного, вызывать неприязнь к кому-либо или к чему-либо путем распространения разных басен, не мог заниматься колдовством и волхованием. Ему надлежало поститься определенное количество раз в году и периодически исповедоваться перед главами общин. Таковы были заповеди для мирян.

«Избранные», то есть священники, кроме того, должны были воздерживаться от мясной пищи и хранить безбрачие. Им также вменялось в обязанность молиться за мирян («слушателей»).

Манихеи молились Солнцу и Луне

Подробности богослужения манихеев известны лишь в общих чертах. На молитвенных собраниях они исполняли особые гимны, сопровождая их музыкой и чтением книг Мани. Культ был очень простым. Не существовало ни жертвоприношений, ни изображений богов.

Четыре раза в день верующие обращались с молитвой к солнцу и луне, которые не считались богами, но почитались как видимые проявления света. Из обрядов манихеи совершали крещение, причастие и особое таинство «утешения» перед смертью, включавшее отпущение грехов.

Несмотря на то, что манихейство очень древняя религия по сей день можно найти последователей этого древнего учения, как на его родине в Иране, так и по все у миру.

История постоянно сталкивается с различными религиозными течениями, вытекающими из христианского учения, которые так или иначе его искажали. Основоположники таких философских школ считали себя просвещёнными посланникам Божьими, которым дано владеть истинной. Одним из таких был Мани. Он стал родоначальником сильнейшей в своё время философской школы манихейства, которое завладело умами большого числа людей, несмотря на несколько сказочные и детские взгляды на бытие.

Зарождение учения как ереси в христианстве

Религиозно-философское учение под названием "манихейство" , широко распространившееся в своё время на Востоке и Западе, существовало скрыто, видоизменялось и в таких формах существует по сей день. Был период, когда считали, что манихейство - это христианская ересь или обновлённый парсизм.

Одновременно есть авторитеты, такие как Гарнак, которые признают это течение самостоятельной религией, ставя его в один ряд с традиционными мировыми верованиями (буддизм, ислам и христианство). Человек, который основал манихейство, - это Мани, а место его происхождения - Месопотамия.

Распространение

Постепенно это направление на протяжении всего IV века распространялось по Средней Азии, вплоть до Китайского Туркестана. Особенно оно утвердилось в Карфагене и Риме. Но и другие культурные центры Запада влияние манихейства не обошло стороной. Известно, что Иппонийский был членом данного философского общества на протяжении десяти лет, пока не принял христианство. Даже при том, что доминирующей религией Востока было мусульманство, философия Мани имела там последователей на протяжении долгих веков. После её искоренили. На Западе и в Византийской империи ей не дали существовать в качестве независимого религиозного направления и подвергли жестокому преследованию.

Гонения и тайные общины

В результате такого положения религия смогла сохраниться только в виде тайных общин под разными названиями. Именно стали поддерживать новые еретические течения, проникшие в XI и XII столетиях в Европу с Востока. Все гонения, которым зороастризм и манихейство подверглись на Востоке и на Западе, не смогли помешать развитию этой философии. Она разрослась в павликианство, богомильство и после, уже на Западе, преобразовалась в еретическое течение альбигойцев.

Учение и суть манихейства в свете истории развития религиозных школ

Манихейство можно трактовать как трансформированный зороастризм, в котором достаточно много примесей других философий, от древнеиранских до христианских. По части дуалистических взглядов эта философия напоминает гностицизм, который представлял мир как две борющиеся друг с другом силы - силы света и темноты.

Эту отличную от других философий идею исповедует манихейство, гностицизм и ещё некоторые религиозные школы. Для гностиков Дух и материя - два крайние выражения бытия. А вот Мани определяет своё учение в религиозно-историческом положении как завершение всех откровений, или печать. Он говорил о том, что учение доброте и мудрости приходило в мир непрерывно в виде разных учений через Божьих посланников.

В итоге пришла философия «манихейство» . Другие свидетельства говорят, что основоположник называл себя тем самым утешителем, которого Христос обещал в «Евангелии от Иоанна».

Учение Мани (и манихейство) отталкивается от такого мнения: наша реальность есть смешение двух главных противоположностей — добра и зла, света и тьмы.

Но природа Истинного Света едина и проста. Поэтому она не допускает никакого положительного снисхождения к недоброму. Зло не вытекает из добра и должно иметь собственное начало. Следовательно, нужно признать два самостоятельных первоначала, неизменных в своей сути и образующих два разных и отдельных мира.

Бытие и свет

Согласно теории Мани, манихейство - это учение о простоте сущности света, которое не мешает различать формы. Однако в области благого бытия философ различает сначала само Божество как «Царя света», его «эфир светлый» и царство (рай) — «земля светлости». Царь света имеет пять атрибутов нравственности: мудрость, любовь, веру, верность и мужество.

Светлый эфир нематериален и является носителем пяти свойств ума: знания, спокойствия, рассуждения, скрытности, понимания. Рай имеет пять особых способов бытия, которые аналогичны стихиям реального мира, но только в добром свойстве: воздух, ветер, свет, вода, огонь. Каждое качество Божества, эфира и светлой телесности наделено своей сферой блаженного бытия, где оно преобладает.

С другой стороны, все силы благого бытия (света), сходятся воедино для произведения одного первочеловека — небесного Адама.

Противоположности

Тёмный мир, Мани и манихейство , представляют тоже разделённым на составные части: яд (противоположность воздуху), бурю (вихрь), противопоставление ветру, мрак (антитеза свету), туман (против воды) и пламя (пожирающее) как антитеза огню.

Все элементы темноты собираются воедино и сосредоточивают силы для князя тьмы, суть существа которого - отрицательная и не в состоянии быть удовлетворённой, наполненной. Поэтому Сатана стремится за границы своих владений, к свету.

Против тёмного князя устремляется на борьбу небесный Адам. Имеющий в своей сути десять основ Божества и эфира, он в качестве одежды и оружия воспринимает ещё пять элементов «земли светлости».

Первочеловек надевает внутренний панцирь — «тихое веяние», а поверх облекается ризой света. Затем небесный Адам покрывается щитом водяных облаков, берёт копье из ветра и огненный меч. После продолжительной борьбы он побеждён темнотой и заключён на дне ада. Тогда посланные самой райской землёй (матерью жизни), силы добра освобождают небесного Адама и водворяют в мир горний. Во время тяжёлой борьбы первочеловек потерял своё оружие: элементы, из которых оно было составлено, смешались с тёмными.

Мировая машина

Когда свет все же одержал победу, эта хаотическая материя так и осталась во владении тьмы. Верховное Божество желает извлечь из неё то, что принадлежит свету. Ангелы, посланные светом, устраивают видимый мир как сложную машину для извлечения компонентов света. Главную часть мировой машины манихейство (религия Мани) видит в световых кораблях — Солнце и Месяце.

Последний непрерывно вытягивает частицы небесного света из мира, находящегося под луной. Он постепенно передаёт их Солнцу (по невидимым каналам).

После они, уже достаточно очищенные, идут в мир горний. Ангелы, устроив физическое мироздание, уходят. Но в вещественном подлунном мире сохраняются ещё оба начала: света и тьмы. Поэтому в нём имеют место силы из тёмного царства, которые некогда поглотили и держали в себе светоносный панцирь небесного Адама.

Земные люди и их потомки

Эти тёмные князьки (архонты) завладели подлунной областью и своим поведением повлияли на происхождение земных людей — Адама и Евы. Эти люди имеют в себе частички небесного «панциря» и отпечатки тьмы. После всего этого описания начинается похожее на библейское сказание о разделении человечества на Каиновых и Сифовых потомков.

Именно выходцы из Сифового рода (Шитил) находятся под постоянным попечением небесных сил, которые периодически проявляют своё действие через избранников (например, Будду). Такова философская суть учения, которую имеет манихейство. Это , на первый взгляд, детское представление о бытии.

Противоречия с христианством

Взгляды Мани по отношению к христианству и личности самого Христа очень противоречивы.

По некоторым сведениям он считал, что небесный Христос действует в мире через человека Иисуса. При этом они не соединены внутренне. Именно по этой причине во время распятия Иисус остался покинутым. Согласно другой версии, человека по имени Иисус не было совсем. Был только небесный дух Христос, имеющий призрачную видимость человека. Мани хотел устранить идею воплощения или действительного соединения божественной и человеческой природы в Христе.

Однако результатом его усилий явилось учение, где они одинаково устранялись… Если раскрывать манихейство кратко (в свете христианского учения), можно сказать, что ангелы должны извлечь и собрать все светлые элементы, заключённые в мире земном (человеческом). Когда будет близиться завершение этого процесса, возгорится все физическое мироздание. Цель этого возгорания — выделение последних, ещё остающихся в нём световых частиц.

Итогом станет вечное утверждение пределов двух миров, которые оба будут пребывать в безусловном и полном разделении друг от друга.

Манихейство о будущем

Жизнь, которая настанет после описанных выше событий, будет основана на принципах дуализма: борьба между добром и злом, духом и материей. Души небесные, очищенные частично ещё в земной жизни, а отчасти после смерти (на различных мытарствах, которые заключаются в страшных и отвратительных видениях), водворятся в Раю светлости.

Души с адским устроением навеки закрепятся в царстве тьмы. Тела обеих категорий душ будут уничтожены. Воскресение мёртвых, как в христианстве, у Мани исключено.

Аскетизм и обрядовая сторона

В манихействе, как во всяком учении, есть теория и есть практика, которая сводится к аскетическому образу жизни.

Для воздерживается от мяса, вина и интимных половых отношений. Те, кто не в состоянии это вместить, не должны входить в число верующих, но также имеют возможность спасти себя. Для этого нужно помогать различными способами общине манихейцев.

Верующие делятся на три категории:

  • Оглашенные.
  • Избранные.
  • Совершенные.

Институту священства в манихействе так и не суждено было утвердиться. Однако, по словарю Брокгауза, есть указания на епископов и верховного патриарха, пребывавших в Новом Вавилоне.

В манихействе большого развития церковная сторона не достигла.

Известно, что в Позднее Средневековье был обряд возложения рук под названием «утешение», а на молитвенных собраниях исполнялись особые гимны под сопровождение инструментальной музыки и происходило чтение священных книг, которые остались от основоположника религии.

Фрагменты манихейских сочинений были найдены в конце XIX столетия. Местом находки был Китайский Туркестан. А в 1930 году были найдены папирусы с коптским переводом писаний Мани, а также его первых учеников. Это произошло в Египте. Находки позволили уточнить некоторые детали из жизни основоположника манихейства и суть учения.

религиозно-философское учение, возникшее в 3 в. на Ближнем Востоке и распространившееся в 3-11 вв. от Северной Африки до Китая. В поздней Римской империи и Византии подвергалось ожесточенным гонениям со стороны государства и ортодоксального христианства. В Средней и Центральной Азии нашло более благоприятную почву и в 8-9 вв. стало государственной религией уйгуров. М. основано на идее религиозного синкретизма и дуалистической природы бытия (свет - тьма, добро - зло); оно соединяет в себе идеи парсизма, христианства, буддизма, гностицизма и других древних верований Востока (область Месопотамии). Как религиозно-философское учение М. представляло собой: 1) рационалистический подход; 2) радикальную форму материализма; 3) пафосный дуализм добра и зла, понимаемых в М. не просто как моральные, но также и как онтологические и космические начала. (По мысли Августина, "манихеи утверждают существование двух начал, во всем различных и противоположных, но в то же время вечных и взаимосвязанных, неразделимых... эти две субстанции - в вечной борьбе и смешении".) Основатель М. - Сураик, прозванный Мани (214-277), из персидского княжеского рода. Как утверждает сказание, в отрочестве он оставляет родной дом по указанию явившегося Ангела. Получает разностороннее религиозное образование: от отца - в рамках парсийской веры, самостоятельно - через комплекс вавилонских учений. Мани выступает с проповедью своей религии при дворе царя Сапора (Сабура, 238). Подвергается гонениям. Уходит с миссионерством на Восток - в Китай, Индию, Восточный Туркестан (по другой версии, был казнен, а проповедническую деятельность вел уже другой человек, взявший то же имя). В 270 возвращается в Персию. Идейно противостоит мобедам - жрецам господствующей религии. В 277 вступил в диспут с великим мобедом Кирдэром при дворе Бахрама I и отказался доказывать истинность своей веры глотанием расплавленного свинца и показом чудес. По преданию, Мани был обезглавлен, а из его содранной кожи сделано чучело. По другой версии, основы М. были заложены за 100-150 лет до рождения Мани. Главные положения учения якобы сформировал купец Скиорианк ("Тайны", "Главы", "Евангелие", "Сокровища"). Оставшееся после него состояние хранила некая вдова, у которой был раб по имени Кубрик. По смерти вдовы последний завладел этим состоянием, взял себе имя Манес, что означало либо сосуд, либо (греч.) "дух" или "ум". К этому времени у Манеса уже было 22 ближайших ученика. Дальнейшие события жизни Мани совпадают с первой версией. Основное же различие заключается в том, что в первом случае Мани является непосредственным создателем религии, тогда как во втором он выступает, по всей видимости, адептом некоего тайного культа, чье учение он решается разгласить. Мани оставил много литературных трудов: "Сабуркан", "Книга тайн", "Евангелие", "Книга гигантов", "Свет достоверности" и др., из которых до 20 в. дошли только отдельные фрагменты, чем и обусловливается сложность систематизации учения Мани. Дуалистическое учение М. развертывается в системе "трех времен". В "первое время" существуют два вечных противостоящих принципа: Добро и Зло, Свет и Тьма. "Природа Света едина, проста и истинна", поэтому не допускает слияния с Тьмою. "Второе время" - этап смешения двух принципов. Зло (материя) вторгается в царство Света. Благой Отец, Владыка Света, порождает Матерь Жизни, а та - Первочеловека, который вступает в борьбу с архонтами (духами зла), терпит поражение и пленяется тисками материи. Для спасения Благой Отец порождает через Матерь жизни Духа живого (Логос), который побеждает архонтов и создает космос для очищения Света, поглощенного материей. Солнце и луна способствуют освобождению божественного Света: Луна принимает души умерших во время своего увеличения, а с убыванием отправляет их к Солнцу, которое пересылает их к Богу. "Третье время" - период окончательного разделения Света от материи и торжества Добра. Люди в М. являются творениями тьмы (материи), которая заключила их души - искры Света - в оковы плоти. Человек создан по образу Первочеловека, увиденного материей на Солнце, поэтому он божественен. Освобождение души - исторический процесс, происходящий через Великих посланников Благого Отца. Мировоззренческую и историко-религиозную доктрину характеризует следующий текст самого Мани: "Учение мудрости и добрых дел приносилось в мир время от времени, в непрерывной последовательности, через посланников Божиих. Так, в один круг времени пришло это истинное учение через посланного, называемого Буддою, в земле индийской; в другое время через Заратуштра (Зороастра) - в стране персидской; еще в другое - через Иисуса, в краях западных. После того сошло на землю это нынешнее откровение... через меня, Мани, посланника истинного Бога, в стране вавилонской". С величайшим почитанием Мани относился к Иисусу, указывая, что через этого человека действовал небесный дух, Христос, просвещавший низшую природу людей. Однако для манихеев Христос воплотился лишь внешним образом, такой же внешней и лишь видимой была Его смерть и воскресение. Мани разделял и свойственный гностицизму обычай противопоставления Бога Ветхого Завета Богу Нового Завета. Моисей, по Мани, не был вдохновлен Богом, это было теневое начало, именно поэтому Ветхий Завет надлежит отвергнуть. Очищение добра от зла среди людей происходит, согласно версии М., стараниями "избранных", которые вместе с "послушниками" и образуют церковь. "Избранные" очищаются от зла не только посредством чистой жизни, безбрачия и отказа от семьи, но и воздерживаясь от материальных забот, занимаясь лишь самосовершенствованием. "Послушники" же ведут жизнь менее совершенную, заботясь об "избранных", чтобы они ни в чем не нуждались. Согласно учению М., грех происходит не от свободной воли, а от универсального злого начала, которое проникает в нас. Из плоти и духа следуют две субстанции, две души и два разума, один благой, другой порочный, порождая борьбу между ними: плоть желает одного, дух - противоположного. По мысли Мани, "Сыны Света" имеют определенную многоступенчатую иерархию от Учителей - "Сынов кротости", до рода оглашенных (мирян). Следование духовной иерархии, по Мани, позволит Свету одержать победу. Основу культа М. составляли молитвы, гимны и строгий этический аскетизм, с элементами ритуалов буддийской, стоической, пифагорейской жизни. Это позволяло тайно распространяться учению Мани. В 3-4 вв. оно захватило огромную территорию от Китая до Африки. Во времена императора Диоклетиана начинаются карательные действия против манихеев со стороны государства и ортодоксального христианства. Движение продолжает существовать до 10-11 вв. Впоследствии существенно влияло на формирование павликанства и богомильства и - наряду с гностицизмом - легло в основу ересей альбигойцев и катаров. Сохранилось в Средней Азии до настоящего времени. Источниками являются сочинения Августина Блаженного, который 8 лет принадлежал М., но только лишь на первой из трех ступеней посвящения. Немецкий ориенталист Кесслер собрал фрагменты М. учения и издал отдельным трудом (1889).

Отличное определение

Неполное определение ↓

Древнее персидское учение о вечной борьбе между началами добра и зла. Основатель учения - мистик Мани (216 - между 274 и 277). Это персидское учение распространилось на территории от Северной Африки до Юго-восточной Сибири.

Мани происходит из Вавилонии, что располагается на реке Тигр. Город Ктесифон, в котором родился Мани, в III в. стал столицей Парфянского государства, а затем - персидских царей династии Сасанидов. Мани принадлежал к аристократическому парфянскому роду по линии матери.

В Ктесифоне проживали представители разных диаспор, носители разных культурных традиций и религиозных верований. В значительной степени эта культурная полифония оказала влияние на мироощущение будущего проповедника, к тому же парфяне толерантно относились к другим вероисповеданиям, не смотря на то, что официальной религией считался зороастризм.

Отец Мани, Патицций, стал последователем иудео-христианского учения мугатасилахов (“крестящие сами себя”). В этой общине больше внимания уделяли правилам и ограничениям, нежели вере в спасение через Иисуса. Так, Паттиций принял такие заветы, как отказ от мяса, вина и женщин. Несмотря на то, что Паттиций был уже женат на красавице, которая ждала от него ребенка, он принял решение ен входить в покои своей жены и поселился вместе с членами обшины. Время от времени он посещал дом, оказывал финансовую поддержку жене, растившей сына. Когда сыну исполнилось 4 года, он забрал его в общину. По преданию, Мани стали посещать видения в возрасте 12 лет, в которых ему являлось то, что ему предстоить выполнить миссию - принести людям весть об освобождении. В 24 года его духовный “близнец” провозгласил то, что ему пора приступить к благовестию истины.
В учении Мани переплелись философские идеи буддизма, индуизма, зороастризма и иудео-христианства. Дуализм манихейства следует отнести к иудео-христианству. Он выражается в том, что, как говорил Мани, в мире идет вечная борьба сил Света и Тьмы. От Царства Света проистекает добродетель, покой, а от царства тьмы - жадность, зависть, ненависть и жестокость. Злшо проникло в мир Света и теперь сбивает людей с пути добра и благодати.

Из индуизма в манихейство пришли представления о цикличном течении времени. Так, присутствие добра и зла в мире зависит от эпохи, в которой живет человечество. Степень соотношения добра и зла также напоминает модель индуизма - в самом начале существовало абсолютное и идеальное равновесие между светом и тьмой - свет был в вверху, а тьма - внизу. Второй и третий космический циклы больше напоминают сценарий зороатризма, где борьба между предводителем зла Ариманом и олицетворением добра Ахур-Маздой, завершается победой последнего. В течении второго времени добро и зло смешиваются, между ними идет борьба, а во время третьего периода должна окончательна произойти победа добра над злом.

Представления о мировом дереве являются культурным архетипом индуизма, шаманизма, нордических религий. Особенность манихейства зпелючается в противопоставлении древа жизни и древа смерти.

Символизм тьмы привесен Мани из гностицизма, распространенного во времена раннего христианства. Тьма представляет собой следствие угасания света, согласно гностикам, которые полагали, что когда-то мир был полон истинного знания.

Манихеи часто критиковали христианство, а точнее - евангельского Иисуса Христа, которого они не считали истинным спасителем. “Истинного Христа” они не считали богочеловеком, а чистым божеством. Христос лишь пользовался обликом человека, чтобы проповедовать перед людьми. Спасение, которое давал дюдям Христос, осуществлялось посредством истинного знания (гнозиса). Посланником истинного Христа выступал Мани, который и был просветителем и утешителем людей (по-гречески, его звали “параклет” - “утешитель”.

Мани с самого начала стремился распространить учение за пределами персидского государства. Поэтому он предпринимал столь сложные путешествия и среди его учеников встречались представители разных народов - греки, индусы, китайцы. По преданию, Мани говорил о том, что все другие учения первоначально предназначались лишь для для отдельных народов и лишь потом стали распространяться за пределами этих стран, христианство - за пределами Иудеи, буддизм - Индии. Мани же с самого начала объявил, что его учение предазначено для всех. Несмотря на призывы к свету, учение Мани преследовалось как на Западе, так и на Востоке. В V в. н.э. оно стало распространяться как маздакизм, по имени жреца-манихейца Маздака, который снабдил манихейство еще и социальной доктриной уничтожения неравенства.

К концу III в. манихейские общины существовали практически во всех крупных городах на востоке Римской империи. Самым знаменитым последователем манихейства был Августин Аврелий (354 - 430). В течении 9 лет Августин был Слушающим при манихейском Избранном. Некоторые манихейские идеи нашли отражение в его произведении “О граде Божьем”, где он говорит об историческом процессе как о вечной и непримиримой борьбе добра и зла.

Манихейство было вытеснено из христианского и мусульманского мира. В Китае первыми носителями Учения Света стали уйгуры - торговый народ, живший на северных и северо-западных границах. Сами китайские манихеи утверждали, что первое официальное признание их веры состоялось при дворе императрицы Утянь (династия Тан) между 689 и 705 гг. Проповедник Михр Ормузд рассказал ей об основах учения и преподнес священные писания Мани. Императрице понравился проповедник и стройное учение о противостоянии двух царств. Впоследствии, несмотря на критику манихейства со стороны буддизма в Китае, к учению при дворе относились терпимо. Манихеи открыли свои храмы в крупнейших городах Китая. Особенно содействовали распространению манихейства уйгуры, жившие на северных и северо-западных границах страны. Уйгуры защищали рубежи Китая от вторжения тибетских отрядов, поэтому при династии Тан им было официально проповедовать свое учение, строить монастыри. Манихеи в Китае переводили свои писания в буддийской манере и многие воспринимали их как секту буддизма. По-китайски манихейство называлось “монинцзяо” (учение полированной жемчужины) или просто “минцзяо” - учение света. В Китае христианские идеи, которые вобрало манихейство воспринимались как даосские или буддийские. Например, идея Света и Тьмы воспринималась ими как космическое различие инь и янь, темного и светлого в китайской космогонии. В китайской натурфилософии активно обсуждалась концепция пяти стихий (у син), или пяти первоэлементов (металл, дерево, вода, огонь, земля), которые весьма сходны с элементами света манихейцев. Поскольку манихейство считали “своим” в Китае, оно просуществовало там дольше, чем в Персии. Они активно действовали вплоть до 19 века.

Официальное отношение к манихейству начало меняться, когда они проиграли несколько сражений киргизам. Тогда императорский двор признал манихейство опасным и приказал запретить все монастыри. По свидетельству японского буддийского миссионера в Китае Эннина, “императорский эдикт предписывал, чтобы все манихейские служители по всей империи были убиты”. Часть манихеев скрылась в провинции Ганьсу, а часть отправилась в провинцию Фуцзянь, где до последнего времени еще можно было наблюдать манихейские обряды. Там они маскировались под даосские общины, которые также занимались гаданием, врачеванием. Когда в начале XI в. в провинцию Фуцзянь приехали императорские даосские чиновники рукописи, манихеи убедили этих людей включить в канон два произведения их школы. Марко Поло во время путешествия встречал манихеев, которых принял за христиан.

Манихеи впоследствии восстановили свое официальное признание. Основатель новой династии Мин (которая, также называлась “светлой”), Чжу Юаньчжан называл себя “великим и малым правителем Света”.

Из энциклопедии «Аванта +», серия «Религии мира»