Послание никифора митрополита киевского к князю владимиру, сыну всеволода, сына ярослава1. Никифор I, Митрополит Киевский "Никифор, киевский митрополит" в книгах

Ефрем (митрополит Киевский)

Митрополит Ефрем (XI век) - митрополит Киевский (1054/1055 - 1065 гг.).
О митрополите Ефреме сведений сохранилось немного. Известно, что по происхождению он грек.
Был киевским митрополитом с 1054/1055 г. по приблизительно 1065 год, являясь в то же время членом императорского сената с высоким придворным рангом πρωτοπροεδρος (возможно, даже protoproedros ton protosynkellon), как видно из надписи на принадлежащей ему свинцовой печати.

В 1055 г. Новгородский епископ Лука Жидята был оклеветан перед митрополитом Ефремом своим холопом. Митрополит вызвал Луку в Киев и осудил его. Через три года выяснилось, что епископа оклеветали, и митрополит Ефрем отпустил преосвященного Луку из заключения, а его клеветников строго наказал.

Георгий (митрополит Киевский)

Митрополит Георгий (XI век) - митрополит Киевский, вероятный автор «стязания с латиною», грек по происхождению.
По предположению Макария, Георгий занимал митрополичий престол в 1062-1077 гг., по мнению Филарета, в 1065-1073 гг.

Прибыл на Русь из Византии около 1062 г. Как явствует из греческих надписей на принадлежащих ему печатях («Господи, помози Георгию, митрополиту Росии и синкеллу»), одновременно являлся членом императорского сената в Константинополе и носил придворный титул «синкелл».
Имя митрополита Георгия упоминается в Повести временных лет под 1072 годом в рассказе о перенесении мощей Бориса и Глеба («митрополит же тогда бе Георгий»), и под 1073 годом («митрополиту Георгию тогда сущю в Гръцех» - то есть находящийся в Византии), а также в послании митрополита Нифонта Кирику Новгородцу, где имеется ссылка на правило «митрополита Георгья». «Не может, рече, того възборонити, аже приносять спасения хотяче души своей, еже творить и митрополита Георгья русьскаго напсавъша, а нету того никдеже».
Умер позднее 1073 года. Его преемник, митрополит Иоанн II, предположительно занял киевскую кафедру не позднее 1077 года.

Литературное наследие

Митрополит Георгий оставил заметный след в истории древнерусской книжности. Известно несколько сочинений, надписанных его именем.
Георгию приписывается произведение, известное в единственном списке конца XV века и названное там «Георгия митрополита киевьскаго стязание с латиною, вин числом 70» (нач.: «Понеже великый Констянтин от Христа приим царство…»). В «стязании» перечислено 27 («70» в заголовке - ошибка?) обвинений «латинян» в нарушении ими христианских догматов. Принадлежность «Стязания» Георгию ставится под сомнение А.С. Павловым, считающим его позднейшей компиляцией из послания митрополита Никифора Владимиру Всеволодовичу Мономаху и «Слова о вере крестьянской и латыньской» Феодосия Печерского. Е.Е. Голубинский приписывал Георгию также «Заповедь святых отец по исповедающимся сыном и дщерем», но эта атрибуция не признаётся основательной.

Иоанн II (митрополит Киевский)

Митрополит Иоанн II (ум. 1089 г.) - митрополит Киевский и всея Руси, святитель.
По происхождению грек, занимал киевскую кафедру в 1078-1089 гг.
Летописец называет его «добрым и кротким» и, вместе с тем, «хитрым в книгах и ученьи». Он известен двумя посланиями: 1) к папе Клименту и 2) к черноризцу Иакову.
Первое послание, сохранившееся во многих списках славянских, греческих и латинских, вызвано обращением антипапы Климента III, желавшего сблизиться с восставшими иерархами. Второе, сохранившееся только в славянских рукописях, канонического содержания.

Иоанн III (митрополит Киевский)

Митрополит Иоанн III - митрополит киевский и всея Руси, прибыл из Греции в 1089 г. с великой княжной Анной Всеволодовной.
Летописец говорит о нём: «Скопец, некнижен и умом прост». Он написал ответное обличительное послание папе, хранящееся в Московской патриаршей библиотеке. Был в Киеве недолго и ничем особым себя не проявил.
Дал согласие на участие киевской православной делегации в соборе в Бари (10-15 сентября 1089 года), созванном папой Урбаном II с целью примирения церквей. Члены этой миссии были в Бари на освящении перенесенной гробницы святого Николая Мирликийского.
Внешне он был до того худ и дряхл, что казался народу мертвецом.
Скончался в 1091 году.

Николай (митрополит Киевский)

Митрополит Николай (XI век - 1104 г.) - митрополит Киевский и всея России (1097-1104 гг.).
По происхождению грек. С 1097 года - митрополит Киевский и всея России. Его называют киевским чудотворцем.
Его имя упоминается только в двух летописных рассказах. По настоянию знати и граждан Киева Николай вместе со вдовой киевского князя Всеволода в ноябре 1097 года выступал в качестве посредника между соперничавшими князьями, что свидетельствует об определенной связи митрополита с общественной и политической жизнью Руси. Летом 1101 года Николай снова выступает поборником внутреннего мира.
В 1102 г. отозван в Грецию.
Умер в 1104 г.

Никифор I (митрополит Киевский)

Митрополит Никифор (XI век - 1121 г.) - киевский митрополит, автор посланий и поучений.

Родом из Суры Ликийской в Малой Азии. По происхождению грек.
Прислан на Русь Константинопольским патриархом в 1104 г. В Киев прибыл 6 декабря 1104 года (по другим источникам, 6 декабря 1103 года), а 18 декабря назначен на русскую митрополию.

Это был архипастырь «ученый» и «простой», ревностный к своему делу. При нём «ознаменовали себя многими чудесами» перенёсенные в новый храм святые мощи благоверных князей Бориса и Глеба; посетили Киев принесенные из Царьграда мощи великомученицы Варвары. По сохранившимся источникам его пастырской деятельности видно, что митрополит Никифор заботился о благе своей паствы.

В январе 1121 года митрополит Никифор скончался. У Макария (Булгакова) дата смерти - апрель 1121 года.

Литературное наследие

Написал (по-видимому, на греческом языке) несколько произведений нравоучительного характера, которые, вероятно, тогда же были переведены на русский язык. Они дошли до нас в сборниках, обычно в соединении с произведениями Мефодия Патарского, и на этом основании К.Ф. Калайдович допускал, что именно Н. и перевел сочинений Мефодия.
По спискам не ранее XVI века до нас дошли:
- Послание к Владимиру Всеволодовичу Мономаху о посте, о воздержании чувств («Благословен бог и благословено имя святое славы его…»);
- «Послание от Никыфора митрополита Киевского к Владимеру князю всея Руси, сыну Всеволожу, сына Ярославля» - о разделении церквей на восточную и западную («Въпрашал еси был, благородный княже, како отвержени быша латине…»), оба текста приведены в ВМЧ под 20 VI; ГИМ, Синод. собр., № 121, л. 444-450;
- Послание о латинянах к великому князю Ярославу Святополчичу («Послание от Никифора митрополита Киевского всея Руския земля, написание на латыну к Ярославу, князю муромскому, Святославичю, сына Ярославля о ересех»), помещено в ВМЧ под 31 VIII; ГИМ, Синод. собр., № 183, л. 588-593;
- поучение о посте, которое представляет собою распространение текста 1, встречается в разных редакциях с различными заглавиями и представлено многочисленными списками (иногда в сочетании с выдержками из других поучений о посте);
- Филарет атрибутировал Никифору также сказание о чудесах Бориса и Глеба. Поучения о посте дают важный материал для суждения о нравах в начале XII века, послания представляют собою ответы на вопросы князей о различиях между православной и католической церквями после их разделения после 1054 года (всего указано 20 расхождений) и с призывами отступить от следования «латинщине».

Никита (митрополит Киевский)

Митрополит Никита (XI век - 19 мая 1126 г.) - митрополит Киевский и всея Руси (1112-1126 гг.).

По происхождению грек. Прибыл из Царьграда в 1122 г. (у Строева, в 1120 году). С 15 октября 1122 года - митрополит Киевский.

Будучи митрополитом, он посвящал весной 1123 года владимиро-волынского епископа Симеона и 4 октября 1125 года переяславского епископа Марка. Переяславская кафедра в течение двух с половиной лет пустовала (после смерти епископа Сильвестра 12 апреля 1123 г.) вследствие отказа митрополита пойти навстречу Владимиру Мономаху, желавшему учредить в Смоленске, в котором сидел его внук Ростислав и который относился тогда к Переяславской епархии, самостоятельную кафедру. Владимир Мономах в свою очередь упорно отказывался утвердить нового кандидата на переяславскую кафедру. Лишь после смерти Владимира 19 мая 1125 года его сын Мстислав исполнил волю митрополита.

Скончался 19 мая (по Н. Д., 9 марта) 1126 года. После него около пяти лет кафедра митрополии русской оставалась праздною.

Михаил II (митрополит Киевский)

Был назначен и рукоположен в Константинополе и прибыл в Киев летом 1130 года. Уже в ноябре-декабре того же года он посвятил в новгородские епископы Нифонта, а в 1134-1136 гг. участвовал в учреждении Смоленской епархии.

Около 1134 года он прибыл в Новгород и именем Божиим удерживал новгородцев от вражды с ростовскими князьями. Но новгородцы не послушались митрополита и, задержав его у себя, выступили в поход. Однако потерпели поражение и, возвратившись из похода, отпустили митрополита.
С большим трудом Михаилу удалось покончить с неурядицами вокруг вакантной переяславской кафедры (1134-1141 гг.), которые возникли вследствие протестов против выделения из состава Переяславской епархии Смоленской земли; очередного переяславского епископа Евфимия Михаил смог рукоположить только в 1141 г.
В пору постоянных междоусобий при киевских князьях Ярополке Владимировиче (1132-1139 гг.) и Всеволоде Ольговиче (1139-1146 гг.) Михаил предпринимал небезуспешные попытки посредничества между соперничавшими князьями, хотя при этом и не смог избежать упреков в пристрастности. На рубеже 1134-1135 гг. он оказался даже на короткое время в заточении, что должно было препятствовать его посреднической деятельности.

Авторитет митрополита подрывался также его усилиями в поддержку провизантийской политики одной из коалиций русских князей (в первую очередь галицких и суздальских).
Участие в препирательствах по поводу киевского стола в 1145/1146 годах - последнее, что нам известно о политической деятельности Михаила. Во время интронизации Изяслава Мстиславича 13 августа 1146 году его уже не было в Киеве.

На основании послания можно догадываться, что Михаил сложил с себя сан митрополита (отписался митрополии) в ходе кризиса, виновником которого, по-видимому, был он сам. При этом он напоминал об исконных правах Константинополя, чтобы избежать осложнений с назначением своего преемника. Поскольку как раз в 1145 году Михаил находился с каноническим визитом в Византии, то, возможно, последовавшие вскоре события в Киеве были одной из причин его отказа от возвращения туда. Скончался в 1145 году.

Родом из Суры Ликийской в Малой Азии. По происхождению грек.

При нём «ознаменовали себя многими чудесами» перенёсенные 2 мая 1115 года в новый храм святые мощи благоверных князей Бориса и Глеба ; посетили Киев принесенные из Царьграда мощи великомученицы Варвары . По сохранившимся источникам его пастырской деятельности видно, что митрополит Никифор заботился о благе своей паствы. Считается, что именно он основал в Полоцке епархию, назначил 13 декабря 1105 года епископа Мину.

Литературное наследие

Написал (по-видимому, на греческом языке) несколько произведений нравоучительного характера, которые, вероятно, тогда же были переведены на русский язык. Они дошли до нас в сборниках, обычно в соединении с произведениями Мефодия Патарского , и на этом основании К. Ф. Калайдович допускал, что именно Никифор и перевёл сочинения Мефодия.

По спискам не ранее XVI века до нас дошли:

  • Послание к Владимиру Всеволодовичу Мономаху о посте, о воздержании чувств («Благословен бог и благословено имя святое славы его…»);
  • «Послание от Никыфора митрополита Киевского к Владимеру князю всея Руси, сыну Всеволожу, сына Ярославля» - о разделении церквей на восточную и западную («Въпрашал еси был, благородный княже, како отвержени быша латине…»), оба текста приведены в ВМЧ под 20 VI; ГИМ, Синод. собр., № 121, л. 444-450;
  • Послание о латинянах к великому князю Ярославу Святополчичу («Послание от Никифора митрополита Киевского всея Руския земля, написание на латыну к Ярославу, князю муромскому, Святославичю, сына Ярославля о ересех»), помещено в ВМЧ под 31 VIII; ГИМ, Синод. собр., № 183, л. 588-593;
  • поучение о посте, которое представляет собою распространение текста 1, встречается в разных редакциях с различными заглавиями и представлено многочисленными списками (иногда в сочетании с выдержками из других поучений о посте);
  • Филарет атрибутировал Никифору также сказание о чудесах Бориса и Глеба. Поучения о посте дают важный материал для суждения о нравах в начале XII века, послания представляют собою ответы на вопросы князей о различиях между православной и католической церквями после их разделения после 1054 года (всего указано 20 расхождений) и с призывами отступить от следования «латинщине».

Никифор (ск. 1121), митрополит Киевский (1104-21), грек по происхождению, родом из г. Ликии Малоазийской. Играл заметную роль в событиях начала XII века. Участвовал в канонизации Феодосия Печерского в 1108 году, в перенесении мощей Бориса и Глеба в каменную церковь в Вышгороде в 1115 году. Наиболее тесные отношения сложились у Никифора с кн. Владимиром Всеволодовичем Мономахом . Есть основания считать, что митрополит был одним из главных инициаторов приглашения в 1113 Владимира Мономаха на княжение в Киев, т. к. именно он возглавлял торжественную встречу нового великого князя.

С. Перевезенцев

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа .

Никифор (ум. 1121) - киевский митрополит в 1103-1121 годы, грек по национальности. В 1113 году участвовал в решении вопроса о приглашении князя Владимира Мономаха для подавления восстания в Киеве. Автор 2 антикатолических посланий, обращенных к князю Владимиру Мономаху и волынскому князю Ярославу Святополковичу, а также послания к князю Владимиру Мономаху с предостережением его от поспешных опал, происходивших из-за доверия к клеветникам. Последнее послание является ценным источником для характеристики внутренней политики Владимира Мономаха и его личности.

В. Д. Назаров. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. - М.: Советская энциклопедия. 1973-1982. Том 10. НАХИМСОН - ПЕРГАМ. 1967.

Литература: Голубинский Е., История рус. церкви, 2 изд., т. 1, ч. 1, М., 1901.

Никифор (2-я пол. 11 в., Ликия, Малая Азия – 1121, Киев) – митрополит Киевский, автор посланий и поучений. Родом из Византии. Учился в Константинополе, как мыслитель сформировался в интеллектуальной среде, в которой господствовали идеи Михаила Пселла . Под 1104 летопись сообщает о поставлении Никифора митрополитом Руси. До нас дошло пять произведений, принадлежащих перу Никифора: два адресованы Владимиру Мономаху («Послание о посте и о воздержании чувств», «Послание от Никифора, Митрополита Киевского, к Владимиру, князю всея Руси... о разделении церквей на восточную и западную»), одно – волынскому и муромскому князю Ярославу Святославичу («Написание на латыну к Ярославу о ересях»), одно – не названному по имени князю и одно поучение, приуроченное к неделе сыропустной. В «Послании о посте и о воздержании чувств» тема поста служит поводом для отвлеченных философско-богословских размышлений о проблемах онтологии, гносеологии, психологии, этики и политики. В канву догматических рассуждений искусно вплетены экскурсы в античную мудрость. Касаясь соотношения души и плоти, телесного и бесплотного, Никифор исходит из принципа тесного взаимодействия души и тела, причем взаимодействия обоюдного. Душа взаимодействует с миром через слуг, коими являются пять чувственных телесных органов (очи, слух, обоняние, осязание и «вкушение»). На основании данных чувств «князь»-разум способен познать мир, а правильное использование разума ведет к разумению Бога . Источником знаний, в т.ч. и о божественном, оказываются чувства и разум. В послании создан идеальный образ государства, уподобленного некоей антропоморфной модели, где тело страны подчинено властной душе. Руководство осуществляет ум, символизирующий княжескую власть. Он действует через своих слуг, которые уподобляются органам чувств – глазам, ушам или рукам власти. В целом моделируется образ социального организма, действующего по законам живого, по общему с живыми разумными существами принципу гармонии духовного и плотского начал.

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин , А.А. Гусейнов , Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. III, Н – С, с. 86-87.

Никифор (2-я пол. XI в. - 1121) - религиозный писатель и мыслитель, митрополит Киевский. Родом из Ликии (Малая Азия). На формирование его взглядов несомненно оказал влияние Михаил Пселл (1018-1096/1097), возглавлявший константинопольскую философскую школу, в то время, когда Никифор проходил обучение в столице Византии. Творчество Никифора несет на себе явный отпечаток платонизма, столь характерного для Пселла и его окружения. Следуя традициям теологического рационализма, Никифор примирял философию с богословием, используя идеи древних философов для обоснования доктрин православия. Никифор вряд ли принадлежал к византийской элите, ибо получил хотя и важное в политическом плане, но непрестижное назначение в далекую, едва затронутую христианизацией страну. О деталях карьеры Никифора на Руси мы имеем весьма скудные сведения. Будучи избран князем и собором епископов митрополитом в 1096 году (до этого был епископом Полоцким), он до самой смерти выполнял обязанности верховного пастыря.

До нас дошло пять принадлежащих перу Никифора произведений: два адресованы Владимиру Мономаху («Послание о посте и о воздержании чувств», «Послание от Никифора митрополита Киевского к Владимиру князю всея Руси... о разделении церквей на восточную и западную»), одно волынскому князю Ярославу Святополковичу («Написание на латыну к Ярославу о ересях»), одно - неназванному по имени князю и одно поучение, приуроченное к неделе сыропустной. В целом это довольно цельная подборка наставлений, касающихся религиозного значения поста и опасности латинства. Вместе с тем творческую манеру Никифора отличает не внешний риторический блеск и не назидания по множеству частных религиозных вопросов, но глубокая проработка доктринальных проблем, а также тонкий, витиеватый, понятный только подготовленному человеку ход мыслей. Так, в «Послании о посте и о воздержании чувств» тема поста служит лишь поводом для отвлеченных философско-богословских рассуждений, в канву которых искусно вплетены экскурсы в античную мудрость, «хитрословесные» рассуждения о соотношении души и тела, природе добра и зла.

Решая проблему соотношения души и плоти, телесного и бесплотного, а в конечном счете, понимания божественного и земного, Никифор развивает мысль о двойственности бытия, Разумное и духовное начало характеризуется им как божественное и бесплотное по своему естеству, плотское же начало наделяется неразумными греховными качествами. В отличие от довольно распространенной дуальной церковной трактовки, сводившей оба начала к состоянию противоборства и изолированного самобытия, автор «Послания» исходит из принципа тесного их взаимодействия, уравнивающего материю и дух. Примером такого благодатного взаимодействия и является, по его мнению, пост, легкой пищей укрощающий телесные страсти и открывающий духу власть над телом. Сближая дух и плоть, Никифор делает вывод, что проявление зла как качества тварного мира тесно перемешано с добром как свойством мира духовного. Зло и добродетель, по его убеждению, так же неразделимы в бытии, как в сущностном плане неразрывны материальное и духовное. Таким ходом мысли дуальность мироздания, на которой зиждется доктрина ортодоксальности христианства, в значительной степени преодолевается, и автор в соответствии с принципами платонизма встает на позицию гармонизированного восприятия бытия. Эта же онтология лежит в основе трактовки механизма познания. Душа, по Никифору, взаимодействует с миром через слуг, коими являются пять чувственных телесных органов (очи, слух, обоняние, осязание и «вкушение»). Бесплотная душа помещается в голове вместе с умом - «воеводой чувств и светлым разумным оком». «Князь» и «воевода» чувств - это образные уподобления разума, определяющие высшее качество души. На основании данных чувств «князь» - разум способен познать невидимый мир, а правильное использование разума ведет к разумению Бога. Механизм познания бестелесного и неосязаемого сводится к формуле - «по творению познай Творца». Источником знаний, в т. ч. и о божественном, оказываются чувства и разум. Характерно, что в тексте откровение вообще не фигурирует в качестве источника знания. В Послании Никифора отразилось платоновское учение о трехчастной душе, которое позднее получило широкую известность на Руси благодаря творениям Иоанна Дамаскина.

Высшая сила души представлена «словесным» началом, т. е. умом, который руководит поведением человека. «Яростное», или чувственное, начало управляет страстями и эмоциями. Это требующий подавления источник низменных инстинктов, возбудитель злобы, зависти и других осуждаемых с нравственных позиций страстей. «Желанное» начало отождествляется с волей, которая направляет человеческие действия. С помощью воли разумное начало управляет инстинктивной сферой «яростного», нуждающегося в подавлении. Хотя в иерархическом членении трех душевных сил разуму отводится верховное место, он определяется источником как благоверия, так и зловерия, обнажающего «болезнь разума». С другой стороны, не все «яростные» инстинкты порочны, например, богоугоден праведный гнев, направленный против зловерия. Связующим звеном между высшими и низшими силами души является воля. Взаимодействие всех душевных сил направлено на гармонизацию бытия, на преодоление его разорванности. В оценках поступков и событий Никифор, по-видимому, склонялся к фатализму. Напр., рисуя в комплиментарных чертах высокий нравственный облик Мономаха, митрополит приписывает все его достоинства божественному предопределению. В Послании создан идеальный образ государства, уподобленного некоей антропоморфной модели, где тело страны подчинено властной душе. Руководство осуществляет ум, символизирующий княжескую власть. Он действует через своих слуг, которые уподобляются органам чувств.

В основу идеального образа государственного организма Никифор закладывает общий с живыми разумными существами принцип гармонизации духовного и плотского начал. Поэтому пост так же плодотворно может повлиять на совершенствование и исправление властной души (т. е. на поступки князя), как он влияет на очищение человеческих душ. Переключаясь с теории на конкретно-исторический план, Никифор дает оценку правления Мономаха, анализирует конкретные действия власти, исходя из сформулированных им принципов Автор предупреждает, что власть в грехе проявляет себя как грубая телесная сила, яростное начало которой призваны сдерживать религиозные предписания и советы духовных наставников. Античный след, оставленный Никифором в культуре Древней Руси, - свидетельство причастности древнегреческие традиции к отечественной мысли. Мировоззренчески родственные «Посланию» Никифора идеи содержались в логико-философских главах «Изборника 1073 года», в «Шестодневе» Иоанна экзарха Болгарского, и ряде др. текстов. Они характеризовали веротерпимое, жизнеутверждающее, открытое знаниям течение мысли, враждебное мистическому и иррационалистическому направлению в древнерусском христианстве.

В.В. Мильков

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина . Сост. П.П. Апрышко , А.П. Поляков . – М., 2014, с. 414-415.

Сочинения: Послания митрополита Никифора. М., 2000; Творения митрополита Никифора. М., 2006; Соч. митрополита Никифора / ггодгот. текста В. В. Милькова, С. В. Мильковой, перев. С. М. Полянского, коммент. В. В. Милькова, С. В. Мильковой, А. И. Макарова, С. М. Полянского//Митрополит Никифор (Сер. «Памятники древнерусской мысли»: исследования и тексты. Вып. V). Спб., 2007.

Литература: Клайдович К. Ф. Русские достопамятности. М., 1815. Ч. I. С. 59-75; Он же. Памятники российской словесности XII века. М., 1821. С. 157-163; Макарий. История русской церкви. Спб., 1868. Т. 2. С. 320-330; Голубинский Е. Е. История русской церкви. Т. 1, 1-я пол. М. 1901. С. 857-859; Златоструй. М., 1990. С. 170-178; Орлов А. С. Владимир Мономах. М.; Л., 1946. С. 47-53; Громов М. Н. Об одном памятнике древнерусской письменности XII века // Вестник Московского ун-та. Сер. 7. Философия. 1975. № 3. С. 58-67; Громов М. К. Козлов Н. С. Русская философская мысль Х-Х VII веков. М., 1990. С. 82-87; Полянский С. М. Религиозно-философская проблематика в «Послании о посте» митрополита Никифора // Философские и богословские идеи в памятниках древнерусской мысли. М., 2000. С. 270-306; Он же. Богословско-философские взгляды митрополита Никифора // Древняя Русь: вопросы медиевистики. 2001. № 2. С. 97-108; Мильков В. В., Полянский С. М. Никифор - выдающийся мыслитель Древней Руси // Митрополит Никифор (Сер. «Памятники древнерусской мысли»: исследования и тексты Вып. V). Спб., 2007.

Голубинский Е. Е. История русской церкви. Т. 1, 1-я пол. М. 1901. С. 857-859;

Голубинский Е.Е. История Русской Церкви, т. 1, 1-я пол. М., 1902;

Громов M.H. Об одном памятнике древнерусской письменности 12 в. – «Вестник Московского университета. Сер. 7. Философия», 1975, №3.

Клайдович К. Ф. Русские достопамятности. М., 1815. Ч. I. С. 59-75;

Клайдович К. Ф. Памятники российской словесности XII века. М., 1821. С. 157-163;

Макарий. История русской церкви. Спб., 1868. Т. 2. С. 320-330;

Златоструй. М., 1990. С. 170-178;

Орлов А. С. Владимир Мономах. М.; Л., 1946. С. 47-53;

Громов М. Н. Об одном памятнике древнерусской письменности XII века // Вестник Московского ун-та. Сер. 7. Философия. 1975. № 3. С. 58-67;

Громов М. К. Козлов Н. С. Русская философская мысль Х-Х VII веков. М., 1990. С. 82-87;

Полянский С. М. Религиозно-философская проблематика в «Послании о посте» митрополита Никифора // Философские и богословские идеи в памятниках древнерусской мысли. М., 2000. С. 270-306;

Полянский С. М. Богословско-философские взгляды митрополита Никифора // Древняя Русь: вопросы медиевистики. 2001. № 2. С. 97-108;

Мильков В. В., Полянский С. М. Никифор - выдающийся мыслитель Древней Руси // Митрополит Никифор (Сер. «Памятники древнерусской мысли»: исследования и тексты Вып. V). Спб., 2007.

Митрополит Киевский.
По происхождению грек.
Родом из Суры Ликийской (в Малой Азии).
Прислан в Россию Константинопольским патриархом. В Киев прибыл 6 декабря 1104 года (по другим источникам, 6 декабря 1103 года), а 18 декабря назначен на русскую митрополию.
Это был архипастырь "ученый" и "простой", ревностный к своему делу. При нем Русская Церковь прославлена несколькими знамениями любви небесной: ознаменовали себя многими чудесами перенесенные в новый храм святые мощи благоверных князей Бориса и Глеба; посетили Киев принесенные из Царьграда мощи великомученицы Варвары.
По сохранившимся источникам его пастырской деятельности видно, что митрополит Никифор был человек, ревностно заботившийся о благе своей паствы. После него сохранилось несколько письменных посланий и поучений. Свои поучения, по незнанию русского языка, он не произносил сам, а, написавши их по-гречески, поручал переводить их и произносить в церкви. Замечательным является его "Поучение в Неделю сыропустную в церкви ко игуменам и ко всему иерейскому и диаконскому чину и к мирским людям". Причина, побудившая митрополита написать это поучение, заключалась не только в сознании своего пастырского долга, но и в обычае Церкви Греческой перед наступлением поста предлагать особое поучение своей пастве. В поучении в Неделю сыропустную митрополит Никифор призывает слушателей к покаянию и исправлению в наступающие дни поста и показывает, что истинный пост состоит в воздержании не от мяса овцы или других животных, но от обид и оскорблений ближних, от лихвы, неправедной мзды, тяжкого роста, в частности, предостерегает от пьянства.
Тон поучения, равно как и всех его посланий, показывает в митрополите Никифоре умного и осторожного человека, который, поучая людей и указывая на их пороки, в то же время опасается оскорбить кого-либо и войти в неприязненные отношения.
В январе 1121 года митрополит Никифор скончался (У Макария (Булгакова) дата смерти - апрель 1121 года (см. т. 2, с. 135)).
Труды:
Послание к Владимиру Всеволодовичу Мономаху о посте, о воздержании чувств // Калайдович К. Ф. Русские достопамятности. - М., 1815. - Ч. 1, с. 59-75 (1-е послание по сп. XVI в. ГИМ, Синод, собр., № 496 с вариантами по другим спискам); Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви: в 9 т. - М., 1994-1997. - Т. 2, с. 219-222. Послание от Никифора, митрополита Киевского к Владимиру князю всея Руси, сыну Всеволодову о разделении Церквей на восточную и западную ("Въпрашал еси был, благородный княже, како отвержени быша латине...") // Памятники российской словесности XII века. - М., 1821, с. 157-163.
Послание о латинянах к великому князю Ярославу ("Послание от Никифора митрополита Киевского всея Русский земля, написание на латыну к Ярославу, князю муромскому, Святославичю, сына Ярославля о ересех") // Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви: в 9 т. - М., 1994-1997. - Т. 2, с. 218-219; 564-568.
Поучение митрополита Никифора в неделю сыропустную // Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви: в 9 т. - М., 1994- 1997. - Т. 2, с. 222-224; 569-571. Послание митрополита Никифора о латинах к неизвестному князю // Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви: в 9 т. - М., 1994-1997. - Т. 2, с. 216-218; 560-564.
Литература:
Поторжинский М. А. История русской церковной проповеди в биографиях и образцах с половины IX-XIX вв. - 2-е изд. - Киев, 1891, с. 66.
Попов А. Н. Историко-литературный обзор древнерусских полемических сочинений против латинян (XI-XV вв.). - М., 1878 (1875). Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви: в 12 т. - СПб., 1864-1886. - Т. 2, с. 16; Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви: в 9 т. - М., 1994- 1997. - Т. 2, с. 135, 216-224, 240, 242. Голубинский Е. Е. История Русской Церкви: в 2 т. - М., 1900-1911. - Т. 1, первая половина, с. 287, 857, 858.
Павлов А. С. Критические опыты по истории древнейшей греко-русской полемики против латинян. - СПб., 1878.
Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. - Киев, 1913, с. 1402. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. - СПб., 1877, с. 1.
Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения. - СПб., 1899, с. 407.
Филарет (Гумилевский), архиепископ. Обзор русской духовной литературы: в 2 кн. - 3-е изд. - СПб., 1884, с. 28-30. Летопись по Ипатьевскому списку // Изд. Археографической комиссии. - 2-е изд. - СПб., 1908, № 8. См. также: Полное собрание русских летописей: в 24 т. // Издано Археографическою комиссиею. - СПб., 1841-1921. Православное обозрение. - М., 1870, январь, с. 105.
Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988-1888. Епархии и архиереи. - М., 1888, с. 12.
Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. - СПб., б. г. - Т. 2, с. 1646. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. - СПб., 1890-1907. - Т. 21 (кн. 41), с. 84.
Русский биографический словарь: в 25 т. - СПб.; М., 1896-1913. - Т. 11, с. 336. Колесов В. В. Никифор // Словарь книжников и книжности Древней Руси. - Л., 1987. - Вып. 1, с. 278-279.


Смотреть значение Никифор I, Митрополит Киевский в других словарях

Митрополит — митрополита, м. (греч. metropolites) (церк.). Высшее звание православных епископов.
Толковый словарь Ушакова

Митрополит М. — 1. Высший почетный титул некоторых епископов в православной и католической церкви, управляющих крупными епархиями. 2. Духовное лицо, имеющее такой титул.
Толковый словарь Ефремовой

Назаренко Никифор Трофимович — (ок. 1882 - ?). Социал-демократ. Из крестьян. Член РСДРП с 1906. Образование среднее. В конце 1921 жил в Красноярской губ., работал заместителем председателя потребительского........
Политический словарь

Митрополит — -а; м. [греч. metropolitēs] В православной церкви: титул некоторых епископов, управляющих особо древними или обширными епархиями; лицо, носящее этот титул. М. Коломенский.
◁........
Толковый словарь Кузнецова

— основан в 1930. Готовитархитекторов и инженерные кадры по основным специальностям строительства.В 1989 ок. 10 тыс. студентов.

— основан в 1933. Готовитинженерные кадры по основным специальностям авиационной техники иэксплуатации аэропортов. В 1990 ок. 10,6 тыс. студентов.
Большой энциклопедический словарь

— имени академика А. А. Богомольца - основан в1841 как факультет Киевского университета; с 1920 самостоятельный вуз.Готовит врачей основных лечебных специальностей, гигиенистов........
Большой энциклопедический словарь

Киевский Музей Западного И Восточного Искусства — крупнейшее на Украинесобрание произведений зарубежного искусства. Основан в 1919. Памятникиискусства древности, Зап. Европы, Ближнего и Дальнего Востока.
Большой энциклопедический словарь

Киевский Музей Русского Искусства — основан в 1922 как Киевская картиннаягалерея, в 1934-36 отдел русского искусства Художественного музея.Собрание древнерусского (иконы 13-17 вв.), русского (живопись и скульптура18........
Большой энциклопедический словарь

— основан в 1920. Готовит учителей дляначальной и средней школы, воспитателей, педагогов-дефектологов и др. В1990 ок. 13,8 тыс. студентов.
Большой энциклопедический словарь

— один из крупнейших вузов Украины,центр технических наук. Основан в 1898. Готовит кадры по машино- иприборостроительным, энергетическим, химическим, технологическим и........
Большой энциклопедический словарь

Киевский Русский Драматический Театр — имени Леси Украинки. Ведет начало оттеатра Соловцова (1891). Открыт в 1926 - с 1966 академический.
Большой энциклопедический словарь

Киевский Украинский Драматический Театр — им. И. Я. Франко - основан в 1920в Виннице. С 1923 в Харькове, с 1926 в Киеве, с 1940 академический.
Большой энциклопедический словарь

Киевский Университет — имени Тараса Григорьевича Шевченко - один изкрупнейших университетов Украины, научный центр. Основан в 1834. Готовиткадры по математическим, физическим, химическим, биологическим,географическим,........
Большой энциклопедический словарь

Митрополит — (греч. metropolites) - в ряде христианских церквей один извысших санов архиереев. Глава крупной епархии, подчинен патриарху.
Большой энциклопедический словарь

Никифор — (Зевин - Зебин) Кесарийский (Палестинский) (ум. 308), христианскиймученик, пострадавший в гонение императора Максимиана Галерия. Память вПравославной церкви 13 (26) ноября.
Большой энциклопедический словарь

— им. 50-летия Великой Октябрьской социалистической революции (КПИ) Мин-ва высшего и среднего спец. образования УССР - осн. в 1898, c 1967 - им. 50-летия Великой Октябрьской социалистич.........
Горная энциклопедия

Алексий, Митрополит — (между 1293-98 - 1378 гг.) - русский святой. Сын черниговского боярина Федора Бяконта. Пострижение принял в 1304 году в московском Богоявленском монастыре. В 1340 году назначен........
Исторический словарь

Алексий, Митрополит Московский И Всея Руси (ск. 1378) — в миру Елевферий, происходил из семьи черниговских бояр, переселившихся в Москву. Уже в пятнадцать лет он принял монашеский постриг и поступил в Богоявленский монастырь,........
Исторический словарь

Басенков Никифор — Басенков (Никифор) - сын Феодора Васильевича Басенка, был окольничим при Иоанне Васильевиче и ездил в качестве посла к хану Ахмату в 1474 году, которому так понравился........
Исторический словарь

Белгород Киевский — древнерусский город-крепость в 10-13 вв., на правом берегу реки Ирпень. Основан князем Владимиром I для защиты Киева с Юго-Запада, В 997 выдержал осаду печенегов. В 12 в. центр........
Исторический словарь

Борисяк Никифор Дмитриевич — Борисяк, Никифор Дмитриевич, - геолог (1817 - 1882), с 1852 г. профессор Харьковского университета, ревностный исследователь геологического строения юга России, в особенности........
Исторический словарь

Варлаам (митрополит Новгородский) — Варлаам, митрополит новгородский, с 1592 года по 1601 г. Погребен в новгородском Софийском соборе. В "Исторических актах" (т. I) напечатано его увещание валаамским старцам........
Исторический словарь

Варлаам (молдавский Митрополит) — Варлаам - молдавский митрополит (умер в 1653 г.), самый выдающийся из церковных деятелей XVII века борец за права национального клира и против вероучений, которые были особенно........
Исторический словарь

Василий Киевский Григорович-барский — Василий Киевский (Григорович-Барский) - русский паломник-пешеходец (1701 - 47). Желая поступить в киево-могилянскую академию, он, тайком от отца, явился к ее префекту, Феофану........
Исторический словарь

Георгий (митрополит Киевский) — Георгий - митрополит киевский, грек, упоминаемый под 1072 - 73 г. Ему приписывается компилятивное полемическое сочинение: "Стязание с Латиною". Издано в "Истории русской........
Исторический словарь

Геронтий (митрополит Московский) — Геронтий - митрополит московский (1473 - 1489), поставленный из епископов коломенских. В 1479 г. им был освящен в Москве соборный храм Успения Богоматери. По этому поводу на........
Исторический словарь

Геронтий (митрополит) — Геронтий, митрополит, в 1308 г. был послан великим князем Михаилом Ярославичем на утверждение константинопольского патриарха Афанасия. Последний не утвердил Геронтия,........
Исторический словарь

Даниил (митрополит Московский И Всея Руси) — Даниил - митрополит московский и всея Руси в 1522 - 1539 годах, ученик и преемник по игуменству Иосифа Волоцкого, вождь иосифлян в борьбе с заволжскими старцами. На митрополичьем........
Исторический словарь

Звенигород Киевский — древнерусский город-крепость, защищавший подступы к Киеву с юго-востока. В летописи упоминается впервые как место ослепления кн. Василька Ростиславича. Точное местонахождение........
Исторический словарь

Родом из Суры Ликийской в Малой Азии. По происхождению грек.

Прислан на Русь Константинопольским патриархом в 1104 году. В Киев прибыл 6 декабря 1104 года (по другим источникам, 6 декабря 1103 года), а 18 декабря назначен на русскую митрополию.

Это был архипастырь «ученый» и «простой», ревностный к своему делу. При нём «ознаменовали себя многими чудесами» перенёсенные в новый храм святые мощи благоверных князей Бориса и Глеба; посетили Киев принесенные из Царьграда мощи великомученицы Варвары. По сохранившимся источникам его пастырской деятельности видно, что митрополит Никифор заботился о благе своей паствы.

В январе 1121 года митрополит Никифор скончался (У Макария (Булгакова) дата смерти - апрель 1121 года.

Литературное наследие

Написал (по-видимому, на греческом языке) несколько произведений нравоучительного характера, которые, вероятно, тогда же были переведены на русский язык. Они дошли до нас в сборниках, обычно в соединении с произведениями Мефодия Патарского, и на этом основании К. Ф. Калайдович допускал, что именно Н. и перевел сочинений Мефодия.

По спискам не ранее XVI века до нас дошли:

  • Послание к Владимиру Всеволодовичу Мономаху о посте, о воздержании чувств («Благословен бог и благословено имя святое славы его…»);
  • «Послание от Никыфора митрополита Киевского к Владимеру князю всея Руси, сыну Всеволожу, сына Ярославля» - о разделении церквей на восточную и западную («Въпрашал еси был, благородный княже, како отвержени быша латине…»), оба текста приведены в ВМЧ под 20 VI; ГИМ, Синод. собр., № 121, л. 444-450;
  • Послание о латинянах к великому князю Ярославу Святополчичу («Послание от Никифора митрополита Киевского всея Руския земля, написание на латыну к Ярославу, князю муромскому, Святославичю, сына Ярославля о ересех»), помещено в ВМЧ под 31 VIII; ГИМ, Синод. собр., № 183, л. 588-593;
  • поучение о посте, которое представляет собою распространение текста 1, встречается в разных редакциях с различными заглавиями и представлено многочисленными списками (иногда в сочетании с выдержками из других поучений о посте);
  • Филарет атрибутировал Никифору также сказание о чудесах Бориса и Глеба. Поучения о посте дают важный материал для суждения о нравах в начале XII века, послания представляют собою ответы на вопросы князей о различиях между православной и католической церквями после их разделения после 1054 года (всего указано 20 расхождений) и с призывами отступить от следования «латинщине».