Основы алхимии. Ртутно-серная теория Реакция взаимодействия серы с ртутью

Ртутная басма, будучи крайне «горячей», имеет лишь ограниченное терапевтическое применение. Хлориды и иодиды ртути растворимы в воде и потому нежелательны, тогда как сульфиды не растворяются даже под воздействием желудочной кислоты и не являются токсичными при правильном приготовлении и применении. Более того, черный сульфид ртути применяется промышленным образом для очищения окружающей среды от загрязнений свободной ртутью.

У серы есть четыре разновидности: желтая, белая, красная и черная. Желтая сера используется в аюрведе для приготовления лекарств внутреннего применения, а белая – наружного. Серу очищают кипячением в железной посуде с равным количеством топленого масла. Когда она расплавляется, ее выливают в молоко. Иногда серу, как и ртуть, подвергают перегонке с целью очистки: маленький пузырек с серой помещают в большой, наполненный солью горшок с широким горлом, накрывают сверху перевернутым горшком и нагревают. Сера доводится до «кипения» за счет горячей соли, а не прямого жара. Ее конденсат скапливается на дне верхнего горшка, охлаждаемого влажной тканью. Сера используется в аюрведе в основном для связывания ртути. Кроме этого она является ведущим компонентом в составе «Гандхака расаяна», для приготовления которого она подвергается бхаване с коровьим молоком, кардамоном, корицей, тамалапатром, нагакешаром, гудучи, трипхалой, сушеным имбирем, брингараджем и свежим имбирем. Это лекарство применяется при подагре, кожных болезнях, нарывах в деснах, артрите, диабете, геморрое и других состояниях, обусловленных загрязнением крови.

После завершения сложного процесса очищения ртути, включающего перегонку, в нее добавляется очищенная сера в пропорции двух, четырех, восьми и даже более частей на одну часть ртути. Делается это для того, чтобы все молекулы металла могли вступить в реакцию. Затем эта смесь медленно растирается в широкой ступке пестиком по крайней мере двадцать четыре часа – пока не появится тонкий черный порошок сульфида ртути. Он называется кадджали и используется и как самостоятельное лекарство, и как составная часть других лекарств. Кадджали, как и гуггул, – великолепное йо-гавахи; оно переносит все, что с ним смешивается, в самые глубокие и самые труднодоступные уголки тела. Оно также оказывает консервирующий эффект, поэтому таблетки, содержащие кадджали (или другие ртутные соединения), сохраняются гораздо дольше, чем чисто растительные препараты.

При прожжении кадджали переходит в красный сульфид ртути, известный в аюрведе под названием раса синдура. Самая знаменитая раса синдура именуется «Макарадхвадж» и применяется в аюрведе уже более пяти столетий. Для приготовления «Макарадх-ваджа» золото добавляется к ртути перед приготовлением из нее кадджали. Приготовленное кадджали затем помещается в стеклянную бутыль с узким горлышком и постепенно разогревается в песочной бане (так же как и при перегонке, только здесь вместо соли используется песок). С повышением температуры бутыль заполняется красноватыми испарениями, а при охлаждении «Макарадхвадж» скапливается внутри горлышка бутыли. «Макарадхвадж» – мощное укрепляющее сердце средство, которое также усиливает половое чувство, обладает омолаживающим действием и укрепляет нервную систему. Оно находит свое применение в лечении респираторных заболеваний, умственной и физической слабости. Обычно его кладут под язык, также как и басму, а иногда добавляют в «Чья-ванпраш». Похожий на него состав, называемый «Пурна чандро-дая раса», служит для укрепления всех основных органов тела, повышения жизненного тонуса и обострения памяти. Иногда его называют величайшим из всех лекарств за его удивительную полезность. «Раса синдуру» также готовят с серебром, медью, оксидом мышьяка или сульфидами мышьяка.

Существует много методов приготовления препаратов. Некоторые ртутные препараты, например «Суварнараджа вангешвара», который содержит олово и помогает при многих заболеваниях половых органов, не поднимаются к бутылочному горлу во время приготовления. Другие препараты готовят вовсе без стеклянной бутыли. Так получается «Суварна парпати», используемый в основном при колитах и синдроме малабсорбции. Хотя «Макарадхвадж» состоит из тех же компонентов, что и «Суварна парпати», из-за различий в приготовлении они различаются по своему действию: «Суварна парпати» никак не влияет на половую сферу, тогда как «Макарадхвадж» такое влияние оказывает. Некоторые препараты готовятся исключительно с помощью ступки и пестика, другие же, например «Хемагарбха» (состоящая из кадджали, золотой и медной басмы и применяемая при хронических сердечно-легочных заболеваниях) и «Ратнагарбха» (которая вдобавок включает драгоценные камни и применяется при сходных болезнях), варятся в закрытом горшке, подвешенном в пористой сумке в определенной жидкости. Препарат «Хемагарбха» оформляют в виде небольшой палочки. Перед употреблением ее растирают об камень с медом и получающуюся в результате мазь уже используют по назначению, – при таком методе одновременно достигаются хорошее измельчение препарата, смешивание с переносчиком и быстрый лечебный эффект.

К другим широко применяемым лекарствам, содержащим сульфид ртути, относятся:

«Арогья вардхини». Наряду с сульфатом ртути содержит басмы из железа, слюды и меди, трипхалу, мумие, гуггул, читраку и ка-туку (Picrorhyza Kurroa) и сопровождается тремя бхаванами с соком листьев нима. Назначается при гепатите и других формах желтухи, при застойных явлениях в печени и циррозе, при увеличении печени или селезенки, при анемии, отеках, тучности, диабете, несварении и асците.

«Брхат вата чинтамани». Раса-синдура смешивается с басмами из золота, серебра, слюды, железа, кораллов и жемчуга и сопровождается четырьмя бхаванами с соком алоэ. Используется в основном для успокоения сильно возбужденной ваты при параличе, нервных болезнях, умственных расстройствах, чахотке, сердечных заболеваниях и т. п.

«Васанта кусумакарараса»– содержит басмы из золота, серебра, слюды, магнитного железняка, олова, свинца, кораллов и жемчуга, готовится с бхаванами с коровьим молоком, соком сахарного тростника, соком листьев васы, отваром сандала, отваром ве-тивера, соком куркумы, соком бананового стебля, соком розы, соком жасмина и с растворенным в воде мускусом. Применяется при обусловленном ватой диабете, при котором данный состав помогает восстанавливать ткани тела, при слабости сердца и мозга, при астме, чахотке и половой слабости. Стимулирует половое влечение и обладает омолаживающими свойствами.

«Маха лакшми виласа раса». Раса-синдура смешивается с аконитом и с басмами из золота, серебра, меди, слюды, магнитного железняка, стали, мандуры, олова, свинца и жемчуга. Одна бхавана выполняется с медом, затем вся смесь прожигается и конечная бхавана делается с отваром читраки. Препарат используется в основном при сердечных и легочных заболеваниях, мигрени, половой слабости, бреде, болях в суставах, груди и голове. Обладает омолаживающим действием.

«Суварна суташекхара» – содержит басмы из золота, меди и ракушек, аконит, семена дурмана, чатурджат, трикату, бильву, качо-раку (Angelica glanuca) и буру, готовится с одной или двадцатью одной бхаваной с брингараджа расой. Несмотря на множество горячих ингредиентов, состав используется почти исключительно при заболеваниях питты, однако только тогда, когда к питте присоединяется ама. Среди показаний – повышенная кислотность, рвота, несварение, кашель, астма, понос, дизентерия, крапивница и обусловленные питтой умственные расстройства. Когда выполняется много бхаван, активные ингредиенты очень невелики по количеству, но эффект тем не менее значителен в силу потенциации.

«Трибхувана кирта раса»– содержит аконит, трикату, буру и корень пиппали, готовится с бхаванами с соком листьев туласи, корня имбиря и листа дурмана. Используется для резкого снижения температуры при пневмонии, гриппе, кори, тонзиллите, стрептококковой инфекции в горле и т. п.

«Чандракала раса»– удачный пример того, как сильно горячие вещества могут быть смягчены самскарой. Содержит басмы из меди и слюды, смягчаемые бхаванами с отваром мусты, гранатовым соком, соком бермудской травы, соком кетаки (Pandanus tectorius), соком алоэ и другими успокаивающими питту растениями. Применяется для остановки кровотечений и для снятия жжения во всем теле.

Фальсификация продуктов и лекарств строго преследовалась в классический период, однако с ослаблением политической стабильности махинаторы получили возможность делать свое дело, и с тех пор широкое распространение разнообразных подделок стало обычным и продолжалось веками. Забота о чистоте особенно важна при отборе препаратов на основе металлов, которые могут быть весьма ядовитыми при неправильном приготовлении.

Сера, ртуть и соль

То, что мы в предыдущих очерках говорили о триаде духа, души и тела, определенным образом связано с алхимической триадой Серы, Ртути и Соли, так как термины этих триад соединяются друг с другом приблизительно одним и тем же способом, с тем небольшим различием, что взаимная дополнительность двух первых терминов в последнем случае усиливается до отношения симметрии, которой, как мы ранее говорили, нет в первой триаде между терминами духа и души. Это обстоятельство вызывает одно из самых больших затруднений при понимании алхимических и вообще герметических рукописей, поскольку одни и те же термины часто имеют в этих рукописях различные значения, в зависимости от той точки зрения, которая в них представлена; однако Сера тем не менее всегда представляет собой активный, или мужской, принцип, в то время как Ртуть всегда рассматривается в качестве принципа пассивного, или женского; что же касается Соли, то она в каком-то отношении остается нейтральной и уравновешивает собой противоположные тенденции, свойственные природе дополняющих друг друга Серы и Ртути.

Не вникая в детали, что было бы здесь совсем неуместно, можно сказать, что Сера благодаря своему активному характеру становится подобной элементу огня и представляет собой главным образом принцип внутреннего действия, который можно рассматривать как луч, берущий свое начало в самом центре универсального существования. В человеке или в существе, подобном ему, эта внутренняя сила часто отождествляется с силой воли; однако это отождествление будет точным только в том случае, если понимать волю в гораздо более глубоком смысле, нежели в обыкновенной психологии, и видеть в ней нечто похожее на то, что, например, имеют в виду, когда говорят о «Божественной воле» или, в соответствии с терминами дальневосточной традиции, о «Воле Неба», поскольку источник ее действительно находится в центре всего существующего, тогда как все, что изучается психологией, находится на периферии и относится только к внешним и поверхностным проявлениям бытия; заметим по этому поводу, что греческое слово тейон, обозначающее Серу, имеет также и значение «божественный». Мы, кстати, нарочно упомянули здесь о «Воле Неба», так как если и нельзя саму Серу рассматривать в качестве подобия Небу дальневосточной традиции, то «внутренний» характер действия, символизируемый Серой, принадлежит, очевидно, к категории небесных влияний; что же касается ее отождествления с волей, то можно сказать, что если оно и не применимо по отношению к воле обыкновенного человека (психику которого психология и рассматривает как предмет своего исследования), то это отождествление тем не менее в полной мере относится к человеку «истинному», который сам находятся в центре всего, что существует, и воля которого, следовательно, соединяется с Волей Неба. «Трансцендентного Человека», то есть того, кто достиг полной реализации и стал «Универсальным Человеком» (эль-инсанул-камил), на языке исламского герметизма называют «красной Серой» (эль-кебритул-ахмар), чему также соответствует символ Феникса; между этим состоянием и состоянием «истинного человека», или «примордиального человека» (эль-инсанул-кадим), существует то же самое различие, что и между «работой в красном» и «работой в белом», которые в свою очередь соответствуют «великим» и «малым» мистериям.

Что же касается Ртути, то ее пассивность, взятая в сравнении с активностью Серы, позволяет рассматривать этот элемент как начало влажное, реагирующее на внешние воздействия, представляющее собой центростремительную и сжимающую силу, противоположную по своему характеру центробежному и экспансивному действию Серы, и поэтому в каком-то отношении это действие ограничивающую. Благодаря всем этим дополняющим друг друга характеристикам таким как активность и пассивность, «внутреннее» и «внешнее», экспансия и сжатие, становится очевидно, что в дальневосточной традиции Сере соответствует Ян, а Ртути - Инь, и поскольку действию первого элемента соответствуют небесные влияния, то действию второго должны соответствовать влияния земные. Однако следует остерегаться рассматривать Ртуть в качестве простого вещества, то есть в качестве элемента телесной, вещественной, а не тонкой и психической манифестации если характеристика «внешнего», применяемая в отношении этого элемента, и предполагает представление о некоторой «окружающей среде», то имеется в виду именно область тонкого проявления, совокупность тех двойственных космических сил, о которых мы ранее уже говорили. Напомним здесь о том, что ранее нам уже приходилось говорить о символах двойной спирали и кадуцея: Ртуть герметиков в целом совпадает с тем, что Парацельс называл «астральным светом», а также с тем, что некоторые более близкие к нашему времени авторы, такие, как, например, Элифас Леви называли «великим магическим агентом», хотя на самом деле оперативное значение этого понятия в традиционных науках далеко не ограничивалось тем узким применением, которое ему находили в магии; такое совпадение само по себе не случайно и вполне объяснимо благодаря двойственной природе Ртути. Между прочим, двойственность этого элемента, как и вообще всего, что относится к «среднему миру», позволяет понять, почему Ртуть, которая чаще всего, как мы уже сказали, рассматривается как влажное начало, иногда тем не менее описывается как «пылающая вода» (а также как «жидкий огонь»), так как подобным способом можно передать, что этот элемент уже оказался подвержен воздействию со стороны Серы, которая «выворачивает» наружу двойственность Ртути и увеличивает тем самым силу ее действия. Действие любых тонких сил способно на самом деле вызвать столь противоречивые впечатления у того, кто их воспринимает, и, возможно, именно в этом заключается одна из причин иллюзорного представления о «флюидах», не говоря уже о других причинах, благодаря которым это иллюзорное представление возникает и поддерживается. Что же касается Ртути, уже испытывающей на себе воздействие Серы, то именно ее герметики называли «живой», чтобы отличить ее от Ртути обыкновенной, которая взята так, как она существует сама по себе.

Благодаря внутреннему действию Серы и внешней реакции Ртути происходит что-то вроде «кристаллизации», образуется, можно сказать, граница между внутренним и внешним, или нейтральная зона, на которой встречаются и уравновешиваются противоположные друг другу влияния; продуктом этой «кристаллизации» оказывается Соль, олицетворяемая в алхимии фигурой куба, поскольку именно этой формой обладают кристаллы и в то же самое время именно куб символизирует собой саму идею стабильности. Возможна определенная аналогия с химическим процессом образования соли, возникающей в результате соединения кислоты, активного элемента, и щелочи, элемента пассивного, которые играют в этом особом случае ту же роль, что и алхимические Сера и Ртуть, но которые, разумеется, отличаются от последних тем, что представляют собой вещества, а не принципы; соль (как вещество) также нейтральна и обладает кристаллической формой, и это в полной мере оправдывает использование химического значения этого элемента в герметизме. Соль является также «кубическим камнем» в масонской символике; необходимо, впрочем, уточнить, что речь здесь идет об обычном «кубическом камне», а не о «камне вершины», который символизирует собой философский камень, или пирамиду, воздвигнутую на кубе и выражающую собой духовный принцип, покоящийся на основании, образованном Солью. Можно заметить, что графическое изображение «камня вершины» в виде возвышающегося над квадратом треугольника почти со впадает с алхимическим знаком Серы, где вместо квадрата изображен крест; два символа обладают одинаковым числовым значением, 7 =3 + 4, и септенер в этой формуле и в том и в другом случаях образован из высшего тернера и низшего квартернера; замена креста на квадрат выражает собой идею «фиксации», или «стабилизации», идею некоторой неизменной сущности, которой Сера не могла быть даже в виртуальном состоянии, поскольку в актуальное состояние она переходит только благодаря тому, что получает опору в сопротивлении противоположной ей Ртути, являющейся в таком случае «материей Великого Делания».

Заметим также, что на уровне индивидуального существования Соль, третий термин алхимической триады, разделяя внутреннее и внешнее, образует собой как бы «оболочку», которая в одно и то же время и связывает индивидуальность с «окружающей средой», и изолирует ее; на атом уровне Соль соответствует телу, которое завершает собой манифестацию индивидуального существа. Теперь, после того, что мы только что сказали, должно быть понятно, почему важнейшее значение тела (или другого элемента, который также завершает собой проявление иного уровня существования) заключается в том, что оно является «опорой» инициатической реализации. Добавим по этому поводу, что если Ртуть, как мы уже говорили, с самого начала является «материей Великого делания», то Соль становится ею несколько позже и в других условиях, что показывает сам символ «камня вершины», а также то различие, которое герметисты проводили между «первой» и «второй» материей (materia prima и materia secunda). С другой стороны, если Соль соответствует телу, то можно увидеть и некоторое соответствие между Серой и духом, а также между Ртутью и душой; но в этом случае, сравнивая между собой различные триады, следует не упускать из виду, что соответствующие друг другу термины могут менять свое содержание в зависимости от той точки зрения, с которой они рассматриваются. Действительно, Ртуть, являясь принципом «оживления», соответствует «среднему миру», или среднему термину Трибхуваны, а Соль хотя, как мы говорили и не тождественна веществу, но все-таки сопоставима с ним, поскольку занимает то же самое положение, что и область вещественного проявления; но в других условиях положение этих двух терминов меняется диаметрально противоположным образом, и тогда уже Соль оказывается средним термином алхимической триады. Эта последняя точка зрения в большей степени свойственна чисто герметической концепции той триады, о которой у нас идет речь: в этом случае симметрия обнаруживается между элементами Серы и Ртути, а Соль занимает промежуточное положение, сначала потому, что она является результатом их взаимодействия, а затем потому, что она размещается на самой границе области «внутреннего» (которой соответствует Сера) и области «внешнего» (которой соответствует Ртуть).

Это обстоятельство позволяет понять, почему мы не можем без всяких оговорок отождествить Соль с телом; можно только сказать, что тело соответствует Соли лишь в одном определенном аспекте и только в границах алхимической триады и ее особого применения. В другом и не столь ограниченном применении той же самой триады Соли соответствует уже индивидуальность в целом: именно с этой точки зрения превращение «грубого камня» в «камень кубический» символизирует ту работу, которая должна быть проделана над обыкновенным индивидом, для того чтобы он оказался в состоянии служить «опорой», или основанием, инициатической реализации; «камень вершины» символизирует в этом случае эффективное соединение этого индивида с принципом сверхиндивидуального существования.

Из книги Великая Триада автора Генон Рене

Глава XII. СЕРА, РТУТЬ И СОЛЬ Рассмотрение троичности духа, души и тела достаточно естественно нас приводит к рассмотрению алхимической троичности Серы, Ртути и Соли , так как во многих отношениях они сравнимы, хотя и следуют из разных точек зрения, что проявляется именно

Из книги Если ты не осёл, или Как узнать суфия. Суфийские анекдоты автора Константинов С. В.

Соль и шерсть Насреддин поехал в город на базар продавать соль. Молла нагрузил на своего ишака два мешка соли, уселся на него и отправился в путь. Чтобы доехать до города, надо было перебраться через реку. Молла направил своего ишака к мосту. Но хитрый осел рванул к броду

Из книги «Дух Меркурий» автора Юнг Карл Густав

b. МЕРКУРИЙ КАК РТУТЬ И ВОДА В первую очередь и практически повсеместно под Меркурием понимается hydrargyrum (Hg), по–английски mercury, ртуть, или <живое серебро>, argentum vivum (по–французски vifargent или argentvive). В таком качестве Меркурий зовется (обыкновенным) и (сырым, необработанным).

Из книги Философия здоровья [Сборник статей] автора Медицина Коллектив авторов --

Соль земли Славная и удивительная судьба. Борьба и любовь, служение родине и опала – традиция русского интеллигента. Может, это о таких сказано – «соль земли», может, они – та ниточка, волосок, на котором держится жизнь, все еще продолжает держать нас. И вопрос не в

Из книги Princeps Omnium автора Борцов Андрей Геннадьевич

Сера как символ алхимиков Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет. У.А. Уорд Сера издавна ассоциируется с Дьяволом, поэтому наше исследование было бы неполным без рассмотрения теорий

Из книги Звездные головоломки автора Таунсенд Чарлз Барри

Отдели соль от перца Кажется, Гвендолин уже надоело наблюдать, как ее хозяин повторяет один и тот же трюк... А он так любит «угощать» гостей этим фокусом! Просыпав немного соли на стол, Герберт добавляет к ней еще и молотого перца. Вся хитрость, говорит он друзьям, состоит в

Теория

Согласно представлениям алхимиков физический мир делится на три царства – минеральное, растительное и животное. Все тела в любом из этих трех царств состоят из трех начал (tria prima): серы (sulphur), ртути (mercurius) и соли (sal). Если коротко, то искусство спагирии состоит в том чтобы выделить эти начала из нужного растения, очистить их, а затем вновь соединить получив таким образом искомое лекарство. Для этого нужно знать, что такое соль, сера и ртуть в растительном царстве, как их извлечь из растения и собственно какое растение нужно выбрать.

Tria Prima

По своей сути три алхимических начала не что иное, как отвлеченные понятия, используемые алхимиками для описания устойчивости и изменчивости различных веществ под воздействием огня. Соответственно они не имеют никакого отношения к тем конкретным веществам именами, которых они названы – сере, ртути и соли. Звучит несколько непонятно, но на самом деле все довольно просто:

«Чтобы испытать это, возьми сначала дерево. Это будет. Сожги его, тогда то что будет гореть – это сера, то что будет дымить, - меркурий, а то что останется золой, - соль».

«Человек не видит действия этих трех субстанций, пока они связаны жизнью, но он может распознать их свойства, когда форма разрушается. Невидимый огонь содержится в сере, растворимый элемент - в соли и летучий элемент - в ртути. Огонь горит, ртуть дает дым, соль остается в золе; но пока форма жива, нет ни огня, ни золы, ни дыма».

Парацельс

Это простая и универсальная система описания структуры вещества. Все логично – узнать внутреннее строение нужного вещества можно только его разрушив. Алхимики делают это с помощью огня. Отсюда и три начала: горючести, летучести и огнепостоянства. Очень важно правильно определить, что соответствует соли, сере и ртути в растительном царстве, но это не так просто. Нужно подобрать вещества с определенными свойствами:

Современные западные адепты спагирии принимают следующие соответствия:

Сера – эфирные масла.
Ртуть – этиловый спирт.
Соль – минеральные соли.

Насколько они верны видно из таблицы. Наиболее подходящие соответствия. Сера – это этиловый спирт высокой очистки (продукт брожения) - горит без дыма, после сгорания не оставляет следов. Ртуть – вода многократно дистиллированная после испарения не оставляет следов, не горит, присутствует в соке растений. Соль – пепел растения, при кальцинации не горит и не испаряется. Но здесь есть существенный нюанс.

«Есть сотни различных видов соли, серы и ртути во вселенной и в человеческом организме, и величайшие тайные силы (возможности) содержатся в них. Все сокрыто в них - в том же смысле, в каком груши сокрыты в грушевом дереве и гроздья винограда - в лозе. Неглубокий наблюдатель видит лишь то, что доступно его чувствам, но внутреннее зрение открывает будущее. Садовник знает, что на лозе не родятся груши, а на грушевом дереве - виноград».

Парацельс

Все тела состоят из серы, ртути и соли, но насколько различны вещества, настолько же отличаются и составляющие их начала (их состав и количество). Однако общий источник происхождения позволяет извлечь из нужного растения его собственную серу, ртуть и соль, соединить их в эликсире и даже приготовить - «Primum Ens» - источник жизни. Вот рецепт Парацельса:

«Primum Ens Melissae* приготовляется следующим образом. Возьми полфунта карбоната поташа (соль ) и выдержи его на воздухе до тех пор, пока он не станет жидким (притянув воду из атмосферы). Профильтруй жидкость (ртуть ) и положи в нее столько свежих листьев мелиссы (материал), сколько она сможет вместить, так, чтобы жидкость покрывала листья. Оставь ее в хорошо закрытой стеклянной посуде в умеренно теплом месте на двадцать четыре часа. Затем листья можно извлечь из жидкости и выбросить. На поверхность этой жидкости наливается чистый спирт (сера ) - так, чтобы толщина его слоя составляла один или два дюйма, и оставляется так на один или два дня либо до тех пор, пока спирт не приобретет ярко-зеленый цвет. Затем спирт этот сливается и сохраняется, на поверхность проспиртованной жидкости наливается свежий, и действия повторяются раз за разом до тех пор, пока все красящие вещества из жидкости не будут поглощены спиртом. Эту спиртовую жидкость теперь следует дистиллировать и выпаривать из нее спирт до тех пор, пока она не достигнет густоты сиропа, - и это есть Primum Ens Melissae. При этом выпаренный спирт и жидкий поташ могут быть использованы вновь. Жидкий поташ должен быть очень насыщенным, а спирт - крепким, иначе они смешаются и опыт не будет успешным».

* Primum Ens - первопричина (лат.). Melissae – лимонная мята.
Данный рецепт представляет особый интерес, поскольку современные алхимики предпочитают только получать, очищать и объединять три начала, а не извлекать с их помощью квинтэссенцию.

Символика

Алхимическая символика – это важнейший источник информации из которого можно узнать очень многое не только о теоретических представлениях алхимиков, но и о их практическом применении.

Гравюра из книги Василия Валентина «Азот»

Не будучи посвященным в алхимическую символику понять смысл этой гравюры и соответственно получить дополнительную информацию о трех началах практически невозможно. Поэтому самое время кратко рассказать о специальных знаках и символах используемых в алхимии.
Ни для кого не новость, что алхимики очень неохотно делятся с посторонними своими секретами и поэтому скрывают их разными способами. Один из них – это использование условных знаков для обозначения различных веществ, металлов, процессов, лабораторного оборудования и т.д. Разгадать такие шифры, не зная значения употребленных знаков и исходя только из контекста очень сложно, а в большинстве случаев просто невозможно. Это создает определенные трудности не только для «непосвященных», но так же и для других алхимиков. Поэтому иногда намеренно приводятся таблицы или списки секретных знаков параллельно с их значениями. Вот, например фотография такого списка из рукописи Ньютона:


Если им воспользоваться то можно без особого труда найти знаки, наиболее часто используемые алхимиками для обозначения трех начал:
Однако следует сразу предупредить, что в алхимии нет жесткой системы соответствий, поэтому один и тот же знак может иметь несколько значений, и наоборот одно и то же вещество может обозначаться несколькими знаками. К слову для некоторых особо популярных веществ число знаков превышает несколько десятков. Все это создает определенные трудности. Как, например с гравюрой Василия Валентина. Знаки серы (рядом с астрологическим знаком Марса) и ртути (рядом со знаком Меркурия) можно найти практически сразу. А вот догадаться, что квадрат (над Сатурном) это знак для третьего начала - соли уже сложнее, поскольку он используется очень редко в отличие от того знака, что приведен выше.
Алхимические символы на этой гравюре:
Сера (Sulphur) Anima (душа) Солнце Король
Ртуть (Mercurius) Spiritus (дух) Луна Королева
Соль (Sal) Corpus (тело)
Огонь (Ignis) Саламандра Факел
Воздух (Aer) Птица Перо
Вода (Aqua) Море Корабль
Земля (Terra) Берег (суша) Дракон

Здесь нужно сделать некоторые пояснения. Теория трех алхимических начал, иногда их еще называют принципами, возникла из более ранней теории разработанной греческими алхимиками. Согласно ей все металлы состоят из двух начал серы (сульфура) и ртути (меркурия). Эти два начала придают металлам их свойства. При плавке все металлы похожи друг на друга и в особенности на жидкий металл – ртуть. Поэтому ртуть и считается носителем металлических свойств – цвет, блеск, ковкость. Кроме того, все металлы окисляются, а также имеют разную температуру плавления. Принцип изменяемости металлов зависит от другого начала – серы. При работе с металлами алхимики в основном придерживаются этой теории, не обращая особого внимания на соль. Отсюда и обилие символов для серы и ртути. Однако гравюра Василия Валентина тем и примечательна, что в ней отражены все основные теории алхимиков включая еще и аристотелевскую теорию четырех стихий. Вот здесь самое интересное. Поскольку адепты спагирии не работают с металлами то практический интерес вызывает только содержимое треугольника, вершины которого образованы тремя началами:

Несложно понять, этот треугольник не что иное, как символическое описание Философского Камня и что очень практично - способа его получения.
Треугольник (с вершиной обращенной вниз) – один из алхимических символов стихии воды. В этом случае он означает, что «камень» или лекарство для металлов представляет собой жидкую субстанцию – эликсир. Три чистых начала составляют тело (соль), дух (ртуть) и душу (сера) этого эликсира.

«Так же проявляются и составляющие лекарства. Форма и образ растения или цветка - это Материя, видимая и ощущаемая субстанция, в ней скрыта и находится Соль как Консервация и Сохранение. Вкус (запах) растения - это бальзам, из которого растение получает питание для своего роста. Запах подвижен в каждом растении и цветке и подобен духу, поэтому Дух максимально позволяет себя различать в запахе, пронизывающем бальзам (приятен этот запах или нет), выводящем из него эссенцию, которая постигает пять чувств человека».

Василий Валентин Трактат о микрокосмосе

Внутри круга с надписью находится семиконечная звезда с астрологическими знаками планет и семь кругов с символическими изображениями основных алхимических процессов:

С помощью этих и некоторых других процессов можно получить три составляющих эликсира. Осталось только выбрать с каким материалом работать. Это целая наука и ключом к ней может быть только астрология (на что указывают планетарные астрологические знаки в лучах звезды). Осталось только прочитать мудрое напутствие Василия Валентина: Visita Interiora Terrae Recctificado Invenietis Occultum Lapidem - "Посети внутренность земли, очистившись, найдешь тайный камень".
Но в этом случае оно читается так:

Visita Interiora Terrae Recctificado Invenietis Occultum Lapidem Veram Medicinam

Посети внутренность земли, очистившись, найдешь тайный камень – истинное лекарство.

Для средневекового алхимика ртуть была выразителем Меркурия – высшего и низшего Бога одновременно. Почему? Ртуть – это воплощённый парадокс: она одновременно ведёт себя как металл и как вода. Кроме того, способность ртути самостоятельно испаряться делала её в глазах посвященного адепта материальным воплощением духа. Возможно для современного человека, окончившего школу, подобные аналогии выглядят несколько странно, но не стоит забывать, что самый образованный средневековый алхимик не обладал научными знаниями современного выпускника школы, а потому металлы, будучи чем-то совершенно непостижимым, были идеальным экраном для любых психологических проекций. Какими же свойствами обладает Ртуть?

– она состоит из всех мыслимых противоположностей. Содержит ярко выраженную двойственность, которая постоянно именуется единством;

– она материальна и духовна (испарение);

– она олицетворяет процесс превращения низшего в высшее и наоборот;

– она и искуситель и спаситель – психопомп, неуловимый трикстер; отражение Бога в матери-природе;

Она так же является зеркальным отражением мистического переживания алхимика, которое совпадает с opus alchymicum (Великой работой): “…в качестве такого переживания она представляет, с одной стороны, Самость, с другой – индивидуационный процесс, а также (в силу неограниченности своих определений) коллективное бессознательное”. (К.Юнг “Дух меркурия”)

Принцип ртути в алхимии – водяной, женский и в то же время летучий, андрогинный, касается понятий сознания. Меркурий – это универсальный дух или жизненный принцип который пронизывает все живое вещество. Этот жидкий и в то же время летучий и творческий принцип символизирует действие. Его превращения являются частью преобразования в алхимическом процессе. Меркурий является весьма важным компонентом, самым важным из всех трех принципов, которые взаимодействуют друг с другом, изменяя свои свойства.

С точки зрения серно – ртутной теории Ртуть рассматривается как женское начало – антагонист и дополнение Серы. В практической алхимии Ртуть-Меркурий представлена двумя веществами:

– Первое (непостоянно) – вещество после удаления серы.
– Второе (фиксированное) вещество после возвращения серы.

Этот продукт и стабилизированное вещество иногда называли – Секретный Огонь или Подготовленный Меркурий.

Сера и Ртуть рассматривались как отец и мать металлов. При их соединении образовывались различные металлы, при этом Сера обуславливала изменчивость и горючесть металлов, а Ртуть – твердость, пластичность и блеск. Алхимики изображали эти два принципа то в виде алхимического андрогина, то в виде двух драконов или же змей кусающих друг друга. Сера – бескрылая змея, Ртуть же крылатая. Если алхимику удавалось соединить оба принципа, то он получал первоматерию.

Кульминацией Великого Делания алхимиков являлось соединение в алхимическом браке противоположностей, объединение их в единое целое. Если для первоначал применялись термины Сера (Сульфур) и Ртуть (Меркурий), то в этом случае (алхимического брака) чаще использовались термины Король и Королева, Солнце и Луна - впрочем, однозначная взаимосвязь между ними очевидна.

Меркурий очень противоречив и часто проявляется в любом металле, как его свойство. Это создаёт немалую путаницу для интерпретации, однако, если говорить непосредственно о Ртути, чаще всего акцентируется парадоксальность, противоречивость, творческая иррациональность самого бессознательного. Ртуть начинает буквально заливать рекой наши сновидения и включает особое воображение, когда от нас требуется отказаться от своего рационализма и услышать то, что называется “хлопком одной ладони”, звук которого откроет душу для целительного преобразования.

Можно утверждать, что Солнце (Сера) и Луна (Ртуть, которая выступает здесь не агентом-Меркурием, а женским первопринципом) - это изначальная пара противоположностей, сознательное и бессознательное соответственно. Характерно, что Сера относится именно к сознательному. Но здесь есть еще один оттенок: “предела не найти, в каком направлении не двигайся” - говорил о душе Гераклит. Сознание может познавать бессознательное, но не познать, но обратный процесс - затопление бессознательным сознания до момента обретения самости приводит к самым плачевным последствиям. При этом для обретения самости необходимо взаимодействовать со своим бессознательным.

Ртуть также обладает андрогинной природой Меркурия и в мужской психике, как правило, проявляет себя с фемининной стороны, как анима, а в женской является носителем мужского (маскулинного) начала в качестве анимуса. Именно поэтому средневековые алхимики часто связывали его с женским началом (абсолютное их большинство были мужчинами, соответственно видели в Меркурии свою противоположность).

Ртуть химически родственна серебру, и Меркурий в той же степени родственен Луне (метал Луны – серебро), Великой Богине. Меркурий (он же Гермес) – суть, основа всего алхимического искусства. Ртуть парадоксальным образом воплощает в себе начало и конец Великого Делания, наставника, проводника и одновременно трикстера, противника и беглеца. “Мы можем уравнять концепцию Меркурия с концепцией бессознательного”, – писал Юнг. Не случайно в алхимических текстах встречается огромное количество явных и скрытых параллелей между Христом и Меркурием, каждый из которых представляет архетип Самости.

Обладая андрогинный природой и являясь таким образом и результатом слияния женского и мужского принципов – Короля и Королевы, Ртуть-Меркурий могла также быть и символом алхимического брака в целом, ребиусом- плодом этого брака. Таким образом, именно Ртуть, и как посредника, проводника, и как ребиуса можно соотнести с Богом-сыном, будь то Иисус или Гор в Телеме. Но также, в ипостаси активного женского начала Ртуть может быть соотнесена с энергией-Шакти.

Против слепой веры в авторитеты, косности, книжной "учености" в медицине, химии и общих вопросах естествознания решительно выступил Парацельс. Он порицал тех врачей, которые не имели естественных, и особенно химических, знаний, а прописывали лекарства "по книгам". Парацельс считал, что врач должен лечить прежде всего на основе собственного опыта, не замыкаться в узком кругу коллег и знать о достижениях естественных наук в других странах. В день Святого Иоанна в 1527 г. Парацельс вместе со своими учениками и друзьями демонстративно сжег труды, которые, по его мнению, не содержали ничего, кроме компиляций из рукописей великих врачей. Парацельс хотел, чтобы весь вред, который принесли эти труды, исчез вместе с дымом от них. Основатель иатрохимии одобрял деятельность тех, кто обогащал естествознание и медицину собственными наблюдениями и экспериментами.

Анализ трудов Парацельса показывает, что он был одновременно теоретиком и практиком. Приведем названия лишь некоторых из них: "Высшая медицинская наука", "О тинктуре врачей", "Изумительное чудо или о пяти сущностях всех болезней", "Высшая мудрость или о четырех важнейших столпах (философия, астрономия, алхимия и особые черты врача)", "Сокровище сокровищ алхимиков", "О болезнях, происходящих от тартара" * , "Великое чудесное лекарство".

* (Тартаром Парацельс называл (от греческого слова "тартарос" - ад, подземное царство) некую материю, которая находится в крови и образует в организме камни (желчные, почечные и т. д.).- Прим. перев. )

Прогрессивный подход Парацельса к изучению природы - стремление совершенствовать знания за счет наблюдений и опытов - значил для развития науки много больше, чем основные положения разработанных им теорий. Теоретические представления Парацельса основывались главным образом на взглядах арабских ученых, развивавших положения Аристотеля. Но Парацельс усовершенствовал эти взгляды. К описываемым арабскими алхимиками двум "началам": сере и ртути Парацельс добавил третий - соль. Таким образом он распространил теоретические представления на соли - "важную группу соединений, число которых после открытия неорганических кислот значительно возросло. Однако Парацельс признавал и существование четырех элементов Эмпедокла и элементов-качеств Аристотеля. Более того, он считал, что эти четыре первоэлемента - вода, огонь, земля и воздух - лежат в основе трех принципов - серы, ртути и соли * . Представлению о четырех первоэлементах, существовавшему до конца XVIII в., отдавалось большее предпочтение, и для объяснения разнообразных явлений оно считалось более общим по сравнению с учением о трех принципах.

* (Эти принципы Парацельс называл по-иному: ртуть - "дух", сера - "душа", соль - "тело". Кроме того, в отечественной литературе иначе освещено отношение Парацельса к представлениям Эмпедокла и Аристотеля. См. Фигуровский Н. А. Очерк общей истории химии. От древнейших времен до начала XIX в.- М: Наука, 1969, с. 143-145; Мусабеков Ю.С., Черняк А. Я. Выдающиеся химики мира.- М.: Книга, 1971, с. 23-26; Всеобщая история химии. Возникновение и развитие химии с древнейших времен до XVII в.- М.: Наука, 1980, с. 262-263.- Прим. перев. )

* (Парацельс (наст, имя Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм) (1493-1541) - швейцарский врач и естествоиспытатель, один из основателей иатрохимии - направления использования химических знаний в медицине. Парацельс много сделал для превращения впоследствии "аптекарского искусства" в фармацевтическую химию.- Прим. перев. )

Все вещества живой и неживой природы были, по представлениям Парацельса, созданы непосредственно из трех первоначал - принципов. К такому толкованию вещественного мира Парацельс пришел в результате исследований различных веществ и наблюдений над явлениями природы. Он уделял большое внимание проблеме смешения первоэлементов, приводящего к образованию новых веществ различного состава. По мнению Парацельса, организм здоров, если "принципы" в нем смешаны в нужной пропорции, и нездоров, если законы I смешения были нарушены. На этом основывались предложенные Парацельсом методы лечения больных. Он доказывал врачам необходимость исправления нарушенных соотношений "принципов" в организме больного с помощью лекарств, полученных в лабораториях химическим путем.

Принятые Парацельсом способы характеристики трех принципов применялись еще во времена раннего средневековья. Ртуть обозначала принцип тяжелого, жидкого и текучего, сера - принцип горючего и теплого, соль - принцип растворимого в воде и устойчивого к горению. Эти принципы более точно характеризовали химическую природу веществ, чем элементы-качества Аристотеля. Таким образом, Парацельс развивал представления арабских алхимиков, которые тесно связывали "принципы" с определенными химическими веществами и характеризовали первоэлементы их важнейшими свойствами. Так ученые получили важный способ классификации веществ по их внешним признакам. Однако в этом способе, как оказалось, заключалось противоречие: чем больше накапливалось знаний о веществах, тем теснее становились рамки представлений о трех "принципах" как основе образования веществ.

Парацельс создал новое научное направление - натрохимию, поставив химические знания на службу медицине. Он был прежде всего врачом, поэтому его интересовали главным образом химические способы получения лекарств. "Правы не те, кто говорят, что алхимия делает золото и серебро, но те, кто говорят, что она создает лекарства и направляет их против болезней",- считал Парацельс. Характерно, что главное назначение веществ, полученных химическим путем, он видел в применении их в качестве лекарств, тогда как до Парацельса они использовались преимущественно как яды. Благоприятное, исцеляющее действие некоторых из его лекарств навело Парацельса на мысль о важности дозирования введенных им в медицинскую практику препаратов - соединения мышьяка, солей меди, свинца, серебра, ртути.

Таким образом, перед химией была поставлена новая задача: получать как можно более чистые соединения и испытывать их эффективность в виде лекарственных средств. В результате этих работ в обществе крепло убеждение, что врачу совершенно необходимы химические навыки и знания. Парацельс был уверен, что "никакой врач не может обойтись без этого искусства, оно нужно всем - от княжеского повара до работника, готовящего корм для свиней". Однако получение химическим путем большого количества лекарств, обладающих мощным действием на человеческий организм, увеличивало опасность злоупотребления ими. Появилось множество шарлатанов, бессмысленно "назначающих" лекарственные препараты, что нередко заканчивалось трагически, особенно когда применялись соединения мышьяка. Из-за этого в XVI-XVII вв. больные боялись новых "химических лекарств" не меньше, чем чумы.

Иатрохимия сыграла важную роль для развития химических знаний в университетах, где она широко преподавалась. Несомненно, она была в то время наиболее важной частью химии.

В XVI-XVII вв. химики старались точнее характеризовать свойства различных соединений. Так, Либавий использовал следующие признаки: форму (кристаллов), вес [массу], запах, вкус, способность реагировать с другими веществами, магнетизм. Рудольф Глаубер и Роберт Бойль различали соли по форме их кристаллов. Бойль также определял плотность жидкостей и твердых веществ.

По мере того как росли и уточнялись знания о соединениях и их способности взаимодействовать друг с другом, химики все сильнее утверждались во мнении, что все вещества обладают сугубо специфическими свойствами. Особенно важную роль в описании этих свойств играло понятие "магистерия" * . Им характеризовали чистые вещества, которые прежде всего выделяются из смесей. В представлении о магистерии содержались некоторые черты, получившие впоследствии развитие в современном понятии об элементе.

* (Магистериями называли осадки солей металлов, оксиды металлов, порошки и растворы металлов. См. также Фигуровский Н. А. Очерк общей истории химии. От древнейших времен до начала XIX в.- М.: Наука, 1969, с. 148-150.- Прим. перев. )

В формировании химических представлений существенную роль сыграли те факты, что металлы могли вступать в соединения с другими веществами, а потом извлекаться из этих соединений без всяких потерь. Например, в опубликованной в 1540 г. книге В. Бирингуччо "О пиротехнике" сообщалось, что серебро, растворенное в азотной кислоте, можно выделить из раствора независимо от того, было ли до этого оно "разрушено" другими соединениями и утратило ли (как тогда казалось) свои первоначальные свойства. Все больше исследователей обращали внимание на то, что при прокаливании [окислении] вес [масса] металлов, например свинца, увеличивается. Бирингуччо обнаружил, что увеличение составляет 1 / 10 начального веса. В дальнейшем это наблюдение также имело значение для определения понятия "элемент". О. Тахений, Р. Бойль, Ж. Рей, Дж. Мэйоу, М. В. Ломоносов много раз наблюдали такое явление и пытались его объяснить. Благодаря исследованиям А. Сала, Р. Глаубера, О. Тахения, И. Кункеля, Р. Бойля и Н. Лемери, широко применявших химический анализ "мокрым путем", стали быстро накапливаться знания о реакциях между растворенными веществами. Тем самым получили дальнейшее развитие возникшие еще в античности представления о сродстве веществ. Парацельс установил, что ртуть взаимодействует с другими металлами с различной быстротой. А. Сала обнаружил в 1617 г., что по способности выпадать в осадок из солевых растворов при реакциях обмена металлы могут быть поставлены в ряд в определенной последовательности. В 1649 г. Глаубер "составил" ряд металлов в зависимости от их растворимости в кислотах. Г. Э. Шталь также исследовал (1697-1718 г.) растворимость металлов в кислотах и установил такую последовательность: цинк - железо - медь - свинец (или олово) - ртуть - серебро - золото. Особенности растворения Шталь объяснял на основе флогистонной теории, согласно которой металлы являются соединениями флогистона и "металлической земли". Чем быстрее флогистон отделяется от металла, тем быстрее растворяется металл. Металл при этом превращается в "металлическую землю".